20 самых интересных цитат и высказываний зигмунда фрейда

Психология Зигмунд Фрейда

1. Цель жизни – это смерть.

Человек, осознающий этот мир, будет проявлять храбрость. По этой причине самая большая истина этой жизни – это смерть.

2. Работа и любовь — вот краеугольный камень нашей человечности.

То, что мы все умрем, не значит, что нам вовсе не стоит жить. Мы можем любить цветы, деревья, дождь, запах земли после дождя. Безусловно, в жизни существует то, что можно любить.  Не стоит думать, что стакан наполовину пуст. Но не стоит и заблуждаться, что он наполовину полон. Нам нужно видеть стакан таким, какой он есть.

Ваша работа может построить или разрушить вашу жизнь. Боль от ненависти к своей работе может быть сильнее боли от удара мизинца, потому что последняя длится всего несколько минут, а первая может длиться всю жизнь.

3. Наша сила в нашей слабости.

Враги могут уничтожить нас, только единственным способом – надавив на наши слабости. Если человек принимает свои недостатки, у других не будет оружия, которое можно было бы использовать против него. Мы можем стать сильнее, приняв тот факт, что у нас есть свои слабости.

4. Нет такого понятия как любовь, есть только либидо.

Хотя это утверждение довольно спорно, многие согласятся с тем, что в нем есть доля истины. Возможно, стоит принять этот факт как данность и не огорчаться по этому поводу.

5. Люди более моральны, чем они думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить.

В жизни вы всегда выбираете свой путь. Какую бы дорогу вы не выбрали, не стоит критиковать того, кто выбрал другую. Только аморальный человек будет это делать.

6. Сны – это королевская дорога к бессознательному.

Сновидения помогают вам лучше понять себя, и нам стоит уделять им столько же внимания, сколько мы уделяем  крепкому сну.

7. Невроз – это неспособность переносить неопределенность.

Одной из самых болезненных и доставляющих удовольствие эмоций является наше чувство по отношению к неопределенности. Однако она влияет на всех по-разному.

8. Люди могут защитить себя от нападок, но они бессильны против комплиментов.

Многие из нас не переносят критику, и мы пытаемся найти слабости у тех, кто нас критикует, чтобы ужалить их.

9. Чтобы понять женщину, вам нужно превратить лабиринт в прямую линию.

Возможно причина в том, что мужчины более предсказуемы.

10. Я всегда искал силу и уверенность вовне, но они всегда внутри, и вы всегда можете их там найти.

Уверенность – это вера в себя. Это основное, что нужно каждому, до тех пор, пока мы не возносим эгоизм. Все в наших руках, и так всегда было. Мы всегда думаем так, как хотим думать, слышим то, что хотим слышать, и видим то, что хотим видеть.

Нам сложно принять вещи такими, как они есть. Мы не понимаем того, что нам говорят. И все же мы все время огорчаемся. И причиной этому является недостаток уверенности, потому что, если бы мы верили в себя и в силу, которой обладаем, мы бы понимали и видели реальность.

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Что Фрейд говорил о любви

Как сказал мастер психоанализа, признавая, что любовь – это химия: «Химия на две трети состоит из ожидания. Жизнь, видимо, тоже». Фрейд признавал: «Человек любит то, чего не хватает его «Я» для достижения идеала».

Являясь признанным знатоком животных инстинктов, запрятанных глубоко в подсознание, Зигмунд писал: «Любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков».

Важно! Рассматривая все мыслительные процессы с точки зрения сексуальных желаний, австрийский психолог не мог отрицать наличия такого чувства, как любовь. Однако своим высказыванием «Мы выбираем друг друга неслучайно, мы встречаем лишь тех, кто уже существует в нашем подсознании» Зигмунд Фрейд связывает сознательный выбор объекта любви с подсознательными образами

Об этом можно судить по его цитате: «Бессознательное одного человека может реагировать на бессознательное другого без какого-либо участия сознания… Каждый в своем бессознательном обладает инструментом, позволяющим интерпретировать послания бессознательного других людей». Очевидно, что так он пытается объяснить «любовь с первого взгляда» и взаимное притяжение двух человек

Однако своим высказыванием «Мы выбираем друг друга неслучайно, мы встречаем лишь тех, кто уже существует в нашем подсознании» Зигмунд Фрейд связывает сознательный выбор объекта любви с подсознательными образами. Об этом можно судить по его цитате: «Бессознательное одного человека может реагировать на бессознательное другого без какого-либо участия сознания… Каждый в своем бессознательном обладает инструментом, позволяющим интерпретировать послания бессознательного других людей». Очевидно, что так он пытается объяснить «любовь с первого взгляда» и взаимное притяжение двух человек.

Объяснение феномена любви по Фрейду есть, скорее всего, попытка интерпретировать это эмоциональное чувство как физиологию полового импульса. В основу психиатр ставит энергию либидо, которое переходит в половое влечение к какому-либо субъекту под воздействием аффективных комплексов.

Эти комплексы являются продуктом подавления энергии либидо со стороны общества. Фрейд считал, что вся эмоциональная жизнь индивида – это неврозы, обусловленные конфликтом влечений. Любовь – один из полуневрозов, в результате которого половое влечение переходит в сублимацию. Индивид, не сумевший реализовать своё половое влечение к объекту, начинает писать стихи, восхищаться им на расстоянии.

Внимание! Любовь такой, какой её понимают люди, у Фрейда подходит под описание влюблённости (Verliebtheit – по-немецки). Он объясняет это сильным чувством, которое одновременно объединяет проекцию собственного «Я» на другого человека и привязанность к этому индивиду

Здесь объект влюблённости – один и тот же человек, который является авторитетом и которого можно пощупать или завладеть им. «Прикосновение обозначает начало всякого обладания, всякой попытки подчинить себе человека или предмет», – так утверждал психоаналитик и считал, что: «Идеальная, вечная, очищенная от ненависти любовь существует только между зависимым и наркотиком».

Итак, Фрейд говорил: «Любовь равна отношению «Я» к источникам наслаждения». При этом психолог подчёркивал обязательное условие наличия определённых черт или одной черты у объекта, чтобы его можно было выбрать как любимый. Это может быть как проекция собственных черт, так и черт тех людей, кто в младенческом возрасте был рядом с ним и сформировал привязанность.

Высказывания доктора о любви

Полярности и участь влечений

Чтобы объяснить противоположности в любви и ненависти, важно выделить полярности душевной жизни, которые нами двигают. «Я», субъект, внутренний мир

Или «не-Я», объект, внешний мир. Разница между этими «реальными» полярностями каждое живое существо познает устранение раздражений. Внешние раздражения устраняются через движение мускул. Внутренние мускулами не убрать. Удовольствие — неудовольствие (Lust-Unlust). Эта «экономическая» полярность познается через изменение раздражения. Уменьшилось раздражение – удовольствие. Увеличилось – стало неприятно, неудовольствие. Противоположность «активный» — «пассивный» Фрейд описывает через действие «Я». Это «биологическая» полярность. Пассивно – это когда «Я» ПОЛУЧАЕТ раздражения из внешнего мира. Активно – когда «Я» РЕАГИРУЕТ на раздражения.

Три полярности описывают восемь методов поведения и реакции индивидуума. К примеру:

  • Меня шлепнули, и это приятно.
  • Я смотрю, и то, что вижу — отвратительно
  • Я люблю и проявляю активность, и это приятно.

Более того, судьба влечений по Фрейду заключается в том, что влечения постоянно изменяются, переходят из одной полярности в другую. Происходит постоянная смена объекта («Я» — «Не-Я») и превращении из активности в пассивность. Влечение может перейти в противоположность. К примеру, из потребности в активных действиях (мучить, разглядывать) появляется потребность в пассивном принятии (быть бучимым и разглядываемым). В этом случае меняются цели влечения. Садизм переходит в мазохизм, вуайеризм в эксгибиционизм. Или по содержанию, любовь переходит в ненависть. Влечение может обратиться против собственной персоны, и тогда происходит смена объекта без изменения целей. Мазохизм – это садизм против себя. Эксгибиционист наслаждается рассматриванием собственного тела. Влечение поддается и другим изменениям, к примеру, сублимированию (форма влечения уходит далеко от первоначальных целей), реактивному образованию (против влечения), или вытеснению. Эти преобразования остаются за пределами работы Фрейда «Влечения и их судьба».

Амбивалентности любви

Итак, вернемся к нашим баранам))). В определенный период развития влечения можно наблюдать его (пассивное) противоположное течение. Это амбивалентность, и проявляется она наиболее ярко в превращение из любви в ненависть! Чтобы не спорить, действует следующее определение:

Итак, вернемся к нашим баранам))). В определенный период развития влечения можно наблюдать его (пассивное) противоположное течение. Это амбивалентность, и проявляется она наиболее ярко в превращение из любви в ненависть! Чтобы не спорить, действует следующее определение по Фрейду: Любовь = отношение «Я» к источникам наслаждения. Любовь и ненависть могут встречаться одновременно по отношению к одному и тому же объекту. Что еще сложнее, любовь способна на три амбивалентности:

  1. Любить или ненавидеть — равнодушие.
  2. Любить – ненавидеть.
  3. Любить – быть любимым

Равнодушие

Как возможно столько противоположностей? В начале душевной жизни «Я» способно само удовлетворять свои влечения. Ребенок наслаждается собой. Это состояние называется Нарциссизмом, а возможность самоудовлетворения – Аутоэротичностью. В состоянии Нарциссизма проявляется первая амбивалентность любви, равнодушие. Это просто означает, что человеку не нужен окружающий мир, чтобы удовлетворять свои потребности.

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

Лучшие высказывания Зигмунда Фрейда

Зигмунд высказывался еще на массу тем. К наиболее популярным цитатам австрийского психолога относятся следующие слова:

  • «Мы то, что мы есть, потому что мы были теми, кем мы были, и то, что нам нужно для решения проблем человеческой жизни и мотивов, это не моральные оценки, а знания».
  • «Задача руководства — быть сильным, но не грубым; быть добрым, но не слабым; быть смелым, но не задирой; быть вдумчивым, но не ленивым; быть скромным, но не робким; гордиться, но не высокомерно; иметь юмор, но не глупость».
  • «Великие решения в области мышления и других важных проблем возможны только для человека, работающего в одиночестве».
  • «Невроз переноса соответствует конфликту между эго и ид, нарциссический невроз соответствует конфликту между эго и суперэго, а психоз — конфликту между эго и внешним миром».
  • «Безнравственность, равно как и мораль, всегда находила поддержку в религии».

Те, кто пошел дальше

Психоаналитическая теория З. Фрейда — основа одного из направлений в психологии и психиатрии. Но и сам психоаналитик модулировал свою теорию, и его последователи вкладывали в научное понятие собственное видение проблемы. Наиболее известны работы учеников Фрейда — Карла Густава Юнга, Альфреда Адлера, а также неофрейдистов — Гарри Стек Салливан, Эрих Зелигман Фромм, Карен Хорни. На основе работы самого Фрейда и его последователей в формировании принципов психоанализа были созданы несколько направлений этого учения. Они таковы:

  • Классическая теория влечений (З. Фрейд).
  • Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, К. Томпсон).
  • Интерсубъективный подход (Р. Столороу).
  • Селф-психология (Х. Кохут).
  • Структурный психоанализ (Ж. Лакан).
  • Теории объектных отношений.
  • Школа М. Кляйн.
  • Эго-психология.

Каждая из выше перечисленных школ имеет свои нюансы в обосновании развития психики индивида. Основные психоаналитические теории — от классики до неоразработок — говорят о своем видении проблемы психоанализа. Особенности направлений или дополняют истоки или же противоречат друг другу. Помимо классического психоанализа, разработанного Зигмундом Фрейдом, популярна как в практике, так и в теоретическом изучении психоаналитическая теория Юнга. Она дополняет работу Фрейда наличием коллективного бессознательного как дополнения и продолжения бессознательного индивидуального.

Современная теория психоанализа

Такие представители психоанализа, как Альфред Адлер, Жак Лакан, Карен Хорни и Карл Юнг внесли неоценимый вклад в развитие этого направления психологии. Именно их видоизмененная теория классического психоанализа, позволила создать новые методы выявления скрытых свойств психики человека. На протяжении ста лет, прошедших с появления метода психоанализа, появлялись различные принципы, на основе которых была выстроена многоуровневая система, сочетающая в себе различные подходы к решению внутренних конфликтов.

Благодаря последователям Фрейда, появились целые комплексы психотерапевтической коррекции, которые содержат в себе методы исследования бессознательной части человеческой психики. Одним из таких методов, является высвобождение личности из тех ограничений, что созданы в подсознательной области и препятствуют личностному развитию.

На сегодняшний день методика психоанализа включает три главных ветви, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными друг с другом:

  1. Прикладная форма психоанализа – используется для выявления и изучения общекультурных факторов, при помощи которых разрешаются определенные социальные вопросы.
  2. Клиническая форма психоанализа – методика терапевтической помощи людям, сталкивающимся с внутренними конфликтами, провоцирующими возникновение нервно-психических патологий.
  3. Психоаналитические идеи – являющиеся своеобразной почвой для возведения методов фактической коррекции.

Человек, прошедший психоанализ и психоаналитическую терапию сможет в корне изменить себя и свою жизнь

Психоанализ имеет высокую степень распространения в различных областях науки. Психоанализ в философии — это своеобразный метод интерпретации устоев и нравов, установленных в социуме. Классическая форма психоанализа стала одной из причин развития сексуальной революции, так как именно в ней концепция сексуального влечения выражена наиболее ярко. Сегодняшняя форма психоанализа основывается на эго-психологии и учениях, связанных с объектными отношениями.

На сегодняшний день применение метода анализа личности пациента помогает справиться, как с невротическими заболеваниями, так и сложными расстройствами психики. Благодаря постоянному совершенствованию этого направления, ученые каждый день выявляют новые способы устранения различных патологий. Огромный вклад в совершенствование этой ветви, внесли последователи Фрейда, учение которых получило название неофрейдизм. Однако, несмотря на высокую распространенность и применение в различных сферах, теория психоанализа часто сталкивается с критикой. По мнению некоторых ученых, данное направление является псевдонаукой и незаслуженно получило столь высокую популярность.

Что такое «влечение»?

В поисках понятия, «пока еще довольно туманного, но в психологии незаменимого», Фрейд пробовал с разных точек зрения подойти к его определению понятия «влечения».

К 1915 году ученый только начинал формировать идеи на основе того (по сравнению с современностью) ограниченного опыта, который на тот момент был собран. Фрейд сам упоминает, что его попытки найти определения, истоки и закономерности влечений являются начальным предложением идей, которые (1) необходимы, чтобы сформировать теорию и ее проверить, и (2) позволяют после проверки на опыте сформулировать более точное определение. Поэтому сначала ученый пробует использовать биологическое сравнение:

  1. Влечение — это телесное раздражение

    ?

Если мне на руку сядет муха, я это почувствую, как раздражение или зуд кожи. Я дерну рукой (сделаю рефлекторное одноразовое движение), чтобы убрать муху как источник раздражения. Но это сравнение будет ограниченными, поскольку (1) в психических процессах раздражение происходит изнутри, а не снаружи, и (2) телесное раздражение одноразово (муха села на руку — я ее прогнал), а влечение имеет характер постоянной силы. Поэтому Фрейд переходит к второй попытке определения:

  1. Влечение — это потребность, идущая изнутри с постоянной силой

Соответственно потребность можно удовлетворить. Но поскольку потребность возникает не снаружи, а изнутри, то второй вывод Фрейда носит для меня прикладной характер:

  1. Влечение можно только удовлетворить! Убежать невозможно.

Влечение можно изменить только через переключение на другую потребность. Бегством невозможно избавиться от Влечения:

Поскольку избавиться от влечения простыми действиями не получится, нервной системе приходится придумывать более сложные. Организмы высокого уровня пробуют различные действия для снижения раздражения, и оценивают их по принципу удовольствия. Приятные действия снижают раздражение, неприятные увеличивают. Но поскольку в обоих случаях раздражение полностью не убирается, а только регулируется, то вывод:

  1. Влечение не убрать удовольствием.

На самом деле четыре вывода имеют сугубо прикладную пользу. Подумайте, являются ли эффективными такие примеры действий человека, желающего решить внутренние вопросы?

  • Чтобы выработать уверенность в себе, идет на двухдневный семинар (см. вывод 2)
  • Чтобы отойти от развода, пускается в путешествия (см. вывод 3)
  • Чтобы забыть прошлое, идет на охоту за противоположным полом (см. вывод 4)

Быть любимым и мазохизм

Третья амбивалентность, любить — быть любимым, лучше всего объяснить с помощью других противоположностей, к примеру садизм/мазохизм, эксгибиционизм/вуайеризм и переход от активного через возвратный в страдательный залог. На примере садизма, обращение против личности и переход в противоположность действуют вместе. Все начинается с активной позиции. Садизм состоит в активном насилии (Цель №1) по отношению к другому лицу или партнеру (Объект №1). Далее:

  1. Происходит обращение против себя: от внешнего лица отказываются. Садист возвращается к нарциссическому образованию, идентифицирует партнера с собой. Через оборот к собственному «Я» садист сам становится Объектом №2.
  2. Превращение в противоположность: одновременно происходит смена активной цели влечения в пассивную цель №2. В нарциссическом состоянии «Я» может само аутоэротично удовлетворить свои потребности. Активная позиция не нужна.
  3. Ищется новый объект вследствие смены цели на пассивную. Происходит снова «рост», «Я» снова расширяется, и вешние объекты начитают ассоциироваться с «Я». Начинается моторное стремление «Я» к этим объектам.

Этот круговорот превращений может идти бесконечно, так же, как и потребность не только любить, но и принимать любовь.

Цитаты Зигмунда Фрейда

Зависть разрушительна.

За мотивами наших поступков, в которых мы признаемся, несомненно, существуют тайные причины, в которых мы не признаемся, а за ними есть еще более тайные, которых мы даже и не знаем. Большинство наших повседневных поступков есть лишь воздействие скрытых, незамечаемых нами мотивов. «Психология масс и анализ человеческого Я»

Мой мир — это маленький островок боли, плавающий в океане равнодушия.

Человеку свойственно считать неправильным то, что ему не нравится, и тогда легко находятся аргументы для возражений. «Введение в психоанализ»

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри.

Прикосновение обозначает начало всякого обладания, всякой попытки подчинить себе человека или предмет. «Тотем и табу»

Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить.

Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами.

Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства.

У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим,и желания, в которых он не сознается даже себе самому.

Когда меня критикуют, я могу себя защитить, но против похвал я бессилен.

Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь.

Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его.

Если ты простил человеку все, значит с ним покончено.

К занятому человеку редко ходят в гости бездельники — к кипящему горшку мухи не летят.

Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.

К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека.

Первым признаком глупости является полное отсутствие стыда.

Любящий многих – знает женщин, любящий одну – познает Любовь.

Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может.

Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас.

Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает убежденность, что его любят.

Стремление к саморазвитию проистекает из «нарциссических» желаний, то есть представляет собой склонность к самовозвеличению и превосходству над другими.

Женщина должна смягчать, а не ослаблять мужчину.

В наших сновидениях мы всегда одной ногой в детстве.

В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать.

Сны — отражение реальности. Реальность — отражение снов.

Когда дело доходит до самооправдания, здесь мы все гении.

Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.

Великим вопросом, на который не было дано ответа и на который я все еще не могу ответить, несмотря на мое тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: «Чего хочет женщина?»

Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были.

В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение.

Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.

Признание проблемы — половина успеха в ее разрешении.

Ничего не бывает случайного, все имеет первопричину.

Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье.

Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удачу, которые нередко приводят к действительному успеху.

Судьба не принимает оправданий.

Депрессия — это замороженный страх.

Почему мы не влюбляемся каждый месяц в какого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца.

Мы стремимся в большей степени к тому, чтобы отвести от себя страдания, нежели к тому, чтобы получить удовольствие.

Не все то забыто, что мы считаем забытым. «Психопатология обыденной жизни»

Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти.

Быть абсолютно честным с самим собой – хорошее упражнение.

Лучшие высказывания Зигмунда Фрейда

Зигмунд высказывался еще на массу тем. К наиболее популярным цитатам австрийского психолога относятся следующие слова:

  • «Мы то, что мы есть, потому что мы были теми, кем мы были, и то, что нам нужно для решения проблем человеческой жизни и мотивов, это не моральные оценки, а знания».
  • «Задача руководства — быть сильным, но не грубым; быть добрым, но не слабым; быть смелым, но не задирой; быть вдумчивым, но не ленивым; быть скромным, но не робким; гордиться, но не высокомерно; иметь юмор, но не глупость».
  • «Великие решения в области мышления и других важных проблем возможны только для человека, работающего в одиночестве».
  • «Невроз переноса соответствует конфликту между эго и ид, нарциссический невроз соответствует конфликту между эго и суперэго, а психоз — конфликту между эго и внешним миром».
  • «Безнравственность, равно как и мораль, всегда находила поддержку в религии».

Какие влечения есть?

Совсем в моем вкусе делает Фрейд предположение, что все влечения действуют качественно одинаково, и отличаются друг от друга разве что количеством.

Но вывод о бесконечном количестве влечений не помогает на практике, где нужны конкретные темы для изучения. На основе своего опыта Фрейд предлагает выделить два основных влечения: самосохранение и сексуальное влечение.

Фрейд предлагает на момент написания работы, в 1915 году, остановиться на этой упрощенной, «вспомогательной конструкции» до тех пор, пока:

  • Она остается полезной
  • Замена её на другую не изменит результаты описания и классификации
  • Не появятся результаты других невротических заболеваний, к примеру шизофрении.

Можно бесконечно усложнять не только классификацию влечений, но и их формы и комбинации. К примеру:

  • Влечения могут быть частичными (Zielgehemmt). Это когда частичное удовлетворение влечения приводит к задержке и отклонении от цели.
  • Еще влечения могут переплетаться (Triebverschrankung), когда один и тот же объект служит для удовлетворения нескольких влечений.

К счастью, Фрейд отказался от усложнений в 1915 году. Также он отказался от необходимости классифицировать исключительно через психологию. Фрейд сам предлагает взять предположения из других наук, особенно из биологии. Сегодня мы можем придумать бесконечное количество влечений: биологические в еде, сне, доме; социальные в общении, признании и обмене; культурные в знаниях, музыке и религии, и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector