Курс

Навыки эмоционального интеллекта

Навыкам EQ обучают даже детей. В детском возрасте прививать их лучше во время занятий для детей в садиках или школах. Во взрослой жизни такие навыки уже отрабатываются с практическими заданиями на работе или в кругу общения на тренинге. Для тех, кто очень хочет развить навыки у себя, но нет возможности ходить на тренинги, есть возможность пройти обучение онлайн или выполнять упражнения для развития самостоятельно.

Итак, что развивает наш эмоциональный интеллект? Структура таких навыков немного запутанная, поэтому ниже будем разбираться, что к чему.

Они делятся на две большие группы: личностные и социальные. Первые – это качества личности, вторые – это человек в социуме. В свою очередь эти две группы делятся на важные черты характера, воспитанные у человека.

Личностные

Под личностными навыками понимают самосознание и самоконтроль. Рассмотрим их подробнее.

Самосознание – как я себя представляю. У человека оно выражается тремя характеристиками:

Точная самооценка – человек не колеблется в оценке себя в зависимости от мнения других людей

Ему не важно, что думают о нем другие, он знает себя и свои потребности. Другими словами, плевать он хотел на мнение других

Эмоциональное самосознание – уравновешенный человек тоже реагирует на внешние раздражители, но он умеет распознать “опасные” эмоции и потушить их. Если проще – когда внутри все вскипает, он стискивает зубы, сжимает сзади в замке руки, но на лице все спокойно. Уверенность в себе – это основа успешной коммуникабельности, уверенность в себе развивается в семье и окружении.

Самоконтроль или сила воли у личности проявляется в таких чертах:

  1. Открытость – человек открыт к новым социальным контактам, он может говорить на разные темы с разными людьми.
  2. Воля к победе – желание достигать большего является мощным двигателем личностного роста, преодоление трудностей также помогает развиваться.
  3. Адаптивность – за счет понимания своих и чужих эмоций, настроения и психологических особенностей человек может чувствовать себя “в своей тарелке” везде.
  4. Обуздание эмоций – вовремя запретить истерику или проявить немного гнева для достижения целей, то есть использовать эмоциональные реакции во благо общего результата.
  5. Инициативность – поиск лучших решений, он не стесняется высказать все, что думает.
  6. Оптимизм – позитив всегда притягивает людей, негатива и без того хватает, если человек постоянно позитивный, он успешнее.

Социальные

Под социальными навыками у взрослого понимают чувствительность к изменениям настроений в группе и управление отношениями.

Социальная чувствительность состоит из:

сопереживания – эмоции, направленной на разделения переживаний другого; деловой осведомленности – невозможно понять человека, не зная о нем, важно задавать нужные вопросы, чтобы помочь; предупредительности – человек может предугадать дальнейшее развитие событий. Управление отношениями имеет такие составляющие:

Управление отношениями имеет такие составляющие:

  • влияние – ответственный, контролирующий свои эмоции человек может влиять на других;
  • воодушевление – человек с развитым EQ мотивирует себя и других, он харизматичный и яркий;
  • помощь в самосовершенствовании – эмпатийная личность заражает своим позитивом других;
  • урегулирование конфликтов – важная характеристика лидера группы;
  • содействие изменениям – вовремя обузданные эмоции помогают изменяться;
  • укрепление личностных отношений;
  • работа в команде, сотрудничество.

Это очень полезные качества и навыки. Как развивать их и как узнать, на каком уровне развития находитесь вы, поговорим далее.

Пример из моей жизни, как я взял под контроль эмоцию

Ладно, теперь давайте на конкретном примере из моей жизни. Возьмем эмоцию, которая мне не дает покоя, наверное, всю мою сознательную жизнь. Это ПОДАВЛЕННОСТЬ. По-другому перегрузка. Это чувство горя и какой-то беспомощности относительно дел или ситуаций в жизни. То есть когда накатывает подавленность, я начинаю чувствовать, что моя жизнь подпала под влияние каких-либо событий или сил и что все вышло из-под моего контроля.

Возникает ощущение, что все идет не так, все против тебя и проблема глобальна. Кажется, что так будет всегда и никогда не станет лучше. Начинаешь винить все и всех вокруг в этих проблемах. В голове полный кипишь, опускаются руки. Если дать этому ход, то можно впасть в депрессию.

Я постоянно пытался бороться с этим. Либо подавлять это состояние. Алкоголь, сигареты, трата денег на различного рода игрушки и тому подобное… Но это не решает проблемы в корне. Чтобы ее решить, нужно знать ПРИЧИНУ подавленности. И я нашел ее…

Давайте вспомним пословицу: “За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”. Золотые слова. Мой дед несколько раз мне твердил это и, по сути, давал решение моей проблемы. Если бы я не считал себя слишком умным и всезнающим, то уже многого бы добился в жизни. А так осознание мне пришло совсем недавно.

Дедушка говорил мне: “Если хочешь максимально эффективно использовать день, то ты должен ставить перед собой максимум 2 важных задачи. Одну ты выполняешь до обеда, потом спишь немного, и твой мозг перезагружается и отдыхает. Просыпаешься и выполняешь 2-ю задачу. Если задача масштабная, то выполняешь только одну в день”.

Вот такие золотые слова я пропускал мимо ушей. А дед мой был главным инженером-конструктором сначала на заводе “Интеграл”, а потом “Горизонт”. За ним несколько изобретений в области электроники, резисторов, телевизоров. Под его руководством были сотни людей, задач ставилось великое множество и их нужно было выполнять. Тем более в условиях международной гонки в 70-е и 80-е года.

Так вот, вернемся к теме статьи. Подавленность – это сигнал к действию

Эта эмоция говорит мне: “Паша, сделай ты уже, наконец, переоценку того, что для тебя наиболее важно именно в этой ситуации”. Мне стоит взять лист бумаги и записать в порядке приоритетности задачи, которые я хочу выполнить в ближайшее время

Потом выбрать из них одну, наиболее важную, и сосредоточиться только ней.

Теперь, когда меня накрывает перегрузка, я быстро выполняю 6 шагов, описанные в предыдущем разделе, и начинаю действовать согласно плану.

После этого подавленность начинает испаряться. Мне достаточно лишь сесть, подумать о целях, записать их на бумаге и принять решение относительно того, как и когда я буду их выполнять. И подавленность начинает перерастать в чувство контроля над ситуацией. Несложные действия, не так ли? А далее уже следует работа над выполнением задачи. И проходит она уже в нормальном неподавленном состоянии.

Получается, чувство перегрузки – теперь мой друг и я говорю огромное спасибо ему за то, что он меня заставил стать лучше. Теперь я знаю, что когда оно наступает, то значит, я делаю что-то не так. Я принимаю этот сигнал и стараюсь действовать.

Навыки управления конфликтами

Что это:

  • способность решать конфликты;
  • прогнозировать и предотвращать их развитие, усугубление;
  • разрешать последствия конфликтов;
  • работать в текущих конфликтных ситуациях, которые нельзя решить прямо сейчас;
  • переводить деструктивные конфликты в конструктивные, которые приносят пользу;
  • анализировать прошлые конфликты, находить их причины и триггеры, применять опыт, чтобы не допустить повторения в будущем.

Зачем нужны

Чтобы предупредить конфликт при его первых признаках и избежать снижения эффективности работы команды. Если конфликт произошел — разрешить его как можно быстрее без потерь для процесса работы, коллектива в целом и по возможности — каждого его участника. Извлечь пользу для рабочего процесса и компании.

Как проверить:

  • тест на конфликтную личность Ильина;
  • тест на личностную агрессивность и конфликтность Ильина.

Как прокачать:

«Управление конфликтами», Виктор Шейнов

Книга о механизмах возникновения и развития конфликтов, их типологии. Автор проанализировал конфликты в семьях, учебных и рабочих коллективах и предложил технологию управления ими. Материал полезен для тех, кто хочет научиться предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
 

«Лидерство через конфликт», Марк Герзон

Книга о бытовых и рабочих конфликтах и поведении людей в них. Автор рассказывает, как слышать оппонентов, учитывать интересы сторон и выступать лидером при решении конфликтов. Издание для директоров организаций и менеджеров всех уровней, которые хотят повысить продуктивность.
 

«Конфликт — это подарок. Как править энергию разногласий в мирное русло», Нейт Региер

Издание о конфликтах и способах их грамотного разрешения для процветания команды. Автор приводит теоретическую информацию и практические примеры из жизненных и рабочих ситуаций. Книга тех, кто хочет работать в эффективных коллективах.
 

Читать еще: «Soft Skills: что это такое и зачем они нужны в работе»

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Интеллектуально-эмоциональный профиль личности руководителя

Данная модель выступает составной частью интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект EQ — это своеобразное основание пирамиды личности в системе координат. Векторы этой системы являются драйверами EQ и формируют различные стратегии поведения в различных сферах жизни:

  1. осознанность  – «стратегию философов»; 
  2. самооценка – «стратегию звезд»;
  3. мотивация – «стратегию героев»;
  4. адаптивность – «стратегию руководителей».

Когда эмоциональный интеллект соединяется с вектором интеллекта IQ, происходит формирование «стратегии творцов» — стратегии, которая является ключевой во всех сферах жизни и тем более в бизнесе.

Именно «стратегия творцов» позволяет настолько реализовать потенциал человека, что в итоге он достигает самого высокого уровня самореализации. Поэтому чем больший объем имеет эта пирамида (за счет развития драйверов EQ и самого IQ), тем больше возможностей будет у человека оказывать влияние на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом.

Расписание тренингов и семинаров7

28 октября
Среда,
19:00

2 часа

Москва

Тренинг «Достижение максимума»

Этот тренинг для амбициозных людей желающих ускорить своё движение вперёд. Материалы вебинара нужны каждому, кто стремится взобраться…

Анатолий Старков
Мастерская общения «Первый контакт»
Тренинговый центр Galileo (Ростов-на-Дону)

Бесплатное

28 октября
Среда,
14:00

3 часа

Москва

Тренинг онлайн «Профилактика профессионального выгорания сотрудников. Система управления стрессом…

Татьяна Петровна Филимонова
Тренинговая компания «Парадигма роста»

Узнать подробности

29 октября
Четверг,
19:00

1,5 часа

Москва

Мастер класс «Эмоциональный интеллект, как он есть»

Всё, что надо знать про эмоциональный интеллект. Сейчас много о нём говорят, но мало кто знает, что это такое и как его развивать…

Гали Новикова
Компания «Арт Бизнес Консалтинг»

Бесплатное

9 ноября
Понедельник,
11:00

5 полных дней подряд

Москва

Курс Гипноза VIP «Обучение мгновенному гипнозу, классическому гипнозу и методы спецслужб». Курс-практикум…

Борис Георгиевич Афанасьев
Иван Николаевич Нифатов
Московский Институт Гипноза

Узнать подробности

23 ноября
Понедельник,
11:00

10 полных дней подряд

Москва

Полный Курс Гипноза и Гипнотерапии / Мастерский уровень

Борис Георгиевич Афанасьев
Иван Николаевич Нифатов
Александр Валерьевич Никитин
Оксана Владимировна Шалыганова
Ярослав Олегович Гусев-Горячев

Ещё 3 тренера

Московский Институт Гипноза

Узнать подробности

5 декабря
Суббота

6 недель подряд

Москва

Курс гипноза Онлайн «Искусство внушения». Комплексное обучение гипнозу

Иван Николаевич Нифатов
Ярослав Олегович Гусев-Горячев
Московский Институт Гипноза

Узнать подробности

Признаки высокого уровня EQ

В психологии определение эмоционального интеллекта появилось сравнительно недавно. Существовало много споров, но все-таки ученые признали EQ научным понятием. Поэтому признаки высокого уровня EQ мы будем рассматривать с точки зрения классической модели Дэниела Гоулмана.

  1. Для людей с высокоразвитым EQ свойственен высокий уровень самосознания. Они знают свои способности и могут попросить помощи при необходимости. Такому навыку мы учим своего ребенка еще в детстве, когда говорим: “Не можешь застегнуть курточку, попроси маму или папу”, “Не можешь обуться, давай вместе научимся”.
  2. Самоуправление дает возможность контролировать себя на всяком месте. Способность сдержать шквал эмоций, спокойно обсуждать острые моменты, не допустить действия с плохими последствиями, многого стоит. Такие люди всегда в цене, в нашей культуре самообладание ценится особенно у мужчин.
  3. Мотивированный человек также обладает высоким уровнем EQ. Когда он самостоятельно находит интерес в скучном деле, это помогает во взрослой жизни. У дошкольников этого навыка нет. В школьном возрасте навык нужно формировать. Но проблема в том, что именно школа этому не учит.
  4. Эмпатийность, то есть сопереживание и “считывание” эмоций людей, помогает сориентироваться, как себя вести. Учет эмоционального состояния собеседника позволяет правильно вести диалог, достигая необходимых результатов. Например, партнеру с длительной дороги нужно предложить душ и покушать, обязательно поинтересоваться о самочувствии, затем решать вопросы.
  5. Сформированные социальные навыки также отличают человека с развитым эмоциональным интеллектом. Для лидера эта характеристика особенно важна. Здесь подразумевается применение эмпатии и знаний психологии человека. В результате получаем убедительного и коммуникабельного руководителя в бизнесе или другой работе, за которым хотят следовать подчиненные.

Также для людей с высоким EQ свойственна ответственность, самодисциплина, умение уверенно себя вести в любой компании.

Упражнение «Правило правой руки»

Цель данного упражнения — показать, как можно, находясь в осознанности, мгновенно изменить свое отношение к происходящему, если испытываешь отрицательный избыточный потенциал, и привести себя в благоприятное состояние.

На указательный палец левой руки, поднятый вверх, надавливаем ладонью правой руки. Задаем себе вопрос «Что меня давит?», при этом приходит какое-то негативное чувство (переживание). Переворачиваем правую руку ладонью вверх, определяем позитивное чувство, противоположное тому негативному переживанию, с которым работаем. Делаем вдох-выдох и на правой ладони представляем образ позитивного чувства. Мысленно прикладываем этот образ к груди и фиксируем свои чувства и ощущения.

Если неприятное, деструктивное состояние сменилось позитивным, благоприятным, ресурсным, это говорит о том, что образ работает. Если же состояние не поменялось, попробуйте проделать это упражнение еще несколько раз (до пяти), чтобы более точно подобрать противоположное позитивное состояние.

Где-то тут нужен ремонт! Попробуйте найти все поломки (будет сложно!)

Что такое «осэмоции»?

Концепт «осэмоции» расшифровывается как «осознавай свои эмоции». Само слово «эмоция» можно перевести как «энергия в движении» — энергия, которая зависит от целого коктейля гормонов, управляющих нашим поведением в конкретный момент. 

Сфера эмоционального интеллекта учит нас тому, что нашим поведением куда чаще управляет не разум, а эмоции, и что контроль над своими порывами, возникающими благодаря эмоциональным триггерам, — важнейший элемент саморегуляции. К счастью, сегодня «эмоциональная грамотность» начинает прививаться уже с ранних лет — это можно наблюдать в Великобритании, США и многих других странах. В наше время даже маленькие дети способны назвать свои эмоции и отвечать за них. Однако вне зависимости от возраста в сфере физического и эмоционального интеллекта всегда есть к чему стремиться. 

Очень важно, чтобы мы жили полной жизнью и умело пользовались силой эмоций, а не мечтали о том, чтобы болезненные чувства прошли, а приятные длились вечно. Исследование, проведенное в 2011 г

в Стэнфордском и Колумбийском университетах, показало, что психологическое дистанцирование от негативных событий снижает уровень опасного гормона кортизола. Если же испытуемые детально представляли себе сценарий, при котором они успешно справлялись с той или иной проблемой, у них не только падал уровень кортизола, но и резко возрастал уровень дофамина, и они усваивали новую модель поведения. 

Исследование, проведенное в 2011 г. в Стэнфордском и Колумбийском университетах, показало, что психологическое дистанцирование от негативных событий снижает уровень опасного гормона кортизола. Если же испытуемые детально представляли себе сценарий, при котором они успешно справлялись с той или иной проблемой, у них не только падал уровень кортизола, но и резко возрастал уровень дофамина, и они усваивали новую модель поведения. 

В следующем упражнении мы вновь переживем важную ситуацию, в которой вы недостаточно хорошо понимали обстоятельства и слабо контролировали свои реакции, — и при помощи визуализации найдем, какими могли бы быть альтернативные шаги.

Зачем это делать? В реальности промежуток между импульсом и реальным действием составляет всего 0,2 секунды — за это время не так-то просто предусмотрительно отказаться от импульсивного поступка. Мы учимся это делать в ситуациях, к которым основательно подготавливаемся морально, когда заново переживаем значимые для нас моменты словно в режиме замедленной съемки крупным планом.

Исследование эмоционального интеллекта

Советские ученые с мировым именем Л.С. Выготский , С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев видели взаимосвязь и даже единство аффектов с интеллектом. Еще с древних времен мыслители заметили тот факт, что человек, не управляющий своими эмоциями способен «наломать кучу дров», это происходит, потому что личность идет на поводу своих эмоций не думая о последствиях, о таких говорят «без царя в голове».

Эмоциональный интеллект ребенка развивается под влиянием родителей. Если они внимательны к чувствам и эмоциям ребенка, то он вырастает осознанным и чутким. Впервые полноценное исследование по эмоциональному интеллекту провели американские психологи Дж. Майер и П. Сэловей. Их работы были подвержены критике из-за абсолютного превозношения EI, как 100% ключа к успеху человека, но это не отменяет достоинства исследования и тех возможностей, что дает высокий уровень эмоционального интеллекта человеку.

Диагностика эмоционального интеллекта

Управление эмоциональным интеллектом расширяет возможности взаимодействия личности с другими людьми. Узнать свой уровень эмоционального интеллекта можно с помощью тестовых методик, они нуждаются в доработке, но в целом помогают составить представление о себе, и дают почву для размышлений (не нужно отчаиваться если тестирование дает низкие результаты, это стимул к тому, чтобы начать развиваться. Самые популярные тесты для определения EQ:

  • методика эмоционального интеллекта Н. Холла;
  • Emotional Quotient Inventory (опросник из 133 вопросов) автор Р. Бар-Он;
  • Emotional Intelligence Test (MSCEIT) – Д. Майер, Д. Карузо и П. Сэловей.

Статьи по теме свернуть ↑

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Больше нет необходимости сразу отправлять бумажные документы почтой, Вы это можете сделать в любое удобное время.Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора.Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.

Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

  • Паспорта.
  • Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*.
  • При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
  • Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

Жанровое разнообразие.

Обзор

Как развивать EQ?

Как уже отмечалось в этой статье, чтобы развитие EQ происходит через развитие его основных факторов — драйверов. Поэтому необходимо в первую очередь развивать их.  

1. Упражнение для развития «осознанности»

Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь увидеть все детали

Как картинка станет «ярче» и вы заметите то, на что раньше не обращали внимание.
Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы подсознательно концентрируемся на зоне не более 1,5 метров вокруг себя.  «Расширяя» свой слух мы начинаем замечать нюансы природных и механических.
Закройте глаза и уши вместе

Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром — например, прикосновение к нему ветра или травы, если вы готовы снять обувь.

Это упражнение достаточно делать один раз в неделю, чтобы способности распознавать голосовые интонации собеседников, нюансы мимики стали значительно выше. Это позволит более точно определять явные и скрытые посылы собеседников и, самое главное, собственную реакцию на те или иные процессы, а также понимать, как ваше тело реагирует на информацию, как переживает эмоции.

2. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»

Вы изображаете гнев, радость, грусть или интерес — в зависимости от того, какую карточку вытянете. Это простой и эффективный способ «отработать» свое эмоциональное выражение. При этом ваша эффективность как переговорщика повышается в несколько раз. 

3. Для развития «самооценки» сначала стоит освоить позы силы

Позы силы — это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, голова поднята высоко. Выработка этого гормона способствует лучшему запоминаю материала и информации. 

Одна минута такого упражнения перед переговорами позволит вам чувствовать себя намного увереннее.

4. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее

Напишите десять дел, которыми вам нравится заниматься. Затем переформулируйте их так, чтобы остались только глаголы. Найдите именно тот глагол, который наилучшим образом передаст то или иное занятие.

По этим глаголам создайте план на месяц. И в течение этого месяца вам нужно будет прожить десять дней под девизом этого слова. Путешествовать или смеяться, дегустировать и узнавать новое, прыгать или считать – вариантов много.

Просто проживите каждый из этих дней на 200% под девизом тех десяти слов-действий, которые на самом деле и составляют вашу сущность роста — того, что вы можете дать миру.

При выполнении таких упражнений вы обязательно продвинетесь к своим истинным целям ближе, чем за последние несколько лет, потому что вы займетесь самым главным делом успешного бизнесмена или руководителя — реализацией «стратегии творца».

Материалы по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector