Профессия журналист
Содержание:
- Введение
- Журналистика в вузах России
- Норман Мейлер, «Армии ночи» / «The Armies of the Night» (1968)
- Перспективы работы журналистом
- Соли золота и биоагенты
- ТОП-20 вузов обучающих профессии журналиста
- Разновидности
- Популярные материалы
- Кому подходит
- Журналистская этика
- Трумен Капоте, «Хладнокровное убийство» / «In Cold Blood» (1965)
- Окно в Европу
- Ходячая записная книжка
- Том Вулф, «Электропрохладительный кислотный тест» / «The Electric Kool-Aid Acid Test» (1968)
- История журналистики
- Информационные
- Общая характеристика ЧД 2 (двойка)
- Описание и специфика профессии
- Сдать, чтобы стать своим
- Журналистика и наука
- Юный журналист
- Медиаекономика и экономика СМИ
- Майкл Герр, «Репортажи» / «Dispatches» (1977)
- Какие предметы нужно сдавать на журналиста
Введение
Журналистика — это социальный институт, созданный с целью обеспечения всестороннего и объективного информирования всех субъектов общественной жизни о социальной действительности, что необходимо для оптимального функционирования всех других социальных институтов и общества в целом как саморегулирующейся системы.
Социальная миссия журналистики заключается в формировании общественного мнения и управлении массовыми эмоциями. Функционирования журналистики обеспечивается в современном мире через ее инфраструктуру, которая состоит из технических, информационных, организационно-управленческих и учебных учреждений.
Во журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о событиях, темы и тенденции современной жизни, представления в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию.
С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития.
Получить полный текст
Смотреть все проекты
Публиковать статьи
Часть исследователей считает, что существуют два основных направления журналистики — журналистика исследования и журналистика расследования. Журналист исследователь, как правило работает с открытыми (доступными) источниками информации, в расследовании журналист вторгается в область закрытой (не доступной) информации. Согласно методики работы в том и другом направлениях различны. В демократических странах журналистов-расследователей принято называть «цепными псами демократии», или «разгребателями грязи». Следует отметить, что биполярное подход направлениям журналистики сегодня оспаривается и признается упрощенным.
Журналистика как наука — система художественных, культурологических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл создания и управления практической журналистикой в обществе, ее влияния на изменения общественных процессов.
Журналистика в вузах России
Журналистика – это творческая профессия, поэтому при поступлении на профильный факультет надо быть готовым предоставить свои публикации, пройти тестовое задание или творческий конкурс.
Во многих вузах страны есть факультеты журналистики, но специалистами могут стать выпускники филологических или других гуманитарных факультетов.
Всего в России 153 вуза со специальностью «Журналистика»(42.03.02), которая занимает 3 место в рейтинге специальностей. Среди них есть наиболее престижные, которые располагаются не только в Москве и Санкт-Петербурге.
Топ 7 популярных вузов России со специальностью журналистика (42.03.02):
- УрФУ им. Б. Н. Ельцина. Ноябрьск.
- МГУ. Москва.
- ТГУ. Томск.
- КФУ. Казань.
- НГУ. Новосибирск.
- РУДН. Москва.
- СПбГУ. Санкт-Петербург.
Норман Мейлер, «Армии ночи» / «The Armies of the Night» (1968)
В октябре 1967 года Норману Мейлеру, на тот момент не только одному из самых известных писателей в Америке, но и видной общественной фигуре, «левому консерватору», выступавшему против вьетнамской войны и только что опубликовавшему малоуспешный роман «Почему мы во Вьетнаме?», предложили принять участие в антивоенной акции под названием «Поход на Пентагон». Он нехотя согласился, и с этого началось одно из самых удачных предприятий в его жизни: написанная о «Походе» книга принесла ему две престижные премии (Пулитцеровскую за нон-фикшн и Национальную книжную) и предварила следующий большой успех, тоже связанный с журналистикой, — «Песню палача» (1979).
Участник антивоенной акции «Поход на Пентагон». Фотография Берни Бостона. 21 октября 1967 года
«Армии ночи» — своего рода роман в двух частях. В первой части Мейлер-протагонист, характеризующий себя как «издерганного стареющего enfant terrible литературного мира, мудрого отца шестерых детей, радикального интеллектуала, экзистенциального философа, работящего писателя, рыцаря непристойности, мужа четырех боевых жен, достойного барного выпивоху и непомерно славного уличного драчуна, задавателя гулянок, оскорбителя хозяек дома», рассказывает о том, что он делал в Вашингтоне накануне и во время антивоенной демонстрации, закончившейся для него арестом, и во время последующего за этим кратковременного заключения. Получается почти что роман воспитания: Мейлер предпочитает арест вечеринке.
Если в первой части Мейлер описывает события как их участник (он неустанно копается в себе, рассуждает, размышляет, иронизирует, спорит, брюзжит и бранится), то во второй части он превращается в историка и аналитика, в деталях рассказывающего о том, как это все устраивалось и происходило.
Перспективы работы журналистом
При работе журналистом возможен очень хороший карьерный рост, достижение больших успехов и популярность на всю страну. Конечно же, к этому придут далеко не все, но такие шансы всегда есть. Многие нынешние ведущие популярных ток-шоу, когда-то начинали с работы журналистами в ничем не примечательных местных СМИ. По-настоящему грамотных журналистов, профессионалов своего дела не так уж много, поэтому спрос на них всегда есть.
Многие журналисты также вырастают по карьерной лестнице до редакторов крупных СМИ, а впоследствии становятся даже их владельцами — таких примеров предостаточно.
Также следует выделить, что далеко не все журналисты получали именно профильное образование, специальность «журналистика», поскольку ранее она не была широко распространена, да и сейчас тоже. Поэтому журналистами нередко работают представители полученных ранее других профессий. Так что, если у вас есть большой интерес и хорошие способности к этому делу, работа журналиста может стать вашей даже без профильного образования.
Теперь вы имеете некоторое представление о том, что такое профессия журналист, и в чем заключается работа журналиста, благодаря чему можете сделать хотя бы предварительные выводы о том, интересно ли вам это, либо оно не ваше.
Желаю всем успехов, интересной работы и хороших заработков. До новых встреч на Финансовом гении — сайте, на котором вы всегда можете повысить свой уровень финансовой грамотности.
Соли золота и биоагенты
ТОП-20 вузов обучающих профессии журналиста
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
- Санкт-Петербургский государственный университет.
- Московский государственный институт международных отношений.
- Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” (г.Москва).
- Новосибирский национальный исследовательский государственный университет.
- Национальный исследовательский Томский государственный университет.
- Казанский (Приволжский) федеральный университет.
- Южный федеральный университет (г.Ростов-на-Дону).
- Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина (г.Екатеринбург).
- Российский университет дружбы народов (г.Москва)
- Дальневосточный федеральный университет (г.Владивосток).
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г.Москва).
- Южно-Уральский государственный университет (г.Челябинск).
- Воронежский государственный университет.
- Московский государственный лингвистический университет.
- Сибирский федеральный университет (г.Красноярск).
- Новосибирский государственный технический университет.
- Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева.
- Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.
- Московский педагогический государственный университет.
Разновидности
Профессия журналист может включать в себя следующие должности:
- Внештатные корреспонденты или фрилансеры – это самостоятельные специалисты, которые предлагают свои материалы изданиям.
- Собственные корреспонденты. В их обязанности входит сбор информации и доставка свежих новостей. Их задача – отлично разбираться в: митингах, в концертах, и других всевозможных мероприятиях.
- Репортёры – это создатели жанров новостей. Их цель – вовремя оказаться в нужном месте, в нужное время.
- Ведущие рубрик. Они ведут постоянные разделы в изданиях, на радио и телевиденье.
- Ответственные секретари. Они контролируют весь процесс, который касается выпуска свежего номера.
- Главные редактора – это ответственные работники, которые возглавляют редакцию СМИ и координируют работу.
- Журналисты, которые нашли себя в рекламе. В наше время это очень актуально, да и зарабатывают они хорошо. Довольно перспективным и популярным является данное направление в журналистике.
- Тележурналисты и радиожурналисты пишут сценарии, озвучивают тексты, подготавливают свои программы, и выходят в прямой эфир.
- Интернет-журналисты – объединяют почти все разновидности вместе.
- Международные журналисты – это настоящая журналистская элита. Требования к ним завышенные, поэтому их знания должны быть на высоте. Они должны разбираться во многом и знать несколько иностранных языков, историю, психологию, этику, ораторское искусство.
Популярные материалы
Кому подходит
Хороший журналист должен обладать рядом качеств, среди которых важнейшие:
коммуникабельность: умение находить общий язык с людьми играет важную роль в получении информации из первых уст;
любознательность: журналиста интересует все – только так он сможет создавать актуальные материалы;
креативность: написание статей – это творческий процесс;
находчивость и сообразительность: эти качества – лучшие помощники в поиске тем и при проведении журналистских расследований;
эрудированность: журналист должен вникать в тематику, в которой работает, и хорошо разбираться в ее тонкостях.
этичность: важно доносить правдивую и корректную информацию, уважая как своих собеседников, так и тех, кому информация адресована;
усидчивость: писать надо ежедневно, чтобы не утратить мастерство.
аналитический склад ума: важно не просто собрать информацию, но и проанализировать ее, чтобы читатели, зрители и слушатели могли составить собственное мнение, максимально близкое к объективному.
Профессия журналиста считается высоко востребованной. Средства массовой информации развиваются и сулят неплохой доход, ведь в них размещается львиная доля рекламы, поэтому журналисты нужны постоянно.
Журналистская этика
Первичным критерием нравственности, обобщающим моральным принципом, общей основой существующих норм в демократическом государстве является гуманизм, адресованное одному человеку и всем людям одновременно. Гуманистические принципы придают значение журналистским материалам и с точки зрения отдельной личности, и с точки зрения человечества. Воспроизводя действительность по законам человечности и духовности, журналист должен отдавать предпочтение общезначимым гуманистическим ценностям как высшим. Однако в этом и заключается проблема — настоящие ценности могут доминировать лишь у журналистов, которые являются личностями и которых можно характеризовать как людей духа, чести и слова. Журналист постоянно делает выбор между добром и злом, как и каждый человек.
Главные этические принципы работы СМК:
- Мы заботимся о нравственности наших сообщений. Мы не вмешиваемся в чужую частную жизнь. Только приговор суда дает нам право назвать человека виновным. Мы не причиняем дополнительных страданий жертвам преступления. Мы до конца защищаем наши источники информации. Мы собираем информацию только законным способом. Мы собираем открытую и доступную информацию. Мы не воруем мыслей. Мы не сортируем людей по какому-либо признаку. Мы не берем взяток. Мы особенно осторожны с правами детей. Мы уважаем чужую доверие.
Трумен Капоте, «Хладнокровное убийство» / «In Cold Blood» (1965)
Капоте пришел к журналистике молодым писателем, ищущим новую форму. Дебютировав во второй половине 1940-х годов, десятилетие спустя он оказался в творческом затруднении, выйти из которого ему помогла командировка в СССР в составе труппы, гастролировавшей с оперой «Порги и Бесс». Капоте написал об этих гастролях очерк «Музы слышны» (1956), в котором опробовал и оценил новый метод: факты — хорошо, но и присочинить не грех, если ладно получается.
Три года спустя он прочел в газете заметку об убийстве в канзасском городке Холкомб семьи фермера Герберта Клаттера и отправился туда собирать материал, взяв на подмогу свою подругу Харпер Ли (еще не опубликовавшую роман «Убить пересмешника»). Его первоначальным замыслом было написать о том, как жестокое убийство сказалось на жизни тихого, спокойного захолустья. Сказалось оно так, что в городке воцарились страх и тревога, и Капоте стоило большого труда добиваться ответов на свои многочисленные вопросы. Мало-помалу ему удалось преодолеть недоверие, но тут вмешалась судьба: убийцы были пойманы, и Капоте решил, что без их рассказа о случившемся ему не обойтись. Войдя к ним в доверие, он, естественно, использовал все их признания в книге, закончил которую лишь после того, как убийц повесили и у истории длиной в шесть лет появился финал.
«Хладнокровное убийство» было опубликовано в The New Yorker в 1965 году, а в следующем году вышло книгой, ставшей эталоном true crime (то есть основанного на реальных событиях повествования о преступлении) и супербестселлером. Капоте удалось показать, что документальная книга может не уступать роману ни в художественности, ни в драматизме, ни в глубине. В «Хладнокровном убийстве» есть и стилистический блеск, и неумолимая поступь рока, губящего невинных и виновных, и ужас, скрывающийся в человеке и ждущий случая вырваться наружу.
Окно в Европу
Такие российские вузы, как МГИМО, РГГУ и МГУ, отправляют своих учеников за рубеж. Институт журналистики предоставляет возможность получения иностранного опыта. Основное условие для этого — наличие выдержанного языкового экзамена и несколько лет обучения в базисном вузе.
Если абитуриент самостоятельно ищет себе курсы журналистики, то все тяготы бумажной волокиты ложатся на него. Помимо перечисленных испытаний, необходимо предоставить автобиографию, справку о финансовой состоятельности, рекомендательное и мотивационное письма. Желательно подготовить портфолио опубликованных в СМИ работ. Регистрационный сбор, оплата жилья и специализированные платежи — все это оплачивается в частном порядке. При этом часть зарубежных вузов назначают стипендию иностранным гражданам и предоставляют общежитие.
Ходячая записная книжка
Настоящую акулу пера можно узнать по особому взгляду. Работник прессы смотрит на мир жадно, ища кругом инфоповод, источник исходных данных для материала и новых социальных контактов. Это, конечно, не означает, что знаменитый прототип по имени Папарацци из кино Феллини являет собой истинного журналиста, демонстрируя бестактность и назойливость. Но без расторопности в СМИ делать нечего. Ведь, как высказался Владимир Познер в передаче «Школа злословия», журналистика — это магия, которая присутствует только в настоящем моменте.
Чтобы сделать хороший материал, обозреватель должен подготовить информацию, составить свой обзор и публикацию с правильно расставленными акцентами. Поэтому очень часто прессу можно узнать по блокноту для записей или новомодному гаджету, выполняющему ту же функцию.
Талантливый сотрудник СМИ умеет преподнести новость так, чтобы ее невозможно было не читать
Очень важно в новостной работе ясно представлять картину происходящего, разглядывать неоднородность материалов и фиксировать внимание аудитории на главной идее при помощи мастерства владения словом
Конечно, многие считают, что журналистика — это младшая сестра литературы, и к искусству она имеет отношение, как маляр к живописи. Однако очень часто талантливые писатели выбирают эту стезю, вместе с этим сочиняя прекрасные истории и романы. Возможно, что именно современный образ жизни сделал из затворников-писателей людей, ведущих социально активную жизнь. Теперь автор ищет своих героев не во внутреннем пространстве, а в толпе зевак. Таков краткий портрет современного работника прессы.
Том Вулф, «Электропрохладительный кислотный тест» / «The Electric Kool-Aid Acid Test» (1968)
Для литературной журналистики Том Вулф — фигура из самых главных: во многом благодаря его творческим и, так сказать, продюсерским усилиям «новая журналистика» оказалась важным фактом американской культуры и привлекла к себе пристальное внимание, критическое и академическое. Одним из дел его жизни было доказать, что «новая журналистика» 1960–70-х годов по-настоящему нова — и что тот переворот, который она, по его мнению, устроила в американской словесности, она устроила без посторонней помощи и предварительной подготовки
Суть этого переворота, по Вулфу, заключалась в том, что «новая журналистика» отобрала у художественной литературы ее приемы и успешно применила их к невероятной действительности 1960-х годов, от которой «настоящие» писатели надменно отвернулись. Одной из визитных карточек этой журналистики с ее установкой на эстетическую выразительность вкупе с документальной достоверностью и стал «Электропрохладительный кислотный тест» — история писателя Кена Кизи и коммуны его друзей и единомышленников «Веселые проказники», распространявших мысль о пользе расширения сознания
Одним из дел его жизни было доказать, что «новая журналистика» 1960–70-х годов по-настоящему нова — и что тот переворот, который она, по его мнению, устроила в американской словесности, она устроила без посторонней помощи и предварительной подготовки. Суть этого переворота, по Вулфу, заключалась в том, что «новая журналистика» отобрала у художественной литературы ее приемы и успешно применила их к невероятной действительности 1960-х годов, от которой «настоящие» писатели надменно отвернулись. Одной из визитных карточек этой журналистики с ее установкой на эстетическую выразительность вкупе с документальной достоверностью и стал «Электропрохладительный кислотный тест» — история писателя Кена Кизи и коммуны его друзей и единомышленников «Веселые проказники», распространявших мысль о пользе расширения сознания.
«Веселые проказники» в Сан-Франциско. 1966 год
Вулф не был причастен к этой группе, но живо интересовался культурными и социальными переменами в стране, а Кизи и компания имели самое непосредственное отношение к психоделической революции, без которой 1960-е годы себе не представить. Увидев в Кизи нечто вроде пророка, Вулф решил приглядеться к его «культу» — и, похоже, проникся его обаянием: во всяком случае, заинтересовался настолько, чтобы с головой погрузиться в «субъективную реальность» своих героев, их быт и приключения. Для того чтобы донести их до читателя, ему пришлось выжать из английского языка все соки: Вулф сбивается с прозы на стихи, ныряет в потоки сознания, изгаляется над пунктуацией — в общем, делает все, чтобы на его страницах ожил безумный карнавал, участником которого он сам отнюдь не был.
Созданный Вулфом эффект присутствия замечателен двумя обстоятельствами: тем, что возникает вообще (сдержанный и корректный журналист в неизменном костюме изо всех сил держал дистанцию, не позволяя «субъективной реальности» развеселых хиппи вторгнуться в свою), и тем, что возникает в сценах, которые Вулф не наблюдал лично. Основная часть книги посвящена странствию «проказников» на психоделическом агитавтобусе и собственно «кислотным тестам», представлявшим собой, грубо говоря, дискотеки под ЛСД. Все это Вулфу пришлось реконструировать по разного рода источникам — и очень трудно поверить, что он всего этого не видел, не слышал, не чувствовал и не употреблял. Какими бы яркими красками ни переливалась его книга, какой бы свободой от нее ни веяло, Вулф ясно дает понять, что рассказывает об уходящей натуре, обреченном проекте и кончающейся эпохе.
История журналистики
Корнями журналистика идет к протожурналистикы. Политическую информацию в Средневековье доставляли глашатаи, герольды, курьеры и вестники, которые зачитывали указы, реляции и рескрипты, иногда с авторскими комментариями. Отчасти поэтому в современной журналистике названия газет и журналов напоминают об этих гонцов: «Курьер ЮНЕСКО», Daily Herald (герольд), «Московский вестник», Chicago Tribune (трибуна — место для речей), «Форум» (площадь в Риме, где проходила агора — народное собрание) и т. д.
За четыре века существования журналистика доказала свою способность обеспечивать саморегулирования общества, прочно вошла в механизмов общественного самоуправления, стала важнейшим субъектом социального управления. В тоталитарном обществе роль журналистики сводится к агитации и пропаганды, то есть передачи готовой, создаваемой в партийных комитетах информационной продукции потребителям. В свободном демократическом обществе роль журналистики неизмеримо возрастает, она сама превращается в «фабрику новостей», ее сотрудники сами собирают, обрабатывают и изготавливают информацию, без которой невозможно существование никакого другого субъекта общественной действительности. Такое большое значение журналистики как социального института сегодня.
Информационные
Все жанры в этом виде объединены одной целью – рассказ об определенном событии. Здесь нужно быстро отреагировать на произошедшее. Главные принципы – объективность, достоверность, точность. Жанры отвечают на вопросы: «Что? Где? Когда?»
М. Н. Ким относит к информационным жанрам заметку, отчет, интервью, репортаж.
- Заметка – раскрывает основной смысл события, имеет небольшой объем. Автор выделяет обычную и хроникальную заметку.
- Отчет – это рассказ об общественно-значимом мероприятии (совещание, конференция, собрание). Отчет может быть также аналитическим жанром, а его информационный вариант характеризуется отсутствием анализа высказываний участников события, журналист лишь фиксирует их слова.
- Интервью – это беседа с одним или несколькими лицами, раскрывающая мнение респондентов о конкретном событии. Интервью также может быть аналитическим, тогда упор делается на показ явления, выяснение его причин. Автор выделяет интервью-диалог, интервью-монолог, портретное интервью, социологическое (опрос, анкета).
- Репортаж – это рассказ о событии с непосредственным наблюдением журналиста за происходящим, отличается документальностью, актуальностью, оперативностью, наглядностью и достоверностью. Автор выделяет событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический репортаж.
А. А. Тертычный среди информационных жанров выделяет заметку, корреспонденцию, отчет, интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог. Поскольку большинству терминов мы уже дали объяснение, остановимся на том, чего еще не упомянули.
- Блиц-опрос – это получение ответа на один или несколько вопросов от большого количества людей.
- Вопрос-ответ – это два текста разных авторов, объединенных одной тематикой под одной рубрикой. Первая часть содержит вопрос, проблему, а вторая – разъяснение по этому вопросу.
- Некролог – извещение о смерти человека.
Е. В. Черникова в качестве новостных жанров выделяет заметку, репортаж, информационное интервью.
Г. В. Лазутина и С. С. Распопова считают информационными жанрами заметку (краткая новостная, расширенная новостная), репортаж, критическая заметка («острый сигнал»).
Критическая заметка – рассказ о негативном факте действительности, предупреждающий о неблагоприятных последствиях и побуждающий к изменениям.
В. Л. Цвик рассматривает тележурналистику, критериями информационных произведений на телевидении он называет близость, своевременность, известность, воздействие на аудиторию, масштабность, конфликт, необычность, персонификацию (показ через человека). Информационные жанры на ТВ – информационное сообщение/видеосюжет (соотносится с заметкой и бывает хроникальным и авторским), отчет, выступление, прямое включение, интервью (протокольное, информационное, анкета), репортаж, специальный репортаж, спортивный репортаж
- Выступление – это обращение человека к аудитории, когда говорящий является основным (или единственным) объектом показа.
- Прямые включения – это рассказ непосредственно с места события.
- Спортивный репортаж – это словесное сопровождение прямой трансляции спортивного состязания.
Общая характеристика ЧД 2 (двойка)
Описание и специфика профессии
Основная задача журналиста — собирать актуальную информацию и передавать ее в СМИ. Главный объект деятельности репортера — новость.
Любопытно, что за тысячи лет существования журналистики понятия, определяющие суть профессии, не изменились. Но информационное пространство стало другим. Сегодня это, в первую очередь, электронные средства массовой информации и только потом телевидение, радио и бумажные издания.
Иной стала и специфика работы журналиста. Вчера в ней было много оценочных суждений, морализаторства и наставничества. Сегодня ценятся факты, экспертные оценки и аналитические данные, причем исключительно первой свежести и из первых рук.
Впрочем, миссия журналиста и принципы журналистской этики остались прежними. Носитель этой профессии должен:
- реализовывать право людей на получение правдивой информации;
- быть честным и объективным;
- нести социальную ответственность за свою работу;
- проявлять уважение к частной жизни и человеческому достоинству;
- уважать общественные интересы, всеобщие ценности и многообразие культур;
- противостоять войнам и другому злу, представляющему угрозу для человека;
- содействовать международному порядку в сфере информации.
Сдать, чтобы стать своим
Для того чтобы учиться в МГУ, вуз, как и любой другой университет журналистики, предлагает абитуриентам выдержать вступительные испытания. Сегодня они включают Единый государственный экзамен по русскому и литературе. Кроме того, необходимо сдать еще и иностранные языки, среди которых, помимо английского и немецкого, принимают экзамен по французскому и испанскому.
Профильным предметом считается литература, также учитываются результаты творческого конкурса.
Само поступление осуществляется в два этапа. На первом отбираются лучшие творческие сочинения, а на втором делается выбор в пользу тех абитуриентов, которые достойно выдержали собеседование.
Для бакалавров предоставляется возможность поступить в магистратуру (срок обучения — 2 года). Сюда достаточно выдержать собеседование и предоставить диплом о высшем образовании.
Длительность подготовки специалистов по второму высшему образованию составляет 3 года. Испытания тут те же, что и при зачислении в магистратуру. Обучение проходит на платной основе, однако все желающие могут посещать профессорские лекции и мастер-классы ведущих профессионалов, среди которых журналисты-практики из ведущих медиа-ресурсов.
Журналистика и наука
Несмотря на то, что нет науки журналистика, много высших учебных заведений (ВУЗов) разных стран готовят журналистов и изучают журналистику как социальное явление. Вместе с тем, очень много профессиональных журналистов никогда специально журналистике не учились.
В вузах учебный процесс для журналистов во многом схож с подготовкой филологов, но преподаются и специфические дисциплины. В Украине широко известный Институт журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Факультеты журналистики у Львовском, Харьковском, Полтавском, Запорожском университетах.
Юный журналист
Для школьников 9 и 10 классов, которые хотят подготовиться к вступительным испытаниям, ведутся курсы журналистики. Для того чтобы принять участие в обучении по программе курсов, нужно пройти тестовое задание. Также абитуриенты могут посещать и другое заведение — «Школа юного журналиста». Для занятий в школе-студии нужно написать сочинение и выдержать собеседование. Курсы журналистики длятся 9 месяцев. В школе-студии продолжительность обучения — 1 или 2 года. Журналистика — это призвание, и понять это лучше в юном возрасте.
Говорят, что журналистом, писателем, критиком не рождаются, но становятся. Однако, если с детства вы замечали за собой любовь к ручке и бумаге, возможность сочинять и доносить это до окружающих, выражать свое мнение и слушать чужое, то вам однозначно по пути с акулами пера.
Медиаекономика и экономика СМИ
Основным источником дохода большинства СМИ является размещение рекламных и других коммерческих материалов. Распространяя тексты и рекламу, СМИ становятся одновременно и инструментом, стимулирующим потребление, и важным каналом информации о новых товарах и услугах. Информация, которая распространяется через различные коммуникационные каналы, такие как печатная пресса, телевидение и радиовещание, продвижение медиа в коммуникационных сетях, таких как мобильная связь и интернет, становятся источником получения доходов, и могут быть рассмотрены как особый сектор экономики.
Получить полный текст
Майкл Герр, «Репортажи» / «Dispatches» (1977)
Предлагая в мае 1967 года журналу Esquire свои услуги в качестве корреспондента во Вьетнаме, Майкл Герр одновременно предлагал новое понимание журналистики — в частности, военной.
Американские солдаты во Вьетнаме. 1967 год
Увиденное во Вьетнаме его потрясло: вошедшие в книгу «Репортажи» очерки отражают не только жестокость войны, но и ее сюрреалистичность, тотальное сумасшествие, сказывающееся на всем и вся.
Нервная проза Герра устроена так, что вроде бы комическая деталь наполняется ужасом. Например, в эпизоде, когда все повалились на землю от взрыва мины и Герру уже кажется, что он чувствует во рту вкус собственных мозгов, — а он всего-навсего получил сапогом в лицо от упавшего перед ним солдата. Так повезло не всем: кто-то выблевывает нечто мерзкое, розовое, кто-то разглядывает изувеченную ногу, кто-то лежит мертвый, потому что забыл застегнуть бронежилет.
Очерки могут показаться фрагментарными, раздробленными — но переполняющие их мысли, зарисовки, разговоры, портреты, факты соединяются в жуткое зеркало, отразившее эпоху: вернувшийся с войны Герр не может отличить ветеранов Вьетнама от ветеранов рок-н-ролла.
Едва ли не самое пугающее в пережитом автором — то, что не все из этого осталось во Вьетнаме, не все забылось как страшный сон: кое-что подсветило послевоенную, посттравматическую жизнь ярким больным светом, и вывод из этого был сделан такой: «Я думаю, что Вьетнам был у нас вместо счастливого детства». Все это вошло в статьи, публиковавшиеся в Esquire и впоследствии составившие книгу, а также в фильмы «Цельнометаллическая оболочка» и «Апокалипсис сегодня» (Герр — соавтор сценария первого и автор закадрового текста второго) — и оказалось столь сильно, что погрузило автора в депрессию и психоанализ.
Любой серьезный разговор о книге Герра с большой вероятностью зайдет о вольностях, которых не гнушался автор, составляя, например, героев из черт, принадлежавших разным людям. Но такова уж специфика литературной журналистики, что в ней при всем тяготении к достоверности этот прием встречается.
Какие предметы нужно сдавать на журналиста
Стандартный набор экзаменов для поступления в вуз может отличаться в зависимости от специфики учебного учреждения. В основном абитуриенту нужно сдать всего 3 экзамена.
Что нужно сдавать на журналиста:
- русский язык;
- литература;
- творческий конкурс.
Если абитуриент хочет поступить на специальность «иностранная журналистика», то вместо литературы ему нужно сдать экзамен по английскому языку. Также это направление необходимо сдавать обязательно при поступлении в МГУ.
Узнать, какие предметы нужно сдавать на журналиста, можно в выбранном для поступления вузе. В некоторых случаях потребуется сдать следующие дисциплины:
- обществознание;
- математика;
- история.