Дивергенция: что это такое и применение термина в биологии, психологии, лингвистике и форексе
Содержание:
- Дивергентное мышление
- Как развить дивергентное мышление
- Личная жизнь
- Структура общего мышления, описание
- Можно ли развить дивергентное мышление, если да — то как это сделать
- Основные черты дивергентного мышления
- Развитие дивергентного мышления
- Практикуйте дивергентное мышление
- История возникновения понятия
- Методы проверки качества деятельности мозга, степени развитости дивергентного мышления
- Актуальность
- Приемы, развивающие дивергентный ум
- Озеро Бабошкино на карте
- Особенности мышления
- Смысловое определение
- Дивергенция на рынке Форекс
Дивергентное мышление
Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.
Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.
Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:
Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени. Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений. Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия. Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.
Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка. Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект. Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат.
Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании.
Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.
http://constructorus.ru
Поделиться в социальных сетях
Как развить дивергентное мышление
В течение продолжительного времени способность к творчеству считалась божьим даром и возможность ее развития даже не рассматривалась. Действительно, есть люди с более чувствительной нервной системой, более гибким и образным мышлением. Они от рождения имеют предрасположенность к дивергентному мышлению. Кстати, у женщин такая предрасположенность встречается чаще. Однако это не значит, что способность к разнонаправленному мышлению невозможно развить. Можно, конечно, как и любую познавательную способность.
Тот же Дж. Гилфорд создал целую систему развивающих упражнений, многие из которых в настоящее время входят в состав тренингов креативности. В качестве примера можно предложить несколько вариантов развивающих занятий.
Заставляем мысль двигаться в разные стороны
Для этого можно выполнить упражнения на поиск разнообразных оригинальных решений несложных задач.
Например, выберите любой привычный для вас предмет, допустим, мобильный телефон. А теперь возьмите бумагу и ручку и напишите как можно больше вариантов использования этого предмета. Сначала в голову будут приходить стандартные решения. Это нормально, помните: мысль легче всего движется по «протоптанной» дорожке.
Но не останавливайтесь на этом, и после фонарика, аудиоплейера и фото- и видеокамеры, в голову будут приходить более оригинальные варианты. Постарайтесь увлечь себя этой задачей, почувствовать азарт. Для этого лучше выполнять упражнение в группе, соревнуясь с коллегами или друзьями.
Учимся задавать вопросы
Бывают проблемы, которые сложно решить, но еще сложнее найти проблему там, где ее не видят другие. Можно сказать, это высший пилотаж творчества. В основе любой проблемы – вопрос, поэтому умение задавать вопросы необходимо для развития дивергентного мышления.
Потренируйтесь в этом. Начните с простого упражнения. Выберите одно из событий текущего дня и постарайтесь сформулировать несколько связанных с ним вопросов. Чем больше вы придумаете вопросов, тем лучше. Запишите их, поразмышляйте над списком и выберите самый интересный или важный вопрос. Возможно, вы поймете необходимость поискать на него ответ.
Играем с ассоциациями
Ассоциативность мышления очень важна в творчестве, ведь спонтанно возникающие у нас в голове мысли и образы могут стать основой оригинального, а то и гениального решения. Поэтому нужно научиться управлять стихийным процессом рождения ассоциаций. Тренинги креативности, как правило, включают в себя упражнения на ассоциативное мышление.
Одно из таких упражнений сводится к созданию поля ассоциаций. Возьмите лист бумаги и напишите в центре любое слово, затем начертите от него в разные стороны 5 стрелочек и на конце каждой напишите слово-ассоциацию, которое возникло у вас в голове. А теперь от каждой ассоциации тоже начертите 5 стрелочек и напишите ассоциации уже к этому понятию. Будет хорошо, если вы постараетесь выйти за пределы смыслового поля.
Например, слово «лист» и ассоциации к нему: дерево, ветка, растение, весна, свежесть. Все слова находятся в одном смысловом поле. А вот если к слову «ветка» записать такие ассоциации: метро, поезд, толпа, скорость, работа, — то это уже будет переход в другое смысловое поле. Чем легче совершаются подобные переходы, тем более развито творческое мышление.
Занимаясь развитием дивергентного мышления, следует помнить, что конвергентное не менее важно для мыслительной деятельности и успешной работы. Максимально продуктивным творчество будет тогда, когда оба типа мыслительного процесса работают во взаимодействии
Личная жизнь
Степан Бекетов женат. Супруга – актриса Регина Ацапкина (в замужестве – Бекетова). У пары есть ребенок.
По материалам kino-teatr.ru, stuki-druki.com
Структура общего мышления, описание
Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.
Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.
В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов, что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).
Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи. Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.
Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.
Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.
Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.
Другой вид познавательных единиц – это символы. Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.
Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.
И третий вид – это смысл. Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).
Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза. В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.
Можно ли развить дивергентное мышление, если да — то как это сделать
Люди изначально рождаются с дивергентным типом мышления. Воображение, оригинальность и прочие качества присущи от природы. Академические сухие подходы, штампы и шаблоны закладываются позже. Подобный метод угнетается, но у всех в разной мере. Потому и усилия, необходимые для нового подхода требуются неодинаковые. В деле развития дивергентного мышления используются различные методики. Наиболее эффективны следующие две:
- Поиск нестандартных связей. В качестве материала берут два объекта. Похожих или, что еще лучше, непохожих в принципе. Ботинок и корабль, человек и карандаш, прочие. В том числе самые абсурдные варианты. Далее нужно найти сходства между выбранными предметами.
- Разработка нестандартных методов использования привычных предметов. Нужно взять предмет. Скрепку, ложку, ручку. За минуту следует придумать как можно больше методов использования выбранного предмета. Это помогает развить творческую составляющую.
Есть и другие методики. Например, поиск ассоциаций. Алгоритм примерно тот же. Выбор конкретного предмета для размышлений. Поиск ассоциаций. С чем объект ассоциируется и почему. Чем больше связей встроено — тем лучше.
В день нужно выделять на это несложное занятие примерно 30-50 минут. Можно больше, если есть такая возможность.
В психологии предлагаются дополнительные способы быстрого развития необходимых навыков. В том числе, нужно как можно больше применять новые методики к практическим задачам. Стремиться решить их несколькими путями. На начальном этапе сделать это будет не так просто. По мере накопления опыта дивергентное мышление станет превалирующим и уже привычным.
Развитие необходимой методической базы возможно в детские годы. Но наиболее эффективно проведение занятий в ранний подростковый период. Это позволит сохранить творческое начало и не утратить оригинальности мыслительной деятельности.
По мере готовности к более длительным занятиям, можно использовать целый комплекс упражнений:
Слова
Необходимо за одну минуту составить список слов, которые заканчиваются на определенную букву. Можно чередовать, перебирая весь алфавит. Эффективен подобный анализ на иностранных языках. Это задействует дополнительные ресурсы головного мозга. По мере прогресса, можно усложнять задачу. Чтобы слова заканчивались на две определенные буквы, имели окончания и т. д.
Модификация метода
Представляет собой семантический анализ слова. Требуется из одного составить как можно больше. Время опять же ограничено.
Целеполагание
За основу берут уже конкретную ситуацию. Бытовую или профессиональную. По желанию. Далее нужно назвать как можно больше методов ее разрешения. В течение 1-2 минут. Временной интервал необходим для интенсификации интеллектуальной активности.
Хорошо помогают неспецифические тесты, на уровень интеллекта и прочие. Они направлены на развитие логической составляющей умственных способностей. Однако же, могут применяться и для систематического формирования дивергентного мышления. Но только в комплексе.
На вопрос как развить дивергентное мышление также можно ответить рекомендацией заниматься творчеством. Изобразительным или же прочими видами, музыкой
Важно уделять занятиям каждый день определенное количество времени, не делая длинных перерывов в несколько дней и продолжительнее
Работать над развитием можно вместе с психологом. По желанию.
Основные черты дивергентного мышления
Основные свойства названной методологии основаны на качествах интеллектуальной активности, присущих творческим людям, с развитой креативностью. Среди характеристик:
Способность к самостоятельному развитию и обучению
Важное свойство. Каждый раз при решении задачи человеком, его мозг накапливает опыт
В дальнейшем он используется в качестве отправной точки или материала для разрешения других задач. При накоплении некоей критической массы опыта в сочетании с развитыми когнитивными способностями, формируется интуиция. Подсознательное умозрительное явление, при котором человек уже примерно представляет, куда нужно двигаться для разрешения вопроса.
Высокая скорость
Беглость процесса — необходимое свойство. Характеризуется появлением большого количества мыслей. Многие из них не имеют никакого смысла. Однако наличие обильного потока информации вовне создает условия для разрешения задачи. Поскольку появляется материал для дальнейшего использования.
Способность к целеполаганию, систематизации мыслей, выбору наиболее верных
Большое количество мыслей для неподготовленного человека является значительной трудностью. Поскольку нужно из огромного роя сырого материала «выудить» идеи и методики, которые будут эффективны при решении конкретного вопроса. Подобное приходит с опытом и требует постоянной практики.
Оригинальность
Необходимо, чтобы решения были нетривиальными. Как правило, люди с дивергентным развитым мышлением способны необычным образом смотреть на уже привычные для всех вещи, находить им новые сферы применения и пр
Это важное свойство. Шаблоны, много раз использованные пути не относятся к дивергентному мышлению и являются продуктом академического «зомбирования»
Хотя не всегда это плохо.
Гибкость и поливариантность
Способность быстро переключаться с мысли на мысль, использовать идеи из разных областей знаний, находить неявные связи между объектами и явлениями.
Парадоксально, но наиболее развито дивергентное мышление у детей. У дошкольников в особенности. Это результат работы богатого воображения, открытости, готовности учиться. Постепенно общество и его институты, в частности школа, высшее учебное заведение, угнетают это творческое начало, и человек начинает мыслить тривиально. Необходимо формировать навыки заново и «будить» те, что давно затихли и находятся в глубине подсознания.
Развитие дивергентного мышления
Дивергентный тип мышления можно и нужно развивать. Для этого существует несколько простых методов.
Нахождение новых решений. Необходимо приучить себя в каждой ситуации искать не одно решение, а несколько.
Поиск нестандартных решений. В процессе решения задачи нужно постараться отбросить стереотипы и взглянуть на проблему с неожиданного ракурса, придумать решение, которое не пришло бы в голову большинству людей.
Размышление над проблемой. Размышляя над поставленной задачей и не останавливаясь, даже если верное решение найдено, можно прийти к неожиданным выводам
Важно также все теоретические задумки связывать с практическим опытом. Вопросы
Поиск решения будет наиболее удачным, если выстраивать его по принципу «вопрос-ответ»
Вопросы. Поиск решения будет наиболее удачным, если выстраивать его по принципу «вопрос-ответ»
В процессе решения задачи необходимо задавать вопросы, относительно разных аспектов исследуемого объекта и искать конкретные ответы на них.
Решение задач методом мозгового штурма. Для коллективного поиска решения эффективнее всего использовать , позволяющий активировать творческое мышление.
Ведение дневника. Творческим людям можно завести дневник и записывать туда идеи, спонтанно возникающие в голове в течение дня
Идеи имеют особенность ускользать и забываться, поэтому важно вовремя улавливать и записывать их. Позднее можно будет сесть и обдумать наиболее интересные
Спонтанное письмо. Для поиска решения можно использовать простой способ – спонтанное письмо. Нужно сесть, взять лист бумаги и ручку. Сосредоточившись на проблеме, необходимо в течение некоторого времени свободно записывать все мысли, приходящие в голову. Позднее можно будет перечитать и систематизировать написанное.
Оба типа мышления – конвергентное и дивергентное – имеют большое значение для полноценной жизни. Поэтому человек, желающий добиться успеха и реализовать свой творческий потенциал, должен стремиться в равной степени развить оба этих направления.
С огромным разочарованием психологи единодушно отмечают, что задания, которые современное традиционное образование предлагает школьникам, в 70% случаев требуют лишь почти механического воспроизведения заученного материала. При этом психологи вовсе не подвергают сомнению безусловную полезность освоения знаний, проверенных временем и накопленных опытом всего человечества.
Разочарование вызвано тем, что таким образом у школьников развивается лишь один тип мышления, в то время, когда для принятия самостоятельного решения их требуется два. О каких вариантах мышления здесь идет речь?
Примерно сорок лет назад психолог Дж.Гилфорд предложил различать конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентым он назвал мышление, с помощью которого человек на поставленный вопрос должен найти единственно правильный ответ.
Такое мышление требуется, например, если спрашивают:
- Который час?
- Сколько в году дней, недель и месяцев?
- Какая столица у того или иного государства?
- Что написано в должностной инструкции?
- Как управлять автомобилем?
- Каков ваш возраст?
- Как называется ваше место работы?
Конвергентное мышление оперирует:
- историческими датами;
- математическими формулами;
- кулинарными рецептами;
- инструкциями по технике безопасности;
и помогает нам сориентироваться в однородной, повторяющейся и предсказуемой жизненной и профессиональной ситуации.
Конвергентное мышление развивается благодаря умению досконально исследовать открывающиеся перед нами факты . Для того чтобы задействовать свое конвергентное мышление, достаточно научиться последовательно задавать вопросы типа:
- Когда?
- Почему?
Например, для развития конвергентного мышления у детей, им предлагают ответить на эти вопросы после прочитанной книжки или просмотренного фильма. Легко увидеть, что конвергентное мышление направлено на воспроизведение полученных знаний, и оно тем успешнее, тем точнее эти знания усвоены.
Дивергентное мышление позволяет на один вопрос подобрать несколько относительно одинаково правильных ответов . Сегодняшняя многообразная и весьма турбулентная среда требует от человека готовности все чаще обращаться к дивергентному мышлению.
Вот лишь самый скромный список ситуаций, где принятие решений с опорой на конвергентное мышление заведомо не эффективно:
- поиск пути снижения затрат,
- выбор места и способа отдыха,
- планирование карьеры,
- воспитание ребенка,
- отношения с начальством,
- написание статьи,
- формулировка проблемы,
- характеристика личности,
- использование многофункциональных предметов.
Только дивергентное мышление здесь может выступать надежным помощником.
Практикуйте дивергентное мышление
Дивергентное мышление развивает, в том числе, и регулярная практика обращения к нему
Для эффективной умственной работы важно понимание и принятие психологического факта, что идея и суждение имеют разную природу. Идея изначально зарождается как слабое и хрупкое предположение, которое в самом начале ее появления легко уничтожить «на корню» с помощью категоричного суждения
Вот почему важно развести во времени генерирование идей (работу нашего дивергентного мышления) и суждение относительно их жизнеспособности (работу конвергентного мышления). Именно этим соображением руководствовался американский инженер Алан Осборн, когда предложил использовать для решения неординарных задач свою знаменитую технику «мозгового штурма»
Представьте, что вы одновременно открываете кран с горячей водой и кран с теплой водой. Вы знаете, что в этом случае вы получите теплую воду, а вовсе не одновременно текущие из крана две струи – горячую и холодную. Точно также взамен двух потоков горячих идей и холодной трезвой критики вы получаете поток еле теплых идеи и чуть прохладной критики.
На этапе генерирования идей, постарайтесь не переходить к их оценке до тех пор, пока не признаете, что в процессе поиска вы исчерпали все свои умственные возможности. Вероятность появления нужного решения увеличивается с количество предложенных решений. Другими словами, чем больше удастся придумать решений, тем лучше. Наш мозг страшно ленив по своей природе, поэтому он радостно ухватывает первую же альтернативу как наилучшую. Не позволяйте своему мозгу так вас обманывать.
Поиск и генерирование решений только с виду кажутся творческой работой и интересным занятием. На самом же деле, это тяжелый труд, где подходящий вариант появляется лишь после того, как предложено не менее двух десятков идей. Специалисты по мозговому штурму еще более категоричны, они считают, что первые десять идей, как правило, не несут в себе никакого полезного потенциала.
В реальной жизни, конвергентное и дивергентное мышление, как правило, связаны друг с другом неразрывно.
Так, для принятия решения вам понадобится сделать три основных шага:
- Шаг 1 – вооружиться знаниями, необходимыми для решения задачи;
- Шаг 2 – генерировать несколько решений, затем сравнить их и выбрать оптимальное для данной ситуации;
- Шаг 3 – подобрать правильные способы реализации выбранного решения.
Легко увидеть, что первый шаг предполагает в основном работу памяти, направленной на воспроизведение нужных знаний, второй – задействует дивергентное мышление, а третий – опирается на процесс конвергентного мышления.
История возникновения понятия
Впервые термин «Дивергентное мышление» ввел Джой Гилфорд, американский психолог, занимавшийся исследованием человеческого разума и интеллекта. Гилфорд пытался выстроить модель интеллекта, которая была многомерной и включала в себя 3 измерения (содержание, операции, результаты мышления), которые в свою очередь делились на переменные. Конвергентное и дивергентное мышление являлись, согласно его модели, переменными операций, то есть одного из измерений интеллекта.
Предложив два новых вида мышления, Гилфорд отошел от классического разделения на индуктивное (решение задач, путем выведения общего правила на основе частных наблюдений) и дедуктивное (логическое) мышление.
Развитие теории Гилфорда продолжили другие психологи: Тейлор, Торранс, Груббер. Они более четко сформировали само понятие дивергентности, установили критерии ее выявления, установили, что этот тип мышления позволяет человеку в создании нестандартных идей, гипотез, классификации и группировки полученной информации.
Методы проверки качества деятельности мозга, степени развитости дивергентного мышления
Проверить степень развития необходимых навыков можно теми же самыми способами. Каких-либо специализированных тестов нет. Вопрос решается специалистами по психологии. Если говорить о самопроверке, необходимо нащупать начальную точку. То есть выполнить упражнения на время. Затем спустя неделю или больше повторить исследования и сверить результаты в числовом и временном выражении с тем, что было ранее. При условии систематических даже непродолжительных занятий положительные результаты не заставят себя долго ждать.
Таким образом рекомендуется самостоятельно «диагностироваться» раз в две недели или месяц. По собственному желанию и усмотрению.
Актуальность
Карта того, как работает конвергентное мышление
Конвергентное мышление — это тип мышления, который сосредоточен на поиске единого, хорошо известного ответа на проблему. Он ориентирован на получение единственно правильного или, чаще всего, правильного ответа на вопрос. Конвергентное мышление подчеркивает скорость, точность и логику и фокусируется на распознавании знакомых, повторном применении техник и накоплении сохраненной информации. Это наиболее эффективно в ситуациях, когда ответ уже существует и его просто нужно вспомнить или проработать с помощью стратегий принятия решений . Важным аспектом конвергентного мышления является то, что оно приводит к единственному наилучшему ответу, не оставляя места для двусмысленности . С этой точки зрения ответы либо правильные, либо неправильные. Решение, полученное в конце процесса конвергентного мышления, в большинстве случаев является наилучшим возможным ответом.
Конвергентное мышление также связано со знаниями, поскольку оно включает в себя управление существующими знаниями с помощью стандартных процедур. Знания — еще один важный аспект творчества. Это источник идей, предлагает пути к решениям и предоставляет критерии эффективности и новизны . Конвергентное мышление используется как инструмент творческого решения проблем . Когда человек использует критическое мышление для решения проблемы, он сознательно использует стандарты или вероятности для вынесения суждений. Это контрастирует с дивергентным мышлением, когда суждение откладывается, пока ищется и принимается множество возможных решений.
Конвергентное мышление часто используется в сочетании с дивергентным мышлением . Дивергентное мышление обычно возникает спонтанно и свободно, когда генерируется и оценивается множество творческих идей. Множественные возможные решения исследуются за короткий промежуток времени, и вырисовываются неожиданные связи. После завершения процесса дивергентного мышления идеи и информация систематизируются и структурируются с использованием конвергентного мышления, чтобы стратегии принятия решений использовались, что приводило к единственному наилучшему или, чаще всего, правильному ответу. Примеры дивергентного мышления включают использование мозгового штурма , свободного письма и творческого мышления в начале процесса решения проблемы для выработки возможных решений, которые могут быть оценены позже. После изучения достаточного количества идей можно использовать конвергентное мышление
Знания, логика, вероятности и другие стратегии принятия решений принимаются во внимание, поскольку решения оцениваются индивидуально в поисках единственного наилучшего ответа, который при достижении однозначен.
Приемы, развивающие дивергентный ум
Итак, ясно, что особенности развития дивергентного мышления не позволяют надеяться, что оно будет развиваться одновременно с усвоением знаний.
К таким особенностям следует отнести:
- умение оперировать приобретенными знаниями в ситуации неопределенности,
- навыки генерирования разных подходов к поставленной задаче,
- понимание, что одну и ту же задачу можно решать разными способами,
- умение отличать задачи с единственно правильным решением и задачи, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных.
Развитие дивергентного мышления у взрослых и детей в принципе предполагает одинаковые техники и приемы. Например, и взрослым и детям будут полезны следующие упражнения.
«В чужой обуви». Решая задачу, попробуйте посмотреть на нее глазами других людей и представить, как эти другие решали бы ее
Важно не просто побыть в другой роли, но понять разницу между вашим взглядом и взглядом того, чью роль вы сейчас исполняете. Пусть это будут самые разные личности и персоны – герои ваших любимых книг и фильмов, ваши родственники и приятели, сослуживцы и соперники. Разговаривая с теми, кто от вас сильно отличается, старайтесь отследить логику его рассуждений, понять, почему именно он так думает
Словом, учитесь смотреть на ситуацию с разных точек зрения и думать, как другой человек
Разговаривая с теми, кто от вас сильно отличается, старайтесь отследить логику его рассуждений, понять, почему именно он так думает. Словом, учитесь смотреть на ситуацию с разных точек зрения и думать, как другой человек.
«Профессиональный фотограф». Если вы понаблюдаете за тем, как делают фотоснимки турист и профессиональный фотограф, то вам непременно бросится в глаза их различные отношения к первому кадру. Турист выберет кажущийся ему интересным ракурс, щелкнет затвором фотоаппарата и переключится на поиск нового сюжета. Профессиональный фотограф, даже найдя удачный ракурс, не удовлетворится первой фотографией. Он обязательно изменит что-то в постановке кадра и повторит его, затем снова что-то изменит и снова повторит. И так до тех пор, пока не будет полностью удовлетворен достигнутым результатом.
Попробуйте и вы себя в роли в роли профессионального фотографа. Отправьтесь на фотосессию и каждый кадр делайте лишь после того, как несколько раз поменяете ракурс. Попробуйте угадать, какой кадр снял бы турист, оказавшийся на этом месте, и – откажитесь от этих ракурсов. Ищите что-то неожиданное, принципиально отличающееся от «туристического» взгляда.
Используйте прием «профессиональный фотограф» и тогда, когда решаете какую-либо задачу. Не позволяйте себе останавливаться на первом ответе, который придет вам в голову. Продолжайте «искать лучший кадр», скажите себе: «Скорее всего, это не самое лучшее решение. Пожалуй, стоит продолжить поиски».
«Организация информации».Поскольку развитие дивергентного мышления опирается на привлечение самой разнообразной информации, имеет смысл эти информационные потоки определенным образом упорядочивать.
Вам очень хорошо помогут оперативно отыскать нужные сведения такие приемы, как:
- кластеризация,
- типология,
- классификация,
- построение матриц,
- разработка когнитивных схем,
- создание различных таблиц.
Например, если взглянуть на инструменты, которые используются при разработке стратегии развития организации или маркетинговой стратегии, то вы будете удивлены их разнообразием:
- Рыба Ишикавы,
- Дерево целей,
- Дерево задач,
- Подход «5 П – 5 «Почему»,
- Матрица БКГ,
- «Пять сил Портера»,
- Таблица расчета рисков,
- Декомпозиция целей
и еще множество других.
Озеро Бабошкино на карте
Особенности мышления
Дивергентное
Термин происходит от латинского divergere, что значит «отклоняться» или «расходиться». Человек с дивергентным образом мышления ищет сразу несколько вариантов ответа на один и тот же вопрос. Он подходит к решению проблемы комплексно, нередко основываясь на собственных чувствах. Ему свойственны следующие характеристики:
- скорость восприятия – человек выдает массу идей за небольшое время;
- способность мыслить образами;
- разнообразность, умение не зацикливаться на одном варианте, менять свою точку зрения;
- наблюдательность – он замечает то, что другие упускают из вида или не придают значения;
- нестандартность, способность выдавать оригинальные идеи.
Чаще всего таким видом мышления обладают люди творческие. В школе, как правило, они не считаются выдающимися учениками. Им трудно оставаться в рамках общей программы. Изучение таблицы умножения им дается куда сложнее, чем написание сочинения на любую тему.
Эти люди изобретательны как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Ярким примером является великий физик-теоретик Альберт Эйнштейн. В детстве он не демонстрировал выдающихся умственных способностей. Педагоги не особо ценили его. Однако это не помешало ему, повзрослев, стать одним из самых известных ученых XX века.
Пожалуй, самое точное определение ему и другим людям с ярко выраженным дивергентным мышлением дали современники Нобелевского лауреата. Они говорили, что пообщаться с ним было все равно, что побывать в четвертом измерении. Таких, как Эйнштейн, единицы, они составляют особую, ни на кого не похожую часть общества. Но именно благодаря им свершаются величайшие открытия.
Конвергентное
Термин также пришел к нам из латинского языка, где convergere означает «сходиться к одному центру». Этот вид мышления можно сравнить со школьной программой, где чаще всего используется «массовый» подход. Выучил теорему – пятерка в журнал красной ручкой, засомневался в необходимости изучать химию – изгой, лентяй, двоечник.
Однако не всегда человек, обладающий энциклопедическими знаниями, способен так же хорошо разбираться в жизни, как в законах геометрии. Его прямые никогда не пересекаются. Он не дает себе права сомневаться. Вместе с золотой медалью он получает вовсе не драгоценную клетку, которая не позволяет ему выйти за рамки, навязанные образовательной системой. В его жизни все разложено по полочкам, а если эта самая полочка ломается, то он оказывается беспомощным.
Смысловое определение
Если мы хотим узнать все о слове «дивергент», что это за термин — можно прочитать в словарных источниках. Внутренние психологические характеристики человека выстраиваются таким образом, что он неспособен вписаться ни в одну из существующих систем. С латинского divergens — «дивергент» — перевод имеет такой: «распространяющийся в разных направлениях».
Приведем основные понятия слова. Итак, дивергент — что это за определение свойств человека?
- Бунтарский характер, опасный для системы государства, уклада общества.
- Личность, отличная от окружающих, не стремящаяся воссоединиться ни с одной из групп.
- Такой человек трудно подчиняется чужой воле.
- В биологии — различия живых организмов, появившиеся в результате эволюции.
- В психологии к дивергентам относят человека, способного видеть огромное количество решений для конкретной задачи.
- В лингвистике дивергентными называются звуки одной и той же буквы в зависимости от расположения в слоге. Так, «р» может быть твердой в слове «краб» и мягкой в имени Игорь.
- В обществе дивергент — это человек-разрушитель устоявшихся принципов, норм и правил поведения.
- Значение ассоциируется с такими понятиями, как интеллект, креативность, творчество, оригинальность, изобретательность, предвидение.
Дивергенция на рынке Форекс
Краткое пояснение: Форекс – это рынок, где по свободным котировкам осуществляются сделки купли-продажи валют разных стран.
Функционирование рынка отслеживается по определенным показателям-индикаторам (статистическим показателям торгов (цена, объем и т.д.). Одним из таких индикаторов является MACD, который используется для прогнозирования колебания цен.
Показатели индикаторов для улучшения визуального восприятия выстраивают в формате графиков. Как правило, движение этих графиков в будущем периоде прогнозируемо.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Раннее распознавание расхождения (дивергенции) поведения индикаторов – это залог успешной торговли на бирже.
В этой статье разобраны не все примеры применения термина «дивергенция», но надеюсь, что основная суть данного понятия стала для вас ясна. Читайте наш блог, знания никогда не бывают лишними!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка