Правописание гласных в корне: все правила в одном месте

Содержание:

Гласные ы и и после приставок

После русских и заимствованных приставок, оканчивающихся на гласную, в корне, начинающемся с и, всегда пишется и в соответствии с произношением: выиграть, воистину, доисторический, наигранный, поистине, поинтриговать, архиинтересный, прииск, происк и т. д.
При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, с корнем или с другой приставкой, которые начинается с и , пишется согласно с произношением по общему правилу ы
(после всех русских приставок), например: розыгрыш, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и, др.-рус. имати), подытожить, безыскусственный,
сызнова, безыдейный, безынициативный, безынтересный, сымпровизировать, надындивидуальный, предыстория, сызмальства, небезызлишне и т. п.

Буква и сохраняется:

  1. После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную: пан-, суб-, дез-, контр-, пост-, супер-, транс и т. п., например: панисламизм, субинспектор, дезинформация, контригра, постимпрессионизм, суперинтендант, трансиранский.
  2. После русских приставок сверх— и меж-, так как после ж и х буква ы в русском языке не употребляется, например: межирригационный, сверхизысканный, межиздательский,
    сверхинтеллигентный и др.
  3. После числительных двух-, трех-, четырех- (так как они оканчиваются на х): двухигольный, трехимпульсный, четырехимпульсный и т. п.
  4. В сложных словах: предисполкома (председатель исполкома), санинспекция, Воениздат, спортинвентарь и др.

Примеры:

  • На старости я сызнова (после русской приставки на согласную) живу, минувшее проходит предо мною (А. Пушкин).
  • Когда-нибудь монах трудолюбивый найдет мой труд, усердный, безымянный (после русской приставки на согласную) (А. Пушкин).
  • Среди ночи разыгралась (после русской приставки на согласную) метель.

§4. Гласные после шипящих

1. После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы  я, ю, ы,  а пишутся соответственно  а, у, и,  например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить.

Исключения:  брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

Примечание.  Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюлъ, Жюли, Сен-Жюст, Шырхан, Очы, Шюкюр и т.п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро  и т.п.).

2.  После шипящих под ударением в корне пишется   е(ё), соответствующее в произношении звуку     о, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется   е   (чёрный – чернеть, жёлтый – желтизна); при отсутствии таких соотношений пишется о.  Ср.:

а)  бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, жёрнов, жёсткий, зачёт, кошёлка, печёнка, пощёчина, причёска, пчёлка, пшёнка, пшённик, расчёска, решётка, сажёнки, счёт, учёба, учёт, чёботы, чёлка, чёлн, чёрт, чёрный, чёрточка, чечётка, шёпот, щёголь, щёлка, щётка;

б)  артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс   -о тк-а),трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс  -об-а), чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (словошероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное), шоры.

Примечание 1.  Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шо́мпол – шомпола́.

Примечание 2.  Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг(последние сопоставляются с корнем  жечь  –  жёг).

Примечание 3.  Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой  о, например: ки́шка – кишо́к, рожо́н – рожна.

3.  В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге, например: жоке́й , жолнё́р, жонглё́р, мажордо́м,шовини́зм, шоки́ровать, шокола́д, шоссе́, шотла́ндский, шофё́р.

4.  В собственных именах  о  после шипящих возможно как в ударном, так и в безударном положении, например: Чо́сер, Чохе́ли, Шо́лом-Але́йхем,Шока́льский.

Примечание.  О написаниях о –  е(ё) после шипящих в суффиксах и окончаниях см. §34.

Дровяная печь для отопления дома

Кирпичные печи – традиционный русский способ обогрева жилья

Самый старый способ обогрева жилого дома – растапливание дровяной печи. Традиционно такая печь выкладывалась из кирпича. В современных домах дрова используются чаще для разжигания огня, а затем в топку загружают уголь, торф или еще какое-либо топливо. Также дрова применяют для поддержания огня в каминах, которые служат скорее для создания уюта, чем для полноценного обогрева жилого дома из нескольких комнат. Таким образом, дровяная печь – это почти анахронизм, и для отопления дома этот вид топлива используется обычно в комбинации с каким-либо другим.

Найти хорошего мастера-печника в наше время довольно непросто. А ведь выкладывать печь из кирпича нужно с соблюдением тончайших нюансов.

Богатый папа бедный папа: 6 приемов манипуляции Кийосаки

Я не буду делать обзор этой книги тупо перечисляя ключевые мысли типо вот например:

Самое главное правило, нужно действовать!

вы мне скажете

Ты че дибил? Мы и так знаем что нужно действовать. Ты вообще ахренел чтоли? 

Я бы выглядел перед вами как идиот, который тупо перечисляет банальные советы, как это делает Кийосаки, словно он гений, который сам первый до этого додумался.

Вместо этого, я проанализирую почему данная книга стала такой популярной? В чем ее секрет? Ведь не смотря на то, что она такая простенькая и наивная, ее почему-то все читают и она, вот уже 20 лет, супер популярная. Почему так? Вот это я попытаюсь разгадать.

Если скучно читать, смотрите этот обзор в видео формате на ютубе.

Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением,

например: вода(воды, водный), сады(сад, садик), свинья(свиньи), яйцо(яйца ), говорить(говор, разговор), молодой(молод, молодость, молоденький), жара(жар, жаркий), шалун(шалость).

В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам. Так, безударные неполногласные сочетания ра, ла (врата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и подобные) всегда пишутся с буквой а — это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, оло (ворота, короткий, борозды, голова, волочить).

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная о проверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.

Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- — немецкий. Сравните: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.

При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-(-ива-).

Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов бросать, топтать, смотреть, молчатьследует привлекать такие слова и формы, как бросить, переброска, топчет, смотрит, смотр, молча, умолкнуть , но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а(заработать – зарабатывать, усвоить – усваиватьи т. п.).

Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.

Сравните попарно слова: частота(частый) и чистота(чистый), поласкать(ласка) и полоскать(полощет), пары(мн. ч., ср. пар ) и до поры(ср. до сих пор), леса(мн. ч., ср. лес) и лиса(ср. лисы, лисонька), посидеть(сидя) и поседеть(сед , кр. ф. от седой), развивать(развить) и развевать(веять), разрядить(разряд) и разредить(редкий), осветить(свет, осветит) и освятить(свят, святость), примерять(мерить) и примирять(м. р.).

Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е , так и с о(на письме ё). Сравните: белить(белый) и вела(вёл), село(сёлаи сельский ), шелестеть(шелест ) и шелка(шёлк), жемчуга(жемчуг ) и желудей(жёлудь).

Отзывы

Я часто слышал от знакомых, как они говорили о книге Богатый Папа Бедный Папа, типа:

Но плохие отзывы тоже есть и их в 10 раз больше. Если не верите, посмотрите на литрес.

Люди возмущаются что в книге 90% пустой болтовни про финансовую грамотность и мотивацию. И что Роберт Кийосаки это инфоцыган, который поднял деньги на своих тренингах о бизнесе, и люди идиоты во все это поверили и побежали отдавать ему свои денежки.

Может быть и правда Роберт Кийосаки мошенник и инфоцыган, но не мне судить. Мне интересно другое. Почему эта книга, не смотря такие на плохие отзывы, стала такой популярной?

Значит Кийосаки все-таки как-то зацепил аудиторию? Что-же такого он написал, что книга так откликается у аудитории? А на ютубе я вообще удивляюсь как обзоры на эту книгу набирают по несколько миллионов просмотров.

Как так то? Давайте разберемся, ведь если мы разгадаем эту тайну, то сможем как Кийосаки влиять на людей, в наших постах, статьях и роликах.

Я нашел шесть причин популярности этой книги.

Слова с чередованием е и и

Правило звучит так: если за корнем стоит суффикс -а-, то в корне пишется и, а если суффикса нет, пишется е

Знакомство с этим правилом лучше всего начинать с наиболее простого примера – орфограммы с женским именем. Часть корня, а именно -ир-, соединяется с суффиксом -а-, вот и получается женское имя. Примеры: обтирать – обтереть, замирать – замереть.

Чуть сложнее примеры, где чередование е–и сохраняется. Например, в словах с суффиксом -а- – расстилать, зажигать, блистать, рассчитать стоит и, а если суффикса нет, то е (расстелить, зажечь, блестеть, расчет).

Однако у суффикса -а- характер поистине генеральский: мало «командования парадом» в корнях с чередованием е–и, так еще нужно активно участвовать в чередовании одной буквы с двумя. Как это получается? А вот как: если нанять пишется через я, то в слове нанимать при появлении суффикса получается буквосочетание има. Похожий пример – начать – начинать: как только появился суффикс, а сменяется буквосочетанием ина. Такие вот интересные орфограммы с безударными гласными.

Прочие сочетания

Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) — град (ст. слав.); здоровье (русск.) – здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) — младое (ст. слав.); золото (рус.) – злато (ст. слав.); берег (рус.) – брег (ст. слав.); дерево (рус.) – древо (ст. слав.); шлем (рус.) – шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) – млечный (ст. слав.). Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова – крава; мороз – мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках. Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое — наименовании населённого пункта. Исходным словом является «благо».

Немного теории из высшей школы

В вузе с безударными гласными дела обстоят сложнее, чем в школе.

Все слоги в словах делятся на четыре группы:

  1. Ударные – на которые падает ударение.
  2. Заударные – находятся за ударным слогом.
  3. Первые предударные – безударный слог, который предшествует ударному.
  4. Вторые предударные – слог предшествует первому предударному.

Рассмотрим каждый слог слова “перекресток”. “Кре” – ударный, “сток” – заударный, “ре” – первый предударный, “пе” – второй предударный.

Теперь разбираемся с безударными гласными.

О и А в первом предударном слоге после твердых обозначают звук, близкий к а, который в транскрипции обозначается знаком “/\”. Это почти А, но не такой длинный и четкий, как под ударением (в слове “мама”, например).

О, А, Э во втором предударном и в заударном слоге после твердых произносятся очень коротко, мы не можем понять, что это вообще за звуки – то ли О, то ли А, то ли Э. Поэтому в фонетической транскрипции для них создан особый знак – .

Э после твердых в первом предударном слоге произносится как Ы с призвуком Э –

Рассмотрим позиционную мену О, А, Э после мягких. В первом предударном слоге они обозначают И с призвуком Э – . Во втором предударном и в заударных слогах мы произносим очень короткий и непонятный гласный, который в фонетике отображается знаком .

Мы не углубляемся в фонетику, поэтому материал об исключениях, транскрибировании некоторых заимствованных слов я не даю.

Если характеризовать ударные и безударные звуки по подъему и ряду, как мы делали это в общей статье про гласные, получится такая таблица:

Как не ошибиться в безударных гласных

Слова с безударной гласной подставляют сложность для пишущего, так как в них очень легко ошибиться. Чтобы этого не произошло, надо постараться проверить безударную гласную, если это возможно.

Несмотря на то, что это тема изучается ещё в 3 классе, она создает проблемы даже для взрослых людей.

Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, надо сначала определить, можно ли проверить ударением в таблице. Мы знаем, что безударные гласные в корне могут писаться по одному из трёх правил: проверяемые безударные гласные в корне, непроверяемые, то есть словарные, и чередующиеся.

Секрет

Пятая причина это секрет. Книга Богатый Папа бедный Папа постоянно намекает, что мы типа узнаем то, что никто не знает. Что все люди где-то там как стадо, как роботы живут, а мы сейчас узнаем секрет и тайну, которую никто не знает. И это хорошо срабатывает, потому что, не смотря на то, что в книге 90% воды, люди все равно дочитывают ее до конца, в надежде узнать это заветную тайну и стать особенным.

Книга постоянно напоминает о том, что вы увидите то, что не видят все другие. Что большинство людей не знают того, что сейчас узнаете вы! Она так сильно об этом намекает, что люди дочитывают книгу до конца, но в конце так и не получают ничего, кроме очевидных вещей и поэтому идут в интернет писать плохие отзывы.

Складывается такое ощущение, что типа вот мы бедные, но мы удостоились шанса подглядывать за тем, как живет и мыслит богатый человек. и узнать СЕКРЕТ!

Автор очень часто использует фразу большинству не в домек, большинство не знают… большинство не догадываются, и такими фразами, он делает нас читателей особенными:

Большинство людей останутся глупыми, а вот ТЫ! Читая мою книгу сейчас станешь просветленным гением, супер богатым и успешным.

Прочитав книгу, ты будешь думать и верить, что весь мир, все люди и общество, они затюканные, ленивые, живут в страхе и неуверенности, бедные и ТЫ тоже был таким, НО ты прочитал эту книгу и теперь ты другой, ты особенный… )))

На протяжении всей книги автор намекает, что надо быть не таким как все, надо поступать по другому, но все эти мотивацинные советы, они точно такие же как и в тысячах других книг по саморазвитию.

Например, то что наш Ум как мышца, если постоянно напрягать его, то он становится сильнее. Или то, что умный человек нанимает людей, которые умнее его самого. Или то, что нужно изменяться самому, а не ждать пока изменится все вокруг. Или то, что победители черпают вдохновение в своих поражениях.

Автор видимо перечитал все духовные книжки, которые существовали в тот момент, взял из них все мудрые советы и затрамбовал их в свою, и адаптировал под инвестиции и упаковал под видом мышления богатого человека.

Эту книгу прочитало уже наверно половина планеты и поэтому информация в ней уже обесценилась. И какой-тогда смысл читать то, что и так уже всем известно? Информация уже не уникальная.

§3. Чередующиеся гласные

Чередование  а  и  о

1.      В корне  гар —  –  гор- под ударением пишется  а, без ударения –  о; зага́р, уга́р – загоре́лый, угоре́ть.

Исключения:  вы́гарки, и́згарь, при́гарь (специальные и диалектные слова).

2.      В корне  зар —   –  зор — под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –  а: за́рево, зо́рька – зарни́ца, озаря́ть.

Исключение:  зорева́ть.

3.      В корне  кас —   –   кос(н)- пишется  о, если дальше следует согласная  н, в остальных случаях –  а:  касаться, касательная – коснуться, прикосновение.

4.      В корне  клан-  –  клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –  о:  кла́няться, покло́н – поклони́ться,поклоне́ние.

5.      В безударном корне  лаг-  –  лож-  перед  г  пишется  а,  перед  ж  –  о:  предлага́ть, прилага́тельное – предложи́ть, обложе́ние.

Исключение:  по́лог  (семантически уже не связывается с корнем  лаг-  –   лож-).

6.      Корень  мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»:  макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень  мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну́ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

7.      В корне  плав —  гласный звук может быть ударяемым и безударным:  пла́вать, плаву́честь, поплаво́к. Корень  плов- содержится в словах  пловец ипловчиха;  корень  плыв- – в слове плывуны.

8.      Корень  равн —  имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»:  уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень  ровн —  – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен  (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).

9.      В корне  раст —  –  рос-  пишется а перед последующим сочетанием  ст  (также перед  щ), в остальных случаях пишется  о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.

Исключения:  отрасль (хотя нет  cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть  cm).

10.  В безударном корне  скак —  –  скоч —  перед  к  пишется  а, перед  ч  –  о: подскака́ть  – подскочи́ть.

Исключения:  скачо́к, скачу́.

11.  В корне  твар —  –  твор —  под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –  о: тварь, тво́рчество – твори́ть, творе́ц.

Исключение:  у́тварь  (семантически уже не связывается с корнем  твар —  –  твор -). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного  о: уговори́ть   – угова́ривать, затро́нуть – затра́гивать, зарабо́тать –зараба́тывать (см. §1, примеч. 2).

Чередование е  и  и

12.  В корнях  бер —   –  бир -, дер-  –  дир -, мер-  –  мир-, пер-  –  пир-, тер-  –  тир-, блест-  –  блист -, жег-  –  жиг-, стел- –  стил-, чет-  –  чит- пишется  и, если дальше следует суффикс  -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется  е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключения:  сочетать, сочетание.

Чередование а(я) и им, а(я) и ин

13.  В корнях с чередованием  а(я)  –  и м, а(я)  –  ин  пишутся  им  и   ин,  если дальше следует суффикс  -а-: сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать.  Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать  и др. В производных формах сохраняется  им,  даже если дальше и не следует суффикс  -а -,  например:  сниму, сними, подниму, подними и т.д.

Как проверить безударные гласные в корне слова?

Существуют несложные действия, совершив которые, пишущий сможет проверить сомнительный случай. Чтобы установить, какую букву употреблять, нужно:

— Найти корень в слове (например, болеет – корень «бол»).

— Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (болеет – больно).

— Особый случай – буква «ё», которая всегда находится в «сильной» (ударной) позиции. Это означает, что в словах одного корня в слабом положении будем писать «е». Например: вёсны – весна, звёзды – звезда, налёт – налетать.

Определение ударением гласной в корне позволяет правильно писать все однокоренные слова: весна – весной – весенний, морской – море – заморский.

Выполнение процесса

Чтобы не нанести вреда устройству, нужно знать о ремонте различных его деталей. В текущее обслуживание входит несколько этапов, к которым относят проверку, очистку и регулировку. До начала работ необходимо отключить систему и источник поступления газа. Затем ждут остывания отключенной системы.

Осмотр важных компонентов

Этот шаг необходим для диагностики состояния оборудования. Сначала осуществляется проверка бумаг и гарантийное пломбирование для определения соответствия монтажа СНиПу и правилам использования. Чтобы котел работал, требуется электричество и газ, поэтому осматривают и электрические детали.

Сначала снимают с агрегата защитный корпус и по очереди исследуют элементы и уровень их изношенности.

Проверку проводят для выяснения:

  • исправной работы аварийных автоматов;
  • наличия давления в газовом клапане;
  • состояния электродов розжига, если такие присутствуют;
  • целостности конструкции;
  • функционирования электроники;
  • исправности соединений в газоподводящих каналах.

После контролируют и подкачивают расширительный бачок, защищающий системные детали и компенсирующий давление, которое возникает во время расширения теплоносителя. Специальными приборами исследуют агрегат, защитные элементы и газовые коммуникации. Давление при холодной воде в среднем будет составлять 1.1-1.3 бара. Точный показатель зависит от вида оборудования. После нагревания значение не должно быть выше того числа, которое указано в документах от котла.

Очистка от загрязнений

Сначала нужно опустошить оборудование и осмотреть газовую горелку, определяя направление и качество пламени.

По очереди необходимо снять и прочистить следующие детали:

  1. Подпорная шайба. Прибор, контролирующий положение факела по отношению к установленному теплообменнику.
  2. Воздушный датчик, регулирующий соотношение газовой и воздушной смеси.
  3. Сигнализатор пламени, срабатывающий при уменьшении тяги.
  4. Электрод, отвечающий за поджигание воздушно-газовой смеси.

Чтобы окалина не засоряла горелку, ее необходимо своевременно очищать, используя специальную щетку.

Высокие температуры и оседание нагара приводит к деформации конструкций из металла. Горелку относят к важным рабочим элементам устройства, поэтому она не должна засоряться окалиной. Деталь очищают специальными щетками. Горелка работает нормально, когда пламя голубого оттенка. Если его цвет стал желтым, то из элемента необходимо удалить загрязнения.

Чтобы оценить настройки горелки и проверить ее работу, нужно провести замер и анализ отработанного газа в котле. Мягкой щеткой и пылесосом очищают камеру сгорания и все части оборудования, соприкасающиеся с факелом. Металлическое изделие с жесткой щетиной не подходит для прочистки форсунок. Патрубок, предназначенный для подведения газа к горелке, нужно снять, разобрать и продуть под давлением.

Проверка функциональности

Работа агрегата без наблюдения осуществляется с помощью автоматического регулирования, которое может иметь разный уровень сложности. Эта техника часто страдает от перепадов напряжения. Неполадки в электронике рекомендуется устранять сразу и вовремя регулировать систему.

Ежегодно должен проверяться присоединенный к газовому котлу бойлер, обеспечивающий снабжение системы ГВС.

Ежегодной проверке подлежит бойлер, подсоединенный к газовому котлу и снабжающий оборудование ГВС. Чтобы узнать состояние узла безопасности и выявить уязвимые части прибора, необходима имитация аварии. После такой ситуации отслеживают скорость работы сигнализаторов, герметичностью клапана и другими деталями.

Если блок работает некорректно, то его нужно разобрать и заменить мембраны. Вводная часть газового патрубка также осматривается. Весь газопровод изучают, в особенности места соединения труб снаружи, и определяют уровень давления в нем. Если есть необходимость регулировки арматуры, то ее выполняют. Когда на трубах трескается краска, изделие окрашивают.

После проведенной работы нужно выставить показатели, которые указаны производителем в документах, после сделать проверку оборудования. Мастером должны заполняться бумаги, в которых он ставит свою подпись и указывает дату следующего обслуживания.

Употребление букв э — е, ё

Буква э пишется:

  1.  В начале некоторых русских слов: этот, это, эти, этак, этакий, эдак, эдакий, экий, эва, эвон, эвот (прост.), эхма, эк, эка (прост.), эй, эге, э-ге-ге, э-хе-хе.
  2. В начале заимствованных слов: эстетика, эпитет, эскимо, эпопея, эфир, энергия, эпиграф, эгоизм, эволюция, эмоция, эпатаж и др.
  3. Буква э сохраняется и после приставок: переэкзаменовка, сэкономить, антиэстетический, наэлектризовать, реэк спорт и т. п.
  4. В начале собственных имен и географических названий: Эмиль, Эдуард, Эразм, Эрнест, Эльвира, Элла, Эквадор, Эльбрус, Эгейское море, Эльба и др. Однако в древнейших заимствованиях Европа, Египет, Еврипид, Ева пишется буква е.
  5. В сложных словах: двухэлементный, политэкономия, полиэфирный, полиоэнцефалит, квинтэссенция и т. д.
  6. В сложносокращенных словах: ГРЭС, ТЭЦ, ЛЭП (линия электропередач), ГЭС и др. Но слово ЮНЕСКО пишется с буквой е.
  7. В середине и в конце заимствованных слов после гласных о: поэма, алоэ, орфоэпия, каноэ, дуэт, дуэль, менуэт, силуэт, суэцкий, пируэт, а также в иностранных фамилиях и географических наименованиях: Моэм, Хемингуэй, Уэльс, Пуэрто-Рико, Форт Уэрт, Куэнь-Лунь и др.

Но слово проект и его производные (проектирование, проектированный, проектировать, проектировка, проектировочный, проектировщик, проектный, проектор, проекционный, проекция) пишутся через е.

После гласной а пишется и буква э, и буква е, например: маэстро, фаэтон, но траектория, а также реестр, феерия.
Правописание таких слов проверяется по словарю.

Буква е пишется:

1. В середине и в конце заимствований после согласных:

  1. в нарицательных существительных: кафе, пюре, пенсне, безе, галифе, эссе, турне, тире, гофре, денди, тест, модель, теннис, синтез, шатен, коттедж, фонема, метр.
  2. Исключения: мэр, пэр, сэр и их производные {мэрия, пэрия, пэрство), пленэр, удэге, удэгеец;
  3. В собственных именах и географических названиях: Вагнер, Чосер, Шопен, Ромен Роллан, Визе, Хосе, Стендаль, Туапсе, Тананариве и др. Исключения: Бэла, Бэкон, Вэнеску,
    Бодуэн де Куртенэ, Кабэ, Улан-Удэ, Хуанхэ, Сухэ-Батор, Сихотэ-Алинь и некоторые другие. Названия иностранных газет и журналов пишутся по-разному: одни с е («Юманите», «Руде
    право», «Твентис сенчури» и др.), другие — с э («Фратернитэ», «Ревю милитэр женераль» и др.). Слова мэгэзин (журнал) и джорнэл (газета, журнал) пишутся с э (журнал «НьюЙорк тайме мэгэзин», «Уолл-стрит джорнэл»)’,
  4. В частицах, предлогах и союзах де, дер, делъ, делла, а также в словах Сен и Тер, входящих в состав иноязычных имен и фамилий: фон дер Гольц, Андреа делъ Сартро, Лука делла
    Роббиа, Сен-Симон, Тер-Гевондян, Анжелло де Торро и др.

2. После гласной и: пациент, диета, диез, гигиена, полиомиелит, реквием, аудиенция и др. Исключение: Мариэтта, агентство «Ассошиэйтед Пресс» и некоторые другие собственные имена.Буква ё (употребляется для обозначения звука после мягких согласных) появилась в русском алфавите в XVIII в.

Ее ввел Н. М. Карамзин. Но эта буква не получила широкого распространения вплоть до наших дней: ее написание считается необязательным. Однако в ряде случаев ее необходимо
обозначать.

  1. Когда нужно предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем’, всё в отличие от все; вёдро — от ведро’, совершённый (причастие) —
    от совершенный (прилагательное).
  2. Когда надо указать произношение малоизвестного географического названия. Например: река Олёкма, Ега, Тёша, Оленёк и др.
  3. Для подчеркивания ударения в фамилиях: Бокарёв (а не Бокарев), Дикарёв (а не Дикарев), Гёрлиц (а не Герлиц), Будё (а не Буде) и др.
  4. В специальных текстах для указания ударения и правильного произношения: в букварях, школьных учебниках, учебниках орфоэпии и т. п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения.
    В иноязычных словах в начале слов и после гласных вместо буквы ё пишется йо, например: йод, йот, район, майор, йодоформ, йотированный, Иожеф, Йокаи, Йокуль, Йорген,
    Йошкар-Ола, Йорк, Йоркшир, Нью-Йорк, микрорайон, майонез, майолика.

Буквенное сочетание ьо пишется в заимствованных словах, если звуки следуют за согласной: батальон, бульон, медальон, компаньон, шиньон, почтальон, каньон, павильон и др.

  1. Слуга разносил коктейли и крошечные сэндвичи (заимствование, искл.) (И. Радунская).
  2. Он протер пенсне (заимствование, после согласных), внимательным взглядом окинул зал (Б. Горбатов).
  3. Я приехал туда на белой моей лошади и в белом кителе со стеком (заимствование, после согласной) (А. Блок).
  4. Да война-то вот какая, поспел и он, воюет на энском (в начале слова) направлении (Г. Бакланов).
  5. В интереснейшем по составу турнире юный маэстро (заимствование, после гласной) даже не ставил перед собой творческих задач (М. Тайманов).

Орфограмма

Безударная непроверяемая гласная корня вызывает трудности при правописании, поскольку ее невозможно проверить (только помнить орфограммы).

В безударном положении гласные слышатся нечетко. На слух нельзя понять, какая именно гласная должна быть написана в слове: может слышаться одна, а писать нужно другую.

Непроверяемая гласная никогда не бывает в сильной позиции.

Все слова с гласной в корне, которую нельзя проверить считаются словарными. Их правильное написание нужно только запоминать. Для самопроверки стоит воспользоваться орфографическим словарем.

Существуют упражнения, которые стоит регулярно самостоятельно выполнять. Они помогают заучивать слова с непроверяемыми гласными, Можно записать проблемное слово, выделить нужную гласную, поставить ударение, подобрать несколько однокоренных слов.

You are here

С образовательным порталом «Школково» вы сможете полноценно подготовиться к аттестационному тестированию!

Чтобы упражнения в ЕГЭ по русскому языку по теме: «Безударная проверяемая гласная» не ставили выпускников в тупик, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Мы собрали воедино весь материал, который требуется учащимся старших классов для полноценного повторения основных разделов из школьного курса. Опытные преподаватели «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально простой и понятной форме.

Мы уверены, что только поэтапный переход от простого к сложному является залогом успешной подготовки к аттестационному тестированию. Он позволяет учащимся старших классов определить наиболее сложные для себя темы и восполнить имеющиеся пробелы.

Вначале школьникам предлагается вспомнить основной теоретический материал (что такое безударные проверяемые, непроверяемые гласные, как избежать распространенных ошибок при их написании и проч.). Затем учащиеся могут проверить собственные знания на практике. Большая подборка упражнений, которая систематически дополняется, представлена в соответствующем разделе сайта «Школково».

Уже ознакомились с примерами заданий по теме: «Проверяемые гласные» и хотите закрепить теоретические знания на практике прямо сейчас? Тогда просто выберите несложное упражнение и попробуйте его выполнить. Вы не столкнулись с трудностями и потратили совсем немного времени? В этом случае можно смело переходить к более серьезным заданиям. А если у вас все же появились вопросы, тогда вам непременно стоит как можно скорее начать готовиться к единому госэкзамену по русскому языку вместе с нами.

Изучать теорию, примеры и выполнять задания по теме: «Гласные, проверяемые ударением» и из других разделов вы можете в онлайн-режиме. Занятия на нашем сайте доступны как школьникам, проживающим в столичном регионе, так и учащимся из отдаленных российских областей.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука + гласный (еда, краевед).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука ) также пишется е, а не э.

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Пишется Е Пишется Э
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери. 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ.
2. После гласной и, например: диета, реквием, кариес. 2. После гласных (кроме и) в соответствии с произношением пишется э, например: силуэт, поэзия, дуэт.
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия. 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить).

 Упражнения к теме «2.3. Правописание гласных в корне»

  • 2.1. Состав слова
  • 2.2. Корень слова
  • 2.3. Правописание гласных в корне
  • 2.4. Правописание согласных в корне
  • 2.5. Приставки
  • 2.6. Правописание приставок
  • 2.7. Суффиксы. Постфиксы
  • 2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах
  • 2.9. Основа и окончание
  • 2.10. Словообразование. Основные понятия
  • 2.11. Основные способы словообразования
  • 2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
  • 2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
  • 2.14. Слитное и дефисное написание сложных слов
  • 2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Проверяемые безударные гласные

Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.

Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:

“Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.

Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.

В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”.  Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.

Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector