Зефирный эксперимент
Содержание:
Зефирный эксперимент
В 60-х прошлого века психолог Уолтер Мишел провел, наверное, самый известный эксперимент в области изучения самоконтроля. Он проводил исследование в детском садике на территории Стэнфордского университета при участии детей сотрудников университета в возрасте 4х лет. Участвовали как дети профессоров, так и младшего обслуживающего персонала. В дальнейшем этот эксперимент назвали «Зефирный эксперимент».
Уолтер Мишел
Суть эксперимента
Представьте, что вы — четырёхлетний ребёнок, перед вами кладут зефир и предлагают следующую сделку: «Я сейчас ненадолго отойду по своим делам, и если ты не будешь есть этот зефир, то по возвращении я дам тебе ещё один». Довольно непростая задачка для четырёхлетнего ребенка, согласитесь? Малыш оставался один на один с зефиркой и серьезным испытанием. Ему предстоит битва между мгновенным удовольствием и отсрочкой, желанием и самоконтролем.
Выбор, сделанный ребенком, явится весьма показательным критерием, который быстро раскроет не только его характер, но и многое скажет о том жизненном пути, который ему предстоит пройти.
Некоторые дети были в состоянии подождать казавшиеся им бесконечностью пятнадцать — двадцать минут до возвращения взрослого. Чтобы стойко перенести внутреннюю борьбу, они закрывали глаза, дабы не смотреть на сладости и устоять перед соблазном, опирались головой на руки, разговаривали сами с собой, пели, играли со своими руками и ногами и даже пытались заснуть, или прятались под стол, чтобы не видеть вкусняшку. В итоге, они получали свое заслуженное вознаграждение.
Другие дети, практически сразу съедали зефир, после того как взрослый выходил из комнаты.
Выводы
После окончания эксперимента за этими детьми проводилось длительное наблюдение вплоть до момента окончания средней школы (в общей сложности это заняло от 12 до 14 лет). Вот какие выводы сделал Уолтер Мишел:
- Устоявшие перед соблазном в четыре года дети оказались более общительными, уверенными в себе и лучше справлялись с жизненными трудностями.
- В процессе обучения «устоявшие» могли лучше формулировать свои мысли и рассуждать логически, а также сосредотачиваться, строить планы и следить за их выполнением.
- В речевом и математическом тестировании «устоявшие» набирали в среднем на 15% больше баллов.
- Они смело принимали вызов, сталкиваясь с проблемами, и всегда решали их, не сдаваясь даже перед лицом серьезных трудностей; они полагались на собственные силы и были уверены в себе, заслуживали доверия и были надежными.
И, самое важное, дети, которые дождались второй зефирки, уже в зрелом возрасте умели пожертвовать сиюминутным удовольствием, дабы позднее достичь более значимой цели. Таким образом, после 15 лет исследований был выявлен краеугольный камень силы воли
Он заключается в способности сознательно сдержать порыв ради достижения цели. Причём абсолютно неважно, каких масштабов перед вами стоит цель: получить вторую зефирку, укрепить своё здоровье или преуспеть в бизнесе
Таким образом, после 15 лет исследований был выявлен краеугольный камень силы воли. Он заключается в способности сознательно сдержать порыв ради достижения цели
Причём абсолютно неважно, каких масштабов перед вами стоит цель: получить вторую зефирку, укрепить своё здоровье или преуспеть в бизнесе
Поведение четырехлетних детей во время теста на отсрочивание удовольствия является в два раза более мощным прогнозирующим параметром их будущих оценок во время теста академических способностей, чем коэффициент умственного развития в четыре года (IQ).
IQ становится более мощным прогнозирующим параметром в отношении результатов теста академических способностей только после того, как дети научатся читать.
Это наводит на мысль о том, что способность откладывать удовольствие вносит большой вклад в интеллектуальный потенциал совершенно независимо от собственно коэффициента умственного развития.
В 90х этот эксперимент еще раз провели и результаты подтвердили…НО! Эти выводы были актуальны лишь до 2018 года, пока Тайлер Уоттс из Нью-Йоркского университета со своими коллегами не усомнились в качестве проведения «Зефирного эксперимента».
Тест Мишела
В первоначальном тесте Мишела, который проводился в Стэнфорде, приняли участие 600 детей в возрасте от 4 до 6 лет. Каждому ребенку давали зефирку и пообещали дать еще одну, если ребенок сможет продержаться 15 минут и не съесть лакомство. Некоторые дети сразу ели зефирку, другие — находили способ отвлечься. В итоге, вторую зефирку получила примерно треть детей.
Через несколько лет Мишель заметил, что дети из этой терпеливой трети получали более высокие оценки, были более самоуверенными. Результаты подтвердили изначальное предположение, что способность дожидаться отложенного удовольствия коррелирует с успехом по жизни.
При этом Мишель сам считал, что не стоит так сильно полагаться на эту корреляцию. То, что дети не дождались второй зефирки, не означает, что им предстоит прожить безуспешную жизнь. Это подтвердилось в 2018 году.
В 2018 году ученые повторили эксперимент, но сделали его более всесторонним — учли внешние факторы. Когда организаторы нового теста учли условия в семье и в доме, а также другие внешние факторы, корреляция между второй зефиркой и успехом по жизни оказалась менее существенной.
В новом исследовании ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка добавили в тест новый аспект — кооперативность.
Ведь взаимодействие с другими людьми может в будущем принести нам плоды: «если я сейчас подожду, дождусь знакомого, и мы съедим эту пачку зефира вместе, то в будущем он, возможно, мне поможет в чем-то».
Одно лишь осознание этой потенциальной помощи в будущем может помочь нам чуть дольше продержаться в ситуации с метафорической «зефиркой». Как же это проверить?
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Как нам головы отрезают «Это должен прочитать и знать каждый православный и каждый русский» (5/2) |
COVID-19 как глобальная спецоперация (5/2) |
Сущность того, что именуется (ошибочно) «самая большая экономика мира» (1/1) |
Маски и перчатки убивают (5/5) |
Мародёры (5/3) |
Он пытался остановить «убийства» умов и душ наших детей, за это был уволен (5/3) |
Фрактальная поэзия А.С. Пушкина (5/3) |
Не укоренененные ни здесь, ни там (5/3) |
Жжение в глазах и Карабах (5/2) |
Как нам головы отрезают «Это должен прочитать и знать каждый православный и каждый русский» (5/2) |
COVID-19 как глобальная спецоперация (5/2) |
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года (5/11) |
О создании фильма «Час Быка» (5/7) |
У Щетинина теперь все законно (5/7) |
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя (5/7) |
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности (5/6) |
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности (5/6) |
Сколько ещё будем праздновать День Победы (5/6) |
Сначала они убили его душу. Сегодня умерло его тело… (5/6) |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские (5/110) |
Центральный банк России работает на её уничтожение (5/64) |
Ну, за самодержание!… (5/64) |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . (5/57) |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? (5/52) |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно (5/50) |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат (5/46) |
Смотрите ж: всё стоит она! (5/38) |
Мысленные образы и искушение
Зигмунд Фрейд в свое время считал, что сила воли построена на визуализации. По его мнению, человек представляет образ желаемого будущего и благодаря этому справляется с искушениями в настоящем (там было еще что-то пошлое, но мне не хочется это пересказывать).
Уолтер Мишел решил проверить гипотезу Фрейда. Во время очередной серии зефирных экспериментов он положил награду так, чтобы дети постоянно ее видели. Ведь если человеку показывать вознаграждение, он начнет лучше справляться с искушениями. Так?
Как оказалось — нет. Дети, которые не видели награды, в 10 раз (!!!) дольше удерживались от искушения. При этом максимальную выдержку показали те, кто сумели отвлечься от своего зефира и совсем не помышляли о вознаграждении.
Ученый подумал и заменил реальные сладости на их изображения. Результаты тут же улучшились: дети стали гораздо терпеливее, чем раньше. Но когда Мишел попросил их представить, что сладости на картинках настоящие (ароматные и вкусные), дети снова начали легко поддаваться соблазну.
Может все дело в эмоциональном наполнении образа? Психолог решил это проверить и научил своих подопечных одному нехитрому приему:
— Дети, давайте поиграем! Вы будете представлять, что перед вами не зефир, а белые облака или обычная вата.
Дети согласились и включили фантазию на всю катушку. В результате они могли воздерживаться от зефира так долго, что терпение быстрее заканчивалось у самих исследователей.
Возникает вполне закономерный вопрос: что происходит? Уолтер Мишел предложил свое объяснение.
По его словам, у нас в голове возникают два вида образов — «горячие» и «холодные». Горячие образы — это вкус, запах и все то, что вызывает у нас эмоциональную реакцию и подталкивает к искушению. Холодные образы — это цвет, форма, размер и прочие абстрактные вещи.
Эти образы связаны с различными участками мозга — амигдалой и префронтальной корой. Давайте же посмотрим, как они работают.
Усложненный эксперимент
В 2012 году ученые из Рочерстерского университета опубликовали результаты усложненного «зефирного эксперимента». Они повторили его с группой из 28 детей, но предварительно разделили детей на две группы. Испытуемым в первой группе сделали приятные подарки — карандаши и мелки, затем попросили подождать немного, пообещав подарить еще несколько. Но дети так и не дождались обещанного. Во второй группе дети действительно получили обещанные подарки через некоторое время.
Это предварительное испытание повлияло на результаты последующего эксперимента. Дети из первой группы гораздо чаще выбирали съесть зефир сразу, а дети из второй группы чаще дожидались второй порции зефира. Ведь испытуемые первой группы уже имели негативный опыт, когда обещание не было выполнено, а дети из второй группы имели опыт выполненного обещания. Результат эксперимента доказывает, что на принятие решения об отсроченном удовольствии в значительной степени влияет предыдущий опыт и обстоятельства , .
Амигдала и префронтальная кора
Амигдала (она же миндалевидное тело) — часть лимбической системы, самого древнего участка нашего мозга. Она отвечает за главные эмоции, свойственные большинству живых существ. А именно: страх, голод и половое влечение.
Амигдала реагирует на обстановку почти мгновенно, не комплексуя и не предаваясь интеллигентным рефлексиям. И это свойство одновременно является ее достоинством и недостатком.
Быстрая реакция амигдалы тысячелетиями способствовала нашему выживанию. Убежать от саблезубого тигра? Вцепиться зубами в ягодицу убегающему мамонту? Заманить партнершу (партнера) в ближайшую пещеру и продолжить свой род? Амигдала всегда идеально справлялась с такой работой.
Впрочем, она нередко выручает нас и сегодня. Например, когда нужно увернуться от падающей с крыши сосульки или от очередного «хозяина жизни» за рулем дорогой машины. Амигдала перехватывает управление во время стрессов и экстремальных ситуаций, что с точки зрения эволюции вполне оправданно.
Но такая импульсивность в наше цивилизованное время часто приводит к неприятностям. Именно из-за мгновенной реакции амигдалы подопечные Мишела беспечно накидывались на зефир. По ее вине бросившие курить снова тянутся к сигарете, а сидящие на диете граждане по ночам крадутся к холодильнику. Из-за ее тлетворного влияния почтенные политики набрасываются на горничных и пристают к молодым практиканткам.
Чтобы амигдала заработала, перед ней не обязательно должен быть реальный объект. Ей достаточно какого-нибудь «горячего образа», например, мысленной картинки с аппетитным пирожным. Такие образы вызывают у людей мгновенную реакцию и подталкивают к искушению.
К счастью, за наше поведение отвечает еще один участок — префронтальная кора. Она наделяет людей способностями к абстрактному мышлению, самоконтролю, планированию и творчеству. Именно благодаря ей некоторые дети все-таки смогли удержаться от соблазна и не съесть свой зефир.
Этот участок мозга работает с «холодными» образами: цветом, формой, весом и другими отвлеченными понятиями. И чем абстрактней образ в нашей голове, тем больше он относится к префронтальной коре и тем меньше он активизирует амигдалу.
Увы, но префронтальная кора не такая быстрая. Пока она раздумывает над стратегией, тактикой и смыслом жизни, амигдала уже хватает с подноса пирожок и устремляется в магазин за сигаретами. К тому же префронтальная кора окончательно формируется у человека лишь после 20 лет. А это значит, что самыми беззащитными перед искушениями становятся дети и подростки.
Амигдала и префронтальная кора ладят друг с другом как кошка с собакой и не могут работать вместе. Когда активность у одного из этих участков увеличивается, то у другого она тут же ослабевает. А в случае стресса или усталости амигдала запросто «отодвигает» префронтальную кору от рычагов управления. Именно в такие периоды человек чаще всего и теряет самоконтроль.
Максим Дорофеев в своей книге приводит такую аналогию: у нас в голове живут рациональный тип и обезьянка сиюминутного удовольствия (у Мишела: префронтальная кора и амигдала). В случае усталости у руля оказываются две обезьянки.
Какие из этого можно сделать выводы? Все очень просто: чтобы избежать искушения, нам нужно уповать на свою префронтальную кору и задействовать ее как можно чаще. А импульсивную амигдалу лучше не пускать «к рулю» без крайней необходимости. Для этого, в свою очередь, нужно избегать «горячих» образов и стараться оперировать «холодными».
На базе всей этой теории Уолтер Мишел и его коллеги разработали две простых стратегии, которые помогают сохранять самоконтроль и избегать соблазнов.
Зефирный тест Мишела. Зефирный тест: как предсказать будущее ребёнка
Наверняка вы замечали детей, нетерпеливо ёрзающих на стульях в очереди, или тех, кто каждые две секунды задаёт вопрос «А долго ещё?».
В 1960–1970-х годах Стэнфордский психолог Уолтер Мишель вместе с коллегой исследовали интересный вопрос: в каком возрасте дети становятся способны к самоконтролю — например, могут спокойно подождать обещанного.
Умение сдержать собственное нетерпение и сиюминутное желание получить какой-нибудь результат свидетельствует о способности контролировать своё поведение. Чтобы выяснить, насколько маленькие дети способны к самоконтролю, исследователи провели серию знаменитых «зефирных тестов» (Marshmellow Test).
Один зефир сейчас или два, но позже?
Детям от четырёх до шести лет экспериментаторы предлагали такую сделку: ставили перед ними тарелку с одним зефиром-маршмеллоу (на его месте могла быть другая сладость). Прежде чем обрадованный ребёнок хватался за угощение, экспериментатор делал соблазнительное предложение: не есть зефир сейчас, а подождать 15 минут и получить уже два зефира. После этого ведущий эксперимента удалялся, оставив ребёнка наедине с соблазном — просто пустая комната, ребёнок и тарелка. Никаких отвлекающих факторов.
Как вели себя дети?
Одни дети (их меньшинство) хватали зефир сразу, как только экспериментатор выходил из комнаты. По поведению остальных детей было заметно, насколько сложно им даются попытки сдержать себя — они нетерпеливо болтали ногами, нервно теребили одежду и волосы, в сердцах отворачивались от тарелки и закрывали руками глаза, трогали зефир пальцем и нежно поглаживали его. Треть из этих героев смогла достойно выдержать испытание и дождаться двойной порции зефира.
Эксперимент на этом не закончился: в течение последующих 40 лет психологи наблюдали за детьми-участниками «зефирного теста» и оценивали их социально-эмоциональные навыки, академическую успеваемость, психологическое и физическое здоровье и другие критерии, которые могли бы свидетельствовать о жизненном благополучии. Выяснилось, что те, кто смогли в детстве продержаться до конца эксперимента и получить два зефира, показывают более высокие результаты и в целом их можно считать более успешными в жизни. Видимо, их способность к самоконтролю сформировалась в нужный возрастной период и позволила им адекватно воспринимать различные жизненные препятствия, удачи и неудачи.
Через 40 лет ученые продолжили это исследование с группой из 60 участников, которым ныне за 40 лет. Авторы исследования, проведенного под руководством профессора психобиологии Б.Дж. Кейси из Университета Корнуэлла, хотели выяснить, продемонстрируют ли люди, не сумевшие в детстве дождаться вознаграждения, неспособность к самоконтролю во взрослом возрасте.
Испытуемым показывали изображения людей на экране компьютера, и они должны были выполнять определенные задания, нажимая на кнопку. Те, кто продемонстрировал нехватку силы воли в детстве, и во взрослом возрасте справились с заданием хуже, так как отвлекались на картинки.
Во время эксперимента ученые сканировали мозг испытуемых и пришли к выводу, что люди с более развитой силой воли демонстрировали больше активности в префронтальной коре головного мозга, которая отвечает, в частности, за контроль импульсов и поведения. В то же время люди с менее развитой силой воли продемонстрировали большую активность в зоне мозга, отвечающей за удовольствие и желание, особенно когда они рассматривали улыбающиеся лица на картинках.
Условия проведения и ход эксперимента
Исследование проводилось на нескольких десятках детей в возрасте 4 – 5 лет, воспитывавшихся в дошкольном учреждении при университете. Всё это были дети сотрудников университета. Условия опыта были очень просты. Всем детям раздавались небольшие угощения – обычно это были маленькие зефирки (или печенья), откуда и название эксперимента. Ребёнок мог съесть свой зефир сразу, а мог подождать несколько минут, и тогда он получит вторую.
Мишел уходил в другую комнату и наблюдал за поведением детей. Некоторые из них съели свой зефир сразу, но таких было мало. Остальные пытались отвлечь себя чем-нибудь: кто-то отворачивался или закрывал глаза, кто-то теребил волосы или игра со своим зефиром, как с игрушкой. Ждать все пятнадцать минут и получить дополнительное угощение смогла треть всех испытуемых. Большинство из тех, кто смог дождаться дополнительного лакомства, были самыми старшими из детей.
Этот первоначальный эксперимент, однако, возник не на пустом месте. Ранее Мишел проводил похожее исследование на острове Тринидад, где проживали представители двух разных народов: афроамериканцы и индийцы. У каждого народа были свои стереотипы, касающиеся другого народа: каждый считал, что его соседи менее рассудительны, способны к самоконтролю, не умеют хорошо проводить время. Мишел собрал в местной школе детей из обеих этнических групп и предложил каждому на выбор: либо дешёвую конфету, но сейчас, либо дорогую, но через неделю.
Оказалось, что индийские дети были более способны на отсрочку удовольствия, чем африканские. При этом экономическое положение семей не имело решающего значения, однако его имело наличие в семье отца: чаще всего сдерживать желание могли дети из полных семей.
Но вернёмся к стэнфордскому исследованию. Мишел собрал данные всех испытуемых и наблюдал за ними в течение сорока лет. Оказалось, что те из них, которые во время эксперимента смогли отсрочить удовольствие, в школьные годы показывали лучшую успеваемость и более высокий интеллектуальный уровень (в частности, они более успешно сдавали выпускные тестовые экзамены в школе), впоследствии они получали более качественное образование и устраивались на более престижную работу, благодаря чему имели более высокий доход.
В одном из последующих экспериментов испытуемые, которые в первый раз показали самые низкие результаты, то есть съели зефир сразу, прошли новое испытание. В нём им показывали ряд счастливых и страшных лиц, а они должны были нажимать на кнопку, если увидят определённое, заранее условленное лицо. Однако они предпочитали нажимать на кнопку тогда, когда видят счастливое лицо, а не то, которое им предложили инструкторы. Этот эксперимент показал, что даже спустя годы эти люди не научились откладывать удовольствие на потом.
В 2011 году было проведено даже томографическое исследование мозга у испытуемых, которые к тому времени достигли среднего возраста. Оно показало, что у тех, кто в первом эксперименте был способен отсрочить удовольствие, были сильнее развиты лобные доли головного мозга, ответственные за самоконтроль и пристрастия.
Особенности формирования воли у детей 4-5 лет
Формирование воли – это переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности. И. П. Павлов отмечал, что в процессах волевой регуляции принимает участие весь мозг целиком. Однако, особое значение имеет функциональный блок программирования, регулирования и контроля психической деятельности, который находится в лобных долях коры головного мозга. При повреждении этих долей наблюдается патологическое безволие — абулия .
Формирование воли у детей начинается еще в младенческом возрасте. Когда ребенок тянется за понравившейся игрушкой, он совершает волевой акт, направленный на достижение цели. По данным отечественных исследователей возрастной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), у детей младшего дошкольного возраста постановка цели носит импульсивный характер и более связана с сиюминутными желаниями. Но чем ребенок старше, тем больше он способен ставить осознанные цели, важные не только для него, но и для окружающих. Например, старший дошкольник может сделать рисунок, чтобы порадовать маму на предстоящем празднике.
Мотивы детей дошкольного возраста могут сменять друг друга, подкрепляться друг другом или вступать в конфликт. В конце концов, один мотив становится ведущим и подчиняет себе другие. Но сильное эмоциональное побуждение способно быстро поменять расстановку приоритетов. Например, ребенок уже приучен здороваться со взрослыми, но забывает поздороваться с бабушкой, которая принесла ему подарок. Яркие эмоции определяют ведущий мотив в данной ситуации.
К старшему дошкольному возрасту ребенок уже способен осознавать борьбу мотивов и регулировать свои действия волевым усилием, то есть уже может отказываться от сиюминутного приятного действия, чтобы достичь чего-то более важного и избежать нежелательного. Поведение ребенка становится все более личностным, внеситуативным, теряет свою непосредственность
Так ребенок усваивает нравственные нормы .
Дальнейшая судьба участников
На самом деле, Уолтер Мишел вовсе не планировал растягивать свой эксперимент на десятилетия. Но все сложилось иначе.
Его дочери, которые учились вместе с участниками зефирного текста, часто рассказывали отцу о делах в школе и об успехах своих одноклассников. Вот тут ученый и заподозрил неладное.
Он поговорил с родителями своих бывших подопечных и узнал кое-что интересное. Например, что дети, которые успешно прошли «испытание сладостями», учились лучше других. Они были более внимательны, дисциплинированы и усидчивы. А те, кто в свое время съели злосчастную зефирину, большими успехами похвастаться, увы, не могли.
— Хм! — сказал ученый и решил проверять участников эксперимента каждые десять лет.
Прошло какое-то время и его подопечные начали сдавать SAT — что-то вроде нашего ЕГЭ. Тенденция по-прежнему сохранялась: те, кто когда-то дождались двух зефирок, в среднем набрали больше баллов.
Но и через десять лет, когда дети стали взрослыми дядями и тетями, «зефирная карма» все так же влияла на их жизнь. Выяснилось, что поедатели зефира чаще страдали ожирением, чем их более терпеливые товарищи. Вдобавок ко всему, они чаще приобретали вредные привычки, чаще глотали антидепрессанты и значительно хуже продвигались по карьерной лестнице.
Уже в XXI веке появилась возможность исследовать участников эксперимента еще раз, но уже с помощью МРТ. У тех, кто когда-то благополучно справился с зефирным тестом, префронтальная кора оказалась более активной. Впрочем, ученые подозревали это с самого начала.
Мишел решил проверить результаты и провел несколько экспериментов с другими детьми. Испытуемые были разных национальностей, из разных городов и социальных групп. Но картина оставалась прежней: прошедшие зефирный тест и в дальнейшей жизни демонстрировали способности к самоконтролю.
Значит ли все это, что «судьба человека предопределена» и он уже ничего изменить не сможет? Например, авторы статьи на одном популярном сайте делают такой мрачный вывод:
Cам Мишел с такими выводами категорически не согласен. Во-первых, среди участников экспериментов были и те, чья способность к самоконтролю со временем значительно изменилась.
Во-вторых, ученый утверждает, что наша сила воли зависит не только от набора генов. В равной степени она формируется воспитанием и той средой, в которой живет человек. И, конечно же, нельзя забывать о способности людей сознательно работать над собой и своими привычками.
Наш мозг обладает одним удивительным качеством – нейропластичностью. Он не просто пассивно «валяется» в черепной коробке. Нет, наш мозг непрерывно учится, меняется и перестраивается всякий раз, когда мы получаем новый опыт. И это значит, что каждый человек способен изменить свои личные качества и все-таки научиться бороться с любыми искушениями.
А о том, как именно этому научиться, мы поговорим в следующей статье.
Xren.su