Книга: дэниел гоулман: эмоциональный интеллект. почему он может значить больше, чем iq. саммари — м. иванов

Содержание:

Сила в эмпатии

Эмпатия – особый навык, позволяющий распознать чувства другого человека. Люди, владеющие эмпатией, лучше реализуются во многих сферах жизни – от любовных отношений и воспитания детей, до политики и менеджмента.

Эмпатия — это способность к сопереживанию. Не показательная поверхностная заинтересованность делами другого человека, а искренний интерес того как, что и почему происходит с другим человеком. Учитывая сегодняшний ритм, учитывая обилие информации и дел, проявлять эмпатию все сложней и поэтому ее вес во взаимоотношениях все более ценен. Идеальный пример эмпатии это отношение между матерью и ребенком или двумя влюбленными. Именно эмпатия отвечает за эмоциональную связь и помогает сделать так, чтоб интеллект не стал бесполезным.

«Фокус»

Первая книга, которая обрела большую популярность, и автором которой был Дэниел Гоулман, – «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе». В данной книге автор предлагает сконцентрироваться на ресурсе, который в большинстве случаев остается незамеченным и теряется. Все говорят о времени, о способностях и других ресурсах, важных для высокой производительности и большого прогресса. Но все забывают о внимании, которое является настоящим секретным ключом к успешной работе и максимальной самореализации. Гоулман рассматривает феномен внимания с различных ракурсов, показывая, что люди зря не ориентируются именно на него, так как оно является очень важным аспектом достижения успеха в любой сфере

Основной темой книги является то, что внимание в современном мире крайне необходимо, так как сейчас появляется все больше и больше отвлекающих факторов, мешающих людям добиваться успеха, и только заострение внимания на конкретной цели может дать необходимый результат

внешняя ссылка

Интеллект бывает бесполезным

Рассматривать людей отдельно от их эмоциональной составляющей неблагоразумно

Гоулман считает, что сегодня делают акцент исключительно на важности всего разумного – того, что определяется уровнем развития ума. Увы, даже самый впечатляющий интеллект может стать беспомощным, если управление захватывают эмоции

Примеров тьма. Для того, чтоб дотянуться до одного из самых популярных примеров этого тезиса — взгляните на выпускную фотографию из школы и университета. Скорее всего те, кто демонстрировал наиболее высокий уровень знаний, но при этом не мог сказать того же про коммуникативные навыки оказались не очень устроены в жизни. Это и есть пример того, как интеллект бывает бесполезным. Как, осознавая, что вам теперь нужно прокачивать не только айкью но и икью справиться с растеренностью и возможно даже гневом?

Засрали Солнце – Первый И…

Цветок — видоизмененный побег

Основным органом генеративного размножения является цветок. Его главными частями являются тычинки и пестики. Именно они содержат половые клетки. Каждая тычинка состоит из нити и пыльника, в котором созревают пыльцевые зерна — мужские гаметы. Пестик состоит из нижней расширенной части — завязи, удлиненной средней — столбика — и верхней, расширенной — рыльца. В нем развивается женская гамета, которая называется яйцеклеткой.

Остальные части цветка обеспечивают вспомогательные функции. К примеру, цветоножка необходима для прикрепления к побегу, чашечка — для защиты внутренних частей от повреждений, венчик — для привлечения насекомых.

Библиография

  • Гоулман Д. Сила добра: Далай-лама о том, как сделать свою жизнь и мир лучше = A Force for Good: The Dalai Lama’s Vision for Our World. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 293 с. — ISBN 978-5-9614-5941-8.
  • Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта = Primal Leadership: Learning to Lead with Emotional Intelligence. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 301 с. — ISBN 978-5-9614-1646-6.
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект = Emotional Intelligence. — М.: «АСТ», 2009. — 480 с. — (Психология – лучшее). — ISBN 978-5-17-039134-9.
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе = Working with Emotional Intelligence. — М.: «АСТ», 2009. — 480 с. — (Психология). — ISBN 978-5-17-062057-9.
  • Гоулман Д. Деструктивные эмоции = Destructive Emotions: How Can We Overcom Them?. — М.: «Попурри», 2009. — 576 с. — ISBN 0-553-38105-9.
  • Гоулман Д., Дэвидсон Р. Измененные черты характера. Как медитация меняет ваш разум, мозг и тело = Altered Traits. — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2017. — 336 с. — ISBN 978-5-00117-227-7.

Биография

Дэниел Гоулман родился в небольшом городке Стоктон, в еврейской семье российского происхождения. Его родители были профессорами колледжей Стоктона, отец преподавал гуманитарные науки, включая латынь и курс по мировой литературе, мать — социологию. Племянник крупного физика-ядерщика Элвина Вайнберга. Гоулман окончил Амхерстский колледж с magna cum laude. Под научным руководством Дэвида Макклелланда получил доктора философии Гарвардского университета. Получив финансовую поддержку от Гарвардского университета на проведения преддокторского исследования и затем получив постдокторский грант от Научно-исследовательского совета по социальным наукам (англ.)русск. Гоулман обучался в Индии. Здесь он также проводил время с индийским гуру Ним Кароли Баба.

В настоящее время проживает в Беркшире, являясь сопредседателем консорциума по исследованиям в области эмоционального интеллекта в организациях, базирующихся в Высшей школе прикладной и профессиональной психологии Рутгерского университета, содействуя проведению исследований изучающих влияние эмоционального интеллекта на профессиональную эффективность, творческий и профессиональный рост. Сегодня Гоулман также является членом совета директоров института «Ум и жизнь» (англ.)русск. , который стимулирует диалог между учёными и занимающимися созерцательной практикой. Так, например, книга «Деструктивные эмоции» содержит выбранные им диалоги восьмой международной конференции института «Ум и жизнь» (Дхарамсала, Индия, 20-24 марта 2000 года) между Далай-ламой и нейроучёными.

Как не переинвестировать в себя

Иногда эмоции мешают принять решение или заставляют действовать неразумно

Хотя эмоции — важный инструмент взаимодействия с окружающей средой, они несовершенны и могут привести к ошибочным действиям.

Брифли существует благодаря рекламе:

Это происходит, когда мы излишне эмоциональны. Наш разум способен «жонглировать» множеством элементов одновременно, но в состоянии возбуждения его одолевают тревожные мысли и образы. Рациональному мышлению не остаётся места, и суждение затуманивается.

Пример. Когда вы испуганы, то слишком эмоционально реагируете на ситуацию («у страха глаза велики») и можете даже принять простынь на бельевой верёвке за привидение.

Под влиянием эмоций мы торопимся действовать вместо того, чтобы трезво оценить ситуацию. Когда информация попадает в мозг, её часть поступает в область «новая кора», ответственную за рациональное мышление, и переходит в эмоциональный мозг. Если последний посчитает, что информация несёт угрозу, он может заставить нас действовать не задумываясь, без обращения к мозгу мышления.

Пример. Вы вздрагиваете, если в тёмном лесу краешком глаза видите странную фигуру.

Под действием устаревших эмоциональных реакций мы можем вести себя неразумно. Эмоциональный разум реагирует на текущую ситуацию, основываясь на опыте, даже если её условия изменились.

Пример. Мальчик, которого били сверстники в школе, может вырасти сильным мужчиной, но по-прежнему будет ощущать угрозу со стороны окружающих.

Эмоции очень важны, но они могут блокировать рациональное мышление. Чтобы этого не случилось, надо научиться эффективному управлению эмоциями.

«С меня хватит! Как жить с эмоциональной чувствительностью»

Ими Ло

Для
кого:

Для высокочувствительных людей, которые: не
понимают сути и причин своих эмоций, стыдятся своих чувств и эмоций, хотят
избавиться от негативной нагрузки прошлого и критики окружающих, хотят
использовать свои качества для развития.

О
чем:

Эта книга о том, как жить с эмоциональной
чувствительностью и интенсивными чувствами. Ими Ло опровергает мифы и
стереотипы о высокочувствительных людях, объясняет, как отпустить старый
эмоциональный багаж, и предлагает упражнения, которые помогут сохранять
гармонию со своим «я» в любых жизненных ситуациях.

Ее книга для всех тех, кто часто не может
разобраться в разнообразии своих чувств и эмоций, стыдится их и хочет
избавиться от них, не осознавая, что именно они делают их уникальными.

Отзывы:

Полезная книга для тех, кто имеет
повышенную эмоциональную чувствительность. Книга доказывает, что это не
патология, как бы это не пытались внушать окружающие, и показывает, как с этим
жить.

«HBR Guide. Эмоциональный интеллект»

Для кого:

Для менеджеров и владельцев бизнеса. Для
продактов, scrum-мастеров и тимлидов. Для всех, кто интересуется психологией,
темой эмоционального интеллекта и много общается с другими людьми.

О
чем:

Специалисты полагают, что эмоциональный
интеллект порой важнее многих профессиональных навыков. Этот сборник статей
содержит множество подсказок и приемов, которые помогут вам лучше понять себя и
своих коллег. Вы научитесь справляться с различными сложными ситуациями на
работе и в жизни, улучшите навыки взаимодействия и станете действовать более
эффективно.

Отзывы:

Читатели считают, что книга отлично
подходит для первоначального погружения в тему эмоционального интеллекта. Для
продолжения изучения темы имеется большое количество ссылок на подробные
материалы.

20 недорогих подарков на Новый год

Структура эмоциональной компетентности по Гоулману

  • Личная компетентность (Эти компетенции определяют, насколько мы умеем справляться с собой):
    • Самоосознание (Знание своих внутренних состояний, предпочтений, возможностей)
    • Саморегуляция (Умение справляться со своими внутренними состояниями и побуждениями)
    • Мотивация (Эмоциональные склонности, которые направляют или облегчают достижение целей)
  • Социальная компетентность (Эти компетенции определяют, насколько хорошо мы умеем регулировать отношения):
    • Эмпатия (Осознание чувств, потребностей и забот других людей)
    • Социальные навыки (Искусство вызывать у других желательную для вас реакцию)

Аудиокнига

Эмоциональный интеллект помогает быть здоровым и успешным

В чём секрет успешной и полноценной жизни? Многие думают, что с высоким IQ люди имеют больше шансов на счастливую жизнь. Опыт же показывает, что люди с развитым эмоциональным интеллектом зачастую более успешны.

Студенты с высоким уровнем эмпатии успешнее, чем их менее участливые товарищи с аналогичным IQ. Вообще, ученики, способные контролировать свои чувства, получают высокие оценки.

Пример. Одно исследование Стэнфордского университета изучало способность группы четырёхлетних детей устоять перед лакомством. Годы спустя оказалось, что те, кто контролировал свои импульсы в возрасте четырёх лет, преуспевали в школе и социальной сфере. Успех сопровождал их и во взрослой жизни.

Эмоциональный интеллект также помогает вести более здоровый образ жизни.

Пример. В периоды стресса сердце испытывает огромное напряжение, так как повышается кровяное давление. Отсюда возникает риск инфаркта. Стресс также ослабляет иммунную систему — в стрессовом состоянии высоки шансы простудиться. Эмоциональный интеллект поможет избежать подобных опасностей. Научившись смягчать такие стрессовые чувства, как тревога и злость, вы снизите их пагубное воздействие. Так, если людей, перенёсших инфаркт, научить управлять гневом, то риск возникновения приступов в будущем значительно уменьшится.

Влияние эмоционального интеллекта на успешность и здоровье огромно, но в школьной программе эмоциональным навыкам внимание почти не уделяется

Электронная книга

Ссылки

Основные идеи

Дэниел Гоулман получил мировое признание после выхода книги «Эмоциональный интеллект», которая продержалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс» более полутора лет. Гоулман утверждает: «диапазон того, что мы мыслим и делаем, ограничен тем, чего мы не замечаем. И, так как мы не замечаем, того что нам необходимо, мы мало что можем сделать, чтобы что-то изменить». В своей первой книге «Многообразие медитативного опыта» Гоулман описывает различные методики медитации. К их числу относятся: суфизм, Трансцендентальная медитация, Патанджали Аштанга йога, индийская Тантра и кундалини йога, тибетский буддизм, дзэн, учение Гурджиева и учение Кришнамурти. Он замечает, что большинство методов медитации были направлены на развитие концентрации, и что «мощная концентрация усиливает эффективность любого вида деятельности». Гоулман считает, что всем без исключения обязательно нужно уметь сочувствовать другим, понимать чужие эмоции (обладать эмпатией), при этом полностью осознавать свои. Он является одним из основателей учения об эмоциональной саморегуляции. Ритм и темпы современной жизни оставляют людям слишком мало времени на усвоение, обдумывание, и реагирование, организм человека настроен на более медленный ритм, а ведь «чем меньше мы осознаем, что именно составляет предмет нашего страстного увлечения, тем больше мы недополучаем в жизни», — утверждает он.
Автор получил множество наград за свои исследования, в том числе награду за достижения в сфере журналистики от Американской психологической ассоциации. Он был избран членом Американской ассоциации содействия развитию науки в знак признания его деятельности в сфере популяризации науки. Дэниел Гоулман дважды номинировался на Пулитцеровскую премию.

Как развить эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект сам по себе является навыком, который можно и нужно развивать. Тебе потребуется дисциплина и терпение, потому что серьезные успехи придут не сразу. Смотри на жизнь с оптимизмом, потому что временами будут и поражения, ты будешь откатываться назад и испытывать негативные эмоции, от которых стремишься избавиться. Тебе также нужно научиться мотивировать себя, потому что без этого умения ты не сможешь заниматься повышением уровня эмоционального интеллекта каждый день.

Чтобы вовремя распознавать негативные, деструктивные эмоции, тебе нужно быть осознанным. Советую тебе пройти курс по духовным практикам, и взять урок по медитации

Первым шагом в борьбе против любого врага (разрушительных эмоций) является его распознавание, поэтому так важно находиться в состоянии осознанности и подмечать, когда эмоции выходят из-под контроля

Помни, что только с практикой приходят серьезные результаты, поэтому внедряй знания в жизнь и изучай себя.

Тебе нужно будет понимать, как устроена твоя психология. Каждый человек имеет свои уникальные черты, которые влияют на то, как он думает, что чувствует и как принимает решения. Однако даже если ты думаешь, что изучил свою психологию полностью и знаешь себя, продолжай наблюдать за собой, ведь все меняется. Ты сегодня и ты завтра — это разные люди, поэтому подмечай перемены в себе и делай соответствующие выводы. Настройся на долгий путь и сделай его максимально привлекательным. Помни, что никто, кроме тебя не сможет тебе помочь.

Для начала советую почитать биографии выдающихся людей и оценить их жизни с позиции эмоционального интеллекта. За чтением подумай, смогли бы Стив Джобс или Ричард Брэнсон достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей?

А сегодня я познакомлю тебя с одной из основополагающих книг об эмоциональном интеллекте:

Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»

Книга состоит из пяти частей, шестнадцати глав и шести приложений в конце

Рассмотрим каждую часть отдельно, заостряя внимание на наиболее интересном

Часть первая. Эмоциональный мозг

В нас удивительным образом уживаются два ума – рациональный и эмоциональный. Рациональный ум представляет собой инструмент постижения, который мы способны осознавать. Он богат мыслями, более заметен по своему результату в виде знания, отражает способность ума обдумывать и размышлять.

Эмоциональный ум – другая система познания, мощная и импульсивная, порой нелогичная.

Подобный механизм познания, вероятно, сложился за миллиарды лет эволюции. Эмоции и интуиция управляли нашей мгновенной реакцией в ситуациях, когда нам грозила смертельная опасность. В то время как перерыв на раздумья нам был нужен для того, чтобы понять, чего мы хотим достичь в жизни.

В идеале должно существовать равновесие между рациональным и эмоциональным, когда эмоции питают и воодушевляют нас на действия рационального ума. И наоборот, рациональный ум облагораживает и в некоторых случаях запрещает проявление эмоций.

Все страсти человека находятся, по сути, в ведении миндалевидного тела (amygdala). Оно является большим специалистом по части эмоций. Если работа миндалевидного тела разобщается с остальным мозгом, это проявляется в поразительной неспособности оценивать эмоциональную значимость событий; это явление иногда называют «аффективной, или эмоциональной, слепотой».

Так, в состоянии аффекта человек совершает как ужасные, так и безумные поступки. Он может причинить боль другому, либо же, не задумываясь, броситься в воду или горящий дом, чтобы спасти того, кого он даже не знает. Миндалевидное тело может заставить нас резко начать действовать, тогда как чуть более медлительный, но более осведомленный неокортекс лишь «разворачивает» свой тоньше проработанный план реагирования.

Можно сказать, что главная задача разумного человека – подружить миндалевидное тело и неокортекс. Это противостояние между чувством и мыслью, сердцем и головой желательно время от времени прекращать.

Возьмем, например, способность эмоций срывать процесс мышления. Есть такое понятие «оперативная память» – объем внимания, который позволяет удерживать данные, необходимые для решения проблемы. Это могут быть задачи на логическое мышление на экзамене или затяжная дискуссия. За это отвечает предлобный кортекс. Однако сильные эмоции вроде тревоги и гнева могут создавать невральные помехи, что негативно влияет на оперативную память. Именно поэтому мы совершенно не можем мыслить во время подобных аффектов.

Часть вторая. Природа эмоционального интеллекта

Это самая большая и важная часть книги, в которой Гоулман предлагает наибольшее количество своих идей и ценных наблюдений, поэтому на ней мы остановимся подробнее.

Невозможно безошибочно предсказать успех в жизни студента с высоким коэффициентом интеллекта (IQ). Разумеется, некоторая связь существует, однако она ничего не гарантирует.

Не менее важны и другие характеристики, по большей части, именно эмоциональный интеллект. Он состоит из множества навыков, к примеру:

  • Уметь сдерживать порывы, несмотря на провалы и неудачи.
  • Иметь способность выработать для себя мотивацию «на ровном месте».
  • Уметь откладывать получение мгновенного удовлетворения.
  • Настойчиво стремиться к достижению цели.
  • Не давать страданию лишить себя возможности думать.
  • Контролировать свое настроение.
  • Уметь отвлекаться от неприятных мыслей, чтобы сосредоточиться на главном.
  • Сопереживать другим.
  • Надеяться и верить в себя.

Чего может достичь человек с высоким IQ, который при этом сорит деньгами налево и направо, легко поддается негативным эмоциям, вступает в конфликты и хамит начальству? Коэффициент умственного развития почти не дает объяснения, почему у людей с примерно равными задатками, образованием и возможностями совершенно разные судьбы. На первых порах многие из них вырываются вперед, но затем почему-то идут вниз. Они несчастны, склонны к депрессии и не умеют уживаться с людьми (в том числе в супружеской жизни).

Бывает такое, что люди с коэффициентом интеллекта 160 работают на тех, у кого он 100. Почему так происходит? Скорее всего, по той причине, что академический ум в одиночку не способен подготовить человека к хаосу окружающего мира. Ему нужно прежде всего выработать характер (составная часть эмоционального интеллекта), терпение и научиться справляться с разными состояниями.

Гоулман приводит характеристики Говарда Гарднера, которые считает ключевыми для развития эмоционального (межличностного) интеллекта:

Управление эмоциями. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.

Знание своих эмоций

Здесь крайне важно самосознание – распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений, начиная с того, за кого выйти замуж или на ком жениться, и заканчивая тем, за какое дело взяться.

Распознавание эмоций в других

Это эмпатия, способность сопереживать, быть настроенным на социальные сигналы.

Самомотивация. Суть этого навыка в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции – отсрочивать удовлетворение и подавлять импульсивность. Это умение привести себя в состояние вдохновения – такие люди оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.

Поддержание взаимоотношений. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Такие люди отлично справляются с делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с окружающими.

Управление эмоциями становится для нас повседневной задачей, потому что очень часто, особенно в свободное время, нам важно управляться со своим настроением. Мы испытываем боль, когда находимся в плохом настроении и при этом понимаем, что это негативно влияет на наши взаимоотношения с окружающими

Головной мозг устроен таким образом, что мы очень часто почти или совсем не контролируем тот момент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, и не властны над тем, какая именно эмоция это будет. Что же можно сделать? Как минимум – оказать влияние на то, как долго она будет действовать.

Когда эмоции чрезвычайно сильны и длятся дольше некоего допустимого временного предела, они постепенно переходят в мучительные крайние формы: хроническое состояние тревоги, депрессию, неукротимую ярость

Вот почему важно научиться контролировать свое состояние, пока оно не стало окончательно привычным

Одно из самых неприятных, длительных и болезненных чувств – это беспокойство. Почему оно возникает? Мощными спусковыми механизмами являются мучительные образы в нашей голове.

Хроническое беспокойство принимает вид шаблонных закоснелых идей, а не творческих озарений, которые действительно подвигают к разрешению проблемы. Однако даже от него можно избавиться, если начать работать над собой. Самое главное, что ты должен сделать – развить самосознание, то есть уловить вызывающие беспокойство эпизоды как можно раньше. В идеале – тогда, когда мимолетный образ катастрофы только запускает цикл тревожности и беспокойства. Также нужно выявить, в каких ситуациях и местах тебя посещают эти мысли и избегать/пресекать/стараться справляться с ними. И наконец, применять методы релаксации. Напряжение и тревожность – это привычки, с которыми можно справиться при помощи другой привычки – расслабляться.

Часть третья. Эмоциональный разум в действии

Эта часть посвящена, в основном, отношениям в браке. Гоулман настаивает, что корни всех проблем стоит искать в детстве.

Мальчикам и девочкам преподают совершенно разные знания о том, как контролировать эмоции, поскольку на темы, связанные с эмоциями, за исключением гнева, родители говорят чаще и больше с дочерями, а не сыновьями. Таким образом, девочки получают гораздо больше информации об эмоциях, чем мальчики.

Девочки, играя вместе, разделяются на маленькие замкнутые группы, в которых сводится к минимуму враждебность и всячески поощряется сотрудничество, тогда как мальчики для игры объединяются в большие группы, где царит дух соперничества.

Вот и получается, что уже в детстве мальчики понимают, что нужно свести к минимуму проявление эмоций, тогда как девочки преуспевают как в выражении чувств, так и считывании их у других.

Можно предсказать, будет ли брак крепким, по наличию грубой критики. В здоровом браке муж и жена открыто и спокойно выражают недовольство. Но если возникает грубая манера, это значит, что брак уже повис на волоске (хотя некоторые пары понимают это спустя несколько лет или не понимают вообще).

Если в вашем браке кто-то за невинный проступок получает клеймо «невнимательного эгоиста», вам нужно пересмотреть свои взаимоотношения. Также существует так называемый мимический знак презрения: он создается сокращением-особой мышцы, растягивающей углы рта в сторону (обычно влево), и одновременным закатыванием глаз. Когда на лице одного из супругов появляется подобная гримаса, у другого при безмолвном обмене эмоциями частота сердечных сокращений с минуту увеличивается на два-три удара. Можно сказать, что между супругами в этот момент происходит скрытый разговор – и он причиняет огромный вред. Последним гвоздем проблемы в браке является молчание.

Часть четвертая. Окна возможности

Сотни проведенных исследований показывают, что то, как родители обращаются с ребенком, серьезно и долго сказывается на его эмоциональной жизни. И лишь недавно стали появляться исследования, которые показали: если у родителей высокий эмоциональный интеллект – это огромное благо для ребенка.

Одни родители терпеливо объясняют своим детям, что так делать нельзя и указывают на ошибки, чтобы они их исправили. Другие теряют терпение и выходят из себя моментально, называя своего ребенка бестолковым, выражают явное презрение.

Наиболее распространенные негативные манеры родительского поведения:

  • Занятие слишком пассивной позиции. Начитавшись книг по психологии, такие родители сделали неправильный вывод: они не вмешиваются, когда их ребенок переживает бурю эмоций. Они считают, что жизнь прекрасна в любом случае, даже если приносит страдания.
  • Полное игнорирование чувств. Любые эмоции ребенка такие родители считают ерундой или дополнительным источником беспокойства для себя, чем-то несущественным. В итоге ребенок подавляет все эмоции и совершенно не умеет давать им ход и справляться с ними.
  • Манера напускать на себя презрительное равнодушие, демонстрируя явное неуважение к чувствам ребенка. Такие родители могут запретить ребенку вообще обнаруживать гнев и наказывают его при малейших признаках раздражения.

Правильной манерой поведения будет следующее: при проявлении сильной эмоции следует подойти к ребенку, разъяснить ему, что это за эмоция и как с ней справиться. Используйте фразы вроде этой: «Ты рассержен из-за того, что Томми задел твое самолюбие?».

Часть пятая. Эмоциональная грамотность

Чтобы объяснить преимущества эмоциональной грамотности, нужно осознать минусы эмоциональной безграмотности:

  • депрессия;
  • психические травмы;
  • хроническое беспокойство;
  • подавленность, неверие в свои силы.

Что такое депрессия? По сути, это всего лишь состояние, в которое человек вводит сам себя. Он очень сильно старается для этого.

  • Применяет мысли: «Я тупой», «Что бы я ни сделал, ничего не получится».
  • Привлекает физиологию: медленно дышит, мало улыбается, сковывает свое тело.
  • Плохо питается: ест жирную пищу, полуфабрикаты.

Пессимистический взгляд на жизнь делает людей (особенно детей) чрезвычайно восприимчивыми к депрессии. Дети, которые вырабатывают пессимистический взгляд на жизнь, приписывая неудачи в своей жизни какому-то ужасному недостатку в самих себе, начинают превращаться в жертвы подавленного настроения, реагируя на неудачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector