Разница между любопытством и любознательностью

Самые маленькие и любознательные

Наиболее любознательными можно назвать детей

Что означает любознательность, они могут еще и не знать, но с вниманием выслушают, если вы расскажете. Это качество у малышей проявляется с самого рождения

Непоседа изучает все предметы, которые встречаются на его пути. Он смотрит, щупает, пробует на вкус, ему все интересно.

Когда ребенок уже умеет говорить, любознательность проявляется у него в форме вопросов. Недаром психологами выделен период времени под названием «почемучка». Вопрос «почему?» волнует детей в возрасте от 4 лет больше всего и говорит о таком качестве, как любознательность. Значение слова или ответа на вопрос ребенку может быть еще не понятным, но его обязательно нужно озвучивать. Не стоит игнорировать речь маленького «почемучки», ведь он стремится к знаниям. Не получая ответы на свои вопросы, со временем малыш перестает их задавать и интересоваться чем-либо.

Известно, что характер закладывается с детства. Любознательность как качество также необходимо прививать с детства. Приучайте ребенка читать, смотреть познавательные программы и видео. Не ругайте за то, что он что-то разбирает или ломает

Узнать, как работает и устроен предмет, — это очень важно и интересно

Самые маленькие и любознательные

Наиболее любознательными можно назвать детей

Что означает любознательность, они могут еще и не знать, но с вниманием выслушают, если вы расскажете. Это качество у малышей проявляется с самого рождения

Непоседа изучает все предметы, которые встречаются на его пути. Он смотрит, щупает, пробует на вкус, ему все интересно.

Когда ребенок уже умеет говорить, любознательность проявляется у него в форме вопросов. Недаром психологами выделен период времени под названием «почемучка». Вопрос «почему?» волнует детей в возрасте от 4 лет больше всего и говорит о таком качестве, как любознательность. Значение слова или ответа на вопрос ребенку может быть еще не понятным, но его обязательно нужно озвучивать. Не стоит игнорировать речь маленького «почемучки», ведь он стремится к знаниям. Не получая ответы на свои вопросы, со временем малыш перестает их задавать и интересоваться чем-либо.

Известно, что характер закладывается с детства. Любознательность как качество также необходимо прививать с детства. Приучайте ребенка читать, смотреть познавательные программы и видео. Не ругайте за то, что он что-то разбирает или ломает

Узнать, как работает и устроен предмет, — это очень важно и интересно

Недостатки

Редко любознательность приносит негативный опыт. Если в результате познания обнаруживается, что кое-что не может быть изменено, такое положение вещей угнетает. Иногда стремление овладеть новой информацией или провести рискованный эксперимент влечёт большие неприятности. Существует достаточно примеров того, как любопытство, порождённое запретом, оборачивалось не только аварийными происшествиями, но и пожизненными комплексами в использовании заурядных вещей (спички, вода, электричество).Интерес может играть на руку злорадству или превратиться в рычаг управления, помочь разобраться в психологических причинах неудач. Таким образом, любознательность — это интерес в том или ином направлении, который может приравниваться к достоинствам, а любопытство просто выходит за пределы собственных интересов человека и может принести как пользу, так и вред.

Теории

Как и другие желания и потребности, которые имеют апетитивни качества (например, потребность в пище), любознательность связывают с исследовательской поведением и ожиданиям вознаграждения. Любознательность можно описать как положительные эмоции и получения знания; когда появилась заинтересованность, она считается сама по себе вознаграждая и приятной. Получение новой информации может также считаться вознаграждая, поскольку это уменьшает нежелательные состояния неуверенности. Последствиями попыток подробнее понять эту потребность при уменьшении состояний неуверенности и желания участвовать в приятных опытах исследовательского поведения, стали соответствующие теории любознательности.

Теория двигателя любознательности

Теория двигателя любознательности касается нежелательных опытов «неуверенности». Уменьшение этих неприятных ощущений является вознаграждая. Эта теория предполагает, что человек желает связности и понимание в своих процессах мышления. Когда эта связность нарушается чем незнакомым, неопределенным, именно двигатель любознательности пытается получить информацию и знания о незнакомое для восстановления связной процесса мышления, а когда такое восстановление произошло, процессы любознательности затухают. По этой теории любознательность развилась исключительно из желания понять незнакомые аспекты окружения через применение исследовательского поведения.

Варианты теории двигателя любознательности отличаются в том, является любознательность первичным или вторичным двигателем, и такой двигатель любознательности возник из внутренней потребности понимания и регулирования окружающей среды или или вызванный внешним стимулом. Причины любознательности могут быть от базовых потребностей (например. Голода, жажды) до потребностей в ситуациях, вызванных страхом. Но каждый из таких вариантов соглашается, что любознательность возникает из ситуаций, которые создают ощущение неуверенности или воспринимаются как неприятные, а любознательность помогает развеять такую ​​неуверенность. Однако эта теория не объясняет того, что любознательность часто существует при отсутствии новых или незнакомых ситуаций и такое поведение присутствует у многих видов животных. Так, маленький ребенок, когда скучает в ситуации без возбуждающего стимула, бродить, пока не найдет что-то интересное.

Теория оптимального возбуждения

Теория оптимального возбуждения образовалась из необходимости объяснить желание некоторых людей искать возможности для исследовательского поведения при отсутствии неуверенности или непонятных ситуаций. Эта теория пытается объяснить этот аспект любознательности, предполагая, что человек может быть мотивирована поддерживать приятный уровень возбуждения такой исследовательской поведением.

Концепция любознательности оптимального возбуждения предполагает, что существует желание поддерживать оптимальный уровень возбуждения. Если стимул слишком возбуждающий, возникает поведение «видповзання», а когда среда скучное и не хватает волнения, возникает исследовательское поведение пока что-то оптимально возбуждающе не будет найден. То есть существует врожденная мотивация искать идеальный баланс между состояниями возбуждения. Эта идея пытается объяснить наблюдаемую поведение любознательности даже при отсутствии подозрительных или незнакомых ситуаций. Но хотя теория оптимального возбуждения пытается объяснить проблемные вопросы теории двигателя любознательности, он сам имеет внутренние противоречия. Например, если нужно поддерживать идеальное состояние любознательности, то получение нового знания для снятия такого состояния является контрпродуктивным.

Интеграция в теорию пути вознаграждений

С учетом недостатков теорий двигателя любознательности и оптимального возбуждения, были предприняты попытки интегрировать неврологические аспекты вознаграждения, ожидания и удовлетворения в более охватывающую теорию любознательности. Исследования показывают, что желание получить новую информацию привлекает мезолимбических пути мозга, прямо ответственные за активацию дофамина. Использование этих путей и активация дофамина могут объяснить предоставления ценности новой информации и последующей интерпретации такой ценности как вознаграждения. Этот аспект нейробиологии может дополнить теорию любознательности в объяснении мотивации исследовательского поведения.

Такие похожие термины

Любопытство имеет огромное количество отличий от любознательности. И хоть каждое из этих понятий в буквальном смысле означает интерес, цели в них преследуются разные. Любопытство основывается на интересе к чужой жизни, к сплетням и к различным обстоятельствам, которые никоим образом не помогают человеку в жизни.

Стремление «всунуть нос» в чужие дела не может принести нечего полезного, а служит только неким развлечением. Мало кто любит любопытных людей, ведь их постоянный интерес может вызывать только раздражение. А в свою очередь любознательность — это качество, которое развивает человека во многих сферах. Любознательные люди, как правило, пользуются популярностью и вызывают интерес у окружающих. Еще бы! Ведь с ними так увлекательно.

Сравнение

Начнем с того, что первое рассматриваемое нами качество считается врожденным. Любопытство присуще не только человеку, но и животным. Это нецеленаправленная потребность в познании окружающей действительности. Так, появившийся на свет малыш демонстрирует бесконтрольный интерес к новым вещам. Он осматривает и ощупывает их, пробует на вкус, пытается найти предметам самое разнообразное применение. Тогда как подросший ребенок тяготеет к знаниям и освоению различных областей. Он начинает посещать кружки и секции, читать книги, смотреть научные передачи и т. д. Все это – проявление любознательности. Таким образом, под данным понятием подразумевается целенаправленная потребность в овладении новой информацией. При этом человек отдает себе отчет в том, зачем он хочет получить те или иные сведения. Из всего вышеизложенного следует вывод, что главное отличие любопытства от любознательности заключается в целенаправленности.

К слову сказать, праздный интерес к новостям и сплетням таит в себе негативный смысл. Ведь зачастую под любопытством понимается желание знать все обо всех. Многие люди без особой надобности влезают в чужие дела, подвергают их обсуждению, плетут интриги. Все это является разрушительными сторонами любопытства. Тогда как любознательность носит лишь созидательный характер. Она подогревается не эмоциональной захваченностью, а рациональным стремлением к расширению кругозора.

Сделать вывод, в чем разница между любопытством и любознательностью, поможет сравнительная таблица.

Любопытство Любознательность
Присуще как человеку, так и животным Считается отличительной чертой человека
Врожденное качество Проявляется по мере взросления
Имеет неконтролируемый характер Выступает целенаправленной деятельностью
Может носить разрушительный оттенок Ориентирована лишь на созидание
Подогревается эмоциональной захваченностью Имеет под собой сугубо рациональное зерно

Стильные образы для низких девушек. Как казаться выше и стройнее (51 фото)

Высказывания о любознательности

Любознательность — это составляющая активного ума, которая во все времена волновала учёных, писателей, художников.

Эдвард Фелпс призывал поддерживать в себе огонь любознательности, который не позволит иссякнуть смыслу жизни.

По словам Анатоля Франса, лишь благодаря любознательности мир богат учёными и поэтами.

Жан-Жак Руссо справедливо отмечал, что человек является любознательным по мере своей просвещённости.

«Любопытство — двигатель прогресса!» — высказывание Андрея Белянина.

По словам Марии фон Эбнер-Эшенбах, любознательность — это любопытство, которое касается серьёзных предметов, и его справедливо можно называть «жаждой познаний».

Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе. Таким образом, развитие любознательности становится одной из важных задач в современном образовании.

  • Любознательность обеспечивает внутренний стимул – для получения новых знаний.
  • Любознательность дарит радость – больших и малых открытий.
  • Любознательность освобождает – от апатии и безучастности.
  • Любознательность даёт возможность – заглянуть за горизонт.
  • Любознательность даёт силы – для активных действий.

Проявления любознательности в повседневной жизни

Наука. Любознательность движет вперед науку; только любознательные и при этом трудолюбивые люди способны к свершению научных открытий.
Образование. Самые лучшие ученики получаются из людей любознательных, так как процесс получения знаний им искренне интересен и отнюдь не является тяжкой обязанностью.
Межличностное общение

Любознательный человек виден в общении: его отличает интерес и внимание к собеседнику.
Туризм и путешествия. Самый лучший отдых для любознательных людей.

Как научиться любознательности

  • Обучение. Чем большими знаниями человек обладает – тем больше растет и его любознательность.
  • Наблюдение. Подмечая детали и нюансы, легче разбудить в себе интерес и к целому; любознательность возрастает в прямой пропорциональности к наблюдательности.
  • Информированность. Получая информацию о новостях, о событиях в жизни города, страны и миру – человек не только создает для себя целостную картину мира, но и «тренирует» свою любознательность.
  • Профессиональная деятельность. Повышая свой профессиональный уровень – человек подстегивает и свою любознательность; без любознательности успех в профессии недостижим.

Безучастность, безразличность

Любознательность

Дотошность, чрезмерное любопытство

Крылатые выражения о любознательности

Происхождение. Роман-биография Чарльза Дарвина
Петр I

Чем же отличаются
друг от друга любопытство и любознательность
?

На самом деле, это разные качества личности. Причем, одно из них может плавно перейти в другое. Например, может быть так — человек, казалось бы, из праздного любопытства
выяснял информацию о чем либо, то в последующем она может оказаться для него интересной, полезной и нужной.

И напротив, любознательность
незаметно для самого человека может перейти границы, вот тогда и рождается любопытство. То есть человек начинает выискивать ту информацию, которая ему совсем ни к чему. Здесь необходимо осознавать и понимать свои действия, чаще контролируя себя и задавая вопросы:

«Для чего именно мне нужно это знать? И нужно ли вообще?»

Давайте попробуем развести эти два понятия. Так как многие путают их и считают одинаковыми.

Развиваемся и прогрессируем

Теперь, когда мы разобрались, что значит любознательность и как она необходима современному человеку, мы узнаем, как же стать любознательным. На самом деле ничего сложного в этом нет, но все же, как и в любом деле, нужно будет приложить некоторые усилия. В первую очередь, необходимо полюбить мир и осознать, что все, что нас окружает, это весьма интересно.

Далее, понадобится блокнот и ручка. Туда мы будем записывать все, что нас интересует (на первых этапах). К примеру, вы едете в маршрутке и видите предмет или надпись, которая вас заинтересовала, запишите ее тут же в блокнот. Когда у вас появится свободное время, найдите всю информацию по вашим записям в Интернете.

Старайтесь как можно больше задавать вопросов знакомым и коллегам по работе. Открывайте для себя новые горизонты, смотрите интересные передачи

Очень важно смотреть на новую информацию с интересом, иначе вряд ли вы ее сможете запомнить. Нужно понять, что мир вокруг вас настолько необычен и разнообразен, что изучать его можно бесконечно

Афоризмы

  1. «Любознательность создает ученых и поэтов», –  утверждал французский писатель и литературный критик Анатоль Франс. По его мнению, именно любознательность рождает новых ученых и поэтов, потому что она толкает их за знаниями и открытиями.
  2. «Любoзнaтeльнocть – oдин из вceгдaшниx вepныx пpизнaкoв энepгичнoгo yмa», – утверждал   английский литературный критик Сэмюэл Джoнcoн. По его мнению, любознательность указывает на человека с энергичным умом, готового размышлять, рассуждать, обдумывать. Без любознательности ум становится ленивым, не способным вмещать и перерабатывать новую информацию.
  3. «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее», – писал Анатоль Франс, французский критик и писатель. Он говорил об искусстве обучения. По его мнению, главный секрет заключается в том, чтобы суметь сначала пробудить в душах учеников любознательность, а затем эту любознательность удовлетворить, вложив в головы воспитанников новые знания.
  4. «Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим», – говорил древнегреческий философ Сократ. По мнению мудреца, если человек любознательный, то он не будет бездействовать, а постарается достичь новых знаний, получить новый опыт, благодаря чему прослывет среди людей многознающим.
  5. Французский поэт и драматург Поль Клодель  утверждал: «Кто многим увлекается, многое приобретает». Он хотел подчеркнуть, что человек, который многим увлекается, который хочет много знать и уметь, приобретает многое: знания, опыт, талант.
  6. «Жить в мире, не стремясь понять его смысл, – все равно, что расхаживать по огромной библиотеке и не трогать книги», – говорил американский исследователь и писатель Мэнли Палмер Холл. По его мнению, каждый человек рожден для того, чтобы постигать тайны окружающего мира, узнавать его, открывать мир с новых сторон. Человек же, который не стремится понять смысл жизни, похож на человека, расхаживающего по огромной богатой библиотеке, но не проявляющего никакого к ним интереса.
  7. «Чтобы переваривать знания, нужно их поглощать с аппетитом», – утверждал французский писатель и критик Анатоль Франс. Он сравнивал получение и усвоение знаний с поглощением пищи. Только тогда пища доставляет нам наслаждение, когда мы ее поглощаем с аппетитом, так и знания только тогда усваиваются и приносят пользу, когда то, что мы изучаем, нам интересно.
  8. «Познание начинается с удивления», – говорил  древнегреческий философ Аристотель. По мнению мыслителя, истоком любого познания является удивление. Удивление  подталкивает человека к наблюдениям, исследованиям, экспериментам, то есть к получению новых знаний.
  9. «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает», – писал русский историк, профессор Василий Ключевский. Он считал, что жизнь дает богатый опыт и знания только тому, кто ее изучает, кто пытается узнать все ее тайны и секреты, понять ее устройство.
  10.  «Один из ceкpeтoв жизни cocтoит в тoм, чтoбы нe дaть yгacнyть oгню нaшeй любoзнaтeльнocти», – писал американский экономист Эдвapд Фeлпc о секретах жизни. По его мнению, один из них заключается в том, чтобы сохранить огонь любознательности, так как она является движущей силой к знаниям, открытиям, великим свершениям.
  11.  «В душе огонь и жажда знаний – вот ключ к успеху всяких начинаний», – говорит Джулиана Вильсон, автор многих крылатых выражений, философских изречений. Она считает, что ключ к успеху – это огонь любознательности и жажда новых знаний. Как ключ открывает замок, так и знания и любознательность приносят успех тем, кто обладает этими качествами.

Любопытство — это навык

Нелюбопытные люди обычно сконцентрированы на самих себе. Они проявляют мало интереса ко всему тому, что их окружает. В результате человек лишается возможности использовать полезную информацию, ведь у него нет стремления ее познавать. Поэтому отсутствие здорового любопытства нельзя назвать позитивной чертой характера.

Муж построил стол с охладителем напитков: друзьям очень понравился такой предмет

Жители Байрон-Бич увидели в кафе Зака Эфрона: по слухам, актер живет в Австралии

Полезное и вкусное арбузное мороженое делается всего из 2 ингредиентов: рецепт

Однако любознательность не дается нам от природы. Это навык, который каждый человек может в себе развить. Возможно даже, что вам свойственно любопытство, но из-за чрезмерной занятости вы перестали интересоваться окружающим миром. Подтолкните себя в нужном направлении, и у вас все получится.

Далее мы расскажем вам о нескольких шагах, которые помогут вам развить любознательность.

Особенности любознательности детского возраста: советы родителям

1. Слушайте вопросы малыша, не уклоняйтесь от них. Не молчите, не одёргивайте ребёнка под аргументом усталости, его назойливости, ведь вопросы могут и вовсе исчезнут из его жизни. Ваши ответы нужны для его опыта и развития. 2. Разрешайте малышу получать опыт. Исследовательская деятельность малыша с вашим участием может быть переведена в то русло, где её результат будет устраивать и родителя, и ребёнка: вместо испытания игрушек на прочность — лепка фигурок из глины, пластилина, теста; вместо разбрасывания песка — просеивание его сквозь сито; вместо рисования на обоях — растворение в воде пищевых красителей, и так далее.

Не секрет, что развитие любознательности дошкольников зависит от возможности проявлять себя, самостоятельности, уверенности в себе. Разрешайте малышу сажать цветы, рисовать мелком, жать на кнопку звонка, говорить по телефону, готовить тесто. Возможности получать впечатления есть везде. Желательно, чтобы комната малыша позволяла устраивать эксперименты, не сдерживала фантазию ребёнка. Нужно обязательно объяснить ребёнку, что в его опытах вас может не устраивать лишь результат, а не сам процесс. 3. Наблюдайте и показывайте. Парк, лужайка, игровая площадка, музей, зоопарк, магазин, улица — любое место может стать познавательным пространством. Хорошо посещать выставки и концерты, спектакли, приглашать гостей. Задавайте ребёнку вопросы, делитесь наблюдениями, обсуждайте интересное для него. 4. Поощряйте фантазию малыша. Кроме воспитателей и реальности, малыша окружает мир фантазий: мультфильмы, игры, книги, его воображение. Позволяйте ребёнку импровизировать, «быть взрослым», играть роли сказочных героев, изображать зверей, характеры людей. Пусть малыш придумает свою сказку. Стимулируйте его воображение нестандартным развитием сюжета: «что было бы, если…», «как жили бы герои?» Телевизор — враг активного познания мира, даже самая изысканная передача включает пассивное ожидание. Ребёнок понимает, что любые вопросы решатся без его участия. Исключением может стать совместный просмотр познавательной передачи. 5. Включайте обучение в повседневность. Знакомьте ребёнка с числами, задавайте простые вопросы: «одна конфета или две?», «красный или синий?», «на что похоже?», «на какую букву?», и так далее. Задача такого общения — в пробуждении интереса, что сделает процесс обучения простым. 6. Поощряйте малыша к высказыванию своего мнения. Меняйте обстановку, перекладывайте игрушки, наводите порядок, ищите лучший вариант, принимая участие в едином процессе. 7. Представьте обучение в виде игры. Критика, высмеивание, наказание за неудачи, принуждение против воли — всё это заставит ребёнка думать, что обучение — очень сложное дело, может вызвать замкнутость и опасение по отношению к учёбе. 8. Станьте примером для малыша. Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже увлечены процессом познания мира, что это интересно и может продолжаться всю жизнь. 9. Устраивайте эксперименты. Нестандартный поворот событий активирует любознательность детей дошкольного возраста. Такой подход включит размышление, побудит к самостоятельности, поспособствует развитию смекалки. Разрешите малышу видеть решение задачи несколькими способами в повседневности. Расскажите, как учатся и живут в других странах, как питаются. Нарушайте привычное, приходите в восторг от новшеств, которые создаёте сами. И будьте ребёнку другом.

Гиганты мысли

Говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Гениальные люди стали таковыми лишь потому, что были очень любознательными. Они изучали науки, читали и очень много беседовали с такими же талантливыми людьми.

К примеру, не понаслышке знал, что означает слово любознательность, ведь он и сам был таковым. У него был свой специфический, можно даже сказать, гениальный взгляд на мир. Он очень много читал произведения Томаса Пейна и стремился узнать как можно больше интересной информации. Самое интересное, что этот талантливый человек был глухим, и это его даже радовало, ведь его никогда не отвлекали пустыми разговорами.

Леонардо Да Винчи также был весьма любознательным. Многие говорили, что он не мог насытиться наукой и знаниями. Учитель Леонардо то и дело жаловался на то, что ребенок задает слишком каверзные вопросы, на который тот не может ответить. Итальянский ученый говорил, что Curiosita (с итал. «любознательность») присутствует в каждом с самого детства, и во чтобы-то ни стало её необходимо развивать. Да Винчи всю свою сознательную жизнь изучал предметы и людей, и именно поэтому он был таким талантливым.

Любознательный Альберт Эйнштейн также не является исключением. Он всегда познавал мир, открывал для себя новые горизонты, изучал самые различные науки и стремился узнать как можно больше. Его пытливый ум не давал ему покоя. Разве мог бы нелюбознательный человек открыть для мира целую науку — физику? Конечно, его образованность, пытливость и гениальность помогли стать известнейшим физиком-теоретиком.

  • Любознательность обеспечивает внутренний стимул – для получения новых знаний.
  • Любознательность дарит радость – больших и малых открытий.
  • Любознательность освобождает – от апатии и безучастности.
  • Любознательность даёт возможность – заглянуть за горизонт.
  • Любознательность даёт силы – для активных действий.

Проявления любознательности в повседневной жизни

Наука. Любознательность движет вперед науку; только любознательные и при этом трудолюбивые люди способны к свершению научных открытий.
Образование. Самые лучшие ученики получаются из людей любознательных, так как процесс получения знаний им искренне интересен и отнюдь не является тяжкой обязанностью.
Межличностное общение

Любознательный человек виден в общении: его отличает интерес и внимание к собеседнику.
Туризм и путешествия. Самый лучший отдых для любознательных людей.

Как научиться любознательности

  • Обучение. Чем большими знаниями человек обладает – тем больше растет и его любознательность.
  • Наблюдение. Подмечая детали и нюансы, легче разбудить в себе интерес и к целому; любознательность возрастает в прямой пропорциональности к наблюдательности.
  • Информированность. Получая информацию о новостях, о событиях в жизни города, страны и миру – человек не только создает для себя целостную картину мира, но и «тренирует» свою любознательность.
  • Профессиональная деятельность. Повышая свой профессиональный уровень – человек подстегивает и свою любознательность; без любознательности успех в профессии недостижим.

Определения

Любопытство

Любопытство – неконтролируемое стремление к познанию, присущее многим живым существам. Его также можно назвать интересом, лишенным рационального зерна. Любопытство порождается факторами окружающей среды и во многом зависит от опыта, ранее полученного субъектом. Ожегов характеризует его как мелочный интерес к любым, даже незначительным подробностям. Однако существует и другая трактовка любопытства в его словаре, которая определяет данное понятие как желание узнать или увидеть что-либо новое. Безусловно, каждая из версий имеет свое право на существование.

Любознательность

Любознательность – внутренний стимул к получению новой информации с целью развития, расширения кругозора. Это жгучий интерес к тому, что может пополнить копилку жизненного опыта и впечатлений человека. Именно поэтому термин «любознательность» ассоциируется в первую очередь с детьми. Ведь кому, как не ребенку, постоянно необходима информация для перехода на новый уровень развития? Впрочем, многие взрослые люди продолжают проявлять активный интерес к разнообразным вещам, удовлетворяя его посредством поиска нужных сведений.

Аргументы из жизни

История знает немало открытий, которые  были сделаны благодаря любознательности их открывателей. Такие люди были во все времена. 

  1. Даже маленьким детям известно имя М.В. Ломоносова, великого русского ученого, основателя Московского государственного университета, человека всесторонне развитого и талантливого. Им сделаны открытия в области физики, химии, литературы, языкознания, астрономии и географии. Его труды внесли большой вклад в русскую науку. Мало кто задумывается, что путь к этим открытиям начался с детского любопытства. Родившись в семье поморского крестьянина-рыбака, он не желал продолжить дело своего отца, а стремился к знаниям. Он научился читать и писать, изучил «Арифметику» Л.Ф.Магницкого  и «Грамматику» М.Г. Смотрицкого. Поступая в Навигационную школу в Москве, куда он дошел пешком, Ломоносов знал эти учебники наизусть. Его пытливый ум не желал останавливаться на достигнутом, а пополнялся новой информацией. За усердие, старание, особые знания его отправили учиться сначала в Петербург, а потом и заграницу к лучшим ученым того времени. Его интерес к знаниям, любознательность поистине были огромными. Вернувшись в Россию, он  служит российской науке, отмечая постоянно, что нужно воспитывать своих ученых, потому что чужеземцы никогда не будут стараться ради чужой славы.
  2. Читая о жизни и творчестве  М.Горького, каждый раз удивляюсь, насколько любознательным человеком он был. Такой вывод я сделала по некоторым фактам из его биографии, которыми сейчас хочу поделиться с Вами. Во-первых, у него был огромный интерес к книгам,  чтению. Он знал, что чтение расширяет кругозор, обогащает ум новыми знаниями, позволяет открывать новое. Поэтому читать он готов был постоянно.  Мать, выйдя замуж второй раз, забрала мальчика от дедушки с бабушкой и отдала в начальное училище учиться. Поп его невзлюбил, так как у него не было учебника священной истории, и Горький купил учебник на деньги, которые нашел дома в одной из книг, а кроме учебника еще приобрел сказки Г.Х. Андерсена. В подмастерьях он тоже не упускал случая почитать книги, и на пароходе, где он служил,  тоже читал. Во-вторых, в автобиографической трилогии он рассказывает о том, как с дедушкой учил буквы. Он их запомнил сразу, грамота далась ему легко. Мальчику хотелось выучить  всю азбуку, чтобы иметь возможность читать. О дедушке он вспоминал как о человеке черством, жестоком, но был благодарен за то, что тот однажды решил достать азбуку и усадить внука за стол.  Желание поэкспериментировать довело его однажды до того, что он решил окунуть в чан с краской бабушкину праздничную скатерть. За испорченную вещь дедушка его сильно избил, но желание экспериментировать это не убило.

Несколько советов для развития любознательности

1. Стоит отбросить мнение о том, что всё, необходимое человеку, уже известно, ведь в любом направлении остаётся непознанное, и всегда есть чему научиться. 2. Не стесняться спрашивать. Каждый глупый вопрос удаляет от невежества и приближает к просвещённости. 3. Необязательно стремиться к идеалу, достаточно придерживаться уравновешенного состояния: заинтересованность дополнять получением удовольствия от нового опыта. Развитие должно радовать, и тогда всё будет происходить само собой. 4. Работать нужно регулярно, хоть и понемногу, чтобы выработались соответствующие привычки. Избегайте крайностей. 5. Не отступать: у каждого человека случаются неудачи, даже у великого. 6. Развивать интуицию. В сочетании с фундаментальной логикой интуиция даёт потрясающие результаты.

Раннее развитие

Пиаже, один из самых влиятельных исследователей когнитивного развития, считал, что дети и дети постоянно пытаются придать смысл своей реальности и это способствует их интеллектуальному развитию. По его теории, дети развивают гипотезы, проводят эксперименты и корректируют гипотезы в соответствии с тем, что наблюдают. Он был первым, кто качественно и полно задокументировал действия детей и проинтерпретировал их как системные, рассчитаны усилия протестировать и узнать собственное окружение.

Обще признано определение любознательности у детей отсутствует. Большинство исследований любознательности фокусировались на взрослых, а типично используемые методы самозвитування не могут быть применены при изучении любознательности у детей. Любознательность считается признаком взрослого человека, а у детей — зародышевой чертой их взгляда на мир.

Исследовательская же поведение часто наблюдается у детей и ассоциируется с их развитием любознательности. Несколько исследований изучают детскую любознательность путем простого наблюдения за их взаимодействием с новыми и знакомыми игрушками.

Было найдено связь между ощущением тревожности у детей и их любознательностью. В одном из исследований с участием 111-летних детей было найдено отрицательную корреляцию между любознательностью и психологической неприспособленностью, то есть дети, которые больше нервничают в классе, были менее любознательны. Кроме того, определенные аспекты обучения в классе зависят от любопытства, а следовательно могут испытывать влияние нервозности.

Некоторые ученые основывать исследования любознательности у детей на том, отдают они предпочтение сложном / неизвестном, другие — отдают предпочтение новому.

Исследователи также изучали связь между реакцией ребенка на сюрприз и любознательностью. Было выдвинуто предположение, что когда дети сталкиваются с неуверенностью, они мотивируются познавать дальше. Ученые предполагают, что реакция детей на то, что их ожидания не оправдались, более побуждать детей к любознательности, чем презентация нового или сложного объекта.

Существует распространенное убеждение, что детская любознательность страдает под влиянием стандартов формальной (школьной) образования. «Дети — прирожденные ученые. От первого мячика, который они подбрасывают, к наблюдению за муравьем, что несет крошку хлеба, дети используют научные средства -ентузиазм, гипотезы, тесты, выводы-для раскрытия тайн мира. Но каким-то образом школьники и студенты теряют то, что когда-то было для них естественным. ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector