Парные согласные звуки

Содержание:

Содержание

Зачем нужно правильно писать глухие и звонкие согласные в русском языке

Некоторые люди относятся к культуре письма поверхностно. Они оправдывают своё незнание в этой области такой расхожей фразой: «Какая разница, как написано, всё равно ведь понятно, о чём речь!»

На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности. Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке.

Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному. Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста.

Например, слова «пруд» – «прут», «кот» – «код», «рог» – «рок» как раз входят в этот список.

Как проверить согласную

Чтобы сохранить целостность морфемы, в написание корня необходимо включать ту букву, звук которой в устной речи кажется трудно произносимым. Для того, чтобы убедиться в его наличии, можно воспользоваться двумя правилами.

Первое правило. Написать корень с непроизносимой фонемой, к нему необходимо подобрать проверочное слово. Таковыми считаются те слова, в которых:

  • согласный отчётливо слышится и произносится в абсолютном конце слова: вестник — весть, пристрастный — страсть;
  • непроизносимый звук слышится и произносится в позиции перед гласным звуком: тростниковый — тростинка, сердце — сердечко.

Если согласный звук стоит перед гласным, его позиция в слове считается сильной. Проверяемый согласный в сомнительном месте слышится отчётливо и явно. Позиция непроизносимого согласного становится сильной в абсолютном конце и в ситуациях, когда за ним следуют сонорные , , , , .

Проверить наличие непроизносимого можно также с помощью второго правила. Необходимо изменить форму слова так, чтобы проверяемый согласный слышался отчётливо. Для проверки можно использовать различные части речи. Например:

  • дилетантский — дилетанты, местный — место, гигантский — гиганты;
  • солнце — солнечный;
  • свистнуть — свистеть, хлестнуть — хлестать, хрустнул — хрустеть.

Внимание! Исключениями из этих правил являются слова, к которым нельзя подобрать однокоренные или проверочные. Их написание необходимо запомнить

К таковым относятся следующие: агентство, лестница, блеснуть, плеснуть, участвовать, яства, склянка.

Сонорные согласные

Сонорные – это особая группа согласных. При их произношении воздушный поток слаб и имеет лишь незначительные преграды, голос преобладает над шумом. Сонорные в английском языке называют английскими сонантами. Также они не имеют звучную пару (звонкий – глухой), как, например, v – f или z – s.

Буквы Транскрипция Произношение на русском Примеры слов
1 l real , school , television
2 m remember , summer , swim
3 n sun , technology , national
4 ng звук произносится задней стенкой языка strong , rebuilding , youngster
5 r , как в слове «жребий» rest , revolver , tomorrow
6 y yard , yesterday , yellow
7 w губы готовятся к получению звука , но произносится own , reward , warm

Звонкие и глухие согласные звуки. урок. Русский язык 1 Класс

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости – глухости, сонорными и шипящими.

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – ые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук , а потом звук . Когда мы произнесли звук , связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки и . Звук произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума – глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:

Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.

У звуков и нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик – непарныезвонкие согласные звуки:

Напомним, что звук всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий. 

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

Вспомним, что звук всегда твёрдый, а и – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

Звуки , – шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

дочка – точка

бочка – почка

шар – жар

удочка – уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)

2) С глухим — траву она срезает, Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник).
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный? (Звонких согласных – 9 – Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных – 2 – Т, Т, различных – 1.).
  3. Прочитайте пословицу: Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».

Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глу­хие соглас­ные раз­ли­ча­ют в зави­си­мо­сти от сте­пе­ни уча­стия голо­са и шума в их обра­зо­ва­нии.

Рассмотрим, что такое звон­кие и глу­хие соглас­ные в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка, как они обра­зу­ют­ся и чем отли­ча­ют­ся.

Звуки русского языка

Наша речь состо­ит из слов, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся в пред­ло­же­ние. Каждое сло­во мож­но рас­смат­ри­вать как смыс­ло­вой ком­по­нент пред­ло­же­ния, напол­нен­ный содер­жа­ни­ем, а так­же как зву­ча­щий объ­ект.

Слово мож­но раз­де­лить на сло­ги, кото­рые состо­ят из отдель­ных зву­ков. С точ­ки зре­ния фоне­ти­ки сло­во скла­ды­ва­ет­ся из зву­ков.

Звук — это основ­ная еди­ни­ца язы­ка, как сло­во и пред­ло­же­ние. Звуки фор­ми­ру­ют сло­ва на уровне фоне­ти­ки. Звуки в зави­си­мо­сти от их набо­ра, коли­че­ства, а так­же рас­по­ло­же­ния в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти помо­га­ют отли­чать одно сло­во от дру­го­го:

  • клад — вклад;
  • коро­на — корон­ка;
  • кот — ток.

В зави­си­мо­сти от того, как фор­ми­ру­ют­ся зву­ки в рече­вом аппа­ра­те, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют глас­ные и соглас­ные зву­ки.

Гласные зву­ки , , , , , пол­но­стью состо­ят из голо­са. При их обра­зо­ва­нии воз­дух сво­бод­но про­хо­дит через напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки и рот, не встре­чая ника­ких пре­пят­ствий на сво­ем пути. В рус­ском язы­ке глас­ные зву­ки музы­каль­ные. Их мож­но дол­го тянуть и петь: а-а-а, о-о-о, у-у-у.

Гласные зву­ки обра­зу­ют фоне­ти­че­ский слог в сло­ве, а соглас­ные его обра­зо­вать не могут. При сло­го­де­ле­нии они соче­та­ют­ся с глас­ны­ми зву­ка­ми пара­ми или целы­ми груп­па­ми:

  • ворот­ник — во-ро-тник;
  • кра­со­та — кра-со-та.

Согласные звуки

Согласные зву­ки состав­ля­ют более мно­го­чис­лен­ную груп­пу фоне­ти­че­ско­го строя рус­ско­го язы­ка. Их насчи­ты­ва­ет­ся 36. По срав­не­нию с глас­ны­ми соглас­ные зву­ки име­ют дру­гое каче­ство.

Они про­из­но­сят­ся при­глу­шен­но и обра­зу­ют­ся с неболь­шим уча­сти­ем голо­са, к кото­ро­му обя­за­тель­но при­со­еди­ня­ет­ся шум.

Шум воз­ни­ка­ет, если при про­из­но­ше­нии соглас­но­го зву­ка струя воз­ду­ха встре­ча­ет пре­пят­ствие в виде при­под­ня­то­го язы­ка, трет­ся об стен­ки щёк, в резуль­та­те смы­ка­ния и раз­мы­ка­ния губ и пр.

Согласные зву­ки — это зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет шум.По сте­пе­ни уча­стия голо­са и шума соглас­ные зву­ки делят­ся на сонор­ные и шум­ные.

Сонорные зву­ки — это зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых мини­ма­лен шум, а пре­об­ла­да­ет голос.

Перечислим сонор­ные зву­ки:

По соот­но­ше­нию голо­са и шума шум­ные соглас­ные так­же  делят­ся на две груп­пы:

  • звон­кие соглас­ные;
  • глу­хие соглас­ные.

Звонкие согласные звуки

По срав­не­нию с сонор­ны­ми у звон­ких соглас­ных при их обра­зо­ва­нии шум пре­об­ла­да­ет над голо­сом. В рус­ском язы­ке звон­ки­ми явля­ют­ся зву­ки:

Они состав­ля­ют пары по при­зна­ку твердости- мяг­ко­сти:

  • — .

Только звон­кий соглас­ный явля­ет­ся все­гда твёр­дым и не име­ет пары по мяг­ко­сти:

  • жёр­нов
  • жи́ла .

Глухие согласные звуки

В обра­зо­ва­нии глу­хих соглас­ных зву­ков участ­ву­ет толь­ко шум. В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют 16 глу­хих соглас­ных зву­ков. Буквы, обо­зна­ча­ю­щие глу­хие зву­ки, нахо­дят­ся во вто­рой поло­вине рус­ско­го алфа­ви­та. Перечислим глу­хие соглас­ные зву­ки:

Большинство звон­ких и глу­хих зву­ков состав­ля­ют пары, сов­па­да­ю­щие по осталь­ным фоне­ти­че­ским при­зна­кам. Таких пар соглас­ных, раз­ли­ча­ю­щих­ся толь­ко по при­зна­ку звонкости/глухости, мож­но ука­зать 11:

  • — .

Только пять шум­ных глу­хих соглас­ных , , , , не име­ют пар­ных звон­ких соглас­ных.

Средняя оценка: 5. Проало: 3

Звук | ŋ | в английском языке: характеристика

Произносится в словах song, long, England. С этим звуком уже сложнее: аналога в русском у него нет. Для начала посмотри видео, где сравниваются | n | и | ŋ |. А после разберемся, откуда берется разное звучание.

Начнем с того, что звук | ŋ | никогда не бывает в начале слова – только в середине или конце. Звук не имеет «своей собственной» буквы. Его обозначает буква N, но только в случае, когда она стоит перед буквами | k | или | g | – bank, king

Обрати внимание, что в некоторых словах звуки | g | – | k | не произносятся (song), а в некоторых – произносятся (England). Поэтому лучше смотреть транскрипцию каждого слова

На этот раз сравнивать звук мы будем не с русским вариантом, а с английским | n |, который только что научились произносить.

Первое объяснение: звук | ŋ | – тоже носовой. Различия между звуками | n | и | ŋ | заключаются в месте образования преграды. При произнесении звука | n | язык упирается в альвеолы. При произнесении | ŋ | язык упирается в основание нижних зубов, мягкое нёбо опущено и воздух проходит через полость носа.

Второе объяснение: чтобы было понятнее, сравню | ŋ | с русским звуком | г | или с его практически полным английским аналогом – звуком | g | (да, это тот редкий случай, когда наши звуки практически идентичны).

Так вот, сначала произнеси звук | г |, например, скажи «гав-гав» в честь наступившего года собаки. Для создания этого звука воздух прорвался через преграду в твоем речевом аппарате, и получился шумный звук. А теперь попробуй сказать звук | г |, но не ломай преграду, а выпусти воздух через нос. Так у тебя получится звук | ŋ |.

Третье объяснение: если всё же звук | ŋ | не получается, то поделюсь еще одним лайфхаком. Начни произносить русский звук | м | и постепенно открывай рот, но не убирая язык от основания нижних зубов. Получилось?

И последний лайфхак: попробуй глубоко вдохнуть через нос с открытым ртом. Теперь, сохраняя этот уклад органов речи, дай голос, выдыхая воздух через нос. Опять же должен получиться нужный звук.

Ну что, получилось разобраться? Тогда отточим навык на словах.

Звонкость в фонетике

На артикуляционном уровне звонким считается звук, в котором присутствуют колебания голосовых связок, а глухим — звук, в котором голосовые связки не активны. Самым распространённым типом звонкости является модальный голос, когда голосовые связки максимально сближены и колеблются с наибольшей амплитудой. В большинстве европейских языков, включая русский, гласные, сонорные и звонкие шумные звуки (такие как , , ) произносятся с модальным голосом. Гласные и сонорные звуки обычно всегда произносятся с озвончением и не имеют парных глухих звуков. Шумные согласные могут быть как глухими так и звонкими и часто образуют пары, как например -, -, — в русском языке. При отсутствии парного звука в языке обычно присутствует глухой шумный согласный, например, , , в русском, и в сунданском.

В МФА обычно используются разные символы для глухих и звонких шумных согласных: , , , . Кроме того, для обозначения позиционного озвончения непарных глухих согласных (например или в русском языке) может применяться диакритический знак для звонкости: ⟨◌̬⟩. В Юникоде этот символ кодируются как U+032C ◌̬ «combining caron below» или как U+0325 ◌̥ «combining ring below».

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 4,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 28,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 122,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 8,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 21,
Полякова, Учебник

Упражнение 22,
Полякова, Учебник

Упражнение 28,
Полякова, Учебник

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 12,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 136,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 85,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 131,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 22,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 40,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 43,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 71,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 138,
Полякова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 265,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 87,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 123,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 38,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 253,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 109,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 146,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 264,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 310,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 192,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 213,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 28,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 313,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 321,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Согласные звуки по участию голоса и шума

По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные.

Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые
связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся: , , , и , , , , .

Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта,
а голосовые связки не напряжены и не колеблются).

Где образуется согласный звук

Звонкие шумные русского литературного языка — это , , и , и ,  и , , , (жалость, врач, зори, гвоздь, буря).

Глухие шумные — и , и ,  и , , , , , , , , , , (пилотка, фольклор, секрет, шепот, шум, гречка, цитата, хранить, шика).

Школьная классификация

Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.

Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – , циркуль – , шить – . Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка , щекотать, чай и т. д.

Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение и , и , и , и – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.

Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: , , , , . Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.

Глухие непарные: , , , . У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.

Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.

Ударение: клю’ква.

Слоги: клю-ква.

Характеристика:

К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).

Л – – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.

Ю – – гласный, ударный.

К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).

В – – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).

  • А – – гласный, безударный.
  • 6 букв, 6 звуков.

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: был – бил; ток – тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка.

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как . Или слово мята. Оно произносится как: . Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной.

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

– , – , – .

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного стоит согласная . Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове: класс, дом;
  • согласные перед гласной в заимствованных словах произносятся твердо, как перед . Например: кашне – ;
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове.

Твердые и мягкие звуки

Противопоказания препарата

На этот раз Россия не станет закрывать границы из-за эпидемии коронавируса

  24. 10. 2020

Что такое парные согласные?

Согласные зву­ки состо­ят из шума и голо­са или толь­ко из шума. В зави­си­мо­сти от соот­но­ше­ния голо­са и шума в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют

  • звон­кие соглас­ные
  • глу­хие соглас­ные

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голо­са. При их про­из­но­ше­нии напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки колеб­лют­ся под напо­ром выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха: , , , , , .

Определение

Звонкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет шум и голос.

И напро­тив, в речи суще­ству­ют соглас­ные зву­ки, кото­рые фор­ми­ру­ют­ся пол­но­стью из шума:

, , , , , , , , , .

При про­хож­де­нии выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха голо­со­вые связ­ки не виб­ри­ру­ют. Голос совер­шен­но не участ­ву­ет в их рож­де­нии. Эти соглас­ные зву­чат при­глу­шён­но.

Определение

шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых отсут­ству­ет голос.

Многие шум­ные соглас­ные похо­жи по фоне­ти­че­ским харак­те­ри­сти­кам, кро­ме при­зна­ка глухости/звонкости. С этой точ­ки зре­ния такие похо­жие по спо­со­бу обра­зо­ва­ния звон­кие и глу­хие соглас­ные обра­зу­ют меж­ду собой пары.

Запишем звон­кие соглас­ные вер­ти­каль­но сле­ва в соот­вет­ствии с их места­ми в алфа­ви­те. Так лег­че их будет запом­нить. И при­ве­дём спра­ва пар­ные глу­хие соглас­ные.

Наглядно про­де­мон­стри­ру­ем пар­ные соглас­ные в сле­ду­ю­щей таб­ли­це.

И толь­ко сонор­ные соглас­ные , , ,,, не име­ют пар­но­го глу­хо­го соглас­но­го, а глу­хие соглас­ные , , , — пар­но­го звон­ко­го соглас­но­го. Это непар­ные звон­кие и глу­хие соглас­ные.

Парные звон­кие и глу­хие соглас­ные помо­гут раз­ли­чать сло­ва:

  • пар — бар;
  • кол — гол;
  • тос­ка — дос­ка;
  • жар — шар.

Парные соглас­ные так­же раз­ли­ча­ют­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Понаблюдаем:

  • ворон — верёв­ка
  • доли­на — дере­во
  • гомон — герб
  • сок — село́ .

Только все­гда твёр­дые пар­ные соглас­ные и не име­ют соот­вет­ству­ю­щих мяг­ких соглас­ных:

  • жёлудь
  • прожо́рливый
  • шо́рох
  • шёлк .

Если же пар­ные соглас­ные нахо­дят­ся в сере­дине или в кон­це, то они ведут себя по-разному. В зави­си­мо­сти от того, какой звук нахо­дит­ся рядом, про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния или оглу­ше­ния. Из-за это­го воз­ни­ка­ют затруд­не­ния в напи­са­нии слов.

Посмотрим, как меня­ют­ся пар­ные соглас­ные зву­ки в кон­це и в сере­дине слов.

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки

Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий

Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков

Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Английская согласная буква s

Буква s передает звуки и , соответствующие русским , в словах сад, зал. Следует различать два звуковых значения английской буквы s:

Английская буква s отражает

  1. глухой согласный :
    1. в начале слов — send
    2. в конце слов после глухих звуков s будет произноситься как глухой согласный, ибо предыдущий согласный его оглушает. Например: lists ,sleeps,pits
    3. перед согласной буквой — test ,best
    1. в конце слов после гласных и звонких согласных
    2. между двумя гласными буквами visit
  2. удвоенное s (ss) отражает глухой звук .
Пример
soft, sock, set, sets, beets, tips, tops, must
begs, lads, yells, nose , feeds, deeds, lens, music

Недостаточная звонкость шумных согласных

Многие языки противопоставляют глухие и звонкие обструенты (взрывные, аффрикаты и фрикативы). Это особенно характерно для всех дравидийских и австралийских языков, но встречается повсеместно: в путунхуа, корейском, финском и полинезийских. В гавайском имеется /p/ и /k/, но отсутствуют /b/ и /ɡ/. Во многих языках (но не в полинезийских) шумные согласные произносятся звонко в звонком окружении, например, между гласными, и глухо в остальных случаях: в начале слова и так далее. Обычно такие звуки транскрибируются с помощью букв для глухих согласных, хотя для некоторых австралийских языков используются звонкие буквы.

В некоторых языках при произнесении «придыхательных» звуков голосовые связки активно открываются, чтобы пропустить поток неозвончённого воздуха. Это явление носит название «придыхательной фонации» (breathed phonation). В других языках, в частности, австралийских, звонкость снижается при произношении взрывных согласных (другие типы шумных в австралийских языках почти не встречаются), потому что поток воздуха не может выдержать озвончение; голосовые связки открываются пассивно. Соответственно, полинезийские шумные звучат дольше австралийских, они редко звонкие, а австралийские шумные всегда имеют звонкую реализацию. В Юго-Восточной Азии звонкие шумные согласные оглушаются на конце слова. Имеются данные, что на самом деле эти согласные имеют «придыхательную фонацию».

Фонетические процессы, связанные с согласными

По этим процессам я позже напишу отдельные статьи, пока что перечислю их списком и охарактеризую кратко:

  1. Оглушение – когда звонкий находится на конце слова и произносится как глухой: дуб – , нож – . Из-за оглушения часто появляются омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Например, плод и плот произносятся как , луг и лук – . Значение этих слов при восприятии речи на слух определяется только в контексте.
  2. Озвончение – когда после глухого стоит звонкий, происходит обратный процесс – озвончение. В слове “пересдача” на месте буквы “с” произносится звук “з” из-за звонкого “д”. Транскрибировать надо так: . В вузе этот процесс называется ассимиляцией по звонкости.
  3. Смягчение или ассимиляция по мягкости – когда твердый произносится мягко из-за мягкости следующего за ним звука. Слово “трость” звучит как . Смягчение не всегда происходит последовательно. Одни люди произносят “дверь” с мягким “д”, другие – с твердым.

Обязательно подпишитесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить.

В каждой статье я рекомендую подборку книг для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Пособия ниже вы также можете использовать для повторения или систематизации знаний в любом классе обучения.

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ—2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Недавно я опубликовал подборки курсов по русскому – посмотрите, цены вполне приемлемые, а преподают лучшие педагоги России:

  1. Подготовка к ЕГЭ.
  2. Подготовка к ОГЭ.
  3. Подготовка к ВПР.
  4. Курсы по русскому языку (общая статья, для детей и взрослых).

1.15.2. Непроизносимые согласные

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Тростник – тросточка, трость, вестник – весточка, весть.

Исключения: блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

  • костный (мозг), надкостница (ср.: кость) — косный («отсталый»), косность;
  • шефствовать над кем-либо (ср.: шефы) — шествовать («идти») (ср.: шёл);
  • сверстник (ср.: верста) — ровесник;
  • явственный, явствовать (ср.: явь, явный) — яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук ), следует усвоить:

  • буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т, выступающих в родственных словах;

    Доска – дощатый, воск – вощанка, холст – холщовый, суть – сущий.

  • конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив-).

    Песок, песка, супесь – песчаный, резать – резчик, борозда – бороздчатый, бежать – перебежчик, хлестать – хлестче, веснушка – веснушчатый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч, перед суффиксами, которые начинаются с ч, вместо к, ч, ц пишется т.

Крупица – крупитчатый, ресница – реснитчатый, немец – неметчина.

5. Следует различать сочетания чн и шн.

Сочетание чн пишется в следующих случаях:

  • перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н, на месте корневых к, ц, ч, хотя в ряде случаев произносится (см. п. 1.14).

    Скворец – скворечник, лоток – лоточник, очки – очечник, пустяк – пустячный, яйцо – яичница, перец – перечница, свеча – подсвечник.

    Исключения: двурушник, рушник (хотя рука), раёшник (хотя раёк), городошник (хотя городок);

  • в женских отчествах на -ична.

    Мария Саввична.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

  • в словах, образованных от основ на х;

    Суматоха – суматошный, ухо – наушник.

  • в словах с суффиксом -шн-, образованных от наречий;

    Сегодня – сегодняшний, зря – зряшный.

  • в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

    Кино – киношный, домино – доминошник.

Обратите внимание!

1) Произносятся и пишутся без т слова:

искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас), опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).

2) Произносятся и пишутся без н слова:

прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

3) Не смешивайте слова:

лоточник (торговец с лотком, на лотке) – лотошник (игрок в лото), гречневый (от греча) – гречишный (от гречиха).

 Упражнения к теме «1.15. Правописание согласных»

  • 1.1. Звуки речи
  • 1.2. Фонетическая транскрипция
  • 1.3. Гласные и согласные звуки
  • 1.4. Графика. Буквы. Алфавит
  • 1.5. Звуки речи и буквы
  • 1.6. Слог. Правила переноса слов
  • 1.7. Ударение
  • 1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
  • 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением
  • 1.10. Согласные звуки
  • 1.11. Употребление букв Ь и Ъ
  • 1.12. Правописание гласных после шипящих
  • 1.13. Правописание гласных после Ц
  • 1.14. Изменения согласных в речи
  • 1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных
  • 1.16. Полный фонетический разбор слова
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector