Кодекс бусидо — честь и жизненный путь самурая. история формирования кодекса бусидо

Содержание

Красная огненная гофер

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп получи и распишись сегодня для всех знаков зодиака

Узнайте что же вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Присутствие слове «крыса» у большинства людей возникают неприятные ассоциации, только на самом деле крысы очень умные и интеллектуальные животные. Невыгодный только они являются разносчиками заразы, но и люди тоже способны уполномочивать друг другу инфекцию и вирусы, поэтому не следует обвинять в этом одних всего-навсе крыс и мышей . Так чем же примечательна огненная крыса?

Обстановка огня наделила своих подопечных пламенным темпераментом и азартом: эти гоминидэ могут поставить на кон все свои сбережения. Также они безвыгодный любят постепенный успех — им нужно всё и сразу. Исполнение) этого они готовы рисковать, искать легкие или окольные пути: огненная гофер не любит работать физически.

На заметку! Рожденные в година огненной крысы отличаются природной хитростью, умом и талантами.

Также огненная круг наделила крыс переменчивым характером: они могут поменять свои решения неожиданно. Это качество приносит крысам немало проблем в жизни, но обернуться с ним они не в силах. Не в силах справиться они и с острым язычком, кой всегда не вовремя выскажет нелестную оценку или критику человеку. А даже если это происходит в рабочем коллективе, то конфликтных ситуаций не оставлять.

К положительным характеристикам можно отнести отличную приспособляемость огненных крыс к любым обстоятельствам, а опять же отличную выживаемость в любых условиях. Также эти люди отличаются бережливостью и рачительностью, вследствие чего что ценят результаты своего труда. Но для родных и близких огненные крысы готовы принести в жертву всем, в том числе, и финансами.

На заметку! Огненные крысы обладают страстной и дерзкой натурой. Они умеют модифицировать идеи в действия.

Стихия огня наделила своих подопечных огромным запасом жизненной силы. Кипучая темперамент огненной крысы ищет выход, и наилучшим решением для этого будут путешествия. Крысам необходима кинетика, новые впечатления — это побуждает их участвовать в различных мероприятиях и событиях.

Излишняя самонадеянность красных крыс (мышей) часто приводит к противостоянию с окружающими. Им нужно набить руку сдерживать вспышки гнева и раздражения, тем более что они хватит быстро утихают сами. Вспыльчивость натуры часто вредит огненным крысам, о нежели они потом сожалеют.

Для этих людей имеет значение общественное обстоятельства человека, и если оно ниже, чем у самой крысы, то брать пример на него она никогда не будет.

Нежный пол

Рожденные в этот год наделены невероятным обаянием и привлекательностью

Однако усилие всегда быть на высоте приводит к формированию комплекса: крысе всю жизнь важно, что о ней думают другие. Из-за этого симпатия опасается критики и довольно бурно реагирует на замечания в свой надсыл

Огненные крысы — бережливые натуры, которые озабочены накопительством и вкладом в свое завтра. С одной стороны, это плохо, так как крыса не живет настоящим — постоянно ее мысли в будущем. Экономия крыс проявляется во всем: через скидок на покупки до отказа от таковых. Эта чрезмерная экономия может приводить к ссорам в семье, но крыса не в состоянии проверять свою рачительность.

В семье крыса проявляет себя как внимательная (подруга и заботливая мать. Это идеальные домохозяйки, в доме у которых всегда сытно и уютно. А и о карьере они тоже не забывают, так как материальная неустойчивость для крыс — превыше всего.

Мужчины

Это азартные и темпераментные натуры, наполненные кипучей энергией. По (по грибы) внешним спокойствием скрывается взрывной темперамент и вспыльчивость. Лучше не заражать огненной крысе дорогу и не раздражать ее по пустякам. В гневе огненная пасюк становится неуправляемой и наводит страх на окружающих.

От природы сильный пол-крысы не отличаются щедрой натурой, но если нужно во (избежание дела — они смогут стать на время расточительными. А только с определенной целью: продемонстрировать свою финансовую мощь и состоятельность.

В любви пиджак-крыса очень искренний, чувства его могут охватить безраздельно. Пасюк может потерять голову от любви, а после свадьбы станет верным и нежным супругом. Влюбчивость крыс приводит к многочисленным романам с женщинами, же один из них непременно приведет к венцу.

Жизнь самурая Миямото Мусаси

Сейчас почти нет героев и победителей, которые следуют своему предназначению и выбранному пути. Мужчины стали ловкими в поиске оправданий, почему у них не получилось следовать своему жизненному пути. Как поменять все это? Следуй советам самурая Миямото Мусаси. Это один самых известных фехтовальщиков в истории Японии, который сражался двумя мечами одновременно.

Миямото Мусаси родился в неизвестной деревне, а свой первый бой выиграл в 13 лет. Миямото Мусаси расправился со взрослым самураем Арима Кихэй, из школы воинских искусств Синто-рю, бросив его на землю. В 16 лет Миямото Мусаси победил прославленного бойца Акимэ Тадасимэ.

Миямото Мусаси был сторонник выпить, редко мылся и любил подраться на дуэлях. В своей жизни самурай Миямото Мусаси победил во множестве дуэлях, а также участвовал в 6 войнах.

Мусаси Миямото с двумя боккенами. Скан древнего японского свитка.

Самая известная и последняя дуэль была против великого мастера двуручного меча Сасаки Кадзиро. Миямото Мусаси притащили на дуэль пьяного, который по пути выстрогал себе деревянный меч из весла. Сасаки Кадзиро сделал выпад, но Миямото Мусаси увернулся и ударил по голове противника деревянной палкой. Миямото Мусаси выиграл поединок, но после этого прекратил участвовать в дуэлях. Он жалел, что убил такого легендарного самурая.

В 50 лет самурай Миямото Мусаси утихомирился и написал трактат «Книга пяти колец». Книга рассказывает о стратегии и философии военного ремесла, что даже сейчас сохраняет популярность.

За несколько дней до смерти Миямото Мусаси составил список советов или духовное завещание по названием «Единственный верный Путь». Вот тебе список самурая, дополненный его советами из книги. Советы самурая помогут найти свой жизненный путь и добиться своего.

Бусидо видео

В видео показан отрывок из фильма «Последний самурай», передающий смысл кодекса самурая.

Бушидо (武士道, «путь воинов») — это японский коллективный термин для многих кодексов чести и идеалов, которые диктовали самурайский образ жизни, совершенно аналогичный концепции рыцарства в Европе.

«Путь» происходит от моральных ценностей самураев, чаще всего подчеркивая некоторую комбинацию искренности, бережливости, лояльности, мастерства боевых искусств и чести до самой смерти. Рожденный от неоконфуцианства во времена мира в эпоху Эдо (1600-1878) и следуя конфуцианским текстам, а также под влиянием синтоистского и дзэн-буддизма, позволяя буйному существованию самурая быть смягченным мудростью, терпением и безмятежностью. Бушид развился между 16 и 20 веками, обсужденными учеными-учеными, которые считали, что они строят свое наследие, относящееся к 10 веку, хотя некоторые ученые отметили, что сам термин бушид «редко засвидетельствован в досовременной литературе». ]

Под сёгунатом Токугава некоторые аспекты ценностей воина стали формализованными в японском феодальном праве .

Слово bushidō впервые было использовано в Японии в XVII веке в Кюй Гункан , но не стало распространенным явлением до публикации 1899 года «Бусидо» Нитобе Иназ: «Душа Японии» . В Бусидо (1899) Нитобе писал:

Таким образом, Бушидj — это кодекс нравственных принципов, которые самураи требовали или инструктировали наблюдать … Чаще всего это код без изменений и неписаный … Это был органический рост десятилетий и веков военной карьеры. Чтобы стать самураем, этот код должен быть освоен.

Таким образом Нитобе первым зарегистрировал японское рыцарство. В Феодальной и Современной Японии (1896) историк Артур Май Кнапп писал:

У самурая тридцать лет назад была за ним тысяча лет обучения по закону чести, послушания, долга и самопожертвования … Не нужно было создавать или устанавливать их. В детстве ему было поручено, как и он, с самых ранних лет, в этикете самосожжения.

Виды гало

Различают множество типов гало, но все их вызывают ледяные кристаллы в перистых облаках. Именно от их формы и расположения и зависит вид гало. Свет, который отражают и преломляют ледяные кристаллы, нередко разлагается в спектр, что обуславливает схожесть гало с радугой. Гало, образующееся вокруг луны, не имеет цвета, потому как в сумерках его просто невозможно различить. Данное явление фиксируется в любую погоду, причем в мороз кристаллы располагаются очень близко к поверхности земли и напоминают сияющие драгоценные камни, так называемую алмазную пыль.

22-градусный круг

Наиболее часто видимое гало. В малом 22-градусном гало различима только часть цветов спектра (от красного до жёлтого), остальная часть выглядит белой из-за многократного смешения преломленных лучей. Паргелический круг и ряд других дуг гало почти всегда белые. Следует отличать гало от венцов. Последние имеют меньший угловой размер (до 5°) и объясняются дифракционным рассеянием лучей источника света на водяных каплях, образующих облако или туман.

Касательные дуги 22-градусного круга

Дуги окрашенные в радужные цвета, появляются над или под светилом, касаясь 22-градусного круга. При низком положении светила , вытягиваются концами кверху. По мере увеличения высоты приближаются к кругу. При 45-градусной высоте концы дуг смыкаются и образуют овал.

46-градусный круг

Интересна особенность большого 46-градусного гало — оно тусклое и малоцветное, в то время как почти совпадающая с ним при малой высоте Солнца над горизонтом верхняя касательная дуга имеет выраженные радужные цвета, с особенно ярким зеленым. Появление этого круга обычно происходит в очень тонком и равномерном слое облаков.

Околозенитная дуга

Почти всегда появляется вместе с 46-градусным кругом, касаясь его верхней части своей выпуклой стороной. Цвета ярко выражены, напоминает собой радугу. Редко бывают касательные нижней части 46-градусного круга, которые располагаются по обеим сторонам светила.

Зенитная дуга

Зенитная дуга в Фюссене

Один из видов гало, который часто называют перевёрнутой радугой. Обычно наблюдается, когда на небе есть перистые облака.

Паргелический круг

Совершенно лишен радужной окраски, имеет чистый белый цвет. Располагается параллельно горизонту и проходит через светило. Иногда вместе с ним наблюдаются и столбы. В таких случаях около светила образуется крест, что часто вызывает суеверные представления о «крестных знамениях»

Редкие формы:

  • Антелий — светлое, довольно размытое белое пятно, расположенное на месте парагелического круга, в противоположной светилу стороне.
  • Парантелии — пятна как антелии, появляющиеся в парагелическом круге на расстоянии 120 градусов от светила по обеим от него сторонам.
  • Антелические дуги — дуги, обычно белые, проходящие к небу от антелия к светилу, по обеим сторонам от зенита, на некотором расстоянии от него
  • Дуга Парри — расположена между верхними концами касательной 22-градусного круга и имеет радужную окраску

Как понять, что вам пора принимать протеиновые добавки

Отношение к своей жизни

  1. Всю свою жизнь прилежно учись. Каж­дый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.
  2. Подражание чужим традициям — это потворство.
  3. Путь саму­рая — это стремление к смерти. Десять врагов не совладают с одержимым челове­ком.
  4. Когда сталкиваешься с неудачами и трудностями, недостаточно просто не беспокоиться. Когда сталкиваешься с труднос­тями, нужно смело и радостно бросаться вперед.
  5. Серьезность болезней и другие несчастья определяются нашим отношением к ним.
  6. Человек ничего не стоит, если он не понимает, что «сейчас» и «то самое вре­мя» — это одно и то же.
  7. Поскольку смерть всегда рядом, нужно прилагать усилия и действовать без промедления.
  8. Воистину жизнь человека длится одно мгновение, поэтому живи и делай, что хочешь.
  9. Если человек не совладал со своим телом и рассудком еще вначале, он никогда не одолеет врага.
  10. Приниматься нужно только за то, что можно закончить в течение одного дня. Зав­тра тоже будет только один день.

Самураи следовали кодексу Бусидо

Фото: Richard Mortel / Royal Arsenal Museum, Copenhagen / Wikimedia Commons

Считается, что «Буси‑до», путь воина, — некий свод правил, регламентирующий жизнь самурая. И каждый буси должен знать этот кодекс. Если он нарушит его, то будет вынужден совершить ритуальное самоубийство сэппуку, ведь воин должен строго блюсти свою честь.

В реальности же правила поведения у самураев, конечно, были, но неписаные. Наиболее полный их список составил Japanese culture, Hagakure: the book of the samurai в своей книге «Хагакурэ» самурай Ямамото Цунэтомо. Вот только есть одно маленькое но: он не был буси, не видел никогда войны и работал управляющим в поместье даймё Сага.

И записывал Ямамото не какие‑то незыблемые правила, а воспоминания старых самураев и свои собственные представления об идеальном воине. Так что судить о буси по «Хагакурэ» — всё равно что составлять представление о рыцарях по куртуазным романам.

У настоящих самураев представления о чести сильно отличались от современных. И, если уж на то пошло, каждый сам составлял для себя правила.

Братоубийство, предательство, служба нескольким хозяевам одновременно среди самураев тоже имели место Death, Honor, and Loyality: The Bushidō Ideal . Да что уж там говорить, целое искусство баттодзюцу посвящено тому, чтобы быстро выхватить меч и убить человека, пока он ничего не подозревает — например, во время чайной церемонии. Это не очень‑то напоминает честный поступок.

Ассортимент зернового кофе

Сырьем для кофе в зернах служит арабика ручной обжарки. На сухой жар подаются небольшие партии кофе, что способствует сохранению вкуса, аромата и полезных свойств.

Grand Cru

Этот сорт поставляется в магазины не только в зерновом виде, но и молотым с добавлением робусты. Урожай собирают на высокогорных плантациях, откуда напрямую поставляют на швейцарское предприятие. Готовый напиток имеет карамельные и шоколадные нотки с долгим послевкусием.

Speciality

Для приготовления купажа никогда не используют сырье разных годов сбора — обжаривают вручную только зерна, собранные в одном сезоне. Пробуя кофе, потребители чувствуют легкую горчинку и кислинку. Для фасовки на заводе используют жестяные банки с красивым рисунком.

Bushido Speciality отличается наличием легкой горечи, сбалансированной кислинкой.

История создания

Wood Roasted Coffee

Смеси этой категории готовят исключительно в Италии. Топливом для дровяных печей служат дубовые, оливковые и апельсиновые дрова.

Зерна во время обжарки проходят несколько стадий:

  • гомогенизацию, или придание однородности веществам, находящимся в семенах, при температуре 60-100°C;
  • сушку при 100-150°C;
  • реакцию Майяра для вызывания взаимодействия между аминокислотами и сахаром при 150-200°C;
  • созревание, придающее вкусовые и ароматические характеристики при 200-220°C;
  • охлаждение до 20°C.

Секрет неповторимого вкуса кофе — это исключительная комбинация фаз обжарки.

Покупателям предлагают 3 вида продукции:

  1. Bushido Delicato с фруктовыми вкусовыми нотками и ароматом жасмина. Сырье из Колумбии и Эфиопии готовится на дровах апельсинового дерева.
  2. Bushido Forte из Танзании и Кении на дубовых поленьях с привкусом ягод, дыма и цитруса. В смеси присутствует только арабика.
  3. Bushido Intenso на оливковой древесине. Потребитель ощутит запах карамели и лесного ореха. Урожай для него растет на колумбийских и кенийских полях.

Все сорта обжаривают на среднем огне и производят в молотом и зерновом вариантах.

Для любого вида кофе, а так же используемой древесины существует свой индивидуальный график обжарки.

Отличия от рыцарского кодекса чести

Иногда люди, не разбирающиеся в японской культуре и истории, напрямую переносят свои представления о рыцарском кодексе чести на бусидо. Однако в силу культурных различий это не совсем верно. Например, поступок, с точки зрения рыцарского кодекса чести рассматривающийся как хорошая воспитанность, с точки зрения бусидо может восприниматься как лицемерие. Требование дать «честное слово» рассматривалось бы японским воином как личное оскорбление, так как бусидо запрещало лгать и не исполнять данных обещаний. В то же время, с точки зрения бусидо, воин всегда должен быть готов к бою, и потому неожиданное нападение на ненападающего противника с использованием иай-дзюцу соответствует бусидо, однако с точки зрения рыцарского кодекса чести подобное нападение считается бесчестным. Следует также отметить, что нападение с использованием иай-дзюцу могло быть и на нейтрально настроенного человека, в случае исключительной наглости последнего, причём сам факт начала нападения считался в таком случае объявлением войны. Истинный самурай, отправляясь в поход, давал три обета: забыть свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни[источник не указан 2415 дней].

Способы отличить от подделки

Как и любой популярный товар, кофе Bushido часто подделывают.

Чтобы не купить контрафактную продукцию, нужно учитывать, что:

  1. На этикетке обязательно присутствует голограмма в виде кофейного зерна. При повороте тары она меняет цвет.
  2. Оригинальный продукт расфасовывается только в стеклянные и металлические банки, а также в пакеты из мягкой фольги.
  3. Пластиковый контейнер — 100%-ый признак подделки.
  4. Товары премиум-сегмента не могут стоить дешево.
  5. Этикетка настоящего «Бушидо» имеет штрихкод с указанием срока годности, даты выработки и страны-изготовителя.
  6. Некоторые производители контрафакта не подделывают напиток напрямую. Они немного меняют расцветку оформления и некоторые буквы. Поэтому нужно следить за правильностью написания названия.

Тренировка тела и духа

Западное общество удивительно прагматично. Стремление к комфорту и избавлению от ненужных страданий заставляет придумывать новые технические открытия, лекарства, но не дает человеку ни покоя, ни уверенности в завтрашнем дне. Кодекс самурая Бусидо провозглашает единство трех составляющих, позволяющих жить и умереть с честью. Их обретение требует интенсивной работы над собой, которая сама по себе отрицает идею комфорта и легкости. Для воина важна тренировка тела. Он должен быть сильным, выносливым, гибким, закаленным, что даст ему преимущества в бою. Но все это мало значит без техники. Именно она, подобно мастеру-столяру, из необтесанной дубины создает тонкое изделие. Техника всегда сможет противостоять одной только силе. Но самым важным элементом является дух. Именно внутренняя духовная сила определяет истинного воина, храбреца, героя. Он не боится смерти, а значит, не ограничен в своей храбрости и чести.

Что такое понятие «самурай»

Самураи были древними воинами, которые, в конце концов, стали правящей военной силой и высокопоставленным сословием дворян с 1603 до 1867 года. 

Хотя функция воина была основной в жизни самурая, они также были поэтами, политиками, отцами и земледельцами. Самураи сыграли важнейшую роль за последние 1500 лет японской истории. По сути, этот период в Японии считается историей самураев.

Что же отличало их от остальных воинов в других частях нашего мира?

Хотя роль самурая менялась с течением времени, в понятие «самурая» входило 4 основных фактора:

  • Самураи были хорошо обученными, искусными воинами.

  • Самураи служили своему даймё — хозяину, демонстрируя полную преданность вплоть до готовности отдать свою жизнь. Более того, слово “самурай” означает “тот, кто служит”

  • Самурай был частью элиты, стоящей выше обычных граждан и солдат.

  • Жизнь самурая подчинялась строгому кодексу чести воина — бусидо.

Вот, еще несколько интересных фактов о жизни самураев.

Сокрытое в листве

Одиннадцать книг составляют сборник высказываний Хагакурэ — «Сокрытое в листве». Название его очень символично, потому что истина не выставляется напоказ, а скрывается. Беседы говорят о ценности долга, совести, ответственности и справедливости. Жизнь самурая — это подготовка к достойной смерти, которая единственная есть искренность в нашем притворном мире. Автор четко проводит разграничение между доблестной и верной службой хозяину и прислуживанием, лакейством. Самурай-лакей — это тот, кто потерял свою совесть и честь. Вассальные отношения должны быть наполнены достоинством с одной и другой стороны. Вся жизнь строится во взаимоотношении, поэтому воин проявляет благость к окружающим, особенно к детям и жене, ценя ее верность и преданность мужу так же, как господин ценит его самого. Путь самурая — прямой, в нем нет места даже малой лжи, лени, предательству или трусости. Готовность быстро принять решение ценится больше, нежели долгие размышления и философствования, которые неизбежно уведут от правильного выбора.

История

Самурайская мораль сформировалась в общих чертах одновременно с системой сёгуната, однако основы её существовали задолго до этого времени. Нитобэ Инадзо выделял в качестве основных источников бусидо буддизм и синтоизм, а также учения Конфуция и Мэн-цзы. И действительно, буддизм и конфуцианство, пришедшие в Японию из Китая вместе с его культурой, имели большой успех у аристократии и быстро распространились среди самурайства. То, чего не доставало самураям в канонах буддизма и конфуцианства, в изобилии было в синтоизме.

Особенно сильное влияние на бусидо оказал буддизм махаянистского направления, проникший в Японию в г. Многие философские истины буддизма наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев. Это прежде всего трепетное отношение к смерти и равнодушие к жизни, основанные на вере в перерождение душ. При этом популярнейшей сектой буддизма была «дзен», монахи которой внесли значительный вклад в дело развития бусидо.

При правлении Токугавы Иэясу было составлено «Уложение о самурайских родах» («Букэ сё хатто»), определявшее нормы поведения самурая на службе и в личной жизни. Вторым сочинением, посвящённым воспеванию догматов бусидо, было житийное описание подвигов дайме Такэда Сингэна в двадцати томах, авторство которого разделили Косака Дандзё Нобумаса и Обата Кагэнори. Несколько позднее появился труд Дайдодзи Юдзана (1639—1730) «Начальные основы воинских искусств» («Будо сёсин сю»). И наконец, в 1716 г. вышли 11 томов книги «Сокрытое в листве» («Хагакурэ»), ставшей «священным писанием» буси. Это любопытное произведение принадлежало Ямамото Цунэтомо, в прошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю. После смерти своего господина, даймё Набэсима Наосигэ, которому он верно служил десять лет, Ямамото стал монахом и всю оставшуюся жизнь посвятил обобщению догматов самурайской чести.

Кто такой ронин

Страшный человек, призрак, преследующий во снах официальных чиновников и заставляющий самых малодушных из них просыпаться в холодном поту; воин, отпущенный в свободное плавание, бесцельно блуждающий то туда, то сюда словно волна морская — всё это ронин, что в буквальном переводе и означает “человек-волна”.

Ронинов существовало великое множество, по оценкам некоторых авторов около 400 тысяч, но всех их можно подразделить на три большие группы:1. богатые вассалы, добровольно оставившие свои посты;2. «уволенные» за какой-либо «мелкий поступок» своими хозяевами. Ронины, принадлежавшие к этой группе, обычно пытались заслужить прощение и искупить свою вину, чтобы им разрешили вернуться на прежние должности;3. в эту группу входили ронины, располагающиеся на самом дне и изгнанные из клана за провинности и проступки или жадность. Такие ронины не афишировали имена своих бывших хозяев.

17-19 вв. Миямото Мусаси убивает гигантское существо, из «Книги пяти колец»

Япония пользовалась периодом относительного мира с 1600 года до середины XIX века. В этот период класс самураев сыграл центральную роль в полицейской деятельности и управлении страной. Литература Бушидо этого времени содержит много размышлений, относящихся к классу воинов, которые ищут более общее применение боевых принципов и опыта в мирное время, а также размышления о долгой истории войны земли. Литература этого времени включает в себя:

Будо Шёшиншу (武 道 初 心 集) Тайра Шигешуке, Дайдудзи Юзань (1639-1730) Хагакуре, связанный Ямамото Цунетомо с Цурамото Таширо. Bugei Juhappan (武 芸 十八 般) Книга из пяти колец Миямото Мусаси

Hagakure содержит много высказываний, отнесенных к хранителю периода Sengoku Nabeshima Naoshige (1537-1619) относительно философии, основанной на кустарничестве в начале XVIII века Ямамото Цунэтомо (1659-1719), бывшим хранителем внука Наошиге Набешимы Мицушиге. Хагакуре был составлен в начале 18 века, но был сохранен как своего рода «тайное учение» клана Набешима до конца Токугава бакуфу (1867). Его высказывание: «Я нашел, что воин является смертью», было суммирование внимания к чести и репутации над всем остальным, что кодифицировано бушидо.

Токугавская эпоха rōnin, ученый и стратег Ямага Сок (1622-1685) подробно рассказывала о вопросах, связанных с бушидо, bukyō («вероучение воина») и более общим shidō, «способом джентльменов», предназначенным для применения ко всем станциям общества. Сок пытается кодифицировать своего рода «универсальный бушидо» с особым упором на «чистые» конфуцианские ценности (отвергая мистические влияния Дао и буддизма в неоконфуцианской ортодоксии), в то же время призывая к признанию единственного и божественной природы Японии и японской культуры. Эти радикальные концепции, включая абсолютную преданность Императору, независимо от ранга или клана, ставят его в противоречие с правящим сёгунатом. Он был сослан в область Ак, (будущий настрой 47 инцидента Ренина), и его работы не были широко прочитаны до наступления национализма в начале 20-го века.

Стареющая интерпретация Бушидо Ямамото Цунетомо, возможно, более наглядно иллюстрирует философию, утонченную его уникальной станцией и опытом, одновременно послушным и вызывающим, в конечном счете несовместимым с законами нового гражданского общества. Из 47 ренинов — и по сей день, которые в целом считались образцами бушид-цунэтомо, считали, что они упускают из виду такой хитрый, отсроченный заговор мести и были слишком обеспокоены успехом своего дела. Вместо этого Цунетомо чувствовал, что истинный самурай должен без колебаний исполнять свои обязанности, независимо от успеха или неудачи.

Это романтическое настроение, конечно, выражается воинами на протяжении всей истории, хотя оно может противоречить искусству самой войны. Эта амбивалентность встречается в сердце бусид и, возможно, во всех таких «кодах воина». Некоторая комбинация органических противоречий традиционных кустарников и более «универсальных» или «прогрессивных» формулировок (например, «Ямага Сок») сообщила бы о катастрофических военных амбициях Японии в XX веке.

Прямота и справедливость

Кодекс Бусидо учит, что обязательным условием честных отношений с людьми является прямота и справедливость. Это означает, что истинный самурай всегда остаётся верным своим словам и обещаниям. Что бы ни случилось – он никогда не отступит от того, что считает честным и справедливым.

При этом концепция справедливости связана исключительно с собственным самосознанием. Нет такого закона, который бы вместо самурая решал, что правильно, а что неправильно, где белое, а где чёрное.

Основная идея состоит в том, что люди должны придерживаться собственного понимания того, что правильно, а что – наоборот. Но это не означает, что можно допускать серые оттенки или полутона: бывает только правда или ложь.

Значение слова «бусидо»

Т. Улищенко в предисловии к книге «Кодекс бусидо» приводит следующее толкование этого слова.

«Слово бусидо состоит из трёх иероглифов. Первые два составляют слово буси — единственное слово из нескольких имеющихся в японском языке для обозначения понятия, наиболее точно передающего сущность воина.

В первом иероглифе «бу», со значением «военный»/«воинский», его ключом является иероглиф со значением «останавливать». А второй частью знака — сокращённый вариант идеограммы, обозначающий «копье». Древний китайский словарь Шу Вэнь даёт следующее пояснение: «Бу заключается в способности подчинить себе оружие и, следовательно, остановить копье». В другом древнекитайском источнике (Книге Цзы Чуань) мы находим более подробное толкование, в котором говорится, что бу включает в себя бун, то есть литературу, каллиграфию, и в более широком смысле все невоенные искусства. Бу запрещает насилие и подчиняет оружие — «останавливает копье».

Иероглиф «си» в современном японском языке имеет значение «военный», «воин», «мужчина» и даже «благородный человек». А первоначально, в Китае, этим словом определялись люди, которые обладали мастерством в определённой сфере и занимали своё положение в обществе благодаря учености, однако готовы были взять в руки оружие, когда это необходимо. Таким образом, буси — это человек, способный сохранять мир как с помощью искусства, так и военными средствами.

Третий иероглиф — «до» — обозначает Путь — важнейшее для большинства восточных философских учений понятие, в данном случае объединяющее эти на первый взгляд несовместимые качества — бун и бу, в образе жизни «идеального» человека».

Правила поведения в обществе

  1. Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять.
  2. Зевать в присутствии других людей — признак плохого тона.
  3. Говорить, потупив взгляд, неучтиво.
  4. Нехорошо ходить, засунув руки в раз­резы по бокам хакама.
  5. Правила написания писем требуют, что­бы ты всегда отвечал письмом на письмо — пусть даже твой ответ будет длиной в одну строку.
  6. Совершив ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это сделать без промедления, она скоро будет забыта.
  7. Тот, кто пьяным хватается за меч, проявляет не только безрассудство, но и трусость.
  8. Даже если ты знаешь, что тебя могут сразить в этот самый день, ты должен достойно встретить свою смерть и позаботиться о внешнем виде. Ведь враги будут пре­зирать тебя, если ты будешь выглядеть неаккуратно.
  9. Самурай должен избегать большого количества сакэ, чрезмерной гордости и великой роскоши.
  10. Спрашивать, когда знаешь, означает пос­тупать вежливо. Спрашивать, когда не знаешь, абсолютно необходимо.

Итог

Разумеется, местами образ самураев сильно романтизирован. По сути, это обыкновенные солдаты, находящиеся на службе. История обнажает факты военных преступлений солдат каждого народа, и самураи не стали исключением. Кодекс чести — это больше для ментальной и физической подготовки, нежели для самих сражений. На войне многие пытаются просто выжить, а в таких условиях единственный закон выживания — «сильный поедает слабого». Ведь независимо от строгости и красоты кодекса люди всегда остаются людьми.

Нам, однако, знание такой воинской философии может помочь в «маленьких ежедневных войнах»

Бусидо или какой-либо кодекс чести офицера — неважно, ведь большая часть из них созданы именно для своего времени, и большинство постулатов растворились по ходу истории. Не будем же жить, вечно смотря назад, а используем знания канувших в лету учений для создания собственных кодексов чести

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector