Что такое действие

Отличительные характеристики высшей психической деятельности

Основными специфическими сущностными характеристиками высшей психической деятельности выступают следующие:

  • произвольность – характеристика, которая подразумевает тот факт, что человек самостоятельно управляет собственной деятельностью, осознает собственные функции, осуществляет собственную деятельность в определенном направлении с целью достижения возможного результата, анализируя накопленный экзистенциальных опыт и корректируя собственное поведение в соответствии с изменившимися условиями;
  • опосредованность – характеристика, подразумевающая использование средств. Категория опосредованности находит свое отражение в способах функционирования высшей психической деятельности;
  • социальность происхождения высшей психической деятельность определяется тем фактом, что ее возникновение обусловлено социальным взаимодействием, функционирование имеет социальную значимость.

Социально-когнитивное и когнитивное направление

Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры

Персонология, после становления бихевиоризма выдвинула предположение о том, что поведение человека будет регулироваться сложной системой взаимодействия между различными внутренними явлениям, а также – факторами окружения. Бандура определил, что функции личности разделены в повседневности по трем основным направлениям, с учетом следующих факторов:

  • Поведенческих
  • Когнитивных
  • Средовых

Теория социального научения Джулиана Роттера

Д. Роттер последовательно продолжал учение Бандуры, активно развивая его. При описании социально-когнитивной теории была описана модель взаимной причинности поведения, где люди являются одновременно продуктом и производителем собственного окружения.

Ученый сосредоточил свое внимание на том, как люди обучаются поведению в социальном контексте. А поведение, по мнению специалиста, определяется уникальной, присущей исключительно человеку, способностью думать и предвидеть различные исходы

Когнитивная теория личности Джорджа Келли

Основной упор Келли сделал на исследовании влияния интеллектуальных и мыслительных процессов на поведенческие изменения личности. Специалист полагал, что каждый отдельно взятый человек — это, по своей сути, исследователь, который стремится понять, осмысливать и предвидеть мир, осуществляя контроль за личными переживаниями. Все это позволяет выстроить четкую и понятную схему взаимоотношений с окружающей действительностью.

Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности.

Следует
различать понятия «человек», «индивид»,
«личность».

«Человек»
– это
общее, родовое понятие, оно указывает
на наличие в мире такой исторически
развивающейся общности, как человеческий
род (homo
sapiens),
которая
отличается присущим только ей способом
жизнедеятельности.

Понятие
«индивид»
указывает
на отдельного, конкретного представителя
человеческого рода, с его уникальными
биологическими, психическими и социальными
характеристиками.

Понятие
«личность»
подчеркивает
социальную сущность индивида. Понятие
«личность» обозначает целостность
социальных свойств человека, характеризует
индивида как продукт общественного
развития, результат включенности в
систему социальных отношений посредством
общения и активной деятельности. Личность
– это носитель правовых, этических,
эстетических и иных социальных норм,
это субъект познания и преобразования
мира.

Понятия
«человек» – «индивид» – «личность»
диалектически
взаимосвязаны:
они соотносятся соответственно как
общее
единичное
особенное.

Понятие
«личность» является интегрирующим,
объединяющим в единое целое и биологическое,
и психическое, и социальное в человеке.
Поэтому в
структуре личности

можно
выделить три уровня: биологический,
психический, социальный.

Личность
обладает морфологическими отличиями,
особенностями своей телесной организации:
фигурой, походкой, выражением лица,
манерой говорить. Биологический уровень
личности подчеркивает также тесную
связь человека с окружающей его природной
средой. Биологический компонент является
необходимым условием обеспечения
целостности личности, ее проявления.

Психологическим
стержнем личности является
ее характер, воля. Характер
личности проявляется в достижении
социально значимых целей, в соответствии
выработанным обществом идеалам. Без
воли невозможны ни нравственность, ни
гражданственность, невозможно общественное
самоутверждение индивида как личности.

В
то же время человек является личностью
не по своей телесной или психической
организации, а по социальным качествам.
Личность формируется в процессе
коллективной деятельности и общения.
Эти факторы проявляются в процессе
социализации. Социализация
– это
процесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных норм и ценностей,
процесс формирования социальных качеств,
знаний и умений, необходимых для успешной
реализации себя в данном обществе.
Социализация – это процесс, играющий
огромную роль в жизни как отдельной
личности, так и общества. От успеха
социализации зависит, насколько личность
сумеет реализовать себя, свои способности
в обществе. Для общества от успеха
процесса социализации зависит, сумеет
ли новое поколение перенять опыт, умения,
ценности, достижения культуры старших
поколений, сохранится ли преемственность
в развитии общества.

Необходимым
условием становления личности является
формирование мировоззрения – системы
взглядов на мир и место человека в нем.
Только выработав определенное
мировоззрение, личность получает
возможность осознать смысл своего бытия
в мире, возможность самоопределения в
жизни, реализации своей сущности.

Личность
включает в себя:

-общие
черты, присущие ей как представителю
человеческого рода,

-особенные
признаки в качестве представителя
определенного общества с его специфическими
национальными чертами, социально-политическими
особенностями,
культурными традициями,

-уникальные
индивидуальные особенности, обусловленные
наследственными
чертами, неповторимыми условиями
микросреды, в которой личность формируется
(семья, друзья, учебный или трудовой
коллектив и т.п.), а также неповторимым
индивидуальным опытом.

Вопрос 4.Основные функции психики

Вопрос 1.Предмет и задачи психологии как науки

Психология — наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы.

Включает в себя фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи?ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.

Предмет психологии

Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии.

Душа (все исследователи до начала XVIII века)

Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)

Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)

Приспособляемость (функционализм — Уильям Джеймс)

Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)

Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)

Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд)

Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)

Личный опыт человека (гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)

Задачи психологии:

научиться понимать сущность психических явлений;

научиться управлять ими;

использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

быть теоретической основой практики психологической службы.

Вопрос 2. основные этапы развития психологии

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

Вопрос 3.Методы исследования в психологии

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Различают следующие виды наблюдения:

-внутреннее (применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании),

-внешнее (способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны),

-свободное,

-включенное (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы),

-стандартизированное (выполняется по строго очерченной методической схеме и состоит в выполнении специально обученным наблюдателем определенной последовательности действий).

Эксперимент в психологии – это определённый опыт, который проводится в специальных условиях, с целью получения психологических данных путём вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого. Различают следующие виды экспериментов:

-естественный

-лабораторный

-формирующийся (применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого)

-констатирующий (эксперимент, устанавливающий наличие како­ го-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых)

-психолого-педагогический

Вопрос 4.Основные функции психики

Психика— форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию.

Чаще всего выделяют 2 основные функции психики:

1) отражение воздействий окружающего мира

2) регуляция поведения и деятельности.

Отражение воздействий окружающей действительности.

Психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Помимо этих двух основных функций можно выделить еще одну:

Осознание человеком своего места в окружающем мире.

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Формы

У психически здорового человека в равной степени должно быть развито:

Ощущение — отражение окружающего мира с помощью органов чувств. Помогает ориентироваться в окружающей среде.
Восприятие — узнавание предмета, формирование образа предмета.
Представление — воссоздание образа предмета, который не воздействует на органы чувств. Представление невозможно при нарушениях работы памяти, мышления.
Мышление — процесс, необходимый для сбора, хранения информации, ее воспроизведения

Участвует в работе остальных процессов.
Внимание — ответная реакция на стимул, направленная на объект. Направленное внимание — активный процесс исследования, отбора информации.
Воля — уровень выраженности стремления

Необходима для достижения цели.

Развитие отдельных форм происходит неравномерно. Основы, тенденция развития закладывается в детстве. Если одна форма развита недостаточно, она будет негативно влиять на остальные. Проблемы с памятью влияют на мышление, недостаток воли сказывается на восприятии.

Психологическая структура деятельности

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

  • Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.
  • Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.
  • Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).
  • Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.
  • Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

  1. Деятельность.
  2. Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.
  3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.

Причины аутоагрессии

С точки зрения психологии, аутоагрессия – это сложный защитный механизм психики, который активируется при наличии определенных триггеров. В качестве основных причин, которые могут провоцировать аутоагрессивное поведение, психологи называют следующие факторы:

Ошибки в воспитании. Если родители наказывали ребёнка, унижая его и ограничивая его права, аутоагрессивное поведение становится для него естественным. Повзрослев, такой человек неосознанно наказывает себя за различные провинности.

Низкая самооценка. Если человек недооценивает себя и собственные способности, это может вызывать желание наказать себя за «несовершенство». Данная причина редко приводит к селфхарму, но часто заставляет отказываться от счастья и жертвовать собственными интересами.

Пережитое насилие. Жертвы сексуального или физического насилия часто чувствуют себя виноватыми в том, что с ними произошло. Аутоагрессия становится для них возможностью облегчить чувство вины через наказание.

Идеологические или религиозные взгляды. Религии, идеологии, эзотерические знания и учения, «уникальные» диеты и методики оздоровления имеют одну общую черту – они построены так, что их приверженцы не способны выполнить все правила, из-за чего живут с постоянным чувством вины. И это провоцирует аутоагрессивное поведение.

Неудовлетворенность условиями жизни. Если человек недоволен своей работой, личной или социальной жизнью, у него накапливается напряжение, которое он пытается снять через саморазрушительное поведение.

Расстройства психики. Различные психические расстройства и соматические заболевания могут приводить к селфхарму, суицидальному поведению или неоправданным жертвенным поступкам.

Желание манипулировать окружающими. Достаточно часто встречается демонстративная аутоагрессия

Иногда человек стремится показать всем свой суицидальный настрой, но чаще он просто причиняет себе какой-то вред и старательно изображает страдания, стремясь привлечь внимание окружающих, получить жалость, поддержку или иную выгоду.

Кроме того, аутоагрессивное поведение часто наблюдается при депрессиях. Человеку кажется, что у него всё плохо, потому что он не заслуживает ничего хорошего. Поэтому он часто специально стремится ещё сильнее ухудшить своё положение.

Профилактика аутоагрессии

Теперь, когда мы подробно разобрали, что такое аутоагрессия и как она проявляется, не остаётся никаких сомнений, что это нежелательное состояние, которого нужно избегать. Если вы узнали некоторые из перечисленных признаков и поняли, что вам свойственно саморазрушительное поведение, запомните или запишите несколько эффективных способов профилактики аутоагрессии:

  • Повышайте самооценку. Каждый человек должен быть уверен, что он достоин счастливой жизни и не должен себя в чем-либо ограничивать. Поэтому повышение самооценки – важнейший шаг в борьбе с аутоагрессией.
  • Не накапливайте негатив. Многие из нас, стараясь быть вежливыми и миролюбивыми, не позволяют себе срываться на знакомых и часто копят негатив в себе. Но растущее внутреннее напряжение может стать причиной саморазрушительного поведения. Чтобы избежать этого, нужно находить выход для негатива. Можно, например, выговориться кому-то или просто перенести все негативные мысли на бумагу и сжечь её. Многим избавиться от накопленного негатива помогает спорт.
  • Напоминайте себе, что саморазрушение иррационально. Поймав себя на саморазрушительных мыслях, бывает полезно просто напомнить себе, что это абсолютно бесполезное занятие. Если ошибку нельзя исправить, нужно оставить её в прошлом, и не корить себя, а двигаться к новым целям.
  • Избавьтесь от перфекционизма. Ещё одним частым поводом для аутоагрессии является чувство вины за собственное «несовершенство». Перфекционизм заставляет нас предъявлять себе завышенные требования, соответствовать которым получается не всегда, поэтому от него желательно избавиться.

Виды влияния. Влияние и манипуляция

Человек постоянно находится в едином поле социального взаимодействия, где он выступает и как объект, и как субъект влияния. Воздействуют на нас не только отдельные люди, социальные группы и общественное мнение, но и явления природы, вещи, события, происходящие с нами и с другими людьми. Дождь, начавшийся перед прогулкой, может испортить нам настроение и заставить поменять планы, а вооруженный конфликт, произошедший за сотни километров от нас, способен изменить наше мировоззрение.

Но здесь мы рассматриваем влияния в сфере межличностных отношений. В социальной психологии их выделяют несколько видов.

Осознанное и неосознанное влияние

О сознательном и целенаправленном воздействии говорят, когда субъект влияния точно знает, чего он хочет достичь и как намерен изменить поведение объекта. Осознанное влияние может быть направлено и на взгляды человека, и на его эмоциональную сферу, но конечной целью все равно являются определенные поступки, действия.

Причины, по которым один человек осознанно воздействует на другого, могут быть разные. Если главной из них является получение личной выгоды, то такое влияние называют манипулированием. Но влияние может преследовать и другие цели. Например, педагогическое воздействие направлено на формирование и развитие личности ребенка. На деле оно не всегда приносит пользу объекту влияния, но именно это рассматривается как основная задача воспитания.

В социальной среде в процессе взаимодействия людей постоянно происходит множество актов неосознанного влияния. Человек не только заражает своим поведением других людей, но и сам, не понимая этого, перенимает их привычки, манеры, убеждения. В первую очередь, мы неосознанно подражаем тем, кому симпатизируем и кого уважаем: своим друзьям, родителям, учителям, коллегам, киногероям. Чем более интересным, успешным и харизматичным является человек, тем больше окружающих подпадает под его влияние, хочет он этого или нет.

Открытое и скрытое влияние

Открытое влияние – это такой вид воздействия, когда объект, или как его еще называют, адресат, понимает, что на него воздействуют, побуждая, подталкивая или принуждая к каким-то действиям. Это неприятное ощущение, но в этом случае у человека есть выбор – подчиниться воздействию или уклониться от него, оказать сопротивление. Уклониться бывает совсем непросто, если оказывают влияние люди, обладающие властью. Но тем не менее адресат хотя бы может попытаться отстоять свою независимость и право на самостоятельное решение.

А вот скрытое влияние – это, с одной стороны, менее этичный вид воздействия, а с другой – наиболее эффективный. Не зная, что на него оказывают влияние, объект даже не сопротивляется и ничего не может противопоставить субъекту. Осознанное, целенаправленное и скрытое влияние – это манипулирование, самый опасный вид воздействия.

Разрушительное и созидательное влияние

Мы привыкли считать, что любое влияние – это всегда плохо, так как предполагает давление на личность. Поэтому, осознав оказываемое на нас воздействие, мы начинаем активно сопротивляться, часто делая «от противного», назло, совершаем опрометчивые поступки, ошибки, а нередко и откровенные глупости.

Но не каждое влияние разрушительно, не каждое приводит к ущемлению прав и свобод личности. Нередко оказывающий воздействие человек заинтересован как раз в том, чтобы сохранить личность своего адресата, предотвратить ошибки, которые он может совершить, помочь ему выбрать правильный путь. Родители, воспитывающие ребенка, учителя, формирующие у ученика правильную картину мира, близкие и друзья, желающие избавить дорогого им человека от вредных привычек – все это примеры созидательного влияния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector