Задержка психического развития (зпр) с точки зрения нейропсихолога

Введение

ВВЕДЕМ ПОНЯТИЯ:

ОТРАЖЕНИЕ
— (СЛЕД ВОЗДЕЙСТВИЯ)

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО
ОБЪЕКТА В СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ
ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ОБЪЕКТА. СИСТЕМА
ВОЗДЕЙСТВИЙ М/Б — АССИМИЛЯЦИЯ И
ДИССИМИЛЯЦИЯ.

РАЗДРАЖИМОСТЬ
(КАК ОТРАЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ)
ЭТО СПОСОБНОСТЬ
ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ РЕАГИРОВАТЬ НА
БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ. КОГДА
КОРНИ РАСТЕНИЯ РАЗДРАЖИМЫ ПО ОТНОШЕНИЮ
К ПИТАТЕЛЬНЫМ ВЕЩЕСТВАМ, КОТОРЫЕ
СОДЕРЖАТСЯ В ПОЧВЕ, ТОГДА ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ
С РАСТВОРОМ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ ОНИ НАЧИНАЮТ
ИХ ВСАСЫВАТЬ.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
ЭТО СПОСОБНОСТЬ
ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ОТРАЖАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ. Т.Е. ТАКИЕ
ВИДЫ ЭНЕРГИИ ИЛИ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ,
КОТОРЫЕ НЕ УЧАСТВУЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО
В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, НО ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНО
УСТОЙЧИВЫЕ В БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМИ
РАЗДРАЖИТЕЛЯМИ. САМИ
ПО СЕБЕ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕ ПОЛЕЗНЫ И НЕ ВРЕДНЫ; ИМИ
ЖИВОТНОЕ НЕ ПИТАЕТСЯ , ОНИ НЕ РАЗРУШАЮТ
ЕГО ОРГАНИЗМ. НАПРИМЕР, ЗВУКОМ НЕ ПИТАЕТСЯ
НИ ОДНО ЖИВОТНОЕ, РАВНО КАК ОТ ЗВУКА
ОБЫЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ЖИВОТНОЕ НЕ
ПОГИБАЕТ. НО ЗВУКИ В ПРИРОДЕ — ВАЖНЕЙШИЕ
СИГНАЛЫ ЖИВОЙ ПИЩИ ИЛИ ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ
ОПАСНОСТИ (КОТОРЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫ),
ПОЭТОМУ РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ДАЕТ БОЛЕЕ
ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО,

ОТРАЖАТЬ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОЛЕЗНЫМ.

Процессы

Структура психики – это сложная система

Она включает в себя еще одно немало важное понятие — «психические процессы»

Они представляют собой группу особых явлений, которые условно можно выделить из целостной структуры психики. Отделение таких компонентных единиц – это обобщающее разделение без особых категорических отличий. Другими словами – оно сугубо условное. Они появились из-за существования воздействия со стороны механистических представлений об устройстве психики с точки зрения ученых-психологов и психиатров.

Психические явления различают по длительности и делят на три группы: п-кие процессы, состояния и свойства.

Психические процессы выделяются среди всех тем, что они протекают очень быстро и являются кратковременными. Это определенный актуальный отклик на происходящее вокруг.

Современные утверждения науки говорят о том, что п-кие процессы, во всем своем многообразии, сливаясь, образуют структуру того, что человек называет психикой. Разделение по психологическим процессам гипотетическое, поэтому весомых аргументов пока не имеет. На сегодняшний день в мире происходит разработка интегративных подходов к психике. Все процессы стараются классифицировать по двум типам: педагогическому и пропедевтическому. Эти две стези должны находиться в рамках меры развития науки.

Веккер выделял 2 уровня организации психических процессов. Первый он связывал с рядом нервных процессов, которые организуются нейронными связями. Они выделяются лишь иногда в сознании личности, так как все происходят на уровне подсознания, поэтому определить их сложно. Второй уровень – это связывание подсознательных процессов с сознательными, их анализ и установление взаимосвязей для создания целой картины.

Человеческая психика взаимно связывает, например, такие процессы, как память, внимание, мышление, восприятие. Существует множество аналогичных способностей нашего мозга

Среди них выделяют: познавательные (ощущения, представления, память, мышление, восприятие, ресурсы внимания, речь и воображение), эмоциональные (чувства, эмоции, устойчивость и восприятие стресса, аффекты) и волевые (борьбе между мотивами, постановка цели и способность принимать решение).

Профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.

  • Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
  • Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной.
  • Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
  • При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.

Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире.

I стадия.На стадии
элементарной чувствительности (психики)
животное реагирует только на отдельные
свойства предметов внешнего мира и его
поведение определяется врожденными
инстинктами (питания, самосохранения,
размножения и т. п.); (жгутиковые, губки,
простейшие, кишечнополостные,
многоклеточные беспозвоночные и
некоторые виды позвоночных).

II стадия. На стадии
предметного восприятия (перцептивной
психики), отражение действительности
осуществляется в виде целостных образов,
предметов, и животное способно обучаться,
появляются индивидуально приобретенные
навыки поведения. (большинство позвоночных
животных; все млекопитающие).

III стадия.На стадии интеллекта
возникает способность животного отражать
межпредметные связи, отражать ситуацию
в целом, в результате животное способно
обходить препятствия, «изобретать»
новые способы решения двухфазных задач,
требующих предварительных подготовительных
действий для своего решения. Интеллектуальное
поведение животных не выходит за рамки
биологической потребности, действует
только в пределах наглядной ситуации
(человекоподобные обезьяны).

Психика человека– качественно
более высокий уровень, чем психика
животных (Homo sapiens – человек разумный).
Психика, в своем наивысшем развитии,
становится сознанием.

Сознание– наивысшая форма развития
психики.

Сознание, разум человека развивались
в процессе трудовой деятельности,
которая возникает в силу необходимости,
осуществления совместных действий для
добывания пищи при резком изменении
условий жизни первобытного человека.
И хотя видовые биолого-морфологические
особенности человека устойчивы уже в
течение 40 тысячелетий, развитие психики
человека происходило в процессе трудовой
деятельности. Таким образом, материальная,
духовная культура человечества – это
объективная форма воплощения достижений
психического развития человечества.

В процессе исторического развития
общества, человек изменяет способы и
приемы своего поведения, трансформирует
природные задатки и функции в высшие
психические функции
– специфически
человеческие, общественно-исторически
обусловленные формы памяти, мышления,
восприятия (логическая память,
абстрактно-логическое мышление),
опосредованные применением вспомогательных
средств, речевых знаков, созданных в
процессе исторического развития.Единство высших психических функцийобразуетсознаниечеловека.

Информационная

Она неразрывно связанна с коммуникацией. Ведь только с помощью общения можно оповестить о надвигающейся опасности, описать ситуацию, предмет, рассказать о планируемых целях и задачах.

Вся информация знакова для психики. Она нагружается смыслом и передается по каналам связи прямо в мозговой центр.

На этой основе возникли различные языки для передачи информации в межличностном общении:

  • азбука Морзе;
  • пиктограммы;
  • иероглифы;
  • пантомимика;
  • мимика;
  • жестовая символика;
  • словесные языки.

Фантазия человека безгранична, а изобретательность поражает. Например, это можно проследить в детских играх, которые наполнены зашифрованным смыслом, оказывающее на неокрепшую еще психику детей положительное влияние.

Информация транслируется посредством сообщения «передача – прием», проходя обработку такими качествами, как восприятие и ощущение.

В процессе ощущения передаются только физические черты знаков, например, фонетика

А с помощью восприятия можно заметить отражение знака в целом виде, содержательно-важное сообщение для общества

Эта наиболее необходимая функция психики из всех, которая рассчитана на долгосрочное хранение запоминающих деталей в памяти. Она преобразуется в знаковую форму, уменьшая размер поступающего материала, кажущийся объемным по размеру, до компактности хранения.

Психофизиологические качества, участвующие в информационной функции помогают личности выражать представление мира со своей точки зрения. Происходит это через уникальные черты, присущие каждому индивиду, преобразовывая их, он делать сообщение доступным для социума.

Во взаимодействии с другими, каждый человек рассматривается с предметно-личностной особенности, где предмет — это само сообщение, а личность – визуализация внешнего облика, преобразующаяся в знаковую систему.

С давних времен, люди акцентировали внимание на своем внешнем виде. Эталон красоты зависит от особенностей социума и этноса, в котором он развивается

Одни пытаются добиться длинной шеи и черных зубов, потому что в свойственном им национальном обществе это означает благосостояние семьи. Другие наоборот, красуются смуглой кожей и белозубой улыбкой.

Все индивидуально в психике, но цель у каждого одна – выделиться из толпы и заинтересовать общество, подать о себе информацию.

Вопросы происхождения и развития психики

В истории науки высказывались различные точки зрения на место психики в природе. Так, согласно панпсихизму, одушевлённой является вся природа. Биопсихизм приписывал психику всем живым организмам, включая растения. Теория нейропсихизма признавала наличие психики только у существ, имеющих нервную систему. С точки зрения антропопсихизма психика есть только у человека, а животные являются своего рода автоматами.

В более современных гипотезах в качестве критерия наличия психики принимается та или иная способность живого организма (например, способность к поисковому поведению). Среди множества таких гипотез особое признание получила гипотеза А. Н. Леонтьева, предложившего считать объективным критерием наличия психики способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия[прояснить]. Такая способность называется чувствительностью; согласно Леонтьеву, она имеет объективный и субъективный аспекты. Объективно она проявляется в реагировании, в первую очередь двигательном, на данный агент. Субъективно — во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Реагирование на биологически нейтральные воздействия обнаруживается практически у всех животных, поэтому есть основания считать, что у животных есть психика. Эта способность реагирования есть уже у простейших одноклеточных организмов, например, у инфузории.

У растений науке известны реакции только на биологически значимые воздействия. Например, корни растений при соприкосновении с раствором питательных веществ в почве начинают их всасывать. Способность реагировать на биологически значимые воздействия называется раздражимостью. В отличие от чувствительности, раздражимость не имеет субъективного аспекта.

В эволюции форм психики А. Н. Леонтьев выделил три стадии:

  1. стадию элементарной сенсорной психики;
  2. стадию перцептивной психики;
  3. стадию интеллекта.

К. Э. Фабри оставил только две первых стадии, «растворив» стадию интеллекта в стадии перцептивной психики.

На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. На стадии перцептивной психики живые существа отражают внешний мир уже в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей.

Поведение

Психика и поведение – это термины, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Под поведением подразумевают определенную форму взаимодействия с окружающим миром. Оно формируется в течение жизни и во много обязано «перехвату» опыта от других субъектов. Поведение может изменяться в соответствие со сменой внутреннего и внешнего ряда факторов, которыми оказывается влияние на субъект. Это черта, характерная животному уровню организации.

Поведение играет важную роль в эволюционном развитии, так как оно обладает приспособительным значением, позволяющим животному избегать каких-либо факторов, способных негативно сказаться на нем. Данная черта свойственна для одноклеточных и многоклеточных живых организмов, однако у последних поведение регулирует нервная система.

Поведение человек может наблюдать и анализировать напрямую. В настоящее время этим занимается множество дисциплин, например: психология, этология, зоопсихология и т. д. Проделывать такие операции с психикой гораздо сложнее.

Еще одним важным понятием, связанным с психикой, является термин «душа».

Под душой подразумевают множество различных свойств человека. Например, религиозные и философские предположения определяют ее как бессмертную субстанцию или нематериальную сущность, которую выражает божественная природа, дающая новые начала для жизни в самом широком смысле. Душа тесно связана с такими понятиями, как мышление, сознание, чувства, воля, способность ощущать и даже сама жизнь. Более рациональное и объективное описание души определяет ее как специфику и совокупность особенностей внутреннего, психического мира человека.

Детская психика

Развитие психики человека начинается еще с детского возраста.

Каждый врожденный рефлекс малыша регулируется рядом нервных центров. Кора полушарий младенца не сформирована до конца, а нервное волокно не укрыто защитной оболочкой. Это объясняет быстрое и резкое возбуждение новорожденных. Особенностью процессов протекающих в таком возрасте, является то, что скорость их развития превышает развитие контроля над телом. Другими словами, зрение и слух формируются гораздо быстрее. Это позволяет образоваться ориентировочным рефлексам и условно-рефлекторным связям.

До четырех лет процесс формирования психики происходит очень активно

Поэтому необходимо уделять в это время наибольшее внимание малышу и подойти к вопросу воспитания крайне ответственно

Важно помнить, что для психики ребенка весь мир представляется игрой. Потому для него ведущим способом обучения и формирования личности служит подражание, которое будет перенято из поведения взрослых

Необходимо осознавать, что опыт, перехваченный в младенчестве и раннем детстве, может укорениться на уровне подсознания в мозге малыша на всю жизнь. Ребенок семи лет уже обладает выраженным темпераментом. В этом возрасте важно давать ему возможность проводить время со своими сверстниками. Также необходимо определить наклонности ребенка, чтобы определить сферу деятельности, которая позволила бы ему добиться успехов в силу собственной индивидуальности и задатков.

Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.

Метод Йозефа Брейера

Австрийский психиатр в течение нескольких лет работал над разработкой метода, название которого – катарсис. Исследования длились с 1880 по 1882 год. Пациенткой доктора была девушка в возрасте 21 года с параличом обеих правых конечностей и полным отсутствием чувствительности. Также у девушки наблюдалось отвращение к еде и множество других не только телесных, но и душевных расстройств. Доктор Брейер вводил пациентку в гипноз, посредством которого доводил девушку до того момента жизни, когда переживания, травмирующие психику, появились в первый раз. Он добивался того психологического и эмоционального состояния, которое владело ею в тот момент жизни и избавлялся от «застрявших» в сознании симптомов такого состояния.

История болезни пациентки стала настоящим прорывом, и в 1895 году Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу на основе этих данных — труд под названием «Исследования истерии». Переживания и расстройства, которые провоцировали симптомы заболевания, впоследствии получили название психических травм. Работа Брейра оказала существенное влияние на работу Зигмунда Фрейда «Введение в психоанализ».

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

  • Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
  • Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
  • После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
  • Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
  • У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
  • Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
  • Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
  • Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.

Нарушение слуха

Еще один дефект, описываемый в работе В. В. Лебединского – нарушение слуха. Дефицитарное развитие и повреждение слушательного аппарата, как и в случае со зрением, предопределяет разделение детей по категориям, которые характеризуют их как глухих (не слышащих) и тугоухих (слабослышащих). В свою очередь, те малыши, которые оглохли до развития речи, считаются ранооглохшими. Ребята, которые приобрели данную патологию позднее, считаются позднооглохшими, сохранившими речь. Они способны разговаривать, чего не дано деткам со врожденной глухотой.

Как подобного рода патология отражается на смежных сферах развития ребенка? В чем проявляется дефицитарное развитие типа слабослышания и глухоты?

Восприятие и ощущения. У глухих детей данные две отрасли развиваются по тем же законам, что и у здоровых. Однако специфика патологии влечет за собой несвоевременное становление межфункционального взаимодействия между восприятием и речью, что способствует в итоге отрицательному влиянию на осмысленность восприятия

Внимание. Оно также работает в полной мере, равно как и у слышащих детей, но ему сопутствует активизация в большей мере деятельности зрительных анализаторов

Это и не удивительно: тот, кто слабо видит, начинает лучше слышать, а тот, кто глух, больше использует свое зрение в качестве компенсирующего действия. При этом концентрация внимания на зрительных объектах у глухих сопровождается быстрой утомляемостью глаз по сравнению со слышащими здоровыми детьми. Память. Здесь существует прямая зависимость тренировки памяти наряду с развитием речевого аппарата, особенно логической речи. Поэтому довольно сложно приходится тем детям, которые оглохли до того, как научились говорить. Мышление. Тут наблюдается слабое развитие в плане обобщенного метода действия у слабослышащих и глухих: в данном случае применяются более элементарные способы (копирование, по образцу). Если, например, здоровому ребенку вы объясняете суть явления на протяжении пяти минут, с глухим вы будете проводить такую же пояснительную беседу в течение двадцати минут. То же самое касается количества показов: объясняя ребенку на примере суть построения пирамиды из разных цветов и форм, глухому вам придется показать одно и то же трижды, тогда как здоровому достаточно будет одного раза. Особенности развития речи будут препятствовать нормальному переходу от конкретно-понятийного к абстрактному мышлению.
Речевой аппарат. У глухих детей различается три вида речи – словесная, жестовая, дактильная. Это так называемая полиголоссия. Первичные образы слов формируются у таких детей по-разному: слуховой – у слышащих, зрительный – у глухих, артикуляционный – подкрепленный двигательными и жестовыми аспектами.

Неравномерность психического развития

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.

Неравномерность психического развития проявляется:

  1. В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
  1. В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
  2. В темпе развития.

Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.

В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.

Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.

Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).

Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.

Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.

Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.Ретардация — это замедление развития.Акселерация — это ускорение развития.

Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.

Причины акселерации и ретардации

Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.

Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.

  • Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
  • Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.

Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.

Группы психических явлений

Психические процессы – динамическое
отражение действительности в различных
формах психических явлений.

Психический процесс – это течение
психического явления, имеющего начало,
развитие и конец, проявляющееся в виде
реакции. При этом нужно иметь в виду,
что конец психического процесса тесно
связан с началом нового процесса. Отсюда
непрерывность психической деятельности
в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются как
внешними воздействиями, так и раздражениями
нервной системы, идущими от внутренней
среды организма.

Психическое состояние – относительно
устойчивый уровень психической
деятельности, который проявляется в
повышенной или пониженной активности
личности.

Каждый человек ежедневно испытывает
различные психические состояния. При
одном психическом состоянии умственная
или физическая работа протекает легко
и продуктивно, при другом – трудно и
неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную
природу: они возникают под влиянием
обстановки, физиологических факторов,
хода работы, времени и словесных
воздействий (похвала, порицание и т.
п.).

Психические свойства – устойчивые
образования, обеспечивающие определенный
качественно-количественный уровень
деятельности и поведения, типичный для
данного человека.

Каждое психическое свойство формируется
постепенно в процессе отражения и
закрепляется в практике. Оно, следовательно,
является результатом отражательной и
практической деятельности.

Психические свойства не существуют
вместе, они синтезируются и образуют
сложные структурные образования
личности, к которым необходимо отнести:

  • жизненную позицию личности (систему
    потребностей, интересов, убеждений,
    идеалов, определяющую избирательность
    и уровень активности человека);

  • темперамент (систему природных свойств
    личности – подвижность, уравновешенность
    поведения и тонус активности, –
    характеризующую динамическую сторону
    поведения);

  • способности (систему интеллектуально-волевых
    и эмоциональных свойств, определяющую
    творческие возможности личности);

  • характер как систему отношений и
    способов поведения.

Психические образования— это
психические явления, формирующиеся в
процессе приобретения человеком
жизненного и профессионального опыта,
в содержание которых входит особое
сочетание знаний, навыков и умений.

Они представляют собой результат
жизненного опыта и специальных упражнений
человека и позволяют выполнять любую
деятельность автоматизированно, без
особых затрат умственной и двигательной
энергии. Знать специфику содержания и
проявления психических образований —
значит идти по пути дальнейшего познания
мира психических явлений.

Понятие сознания

Уровни психики включают в себя несколько основных классификационных «единиц»: подсознание, предсознание, сознание, сверхсознание.

Подсознание – это набор желаний, устремлений и представлений, что вышли из сознания или воспринялись психикой в виде сигнала, но в сферу восприятия сознания не смогли проникнуть.

Предсознание – промежуточное звено между понятием бессознательного и сознательного. Оно существует в виде «потока сознания» — случайного движения мыслей, их осмысление, наличие образов и ассоциаций. Также это уровень представляют эмоции.

Сознание – компонент, включающий в себя каждую высшую п-кую функцию (мышление, ресурсы памяти, воображения, умение представлять и также воля).

Эволюционное развитие психики человека позволило ему создать определение для высшего уровня отражения действительности на этой планете. Это материалистическая позиция, характеризующая одну из форм человеческого мыслительного «начала». Однако история психологии показывает, что проблема сознания была наитруднейшей и наименее разобранной. И даже на сегодняшний день этот вопрос до конца не изучен, и над ним ломают головы множество психологов.

Среди психологических характеристик сознания выделяют:

  • субъективное ощущение и познание себя;
  • умение посредством мыслительных процессов воображать нереальную действительность;
  • способность нести ответственность за собственные психические и поведенческие типы состояния;
  • умение воспринимать информацию, принятую из окружающей действительности.

Сверхсознание – психический ряд образований, которые человек способен в себе сам формировать путем целенаправленного приложения усилий.

Отечественная психология трактует сознание как высшую форму психического отображения объективной реальности. Также это способность к саморегуляции. Тавтология: «сознание в том виде, в котором им обладает человек, доступно в обладании только ему» констатирует, что психическое развитие человека стоит на порядок выше в сравнении с другими животными.

Психика – это способность, доступная центральной нервной системе. Ей может пользоваться только человек и некоторые виды сложно развитых животных. При помощи психики мы можем отражать мир вокруг нас и реагировать на изменение условий в среде обитания. Разница между сознанием и психикой заключена в том, что сознание обладает неким высшим уровнем в отличие от психики, форм ее и устройства структуры.

Сознание – это некая, непрерывно изменяющаяся совокупность образов, воспринимаемых умственно и чувствительно во внутреннем мире субъекта. Здесь происходит синтез визуальных и звуковых образов с впечатлениями и воспоминаниями, а также схемами и идеями.

Особенности психоанализа, отличия направления от других течений в психологии

Понятие «психоанализ» было введено в научный психологический дискурс Зигмундом Фрейдом. Он использовал его для определения новой методики, разработанной во время исследований психических расстройств. По теории Фрейда, психика состоит из осознаваемой части, скрытой и цензурирующей прослойки. Предсознание не позволяет скрытым страстям и желаниям человека проникнуть в сознание. Чтобы высвободить их и избавить пациента от противоречий, Фрейд придумал несколько способов извлечения из подсознания скрытой информации. Комплекс методик он назвал психоаналитическим методом.

В дальнейшем исследования Фрейда изучали и развивали многие психоаналитики, в частности, его дочь — Анна Фрейд. Своей целью они видели поиск взаимосвязи сознательной и бессознательной части психики. Именно посредством этой связи происходит передача информации. Нарушения в работе психики обусловлены конфликтами между сознанием и подсознанием. Человек, одновременно являясь биологическим и социальным существом, вынужден постоянно искать компромисс между своими желаниями и приемлемым в социуме поведением. Задача психотерапевта — найти причину конфликта и помочь пациенту разрешить его доступным способом.

Помимо психоанализа, для постановки правильного диагноза психологи работают с несколькими сферами:

  • эмоциональной;
  • мотивационной;
  • чувственными образами;
  • взаимоотношением с действительностью.

Психоаналитики рассматривают только личные данные индивида, и это значительно затрудняет поиск истинной причины заболевания, ограничивая инструментарий психолога.

Почему происходит задержка психического развития?

Биологические причины:

  • мама перенесла во время беременности какую-то болезнь либо чем-то хронически больна (диабет);
  • токсикоз;
  • мама, будучи беременной, курила, пила и, хуже всего, употребляла наркотики;
  • если у родственников малютки есть неврологические, психические заболевания;
  • патологические роды (преждевременные, кесарево сечение, ошибка врача);
  • разные инфекционные заболевания, которые малыш перенес в раннем детстве.

Социальные причины:

  • неблагополучная семья;
  • нет контакта с матерью;
  • с малышом мало общаются, играют, дают ему недостаточно информации, ничему не учат;
  • для крохи делают все, что ему не нужно совершать даже малейших усилий;
  • постоянная агрессия со стороны окружающих (бьют, кричат);
  • психологические травмы (отец избивает мать в присутствии детей).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector