Связь мышления и языка: мыслительный процесс, словарная база человека, проблемы при отсутствии взаимосвязи

Работы и их содержание: любопытные аспекты

Рассматривая в качестве средства мышления язык, Выготский потратил немало времени, наблюдая за обезьянами. В рамках экспериментов удалось выявить тот факт, что генетический уровень происхождения рассматриваемых явлений отличается, и процессы развития протекали независимо один от другого. Выготский установил, что в периоды развития истории соотношение мыслительного процесса и речи менялось, некоторого постоянного, стабильного значения не существует. Также он заметил, что обезьяны, сходные с человеком, проявляют интеллектуальные реакции лишь применительно к орудиям, но не показывают связи между общением и размышлениями. Удалось выявить фазы, предшествующие формированию интеллекта у животных и способности общаться вслух.

На основании наблюдений были сформулированы выводы, посвященные двум вариантам проявления речи в человеческом социуме. Первый, определенный Выготским, – общение. Способ предполагает озвучивание того, что человек думает, с участием во взаимодействии нескольких персон, передающих друг другу некоторые сведения. Второй тип речевого проявления – это объединение того, кто слушает, с тем, кто произносит. При этом словесная мысленная форма превращается в средство мышления. Такое разделение позволяет выделить внешний, внутренний речевые форматы. В первом случае мысль отражается лексическими оборотами и подчиняется структурам языка, во втором случае речь идет о придании некоего смысла конкретной мысли. Выготский, формулируя такие заключения, считает внешний речевой формат начинающимся от использования слова с постепенным применением все более развернутых и сложных структур. Внутренний прогрессирует от целого к некоторому аспекту, от мысли – к конкретному слову.

Развитие мышления и речи

До недавнего времени в психологии бытовало мнение, что речь и мышление выполняют разные функции, а их развитие протекает индивидуально и независимо друг от друга.

Так, ранее основной функцией речи считалась – коммуникативная функция. То есть, речь выступала как одно из основных средств общения между людьми. Возникновение речи связывали с потребностью людей взаимодействовать друг с другом в процессе определенного вида деятельности. Однако, позднее было доказано, что речь связана с мышление и во многом зависит от его развития. Так, маленькие дети и животные общаются между собой не при помощи речи, а при помощи иных средств (мимика, жесты, позы и т.д.), то есть их средства общение не связаны с мышлением. Используемые средства направлены на отражение своего внутреннего состояния или выражение своего действия, мысли данные средства не выражают.

В филогенезе и онтогенезе психологии речи и мышления принято выделять следующие фазы:

  1. Доречевая фаза развития интеллекта.
  2. Доинтеллектуальная фаза развития речи.

Замечание 4

Переломным моментом в развитии речи и мышления является период, когда мышление становится речевым, а речь – интеллектуально развитой.

Определить наступление данного критического момента речевых и мыслительных функций можно по активному увеличению словарного запаса и расширению коммуникативного словаря. Ребенком впервые открывается символическая функция речи и понятие слова, как средства общения, которое используется не только для коммуникации, но и для решения различных задач.

Замечание 5

Таким образом, речь и мышление находятся в тесной взаимосвязи. Их качественное развитие и функционирование требует от индивида наличия определенного количества словарного запаса, который необходим для того, чтобы с помощью речи выразить собственные мысли.

Языки мира. Виды классификации языков (генеалогическая, типологическая). Понятие языковой семьи, группы языков. Понятие языкового типа.

Классификация
языков

– это распределение языков мира по
определённым рубрикам в соответствии
с принципами, вытекающими из общей цели
исследования, и на основе определённых
признаков.
Существуют
два основных вида классификации языков
– генеалогическая и типологическая.
Основное различие между ними в том, что
первая базируется на понятии родства
языков, вторая – на понятии сходства
(формального или семантического), причём
она также может (но не обязательно)
представлять собой классификацию с
иерархией уровней (родо-видовыми
отношениями). С точки зрения своих целей
они не сводимы одна к другой, но их
принципы могут пересекаться: генеалогическая
классификация нередко строится с учётом
типологических признаков, что бывает
неизбежным при недостаточной сравнительной
изученности соответствующих языков,
когда их генеалогическая классификация
носит предварительный характер.
Независимость двух видов классификации
проявляется в возможности типологической
классификации в пределах уже установленных
генеалогических группировок. 
Существует
и третий вид классификации – ареальная,
занимающая хотя и автономное, но
промежуточное положение между двумя
указанными классификациями. 
Она
учитывает распространение языковых
явлений в пространственной протяжённости
и межъязыковом (междиалектном)
взаимодействии. Ареальная классификация
возможна и для идиомов (различных
языковых образований — языка, диалекта,
говора, литературного языка, и других
форм существования языка) внутри
генеалогической классификации (напр.,
полесский ареал, охватывающий
6елорусско-украинские диалекты), и для
языков разной генетической принадлежности
(напр., карпатский ареал венгерско-славянских
диалектов). При
генетическом подходе к классификации
оперируют такими категориями, как семья,
ветвь, группа и т.п., при типологическом
— тип, класс, при ареальном — ареал,
зона. 
Только
генеалогическая классификация. носит
абсолютный характер (каждый язык
принадлежит к одной определённой
генеалогической группировке и не может
изменить этой принадлежности; случаи
ошибочного отнесения языка к одной
семье или группе с последующим переносом
в другую семью в расчёт не принимаются).
Типологическая классификация всегда
относительна и исторически изменчива
ввиду изменчивости самой структуры
языка и её теоретического осмысления;
ареальная классификация обладает
большей или меньшей устойчивостью в
зависимости от характера параметров
классификации. Только для ареальной
классификации существенна территориальная
локализация идиомов, генеалогическая
и типологическая классификации строятся
независимо от пространственного
размещения языков.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Характеристики

Мыслительные процессы:

  • протекают основываясь на уже имеющейся базе знаний;
  • связаны с деятельностью индивида;
  • отражают взаимосвязь в словесной форме;
  • исходят из живого созерцания.

Характеристики мышления:

  • продуктивность;
  • скорость, темп;
  • целенаправленность;
  • стройность, которая может быть логической, грамматической.

Характеристики речи:

Голос — это практическое средство донесения формирующихся мыслей до других людей. Если применять голосовые навыки правильно, ими можно пользоваться как мощным инструментом для оказания воздействия на окружающих.
Темп. Этим понятием описывают речевую скорость, произношение отдельных слов с определенными задержками. Если индивид профессионально владеет речевыми навыками, он без труда сможет корректировать темп, зависимо от того, какую информацию он излагает.
Громкость. Зависимо от обстоятельств, индивид изменяет громкость голоса

Некоторые слова нужно выделить громкостью, чтобы акцентировать на них внимание окружающих.
Высота голоса. С ее помощью можно передавать свое психологическое состояние окружающим

Например, если человек использует низкий голос, он кажется гораздо увереннее.
Интонация. С ее помощью можно по-разному трактовать одни и те же слова. Только с помощью интонации можно сделать вопросительное или восклицательное предложение если идет устное описание.

Чтобы строить конструктивный диалог с окружающими, нужно уметь влиять на других людей.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Образы и опыт

В работах Выготского, посвященных связи языка и мышления, можно найти сравнение процесса создания нового высказывания с облаком, из которого рано или поздно начинается словесный дождь

Одновременно ученый обращал внимание на совершение мысли, а не ее воплощение в словесной форме. Рубинштейн, еще один известный специалист в сфере психологии, предлагал оценивать речь как вариант формулировки мысли, причем процесс сопровождается формированием

Сходные изречения можно видеть у классиков марксизма, предлагавших рассматривать язык как материю, отягощающую человека. Энгельс сравнивал ее с проклятием человечества. Впрочем, из опыта повседневности человек может заключить: зачастую осознанные действия не требуют оформления в слова. Совершая простейшие манипуляции, человек не произносит их вслух. Далеко не всегда удается ощутить внутреннюю речь.

Изучая язык, функции языка и мышление, ученые пришли к выводу, что словесная – это не единственная доступная человеку форма мыслительного процесса. Она относится к одному из ключевых типов, но наравне с ней есть и практическое действенное, а также наглядное образное, техническое. Практическое действенное считается первичным вариантом, поскольку именно так человек впервые смог успешно выйти на охоту. Лишь затем появилось образное, наглядное мышление. В примерах это можно описать воспоминанием об успешной охоте с применением образа в будущем для оценки возможных выгод от повторения набора действий. Лишь на базе этих двух типов сформировалось логическое словесное мышление. Если проводить параллель примеров, то его можно иллюстрировать как передачу сведений об успешной охоте и получаемых через нее выгодах новому поколению.

Мысли и слова

В последние годы обозначенная проблема становится особенно важной и требующей внимания в силу развития искусственного интеллекта. Социальный заказ оказывает существенное давление на научные области, а ИИ представляет собой тему для исследования ученых уже с середины прошлого столетия

Лица, занятые в этой сфере, особенно заинтересованы в обозначении связи мышления и языка, поскольку постоянно вынуждены учитывать результаты взаимного влияния. Интеллект в простейшем понимании этого термина – разум и рассудок. Более широкая трактовка включает волевые проявления, память и информацию, накопленную об окружающем пространстве. Способности интеллекта персоны заметны в мыслительных процессах, доступных ей. Интеллект можно приравнять к системе мышления в том виде, в каком он воспринимается большинством. На практике ряд речевых отклонений воспринимается окружающими как проблемы мыслительного процесса человека.

Язык – основной метод передачи другим людям сведений, информации, знаний. Выявить сущность мысли непросто, преимущественно это осуществляется через определение психической структуры и намерения персоны. В посвященных языку и мышлению работах Бенвениста можно видеть умозаключения о том, что намерение получает языковое оформление и не может отделиться от языка, стать выше его, иначе мысль становится неопределенной и ее содержание не удается воспринять корректно. Помимо языка, есть лишь побуждения, импульсы воли, отраженные жестами, мимическими инструментами, но недостаточно ясные для продуктивного взаимодействия. Некоторые считают, будто бы язык представляет в некоторой степени одежду для мыслей, но Бенвенист признает это мнение категорическим заблуждением, призывая расценивать слова как часть мысли, которую нельзя отнять, в то время как от одежды избавиться можно. Он признает бессмысленными изыскания на тему обхождения языка при мышлении и исключении его в виде некоторой помехи.

3 Подарить красивое интимное белье

Покупать красивое нижнее белье нужно без жены (или девушки). Комплект белья должен нравится мужчине, вызывать у него желание. Ведь не секрет, что предпочтения у представителей противоположного пола разные: мужчины предпочитают сексуальность и нарядность, а женщины чаще выбирают практичность.

Сюрприз в виде очаровательного комплекта будет оценен по достоинству. Когда мужчина преподнесет комплект белья жене и попросит примерить его, то возлюбленная будет заинтригована.

Если муж не ходит со своей любимой по магазинам, ему стоит подготовиться: изучить бирки на ее белье, чтобы знать, какой размер она носит и какие бренды предпочитает

Многие мужчины удивятся, но последнее для женщин очень важно. Если средства позволяют, то можно зайти и в какой-нибудь очень дорогой бутик

Фирменный пакетик точно приведет жену в восторг, а ночь будет вдвойне бурной.

Язык и речь

Несмотря на частичную схожесть, язык и речь являются двумя абсолютно разными понятиями. Язык являет собой знаковую систему, при помощи которой происходит обмен информацией. При помощи языка конкретное общество поддерживает коммуникацию. Язык имеет также главные функции, к которым относится:

  • мыслеформирующая, которая отвечает за «рождение» и воспроизведение мыслей;
  • когнитивная способствует изучению мира, его познанию и передачи необходимой информации от поколения к поколению;
  • коммуникативная, которая отвечает за общение в обществе.

Речь представляет собой процесс общения посредством языковых конструкций, которые создаются на основе разнообразных правил. В случае, если язык является постоянной формой, то речь может меняться в зависимости от ситуации и личностных качеств человека. К основным функциям речи можно отнести следующие:

  • коммуникативная, которая отвечает за сбор и передачу информации;
  • директивная функция заключается в желании говорящего повлиять на собеседника для получения какой-либо реакции;
  • экспрессивная направлена на то, чтобы выразить эмоции и чувства говорящего по отношению к тому, что он доносит;
  • фактическая используется для установки связи и контакта во время общения;
  • метаязыковая функция отображает речевые проблемы, когда от говорящего требуются комментарии.

Книга-сейф

В 26 лет у парня точно есть серьезные планы, на которые пока не хватает средств. Оригинальная книга-сейф будет отличным подарком и стимулятором для начала накоплений. Тайный «Сбербанк» успешно затеряется в книжном шкафу. А места в сейфе хватит и на машину, и на путешествие!

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Споры не утихают

В рамках оценки связи мышления и языка звучат иные заключения, позволяющие поспорить с выводами Шлейхера. Многие предпочитают не считать описанные категории тождественными, а лишь признать их тесно связанными друг с другом и взаимно влияющими на развитие. Всякий язык (а их существует огромное количество) имеет особенности грамматических правил и форм, морфологические нюансы. В рамках одного языка возможны разные интерпретации, определяющиеся национальной принадлежностью персоны. Одновременно существуют специфические, редкие языки. Известный американский специалист по лингвистике Уорф считает, что речевые специфические особенности ответственны за формирование мыслительного образа и сценария мыслей, присущего персоне. В некоторой степени это индивидуальный менталитет, непонятный представителям других наций.

В рамках связи мышления и языка особый интерес представляют глухонемые, общающиеся между собой специфическим методом, неясным для большинства обывателей. Звук для таких людей не является опорной точкой, при этом никто не станет спорить с наличием мыслительного процесса у человека с подобной проблемой здоровья.

Мышление сильно влияет на язык, поскольку контролирует речевой аппарат. Ученые сходятся во мнении, что язык и мыслительные процессы – это хоть и два противоречащих друг другу явления, но одновременно являющиеся единством.

Происхождение мышления и речи

Хотя мышление и речь существовали бок о бок друг с другом во время развития человечества, всё же они являются раздельными, самостоятельными понятиями. Считается, что речь возникла для процесса взаимодействия людей друг с другом в ходе какой-то общей целенаправленной деятельности для более эффективного её осуществления, а процесс мышления существовал отдельно от неё. Это видно на примере животных и их действенного подхода к каким-либо стоящим перед ними небольшим задачам, которые они способны решать несмотря на отсутствие речи.

Первоначально речь была инструментом для того чтобы охарактеризовывать какие-то необходимые знания о предметах, полученные во время трудовой деятельности для более лучшего их понимания и характеристики. Таким образом, речь была необходима для более эффективного существования. Такая речь, естественно, не была столь богата, как та, которой мы пользуемся сегодня. Она представляла собой отдельные смысловые единицы, которые использовались как целые предложения и иногда имели одновременно несколько смыслов, абсолютно разных по значению. В это время из-за многозначности речевых единиц речь применялась непосредственно во время совершения какого-либо действия или проживания ситуации. Любопытно, что во время развития речи у детей наблюдается отчасти похожее использование слов и ребёнок может использовать одно и то же слово для характеристики целой группы предметов, которые на первый взгляд могут быть не связаны между собой.

В дальнейшем при развитии речи она всё больше отходит от исключительно практического применения и возникает внутренняя речь, которая играет важную роль в процессе мышления. Внутренняя речь делает возможным мышление не только непосредственно во время выполнения практической задачи, но и для внутреннего осмысления какого-либо действия, создания идеализированной воображаемой модели события или явлений. Возникает в принципе такой мощный и важный инструмент мышления как воображение, позволяющее в том числе прогнозировать какие-либо события без непосредственного участия в них. Благодаря новым возможностям развитого мышления происходит и дальнейшее развитие речи для удовлетворения нужд мышления.

Процесс совместного роста мышления и речи становится неотделимым.

Методы развития

Мышление и речевые навыки можно развивать в любом возрасте.

Для этого психологи создают новые методики, упражнения, многие из которых являются эффективными как для взрослых, так и для детей.

Методы развития речевых навыков:

  1. Наглядные — позволяют создать богатую теоретическую базу для дальнейшего развития речи. Для этого индивид должен путешествовать, посещать выставки, музеи, театры.
  2. Словесные — чтение произведений, заучивание отрывков текстов наизусть, обобщающие беседы, пересказы.
  3. Практические — дидактические упражнения, хороводные игры, пластические этюды.

Люди, у которых плохо развито мышление, не могут активно развиваться в творческом плане, с трудом описывают предметы, явления, выстраивают между ними логические связи.

Группы упражнений для развития мышления:

  1. Сравнительные методики. Их цель заключается в том, чтобы человек назвал как можно больше различий между двумя или более предметами.
  2. Воссоздание уже имеющихся или фантастических образов. С помощью этой методики можно развить фантазию, научиться описывать объекты, явления, их изменения под воздействием внешних факторов.

Чтобы развивать мышление, речь у детей, нужно переделать практики в увлекательные игры.

Они помогут не уставать ребенку в процессе обучения, с упоением поглощать новую информацию, развивать навыки.

Мышление и речь являются неразрывными. Только с помощью речевых навыков индивид может определять отдельные свойства предметов, для их дальнейшего углубленного изучения. Нарушения мыслительных процессов отразятся на человеческой речи и наоборот. Для развития мышления, речевых навыков применяются упражнения.

Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа

Существует так называемая «гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа», согласно которой структура языка влияет на то, как употребляющий его человек воспринимает различные вещи. Так, например, под влиянием этой теории были распространены предположения, вроде того, что в некоторых языках американских индейцев все слова являются глаголами, поэтому они совершенно иначе воспринимают предметы и действия. Или идея о том, что в эскимосских языках больше названий для снега, они лучше знают снег и различают его виды.

Наиболее показательный пример влияния этой гипотезы можно найти в недавнем фильме «Прибытие». Там инопланетяне говорят на языке, структурированном так, что они могут видеть время, как мы видим пространство, благодаря чему они способны видеть будущее и возможные варианты развития событий. По сюжету, пришельцы прилетели на Землю, чтобы научить людей этому языку, дабы они могли воспринимать время так же, что действительно и происходит.

Эти примеры, конечно, очень поверхностно представляют как сами языки, о которых в них говорится, так и саму гипотезу Сепира-Уорфа. Эти учёные всё же, скорее всего, не придерживались концепции лингвистического детерминизма, согласно которой наше восприятие полностью определяется языком. Однако их теория всё же спровоцировала большое количество исследований, посвящённых связи языка и восприятия реальности.

И эти исследования действительно доказывают, что различные языковые структуры могут приводить к когнитивным искажениям. Так, например, в английском языке время определяется через длину, а в греческом — через объём. Учёные просили участников эксперимента, говорящих на этих языках, оценивать количество времени, за которое на экране компьютера удлинялась линия и заполнялся сосуд. Оказалось, что изменения в длине и скорости увеличения линии, а также скорости заполнения сосуда влияли на ответы носителей только одного языка. Линия искажала восприятие времени англоговорящих участников, а сосуд влиял на тех, кто говорил по-гречески.

Похожий эксперимент проводили с цветовой гаммой. Брали людей, в языках которых есть те или иные цвета, и просили их расположить оттенки цветов по спектру. Все участники справлялись с заданием вне зависимости от того, на каком языке они говорили. Однако когда им показывали эти цвета отдельно и спрашивали, к какому концу спектра тот или иной цвет был ближе, те, в чьих языках содержалось больше цветов, справлялись с заданием гораздо лучше. Так, например, русскоговорящим будет проще сказать, к какому цвету ближе тот или иной оттенок на спектре между синим и зелёным, потому что мы отдельно выделяем ещё и голубой цвет, тогда как людям, говорящим на языке, в котором этот цвет не выделяется, типа английского, будет сложнее справиться с таким заданием.

Нарушения

Речевые нарушения называются афазией. Выделяется 7 видов заболевания:

  1. Эфферентная моторная. Пациент утрачивает возможность объединить звуки между собой, из-за чего продолжает произносить отдельные простые слога.
  2. Оптико-монистическая. Люди, страдающие от этой формы заболевания не могут описывать действия, изображения, предметы.
  3. Семантическая. Пациент не может выстраивать логические связи между отдельными словами в предложениях.
  4. Динамическая. Люди с таким заболеванием перестают говорить фразы, заменяют их простыми фразами.
  5. Сенсорная. Пациент слышит других людей, но не понимает, о чем они говорят.
  6. Афферентная моторная. Индивид путает отдельные звуки в процессе высказывания.
  7. Акустико-монистическая. Происходят затруднения написания слов, предложений под диктовку.

Нарушения мыслительных процессов:

  • разорванность, бессвязность;
  • замедленное или ускоренное формирование мыслей;
  • появление навязчивых мыслей;
  • бредовое состояние;
  • переоценка реальных фактов;
  • бесплодные мысли, рассуждения.

Нарушение мышления вызывают соматические и психологические заболевания.

У них есть татуировки

По мнению психологов, у тех, кто любит делать татуировки, есть три качества. Во-первых, они в основном экстраверты: активны, дружелюбны и чрезмерно разговорчивы. Во-вторых, они открыты миру, предпочитают жизнь с приключениями и не любят офисную атмосферу. В-третьих, такие люди уникальны, что значительно повышает их самооценку.

Язык, речь и сознание

Язык представляет собой средство, орудие, с помощью которого происходит общение между людьми, обмен мыслями и достижение взаимного понимания. Язык, будучи напрямую связан с мышлением, регистрирует и закрепляет в словах и в их объединении в предложения результаты работы мышления, успехи познания. Таким образом, язык делает возможным процесс обмена мыслями в человеческом обществе.

Для проявления в виде средства общения, речь должна обладать внешним выражением, которое будет доступно слуху или зрению других людей. В отличие от подобной внешней речи такой внутренний беззвучный речевой процесс, через который мыслит человек, называется внутренней речью.

Человеческое мышление нельзя представить без участия второй сигнальной системы. Еще Павлов писал, что человек отличается от животных, так как у него произошло появление, развитие и чрезвычайное усовершенствование сигналов второй степени в виде слов, которые он произносит, слышит и видит. Такие новые сигналы в итоге стали обозначать все то, что непосредственно воспринималось людьми как из внешнего, так и из внутреннего мира. Их употребление происходило не только при взаимном общении, но и наедине с самими собой.

Речь в качестве второй сигнальной системы не может сама по себе обеспечивать познание действительности

Ученый обратил внимание на бесплодность мышления того человека, который оперирует лишь словами и хочет без соприкосновения с действительностью вывести из них все познание

Павлов также отмечал, что слова были и остаются только вторыми сигналами действительности, так как слово, которое потеряло собственную связь с теми реальными предметами и явлениями, которые оно призвано обозначать, перестает быть сигналом действительности, теряя познавательное значение. Это означает, что чисто словесное знание, заучивание словесных формул без ясного понимания того, отражение каких именно сторон действительности в них происходит, представляет собой чисто формальное и бесполезное знание.

С точки зрения физиологии это значит, что нормальное мышление проявляется только при неразрывном участии первой и второй сигнальной системы

Речь представляет собой важное орудие мышления, из чего следует, что процесс мышления можно свести к речи. Мыслить означает проговаривание вслух или про себя

Различие между самими мыслями и их словесным выражением проявлено в том, что одинаковую мысль можно выражать на разных языках. Мысль в этом случае остается неизмененной, хотя производится замена всех слов. Для одной и той же мысли характерна разная речевая форма, но без нее нельзя говорить о ее существовании у человека.

Природа возникновения речи

Речь является структурой, используемой человеком с незапамятных времён. В связи с этим нет однозначного ответа на вопрос о том, является ли человеческая способность к речи врождённой, или же речь для каждого является приобретённым навыком. Существуют различные подходы к этому вопросу, принимающие ту или иную сторону.

Например, люди, выросшие без взаимодействия с социумом, не могут овладеть каким-либо человеческим языком, что свидетельствует, казалось бы, в пользу того, что речь — это приобретаемый навык.

В то же время, есть и факты, говорящие о том, что речь — это врождённая способность. Младенец способен распознать звук человеческой речи среди множества других схожих звуков. Также интересным феноменом является и то, что у всех детей развитие речевых навыков происходит по одной и той же схеме, что отчасти тоже говорит о неких врождённых способностях к речи.

Существует множество гипотез, предполагающих о происхождении речи. Ниже приведены некоторые из них:

  • Теория научения;
  • Теория специфических задатков Хомского;
  • Когнитивная теория Пиаже;
  • Психолингвистическая теория развития речи.

Теория научения

Теория научения предполагает, что ребёнок с рождения склонен подражать. Он изображает сначала звуки, затем слова, после неуклюже строит свои первые предложения. Его первые слова обычно играют роль предложений, которые в краткой форме описывают его желания и мотивы, отличным примером здесь будет употребляемое малышами слово “ам”, которое одновременно может означать и его желание перекусить, и то, что он ест в данный момент.

Ребёнок получает положительное подкрепление от родителей после произнесения первых звуков и затем слов, отчасти это помогает ему учиться новым словам и грамматическим конструкциям и запоминать их. Но удивительно то, что на этапе формирования предложений родители обычно поощряют более грамотные логические выводы и измышления, а не правильность грамматических конструкций как таковую. Вопреки этому ребёнок усваивает и грамматические правила. Также эта теория не учитывает детскую способность к словообразованию и очень быстрому усвоению ребёнком речи именно в определённый период его жизни, а также необходимость наличия задатков для развития любого навыка.

Теория специфических задатков Хомского

Данная теория предполагает, что новорождённый человек уже обладает определёнными способностями к развитию речи как таковой, которые в норме формируются к возрасту одного года. Начиная с этого момента, ребёнок очень чувствителен к восприятию речи, а продолжается этот период примерно до трёх лет, что в целом теоретически объясняет, почему люди, удалённые от человеческого общества длительное время в детстве не способны освоить какой-либо язык. В то же время, это период развития и становления именно речи, процесс мышления же продолжает развиваться у человека вплоть до его созревания.

Когнитивная теория Пиаже

Согласно этой теории, ребёнку с рождения присуща функция восприятия и некой переработки информации. То есть ребёнку с рождением свойственно мышление, которое со временем развивается. Эта теория помогает объяснить, почему ребёнок может придумывать свои собственные слова. Также интересным фактом, косвенно подтверждающим эту теорию, является то, что дети в начале становления речи говорят только о том, что они уже понимают.

Психолингвистическая теория развития речи

Эта теория предполагает, что речь возникает в ходе бесконечного цикла “мышление—речь”, во время которого происходит постепенное усовершенствование и того, и другого. Речь для мышления выступает в качестве своеобразных символов, позволяющих “одеть” мысль для её формирования, в то же время, с усовершенствованием мыслительной способности необходимо расширение словарного запаса и речи, что также приводит к её развитию.

Говорить и мыслить

В попытке изучить связь языка с мышлением и сознанием человека ученые пришли к выводу, что способность человека думать – это очень сложный метод отражения мира, в котором персона вынуждена обитать. Следовательно, мышление напрямую зависит от действительности. Речь – это содержание каждой отдельной мысли, для выражения которого индивид прибегает к языковым возможностям. Некоторые философы посчитали, что при таком развитии событий речь первична, другие же расценивают ее как следствие мышления. На этот вопрос, как считают многие, мы так никогда и не получим окончательного ответа.

Вместе с тем не вызывает сомнения тот факт, что слово – мыслительная суть. Из него формируется знание. Слово – это единственный вариант оформления опыта, накопленного человечеством. Речь позволяет разделить накопленные знания с другими персонами. Она является единственным возможным вариантом оформления мысли, помогает систематизировать размышления. Лишь благодаря языку удается построить текст с конкретным содержанием. Слово является материалом, из которого создается окончательная продукция разума – мысль.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector