Эффект зейгарник в психологии

Эффект ореола — что это такое

Эффект ореола впервые был упомянут в 1920 году психологом Эдвардом Торндайком. В результате эксперимента он обнаружил и доказал существование данного феномена. Впоследствии исследования других ученых только подтверждали его теорию. И если изначально понятие эффекта ореола применяли только к межличностным отношениям, то в современном обществе его использование стало гораздо шире. Особенно это касается маркетинга брендов.

Люди часто склонны опираться на стереотипы относительно окружающих. Неправильно навешенные «ярлыки» мешают видеть человека таким, какой он есть на самом деле

Потому так важно, какое первое впечатление мы оказываем на окружающих. Если первоначально об индивидууме сложилось негативное впечатление, нужно приложить массу усилий, чтобы изменить мнение в лучшую сторону

Это же справедливо и в обратном отношении: изначально заручившись положительным мнением, человек при дальнейшем общении воспринимается только позитивно. Недостаток объективной информации, поверхностные суждения и гало-эффект не позволяют замечать его негативные стороны.

Почему не переходит на сайт ВКонтакте?

Скорее всего (в девяноста пяти процентах случаев) ваш аккаунт не был взломан, в чем вы легко сможете убедиться, если попробуете зайти на свою страничку с другого компьютера. В чем причина того, что не заходит в Вконтакте? Рассмотрим самые распространённые причины.

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник

Сущность

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связный с каким-либо незаконченными действиями, чем с законченными.

С точки зрения Теории поля <#»justify»>История вопроса

В психологии известен эффект, названный по имени его открывателя эффектом Зейгарник. Этот принцип говорит о том, что незавершенные дела вызывают в человеке определенное внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова. Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ.

Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но уже не помнил те, которые только что исполнил. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее она развила эту идею. В ее экспериментах испытуемые должны были решать интеллектуальные задачи. Время на решение задачи она определяла произвольно и в любой момент могла заявить, что время истекло, и задача не решена. Через несколько дней испытуемые должны были вспомнить условия тех задач, которые им предлагались. Выяснилось, что если решение задачи было прервано, она запоминается лучше по сравнению с решенными задачами примерно в два раза. Эта особенность и получила название «эффект Зейгарник». Зейгарник установила, что начало выполнения задачи создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не завершена. Это напряжение постоянно стремится к реализации, к своему завершению. Это стремление влияет на память и поведение человека. То есть человек стремится к завершению своих задач. Людям нравится чувствовать завершенность и наоборот не нравится незавершенность.

На мой взгляд, основной вывод, который может сделать из этих экспериментов, состоит в том, что не нужно иметь одновременно много незавершенных задач. Любая начатая и незаконченная задача сохраняет в вашей памяти напряжение. Это напряжение отвлекает вашу энергию.

На бытовом уровне это в общем то и так понятно, но как видим эффект получил свое подтверждение экспериментально.

У каждого конечно свой разумный предел на количество задач, находящихся в процессе решения. Надо его понимать и стараться не превышать. Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения подзадач.

Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств. Если брать в работу задачи, то только те, которые вам действительно нужны.

И что еще интересно — у вас могут быть какие-то очень старые незавершенные задачи, которые в своем прямом виде уже забыты. Но свое напряжение они могут сохранять и тем самым влиять на ваше поведение. Их желательно вспомнить и завершить, если конечно такое возможно.

Завершение освобождает энергию.

Современное применение

эффект зейгарник память поведение напряжение

Одной из основополагающих человеческой психологии является тот факт, что ни один человек абсолютно не терпит неопределенности. Любой человек старается найти ответы на все интересующие его вопросы как можно быстрее. Именно на этой особенности человеческой психологи и основан так называемый эффект неопределенности. Абсолютно все статьи, ролики и сюжеты, которые используют эффект неопределенности чаще всего заканчиваются неожиданно, абсолютно никак не разрешая сложную ситуацию и никаким образом не развязывая ее. Именно этот эффект очень часто используется в рекламах, в ходе которых рекламщики задают посетителям провокационные и в тоже время очень интересные вопросы, ответы на которые можно получить только перейдя по какой-либо ссылке. Таким образом, читатели или же пользователи сайтов намного лучше запоминают информацию, размещенную на сайте, даже в том случае, если мелкие детали будут запомнены намного более четко и точно. Данный эффект носит название эффекта Зейгарника и является очень эффективными при написании текстов для веб, так как помогает заинтересовать и привлечь все новых и новых читателей.

Формирование первого впечатления о человеке

Повседневная жизнь человека насыщена новыми встречами, и во многих обстоятельствах оценивать людей приходится на основе кратковременного восприятия – это первые впечатления и, на его основе возникает соответствующее поведение.

Первое впечатление является сложным психологическим феноменом, включающим логические, эмоциональные, чувственные компоненты. Формироваться первое впечатление может, как при специальном намерении оценить человека, так и при отсутствии такого намерения.

Определяющими факторами впечатления о человеке, в первый раз встречаемого, являются особенности его внешнего облика и поведение. Сам человек, его поведение и облик отражаются при первой встрече очень ярко.

Также на формирование впечатления о незнакомом человеке существенное влияние оказывает ситуация, при которой произошла встреча.

Впечатление также будет зависеть и от личностных качеств того, кто оценивает незнакомца, его психический склад и отношение к различным сторонам действительности.

Перечисленные факторы являются глобальными и находятся в тесной взаимосвязи.

Исследования, проведенные психологами, говорят о том, что при формировании мнения о качествах личности, впервые встреченного человека, большое значение имеет его общая эстетическая выразительность. Например, степень соответствия физической наружности человека со сложившимся идеалом красоты.

Используя метод компетентных судей, А. Миллер провел эксперимент, выбрав из большого числа фотографий красивые лица с точки зрения судей и обыкновенные лица. Две группы фотографий были показаны женщинам и мужчинам, возраст которых был в границах 18-24 года. Задача испытуемых заключалась в том, чтобы рассказать по фотографиям о внутреннем мире каждого.

Фотографии, лица на которых были отнесены к более красивым, испытуемые охарактеризовали как уверенных, искренних, счастливых, духовно богатых людей. Оценка второй группы фотографий имела значительные расхождения с первой группой.

Выполненные исследования показывают, что физическая привлекательность вызывает «сдвиг» в оценках тогда, когда объектом оказываются черты личности человека и тогда, когда оценивается конкретный результат деятельности или поступок.

Другие исследования

Феномен незавершённых действий исследовался и другими психологами.

Курт Левин

Курт Левин проводил эксперименты, в которых творческую деятельность детей прерывали, предлагая им другие занятия. При этом в случае незавершенности задачи дети при первой возможности старались закончить незавершенное дело.

Согласно Теории поля этого психолога напряженность, которая возникает в начале действия, не разряжается полностью при его неполном завершении. При сохранении такой напряженности облегчается доступ к следам памяти.

Интересный эксперимент в этом направлении провел Поль Фресс. Он давал испытуемым 20 задач, но разрешал решить только 10 из них, а потом спрашивал, сколько по мнению испытуемого ему удалось решить задач. Оказалось, что уверенные в себе люди склонны преувеличивать свои достижения. Они считали, что справились успешно с большей частью задач. Люди же с более низкой самооценкой были скорее склонны преуменьшать свои достижения. Этот эксперимент, таким образом, превратился в своеобразную форму личностной диагностики.

Различные исследователи также обнаружили некоторые прочие факторы, связанные с эффектом Зейгарник:

  1. вероятность проявления данного эффекта меньше, если испытуемый в определенной степени лично заинтересован в выполнении задания;
  2. эффект проявляется в большей степени, если прерывание задания не выглядит как часть экспериментального плана;
  3. проявление эффекта более вероятно, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.

Биография

Блюма Зейгарник ()

Блюма Зейгарник и её муж Альберт незадолго до переезда в Берлин (Ковно, )

Блюма Вульфовна Герштейн родилась 27 октября (9 ноября) 1901 года в Пренах Сувалкской губернии. Родители, Вульф Нотелевич Герштейн (1861—1936), уроженец Волковышек, и Роня-Фейга Орелевна Розенгард (1865—?), владели магазином. Училась в гимназии в Пренах, с 1916 года — в Алексеевской женской гимназии Е. Д. Рейман-Далматовой в Минске. В 1918 году познакомилась с Альбертом Янкелевичем Зейгарником (1899—?), также родом из Прен, вместе с которым в 1922 году переехала на учёбу в Берлин и поступила на философский факультет Берлинского университета, в то время как А. Я. Зейгарник поступил в Берлинский политехникум. Там под влиянием лекций Макса Вертхаймера она заинтересовалась психологией. Брак супругов Зейгарник был заключён 9 января 1924 года в Каунасе.

В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и «квазипотребностей» личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в это время (1925) после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: память о незавершённых действиях сохраняется у человека намного дольше, чем о действиях завершённых.

Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определённое время решить ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил.

Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определённый уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (в терминах понятийной системы Курта Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Таким образом, результат отличается почти в 2 раза.

В 1927 году Б. В. Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году приехала в СССР, где стала ближайшей сотрудницей Л. С. Выготского, работала в Москве в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии и, затем, в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.

В 1940 году был арестован и осуждён «на 10 лет без права переписки» муж Б. В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с двумя сыновьями, одному из которых было меньше года, другому шесть лет. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник с сыновьями эвакуировались из Москвы. В эвакуации работала вместе с А. Р. Лурия и другими психологами в нейрохирургическом эвакогоспитале № 3120 на Урале в посёлке Кисегач Челябинской области. Разрабатывала методы реабилитации после тяжёлых ранений. Результаты этих исследований были впоследствии опубликованы. В этот период укрепляются её научные и личные контакты со многими крупнейшими психологами страны — А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, С. Г. Геллерштейном и другими. С большим теплом и любовью вспоминала о них впоследствии Б. В. Зейгарник, отмечая, что именно в этот период под влиянием общения с психологами школы Выготского и оформились её представления о патопсихологии, как особой области знания.

В послевоенный период Б. В. Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке психологии и психиатрии было сформировано направление психологии — экспериментальная патопсихология.

В ходе кампании по борьбе с космополитизмом Б. В. Зейгарник была отстранена от заведования лабораторией (1950) и в 1953 году уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 году и проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 года. В 1959 году защитила докторскую диссертацию «Нарушения мышления у психически больных». С 1967 года преподавала на психологическом факультете МГУ.

Эффект Зейгарник в психологии

Если кратко сформулировать то, как работает эффект Зейгарник в психологии, то можно выделить такую последовательность происходящего:

  1. Любое начатое действие рождает в человеке психоэмоциональное напряжение.
  2. Возникшее напряжение логически тяготеет к завершению. Человек стремится избавиться от напряжения.
  3. Напряжение исчезает только в момент завершения действия, получая разрядку.

Смысл заключается в том, что, если завершения не происходит, напряжение остаётся и влияет на поведение человека.

В Гештальтпсихологии есть понятие «незавершённый гештальт». Суть этого понятия заключается в том, что психика человека способна принимать как собственный опыт только завершённые дела. Если по какой-то причине начатое не было завершено, то гештальт остаётся открытым, то есть личность испытывает напряжение, волнение, высокий уровень тревоги. Если таких ситуаций скапливается немало, это может вызывать неврозы. Ибо, с точки зрения гештальта, для ощущения удовлетворённости жизнью необходима завершённость и целостность в делах и любых начинаниях. Таким образом, открытие Блюмы Вульфовны стало одной из отправных точек гештальттерапии.

Самостоятельно «закрыть гештальт», то есть завершить неоконченные дела, не всегда случается возможным, так как незавершённости могут быть в отношениях с родителями, с педагогами, с воспитателями. Могут вызывать тревогу ранние воспоминания, когда только грамотный психолог может помочь «завершить гештальт» и убрать точку напряжения с помощью игровых, образных и арт-терапевтических форм воздействия.

Как был открыт эффект Зейгарник?

Научное открытие произошло случайно, во время обеда в кафе. Блюма Зейгарник находилась там вместе с преподавателями и студентами

Она обратила внимание на официанта, который принял большой заказ, но не записал его. Когда он принес заказанные блюда и напитки, не допустив ни одной ошибки, она поинтересовалась у него, помнит ли он, что заказывали посетители за соседним столиком

Как оказалось, он не помнил заказанные блюда.

Блюма Зейгарник предположила, что люди лучше помнят незавершенные дела, а после их окончания забывают.

Чтобы проверить гипотезу, провели несколько экспериментов. Их суть заключалась в том, что двум группам участников предложили выполнить задание на мышление. Потом одной группе давали возможность завершить выполнение, а другой говорили, что время вышло, когда задания не были окончены. За этим следовала самая важная часть эксперимента – спустя несколько суток участников опрашивали, помнят ли они содержание заданий. Результаты показали, что участники, которых прервали во время выполнения заданий, помнили их лучше, чем те, кто выполнил их до конца.

Эти данные подтвердили гипотезу Блюмы Зейгарник. Она объяснила результаты проведенного исследования тем, что при необходимости выполнить какое-то задание у человека возникает определенное напряжение, которое не уходит, пока дело не будет закончено. Поэтому после выполнения задания вместе со снижением концентрации ослабевают и процессы памяти, которые были связаны с этим делом. А если по каким-либо причинам дело не завершено, то человек лучше помнит связанные с ним детали. Это свойство памяти и получило название “эффект Зейгарник”.

Понятие «закрытого гештальта»

Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.

Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.

 Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию

Задача психотерапевта — увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние. Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение

Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.

В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.

Список литературы:
  • 1. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  • 2. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.
  • 3. Birenbaum G. Das Fergessen einer Fornahme. — «Psych. Forschung», 1931.
  • 4. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis Berlin, 1926.
  • 5. Lewin K. A dynamic theory of personality. N. Y. — London, 1935.
  • 6. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.
  • 7. Lewin K. The conflict between Aristotelian and Galilean modes of thought in contemporary psychology. N. Y., 1927.
  • 8. Lewin K. Die phychologische situation bei Zohn und Strafe. Leipzig, 1931.
  • 9. Owsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochenen Handlungen.—«Psych. Forsch.», 1928, Bd 10.
  • 10. Zeigarnik B. Uber das Behalten erledigter und unerlegiter Handlungen.— «Psych. Forsch.», 1927, Bd 9.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Влияние психологического эффекта

Научно доказанное психологическое явление помогает увеличить эффективность в работе. Нужно учитывать, как внутренние, так и внешние факторы влияния:

важность завершения конкретной процедуры, уровень эмоциональности увеличивает волнение от незавершенности;
вознаграждение, что упустит человек от не выполненной работы;
самооценку.

От степени своей значимости тоже зависит возникновение эффекта Зейгарник. При заниженной самооценке работник перестает что-то запоминать. Если он ценит себя сверх меры, берется за любые обязанности из-за большой мотивации. Человеку свойственно долго помнить победы и забывать поражения. Люди часто, не у всех получается, вычеркивают неприятные явления и ситуации. Это не относится к работе, не разрешенная забытая задача остается в глубине и влияет на настроение.

Учёные пришли к выводу, что мозг людей, больных шизофренией, работает не у всех одинаково

Уровень притязаний

Термин “уровень
притязаний” был введен в школе известного
немецкого психолога К.Левина. В опытах
Т.Дембо для провоцирования гнева
испытуемым предлагали очень сложные
или просто нерешаемые задачи. Обнаружилось,
что если поставленная цель слишком
трудна для испытуемого, он намечает
некоторую более легкую задачу. Вот эту
промежуточную цель Т.Дембо и назвала
уровнем притязаний данного момента.

Первое значительное
исследование процесса выбора уровня
притязаний принадлежит Ф.Хоппе. Однако
Ф.Хоппе интерпретирует уровень притязаний
в общем виде как цель последующего
действия.

Таким образом,
уровень притязаний проявлется
в степени трудности тех целей, которые
человек выбирает для себя.Чем более
трудно достижимые цели ставить перед
собой человек, тем выше уровень его
притязаний. Например, при броске снаряда
в мишень это проявляется в количестве
очков, которые испытуемый намерен
выбить.

Уровень
притязаний образуется уже в ходе решения
задачи и зависит от полученного результата
– успеха или неуспеха в достижении
поставленной цели.Для анализа
данной ситуации К. Левин ввел ряд понятий.

Предшествующее
достижение
— результат, полученный
испытуемым до выбора очередной цели.

Постановка цели,
установление уровня притязаний

решение о цели следующего действия.
Выбранная испытуемым цель характеризуется
целевым несоответствием, то есть
расстоянием между предшествующим
достижением и реально поставленной
целью.

Очередное
достижение.
Разница между уровнем
притязаний и величиной достижения будет
«несоответствием достижения». Оно будет
положительным если результат выше
уровня притязаний и отрицательным –
если ниже. Положительное несоответствие
можно интерпретировать как успех,
отрицательное – как неудачу.

Реакция на успех
или неудачу,
проявляющаяся в увеличении
или уменьшении уровня притязаний при
выборе очередной цели. Здесь возможны
две тенденции. Первая тенденция выражается
в том, что испытуемый адекватно реагирует
на свои достижения, повышая уровень
притязаний после успеха. Вторая тенденция
— это неадекватное реагирование путем
понижения уровня притязаний после
успеха или реакция избегания неудачи.

Хоппе считал, что
тенденций может быть больше, чем две.
Характер тенденции определяется
стремлением субъекта к сохранению
стабильным Я-уровня. Я-уровень – это
представление субъекта о своих
способностях. Субъект стремится повышать
свои способности и поддерживать их на
возможно более высоком уровне в тех
видах деятельности, достижения в которых
считаются обязательными. Стремление к
успеху и избегание неудачи – два способа
сохранить Я-уровень, два способа его
поддержать.

Как использовать в повседневной жизни

Многозадачность придётся исключить из своей жизни. Если вы привыкли растрачивать свои силы на несколько дел сразу, то наверняка замечали, что мысли периодически возвращаются к одному или нескольким незавершенным задачам. Это не позволяет на 100% сконцентрироваться на чём-то конкретном.

Выход есть — завести блокнот или ежедневник. Стоит записать все, что вы планируете сделать за день. Следуя списку, по порядку выполните каждый пункт. Вычеркивайте или ставьте галочку, когда хотя бы одна задача завершена. Чувство победы, гордости и спокойствия возникнут мгновенно. Это даст вам мотивацию больше не возвращаться к многозадачности.

Если вы ленивый или просто не можете начать что-то делать, выход тоже найдется с помощью эффекта Блюмы Зейгарник. Принцип действия практически тот же: составляете план и заставляете себя сделать хоть что-нибудь. Главное здесь — это просто начать. Первыми необходимо выполнить наиболее простые и менее энергозатратные задачи. Потом можно переходить к средним, затем и к сложным. Через 10-15 минут мозг привыкнет, а потом не даст вам забыть о начатом деле, если вы вдруг прерветесь. К этому случаю хорошо подходит поговорка: глаза боятся, а руки делают. Хроническую прокрастинацию, к сожалению, этим не излечить.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Следствия эффекта Зейгарник в повседневной жизни

Свойство психики, названное эффектом Зейгарник, имеет проявления в обычной жизни.

Незаконченные дела часто не дают людям покоя, имея свойства постоянно всплывать в памяти. Это постоянное присутствие в памяти информации о несделанных вещах вызывает напряжение, поэтому после завершения дел возникает приятное чувство удовлетворения и облегчения.

Из-за эффекта Зейгарник выученный материал после сдачи экзамена вспоминается хуже, а иногда и забывается вовсе. Художественные произведения с открытым финалом производят больше впечатления. Мозг имеет свойство неоднократно возвращаться к неопределенной концовке книги или фильма.

По этой же причине мучительными бывают воспоминания о незавершенных отношениях или незаконченном споре. Людям сложнее перестать переживать о ситуации, которую они не завершили для себя, – на этом эффекте основан один из приемов в психотерапии.

Как распознать в себе эффект Зейгарник и как с этим бороться?

Прочитав эту статью, некоторые из вас, возможно, начали задумываться, а не портит ли вам жизнь этот самый эффект незавершенного действия? Давайте попробуем разобраться.

Дело в том, что существуют некоторые симптомы, как у самого настоящего заболевания, которые указывают на постоянные циклические принципы незавершенности в вашей жизни:

  • если вы чувствуете постоянную тревогу, несмотря на слаженность жизни, хорошую работу и наличие семьи;
  • если ваша личная жизнь не складывается снова и снова по непонятным вам причинам;
  • если вы зачастую додумываете сами себе продолжение тех или иных слов собеседника;
  • если вы чувствуете, что все чаще наступаете на одни и те же грабли.

Вышеперечисленные симптомы – это вовсе не признаки обычных жизненных неудач. Все проблемы кроются внутри самого человека. Вам просто необходимо открыть глаза на порой очень болезненную правду и переосмыслить сложившиеся незавершенные ситуации.

И никакого лечения вовсе не нужно, и искать старых знакомых и завершать неоконченные дела нет необходимости. Просто осмыслите для себя, что прошло уже много времени, и ситуацию пора отпускать, не нужно кого-то оправдывать и жалеть. Вот увидите – жить станет легче. Просто отпустите.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector