Философия

Философские школы двадцатого века

Философия двадцатого века характеризовалась появлением множества школ, которые по-разному относились к вопросам бытия. Так, неопозитивизм имел три волны его появления, первая из которых пришлась на конец девятнадцатого века, а последняя — в тридцатых годах двадцатого века. Главной его характерностью явилось то, что последователи разделяли науку и философию. Все познания должны быть подтверждены, а мысль находиться в отдалении от них.

Последователи экзистенциализма считали, что трагичность человека и его разочарование происходит оттого, что он не может разобраться в самом себе. Познание философии происходит в ситуации жизни и смерти, когда человеку угрожает опасность. Человек не должен руководствоваться рассудком, он должен подчиняться мышлению.

Основателем феноменологии стал Э. Гуссерль, который отделил философию от науки. Его учения основывались на познании феноменов, происходящих в мире. Их происхождение и значимость являлись основными вопросами, раскрываемыми философом. Нельзя полагаться на разум и рассудок при раскрытии их.

Прагматизм появился в Соединенных штатах Америки. Он характеризовался тем, что человек не должен изучать естественные науки, если в этом нет необходимости. Познание философии невозможно при применении науки, социологии, принципов морали и так далее.

Учение католической церкви двадцатого века — неотомизм — было похоже на средневековое познание философского мышления схоластского периода. Взаимосвязь религии, души и материального понимания находятся в постоянной взаимосвязи.

Философская герменевтика приняла теорию познания языка, письменности, человеческих творений. Почему и зачем это происходит, как появилось, основные вопросы, решаемые последователями?

В тридцатых годах двадцатого века появилась франкфуртская школа, которая предположила господство человека над человеком. Ее последователи выступали против наследия Гегеля, так как считали его труды отрицанием действительного.

Структурализм, появившийся в 1960 году, постепенно перерос в философское мышление. Главной особенностью философии стало понимание взаимосвязи объекта и отношения к нему. Он напрочь отвергает историю, потому что она не имеет соответствующей структуры.

Постмодернизм появился в конце двадцатого века и стал наиболее популярным и в настоящий период. Он основан на теории познания того, что человек не видит, но ему это кажется, что называется симулякром. Последователи считали, что мир находится в постоянном хаосе. Если есть порядок, то необходимо освободиться от мыслей и смысла происходящего, тогда человек сможет осмыслить философское мышление постмодернизма.

Персонализм — такое направление философии, которое появилось в конце двадцатого века, объясняющееся взаимосвязью бога и человека. Личность — это не что иное, как высшая ценность мира, а существование бога — верховность над всем человеческим.

Фрейдизм и неофрейдизм характеризовались изучением бессмысленного. Философское мышление появилось на основе психологического анализа, когда поступки человека объяснялись психологическим анализом. Неофрейдизм отвергал влияние на поведение человека его физиологических чувств, таких как сексуальное мышление, голод, холод и так далее.

Смысл жизни

Самое простое определение термина «жизнь» – это отличие мира организмов от остальной действительности. Поиск смысла жизни – один из главных вопросов философии, имеющий богатую историю.

В исследованиях античных мыслителей довлеет тезис «смысл жизни — в самой жизни». В зависимости от различных школ, смыслом жизни считали:

  • наслаждение;
  • счастье;
  • действие;
  • страдание.

Античные философы рассматривали индивида, как природное существо, поэтому течение его жизни не должно отличаться от жизни животного или растения, и включать в себя воспроизведение потомства, выполнение специфических функций, удовлетворение потребностей.

В Средневековье развивалась парадигма смысла вне жизни. Главной жизненной ценностью является: Бог, идея, служение. Потеря веры в Бога равносильна потере смысла жизни.

В эпоху Возрождения под смыслом жизни понимали служение высшему существу. Цель человеческой жизни – самосовершенствование.

Эпоха Просвещения преподносит смысл жизни, как служение идее. Под идеей подразумевали социальное равенство, реорганизацию общества, благополучное будущее.

Новейшая философия трактует смысл жизни, как самореализацию. Подразумевается, что индивид должен создать себя сам – создать индивидуальный смысл жизни. Личность не ищет его, а вырабатывает, основываясь на своем опыте и опыте предыдущих поколений.

Анторопосоциогенез как философское направление

В философии у понятия «человек» несколько значений. Античные философы рассматривали его, как часть мироздания. Он – мерило всех вещей. В эпоху Возрождения, он – самостоятельный творец, наделенный свободой выбора. Современная философия рассматривает его в симбиозе с другими гуманитарными науками: социологией и психологий. Она не дает четкого определения человеку, как объекту изучения, наделяя его способностью самостоятельно определять свое понимание бытия.

Многие философы сомневались в том, можно ли считать человека разумным. Его животное начало очень сильно, но все-таки он возвышается над другими видами. Ницше полагал, что индивид способен уничтожить в себе животную составляющую и культивировать социальную. Он является субъектом деятельности, формируя себя и свое окружение. Позже его идеи развили марксисты. Их основной тезис – бытие определяет сознание. Он означает, что окружающая среда оказывает решающее воздействие на индивида и его становление как личность.

Возможности социализации изучает антропогенез. Это – процесс вытеснения биологических законов и замена их социальными. При этом биологические законы не исчезают вовсе, а облекаются в социально приемлемые нормы. Процесс антропогенеза длится с момента появления социума.

История

История началась более 2000 лет назад на территории стран древнего мира. Родиной данного направления считается Древняя Греция. Платон считал философию особой дисциплиной, которая была призвана дать ответы на глобальные вопросы существования всего живого на земле.

Пифагор первым назвал себя истинным знатоком древней дисциплины, посвятив большую часть своей жизни изучению всего, что с ней было связано. Именно он основал философскую школу пифагорейцев, в рамках которой изучалась планиметрия. Позже была предложена знаменитая теорема Пифагора. С тех пор в рамках рассматриваемого научного познания изучался не только симбиоз мира и человека, но и взаимодействие с другими научными направлениями.

Первоначально эта предложенная доктрина включала в себя изучение разных областей, спустя время трансформировалось в систему знаний о мироздании. Основная задача дисциплины заключалась в том, чтобы давать исчерпывающие ответы на вопросы существования общества, человека и устройства природы. Философия открывала секреты, давала всеобъемлющее понимание сути бытия в целом и жизнедеятельности общества в частности.

Познание всеобщей сферы было основой данного научного течения. Попытка объять необъятное оказалась успешной. Впоследствии философы имели возможность ответить на любой возникающий вопрос, связанный с мирозданием.

Название дисциплины о познании всеобщей сферы происходит от двух греческих слов Phileo – люблю и Sophia – мудрость, или по-другому «любовь к мудрости». Она занималась изучением контакта отдельно-взятого индивида с окружающей действительностью, устанавливала верный путь развития человеческого поведения и в целом формировала мировоззрение обществ.

Философское мышление и мифологическое миропонимание были тесно связаны между собой. В настоящее время «любовь к мудрости» продолжает быть характеристикой симбиоза мира и человека, но с небольшими поправками. Основными научными вопросами сегодня, являются размышления о жизнедеятельности индивида в разрезе существования общей сферы и других наук.

Сегодня к научным размышлениям относятся двояко: одни считают, что «любовь к мудрости» — это серьезное течение, которое требует тщательного изучения, другие уверены, что подобная мыслительная деятельность – это пустая трата времени.

Данная научная мыслительная деятельность направлена на оценку не только всего существующего на земле, но и на действующие параллельные науки. Философия объединяет их для того, чтобы дать наиболее исчерпывающие ответы. Известно, что математика тесно связана с данной дисциплиной, она предоставляет возможность более точно обозначить всего существующего на земле. При этом, указывает точный путь развития индивида в разрезе действующей реальности.

Возникновение философии

Первобытный человек обладал очень ограниченным запасом знаний и умений, но бесконечной возможностью наблюдать за окружающим миром. Все, что происходило вокруг него, не поддавалось ни объяснению, ни управлению. Поэтому обособление человека сопровождалось магическими обрядами, природа и небеса одушевились, а естественные процессы начали объясняться божественным вмешательством. Сложную конструкцию устройства окружающего мира помогли выстроить с помощью развития языка – именно слова, обозначающие абстрактные понятия, положили начало примитивному познанию мира.

Уже в исторические времена хаотичные значения о природе претерпели изменения. Первые стройные теории мироздания известны со времен первых мировых цивилизаций. Отдельные регионы мира формировали свои представления об окружающем мире в зависимости от условий прогресса, развития прикладных навыков и формирования теоретической науки. Периоды истории философии неразрывно связаны с социально-экономическими изменениями, которые затронули все народы и государства на пути к современной цивилизации.

«Я мыслю, следовательно, я существую»

Автор 
Рене Декарт

Контекст

«Наконец, принимая во внимание, что любое представление, которое мы име­ем в бодр­ствую­щем состоя­нии, может явиться нам и во сне, не будучи действи­тельностью, я решился представить себе, что всё когда-либо приходив­шее мне на ум не более истинно, чем видения моих снов. Но я тотчас обратил внимание на то, что в это самое время, когда я склонялся к мысли об иллю­зор­но­сти всего на свете, было необходимо, чтобы я сам, таким образом рассуж­даю­­щий, дей­стви­тельно существовал

И, заметив, что истина «Я мыслю, следовательно, я суще­ствую» столь тверда и верна, что самые сума­сброд­ные предположения скептиков не мо­гут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять ее за пер­вый принцип искомой мною философии».  Р. Декарт. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1989.

Как принято понимать

Фразу сегодня чаще всего употреб­ляют, призывая собеседника к раз­мышле­нию. К сути высказывания относятся с юмо­ром: мало кто всерьез сомневается в соб­ственном существовании.

Что хотел сказать автор

Декарт считал сомнение в собствен­ном бытии отправной точкой для любых рассуждений. В своем труде «Рассуждение о методе…» философ предлагает новый универсальный способ добычи научного знания. Этот метод должен стать альтер­нативой существующему научному методу, применение которого привело к тому, что доводы наделенных авторитетом ученых стали цениться выше объективной истины, постичь которую способен даже человек без акаде­мического образования. Для этого при исследо­ва­нии мира он должен следовать ряду правил (например, двигаться от мень­шего к большему, разбивать слож­ные задачи на несколько более простых и так далее). 

Наиболее ярко смысл высказывания Декарта, впервые появившегося в публика­ции 1637 го­да, был раскрыт в работе «Разыскание исти­ны посредством естест­венного света» 1641 года. В лучших античных тради­циях Декарт проиллюстри­ровал свои рассуждения с помощью полилога между тремя мыслите­лями: Полианд­ром, Эпистемоном и Евдоксом.

Евдокс — альтер эго самого Декарта, «чело­века посредственного ума, суждение кото­рого, однако, не извра­щено никакими предубеждениями и чей разум сохра­­­няет всю свою первозданную чистоту», — принимает у себя в гостях чрезвычайно образо­ван­ного и начитанного Эпистемона и никогда ничему не учившегося Полиандра. В ходе беседы Евдокс обращается к Полиандру и до­казы­вает ему, что чувства, с помощью которых мы познаем окружающий мир и судим о нем, часто обманывают людей. У нас нет никакого инстру­мента, кото­рый позволил бы нам понять, например, что мир бодрство­вания более реален, чем мир снов. И доверчивый Полиандр, и скепти­чески настроенный Эпи­стемон вынуждены согласиться с Евдоксом, который предлагает ставить под сомнение все доступное человеку знание об окружаю­щем мире. Вскоре в своих размышлениях Полиандр доходит до сомнения в собствен­ном сущест­во­вании. Тут-то Декарт–Евдокс и указывает на парадокс, который должен убе­дить собеседни­ков в том, что они суще­ствуют: Полиандр сомневается во всем — но не может усомниться в собствен­ном сомнении. Он открыто и глу­боко переживает чувство сомнения, чего, конечно, не смог бы сделать, если бы его не существовало. Таким образом, для Декарта мышление и вытекаю­щее из него сомнение — неотъемлемые атрибуты человека.

Далее в работе Декарт предполагает, что не­которые могут подумать, что для то­го, чтобы быть уверенными в истинности фразы «Я мыслю, следо­вательно, я существую» или «Я сомне­ваюсь, следовательно, я суще­ствую», нам необхо­димо знать, что такое сомнение, мышление и суще­ствова­ние. По это­му поводу философ заме­чает: «…не воображай, что для позна­ния этих вещей необ­ходимо насило­вать свой ум… Такое занятие достойно того, кто желает высту­пать в роли классного наставника или вести диспу­ты в школах; тот же, кто хочет иссле­довать вещи сам, судя по тому, как он их воспринимает, не мо­жет обладать столь ничтожным умом, чтобы не понять, внима­тельно иссле­дуя вопрос, что такое сомнение, мышление и существование; для это­го у него доста­­точно разума, и ему нет нужды выучи­вать все эти различения». 

Таким образом, для Декарта вопрос о мы­шле­нии являлся основопола­гающим для любых дальнейших рассуждений о мире. Существование человека для фи­лософа было очевидно, поскольку он мыслит и не может усомниться в своем мышлении.

Книги о философии жизни для саморазвития

Художественная литература может стать отличным источником для философского просветления. Не только научные или научно-популярные книги, написанные философами, знакомят с новыми философскими идеями и дают толчок духовному развитию. Пять книг, в которых представлена философия жизни человека:

  1. «Посторонний» . Альберт Камю. Книга – вымысел, в ней автору удалось отразить основные идеи экзистенциализма, даже лучше, чем в философских трактатах.
  2. «Сиддхартха» . Герман Гессе. Эта книга перенесет ваши мысли с забот о будущем к мыслям о красоте настоящего.
  3. «Портрет Дориана Грея» . Оскар Уальд. Великая книга об опасностях, связанных с гордостью и тщеславием, в ней читатель найдет много само-рефлексии и чувственного поиска.
  4. «Так говорил Заратустра» . Фридрих Ницше. Ницше построил одну из самых оригинальных и радикальных философий за всю свою историю. Его идеи по-прежнему посылают ударные волны через христианскую общину. Большинство людей отвергают лозунг Ницше о том, что «Бог мертв», но в этой работе Ницше действительно объясняет это утверждение и озвучивает интересные идеи о жизни на Земле.
  5. «Превращение» . Франц Кафка. Однажды проснувшись, герой повести обнаруживает, что он превратился в большое насекомое…

Философы Древней Греции

История западной философии берет начало в Древней Греции. Именно эта страна стала основоположницей философской мысли на европейском континенте. История и философия науки у греческих мыслителей приобрела почти современные формы. Метод философствования, разработанный греками, является первой попыткой методологического постижения бытия.

История философии Древней Греции имеет четыре этапа развития. Первый период получил название досократовского. Он датируется 5-4 веком до н. э. Потребность в новом знании пришла вместе существенным преобразованием социально-общественных отношений

В Афинах появляются мыслители нового типа – софисты, которые концентрируют свое внимание на проблемах греческих полисов. В это время развивается учение Пифагора о числе как об основе всего бытия, о порядке и хаосе Гераклита, о мельчайших частичках вещества – атомах Демокрита

Второй период датируется второй половиной 5 века, он получил название классического. Основные мыслители этого времени – Платон, Аристотель и Сократ. Современные концепции философии истории были разработаны на основании трудов

Такое внимание к мыслителям Афин продолжалось на протяжении сотни лет, до поражения Афин в Пелопоннесской войне. После этого события Афины теряют свое общественно-политическое значение, но все еще остаются центром политической и культурной жизни Древней Греции

Именно тогда возникает первая целостная картина мира, получившая название Аристотелевой: центром Вселенной названа Земля, основой всех наук – натурфилософия. Классическая греческая школа положила начало логике.

Третий этап начинается в конце 4 в до н. э. История философии называет его эллинистическим. В отличии от предыдущего этапа, в котором преобладали различные философские учения, эллинисты уделяли меньше внимания познанию законов мироздания. В основном они специализировались на открытии школ, в которых изучалась философия истории. Кратко этот период можно назвать не научным, а административным – уделялось больше внимания распространению научных открытий и философских взглядов, а не познанию законов мира.

Четвертый период тесно связан с Римом как с решающей силой в античном мире. История развития философии называет этот период римским. Римская философия четвертого этапа формируется под значительным влиянием греческих учений. Определенный импульс развитию философских идей дал приезд афинских мудрецов в Рим. С этого времени в Риме берут начало три философских направления – скептицизм, стоицизм и эпикуреизм. Также в этот период берет начало совершенно новое течение, которое оказало решающее влияние на ход европейской истории в целом.

Что изучает философия — сущность науки

Здесь мы не будем изобретать велосипед и просто расскажем вам о традиционных определениях. Дело в том, что ученые-философы не любят давать никаких определений философии, нередко говоря о том, что таких определений попросту не существует. Однако начинающему изучение этого предмета (по желанию или по необходимости) такие определения все же нужны.

Итак, философия занимается исследованием первопричин, основ сущего, существования. Это те универсальные принципы, по которым существуют и изменяются бытие и мышление, пытающееся познать бытие. С точки зрения традиционной философии бытие — это и мыслимое, и мысль. То есть и предмет, и мысль о нем суть одно и то же. Философы давно поняли, что в своих вариантах и частностях мыслимое необозримо. Поэтому они стали концентрироваться на общих категориях и первопричинах существования. Сложность, однако, заключается в том, что эти категории свои для каждой эпохи и, более того, — для каждого философского направления. О философских направлениях и школах рассказывать мы не будем, а сразу перейдем к разделам философии. Во-первых, школ философии очень много, а во-вторых, каждое направление заслуживает особого внимания и отдельной статьи.

Сущность философии с позиции философов

Приведенные выше трактовки предназначения философии носят характер академических, утвердившихся мнений в науке. Сами философы по-разному относились к тем или иным высказываниям относительно задач и сущности философии. Многие исследователи подчеркивали мировоззренческую функцию философии, которую выводили на передний план многие советские философы. По их мнению, философия дает мировоззренческий базис для познания вообще. С точки зрения Г.И. Челпанова, именно философский интерес движет науку вперед, ведет мысль к ее вершинам.

Философ имеет своей задачей не просто выработку определенной мировоззренческой системы, но и анализ существующего положения вещей, в том числе, критику общества и мира. Философы современности активно включатся в анализ массовых явлений современной культуры, массовом сознании, выступают против упрощенных схем реальности. Философ не просто наблюдает за жизнью, он изучает продукты человеческого творчества, тексты, мнения, бытующие мифы и т.д., а затем создает свой «аппарат примечаний» к ним.

Б. Рассел писал, чтобы понять другого человека или, тем более, целую нацию, необходимо понять их философию, а значит, познающий должен быть в какой-то степени сам философом. Коме того, утверждает Рассел, философия представляет третью сторону в соотношении наука-религия. Наука дает человеку то, что он может понять, задает границы познаваемого мира, однако по сравнению с тем, что пока непонятно и неизвестно человеку, это всего лишь крупица. Религия, напротив, обращается к тому, что в принципе бездоказательно. «Нехорошо и то, и другие: забывать задаваемые философией вопросы и убеждать себя, что мы нашли бесспорные ответы на них». Философия же заполняет образовавшуюся лакуну. Ее можно сравнить со стрелкой компаса – она не ведет к спасению, а показывает направление поиска.

Однако европейская и восточная философия сильно отличаются по своему характеру. Если для Европы философия в конце концов вылилась в отвлеченное занятие мыслью, то на востоке исторически система философии была не просто мировоззрением, но и образом действий, образцом поведения. В таком ключе, европейские философы лишь хорошие ораторы, но никак ни настоящие философы. Писатель В. Пелевин подметил следующую черту: философский дискурс показался ему верхом нелепости, в котором сталкиваются аргументы и контраргументы, словно решение важнейших философских вопросов о природе человека можно провести путем судебного разбирательства, где смыслы рассматриваются как что-то объективное. Мы существует «изнутри себя», в то время как философы пытаются пояснить «взгляд изнутри» через «снаружи», манипулируя абстрактными символами.

Таким образом, вопрос о сущности и предназначении философии остается до сих пор открытым. Вероятно, этот спор будет продолжаться столько же, сколько будет существовать сама философия, а значит, и само человечество.

Направление используют

Организаторы

 Алекс Ливит  (Москва),    Всероссийский образовательный центр «Академия Времени»  (Москва),    Геофилософский Центр Антропологических и Культурных Исследований  (Москва),    Журнал о личном развитии «Всё едино»  (Москва),    Интеллект-клуб Академии Победителей  (Москва),    Клуб «Город Дао»  (Москва),   Клуб «Искатель»  (Москва),    Культурный центр «Вертикалье»  (Москва),    Ольга Потапова  (Москва),    Проект «Буддизм Тхеравады — Лесная традиция Аджана Чаа»  (Москва),    Проект «Книга Знания»  (Москва),    Проект «Тонкие материи»  (Москва),    ФПМТ «Ганден Тендар Линг»  (Москва),    Философская школа «Новый Акрополь» на Арбате  (Москва),    Философский Клуб  (Москва),   Философский клуб «Ответы. Комбинация интересного и жизненно необходимого»  (Москва),    Центр «А-Я»  (Москва),   Центр «Намерение Сиддхартхи» (Москва),    Центр Ом Ананда Divine Way  (Москва),   Школа Абсолютно Бесполезных Вещей  (Москва).

Ещё организаторы 122

Тренеры

  Алекс Ливит  (Москва),    Александр Владиславович Добровольский  (Москва),    Алексей Владышевский  (Москва),    Алина Кокина  (Москва),    Андрей Агрон  (Москва),    Григорий Борисович Гутнер  (Москва),    Давид Мкртичевич Гзгзян  (Москва),    Денис Валерьевич Колпаков  (Москва),    Дмитрий Леонидович Родзинский  (Москва),    Ирина Леонидовна Дражевская  (Москва),    Ирина Тищенко  (Москва),    Любовь Николаевна Цой  (Москва),    Наталия Гайворонская  (Москва),    Наталья Аднорал  (Москва),    Ольга Потапова  (Москва),    Павел Саловский  (Москва),    Сергей Владимирович Лобанов  (Москва),    Сергей Конев  (Москва),    Сергей Савиных  (Москва),    Славолюб Богач  (Москва).

Ещё тренеры 187

Консультанты

  Григорий Борисович Гутнер  (Москва),    Дмитрий Леонидович Родзинский  (Москва),    Ирина Леонидовна Дражевская  (Москва),    Ольга Потапова  (Москва),   Александр Горний  (Москва),    Александр Шталь  (Москва),    Алексей В Медведев  (Москва),    Валерий Акимов  (Москва),    Вера Чернышова  (Москва),    Владимир Никитин  (Москва),    Вячеслав Вольняков  (Москва),    Денис Богатырёв  (Москва),    Евгения Ильина  (Москва),    Елена Андреевна Удалова  (Москва),    Елена Финогенова  (Москва),    Иван Николаев  (Москва),    Игумен Евмений (Перистый)  (Москва),    Илья Сергеевич Блохин  (Москва),    Ира Ерёмина  (Москва),    Людмила Маркова  (Москва).

Ещё консультанты 55

Понятие философии

Философия — это наука о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления); это синтезированное знание, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры.

Иначе, философия — это наука наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Замечание

Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди.

В современном понимании философия включает в себя не всякие знания: она представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия – это теоретическое осмысление действительности.

Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру. Круг философских проблем связан непосредственно с основными вопросами человеческого бытия:

    • Что такое мир? Закономерен он или хаотичен?
    • Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру?
    • Познаваем ли мир?

Замечание

Некоторые ученые (см., например, Режеп С.В., Свечников В.П) замечают, что философия не представляет собой целостного единого учения, единых общих положений для философов всех стран мира. Философия предстает как совокупность различных философских учений, различных философских направлений, философских школ, философских систем. Каждое философское учение, направление, школа, система формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивая единство своего философского учения.

Различные философские учения конкурируют между собой, обосновывая свои положения, критикуют другие школы и направления.

Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем. И хотя различные философские учения рассматривают в сущности, одни и те же проблемы, но видение этих проблем и их теоретическое решение в различных учениях оказываются различным. И не одно из этих учений, направлений не отвергается с течением времени всеми философами.

Каждое из них имеет своих сторонников, каждое из них имеет право на существование, поскольку исходят из таких всеобщих свойств, таких всеобщих положений, которые не могут быть проверены практикой, и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Они принимаются как исходные на веру.

Отличие философии от других наук и форм теоретического осмысления действительности:

    1. рассматривает мир как целое, с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений (носит предельно общий теоретический характер);
    2. познает природу мира и устанавливает причины ее развития;
    3. изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;
    4. исследует пути и средства познания мира и его преобразования (содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук).

Специфика философского знания:

    • является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления;
    • является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры;
    • во многом субъективно (несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов);
    • является совокупностью объективного знания и общественных ценностей (нравственных идеалов) своего времени (испытывает на себе влияние эпохи);
    • имеет качество рефлексии (обращенности мысли на саму себя);
    • неисчерпаемо по своей сути;
    • ограничено познавательными способностями по­знающего субъекта (человека).

Философы — когда и где они впервые появились

Философия вышла из мифологии (что это?) и религии (что это?), которые по-своему пытались осмыслить мир и место человека в нем. Она зародилась практически одновременно в совершенно разных регионах нашей планеты.

Мы привыкли думать, что первые философы были родом из Греции, ведь терминологический аппарат практически весь пришел оттуда. Но нельзя оставлять в стороне Китай с эрой 100 философских школ, Индию со своей богатейшей философской традицией, Иран с Заратустрой, палестинских пророков.

На начальном этапе философию еще сложно отделить от мифологии и религии, тем более, самые великие мировые религии возникали в то же время.

Первые философы и их учения, возникшие на Земле

Век до нашей эры Регион Имя философа Философское/Религиозное учение Суть
VII-VI Персия Зороастр (Заратустра) Зороастризм Противопоставление добра и зла
II Индия Патанджали Йога (собрал древнейшие философские учения в «Йога-сутру») «Обуздание волнений разума»
? Капила Санкхья Противопоставление духа и материи
? Бадараяна (Вьяса) Веданта Внутреннее единство всего сущего
VII-VI Гаутама Будда Буддизм Поиск истины, цель которой – выход из круга сансары в Нирвану
VI-V Китай Лао-цзы Даосизм Непротивление течению вещей, внутреннее самосовершенствование
VI-V Конфуций Конфуцианство Гуманность и чувство долга
V Греция Сократ Вывел на новый уровень диалектику Гераклита Постижение истины через спор или беседу, смысл жизни в поиске истины
V-IV Платон Идеализм (это как?) Идея первична, истинное бытие – это мир идей, мир вещей – отражение идей
V-IV Демокрит Материализм (что это?) Ничто не возникает из ничего и не разрушается в ничто
IV Аристотель Создал логику Идеи неотделимы от вещей, путь к истине лежит через логику
VIII-VI Палестина Ветхозаветные пророки-писатели: Илия, Исайя, Иеремия и др. Иудаизм Утверждение единобожия, резкая критика социальной несправедливости
I век нашей эры Иисус Христос Христианство Бог есть любовь, человеческая душа бессмертна.

Кто такой Иммануил Кант

В зависимости от вашей точки зрения Кант был либо скучнейшим человеком на планете, либо воплощением мечты любого адепта продуктивности. Больше 40 лет подряд он просыпался в пять утра и ровно три часа писал. Четыре часа читал лекции в университете, потом обедал в одном и том же ресторане. Во второй половине дня он выходил на длительную прогулку по одному и тому же парку, шёл одной и той же дорогой, возвращался домой в одно и то же время. Каждый день.

Кант всю жизнь провёл в Кёнигсберге (нынешнем Калининграде). Он в буквальном смысле никогда не покидал город. Хотя море было всего в часе езды, он никогда его не видел. Он настолько автоматизировал свои привычки, что соседи шутили: «По нему можно сверять часы». Он выходил на ежедневную прогулку в 15:30, каждый вечер ужинал с одним и тем же другом, потом возвращался домой закончить работу и ложился спать в 22:00. Как не посмеяться над таким человеком. Ну и зануда! Серьёзно, чувак, начни уже жить.

Он так описал пространство-время, что это вдохновило Эйнштейна на открытие принципов относительности. Он впервые высказал идею, что у животных потенциально могут быть права. Он переосмыслил этику от начала до конца, ниспровергнув идеи, которые были в основе западной цивилизации со времён Аристотеля. Демократическое общество, которое защищает права личности, частично его заслуга. Его учение о морали до сих пор обсуждают в университетах. Давайте и мы поговорим об этом человеке.

Возможно, вы скажете, что это полная ерунда. Кому вообще есть до этого дело? Но в самих этих фразах — проявление моральной философии. Произнося их, вы подвергаете сомнению ценность какого-то явления. Стоит ли оно вашего времени и внимания? Оно лучше или хуже других? Такие вопросы относятся к сфере морали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector