Теории потребностей: основы, авторы теорий

Содержание:

Введение

Абрахам Маслоу
(англ.Abraham
Maslow;1 апреля1908,Нью-Йорк—8
июня1970,Менло-Парк,
Калифорния)
,основатель и лидер гуманистического
течения в послевоенной западной
психологии. Он считается одной из самых
интересных и крупных фигур в психологии
XX
столетия.

Маслоу – один из
основателей гуманистической психологии.
Всю свою психологическую работу Маслоу
связывал с проблематикой личного роста
и развития, рассматривая психологию
,как одно из средств способствующих
социальному и психологическому комфорту.

На сегодняшний
день хорошо известна так называемая
«Пирамида Маслоу» — диаграмма ,в которой
человеческие потребности размещены
иерархически. Однако он считал, что
иерархия потребностей не является
фиксированной и в наибольшей степени
зависит от индивидуальных потребностей
каждого человека

Его модель иерархии
потребностей нашла широкое применение
в экономике, занимая важное место в
построении теорий мотивации и поведения
потребителей

Целью данной работы
является изучение теории потребностей
А. Маслоу.

Задачей работы
является изучение понятий : «мотив»,
«потребность», рассмотрение иерархии
потребностей, а так же выявление её
достоинств и недостатков.

Недостижимые бонусы

Создание системы стимулирования с завышенными требованиями может демотивировать персонал. Если руководство пытается навязать сотрудникам обязательства, за которые они не готовы нести ответственность, желаемый результат все равно не будет достигнут. Если компания ставит сотрудникам недостижимые планы, это может свидетельствовать о следующем:

-некомпетентность менеджмента; — руководство пытается снизить затраты компании на оплату труда. Если цели не будут достигнуты, не придется выплачивать премиальные и, следовательно, нести дополнительные затраты; — попытка скорректировать завышенную самооценку сотрудников. Однако если цели не будут достигнуты, персонал не будет работать лучше. Нужно также добавить, что 90% случаев невыполнения плана сотрудники связывают не со своей неэффективностью, а с неправильным поведением менеджеров либо с непреодолимой внешней силой, которую не учел все тот же менеджер. Поэтому надо очень аккуратно подходить к оценке достижимости целей.

Легенда о пиковой Даме

Считается, что пиковая Дама не всегда была злой. Она родом из совершенно другого мира, который называется Карточная империя. По легендам, эта империя состояла из четырех держав, по количеству мастей в колоде карт. В каждом государстве царили закон и порядок, между ними велась торговля и заключались договора.

Но подданные Пиковой и Червонной стран почему-то не переносили общества друг друга, хотя их короли были дружны. Это привело к тому, что эти державы начали враждовать между собой. Остальные страны в этот конфликт старались не вмешиваться. Червонное государство считало себя самым добрым и чистым, а Пиковое, по их мнению, было отродьем зла. Король полностью поддался влиянию своих подданных.

В конце концов в войну были вовлечены все четыре державы, но никто из них не мог победить, ведь силы были полностью равны. В результате было установлено хрупкое перемирие, но неприязнь осталась.

По старинной традиции Карточной империи, Дама пик должна была жениться на валете своей масти. Но она была тайно влюблена в червонного валета. Ее возлюбленный подговорил ее убить соперницу, на которой его должны были женить – червонную Даму. Она согласилась и, уже явившись под покровом ночи во дворец, узнала, что ее возлюбленный обманул ее и планирует свадьбу с червонной Дамой.

Скрыться пиковой Даме не удалось, и она была взята под стражу. Пиковое государство было опозорено. Легенда не рассказывает о том, как и когда умерла Дама пик, но известно, что сразу же после этого червонные валет и Дама были найдены задушенными. С тех пор ее дух, не нашедший покоя, помогает тем, кто желает зла соперницам. Но в каждой вызывавшей ее девушке она видит, а в парне – валета-предателя, и может пожелать мести за позор рода и обман.

Плюсы

Признание того, что человек может управлять своей психикой. Применяя гуманистический подход, можно убрать нервозность, улучшить качество жизни человека. При потере смысла жизни человек испытывает фрустрацию, негативные мысли, депрессию. Различные проблемы, неврозы индивидуума приводят к мышечным зажимам, психосоматическим заболеваниям. Применяя логотерапию, клиент-центрированный подход, различные техники психолог или психотерапевт может помочь человеку улучшить психическое и физическое здоровье, изменить качество жизни.
Направление гуманистической психологии подходит для исследования потенциала личности. Исследовать можно только здоровых, полноценных людей. Способности и творческий потенциал заложен в каждом человеке. В современной психологии существуют различные методы исследования креативности.
Влияние гуманистического подхода на терапию, образование, здравоохранение, политику и другие сферы. Гуманистическая психология в настоящее время прочно вошла в нашу жизнь, продолжает активно развиваться. На ее основе построено развивающее обучение, которое десятилетиями практикуется в нашей стране. Не одно поколение детей получило образование на принципах этого направления. В медицине давно уже признан факт того, что все болезни от нервов. Современные врачи знают о психосоматических заболеваниях, умеют дифференцировать физические и психологические отклонения, зачастую направляют пациентов к психологу.
Человеку отводится большая роль в определении состояния психического здоровья. От того, как человек живет, от целостности персоны зависит психическое здоровье. При активном личном выборе пути развития, самореализации, самоактуализации индивидуума, реализации его творческого потенциала уменьшается риск негативных ощущений в психике и в теле

Человеку необходимо понимание своей природы для того, чтобы уметь жить в гармонии с самим собой.
Подчеркивается важность влияния окружающей среды на опыт человека. Человек познает окружающий мир, приобретает собственный уникальный опыт через призму чувств и эмоций, полученных в процессе жизни, отношений с близким и дальним окружением

Поэтому так важно, в какой социальной среде он находится. Какая окружающая среда, такой и опыт. Развитие личности зависит от условий, в которых человек находится.
Утверждение достоинства человеческой личности и ответственности человека за свое поведение. Я-концепция у человека формируется с самого раннего детства. Целостный, полноценно сформировавшийся и функционирующий человек способен принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них. Такая личность будет опираться на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и шаблоны.

Бессознательное в работах Роберто Ассаджиоли

Основная статья: Психосинтез

Полезные свойства гречки

Прием полезной крупы помогает нормализовать массу тела, а также повысить выносливость организма и усилить сексуальные силы, необходимые при совершении полового акта.Продукт растительного происхождения значительно снижает риск наступления атеросклероза. Регулярное употребление гречки позволяет улучшить состояние артериальных сосудов, защитить их от образования бляшек и холестериновых отложений.

Прием гречневой каши позволяет предотвратить различные онкологические поражения, избавиться от отечности и хрупкости костной ткани. Антитоксический эффект гречки позволяет улучшить самочувствие больных, пострадавших от лучевой болезни, инфекции дыхательных путей, кори или скарлатины.Систематическое добавление гречки в пищу делает организм более выносливым, нормализует психическое состояние, позволяет без труда устранить негативные последствия стрессовых ситуаций и эмоционального напряжения.

Каждый богатый витаминами пищевой продукт полезен в меру. Злоупотребление блюдами, содержащими гречневую крупу, может спровоцировать ухудшение состояния больного, которое выражается в:

  • расстройствах деятельности органов пищеварительной системы (гастрит или язвенная болезнь желудка);
  • появлении аллергии у новорожденного ребенка, если гречку употребляла его мать, осуществляющая грудное вскармливание;
  • повышение опасности заболевания сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • снижение эмоционального фона;
  • ослабление иммунитета в период после наступления климакса.

Мужчинам, желающим повысить потенцию, не следует ограничивать свой рацион блюдами с гречкой. В организм должны поступать разные витамины и минералы, способствующие росту сексуальной силы и выносливости. Только сбалансированное питание может оказать достаточный оздоравливающий эффект, необходимый для стимуляции работы репродуктивной системы.

Разница между кашей из зелёной или коричневой гречки не является существенной. Их калорийность, гликемический индекс и состав мало отличаются друг от друга. Многие люди предпочитают вкус и рассыпчатость коричневой гречки, которая приобретает свой тёмный окрас после термообработки. К сожалению, после этой процедуры крупа теряет часть полезных качеств.

Важно!При покупке обязательно нужно обратить на внешний вид крупы: не должно быть неприятного запаха и признаков плесени. Обязательно проверьте дату изготовления и срок хранения, если есть упаковка

После процесса термообработки с обычной нам коричневой гречки уже не получить ростки. Проращивать можно только зелёные гречневые зёрна. Для ЗОЖ они наиболее полезны и содержат больше ценных веществ. Так что каждая из этих круп хороша по-своему, но зелёная гречка может принести максимальную пользу.

Зелёная гречка содержит больше ценных веществ и полезна для разных категорий населения. Она используется в диетах для похудения и при диабете, но ею лучше не злоупотреблять. Лучше всего крупу следует готовить с минимальной термической обработкой, но наиболее полезно потреблять её в пророщенном виде.

В заключении стоит сделать вывод о том, что гречневая каша, польза и вред которой проявляется с годами, все же остается единственным продуктом способным в полной мере заменить человеку мясо и пищу животного происхождения

Зелёная гречка отличается от остальных круп тем, что она не подвергалась обработке высокими температурами, как, например, коричневая гречка, которую предварительно обжаривают. Вкус зелёной гречки уникальный, а сама крупа сохраняет больше полезных свойств.

  • Польза пророщенной гречки:
  • замедляет процесс старения организма за счёт содержания большого количества антиоксидантов;
  • регулирует уровень сахара в крови, что благоприятно сказывается на здоровье людей, которые болеют сахарным диабетом, и тех, кто имеет лишний вес;
  • нормализует пищеварение благодаря клетчатке в составе;
  • очищает организм от токсинов и улучшает метаболизм;
  • стимулирует иммунную систему;
  • улучшает состояние кожи, волос и ногтей.

Для женщин

Женщины ценят продукт за его омолаживающие свойства. Употребление пророщенных зёрен позитивно сказывается на состоянии ногтей и волос. Зелёная гречка борется с морщинами и выравнивает тон кожи наравне с профессиональными косметическими средствами. Особую пользу продукт приносит женщинам с нарушенным гормональным фоном: он улучшает настроение и самочувствие. Пророщенные зёрна предотвращают появление целлюлита.

Для мужчин

Мужчинам важно употреблять пророщенную гречку с целью повышения выносливости и настроения. Продукт имеет позитивное влияние на мужское здоровье, например, предотвращает простатит

Пророщенные зёрна помогают держать тело в тонусе, чтобы человек не получал сильной усталости от активных физических нагрузок.

Знаете ли вы?В Индии и Китае из гречневой шелухи делают наполнители для подушек. Это помогает избавиться от бессонницы и эмоциональной усталости.

При беременности

В период грудного вскармливания гречиха очень полезна в первую очередь тем, что создаёт для малыша барьер, который защищает от вирусов. Продукт насыщает организм матери витаминами, минералами и аминокислотами. При этом он хорошо усваивается и не раздражает пищеварительную систему ребёнка.

Для детей

Полезно давать пророщенную гречку детям на завтрак. Это позволит уберечь нервную систему ребёнка от психоэмоциональных и сильных умственных нагрузок в течение всего дня. Продукт помогает укрепить кости, наполняя их кальцием. Йод, который входит в состав проростков, поддерживает в здоровом состоянии щитовидную железу.

Знаете ли вы?Для японской кухни характерны блюда из гречки — например, лапша из зёрен называется «соба».

Радуется и обнимает

Потребность в признании, уважении и почитании

Любой человек, не будучи постоянным клиентом психотерапевта, нуждается в признании и устойчивой, чаще высокой оценке достоинств,
которыми он располагает. Потребности в уважении окружающих и самого себя Маслоу делит на два класса.
К первому он относит стремления и желания, связанные с достижениями.
Они проявляют себя в жажде признания за человеком его адекватности, компетентности, интеллекта, дающих ощущение уверенности,
свободы и независимости.
Ко второму классу Маслоу относит потребность в репутации и престиже, проявляющейся в уважении окружающих, потребность в
статусе, внимании, признании, славе – все того, о чем упоминал в своих трудах автор концепции индивидуальной психологии
Альфред Адлер.
Удовлетворение потребностей этого уровня рождает ощущение собственной значимости, уверенности в том, что он нужен этому миру.

Напротив, неудовлетворенная потребность в признании становится постоянным источником слабости, неуверенности, беспомощности и
уныния. Прогрессируя, такое состояние запускает тектонические невротические процессы.
Чрезмерный акцент на мнении окружающих, в комплексе с недооценкой реальных способностей, возможностей и навыков – верный
путь к глубокой депрессии и серьезным соматическим сбоям.
Здесь Маслоу приходит к выводу: здоровой и адекватной можно считать только самооценку, основывающуюся на заслуженном признании
и уважении, а не на лести окружающих, единичном успехе или достижении.

Пирамида потребностей А. Маслоу

Жизнь человека не ограничивается биологическими потребностями.

Психологи делят потребности на три группы: биологические, социальные и духовные.

Чаще всего ссылаются на теорию потребностей американского психолога Абрахама Маслоу, которая изложена в его книге «Мотивация и личность», 1954 г. Автор называл ее – мотивационная теория иерархии человеческих потребностей.

Позже  она стала изображаться в виде пирамиды. В ней перечень всех уровней

Все потребности расположены по мере уменьшения их важности. Модель проста и понятна

Человек, исходя их своих потребностей, постепенно поднимается от самой простой до высшей. Сначала он ищет пищу, потом убежище, обеспечивающее ему безопасность.

Маслоу считал, что только решив эти проблемы, человек будет нуждаться в общении с окружающими, т.е. в любви, социальных контактах. Затем ему нужно получить уважение окружающих, т.е. поднять свой социальный статус. И только после этого он будет развивать свои познавательные потребности. Далее человек стремится к гармонии и красоте жизни, это эстетика, искусство. И наконец, он достигает раскрытия внутреннего потенциала, способностей, т.е. реализует себя как личность.

В основании пирамиды – физиологические потребности, далее по порядку: безопасность, потребность в любви, уважении, в познании и на самом высоком уровне – потребность в самовыражении.

Если первые две потребности не удовлетворены, человек не может заниматься чем-то другим, т.е, не поднимается выше. Голодный человек не думает о книгах, искусстве. Эти потребности первичные. Все остальные человек приобретает по мере его развития.

По теории Маслоу социальные потребности у людей проявляются по-разному. Существует широкий диапазон проявления той или иной потребности

Для одного человека важно стать знаменитым на весь мир, для другого достаточно быть любимым и уважаемым среди родных и близких людей

Однако потребности в самоуважении или уважении со стороны других людей присущи каждому человеку. Престиж – это мера признания обществом заслуг человека.

Познавательные, эстетические и духовные потребности считаются высшими потребностями. На этом уровне находится творческая деятельность человека. Духовно развитый человек стремится к познанию мира, ищет смысл жизни.

Пирамиду Маслоу часто применяют в реальной жизни. Она помогает установить контакт с окружающими людьми, разобраться в уровне собственных потребностей. Чаще всего ее используют в маркетинге и торговле, т.к она помогает правильно определить желания и мотивацию покупателей.

Теорию Маслоу часто критикуют за субъективность и наличие исключений. Истории известны примеры, когда жившие в нищете художники, писатели, не признанные обществом, создавали гениальные произведения.

Бизнес идеи производства — варианты для малого бизнеса

Потребности в самоутверждении

Что касается четвертой группы, то теория мотивации потребностей Маслоу подразделяет их на две категории.

  1. Первая группа так или иначе связывается с понятием «достижение». Это стремления, которые дают личности чувствовать свою силу, влияние, самодостаточность, независимость и так далее.
  2. Помимо стремлений к достижениям, выявляются также потребности, связанные с понятием «престиж». Это вторая подгруппа четвертой ступени, которую выделяет Абрахам Маслоу. Мотивация и личность в целом здесь оказываются в связке с такими вещами, которые обеспечивают хорошую репутацию, социальный статус, общественный авторитет и вес в глазах других людей.

Оставаясь недостаточно удовлетворенными, эти четыре группы потребностей способствуют появлению и развитию у личности депрессии, невротических процессов. Человек начинает чувствовать себя неудачником, никчемным и неприспособленным к миру. И наоборот, удовлетворенные нужды заставляют человека чувствовать свою полезность и значимость, что является залогом психологического комфорта и психического здоровья индивида.

Теория существования, связи и роста Альдерфера

Что находится на каждом уровне пирамиды Альдерфера?

  1. Физиологические потребности. Речь идет о сне, еде, сексуальном влечении, воздухе. Также сюда относят факторы, которые отвечают за безопасность человека и комфортные условия работы.
  2. Социальные. Как сказано выше, это потребность в самоутверждении, реализации себя как специалиста в той или иной сфере, признание достижений окружающими людьми.
  3. На вершине находится стремление к самосовершенствованию, самореализации, чувство собственного достоинства. Здесь же потребность выразить себя либо в профессиональной сфере, либо в творчестве.

Перечисленные потребности тесно связаны между собой.

Физиологические и духовные увлечения в пирамиде

Психолог в своей схеме предложил два вида потребностей:

  • физиологические;
  • духовные.

Каждый из нас двигается от легкого к сложному. В основе учения лежат первичные инстинкты:

  • удовлетворить интимную близость;
  • принять пищу;
  • утолить жажду;
  • сон.

Следующая ступень — необходимость в безопасности и порядке. На третьем уровне рассматриваются мечты быть любимым и любить. На этой позиции останавливается свыше 90% жителей Земли.

Далее предполагается четвертый уровень, где человек участвует в развитии общества с цивилизацией. Ему хочется признания. На вершине пирамиды стоят самореализация и совершенствование.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Иерархическая теория потребностей Маслоу изображается в виде пирамиды, условно разделяемой на 7 горизонтальных секторов:

  1. Сектору № 1 (нижнему) отводится самая важная категория надобностей – физиологическая. Сюда относят: отправление естественных нужд, удовлетворение голода и жажды, сон, сексуальные желания.
  2. Сектор № 2 — это самосохранение (стремление к безопасности). В категорию входят инстинкты, обеспечивающие чувство уверенности и избегание опасностей.
  3. Сектор № 3 — это потребность в социализации и любви. Навыки, вырабатывающиеся у человека вследствие необходимости быть причисленным к определенной социальной группе, определяют его общественный статус.
  4. Сектор № 4 — это потребность в почитании (признании). Для удовлетворения своего природного тщеславия и для того, чтобы завоевать уважение окружающих, человек способен идти на многие жертвы и даже стать организатором мощного общественного эгрегора.
  5. Сектор № 5 — это тяга к познаванию, исследованиям. Некоторые последователи теории потребностей Маслоу объединяют 4 и 5 группы (тягу человека к знаниям и необходимость признания) в один сектор, поскольку оба эти понятия взаимосвязаны. Спорным является и вопрос очередности этих групп, ведь бывает, что человек, сделавший много для получения высокой оценки своих умений, сознательно избегал признания этого факта.
  6. Сектор № 6 — это стремление к эстетическому наслаждению и развитию интеллектуальных способностей.
  7. Сектор № 7 (вершина пирамиды) — потребность человека в выявлении его личностных возможностей и раскрытии духовных ресурсов.

Многие исследователи, в том числе и австралийский ученый Джон Вир Бертон, не отрицая теорию уровней потребности Маслоу в целом, возражали против присваивания первостепенным нуждам человека любой очередности. По мнению противников концепции, ни одна из названных надобностей человека не может быть оценена как второстепенная, поскольку все они одновременно составляют суть человека и являются его неотделимыми составляющими.

Что представляет собой пирамида потребностей Маслоу

Итак, начнем с самых азов.

Данная теория мотивации представляет из себя 5 основных групп потребностей большинства людей, также есть работы, где Маслоу описывал эту пирамиду, состоящую из 7 уровней. Мы рассмотрим сегодня как раз 7 этих уровней:

  1. Физиологические проблемы
  2. Безопасность
  3. Социальная принадлежность
  4. Потребность в уважении
  5. Потребность в познании и понимании
  6. Эстетическая потребность
  7. Самореализация и авторство

Маслоу считал, что для человеческого развития необходимо сначала удовлетворить свои низшие потребности, а затем переходить к более сложным. То есть все начинается с физиологических потребностей, которые нужны человеку для выживания. Но, как только индивид удовлетворяет полностью свою потребность, он начинает тянуться к потребности более высокого уровня. Самая верхушка пирамиды это — самоактуализация, саморазвитие.

Смысл этой теории в том, что как только человек удовлетворяет свои потребности на первом этапе, он начинает двигаться в развитии в направлении к следующему, и так по цепочке.

Маслоу писал, что каждый индивид во всех базовых потребностях удовлетворен и неудовлетворен одновременно. Он также отмечал, что низшие физиологические нужны всегда удовлетворяются в большей степени, чем высшие.

Теперь разберем каждую ступень по-отдельности.

Краткая биография А. Маслоу

$1$ апреля $1908$ г. – рождение А. Маслоу в Бруклине. Детские годы не были для него столь счастливыми из-за специфики поведения родителей, что в дальнейшем сподвигло его на проведенную впоследствие работу.

$1930$ г. – получение степени бакалавра в университете штата Висконсин.

$1931 – 1934$ гг. – получение степени магистра, а затем и доктора философии. В данные годы Маслоу активно занимался исследованиями поведения животных, вдохновленный распространенном тогда направлением бихевиоризма.

$1937$ г. – первая научная публикация Малоу о межкультурных исследованиях.

$1954$ г. – работа «Мотивация и личность» ознаменовала собой полный переход Маслоу от бихевиоризма к гуманистической психологии.

См. также

  • Английский фольклор
  • Бармаглот
  • Линтонский змей (англ.) — похожее существо, также побеждённое человеком по имени Джон
  • Сокбернский змей (англ.)

Что мы узнали?

На пути к успеху у человека лежит множество преград. Лень, праздность, стремление к получению результата быстро и без приложения усилия – отодвигают успех. Тема носит философский характер, ее можно рассмотреть на примере жизни великих ученых древности.

Предыдущая
ОбществознаниеЗдоровый образ жизни (6 класс, обществознание)
Следующая
ОбществознаниеОбщественный прогресс – критерии, понятие, проблема противоречивости

Концепция Альдерфера и индивидуальные различия

Следуя этой логике, если индивид не может реализовать потребность в самореализации, то он начинает удовлетворять нужды низшего ранга. Если тот, кто по призванию является, к примеру, инженером или нянькой, не имеет возможности удовлетворить потребность в самоактуализации, то он компенсирует эту нехватку другим путем. То есть его действия должны сообразовываться с восполнением нужд низших порядков: он будет уходить с головой в общение с друзьями, социальные мероприятия, ублажать себя при помощи сна, пищи, большего числа половых партнеров.

Нужно согласиться, что данный алгоритм свойственен далеко не каждому индивиду, который оторван от возможности достичь состояния самореализации. Кто-то, возможно, и будет демонстрировать подобное поведение, однако в большей степени оно будет обусловлено также биографическими факторами, уровнем духовной зрелости, наличием или отсутствием проблемных областей в других жизненных сферах.

Для нормального здорового человека, к примеру, секс или еда (потребность первого порядка) никогда не заменит эмоциональной привязанности (потребность второго порядка). И, в свою очередь, состояние самоактуализации едва ли сможет представлять собой полноценную замену (а не суррогат) удовлетворения потребностей базовых блоков. При этом оно будет невозможным при их отсутствии – вряд ли уважение со стороны общества или достижения в карьере должным образом компенсируют голод и жажду.

Данная теория официально принята научным сообществом и обладает некоторыми преимуществами. Но она не применяется достаточно широко, в сравнении с концепцией Маслоу. Теория Альдерфера также не доказана – для ее обоснования не проводилось достаточного количества обширных статистических исследований. Таким образом, она имеет как достоинства, так и недостатки. Использовать ее в работе или нет – каждый специалист должен решить для себя сам.

Макет, прототип, серийный образец и вот это всё — учим термины

Tutorial

Чем отличаются друг от друга макеты, прототипы корпусов для РЭА и для чего вообще нужны все эти опытные образцы? Версия Формлаба.

Макет

Wikipedia Макет по геометрическим характеристикам только приближается к серийному изделию. Он изготавливается по несерийным, непроизводственным технологиям и практически из чего угодно (включая палки пластилин ), его задача — проверить дизайн и, может быть, вес реального устройства. Макет может не совпадать с конечным продуктом по реальным размерам, но по пропорциям — должен.

Критика

Идеи Маслоу подвергались критике за отсутствие научной строгости. Американские эмпирики критиковали его как слишком мягкого с научной точки зрения. В 2006 году писатель и бывший профессор философии Кристина Хофф Соммерс и практикующий психиатр Салли Сател утверждали, что из-за отсутствия эмпирической поддержки идеи Маслоу вышли из моды и «больше не принимаются всерьез в мире академической психологии». Позитивная психология проводит большую часть своих исследований в поисках того, как дела идут хорошо, а не в поисках более пессимистической точки зрения, как дела идут не так. Более того, Иерархию потребностей обвиняли в культурной предвзятости, в основном отражающей западные ценности и идеологии. С точки зрения многих культурных психологов, это понятие относится к каждой культуре и обществу и не может применяться повсеместно. Однако, по словам исследователей из Университета Иллинойса Эда Динера и Луи Тея, которые проверили идеи Маслоу на данных, собранных у 60 865 участников из 123 стран мира в течение пяти лет (2005-2010 гг.), Маслоу был по сути прав. в том, что существуют универсальные человеческие потребности независимо от культурных различий, хотя авторы утверждают, что обнаружили определенные отклонения от порядка их удовлетворения, описанного Маслоу. В частности, хотя они обнаружили — явно в соответствии с Маслоу, — что люди, как правило, достигают основных потребностей и потребностей в безопасности, прежде чем другие потребности, а также что другие «высшие потребности», как правило, удовлетворяются в определенном порядке, в том порядке, в котором они выполнение, по-видимому, не сильно влияет на их субъективное благополучие (SWB). По мнению авторов исследования, люди таким образом

Маслоу, однако, не был бы удивлен этими выводами, поскольку он четко и неоднократно подчеркивал, что иерархия потребностей не является жестким фиксированным порядком, как это часто представляется:

Маслоу также считал, что взаимосвязь между различными человеческими потребностями и поведением, которые на самом деле часто мотивируются одновременно несколькими потребностями, не является взаимно однозначным соответствием, т. Е. Что «эти потребности должны пониматься не как исключительные или единственные определяющие факторы. определенные виды поведения «.

Концепция Маслоу о самоактуализирующихся людях была объединена с теорией развития Пиаже в процессе инициации в 1993 году.

Ссылки

Потребности и интересы личности

С категорией потребность неразрывно связана и категория интересов. В основе зарождения интересов всегда лежат потребности. Интерес – это выражение целенаправленного отношения индивида к какому-либо виду его потребностей.

Интерес человека не столько направлен именно на предмет потребности, сколько направлен на такие общественные факторы, которые делают более доступными этот предмет, в основном это различные блага цивилизации (материальные или духовные), которые и обеспечивают удовлетворение таких потребностей. Интересы также определяются конкретным положением людей в обществе, положением социальных групп и являются мощнейшими побуждающими стимулами к любой деятельности.

Интересы также можно классифицировать в зависимости от направленности или по носителю этих интересов. К первой группе относят социальные, духовные и политические интересы. Ко второй – интересы социума в целом, групповые и индивидуальные интересы.

Интересы личности выражают ее направленность, которая определяет во многом его путь и характер любой деятельности.

В общем своем проявлении интересом можно назвать истинную причину общественных и персональных действий, событий, которая стоит непосредственно за побуждениями – мотивами индивидов, принимающих участие в этих самых действиях. Интерес бывает объективным и объективным социальным, осознанным, реализуемым.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей называется объективным интересом. Такой интерес объективного характера, не зависит от сознания индивида.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей в общественном пространстве называется объективным социальным интересом. Например, на рынке очень много ларьков, магазинчиков и определенно существует оптимальный путь к лучшему и самому дешевому товару. Это и будет проявлением объективным социальным интересом. Существует множество способов совершения различных покупок, но обязательно среди них будет один объективно оптимальный для конкретной ситуации.

Представления субъекта деятельности о том, как все-таки лучше удовлетворить свои потребности называется осознанным интересом. Такой интерес может совпадать с объективным или немного отличаться, а может иметь абсолютно противоположную направленность. Непосредственной причиной практически всех действий субъектов является именно интерес осознанного характера. Такой интерес основан на персональном опыте человека. Путь, которым идет человек для удовлетворения потребностей личности называется реализуемым интересом. Он может полностью совпадать с интересом осознанного характера, так и абсолютно противоречить ему.

Существует еще одна разновидность интересов – это товар. Такая разновидность представляет собой и путь к удовлетворению потребностей, и способ их удовлетворения. Товар может быть оптимальным способом удовлетворения потребностей и может казаться таковым.

Более детальная схема

По мнению Маслоу, психология может рассматривать иерархию (пирамиду) потребностей человека более детально, взяв за основу семиуровневую классификацию. В этом случае низшие приоритеты, как и в предыдущем случае, будут приравниваться к физиологическим потребностям человека и его стремлению к самосохранению:

  • Пища, вода, сексуальное влечение.
  • Безопасность.
  • Любовь и стремление быть необходимым.
  • Желание достичь признания в социуме (уважение, одобрение, успешность).
  • Потребности в познании окружающего (знания и опыт).
  • Эстетическая составляющая, которую могут удовлетворить красота и гармония.
  • Актуальность саморазвития: раскрытие своего потенциала, достижение целей.

И в первом, и во втором случае востребованность какой-то позиции возрастает по мере того, как будет удовлетворена предыдущая на все 100%. Но при этом данные модели не являются фиксированными, поэтому может не сохраняться такая же закономерность, когда речь идет о разных личностях.

Гуманистическая психология, в развитие которой Маслоу внес значительный вклад (в частности, разработал с группой психологов данный термин), изначально должна была стать альтернативным направлением психологии, противопоставленным фрейдизму, а также бихевиоризму.

Откуда берется целлюлит на ягодицах и как с ним бороться?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector