Сочинение на тему нравственность. что такое нравственность

Значение нравственности

Некоторые люди считают, что нравственность – это лишь необходимое условие для того, чтобы попасть в рай после смерти. При жизни же она абсолютно не влияет на успешность человека и не приносит никакой выгоды. Таким образом, значение нравственности заключается в очищении нашей души от греха.

На самом деле подобное мнение является ошибочным. Нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол, и люди сами себя уничтожат. Как только в обществе пропадают извечные ценности и забываются привычные нормы поведения, начинается его постепенная деградация. Процветает воровство, разврат, безнаказанность. А если к власти приходят безнравственные люди, ситуация усугубляется еще больше.

Таким образом, качество жизни человечества напрямую зависит от того, насколько оно нравственно. Лишь в обществе, где уважаются и соблюдаются основные моральные принципы, люди могут почувствовать себя защищенными и счастливыми.

Основные вопросы, которые поднимаются в произведении

Рассказывая историю заблудшей души, впоследствии преображенной, писатель не просто описывает сложный путь, который прошел герой, путь ошибок, терзаний и раскаяния. Ф. М. Достоевский (портрет его представлен в статье) проводит нас противоречивым и трудным путем поиска ответов на нравственные вопросы, близкие всем, но вместе с тем такие сложные.

Почему люди достойные — умные, благородные, честные, добрые — должны погибать в нищете, при этом подвергаясь унижению со стороны глупых, жестоких, подлых, ничтожных людей, живущих в богатстве и роскоши? Чем же провинились бедные дети? Ведь они вынуждены страдать и мучиться от болезней и голода. Что оправдывает существование такого порядка в мире и как его можно изменить? В чем предназначение человека? Почему есть разделение на «право имеющих», которые могут преступать моральные устои, и «тварей дрожащих», которым это запрещено? Все эти вопросы поднимает автор в романе «Преступление и наказание». Проблематика его во многом раскрывается на примере жизненного пути Родиона Раскольникова.

Скарабей и муравей — басня 1 для 5 класса

Муравьи каждый день отправлялись на промысел по одной дороге. И каждый день они их колону пересекал Скарабей. Жук был больше в десять раз и не считал нужным церемонится с муравьями. Он бесцеремонно расталкивал мелких насекомых и отправлялся по своим делам, не обращая внимания на недовольные возгласы. Лишь временами он «снисходил», что бы отправить их к черту.

Однажды Муравей увидел, как в ложбине с крутыми стенами, Скарабей делает очередной шар. «Друг, но ведь ты его не сможешь достать отсюда! Не трать времени зря», — сказал Муравей.

Скарабей разозлился и начал кричать о том, что ему все под силу, ведь он не какая-то там букашка. Он так злился, что не остановился, когда шар был в два раза больше, чем он делал обычно.

На крики пришли другие муравьи.

И вот Скарабей попытался подняться с шаром один раз, второй… Наконец, он обессиленный сел на землю.

Муравей с товарищем спустились вниз, взяли не посильную для Скарабей ношу и вынесли на самый верх, после чего молча отправились домой, оставив Скарабей одного на дне оврага.

мораль

Вот так порой и с человеком бывает. Не стоит пренебрегать добрыми советами, лишенными злорадства, а чтобы не прослыть хвастуном, лучше промолчать в нужный момент, а когда придет время, доказать все на деле.

Вариант 4

Каждый человек индивидуален. У каждого свое мировосприятие, собственное отношение к разным вопросам в жизни. Но все это понимание строится на ряде жизненных принципов, которые в целом и характеризуют человека. Поведение, результаты любых деяний являются показателями, прежде всего, воспитания, которое человек получает с самого детства.

Нравственность — это неосознанный или осознанный выбор определенных ситуаций о добре и зле в соответствии со своими жизненными установками. Взрослея, человек набирается опыта, все больше ощущая разницу между плохим и хорошим, добром и злом.

Качества человеческой души отражаются на таких понятиях, как честность, справедливость, доброжелательность. Благодаря своему внутреннему миру, уровню образованности и воспитанности люди отдают выбор в пользу положительных характеристик. Если выбор верный, тогда он приносит пользу не только окружающим, но и самому себе.

Подобные качества достойны человека высоконравственного, о котором можно судить как об эталоне образованности. Он всегда поступает правильно, думая не только о себе, но и учитывая мнение близких. Его поступки обдуманные, а их результаты приносят удовлетворение благодаря богатому духовному миру. У людей с высокой нравственностью совесть чиста, отсутствует алчность, зависть, легко на душе.

Образ нравственного человека складывается из нескольких составляющих, независимо от того, что каждый индивидуален: типа поведения, его поступков, мотивов, мировосприятия, личного понимания положительных и отрицательных качеств.

Нравственность — тот ориентир, на который направлены желания действовать, это собственная линия поведения, но с положительной стороны.

У данной категории существует противоположное понятие — безнравственность. В нем нет места гармонии человека с самим собой и окружающим миром.

Известный автор сказки «Золушка» Шарль Перро показал точный, незабываемый пример высокого уровня проявления нравственности. Главная героиня произведения вобрала в себя основные показатели этой категории — трудолюбие, искренность, щедрость, отсутствие зависти и злобы. Это привело ее к счастливому финалу.

Таким образом, несмотря на жизненные испытания, человек в силах сохранить свое человеческое достоинство, не омрачая нравственную сторону своего духовного мира.

По литературе ЕГЭ 9 класс ОГЭ

История проблемы

Первым источником нравственности для человечества послужили Божественные Заповеди, которые призывали людей к чистоте деяний и помыслов.

В разные временные эпохи были различные духовные ориентиры. Если обратиться к истории, и рассмотреть некоторые нравственные ориентиры древнего времени, то современного человека они могут повергнуть в шок. Например, боясь потерять свое царство, египетский фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков.

Со временем Божественные Законы были потеснены такими нравственными нормами как честь, достоинство, верность, долг, любовь к Родине и т.д. Дошедшие до нас религиозные нормы несколько трансформировались. Это связанно с современным взглядом на религию и отношению к ней.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Нравственные проблемы в современном мире 430 руб.
  • Реферат Нравственные проблемы в современном мире 270 руб.
  • Контрольная работа Нравственные проблемы в современном мире 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Некоторые нравственные нормы дошли до нашего времени, несколько изменившись, но при этом сохранив свою актуальность. Например, в Древней Руси честное слово данное купцом символизировало прямоту и искренность, оно было нерушимым. В современном мире, отношение к «честному слову» несколько иное, но уважаемые люди стремятся его держать.

Часть же нравственных норм не дошли до наших дней и потеряли своего смысла. Например, до недавнего времени, все женщины должны были ходить с покрытой головой. Сбрасывали платки и покрывала блудницы и простолюдинки. Современные женщины не соблюдают данной нормы, так как она утратила свою значимость. Однако норма ходить с покрытой головой сохранилась в ряде стран. В первую очередь это связано с религией. Во многих мусульманских странах женщины до сих пор носят хиджаб.

Если обратиться к историческим произведениям искусства, то одной из наиболее популярных картин является «Мона Лиза», которая символизирует скромность и покорность. Однако по меркам того времени, когда была написана картина, женщина, позировавшая Леонардо да Винчи, является девушкой легкого поведения. Об этом говорит её внешний облик – открытые плечи и голова.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Существуют нормы нравственности, которые дошли до нашего времени практически без изменений. Например, негативное отношение к алкоголизму. Еще во времена Плутарха был принят закон о запрете распитии спиртного, так как оно оказывает негативное влияние на организм человека и его поведение. Такое же негативное отношение к алкоголизму и алкоголю сохранилось и до наших дней.

Замечание 1

Таким образом, нравственные нормы и правила с течением времени подвергаются изменениям и трансформации. Это связано с изменениями в мышлении людей, в их отношении к явлениям и ситуациям.

Вернемся к нравственному выбору

Существует достаточно прозрачное толкование проблемы нравственного выбора: такой выбор есть отображение модели поведения человека, основанной на моральных ценностях, которых придерживается данный конкретный индивид.

То есть от моральных устоев личности и зависит ее нравственный выбор. Чем более нравственен и морален человек, тем адекватнее, с точки зрения общепринятых норм, будет его выбор в любом вопросе.

Ведь делая выбор, противоречащий своему установленному мировоззрению (морали), человек будет каждый раз терять то, что так сложно восстановить – уважение к себе. Правильный нравственный выбор – это всегда путь добра и благородства.

Размышления о нравственном выборе начинают будоражить людские умы еще в юном возрасте – на школьной скамье, когда на уроке литературы или обществоведения идет анализ поведения вымышленных или реальных персонажей в той или иной истории.

Хотя нет, наверное, это случается еще раньше, когда совсем маленькие детки учатся по сказкам различать добро и зло – вот, где самые наглядные примеры нравственного и безнравственного выбора.

Обмануть кого-нибудь, чтобы обогатиться, украсть, переложить вину на ближнего – сюжеты, знакомые малышам по многим сказкам. Есть в них и другие образцы для подражания – храбрые, бескорыстные и честные люди, добрые волшебники.

В повседневной жизни каждому из нас приходится делать свой выбор, соответствующий той степени нравственности, которая в нас заложена или воспитана.

Уступить место пожилому человеку или остаться на месте и наслаждаться комфортом? Переложить работу на безотказного коллегу или поднапрячься самому? Списать домашнее задание или проявить характер и сделать самостоятельно?

Кто-то воспитывался в семье, где нравственности, духовности, самостоятельности, трудолюбию уделялось достаточно внимания, а другому повезло вырасти в эгоистичном окружении, где каждый сам за себя.

Состояние общества напрямую зависит от способности его членов делать свой нравственный выбор. Негативизм, чрезмерный индивидуализм способны привести к деморализации общества, а высокая степень воспитанности и нравственности – существенно оздоровить его.

Поэтому задача каждого взрослого работать над своими моральными качествами, а также подавать детям (не только своим, но и чужим) примеры высоконравственных поступков, чтобы никто из подрастающего поколения не терзался муками выбора в будущем.

Ведь если мы забудем о морали и сосредоточимся на рафинированной свободе самовыражения, то совсем скоро окажемся не благополучными представителями современных мегаполисов, а жителями настоящих джунглей, где царят свои законы выживания и нравственного выбора…

Что я понимаю под словом Малодушие

Совершенно очевидно, что только единственный факт может быть для души поруганием. Забывание о ней, пренебрежение душой в угоду каких-либо собственных земных интересов.

Именно такое и начинается малодушием. Когда человек начинает пренебрегать собственной душой под воздействием внешних обстоятельств. Даже не вдаваясь в религиозные дебри становится понятным, что есть некие вневременные идеалы, существует нечто ценное на самом деле и есть комфорт человека, его привязанности и удовольствия.

Если «земное» перевешивает, то начинается малодушие. К примеру, хочется получить положительную оценку, но для этого нужно обмануть педагога или поступить не совсем порядочно с другими людьми. Тогда человек думает: разве имеет значение этот небольшой обман, когда на кону мое собственное благо?

В этом и заключается малодушие, в намерении действовать даже не просто ради себя, а ради своих простых целей и желаний. Как ни печально, но, мне кажется, что малодушие люди проявляют регулярно и очень часто, они во многом соглашаются с обстоятельствами, только бы не иметь неудобств и волнений.

При этом за такой мнимый комфорт они готовы соглашаться со злом, потакать глупости и обманывать не только других, но и самих себя.. в самом главном в потребности помнить о душе.

Наверное, суть малодушия заключается в самом этом слове, мне кажется, акцент нужно сделать на слове душа, которое тут фигурирует. Нужно просто понять, что такое маленькая душа.

Вообще, сам факт существования души является больше предметом религии и для людей, не принимающих какую-либо религиозную концепцию, этот феномен будет просто метафорой.

Конечно, мы можем исходить и из этого понимания, только тогда сам термин будет не полностью разъяснен. Вообще, мне кажется, что отсутствие ясного понимания наличия у себя души и ответственности перед этим фактом является во многом малодушием.

Итак, если мы говорим о душе, то подразумевается нечто необъятное и безграничное. Такое понимание собственной сути открывает невероятные возможности. Ведь может ли какое-то внешнее обстоятельство повредить душе, может ли душа быть как-либо поругана.

Как привить нравственные ценности ребенку?

Каждый родитель стремится воспитать детей хорошими людьми, развить в них лучшие черты: доброту, искренность, порядочность, альтруизм. Список качеств можно продолжать долго, но все они закладываются в результате воспитания. Привить детям ценности бывает очень сложно. Большинство нравственных тем относятся к сложным и неоднозначным, поэтому говорить об этом нужно постоянно.

Спектр моральных проблем широк: от проблем с друзьями или учителями до поведения в соцсетях. Можно использовать разные виды деятельности, которые помогут привить ребенку правильные ценности:

Личный пример.

Психологи говорят, что дети не слышат, но видят и копируют. Поэтому привить ребенку что-то насильно или одними убеждениями невозможно. Если ребенок попадает в сложную ситуацию, он поступает точно так же, как поступает родитель. Поэтому самым действенный педагогический прием – личный пример родителей. Это то, чему можно научить детей без лишних разговоров.

Беседы вместо проповедей.

В школах планируют ввести уроки морального воспитания. Но педагоги считают, что беседу любящих и грамотных родителей не заменит ни одно государственное учреждение. Дети более восприимчивы к информации, полученной через обсуждение, а не через приказы или наставления. Поэтому в беседе нужно одновременно выступать авторитетом и другом, но нельзя допускать покровительственного тона.

Дискуссии вместо лекций.

Ребенок постоянно учится, воспринимает огромные объемы информации. Поэтому лучше всего запоминается то, что вызывает яркие эмоции. Умение начать и поддержать дискуссию на нужную тему, сделать обсуждение ярким, захватывающим – ценное умение родителя. Но не стоит говорить слишком много. Лучше подогревать интерес к теме короткими наводящими вопросами «Зачем» и «Почему?».

Совместные игры.

Обычная детская игра может стать не просто веселой забавой, но серьезной школой морали. В коллективной игре ребенку приходится общаться, сотрудничать, спорить, договариваться с другими игроками и тем самым учиться преодолевать свой эгоцентризм. Так постепенно в детях зарождается представление о справедливости, создаются моральные принципы, которые потом перерастают в нравственные ценности.

Определение понятия

Для того чтобы о чем-либо написать, необходимо знать хоть что-нибудь, касающееся этой темы. Вообще, чем больше будет сведений – тем лучше. Благо тема нравственности пользуется большой популярностью, так что узнать о том, что это такое, проблем не составит.

Итак, это слово, можно сказать, синоним такого понятия, как “мораль”. Иначе говоря – это свод определенных обществом правил и норм поведения, которых необходимо придерживаться для мирного совместного существования. И уже зная только лишь это одно определение, можно понять, о чем стоит написать сочинение на тему “Нравственность”.

Проблема человечности

Призыв следователя: «Станьте солнцем – и вас увидят!», можно считать лейтмотивом проблемы человечности в романе. Возвыситься в сложном мире можно, совершая добрые дела и поступки. Человек рождается для любви, добра и нежности. Человечность – основное качество Сони Мармеладовой. Своей судьбой она доказывает читателю, что нельзя становится жестокой и бессердечной, уступая ударам жизни. Служить людям непросто. Стать идеальной личностью невозможно, но быть человечным и справедливым можно. Проблема, которую поднимает роман, – воспитание истинной гуманности и достижение духовной гармонии с собой и внешним миром.

Главные герои «Бесприданница» характеристика персонажей драмы Островского списком

Вариант 2

Нравственность является внутренним чувством и внутренним ориентиром, который позволяет человеку делать верный выбор. Тема более чем глубокая и сразу трудно сказать, в чем основа нравственности.

Наверное, для религиозного человека суть нравственности заключается в том, чтобы прислушиваться к собственной душе и Всевышнему, поступать согласно Его предписаниям. Для человека светского суть нравственности, наверное, заключается в каком-то личном разумении, стремлении к определенным идеалам, которые воплощают суть человечности. Так или иначе, в любом варианте нравственность представляет собой какой-то внутренний ориентир и стремление к чему-то высшему.

Мне кажется, именно поэтому нравственность является движением и всегда динамическим свойством, то есть невозможно стать нравственным сразу и навсегда, нужно, как говорится, оставаться нравственным, то есть поддерживать нравственность в себе. Поэтому также невозможно говорить о живом человеке как полностью нравственном. Его нравственность полностью проявится, когда человека не станет, ведь только тогда появится возможность понять, был ли человек нравственным полностью.

На протяжении своего существования человек может делать и нравственные и безнравственные поступки, совершать зло после чего раскаиваться и наоборот, быть сначала положительным героем собственной книги жизни, а после этого стать отрицательным. Соответственно, нравственным или безнравственным человек становится только по окончанию своего бытия.

Однако, какую ситуацию возможно наблюдать на практике? Практически каждый бывает и нравственным и безнравственным. Большинство людей просто близко к среднему значению, периодически поступают достойно, периодически – наоборот.

Более того, для одного нравственный поступок, а для другого такое поведение неприемлемо. Вот почему данная тема является такой трудной для рассмотрения. Просто говорить о нравственности и намного труднее действительно размышлять над этой темой и делать грамотные выводы и гораздо труднее применять верное мировоззрение на себе.

На что ориентироваться

Каждый человек должен осмысливать реалии мира, который его окружает, примерно представлять, чего ждут от него окружающие. Когда мы ведем себя тем или иным образом, мы через нравственный поступок показываем, что наша система ценностей верна и отличается добротой и справедливостью, желанием оказывать помощь, поощрять свою свободу и выбор окружающих.

В противовес данному стилю поведения можно привести безнравственность, несправедливость и ненависть. Личность должна стремиться реализовать свои нравственные стремления, а не разрушать себя и мир вокруг. Разумеется, одного понимания того, как все должно быть устроено, недостаточно.

Человека с правильной системой ценностей выдает именно нравственное поведение и нравственный поступок. Стоит совершать действия, результат которых будет положительным как для индивида, так и для окружающего мира. Будь счастлив и не мешай другим, как говорится. Иногда нужно даже отказаться от некоторых действий, например избежать соблазна, отказаться от взятки или шанса завоевать некоторые блага нечестным способом.

Чем отличается мораль от нравственности

Синонимом термина морали есть – нравственность. Существует несколько точек зрения на взаимосвязь и различия этих понятий. Ряд учёных утверждают, что мораль и нравственность являются синонимами и означают одно и то же. Другие учёные находят отличие морали от нравственности.

Попробуем понять в чём отличие морали от нравственности. Для этого разобьём таблицу сравнения: мораль и нравственность-сходства и различия.

Мораль Нравственность
Нужно относиться к людям так, как хотелось, чтоб относились к вам. Человек учтиво общается с людьми и ожидает, что другие будут делать то же самое.
Необходимо уважать старших. Человек готов помочь старшему по возрасту, например: несёт сумку, помогает открыть дверь, готов уступить место в автобусе или трамвае.  
Не укради. Личность не позволяет взять чужое, перед тем как воспользоваться чужим предметом, спрашивает разрешения.

Рождение нравственных стандартов произошло задолго до начала наших дней. В те времена оно имело религиозную подоплёку и было сформулировано древними философами и адептами в форме вед и заповедей, которые были включены в разные Священные Писания – Коран, Библию Тору и другие святые писания различных конфессий. Впоследствии нравственные стандарты продолжали развиваться и меняться, но некоторые из них сохранились в первозданном виде и до сих пор влияют на развитие современного общества.

Нравственность и мораль – это понятия, схожие и в то же время отличающиеся друг от друга. Этика морали – это принципы поведения личностей, которым нужны добрые дела, не нарушающие справедливость, в то время как нравственность – это прямое воплощение этики, человеческих качеств, нацеленных на бережные отношения к чувствам других и природе в целом готовность помогать страждущим и нуждающимся, соответствие собственного поведения и моральных устоев современного общества.

В любом случае мораль и нравственность – это совокупность норм и принципов поведения личности по отношению ко всему окружающему миру, будь то другие люди, животные, растения, или другие формы жизни и даже неодушевлённые предметы.

 Видео: что такое мораль простыми словами

Сочинение на тему Нравственность рассуждение 9 класс

Человеку всегда следует размышлять о собственной нравственности, так как подобные качества и делают людей людьми. Нравственность даже более значима, чем мораль, с которой нравственность нередко путают.

Мораль чаще всего является общественным феноменом и принадлежит определенной группе людей. К примеру, есть мораль в обществе каннибалов, существует мораль общества работорговцев и также есть мораль в сообществе интеллектуалов. В свою очередь нравственность является фактором более внутренним и более универсальным.

На самом деле такое свойство может объединять людей из разных обществ, ведь человек может соблюдать моральные устои своего сообщества, но быть полностью безнравственным и наоборот. К примеру, и каннибал из примитивного общества, и представитель современной цивилизации может иметь внутренние нравственные устои и руководствоваться понятиями доброты и чести. Конечно, они имеют между собой разницу в смысле привычного поведения и каких-то норм, но они могут осознавать глубокие смыслы человечности как таковой, признаком которой и является нравственность.

Также во всех обществах мы можем видеть безнравственных людей, так как такое качество нужно человеку воспитывать в себе самому и всегда для этого трудиться. Такое доступно не каждому и иногда даже хорошее воспитание и отличные условия развития личности не дают в итоге нравственного характера.

Мораль даже возможно сравнить с инстинктами животных, которые не знают нравственности. Они поступают так, как поступают так, как сделано природой и не дают оценки своим действиям. Только люди отличаются (не все, но нравственные) глубоким анализом и оценкой собственных действий.

Они не просто соотносят свои поступки с какой-то нормой или условностью, но пытаются отыскать в этом высший смысл и подлинную человечность. Поэтому обладание нравственностью является личной заслугой каждого человека, а отсутствие такого качества является личным упущением и, по сути, утратой человеческого облика.

О чем речь?

В учебниках по воспитанию детей и подростков обычно рассматривается эта тема, как одна из обязательных. Среди нравственных качеств часто звучит понятие совести, упоминается любовь к Родине, уважение к родителям, окружающим, принадлежность к семье и государству.

Такие качества обычно не указывают в перечне достоинств при составлении резюме или сопроводительного письма. При этом для общества гораздо более явной является проблема нравственного воспитания, чем, к примеру, недостаток людей с высшим образованием или умением управлять автомобилем.

К тому же нравственные качества должны прививаться человеку с детства и воспитываться в подростковом возрасте. Если в этом вопросе возникли какие-либо пробелы или трудности, то, к сожалению, не так много людей в сознательном возрасте признают наличие проблемы.

Далеко не каждый взрослый человек открыто скажет, что у него не воспитали правильное отношение к природе, окружающим, государству. Он, скорее, начнет заниматься развитием тех качеств, которые помогут ему добиться успеха в работе, а также занять достойное место в обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector