Что такое дифференциация
Содержание:
- 1.1. Начало развития представлений об индивидуально‑типических различиях
- Дифференцированный подход в педагогике
- Предмет и задачи индивидуальной психологии
- Ссылки
- 1.1 Классификация методов дифференциальной психологии
- 2.3.1 Классификация методов
- Как интерпретировать полученные результаты
- Глава 2. Методы дифференциальной психологии
- Процесс становления науки
- Примеры дифференциальных диагнозов
- Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства человека.
1.1. Начало развития представлений об индивидуально‑типических различиях
Зарождение дифференциальной психологии
было обусловлено накопленным на
протяжении веков человеческим опытом.
Со временем стало заметно, что для людей
характерны индивидуальные различия в
поведении. Естественно, это заставило
систематизировать наблюдаемые отличия,
дать им определенное научное объяснение.
И не случайно уже в Древней Греции
философы обсуждали эту проблему. Платон
в книге «Государство» писал, что два
человека не могут быть совершенно
одинаковыми: каждый отличается от
другого своими способностями, поэтому
одному следует заниматься каким‑либо
своим делом, а другому – своим. Более
того, Платон предложил, как бы сейчас
сказали, тест на профессиональную
пригодность к солдатской службе.
Еще более известно учение Гиппократа
о четырех типах «красиса», ученый заметил
и описал типические различия в поведении
человека. Древнегреческий философ
Аристотель, живший чуть позже Гиппократа,
в своих работах (например, в «Этике»)
значительное место уделил анализу
групповых различий, в том числе видовых,
расовых, половых и социальных, проявляющихся
в психике и морали. Он связывал их отчасти
с врожденными факторами. Аристотель
описал людей, обладающих либо избытком,
либо дефицитом вспыльчивости, смелости,
стыдливости и др.
…
Никто не будет отрицать, что в обычной
жизни, в сношениях людей друг с другом
громадное значение имеет знание их
психологий, знание их индивидуальных
особенностей. Это знание имеет и чисто
теоретическое, научное значение и
утилитарно‑практическое (так
называемая психотехника). Мы входим,
таким образом, в задачи индивидуальной,
или дифференциальной, психологии.
Главным предметом этой психологии
является изучение личных особенностей
индивидуума, другими словами, изучение
тех его свойств и качеств, которыми он
отличается от других индивидуумов (
Ганнушкин П. Б.О так называемом
нормальном характере // Психология
индивидуальных различий: Тексты. М.:
Изд‑во МГУ, 1982. С. 267–268).
После длительного периода затишья в
изучении данной темы, характерного для
Средневековья, новый импульс оно получило
благодаря педагогам и просветителям
ХVIII–ХIХ вв. – Ж. Ж. Руссо, Песталоцци,
Гербарту, К. Д. Ушинскому – в связи с
изучением индивидуальности ребенка,
его способностей. Однако все это было
связано с наблюдением, а не количественным
измерением обнаруживаемых различий.
Поразительно, но первое систематическое
измерение индивидуальных различий
осуществили вовсе не психологи и
философы, а астрономы. В 1796 г. Мэскелин,
астроном Гринвичской астрономической
обсерватории, уволил своего ассистента,
потому что тот зафиксировал (с помощью
своего зрения) прохождение звезды на
секунду позже, чем он сам. В 1816 г.
кенигсбергский астроном Бессель прочитал
об этой истории и заинтересовался
индивидуальными особенностями вычислений,
производимых разными наблюдателями.
Сопоставив данные нескольких из них,
он установил определенные различия. С
появлением хронографов и хроноскопов
во второй половине ХIХ в. это получило
более объективное подтверждение и
заставило физиологов заняться изучением
психических различий между людьми, в
частности по «времени реакции». Поэтому
экспериментальная психология, послужившая
фундаментом и для дифференциальной
психологии, возникла, по существу, из
недр физиологических исследований,
проводившихся Вебером, Фехнером,
Гельмгольцем, Гальтоном, наконец,
Вундтом, создавшим первую экспериментальную
лабораторию для проведения психологических
исследований.
…
Для многих ученых наиболее интересным
аспектом изучения является сходство
людей… Но неспециалиста больше интересует
вопрос о различиях между людьми. Язык,
который мы используем, говоря о людях, –
это преимущественно язык индивидуальных
различий (Gоldbеrg, 1981).
Во многих культурах социальное поведение
объясняется через психические атрибуты,
отличающие людей друг от друга (Fisке,
Тауlоr, 1991).
Индивидуальные различия – излюбленная
тема для повседневных разговоров (
Капрара Дж., Сервон Д.Психология
личности. СПб.: Питер, 2003).
Дифференцированный подход в педагогике
Все люди имеют разные способности, неодинаковую степень обучаемости и различный психоэмоциональный статус, поэтому дифференцированный подход к обучению – это наиболее эффективный способ достижения максимального результата в получении знаний.
В чем он заключается? Дифференциация обучения осуществляется на внешнем и внутреннем уровнях:
Внешняя дифференциация предполагает разделение учебных заведений в рамках общеобразовательной программы в зависимости от уровня развития ее учащихся. «Продвинутый» уровень развития ребенка дает возможность учиться в лицее или гимназии, коррекционные школы предназначены для детей с пониженным интеллектуальным статусом.
В особую группу выделены классы педагогической поддержки (для детей, испытывающих трудность в обучении) и профильные классы (с углубленным изучением каких-либо предметов).
Внутренняя дифференциация – это разделение учащихся в классе (группе), ранее созданном по случайным признакам, на определенные подгруппы (по уровню подготовки, по психоэмоциональному статусу и т. д.). Как правило, преподаватели, ориентируясь на подобное условное разделение учащихся, используют метод индивидуального подхода.
Предмет и задачи индивидуальной психологии
В связи с вышеозначенным к задачам индивидуальной психологии можно отнести следующее:
- Установление закономерностей динамики индивидуальных различий, их возникновения и проявления.
- Разработка методологической базы диагностических исследований и программ психологической коррекции.
Дифференциальная психология в настоящий момент является активно развивающимся направлением благодаря пополняющейся практической базе. С рождением новых понятий (таких, как, например, акцентуация характера), это понятие обрабатывается в среде дифференциальной психологии, диагностика же этого понятия становится задачей психодиагностических и психометрических направлений.
Дифференциальная психология тесно связана с другими областями психологического знания. Например, общая психология изучает общие закономерности развития психики живых существ. Сравнительная (дифференциальная) психология занимается исследованием особенностей развития психики живых существ на разных этапах эволюции, используя для этого знания зоопсихологии, знаниями в области анропогенеза и развития человеческого сознания. Исследования дифференциальной психологии пересекаются с исследованиями возрастной психологии, изучающей особенности развития психики на разных возрастных этапах; с работой социальной психологии, рассматривающей особенности, приобретаемые человеком под влиянием большой и малой социальной группы. Психофизиология на пересечении с индивидуальной психологией анализирует особенности психики человека в связи с особенностями устройства его нервной системы.
Замечание 1
Предмет дифференциальной психологии неоднозначен. Как отмечал В. Штерн, индивидуальной психологией изучаются психические явления и действия в динамике, а также склонности, меняющиеся со временем. Иными словами, изучать можно как то, что скрыто, так и явные признаки и проявления поведения, намерения и установки, то есть способности как реализуемые, так и не реализованные.
В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).
Ссылки
Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Психология | |
Разделы |
|
Прикладная |
|
Направления |
|
Психологические типы и стадии психологического развития: интегральные и дифференциальные перспективы (Московский институт психоанализа: научное исследование 17 моделей уровней развития и 6 типов личности отечественной и зарубежной психологии в рамках дифееренциального и интегрального подхода; 2014) (рус.)
1.1 Классификация методов дифференциальной психологии
Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики, используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще — там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека же, к счастью, это пока не практикуется, но зато можно использовать статистическое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания. Для разных уровней индивидуальности (о чем будет говориться в следующих главах) могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям (1, 2, 5,7).
По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).
По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент.
По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).
По стабильности — изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).
Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение — к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается.
Однако остаются открытыми два наиболее серьезных методологических вопроса дифференциальной психологии, затрагивающие все экстраспективные методы. Первый звучит так: поскольку психические признаки даны непосредственно только самому субъекту, как, исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир другого человека? Вопрос этот поднимает проблему аналогии, или интерпретации, в психологическом исследовании. Второй же вопрос касается соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непосредственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому судят о психической причине). Итак, поиск максимально валидных методов психологического исследования — это постоянно решаемая и по-прежнему насущная задача.
Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.
2.3.1 Классификация методов
Метод
в переводе с греческого означает «путь
познания». Для изучения (познания)
структуры индивидуальности используются
разные методы, которые можно
классифицировать, например, следующим
образом .
1.
По
виду используемого опыта:
-
интроспективные
методы, основанные на данных субъективного
опыта; -
экстраспективные
методы, опирающиеся на объективный
результат, доступный измерению.
2.
По
активности воздействия:
-
методы наблюдения,
-
экспеpиментальные
методы.
3.
По
уровню обобщенности полученных
закономерностей:
-
номотетические
методы, ориентированные на общее,
психологию объяснения; -
идеографические
методы, ориентированные на единичные
случаи, психологию понимания.
4.
По
стабильности изучаемого явления:
-
констатирующие
методы; -
формирующие
методы, при использовании которых
конечное состояние изучаемого качества
отличается от первоначального состояния.
Существуют
и другие классификации методов
дифференциальной психологии, однако
наиболее полезной из них является
классификация, предложенная Борисом
Герасимовичем Ананьевым
и отражающая этапы комплексного
исследования индивидуальности или
отдельных элементов ее структуры.
Каждому этапу соответствует группа
методов, выбор которых осуществляется,
исходя из конкретной цели и задач
исследования .
1.
Организационные
методы:
-
метод
поперечных срезов (сравнение отдельных
групп людей, различных по возрасту или
другому критерию); -
метод продольных
срезов – лонгитюдный (исследование
одних и тех же лиц в течение длительного
времени); -
комплексный
метод (сочетание метода продольных и
поперечных срезов: вначале проводятся
поперечные исследования, а затем в
поворотных пунктах – более подробное
продольное исследование).
2.
Эмпирические
методы:
-
обсервационные
методы (наблюдение и самонаблюдение); -
экспериментальные
методы (лабораторный, полевой,
психолого-педагогический эксперимент); -
психодиагностические
методы (тесты, анкеты, опросники,
интервью, беседа); -
праксиметрические
методы (анализ процессов и продуктов
деятельности: хронометрия,
профессиографическое описание, оценка
выполненных работ); -
моделирование
(математическое, кибернетическое); -
биографические
методы (исследование жизненного пути,
изучение документации).
3.
Методы
обработки и анализа результатов:
-
количественная
обработка и анализ (статистические
методы); -
качественный
анализ (дифференциация материала по
классам, разработка типологий, описание
случаев).
4.
Методы
интерпретации результатов:
-
генетический
метод (объясняет весь материал в
характеристиках развития); -
структурный
метод (объясняет весь материал в
характеристиках связей между отдельными
компонентами структуры личности или
структуры социальных групп).
Эмпирические
методы,
вошедшие в классификацию Б.Г. Ананьева,
можно также разделить по принципу
принадлежности к той или иной науке :
-
общенаучные
методы (наблюдение, эксперимент) –
модификация методов, которые используются
и во многих других науках, применительно
к психологической реальности; -
исторические
методы (биографические); -
психологические
методы (интроспективные – самонаблюдение,
самооценка; психофизиологические;
социально-психологические – анкетирование,
беседа, социометрия); -
психогенетические
методы.
Ряд
перечисленных методов заслуживает
отдельного рассмотрения в связи с особой
ролью, которую они играли в истории
становления дифференциальной психологии
как отдельной науки. В частности, речь
пойдет о психогенетических методах,
тестовой диагностике, о методах
статистического анализа и классификации
результатов, а также о методах
идиографического анализа.
Как интерпретировать полученные результаты
Человеку может потребоваться несколько обследований и диагностических тестов, прежде чем он получит окончательный диагноз. Некоторые пациенты могут иметь множественные отрицательные результаты теста, прежде чем им поставят диагноз. Тем не менее, каждый отрицательный результат теста приближает врача к выяснению причины симптомов человека.
Некоторым пациентам может потребоваться начать лечение до того, как врач подтвердит их диагноз. Это может иметь место, если одна из потенциальных причин симптомов человека требует немедленного лечения, чтобы предотвратить дальнейшие осложнения. Реакция человека на то или иное лечение сама по себе может дать ценную информацию о причине его симптомов.
Глава 2. Методы дифференциальной психологии
Классификация
методов дифференциальной психологии
Метод
в переводе с греческого означает путь,
путь познания. Для того чтобы получить
представление об индивидуальных
различиях психики, используют различные
способы получения данных. В мире животных
это сделать проще – там в качестве
основного применяется метод искусственной
селекции. У человека же, к счастью, это
пока не практикуется, но зато можно
использовать статистическое исследование
сходств и различий, особенно при
варьировании условий воспитания. Для
разных уровней индивидуальности (о чем
будет говориться в следующих главах)
могут быть использованы разные методы,
которые можно классифицировать по
разным дихотомиям (1, 2, 5, 7).
По виду используемого
опыта выделяют методы интроспективные
(основанные на данных субъективного
опыта) и экстраспективные (опирающиеся
на объективный результат, доступный
измерению).
По активности
воздействия выделяют наблюдение и
эксперимент.
По
уровню обобщенности полученных
закономерностей номотетические
(ориентированные на общее, психологию
объяснения) и идиографические
(ориентированные на единичное, психографию,
психологию понимания).
По
стабильности – изменению изучаемого
явления различают констатирующие и
формирующие методы (в которых конечное
состояние изучаемого качества отличается
от начального).
Методы
дифференциальной психологии развивались
под влиянием оппозиции понимания и
объяснения. Понимание привело к появлению
идиографического подхода, объяснение
– к экспериментальным методам.
Противопоставление гуманитарной и
естественнонаучной парадигм отразилось
и в предпочтениях методического аппарата,
которым пользуется исследователь. В
настоящее время это противостояние
смягчается.
Однако
остаются открытыми два наиболее серьезных
методологических вопроса дифференциальной
психологии, затрагивающие все
экстраспективные методы. Первый звучит
так: поскольку психические признаки
даны непосредственно только самому
субъекту, как, исходя из самого себя,
исследователь может проникнуть в
психический мир другого человека? Вопрос
этот поднимает проблему аналогии, или
интерпретации, в психологическом
исследовании. Второй же вопрос касается
соответствия между физическими
признаками, которые только и даны
исследователю непосредственно, и их
внутренним психическим содержанием.
Эта проблема касается симптоматологии
(по симптому судят о психической причине).
Итак, поиск максимально валидных методов
психологического исследования – это
постоянно решаемая и по-прежнему насущная
задача.
Методы,
используемые дифференциальной
психологией, можно условно разделить
на несколько групп: общенаучные,
психогенетические, исторические и
собственно психологические.
Общенаучные
методы
Общенаучные
методы представляют собой модификацию
применительно к психологической
реальности тех методов, которые
используются и во многих других науках.
Наблюдение
– целенаправленное систематическое
изучение человека, по результатам
которого дается экспертная оценка.
Существует несколько
видов наблюдения.
Преимущества
метода заключаются в том, что 1) собираются
факты естественного поведения человека,
2) человек воспринимается как целостная
личность, 3) отражается контекст жизни
субъекта.
Таблица 2
Процесс становления науки
Вообще, дифференциальная психология — наука относительно новая. Название ее официально зафиксировано в 1900 году, а автором его стал немецкий психолог Вильям Штерн (он же ввел термин «интеллектуальный коэффициент», IQ). Однако, как и в случаях со многими другими дисциплинами, история развития дифференциальной психологии, вернее ее предпосылки, прослеживаются еще с античной эпохи
Так, в «Государстве» Платона говорилось о важности разделения труда в соответствии с наклонностями и способностями людей
Тем не менее вплоть до второй половины XIX века исследования были несистематическими и не связанными друг с другом. Все изменилось, когда психологи начали активно применять экспериментальные методы, и в 1879 году была открыта экспериментальная лаборатория, предназначенная специально для нужд психологии. В проводимых экспериментах были отчетливо видны расхождения между разными людьми, которые на первых порах списывались на отклонения и погрешности в опытах.
Фрэнсис Гальтон
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Социальная психология
В научном мире отмечались все новые достижения. Так, развитие генетики способствовало росту экспериментальных работ в области наследственности. В конце века психологические исследования стали проводиться с использованием статистических и математических методов.
Все это привело к тому, что накопленные знания об индивидуальных, а затем и групповых различиях оформились в самостоятельную отрасль знаний. В целом же, как считается, этапы развития дифференциальной психологии не отличались от других дисциплин.
парадигме
Рекомендуем: Психопатология — это
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Интересно, что основатель дифференциальной психологии Штерн настаивал на том, что эта наука будет полноценно развиваться тогда, когда освободится от влияния общей психологии, в русле которой она первоначально развивалась. Это как раз и подразумевает гуманитарная парадигма.
Примеры дифференциальных диагнозов
Боль в груди
Боль в груди — это симптом, который может иметь множество причин. Некоторые из них относительно легкие, в то время как другие серьезные и требуют немедленной медицинской помощи. Если человек имеет боль в груди, врач должен будет задать вопросы, чтобы выделить определенные факторы, такие как локализацию, тяжесть и частота боли.
Эти вопросы могут включать в себя:
- Как вы себя чувствуете? Опишите это ощущение.
- Где болит?
- Распространяется ли боль на другую часть вашего тела?
- Что-нибудь вызвало эту боль?
- Как долго длится эта боль?
- Что-нибудь сделало боль слабее или сильнее?
- Испытывали ли вы какие-либо другие симптомы?
Задавая эти вопросы, врач сможет классифицировать боль в груди как один из следующих типов:
- Сердце: эти состояния относятся к заболеванию сердца. Примеры включают нестабильную стенокардию и сердечный приступ.
- Легочные: эти состояния относятся к заболеванию легким.
Примеры включают в себя:
- легочная эмболия
- легочная гипертензия
- пневмония
- Желудочно-кишечный тракт: эти состояния относятся к заболеваниям пищеварительной системы. Примеры включают гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь, которая может привести к пищеводу Барретта, и пептические язвы.
- Опорно-двигательный аппарат: эти состояния относятся к заболеваниям мышц, костей и соединительной ткани. Примерами могут служить переломы ребер и другие травмы грудной клетки или грудины.
- Разное: эта категория описывает другие потенциальные причины боли в груди, такие как:
- тревожность
- приступ паники
- лимфома
Как только врач определит тип боли, он назначит диагностические тесты, чтобы определить потенциальную причину боли. Эти тесты могут включать в себя:
- электрокардиограмму (ЭКГ)
- эхокардиограмму (ЭКГ)
- эндоскопию
- рентгенографию
Головные боли
Головные боли — это распространенный симптом. В связи с этим врачу трудно определить, когда головная боль является доброкачественным раздражением, а когда-серьезной проблемой для здоровья.
Во время дифференциальной диагностики врач будет искать определенные “красные флажки”, которые указывают на то, что головная боль — это больше, чем просто дискомфорт.
Внезапное начало сильной головной боли может указывать на несколько основных состояний, таких как субарахноидальное кровоизлияние или апоплексия гипофиза. Головная боль после травмы головы может указывать на внутричерепное кровоизлияние, субдуральную гематому или эпидуральную гематому. Врач задаст следующие вопросы, чтобы определить, представляет ли головная боль серьезную опасность для здоровья человека:
- Головная боль началась постепенно или внезапно?
- Что-нибудь вызвало головную боль?
- В каком месте болит?
- Кажется ли, что боль распространяется на какую-то другую область? Если да, то какую?
- Какая боль? Пульсирующая, колющая, тупая или что-то еще?
- Насколько сильна ваша боль по шкале от 1 до 10?
- У вас регулярно бывают головные боли?
- Это ваша первая и самая сильная головная боль?
- Эта головная боль похожа на те, что обычно бывают?
- Есть ли у вас другие симптомы, которые возникают при головной боли?
В некоторых случаях врач может провести неврологическое обследование, в том числе:
- реакцию зрачков на свет
- реакцию на прикосновение или ощущение прикосновения
- глубокие сухожильные рефлексы
- походку
История болезни и медицинский осмотр могут сузить круг возможных причин головной боли. Нейровизуализационные тесты с использованием КТ или МРТ могут исключить или подтвердить определенные диагнозы.
Инсульт
Инсульт требует своевременной диагностики и лечения. В связи с этим многие врачи обращаются к дифференциально-диагностическому методу при рассмотрении возможности возникновения инсульта. Во время медицинского осмотра врач проверит пациента на наличие следующих симптомов инсульта:
- снижение когнитивной активности
- проблемы с координацией и балансом
- проблемы со зрением
- онемение или слабость лица, рук или ног
- трудности с речью или общением
Врач изучит историю болезни человека, чтобы выяснить, есть ли у него какие-либо заболевания, которые могут увеличить риск инсульта. Такие состояния включают в себя:
- высокое артериальное давление
- высокий уровень холестерина
- диабет
- атеросклероз, в том числе болезнь сонных артерий
Затем врач назначит тесты:
- анализы
- компьютерная томография, чтобы посмотреть на возможное кровоизлияние в мозг
- МРТ-сканирование, чтобы проверить мозговую ткань на наличие признаков повреждения
- ЭКГ, чтобы найти проблемы с сердцем, которые могли бы вызвать инсульт
Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства человека.
Индивидные
свойства подрасчленяются на два широких
класса: класс
возрастно-половых свойств и класс
индивидуально-типических свойств.
В свою очередь индивидуально-типические
свойства расчленяются на три группы:
конституциональные
особенности
(телосложение и биохимические свойства
индивида); нейродинамические свойства
человека; особенности индивида, связанные
с функциональной
геометрией
больших полушарий. В школе Б. Г. Ананьева
указанные два класса индивидных свойств
называют первичными и полагают, что они
определяют динамику таких вторичных
индивидных образований, как
психофизиологические
функции и
органические
потребности.
Наивысшей формой интеграции индивидных
свойств являются темперамент
и задатки.
Первичные
индивидуально-типические свойства
характеризуют иногда в широком смысле
слова как нейродинамические
индивидные
свойства. Вторичные свойства, а также
темперамент и задатки относят к
психодинамическим
свойствам человека.
С психодинамическими свойствами в более
узком значении связывают характеристики
только темперамента.
Из
общей схемы индивидных свойств человека,
предложенной Б. Г. Ананьевым, видно,
какого рода классы или подклассы свойств
выступают в качестве критериев
классификации тех или иных типологий
человека. Так, если в качестве критерия
типологии используется телосложение,
внешняя морфологическая конституция,
то на основании этого критерия
разрабатываются корреляционные
взаимосвязи между строением тела и
характером личности (типология Э.
Кречмера). Нейродинамические свойства
нервной системы человека служат основой
типов высшей нервной деятельности
(ВНД), анализируя которые И. П. Павлов
разрабатывал представления о
физиологических механизмах темперамента.
В обыденном сознании устойчиво бытует
представление о существовании «мужской»
и «женской» психологии. Сравнительно
недавно в психофизиологию и нейрофизиологию
вошли понятия «левополушарный» человек
и «правополушарный» человек, основанные
на разной функциональной специализации
правого и левого полушарий головного
мозга. В истории психологии и современной
психологии тем самым встречается немало
направлений изучения типологии человека,
основывающихся на тех или иных его
индивидных свойствах. Подобная
антропоцентрическая логика создания
типологий неисчерпаема, и можно
предполагать, что новые открытия в
нейрофизиологии и биохимии человека
приведут к возникновению различных
морфофизиологических или биохимических
типологий человека.