Абстрактное мышление

Инструменты абстрактного мышления

Слова – главный инструмент абстрактного мышления, поэтому проявить его можно исключительно в речи. В процессе говорения человек выстраивает понятия в стройную логическую последовательность.

Поэтому слова упрощают мышление. Если что-то непонятно, можно попробовать рассказать об этой проблеме кому-то. В процессе обсуждения ответ будет найден. Если заинтересованных лиц нет, можно поговорить с самим собой. Это даже эффективнее, потому что рефлексия не останавливается, и можно не стесняться.

Пример. Человек толково объясняет кому-то, как решить его проблему. Но, если он сам попадает в такую ситуацию, он уже не так мудро поступает, как советовал. Дело в том, что он проговаривает чужую проблему и находит способы ее решения. А когда он сам попадает в сложные жизненные обстоятельства, его речевой поток нередко обретает другое течение: «все плохо закончится, мне хана» и так дальше.

Поэтому вместо решения проблемы человек только делает ее страшнее. И в том, и другом случае работает абстрактное мышление. Если он попробует поговорить сам с собой, то с большей вероятностью придет к правильному решению.

Таким образом, абстрактность – это понятие, выражающее максимальную степень обобщенности.

Что такое абстрактное мышление

Строгий экзаменатор критикует молодого человека, отвечающего слишком пространно: «Давайте ближе к предмету билета».

Почему студент так бросается умными фразами? Чтобы скрыть пробелы в знаниях, а то и полное их отсутствие. И в этом кроется суть абстрактного мышления.

Знания человека о реальном мире не являются полными, исчерпывающими, конкретными. Но ему нужно как-то ориентироваться среди неизвестных явлений и вещей, поэтому он мыслит абстрактно.

Если бы не было понятия времени, то как бы люди договаривались о встречах? Как бы учёные описывали новые галактики, не имея представления о форме, расстоянии, скорости, веществах? А как бы без общих понятий взаимодействовали науки?

Вы стали свидетелем семейной ссоры. Вашему другу на телефон звонит жена, плачет, кричит, ругается. Какие выводы делает мозг?

  1. Конкретное мышление: жена друга – истеричка;
  2. Абстрактное мышление: возможно, друг обижал жену, она долго терпела, но теперь не может сдерживать эмоции.

Чем является абстрагирование? Определение

Примеры абстракции демонстрируют наличествование определенных приемов в общении и, разумеется, образа мыслей. Совокупность этого и называется в философии абстрагированием. У сего понятия имеются два основных значения, которые являются родственными по мнению смыслу, перекликаются между собой. Первое определяет данное понятие чисто сам процесс отвлечения или же способ, а второе – делать за скольких метод.

То есть абстрагирование – это использование способа отвлечения в процессе запас знаний или объяснения, рассуждения.

Отвлечение происходит от на) все про все несущественного, не имеющего значения в конкретный отрезок времени, от лишнего, мешающего как положено понять суть. Результатом этого процесса становится формирование отвлеченного убеждения.

Практикуйте SWOT-анализ

SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.

Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно. Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется. Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.

Что такое логическое мышление?

Рассматривая вопрос на сайте психологической помощи psymedcare.ru, что такое логическое мышление, человек сталкивается с фактическими составляющими. При логическом мышлении человек оперирует знаниями, ранее полученным опытом, анализирует ситуацию в объективном ее проявлении, пользуется четкими и ясными понятиями. Логическое мышление предполагает наличие объективных и существующих связей между причиной и следствием, отделение реального от выдуманного, анализ и делание выводов.

Логическое мышление предполагает размышление без эмоций, когда человек пользуется лишь сухими фактами, данными, цифрами, терминами и пр. Эмоции для логического рассуждения не нужны. Более того, они даже мешают, поскольку при включении эмоций в процесс думания человек начинает фантазировать, додумывать, добавлять то, чего на самом деле не было.

Логическое мышление базируется на опыте и знаниях, исключая эмоции. Это позволяет объективно смотреть на ситуацию, а не вовлекать в процесс свое отношение, переживания и прочие эмоции. При логическом мышлении человек оперирует «данностями», которые легко доказываются, имеют связи, их легко проверить и пр.

Выделяют три вида логического мышления:

  1. Образно-логическое – когда человек в уме проигрывает определенную ситуацию, используя образы предметов или их особенности.
  2. Абстрактное – при решении какого-то вопроса человек использует понятия или явления, которых не существует.
  3. Словесное – когда человек выражает свои мысли словами и передает свои размышления окружающим.

Человек во все времена пытался достичь понимания сути происходящего. Логика основывается на объективных фактах и происходящих событиях, на взаимосвязи реального положения вещей между собой. Здесь нет места теории, предположениям, эмоциям и пр. Еще Аристотель рассматривал понятие логического мышления, пытаясь раскрыть, как оно происходит.

Современный человек должен обладать логическим мышлением

Это важно в любой сфере жизни. Зачастую логическое мышление прослеживается в точных науках и областях: математика, физика, химия и т

д. Здесь все, что доказано, является истинным. А все домысли и предположения являются лишь теориями, которые пока могут не включаться в объяснение причин и делание выводов.

Логическое мышление помогает человеку:

  • Быстро и точно делать выводы в любых ситуациях.
  • Не вводить себя в заблуждение, не обманывать себя.
  • Ясно и емко излагать свои выводы, доказывая их.
  • Исправлять свои ошибки, видеть оплошности и исправлять их у других людей.
  • Переубеждать окружающих, находя верные аргументы.

Логическое мышление является исключительно приобретенным навыков

Вот почему его важно развивать. Лучше этим заниматься с самого детства, когда у ребенка начинают появляться первые наклонности и базовые задатки

Уже к полутора годам, когда малыш начинает анализировать окружающий мир, отделять его от себя, тогда он приучается разделять первостепенное от второстепенного.

На данном этапе присутствует эмпирический метод мышления, когда человек обращается к уже имеющемуся опыту. Однако следует родителям здесь не прививать детям шаблоны, иначе теряется критическое мышление – когда ребенок рассуждает, думает, а не просто накладывает шаблон на все, что более-менее похоже.

В данном возрасте можно играть в придумывание слов и фраз, составление рифм к различным словам. Это способствует развитию логики.

Логическое мышление можно развивать в любом возрасте. Просто детям это намного легче делать, поскольку они еще лишены шаблонности и стереотипности в мышлении. Родителям следует постоянно различными способами тренировать мышление ребенка в различных направлениях, чтобы он становился гибким в своих подходах.

Если же взрослый человек желает развить свое логическое мышление, тогда это тоже возможно. Здесь главное – победить свою лень, уделить время тренировкам. Упражнения могут быть такие же, как у детей, и даже посложнее. Хорошо подойдет решение кроссвордов, игры  в парах, например, в шахматы или стратегии, кубик Рубика и пр.

Схема работы логического мышления

Выделяют 3 формы логического мышления:

  1. Понятие — характеризует определённый предмет, его особенности. Это может быть и явление природы, абстрактные вещи (радость, печаль, дождь, ручка, свет).
  2. Суждение — включает в себя несколько понятий, взаимосвязанных определённым образом, несёт утверждение или отрицание (животные — часть биологической цепочки, круг не есть ромб, часть детей не любит учиться)..
  3. Умозаключение — позволяет на основе нескольких утверждений сделать новое.

При решении логических задач суждения записывают одно под другим, а вывод отделяют чертой.

Пример:

У насекомых шесть лапок.

Бабочка — насекомое.

У бабочки шесть ног.

Такие умозаключения называют ещё силлогизмами — сочетание двух суждений, между которыми есть взаимосвязь, одна мысль вытекает из другой, является следствием. Итак, на основе двух суждений можно сделать новый вывод, заключение, который часто используем в математике для доказательства теорем, решения задач. Однако, похожие схемы работают и в обычной жизни — в процессе труда, производства.

Какие законы логики применяют для решения жизненных задач?

Стоит обратить внимание, что учёные выделяют следующие уровни развития логического мышления:

  • Предметно-действенное — наблюдается у детей до трёх лет. В этот период все знания приходят через опыт жизни, необходимо всё прочувствовать, проверить на прочность и вкус;
  • Наглядно-образное мышление — наблюдается в возрасте трёх-семи лет, однако и во взрослой жизни используем это мышление. Оно основано на определённых образах, которые воспринимаем на слух, зрительно, тактильно;
  • Абстрактно-логическое мышление — наблюдается в виде информации абстрактного содержания, не поддающейся чёткому представлению. Человек может использовать отвлечённые понятия, цифры.

Средства развития логического мышления предполагают понимание способов работы с информацией:

  1. Сравнение — схожие и различные свойства вещей, понятий.
  2. Анализ — дробление одного объекта на мелкие части.
  3. Синтез — объединение нескольких схожих элементов.
  4. Обобщение — выделение определённых элементов на основании схожих характеристик.
  5. Абстрагирование — умение мыслить отвлечённо, выделяя отдельные характеристики, особенности.
  6. Конкретизация — выделение частных элементов в общем явлении, понятии.
  7. Систематизация — разделение, структурирование понятий, явлений по разделам, группировка.

Существует также порядок действий при работе логического мышления, который прослеживается и в логических играх:

  • Мотив — желание что-то узнать, разобраться, победить.
  • Анализирование существующей ситуации, исходных данных.
  • Решение задачи путём логических мыслей, выводов, поиска вариантов.
  • Поиск доказательств для подтверждения правильности выводов.
  • Проверка полученных результатов, внесение поправок.

Итак, средства развития логического мышления связаны также с правильным порядком и обработкой информации, умением подходить логически к решению задач, мыслить абстрактно, отвлечённо, находить способы решения и выходы из любой ситуации.

Виды абстракций

Абстрагирование – это мыслительный процесс, который преследует определённую цель. Вычленить какой-то существенный признак, получить общую картину явления или выработать идеальную схему.

В зависимости от цели абстрагирования выделяют три вида абстракций.

Изолирующая

Цель – выделить существенный признак объекта и сосредоточить на нём внимание. На столе лежит апельсин

Вы замечаете, что фрукт оранжевый или сладко-кислый.
Обобщающая. Цель – получить общую картину явления. Для этого вы отвлекаетесь от частных признаков. Пример обобщающей абстракции – это математические уравнения. Они решаются по определённым правилам. Нет смысла мысленно «дробить» математические уравнения на цифры, плюс, минус, знак равенства, переменную.Вы, наверное, замечали, что успех в решении любой математической задачи зависит от умения посмотреть на проблему как бы сверху, увидеть общую картину.

Идеализация. Цель – выработать идеализированную схему объекта, отбросив несущественные реальные атрибуты. Идеализация – это метод познания, без которого не обходятся точные и естественные науки. Вспомните пресловутого «сферического коня в вакууме».В реальности нет изолированных точек, прямых линий, времени. В отрыве от конкретного объекта их нельзя потрогать, измерить. Это абстракции, которые используются в математике и физике для описания закономерностей реальных явлений.

Советы по развитию логического мышления

Наш мозг любит узнавать новое, думать, встречаться с
трудностями и работать. Чтобы не потреблять массу ненужной информации, а
заниматься осознанным самосовершенствованием и развить логическое мышление,
следует выполнять следующие упражнения и придерживаться рекомендаций
специалистов.

Совет 1. Больше читайте. Потребляя полезную информацию, требующую анализа, наш мозг тренируется, а мы становимся многогранными и начитанными личностями. Не следует гнаться за количеством прочитанных страниц и книг, главное – качество. Анализируйте, рассуждайте, делайте прогнозы: чем кончится книга, если она художественная, конспектируйте, если это нон-фикшн.

Совет 2. Играйте в развивающие игры. К ним относятся различные настольные игры, шахматы, шашки, нарды, «Эрудит», различные загадки, пазлы, кубик-рубик. Это помогает развиваться и одновременно весело проводить время с друзьями.

Совет 3. Ежедневно уделяйте минимум 15 минут упражнениям по развитию логики. Можно заняться решением математических задач, выстраиванием логических цепочек, упорядочиванием слов или событий в определённом порядке, составлением логических суждений, исходя из законов логики.

Совет 4. Решайте кроссворды, сканворды, ребусы, загадки. Это не только скрашивает досуг, но и отлично развивает мышление. Можно купить журнал по старинке или решать онлайн, благо сейчас подобных головоломок полно.

Совет 5. Изучайте иностранные языки. Новая информация всегда благоприятно влияет на мозговую активность, особенно регулярные занятия другим языком. Запишитесь на курсы в городе или онлайн, либо занимайтесь самостоятельно через мобильные приложения. Это не только поможет прокачать мыслительные процессы, но и разовьет кругозор, позволит путешествовать по всему миру и заводить друзей различных рас и национальностей. Это приведет к обмену информацией, который помогает проникнуться другой культурой и менталитетом.

Совет 6. Играйте в ассоциации. Это помогает одновременно развивать и образное, и логическое мышление.

Совет 7. Меняйте руку при выполнении обыденных задач, это помогает иначе взглянуть на рутинные процессы и задействует другую часть мозга.

Совет 8. Придумывайте оригинальные способы использования предметов. Помогает открыть в себе креативщика и найти необычное применение обычным вещам.

Совет 9. Займитесь изучением естественных наук. К ним относятся физика, химия, астрономия, биология, геология, география. Так вы явно станете умнее и расширите свои познания об устройстве в мире. И, может, найдете новое хобби или цель в жизни.

Совет 10. Устраивайте дебаты и аргументированные споры с друзьями. Мало много знать, необходимо уметь использовать свои знания в виде аргументов. Спорьте, ищите истину, обменивайтесь новой информацией, учитесь грамотно излагать мысли, слушать собеседника, конструктивно вести диалог.

Что это такое?

Абстрактное мышление считается высшей формой мыслительного процесса. Запахи, звуки, вкусы, образы, тактильные ощущения – чтобы понять их суть, человек непременно должен мыслить. Любую информацию наш мозг «переваривает» и откладывает в голове в виде неких «файлов» или кластеров. На них и основывается абстракция. Простыми словами этому можно дать такое определение: человек, чтобы мыслить абстрактно, использует полученные некогда знания в качестве основы, остальное додумывает с помощью собственной фантазии.

При таком сложном, но довольно точном определении без разъяснений не обойтись. Разберём, как это действует, на конкретном примере. Вы видите на скамейке некого типа, который в разгар рабочего дня отдыхает с бутылочкой пенного. Первое, что приходит на ум – перед нами тунеядец, склонный к алкоголизму. Особенности абстрактного мышления помогают нам взглянуть на него по-другому.

Возможно, у человека первый день отпуска или его выходной день выпадает на будни, да и употребляет он всего лишь безалкогольное пиво и исключительно для того, чтобы освежиться, ведь на улице жарко. Всё это вполне может быть именно так или как-то иначе.

Аппаратом называют человека, чей мозг не приемлет никаких размышлений, противоречащих его первому и как ему кажется, единственно верному впечатлению о происходящем. Нередко это приводит к тому, что люди сами себя загоняют в эмоциональный и жизненный тупик. Они не ищут выхода из него, потому что уверены, что идут точно выверенной дорогой.

Абстрактное мышление помогает нам действовать логически. Его главное оружие – слово. Этим оно главным образом и отличается от того, что есть у животных. Другое название данного вида мышления – понятийное, то есть человек складывает свои понятия в некую логическую цепочку, а затем излагает свои мысли. Причём для этого необязательно вступать с кем-то в разговор — это может быть и диалог с самим собой.

Иногда он похож на лепет маленького ребёнка – «ой, собака, боюсь». Но чаще это более развёрнутый текст, который с годами и по мере приобретения нами жизненного опыта становится всё более красочным и разнообразным.

С возрастом человек с развитым абстрактным мышлением становится менее категоричным. Он допускает несколько точек зрения на один и тот же вопрос, умеет признавать состоятельность доводов оппонентов, допускает вероятность собственной неправоты в определённых вопросах. Всё это происходит благодаря эволюции головного мозга каждого конкретного индивида.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление разделяется на три формы, без понимания которых будет очень сложно понять, что же такое абстрактное мышление.

  1. Понятие. Подразумевает под собой особую форму мышления, при которой предмет или совокупность предметов отображаются в качестве одного или нескольких признаков. Такой признак должен быть существенным. Основные понятия могут быть выражены как словосочетанием, так и одним словом, например «листья», «собака», «ученик школы», «кареглазый парень».
  2. Суждение. Во время суждения происходит утверждение или отрицание, какой либо фразы, которая описывает окружающие предметы или пространство. Устанавливается закономерность и взаимосвязь. Но суждение разделяется на сложное и простое. Например, простое, может озвучиваться как, «мальчик гуляет на улице». Сложное суждение выражается немного иначе: «Пошел дождь, стало холодно» и имеет форму повествовательного предложения.
  3. Умозаключение. Одно из форм мышления, во время которого из одного или нескольких связанных между собой суждений связывается воедино и делается один вывод. Этот вывод является новым суждением. Это основа логически-абстрактного мышления. Суждения, которые в дальнейшем приводят к формированию конечного варианта, иногда называют предпосылками, а конечное суждение называется «заключением». Абстрактное мышление подразумевает свободное мышление, оперирование суждениями, понятиями и умозаключениями, категориями без которых не было бы смысла, без соотношения с нашей повседневной жизнью.

Вадим Лёвкин — В чём цена логических ошибок

Абстрактное мышление очень значимо в жизни человека, поэтому имеет ряд характерных признаков:

  1. Способно отражать окружающий мир без воздействия на органы чувств человека. Другими словами человек не нуждается в непосредственном контакте с явлением или объектом для получения новой информации. Результат человек получает, опираясь на свои знания. (Например, ученик при решении новой задачи, опирается на ранее полученные знания).
  2. Обобщаются явления для выявления закономерности. Каждый человек стремится упростить процесс мышления, что увеличивает его эффективность и скорость. Именно к этому приводит обобщение. Информация о явлении или предмете сокращается, а доступ к ней ускоряется. Например, размышляя, человек ищет нечто общее между разными предметами, тем самым ставя их на одну линию. Теперь ему ненужно запоминать все данные о предмете из одного ряда, необходимы только его характерная особенность. Например, достаточно представить себе животное, в воображении возникает некий объект, который характеризируется общими признаками, голова, туловище, лапы и т.д. А затем конкретизировать вид животного.
  3. Существует неразделимая связь между мыслями и языковым выражением. Условно процесс мышления разделим на два этапа: мышление без помощи языка и «внутренний диалог», протекающий в общении с самим собой. Не будем отрицать, что основная масса информации поступает из книг, интернета, СМИ. Все осуществляется при помощи письменного (разговорного) языка. Т.е. человек получает новую информацию из источника, перерабатывает ее, создавая нечто новое, и опять закрепляет. Поэтому язык является не только как способ выражения, но и как метод закрепления информации.

Взрыв абстрактной мысли

Сознание и подсознание

Как научиться абстрагироваться

Абстрагироваться может каждый, часто это происходит бессознательно, как защитная реакция от окружающей действительности. Научиться делать это полезно, чтобы сохранить самообладание, контролировать мысли и отгородиться от негатива социальной жизни. Игнорировать отрицательные проявления поможет абстракция, примером ее служит воспоминание о приятном вечере или детских годах.

От общества

Чтобы абстрагироваться от общества, нужно концентрироваться на позитивных моментах, научиться отдыхать, расслабляться

Важно четко формулировать мысли и цели, это поможет осознать роль в обществе и концентрироваться в нужный момент. Этому способствуют планирование дня, составление схем, умение определять приоритеты целей

Если, например, шум мешает сконцентрироваться, нужно представить его как фон, который не прекратится, не концентрируясь на нем

Тогда мозг перестанет обращать на шум внимание. Абстрагироваться поможет медленное дыхание на счет

Нужно расслабиться и считать до десяти.

Отгородиться от общества и толпы никогда не получится, невозможно избегать многолюдных мест. Негативную реакцию снизят правильный режим дня и полноценное питание. Воображение поможет перенестись в приятное место.

Обратите внимание! Мыслительные процессы подавляют отрицательные эмоции. Нарушению абстрактного мышления способствуют стресс и недосып

Абстрагирование

От человека

Чтобы абстрагироваться от человека, нужно не концентрироваться на негативе. Если эмоции берут верх, взять паузу. Например, прекратить общение на некоторое время. Отвлечение поможет переключиться на позитив.

Нужно концентрироваться на положительных качествах человека, уделяя им много внимания. Вспомнить, чего больше было в жизни, связанного с ним: хорошего или плохого. Сосредоточение исключительно на негативе только вредит отношениям. Абстрактность – умение отметать ненужное.

От неприятных людей

Когда общение с людьми не приносит удовольствия, но прекратить его нельзя, нужно научиться абстрагироваться

Для этого важно понять, что конкретно приводит к отрицательным эмоциям, вычленить проблему и начать с ней бороться. Помочь исправить ситуацию способны общение, разговор с неприятными людьми

Спокойный диалог, в котором озвучивается проблема, избавит от раздражающего фактора.

От ситуации

Абстрагироваться от ситуации поможет взгляд на нее со стороны, как будто это происходит с другим человеком. Эмоции притупляются, ум становится ясным, решить проблему становится намного легче. Можно представить, что это фильм и надо придумать, что сделать главным героям, чтобы избавиться от негатива.

В любой ситуации нужно замечать только важное, отсеивая ненужные детали. Возможно, именно они приводят к раздражению

Понимание, что это не стоит внимания, поможет успокоиться и справиться с негативом.

Абстрактное мышление помогает выжить и стать счастливым в современном мире. Ведь не всегда есть точный план, и невозможно обладать всеми знаниями. Абстрактный человек способен приходить к умозаключениям, анализируя имеющиеся факты. Главное – уметь строить логические цепочки и обращаться к воображению. Именно абстракция помогает человеку делать выводы и принимать решения.

Биологический и социальный фактор

Абстрактное или абстрактно-логическое мышление формируется еще в детстве, в дошкольном возрасте. Это заключительный этап развития мышления. Важную роль в его формировании играет воображение. Ребенок пытается оперировать свойствами предмета, не привязывая их к нему. Постепенно учиться выстраивать логические цепочки между предметами, изначально не связанными между собой. Какие упражнения на этом этапе могут помочь:

  • рисование (попросите ребенка нарисовать любовь, если он засомневается, спросите, что он думает об этом чувстве, как его представляет; обычно рисуют любимых людей или сердце);
  • сочинение сказок (вместе с ребенком придумайте сказку, где главными героями будут он и неодушевленный предмет – мячик или пирожок);
  • ассоциативные игры (с чем может быть связано слово жарко, вкусно, красиво, счастливый и т.п.).

Если родители не занимались развитием данного типа мышления у ребенка, то может сформироваться комплекс проблем. В будущем ему будет трудно выделять из общего конкретное, или конкретные понятия интегрировать в общие. Помимо этого, он не сможет находить выход из тупиковых ситуаций, и не сможет планировать события, давая им прогноз. Это может сказаться на профессиональной деятельности, а также на построении взаимоотношений с другими людьми.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-понятийное). Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Мышление
— это социально обусловленный, неразрывно
связанный с речью психический процесс
поисков и открытия существенно нового,
процесс опосредствованного и обобщенного
отражения дей­ствительности в ходе
ее анализа и синтеза. Мышление возникает
на основе практической деятельности
из чувственного познания и да­леко
выходит за его пределы.

Физиологической
основой мышления являются временные
нервные связи (условные рефлексы),
которые образуются в коре больших
полушарий. Эти условные рефлексы
возникают под воздействием вторых
сигналов (слов, мыслей), отражающих
реальную действительность, но возникают
обязательно на основе первой сигнальной
системы (ощущений, восприятий,
представлений).

В
психологии распространена классификация
видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное,
2) наглядно-образное и 3) отвлеченное
(теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное
мышление. В ходе исторического разви­тия
люди решали встающие перед ними задачи
сначала в плане практической деятельности,
лишь затем из нее выделилась деятельность
теоретическая. Например, сначала наш
далекий предок научился практически
(шагами и т. д.) измерять земельные
участки, и только потом на основе знаний,
складывающихся в ходе этой практической
деятельности, постепенно возникала и
развивалась геометрия как особая
теоретическая наука.

Наглядно-образное
мышление. В простейшей форме
наглядно-образное мышление возникает
преимущественно у дошкольников, т. е. в
возрасте четырех – семи лет. Связь
мышления с практиче­скими действиями
у них хотя и сохраняется, но не является
такой тесной, прямой и непосредственной,
как раньше. В ходе анализа и синтеза
познаваемого объекта ребенок необязательно
и далеко не всегда должен потрогать
руками заинтересовавший его пред­мет.
Во многих случаях не требуется
систематического практи­ческого
манипулирования (действования) с
объектом, но во всех случаях необходимо
отчетливо воспринимать и наглядно
пред­ставлять этот объект.

Отвлеченное
мышление. На основе практического и
наглядно-чувственного опыта у детей в
школьном возрасте развивается — сначала
в простейших формах – отвлеченное
мышление, т. е. мыш­ление в форме
абстрактных понятий.

Мышление
словесно-логическое — один из видов
мышления, характеризующийся использованием
понятий, логических конструкций. Мышление
словесно-логическое функционирует на
базе языковых средств и представляет
собой наиболее поздний этап исторического
и онтогенетического развития мышления.
В структуре Мышления словесно-логического
формируются и функционируют различные
виды обобщений.

Основные
формы мышления и их характеристика

Понятие
— есть отражение существенных признаков
и свойств предметов и явлений. При этом
– уникальные характеристики каждого
явления собираются воедино, синтезируются.
Чтобы этот процесс понять, отобразить,
нужно всесторонне изучить предмет,
установить его связи с другими предметами.
Понятие о предмете возникает на основе
многих суждений и умозаключений о нём.
Образование понятий – результат
длительной, сложной и активной умственной,
коммуникативной и практической
деятельности людей, процесса их мышления.
Понятие – усвоенная конечная
характеристика, даже абстрактная или
обобщённая. При возникновении нового
понятия происходит его усвоение. Усвоить
понятие – это значит осознать его
содержание, уметь выделять существенные
признаки, точно знать его границы
(объём), его место среди других понятий
с тем, чтобы не путать со сходными
понятиями; уметь пользоваться данным
понятием в познавательной и практической
деятельности.

Суждение
это форма мышления, отражающая объекты
действительности в их связях и отношениях.
Каждое суждение есть отдельная мысль
о чём-либо.

Последовательная
логическая связь нескольких суждений,
необходимая для того, чтобы решить
какую-либо мыслительную задачу, понять
что-нибудь, найти ответ на вопрос,
называется Рассуждением.

Рассуждение
– имеет практический смысл лишь тогда,
когда оно приводит к определённому
выводу, умозаключению. Умозаключение
и будет ответом на вопрос, итогом поисков
мысли.

Умозаключение
– выведение субъективно нового суждения
из уже известных суждений, имеющихся
на данный момент в общественно-историческом
опыте человечества и личном практическом
опыте субъекта мыслительной деятельности.
Умозаключение как форма получения
знания возможно только при соблюдении
законов логики. Умозаключения бывают
индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector