Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды

Ключевые слова

методологиятермины

Реклама

Ответим на ваш вопрос!

ФИО

Электронная почта

Ваш вопрос

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Отправить

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при  помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных  из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык —  это  речь человека, слова, языковые  средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка  лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое  же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека?  Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории,  человек, пока не увидит, не услышит, не  попробует — не поверит в истину (Эпикур,  Дж. Локк,  Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания  источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание  играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Исследовательский эксперимент

Центральное место в психологических исследованиях занимает эксперимент.

Определение 5

Эксперимент – это один из методов исследования, целью которого является установление причинно-следственных связей в психологических и психических явлениях, процессах и событиях.

Исследовательский эксперимент подразумевает моделирование определенной ситуации или деятельности, в ходе которой испытуемый должен принимать активное участие, проявляя своим психические и психологические качества.

Эксперименты могут быть двух видов:

  1. Лабораторный эксперимент – это эксперимент, который организуется и проводится в искусственно созданных условиях.
  2. Естественный эксперимент – это эксперимент, который проводится в естественных условиях.

Кроме того, эксперимент принято делить на:

  • Констатирующий – направлен на установление действительного состояния исследуемого объекта (уровень знаний, памяти, внимания и т.д.).
  • Преобразующий – направлен на целенаправленную организацию деятельности, с целью изменения исследуемом процессе, явлении или событии.
  • Контрольный – направлен на отслеживание динамики изменений.

Сложность организации и проведения эксперимента состоит в том, что исследователь должен в полной мере владеть техникой его проведения (организовать, провести, зафиксировать результаты и обработать их).

Метки

БозаВиноДостопримечательностиИнтервьюИталияИтальянская кухняЛюдиМореОбзоры статей и блогов.ПастаПляжи СардинииПраздникиПроблемыПутешествияРецептыСардинияТрадицииТуризмФотографии

А) Научное наблюдение

Наблюдение, как наиболее элементарный
метод, лежит в основе всех эмпирических
методов. И измерение, и сравнение включают
в себя наблюдение, но последнее может
осуществляться и без первых. В науке
наблюдение используется для получения
эмпирической информации относительно
исследуемой области, а также для проверки
и обоснованности истинности эмпирических
суждений.

Научное наблюдение – это метод
познания, который заключается в
преднамеренном, целенаправленном,
непосредственном, систематическом
восприятии предметов и явлений внешнего
мира.

В акте научного наблюдения можно
выделить: 1) объект наблюдения; 2) субъект
наблюдения (наблюдатель); 3) средства
наблюдения; 4) условия наблюдения; 5)
систему знаний, исходя их которой задают
цель наблюдения. Следует подчеркнуть
следующие особенности научного
наблюдения
:

— опирается на развитую теорию или
отдельные теоретические положения;

— служит решению определенной
теоретической задачи, постановке новых
проблем, выдвижению новых или проверке
существующих гипотез;

— имеет обоснованный планомерный и
организованный характер;

— является систематичным, исключающим
ошибки случайного происхождения;

— использует специальные средства
наблюдения — микроскопы, телескопы,
фотоаппараты и т. п., существенно расширяя
тем самым область и возможности
наблюдения.

Важнейшим требованием к
научному наблюдению является требование
интерсубъективности
.
Это подразумевает,
что наблюдение может повторить каждый
наблюдатель с одинаковым результатом.
Лишь при соблюдении этого требования
результат наблюдения будет включен в
науку.Интерсубъективность
наблюдения важна потому, что она
свидетельствует об объективности
результата наблюдения. Если все
наблюдатели, повторившие некоторое
наблюдение, получили один и тот же
результат, то это дает нам основание
считать результат наблюдения объективным
научным свидетельством. Конечно,
интерсубъективность наблюдения не
может с достоверностью обосновать его
результат, так как заблуждаться могут
все наблюдатели (если все они, например,
исходят из ложных теоретических
предпосылок), однако интерсубъективность
предохраняет нас от ошибок того или
иного конкретного наблюдателя.

Наблюдения разделяются на
непосредственные и косвенные. При
непосредственном
наблюдении
ученый
наблюдает сам избранный объект. Однако
далеко не всегда это возможно. Например,
объекты квантовой механики или многие
объекты астрономии невозможно наблюдать
непосредственно. О свойствах таких
объектов мы можем судить лишь на основе
их взаимодействия с другими объектами.
Подобного рода наблюдения называют
косвенными наблюдениями.
Косвенное наблюдение
опирается на предположение об определенной
закономерной связи между свойствами
непосредственно наблюдаемых объектов
и наблюдаемыми проявлениями этих
свойств, и содержит логический вывод о
свойствах ненаблюдаемого объекта на
основе наблюдаемого эффекта его действия.
Например, изучая поведение элементарных
частиц, физик непосредственно наблюдает
лишь их треки в камере Вильсона, которые
представляют собой результат взаимодействия
элементарной частицы с молекулами пара,
заполняющего камеру. По характеру треков
физик судит о поведении и свойствах
изучаемой частицы.

Следует заметить, что между
непосредственным и косвенным наблюдением
нельзя провести резкой границы. В
современной науке косвенные наблюдения
получают все большее распространение
по мере того, как увеличивается число
приборов, используемых при наблюдении,
и расширяется сфера научного исследования.
Наблюдаемый предмет воздействует на
прибор, а ученый непосредственно
наблюдает лишь результат взаимодействия
предмета с прибором.

В наблюдении активность
субъекта еще не направлена на преобразование
предмета изучения. Объект либо остается
недоступным целенаправленному изменению,
либо сознательно ограждается от возможных
воздействий с целью сохранения его
естественного состояния. Возможность
зафиксировать объект
в его естественном состоянии

главное преимущество метода наблюдения.

Что такое эмпиризм?

Для начала стоит рассмотреть определение эмпиризма, а также определить, что из себя представляет эмпирика, которая лежит в основе данного течения.

Если сначала рассматривать именно эмпирику, то это обозначение всего, что имеет в своей основе опыт. То есть, речь идёт о применении человеческой деятельности в ходе исследования для получения конечных результатов. Практика, применяющаяся для изучения, предполагает использование экспериментов в качестве методов, обеспечивающих результат.

Эмпиризм, имеющий в своей основе эмпирику, означает определённое направление в теории познания, предусматривающее признания источником знания именно чувственный опыт. Эмпирика описывает содержание знания как описание проведённого опыта.

Течение эмпиризм противопоставляется таким течениям, как мистицизм и рационализм. Эмпирическое течение предполагает абсолютизацию опыта, признание его наилучшим средством познания. Также стоит отметить роль чувственное познание, которое признаётся эмпирикой определяющим при осуществлении исследования. Как чисто практическое течение, эмпиризм принижает роль методов, относящихся к рациональному течению — теоретического изучения проблемы и применения расчётов, не предполагающих получения практического опыта.

Если рассматривать данное направление со стороны метафизики, то эмпиризм может охватывать самые разнообразные точки зрения, иногда затрагивая догматические системы мышления, а иногда наоборот, преобразуется в скептицизм. Это вполне объяснимо. Причина такого разброса возможных отсылок эмпиризма к разным точкам зрения объясняется тем, что многие авторы дают своё толкованию понятию «опыт». Эмпирика противопоставляет свои положения и основные идеи идеям рационализма, возвеличивая естественный опыт и при этом принижая формы рационального мышления, которым отводится субъективная значимость. Эмпирика и эмпиризм попросту недооценивают теоретическую роль в процессе познания.

Эмпиричное и теоретическое — два способа познания , или вида знания, которые считаются каноничными в осуществлении практически любого исследования. Они качественно отличаются друг от друга, имея различия в сути, форме отображения и смысле отображения объективной реальности. Если эмпиричное отображают существующую действительность с точки зрения её внешних отношений и связей, то теоретическое выходит из эмпиричного, являясь систематизацией материалов, собранных в ходе исследования, при этом придерживается принципа внутренних связей.

Основные положения

Следует отметить основные положения эмпиризма:

  • Необходимость и всеобщность известных связей в опыте объясняется наличием известных впечатлений, которые воздействуют на организм, единообразно повторяясь;
  • В том случае, если пара известных впечатлений повторяются одно за другим, то они образуют определению ассоциацию представлений, что ведёт к следующей закономерности: появление одного представления, влечёт за собой появление другого;
  • Ассоциации могут повторяться бесконечное множество раз. Попытка разорвать ассоциативные представления, собранные воедино, является невозможной;
  • Предрасположения к ассоциациям могут стать унаследованными свойствами, которые были накоплены миллионными поколениями в виде полученного опыта. Из этого следует, что человек может рождаться с уже приобретёнными неразрывными ассоциациями;
  • Биологические условия не являются единственными условиями усвоения получаемого опыта. На каждого индивида имеют своё воздействие социальные условия. Объясняется это тем, что каждый человек рождается в общественной среде, которая ускоряет появление новых познавательных процессов в сознании, воздействуя на индивида посредством своих культурных процессов и событий.

Обобщение

Важным методом познания является обобщение. Оно непосредственно касается всех остальных методов. Заключается обобщение в выделении неких общих свойств, закономерностей и связей в некой области. При этом все это происходит путем перехода на более высокий уровень определения и абстракции. Обобщение включает в себя все вышеперечисленные методы, но при этом оно оставляет свой собственный отпечаток и делает собственный вклад в познание. Некоторые исследователи считают, что этот метод можно по праву считать подвидом абстракции.

Однако на самом деле это не так, ведь обобщение намного более глобально и всеобъемлюще. При этом познавательная задача у этих двух способов тоже разнится. Цель обобщения в переходе от частого или отдельного понятия к общему выводу. При этом появляется новое понятие, а не лишь результат умозаключения.

Анализ и синтез

Далее мы рассмотрим такие общенаучные и специальные методы познания, как логические. Они могут использоваться как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне.

Анализ – метод общенаучного познания, состоящий из логических приемов эмпирического или теоретического характера, которые позволяют рассмотреть все элементы исследуемого объекта, его свойства. Анализ проводится на начальной стадии для того, чтобы иметь основу для дальнейших исследований и взаимосвязей. Есть три целевые формы анализа:

  • разделение объекта исследования на части с последующим изучением свойств и характеристик;
  • выделение группы характерных признаков и свойств;
  • разделение объектов по их общим характеристикам и признакам.

Завершается анализ тем, что появляется возможность воспроизводить нужный процесс и анализировать его путем логического синтеза, где основная цель заключается в раскрытии определенных закономерностей.

Синтез – общенаучный и частнонаучный метод познания, который может быть использован практически в любой сфере, как и анализ. Он заключается в соединении предметов в единое целое или систему. Это не просто механическое объединение. Оно учитывает структурные взаимосвязи и позволяет увидеть причинные механизмы как бы со стороны. Результат этого метода проявляется в некоторых формах обобщения информации:

  • создание научных понятий;
  • формулировка законов или закономерностей;
  • создание концепций.

Очень часто благодаря синтезу может появиться эмпирическая теория, что, например, случилось с таблицей химических элементов Д. И. Менделеева.

Методы анализа и синтеза не могут применяться по отдельности, так как они дополняют друг друга и являются неотъемлемой частью комплексного исследования.

Понятие эмпирического педагогического исследования

Определение 1

Эмпирическое педагогическое исследование – это комплекс практических методов, средств, процедур и технологий, направленных на изучение и исследование педагогической проблемы.

Эмпирические методы исследования направлены на обеспечение непосредственного практического познания исследуемых участников педагогического процесса, точную регистрацию выявленных явлений и фактов, которые необходимы для последующего теоретического анализа.

Сущность эмпирического педагогического исследования состоит в том, что оно нацелено на сбор, накопление, классификацию и анализ информации, полученной в процессе практического исследования. На протяжении всего эмпирического исследования, организатором исследования используются практические методы и средства, направленные непосредственно на достижение поставленной цели и решение педагогической проблемы.

Необходимо отметить, что наибольшую роль в организации и реализации эмпирического педагогического исследования имеют эмпирические методы. Именно посредством данных методов происходит сбор, систематизация, накопление и анализ информации (материалов), необходимых для получения конечного результата исследования.

Результаты эмпирического исследования выражаются не только в качестве установления полученных фактов, но и в виде обобщенных эмпирических выводов, сопровождаемых наглядным представлением полученных данных (таблицы, графики, диаграммы и т.п.).

Таким образом, под эмпирическим познанием понимают изучение и исследование ключевых параметров изучаемых явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также особенности поведения.

Организация эмпирического педагогического исследования возможна только посредством практической работы, путем исследования и экспериментов.

Замечание 1

Особенностью эмпирического исследования является возможность его эмоционального отражения. То есть полученные в ходе эмпирического исследования результаты можно представить не только в виде конкретных фактов, выраженных в цифрах (таблицы, рисунки и т.д.), но и в виде эмпирических обобщений (выводы).

Таким образом, наиболее действенным педагогическим исследованием является эмпирическое. Это объясняется тем, что оно способствует получению информации, которая связана с практической деятельностью объекта исследования в его реальной действительности.

Роль в системе наук

Определение «эмпирический» впервые использовал немецкий философ Х. Вольф. Эта отрасль, объединяя несколько структурных течений, изучает психические явления: комплексно и по отдельности. Она рассматривает:

  • эмоции;
  • ощущения;
  • чувства;
  • переживания;
  • впечатления.

В официальной системе наук, это направление признается не всеми исследователями. Сторонники рационального подхода считают, что метод, результаты которого нельзя проверить, не могут считаться валидными.

Недостаток субъективного подхода — сомнительный способ структурирования данных исследований: глубина и сила субъективных ощущений одного человека значительно отличается от другого.

Фрэнсис Бэкон

Среди представителей эмпиризма нового времени можно услышать много знакомых имен, часто пестрящих на страницах изданий, посвященных философии. Среди них можно выделить Томаса Гоббса, Джона Локка, Джона Дьюи, но именно Бэкона считают родоначальником данного направления. Таким образом, сегодня знать, что такое эмпиризм, мы можем благодаря учению этого философа. Он являлся не только мыслителем, но и политическим деятелем, среди письменных трудов которого выделялись «Новый Органон» и «Новая Атлантида». А известный во всем мире афоризм «Знание — сила» принадлежит именно ему.

Бэкон не придерживался радикальных форм эмпиризма. Напротив, он вполне поддерживал идею его взаимодействия с другими философскими взглядами, считая, что теоретическое мышление и практический опыт могут существовать в единстве. Так, в качестве доказательства своих слов в одном из трудов он в качестве образца приводит в пример такое насекомое, как пчела. Ведь она не ограничивается сбором нектара с растений, но и создает из нее в дальнейшем новый продукт – мед.

Но все-таки, как представитель эмпиризма, основным источником познания в идеях Бэкона признается опыт, который насыщает разум, утверждает или опровергает достоверность конкретного знания. Для того чтобы узнать истину, по мнению Бэкона, необходимо получить достаточный объем опыта, а если речь заходит о гипотезах, то опыт является лучшим методом их доказательства.

Одна из основных целей человечества – познание Вселенной. И для этого Бог наделил человека умом. Но, согласно теории Ф. Бэкона, на пути достижения человеком истины и понимания Вселенной, имеют место преграды или другими словами ошибки. Их он прозвал идолами или призраками, а также распределил в четыре группы.

См. также[править | править код]

  • Включенное наблюдение (полевая работа — participant observation; fieldwork).
  • Зрение

Литература

  • Кохановский В. П. и др. Основы философии науки. М.: Феникс, 2007. 608 с ISBN 978-5-222-11009-6
  • Теория познания // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Теория познания — статья из Большой советской энциклопедии. 

Классификация методов научного познания

Выбор эффективных методов научного познания необходим для успешного выполнения исследования. В зависимости от направления науки способы достижения цели могут различаться. Методы исследования подразделяются на несколько групп: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, абстрагирование.

Наблюдение

Данный процесс предполагает использование органов чувств для получения знаний. В большинстве случаев применяется в составе других методов.

Сравнение

В результате сравнения удается установить общие черты или различия с другим явлением или предметом. Сравниваться должны существенные признаки, которые помогут ответить на основные вопросы познавательной задачи. Выявление общего, присущего двум объектам, есть путь к познанию закономерностей.

Измерение

Процедура проводится с целью получения конкретной величины при помощи общепринятых единиц измерения. Данный метод познания дает точные цифры, которые позволяют получить сведения об изучаемом объекте. На эффективность измерений влияет используемое измерительное оборудование.

Эксперимент

Данный метод предполагает систематическое изучение объекта в определенных условиях. Эксперимент позволяет изучать явление в экстремальных или изолированных от окружающей среды условиях. Ученый всегда может вмешаться в процесс, менять ход явления. Эксперимент проводится как с самим объектом, так и с его искусственно созданной моделью.

Абстрагирование

Суть данного метода состоит в отвлечении от неважных параметров, которыми наделен объект, фиксировании явлений, представляющих интерес для исследователя. В результате абстрагирования ученый получает информацию о некоторых особенностях объекта.

Как оставить комментарий на Ютубе со смартфона на Андроид

Для начала рассмотрим ситуацию, если у вас в распоряжении смартфон с ОС Андроид

Перед тем как оставить запись, обратите внимание на доступность видео для комментирования. Здесь возможно три варианта доступа:

  1. Открытый. Чтобы написать на Ютубе комментарий на телефоне, требуется перейти к интересующему видео, нажать на кнопку Оставить комментарий, ввести текст и добавить его. Оставленные отзывы будут видны всем пользователям. При этом личные комменты в таком режиме закрыты.

Если человек намерен ответить на уже сделанную запись, требуется нажать на кнопку Ответить под записью, ввести сообщение и нажать на кнопку форматирования.

Также в распоряжении пользователей телефона с Андроид ряд дополнительных фишек на Ютубе. Выделим основные:

  1. Возможность форматирования шрифт путем следующих команд — -перечеркнутый текст-, *жирный шрифт*, _курсив_.
  1. Добавление ссылки, которая просто вставляется после комментария в виде стандартного URL .
  2. Оценка отзыва другого пользователя. Эта функция доступна в разделе Сообщество или на странице просмотра. Чтобы поставить «сердечко», необходимо войти в аккаунт, перейти в раздел сообщество, найти запись и нажать на символ сердца рядом с ней. Возле комментария в Ютубе на телефоне появляется аватар пользователя с небольшим сердечком красного цвета внизу. Если создатель видео не выключил уведомления, ему приходит эта информация.
  3. Прикрепление. Выше мы рассмотрели, как можно оставлять коммент в Ютубе с телефона, но при желании его можно прикрепить. Для этого войдите в свой профиль, откройте видео и перейдите в раздел Комментарии. Далее кликните три точки и жмите Прикрепить. Если ранее запись уже была закреплена, она заменяется. В дальнейшем можно в любой момент открепить отзыв, и тогда он будет показываться в первоначальной позиции. Для подтверждения выбора жмите на кнопку Прикрепить. При этом появляется фраза Комментарий закреплен пользователем. Рядом с ней указывается название канала.
  1. Оценка. Сегодня в Ютуб можно не только оставить комментарий с телефона на Андроиде, но и оценить его. Для этого найдите нужное мнение и кликните значок Нравится или Не нравится. Если вы выявили отзыв, который нарушает правила Ютуб, на него можно оставить жалобу. При этом авторы могут править комменты или назначать для модерации других людей.

В дальнейшем всегда можно удалить или изменить коммент. Для этого требуется нажать три точки и выбрать нужное действие. О том, как отключить субтитры мы расскажем здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector