Виды психических состояний человека
Содержание:
- Что такое психические процессы и какими они бывают
- Образование и строй психики
- Отражение реальности или окружающего мира
- Начало психологии как дисциплины
- Процессы
- Недостатки ригидности мышления
- Существует четыре типа темперамента
- Базовые отрасли[править]
- Когнитивная
- Развитие психики и восприятия человека
- Понятие психики
- Функции
- Виды психологии:
- Перспективы психологии
- Основные функции психики
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
Что такое психические процессы и какими они бывают
Психические процессы одно из ключевых понятий современной психологии. Психику человека рассматривают как целостную структуру, но для облегчения ее изучения, выделяют несколько групп психических явлений:
- психические процессы
- психические свойства
- психические состояния
Замечание 1
Классификация психических явлений нужна лишь с методической точки зрения, так как психика человека едина и по отдельности эти явления не существуют и не функционируют.
Психические процессы — это группа психических явлений, которые объединены по функциям, которые они выполняют в системе психики человека. Отличительными характеристиками психических процессов являются:
- динамичность
- кратковременность
- быстропротекаемость
Все они являются откликом на происходящее.
Психические процессы могут быть:
- низшие
- высшие
Низшие психические процессы иначе называют натуральными. Они являются неопосредованными и формируются без участия культурной среды. По своей сути они представляют продукт естественного развития. Управление этими психическими функциями происходит непроизвольно. Человек не может сознательно вмешиваться в этот процесс. Примерами натуральных психических функций являются:
механическая память
непроизвольное внимание
воспроизводящее воображение
Высшие психические процессы это сложные системные психические процессы, которые формируются в течении всей жизни, имеют социальное происхождение. Среди примеров высших психических процессов можно назвать:
логическая память
произвольное внимание
творческое воображение
понятийное мышление
речь
Образование и строй психики
Также следует понимать, что образование (как и всё в жизни людей) носит нравственно обусловленный характер, но во всяком варианте нравственности и этической ориентации человека, образование без взращивания чувства меры бессмысленно, поскольку не позволяет соотнести с текущей действительностью даже известное знание и освоенные навыки, что делает невозможным управление даже в стандартно разрешимых без ущерба ситуациях. Образование — как освоенные знания и навыки — всего лишь «приданое» к строю психики, вследствие чего при господстве животных инстинктов над прочими компонентами психики (разумом, интуицией и др.) образованный человек по организации его поведения неотличим от выдрессированного животного. Иными словами, человеческое достоинство выражается не в образовании, знаниях и навыках, а в определённом строе психики.
Кроме того, хотя многие индивиды на протяжении всей своей жизни пребывают при одном каком-то строе их психики, но многие другие на протяжении жизни изменяют строй своей психики необратимо и неоднократно; также многочисленны и те, чей строй психики неоднократно, но обратимо изменяется даже на протяжении одного дня, а не то чтобы в течение их жизни.
Если различать в жизни строй психики индивида в ранее оговорённом смысле этого термина, в каждом из множества рассмотренных ранее вариантов, то под давлением выявляющихся обстоятельств придётся отказаться от мнения о том, что все особи вида Человек разумный уже фактом принадлежности к этому биологическому виду состоялись в качестве людей.
Отражение реальности или окружающего мира
Для начало нужно понять, что говоря «отражение», не имеется в виду простое, механическое, некое зеркальное отражение окружения. На самом деле это весьма непростой процесс, который все время меняется и зачастую приводит человека к немалым противоречиям.
Отличительной чертой этого свойства является то, что во время психического отражения объективной реальности все внешние воздействия воспринимаются человеком через призму уже сложившегося опыта и исходя из особенностей психики. Именно эта функция «виновата» в том, что одно и то же явление в окружающем мире отражается совершенно иначе у разных индивидов. Интереснее всего, что и у одного и того же индивида одно и то же явление может отражаться по-другому, исходя из условий и времени.
Надо помнить, что отражение представляет собой правдивое отображение действительности. Вся материальная реальность, которая возникает в образах у индивида, представляет собой некое подобие снимка, копию существующего явления или же события, либо предмета. А это, в свою очередь, означает, что, несмотря на факт, что эта функция является субъективной, все равно окружающий мир не перестает отображаться в объективной реальности. Именно это и делает данную функцию уникальной и особенной.
Начало психологии как дисциплины
В первые дни психологии были две доминирующие теоретические школы. Американский психолог по имени Уильям Джеймс (1842-1910) разработал подход, который стал известен как функционализм. Он утверждал, что ум постоянно меняется, и бессмысленно искать фундаментальные блоки. Вместо этого следует сосредоточиться на том, как и почему организм что-то делает. Было предложено, чтобы психологи искали основную причину поведения и происходящих психические процессы. Этот акцент на причинах и последствиях поведения оказал влияние на современную психологию.
Структурализм был названием, данным подходу, впервые предложенному Вильгельмом Вундтом. Термин произошел от Эдварда Титченера, американского психолога, которого обучал Вундт. Структурализм полагался на самоанализ, метод исследования, посредством которого субъекты связывали то, что происходило в их умах, выполняя определенную задачу. Тем не менее, это оказалось ненадежным методом, потому что было слишком много индивидуальных различий в опыте и отчетах субъектов исследования.
Несмотря на провал самоанализа, Вундт является важной фигурой в истории психологии, поскольку он открыл первую лабораторию, посвященную психологии в 1879 году, и ее открытие обычно считается началом современной психологии. Вундт был важен, потому что он отделил психологию от философии, анализируя работу ума, используя более объективные и стандартизированные процедуры. Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями
Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями.
Процессы
Для людей любой познавательный психический процесс – это канал для общения с окружающим миром. Любая информация, которая попадает к нам, преобразовывается мозгом именно с помощью познавательных процессов. В психологии к ним относят несколько явлений.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
ощущение
Ощущения в организм «попадают» посредством органов чувств, и они весьма разнообразны. Бывают актуальные и неактуальные ощущения, экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. У любого ощущения имеют три основных характеристики – качество, интенсивность и продолжительность.
Рекомендуем: Понятие психического отражения
Психическим явлением является также восприятие. Оно представляет собой целостное отражение процессов, происходящих в мире, в то время как они воздействуют на органы чувств человека. Восприятие присуще только человеку и еще некоторым высшим видам животных.
Основными свойствами восприятия являются целостность, обобщенность, предметность, осмысленность, константность и избирательность. Развитие этого психического явления играет важную роль в процессе обучения.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Немаловажным психологическим процессом можно назвать представление. Оно заключается в своего рода отражении какого-то объекта, который в настоящее время не видишь, но понимаешь на основе предыдущих знаний, как он выглядит. Представление обладает рядом свойств: неустойчивость, изменчивость, фрагментарность.
воображение
Высшим познавательным процессом принято называть мышление. Его суть состоит в том, что человек на основе преобразования окружающей действительности может порождать новые знания. Основной функцией этого явления выступает индивидуальность, а главный источник мышления – практический опыт. Кстати, мышление неразрывно связано с речью, потому что человек мыслит не картинками или образами, а именно словами.
Рекомендуем: Что такое аггравация?
Отдельные виды психических явлений – мнемические процессы, которые по-другому принято называть памятью. Они изучаются, кстати, не только в психологии, но и в других науках. Память представляет собой закрепление и сохранение, а при необходимости – воспроизведение накопленного в процессе жизни опыта. К мнемическим процессам относят способность человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Классификация психических явлений содержит еще и такое понятие, как внимание. Под ним принято понимать сосредоточенность психики на каком-либо объекте или явлении
Основные формы внимания – сознательная и бессознательная. Кстати, относительно этого психического явления точного мнения у ученых нет. Одни его считают отдельным процессом, а ряд исследователей рассматривают его только в совокупности с какими-то другими психическими явлениями.
Недостатки ригидности мышления
Ригидное мышление – это шаблонная жизнь.
Важно! Для ригидного типа личности становится трудным реагировать на изменения в жизни, сложен процесс обучения. Такие люди редко могут завести нужные знакомства, так как их стараются избегать из-за фанатичной поддержки одной единственно правильной идеи
Ригидная психика способствует частым неврозам.
Ригидная психика способствует частым неврозам
Если ригидность не вызвала патологических изменений в организме и психике человека, то поведенческую коррекцию сможет исправить психолог или психотерапевт, к тому же с каждым годом становится все больше методик, по которым можно избавиться от данного расстройства. В более трудных случаях, например, при хроническом депрессивном состоянии, вызванным ригидным типом мышления, помочь сможет психиатр.
Не в каждом случает ригидность мышления – это отрицательная черта характера. Умеренная ригидность воспитывает хороших руководителей, усидчивых сотрудников, склонных работать на результат.
Существует четыре типа темперамента
- Сангвиник.
- Холерик.
- Меланхолик.
- Флегматик.
Холерик
Быстро раздражается, легко обижается. В нем море активности и страсти, эмоциональности, мыслей и идей. Он очень общительный и жизнерадостный.
Сангвиник
Более спокойный человек, уравновешенный, неконфликтный. У него не такая быстрая реакция на окружающий мир, как у холерика, но общительность в нем присутствует практически в такой же степени. В нем много организованности и выдержки, терпения и рассудительности.
Флегматик
Малоподвижный, медлительный, осторожный. В нем часто живут фобии (страхи), даже если они ничем особенным «не обозначены».
Меланхолик
Меланхолический тип темперамента характеризуется постоянный пессимизмом, недовольством всем на свете, плаксивостью и ранимостью. Но это не означает, что они – неинтересные и совсем скучные люди: темпераменты так же отличаются разнообразностью, как и человек.
Базовые отрасли[править]
- Психология познавательных процессов
- Психология личности
- Возрастная психология
- Социальная психология
Когнитивная
Эта функция закладывает основу другим, она присутствует в психике всех живых существ, живущих на планете.
Проходя через нервную систему, влияет на мозговую деятельность, отражая зеркальное копирование внешнего образа с поправкой на уникальные нетипичные личностные особенности индивида.
Когнитивная функция имеет ряд специфичных черт:
— Она динамична.
Психика никогда не останавливается в своем развитии, она меняется под действием отражающейся реальности, которая окружает человека.
— Имеет несколько образов.
Психика подвержена изменениям под влиянием психологических качеств отдельно взятой личности, ее самочувствия в эмоциональном и физическом плане в настоящий момент времени, и развития в целом ситуации. Если изучать одно и тоже влияние на разных людях, то оно будет заметно отличаться, так как оценка будет транслироваться через свою уже сформировавшуюся психику.
— Реальность отражается с психической стороны.
Вся жизнедеятельность человека наполнена картинками. Это снимки и копии происходящих событий, тех проявлений предметов, которые мы видим вокруг себя.
Отражающийся внешний мир связан с базовыми чувствами: обонятельными, тактильными, вкусовыми, зрительными, слуховыми. Они помогают человеку собрать пазл полного представления мира, почувствовать его со всех сторон.
Развитие психики и восприятия человека
Ни для кого не секрет, что каждое существо является частью целостной системы и выделяется из нее благодаря своим индивидуальным признакам, но при этом он тесно связан с окружающим его миром.
Любая реакция и действие человека выделяют его из массы и тут же связывают с ней, делая его индивидом в обществе. Так и получается в обществе парадокс: выделение равно связь.
Познавая действительность в процессах ее восприятия и мышления, человек углубляет свои знания и все больше организует связь между собой и окружающей действительностью. Те самые ступени психического развития, о которых говорилось выше – это элементы, связывающие индивида с остальными субъектами окружающей действительности.
Теория о развитии психики
Известные ученые А. И. Делакруа и Э. Кассирер, которые изучали человека во всем его многообразии, выдвинули теорию, о том, что взрослая особь человека в отличие от животных развивает свою психику посредством символов и знаков. Прогрессирующее развитие этой внутренней области человека зависит от наличия речи, которая способна развиваться в силу упорного труда человека и в связи с мышлением. Но главным положением этой теории является то, что субъект способен от ситуации переходить к ее причинам и следствиям, изменять действительность, и благодаря этому развивать в себе личность.
Познание
Второе направление психического развития непрерывно связано с первым. На начальном этапе развития человека познание является неотъемлемой составляющей поведения. На втором этапе познание становится самостоятельной частью в системе общего развития человека.
Выделение познания как отдельного самостоятельного этапа в системе развития психики человека вовсе не говорит о прерывании связи между сенсорными и моторными функциями организма, она доказывает их большую зависимость друг от друга.
Рефлексы
Более сложная связь – рецепции и действия, где первое является главным условием второго. Это подтверждают сенсомоторные реакции организма.
Появление условных рефлексов у животных означает его большую приспособленность к окружающему миру. Любое существо реагирует только на те раздражения, которые напрямую могут повлиять на его жизнь.
Так мы получаем закономерность того, что мыслительные процессы животного регулируются его инстинктами.
Восприятие
Восприятие организма также зависит от взаимодействия образа рецепции и образа действия. Восприятие – это внутреннее отношение организма к происходящим явлениям.
Восприятие развивает чувствительность и деятельность как способность организма, а также способность выделяться в изменяющейся среде происходящих событий.
Мышление
Мышление как познание явлений и событий, нахождение их причинно-следственных связей. Человек, познавая окружающий мир, пытается его изменить и делает это довольно успешно. Человеческий разум – это решающий фактор в сфере его практических действий.
Взаимодействия с действительностью на разных ступенях развития предоставляют доступные на каждой из этих ступень возможности познания окружающего мира, и в свою очередь, способы познания открывают новые возможные способы воздействия на действительность.
Также не отрицается обратная зависимость действий от мыслительных процессов, зависимость эффекторов от рецепторов.
В поведении человека большую роль играют рецепторные аппараты, так как поведение зависит от мыслительных процессов намного больше, чем от его движений. Подтверждение этому можно найти в животном мире, где разнообразие двигательных процессов намного меньше, чем разнообразие рефлекторного поведения
Изучению этого важного для жизни аспекта человечество благодарно Ч. С
Шеррингтону, который составил схему «нейтральной воронки». Один из самых известных ученых И. П. Павлов обнаружил механизм условного рефлекса, установив тем самым, что посредством рефлексов животные выражают свое восприятие окружающей среды.
Действия
Образ действия и образ восприятия – взаимозависимые элементы степеней развития человека. Это обусловлено тем, что любое разумное действие учитывает объективность той ситуации, в которой оно производится, то есть действия человека напрямую зависят от того, как он воспринимает окружающую его действительность.
В будущем познание окружающего мира переходит в мысли и понятия о закономерностях его развития. Все совершаемые действия, психическое развитие и особенности поведения человека напрямую связаны с тем, как он постигает эти самые закономерности.
vote
Article Rating
Понятие психики
Психика– особая форма отражения
окружающего мира, свойственная
высокоорганизованной материи (человеку
и животным). Для человека, обладающего
высшей формой психики – сознанием,
дается еще одно определение психики.
Психика человека– это субъективный
образ объективного мира, который
возникает в процессе взаимодействия
человека с окружающей его средой и
другими людьми.
Психика возникает там, где есть достаточно
сложно организованная нервная система.
Психика – нематериальна. Это делает ее
недоступной для непосредственного
изучения (ее нельзя увидеть, услышать,
попробовать на вкус или на ощупь).
Исследовать психику можно лишь косвенно,
делая те или иные выводы о психических
явлениях только по внешним, материальным
признакам их проявлений.
Психическое отражение не является
зеркальным, механическим копированием
мира (как зеркало или фотоаппарат). Оно
всегда сопряжено с поиском, выбором;
связано с какой-то необходимостью, с
потребностями. Это субъективное
избирательное отражение объективного
мира, т.к. принадлежит всегда субъекту,
вне субъекта не существует, зависит от
особенностей субъекта: от его интересов,
эмоций, особенностей органовчувств
и уровня мышления, (одну и ту жеобъективную информацию разные люди
могут воспринимать по-своему, причем
каждый из них обычно думает, что именно
его восприятие самое верное). Таким
образом, субъективное психическое
отражение, субъективная реальность
может отличаться частично или значимо
от объективной реальности.Психика –
это субъективный образ объективного
мира.
Функции
психики: 1) отражение
окружающей действительности,
2) сохранение
целостности организма,
3) регуляция поведения.
Данные функции взаимосвязаны между
собой и обеспечивают адаптацию живого
организма к условиям окружающей среды.
Функции
Функции психики представляют собой индивидуальные особенности, присущие конкретному индивидууму. Они помогают человеку справиться с различными ситуациями в жизни.
Каждая личность обладает своей уникальной психикой, а на состояние духа влияет окружающий мир
Именно в общении люди прогрессируют, поэтому создание правильной обстановки очень важно
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Психоанализ Фрейда
К примеру, если с рождения лишить ребенка общества, то он будет вести себя как Маугли, напоминая дикое животное. В этом случае психика как нечто запущенное не будет иметь развития. Существуют несколько функций психики, которые можно выделить:
1. Когнитивная. Данная функция формирует фундамент для остальных. Она существует у всех живых организмов на свете. Протекая через нервную систему, оказывает влияние на мозг, создавая эффект зеркального отражения каких-либо ситуаций и вещей. Однако она учитывает индивидуальные качества личности.
У когнитивной функции существуют особенные черты:
- Устойчивая психика всегда продолжает развиваться, ведь окружающий мир тоже эволюционирует.
- Психика как предмет психологии склонна меняться под воздействием психологических особенностей отдельного индивидуума, его эмоций и ощущений в конкретный момент времени.
- Реальный мир существует для человека в картинках, которые он формирует на протяжении всей жизни, опираясь на обоняние, вкус, зрение, слух и другие чувства.
2. Регуляторная. Сознание адаптируется к внешним воздействиям, формируя внутри индивидуума стимул к определенным поступкам и поведению.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Благодаря ей личность создает некую систему движения в реальности:
- Осознает свои желания и потребности в конкретный период.
- Осознает задачи.
- Придумывает методы для решения задач и достижения результатов.
3. Коммуникативная. Общение является главным звеном взаимодействия с другими личностями. Именно знаки, которые собеседник слышит в процессе беседы, дают ему возможность сделать выводы о конкретном человеке.
Коммуникация заставляет других людей объединяться вместе, ведь так быстрее достигаются цели. Она имеет два вида:
- Вербальная (речь).
- Невербальная (мимика, жесты).
Даже в первобытную эпоху человек придумывал средства общения, которые существенно влияли на его сознание, хотя он и не понимал этого. К примеру, взяв в руку копье и кратко обменявшись со своим племенем какими-то суждениями, он мог быстрее поймать добычу. К тому же коммуникативные навыки в тандеме с определенным опытом сильно пригождались новым поколениям.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Стоит отметить, что именно человек единственный смог перейти от невербального общения к высшим формам коммуникации.
Очень часто чувства сталкиваются с функцией мышления, благодаря чему человек принимает более рациональные решения. Именно поэтому иногда следует не совершать поступки сгоряча, а все тщательно обдумать
Принятие решений основывается уже не на эмоциях, а на том, что жизненно важно в данный момент
Рекомендуем: Что такое эффект плацебо?
К примеру, небольшая часть яблока имеет гнилое пятно, которое вызывает у нас отвращение и неприязнь. Если мы будем руководствоваться только чувствами, то яблоко тут же полетит в помойку. Однако можно отрезать эту часть, ведь другая половина является пригодной. Такие разумные решения оставляют заметный след в нашей жизни.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
5. Конативная. Здоровая психика изначально реагирует на определенные поступки и поведение. Благодаря им человек формирует отношение, которое имеет четкий курс.
Разумеется, мама выбрала бы первого специалиста, но этот педагог ведет себя слишком сдержанно и холодно, в отличие от другой няни. Таким образом, вторая женщина устраивает неопытную мать, ведь с ней будет проще выстраивать коммуникацию, налаживать общение.
Рекомендуем: Основы психогенетики
Такое предпочтение происходит бессознательно, ведь очевидно, что первая кандидатка объективно лучше. Однако конативная функция делает свое дело.
Виды психологии:
Психология исследует человека как личность, изучает семью и общество для того, чтобы понять какие существуют психические функции и триггеры для необъяснимых факторов социального поведения человека. Различные виды психологии исследуют нервные процессы в сознании человека. Исследования естественных наук служат источником задач для психологии. Среди отраслей психологии выделяют следующие:
Клиническая психология
В этой отрасли психологии, исследования направлены на то, чтобы помочь человеку избавляться от стресса и различных дисфункций, происходящих по различным психологическим причинам. Клиническая психология помогает лучшему развитию личности, росту эмоционального и физического благополучия. Психологи, занимающиеся исследованиями в этой области, изучают судебные показания и случаи клинической нейропсихологии. Специалисты используют специально разработанные и адаптированные модели терапии для создания терапевтического альянса. Последующее изучение психологических проблем помогает определять и применять новые формы мышления и поведения.
Аномальная психология
Как следует из названия, эта отрасль психологии занимается исследованием ненормального поведения человека. Цель аномальной психологии: понять изменения в естественных и аномальных моделях взаимодействия, выбираемых человеком. Аномальная психология использует методы и приемы психопатологии и клинической психологии для исследования причин психических расстройств. Эта область психологии изучает признаки неадекватного состояния человека при нарушении каких-либо функций или стрессе.
Когнитивная психология
Эта отрасль психологии изучает психические процессы, определяющие поведенческие особенности человека
В когнитивной психологии проводятся эксперименты с обучением, восприятием, памятью и вниманием человека с целью разработать методы эффективной обработки информации. Именно по этой причине, когнитивную психологию еще называют экспериментальной психологией
Когнитивная психология – это результат вклада различных нейробиологов, логиков и лингвистов, которые определяют важность не только теоретических разработок, но и их формализации и применения
Сравнительная психология
Этот вид психологии изучает модели поведения животных
Эта отрасль науки имеет важное значение в психологическом исследовании. Сравнительные результаты данного направления психологии помогают выявить характерные общие черты в поведении человека и животных и доказать их эволюционную связь
Изучение поведения животных также позволяет психологам получить более глубокое понимание человеческой психологии. Эксперименты, проводимые с животными, помогают лучше изучить и понять эмоции и поведение человека.
Консультативная психология
Изучает межличностные отношения
Эта отрасль психологии акцентирует внимание на социальных, эмоциональных вопросах в образовательной и профессиональной сфере, связанными с серьезными изменениями в поведении людей. Психологи-консультанты применяют методы консультативной психологии
Психология развития
Эта наука в основном сосредоточена на изучении процесса развития человеческого разума. Все усилия направлены на более глубокое понимание восприятия и развития. Объектом изучения психологии развития служит интеллектуальное и нравственное развитие человека
Пристальное внимание исследователи уделяют триггерам поведения в естественных условиях и при воздействии физических факторов
Педагогическая психология
Эта отрасль психологии изучает образовательный процесс. Психологи проводят эксперименты на основе данных образовательной и социальной психологии, получаемых в школах и колледжах. Педагогическая психология помогает разрабатывать эффективные методы обучения.
Биологическая психология
Изучает психическую составляющую человека в биологическом срезе. Эта отрасль психологии изучает поведение человека на основе реакций его нервной системы. Большая часть исследований проводится с помощью экспериментов с поведенческими и когнитивными данными нейронауки. Цель: понять функции мозга в отношении различных психологических триггеров и процессов. Исследования биологической психологии помогают установить связи между реакциями мозга человека и его поведением.
Перспективы психологии
Психологи изучают поведение с разных психологических точек зрения, каждая из которых основана на общем наборе предположений о том, что важно изучать и как это изучать. Некоторые проводят подробные биологические исследования мозга, другие исследуют, как мы получаем информацию, другие анализируют роль эволюции, а третьи — влияние культуры и общества
Некоторые проводят подробные биологические исследования мозга, другие исследуют, как мы получаем информацию, другие анализируют роль эволюции, а третьи — влияние культуры и общества.
Классическими современными взглядами в психологии на принятие научных стратегий были бихевиористы, которые славились своей зависимостью от контролируемого лабораторного эксперимента и неприятием любых невидимых или подсознательных сил в качестве причин поведения.
Позже когнитивная психология также приняла этот строгий, научный, лабораторный подход в применении к памяти, восприятию, когнитивному развитию, психическим заболеваниям и многому другому.
Основные функции психики
Основные функции и различные проявления психики способствуют тому, что человек может слышать, понимать и чувствовать. В течение всей жизни психика может меняться в зависимости от полученных знаний и информации.
Основные функции психики позволяют привыкнуть к определенным условиям, обучаться, развиваться, иметь возможность общаться, а также, если нужно, то и выживать. Все составляющие психики имеют связь и объединяются в целостный механизм, который позволяет взаимодействовать с окружающей средой. Как и любая другая система, психика человека имеет структуру, динамику и организацию.
Структура и основные функции психики
Уже достаточно много времени, как люди обнаружили, что кроме окружающей видимой обстановки существует и внутренний мир, который позволяет выражать чувства, желания, делиться воспоминаниями и мечтать.
Основные функции психики человека мы рассмотрим ниже.
Отражательная функция психики
Эта функция может изменяться и модернизироваться в течение жизни. Ежедневно на человека действует огромное количество факторов, которые отражаются на психике. Стоит учитывать то, что конкретное явление может иметь совершенно разное действие, которое зависит от времени и условий воздействия. В психике отражается наиболее правильное понимание окружающего мира. Все образы, которые возникают в голове у человека, это определенные копии реально существующих предметов и событий. При помощи отражения человек может воспроизводить и изменять полученные объекты.
Всего существует 3 формы отражения:
- Первая помогает воспринимать конкретные объекты неживой природы.
- Вторая форма соответствует физиологическому отражению.
- Третья форма самая сложная и она отражает психическое состояние, то есть сознание. Оно помогает отделить в мыслях себя от окружающего мира, а также понять и осмыслить различные аспекты человеческого существования. Все это можно объединить одним понятием – самосознание.
Отражательная функция – активный процесс, который помогает определить и выбрать подходящий способ действия в конкретной ситуации. Действия человека прекрасно отражают окружающую ситуацию, а так же они имеют возможность преобразовать ее в процессе деятельности.
Регулятивная функция психики
Благодаря психике человек не только обладает способностью отражать влияние на него окружающего мира, а и регулировать процесс его восприятия, который определяет деятельность, реакции и поведение. Благодаря этому человек понимает необходимые мотивы и потребности, а также ставит перед собой цели и задачи. Кроме этого психика способна вырабатывать способы и возможные приемы для достижения той или иной цели. Поведение человека определяется, как внешняя форма проявления психики.
Из-за своей противоречивости регулятивная функция может выступать в двух формах:
- Конструктивная. Подразумевает выполнение определенных задач, которые направлены на достижение цели или задачи.
- Деструктивная. Подразумевает принятие определенного решения, которое имеет долю риска и авантюризма.
Познавательная функция психики
Эта функция помогает человеку адаптироваться и ориентироваться о любой ситуации, которая позволяет осмыслить все ее стороны и реалии. Психика способствует тому, что он может привыкнуть к любой случившейся ситуации. Кроме этого человек имеет возможность принимать себя, как отдельную личность, со всеми индивидуальными и психологическими чертами, благодаря которым он может стать частью социума, а точнее конкретного общества или группы. Психика человека – сложная система, в которой все составляющие элементы иерархически организованы и изменчивы.
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
- Краткое содержание главы
- Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей
- Психология как наука
- Основные отрасли психологии
- Методы исследования в психологии
- Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
- Литература