Жанры журналистики. современная журналистика
Содержание:
- Типы журналистов
- Незначительные травмы
- Статья в интернете
- Виды изданий информационных жанров
- Бизнес и финансы
- Что такое журналистика и какие функции она выполняет
- История возникновения
- Суть профессии
- Сюжет[править]
- Подвиды аналитических жанров
- Тележурналистика
- Основные черты
- Как отличить один от другого?
- Общая характеристика ЧД 2 (двойка)
- Оплата труда (диапазон зарплат)
Типы журналистов
Печатных, интернет-изданий и телеканалов так много, что градация по специализации необходима. Существуют информационная, аналитическая, творческая журналистика. А можно распределить корреспондентов по основной тематике: новости, политика, экономика, культура, спорт, мода, религия, еда и т.д.
- Политический журналист сосредоточен на показе событий, происходящих во властных структурах, выявлении связи между ними, раскрытии сути явлений в стране и за рубежом.
- Спортивный отлично разбирается в видах спорта и связанных с ними событиях, знает игроков, тренеров, политику в сфере спорта, сам является ярым болельщиком.
- Журналист в сфере культуры обязательно должен быть в теме, чтобы взахлеб рассказывать о музыке, театре, балете и зажигать слушателей и зрителей своей любовью к искусству.
- Социальный ставит в центр своих материалов конкретного человека, как правило, нуждающегося в помощи. Раньше сказали бы: «маленького человека». И часто помогает воспрянуть духом, подняться со дна жизни, социализироваться.
- Военный журналист – всегда герой. Привозит из «горячих точек» репортажи, порой написанные под пулями.
- «Чокнутые» или гонзо-журналисты пишут о собственных впечатлениях от увиденного (и даже выдуманного). В данном случае речь не идет о правдивости, аргументированности, непредвзятости. Скорее, наоборот, ничего из перечисленного в опусах гонзо-журналистов нет.
Деление журналистов на виды и типы условное. Большинство – универсалы.
Незначительные травмы
Статья в интернете
Век информационных технологий диктует новые способы донесения информации до адресата и, соответственно, новые жанры.
Интернет-статья существует в тех же разновидностях, что и опубликованная на бумаге. Более того, часто она дублируется в обоих источниках, как, например, газетные репортажи или научные исследования.
Несколько по-иному может выглядеть статья в авторском блоге: в зависимости от частоты наполнения блога, она может освещать более узкие вопросы и довольствоваться меньшим объёмом, чем в журнале.
В наибольшей степени это применимо к информационным статьям (инструкциям и прочим описаниям): они призваны ответить на краткие и предельно конкретные пользовательские вопросы, например: как размножить землянику черенками, как размножить землянику семенами, как ухаживать за земляникой весной и т. д.
Небольшая дозировка информации облегчает читательское восприятие, помогает быстро получить нужный ответ и способствует переходу по внутренним ссылкам в случае возникновения дополнительных вопросов (при наличии грамотного меню).
Впрочем, некоторые авторы предпочитают писать объёмные, но хорошо структурированные тексты (в таком случае оглавление должно быть кликабельным, чтобы читатель мог сразу перейти к интересующему разделу сайта).
Отдельной разновидностью интернет-статьи является СЕО-статья. Это текст, содержащий ключи для распознавания поисковыми системами. Именно благодаря ключевым словам пользователь находит нужную информацию, введя запрос в окошечко “Яндекса” или “Гугла”. Подробнее о СЕО мы уже писали.
Впрочем, говорить о её принадлежности к особому жанру оснований мало: СЕО-статья преследует различные цели, критерием качества здесь является не только её грамотная оптимизация, но и незаметность наполнения ключами для читателя, а значит, специфических языковых средств он не обнаружит. Поэтому приставка СЕО- существует только для копирайтера и заказчика и является “тайным шифром”, указывающим на особые методы построения и обработки текста.
Виды изданий информационных жанров
Информационные жанры представлены следующими видами:
Заметка. Социальная значимость, оперативность, краткость, достоверность. Использование событий и фактов. Довольно большое количество центральных, областных, районных периодических изданий используют этот вид для наполнения страниц: «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Новая газета», «Новые известия», «Московский комсомолец».
Отчет. Материалы, подаются о мероприятиях, которые несут в себе социальную значимость: конференции, собрания, спортивные соревнования, совещания, открытые слушания, массовые празднества и другие. Существует три вида отчета: тематический отчет, краткий отчет, содержащий хронику событий и последовательность, а также общий развернутый отчет. Современные периодические издания: «Аргументы недели», «Новая газета», Независимая газета», «Правда», «Комсомольская правда».
Репортаж. Автор должен хорошо уметь владеть языком и литературным стилем, находить интересные и значимые темы, раскрывать суть репортажа, обобщать грамотно свои наблюдения. Современные издания, которые наполнены репортажами: «Аргументы и факты», «Советский спорт», «Сельская жизнь», «Ведомости», «Комсомольская правда».
Интервью. Особенность интервью заключена в том, что собеседник и автор – журналист заданны общей цель – рассказать что — либо читательской аудитории. Правильное интервью должно быть наполнено силой убеждения, содержать в себе вопросы и ответы, факты и события, мнения. Стоит отметить, что нередко при помощи интервью формируется общественное мнение, поэтому собеседник должен быть хорошо подобран журналистов или редакцией. Интервью бывают трех типов: монолог, диалог и рецензия. Издания: «Красная звезда», «Жизнь», «Комсомольская правда», «Новые известия», «РБК газета».
Корреспонденция. Один из важных видов информационных жанров современности. Пожалуй, сегодня ни одно издание не обходится без публикации корреспонденции. Издания: «РБК газета», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Мир новостей», «Гудок».
Статья. Довольно специфический жанр, который характеризуется масштабами осмысления предложенной действительности, фатами и их обобщениями. Существует несколько разновидностей статьей: научная, научно – популярная, программная, прикладного характера и проблемная. Современные издания, публикующие информационные статьи: «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия», «Собеседник».
Рецензия. Данный вид жанра позволяет провести критический разбор, а также дать соответствующую оценку произведению: научному, художественному, производственно – техническому, общественно – политическому и другим
Самое важное в написании рецензии – понимать, о чем необходимо написать, точно знать определения, иметь общие или глубокие представления о происходящем явлении или событии. Рецензии чаще всего публикуются на страницах узкоспециализированных изданий, но также встречаются в обычных периодических средствах массовой информации
Издания, публикующие на своих страницах рецензии: «Литературная газета», «Комсомольская правда», «Собеседник», «Красная звезда», «Трибуна».
Замечание 1
Популярность того или иного вида информационных жанров обуславливается потребностью читательской аудитории. Например, периодическое печатное ежедневное издание «Комсомольская правда», лаконично на своих страницах совмещает и рецензии, и заметки и корреспонденции. Такое сочетание жанровой стилистики в современных средствах массовой информации довольно большая редкость.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Что такое журналистика и какие функции она выполняет
Журналистика — это работа по сбору и обработке информации, а также передача ее через средства массовой информации (интернет, периодические издания, телевидение).
Когда речь заходит о функциях журналистики, чаще всего имеются в виду следующие.
-
Коммуникативная. Не только журналист, но и общество имеет потребность информационного взаимодействия. Контакт должен быть налажен. Аудитория предпочитает факты, и журналист обязан выполнить это желание, оставляя свое отношение к событиям за кадром. Это не означает, что информация не может содержать тональности или окраски. Для стран третьего мира характерно опосредованное получение знаний. До малограмотных и бедных людей, которым недоступны средства массовой информации, сведения доносят более грамотные представители общества. Пример — партийная агитация 1917 года. В это время возвышенные идеи равенства, которые транслировались через большевистские газеты, доводились до безграмотных рабочих и крестьян в понятной им форме: отнять, поделить, разрушить.
-
Идеологическая. Журналистика предоставляет возможность закрепить в обществе определенный тип поведения, создать в сознании каждого индивида соответствующий поведенческий стереотип. Эта функция способна создавать общественное мнение и влиять на общественное сознание. Например, можно с помощью газеты, публикующей на первых страницах данные о преступности с фотографиями последствий насилия, создать представление о том, что современный мир — безрадостен и неблагополучен.
-
Культурно-просветительская. Интерактивный способ дать индивиду возможность познавать что-то новое, процесс обучения благотворно влияет на человека. Он самостоятельно может выбрать то культурно-образовательное направление, которое обогатит его внутренний мир и повысит интеллектуальный уровень. Функция журналистики может направляться на расширение границ интересов аудитории. Например, передачи о путешествиях, театре, музеях знакомят зрителя с подлинным культурным наследием цивилизации.
-
Методологическая. Главный принцип этой функции — знакомить пользователя с информационно-энциклопедическими знаниями и рекламой. Это дает возможность человеку развиваться информационно, совершенствуясь методологически. Реклама может информировать индивида о новых товарах, но некоторые из них могут быть не очень хорошего качества и формировать ложные потребности.
-
Организаторская. Эта функция отражает отношения СМИ с социальными организациями. Форма проявления: характеристика деятельности чиновников относительно выполнения их обязанностей перед обществом.
-
Рекреативная. Раньше эта функция считалась второстепенной. Но стремление индивида к отдыху, веселью, развлечениям достаточно сильное. Некоторые каналы делают эту функцию основной, добиваясь высоких рейтингов. Но идти на поводу у аудитории во всем — непрофессионально. Хорошим показателем является, когда функция развлечения перетекает в культурно-просветительскую функцию.
История возникновения
Мировая
Цензура в мире появилась еще в эпоху античности. Сам Платон утверждал, что творцу необходимо обладать внутренней, личностной цензурой, которая вкупе с комплексом запретов общественной цензуры могла бы оградить людей от губительного влияния произведений искусства. Сжигание философских и не только книг, запреты на писания и учения, гонения на людей, чьи взгляды были пропитаны свободомыслием, — всё это было атрибутами цензуры еще задолго до ее повсеместного распространения.
С течением времени проблема цензуры развивалась, привлекая как людей, считавших строгую цензуру необходимостью, так и тех, кто считал её бессмысленной и угнетающей. Начало 20 века создало новый скачок ограничений, сделав цензуру оружием тоталитарных режимов и поставив ее на службу пропаганды. Стали появляться склады запрещенной литературы. Развитие и повсеместное распространение информационных технологий дало стимул к появлению новых видов цензуры, контролирующей всё новые источники информации. На этом моменте мировая история цензуры подходит к рубежу наших дней. Она существует во всех современных государствах, на официальном или не официальном уровне, но истинная ее задача остается туманной в глазах простых обывателей, что порождает множество протестов, дискуссий и размышлений о целесообразности.
Российская
Отдельного упоминания достойна истории цензуры в России.
- Еще в Киевской Руси существовал перечень апокрифов 1073 года («ложных» книг), запрещенных к чтению Христианской церковью. Характерные списки запрещенной литературы существовали и во времена Московского княжества. Настоящее развитие цензура получила в 16 веке в Русском царстве при созыве Стоглавого собора, принявшего сборник решений («Стоглав»), который разрешил изымать неугодные письмена. Момент принятия «Стоглава» в 1551 году можно считать началом официальной цензуры на нашей земле.
- В основном, цензура боролась с отступлениями от церковных текстов и догм, написанием «ложных» икон и прочих религиозных сюжетов, что навлекало гонения на иноверцев. «Неправильные» образцы сжигали, их авторов и читателей ждала такая же судьба. Следующий этап развития цензура получила при Петре Первом, разделившем её на светскую и духовную. При Елизавете Петровне стали появляться частные издания, положившие начало развитию журналистики в России. Екатерина Вторая вводит институт цензуры и профессию цензора. Последующие правители то усиливали, то ослабляли влияние цензуры на общественность, но цензура занимала все большее место в построении централизованной власти. Период с 1848—1855 называют «Эпохой цензурного террора», вызванный революциями и беспорядками в Европе.
- В 1905 году начинается революция, информацию о которой комитет цензуры никак не может сдержать из-за огромного количества выпускаемой провинциальной и подпольной печати. В 1914 году было введено постановление о военной цензуре, регулирующей информацию о военных действиях на фронте и частично вне его.
- После Февральской революции 1917 года цензура была отменена, что называется, «на бумаге». В реальности контроль за информацией все еще сохранялся. После революции в октябре произошел всплеск регулируемой новой властью информации. Идеологическая и тоталитарная цензура в СССР стала закономерным наследием многих лет самодержавной России.
- Куда менее явные, но не менее смелые и радикальные, проявления этой самой цензуры мы видим и в наши дни, хотя в современной России цензуры официально не существует. В нашей стране государство всегда прилагало усилия для контроля масс путем давления на различные источники информации, отчего вопрос необходимости цензуры, ее существования и степени влияния на общественность стоит как никогда остро. На данный момент определенных решений и продвижений этого вопроса не предпринимается.
Суть профессии
СМИ не только информируют население о происходящих событиях, они генерируют общественное мнение, нередко манипулируют сознанием читателей и зрителей и в итоге могут руководить поступками большого количества людей. Несмотря на постоянные разговоры о необходимости обеспечить независимость прессы и телевидения, на практике добиться этого невозможно. Всегда будут силы, стремящиеся влиять на журналистику и корреспондентов ради своих корпоративных или личных интересов.
Пресса призвана вскрывать проблемы общества, указывать на недостатки, способствовать изменению мира к лучшему. Проблема в том, что люди, от которых зависит существование того или иного средства массовой информации, по-разному понимают суть проблем и способы исправления недостатков.
А влиять на поборников «свободы слова» очень легко. Можно просто ввести цензуру, как это было, например, в СССР, и ни одна крамольная мысль не будет растиражирована. А можно подавить свободомыслие деньгами, как это делается в мире капитала: издания финансируются заказчиками, которые диктуют редакционную политику.
Когда говорят о свободной или независимой прессе, речь идет лишь о том, в какой степени СМИ противостоят давлению власть (или деньги) имущих, критикуют ее действия, оберегая общество от навязывания чужой воли.
Поэтому журналисту, среди других важных качеств, надо обладать глубокими убеждениями, желательно прогрессивными и гуманистическими, чтобы работать в том СМИ, которое отвечает интересам большинства населения.
Вам будет интересно прочитать
Какие законы должен знать журналист
Сюжет[править]
Первый мультфильм (2012)править
Потеряв свою обожаемую жену Марту, граф Дракула в одиночку вырастил малютку-дочь Мэйвис, для защиты которой построил в трансильванской глуши громадный замок, превратившийся со временем в престижный отель для монстров всех видов и национальностей. Абсолютно все они или панически боятся, или ненавидят людей, а сам хозяин заведения — особенно, поэтому охраняет покой клиентов как только может.
На свой 118-й день рождения Мэйвис просит у отца небывалый подарок — посещение человеческой деревни. Тот соглашается и отпускает её, несмотря на то, что всю её жизнь искоренял в ней даже зародыши подобных мыслей. В итоге бедняжка едва не получает психическую травму, когда на неё набрасывается толпа с вилами и факелами. На самом деле это был хитрый план Дракулы, решившего таким образом навсегда привязать дочь к родному дому и, следственно, обезопасить окончательно.
Подготовка к празднику идёт полным ходом, как вдруг происходит ЧП: в отель умудрился пробраться самый настоящий человек! Им оказывается 21-летний выходец из Калифорнии, весёлый раздолбай-альпинист Джонатан Лоран, который увидел, как зомби убирают фальшивую деревню, и пошёл следом за ними. Граф пытается избавиться от не в меру непоседливого, любознательного и общительного парня, но все его попытки терпят крах. А тут ещё и Мэйвис, так не вовремя попавшаяся им на пути, влюбляется в обаятельного незнакомца, не подозревая, что он вовсе не тот, за кого себя выдаёт…
Второй мультфильм (2015)править
История необычного отеля продолжается. Джонни и Мэйвис благополучно поженились, и вскоре у них рождается сын — очаровательный рыжий мальчуган по имени Деннис. Новоиспечённый дед уверен, что он станет вампиром, и прилагает все усилия для этого. И вот на носу пятилетие внука, а заветных клыков пока не предвидится. Отчаявшийся Дракула, заручившись поддержкой зятя, отсылает его и дочь на отдых в Калифорнию, а сам вместе с четвёркой лучших друзей отправляется в авантюрное путешествие с целью пробудить в маленьком Деннисе вампирские способности.
Третий мультфильм (2018)править
Вы таки не поверите, но надмозговый перевод названия на третьем мульфильме всё-таки выстрелил: на этот раз монстры действительно на каникулах! Семейство главных героев устаёт от напряжённой работы в отеле. Мэйвис делает отцу сюрприз — заказывает билеты на роскошный круизный лайнер «Наследие», который не уступает их заведению по комфортабельности и количеству предоставляемых услуг, да ещё и выглядит как сущий «Титаник». Сам граф, правда, пока что вовсе не горит желанием совершать вояж по океану («Это ведь ТОТ ЖЕ САМЫЙ ОТЕЛЬ… На воде?!»). Однако судьба вносит в этот план свои коррективы: едва судно снимается с якоря, совершенно неожиданно он влюбляется ни много ни мало в капитаншу Эрику. При этом никто, и в первую очередь он сам, даже не догадывается, что она — правнучка Абрахама Ван Хельсинга. И разумеется, у неё на этот круиз есть собственные расчёты…
Мультсериал (2018)править
Действие происходит за четыре года до событий первого фильма. Дракула надолго отправился на конференцию Совета вампиров, и Мэйвис остаётся следить за работой отеля с помощью своих друзей (детей товарищей отца) и под присмотром жутко суровой тётушки Лидии. Здесь много расхождений с оригиналом: например, Мэйвис хорошо знакома с людьми, потому что одна семья живёт по соседству с отелем.
Подвиды аналитических жанров
Особым видом аналитических статей можно считать публицистический комментарий. Именно он позволяет оперативно откликнуться на возникшую проблему, произошедшую новость, а также прокомментировать и должным образом их оценить.
-
Комментарий – это мгновенный отклик или же точка зрения автора на событие и впечатление. Комментатор дает читателям свой собственный прогноз на дальнейшее развитие события, но позволить читательской аудитории сделать самостоятельные выводы.
-
Реплика в переводе с французского языка означает возрождение, и является еще одним видом аналитических жанров, которому присуща своя особенность. Реплика это своего рода ответ имеющемуся оппоненту в спорной ситуации, в высказывании действующего лица или своеобразное парирование удара. Примечательно то, что в этом виде гражданин или любая организация реализует свое право на ответ при помощи средств массовой информации.
-
Рецензия – это еще один вид аналитического жанра, в котором можно встретить критику, или получить оценку на научное или художественное произведение, на техническую или общественно — политическую литературу, кинофильм, театральную постановку, музыкальный концерт, художественные выставки и прочие. Иными словами это журналистское размышление об услышанном, увиденном или прочитанном. В зависимости от предложенного объекта для дальнейшего исследования рецензии подразделяются на виды: театральные, литературные, кино рецензии, музыкальные и художественные. По своему объему рецензии разделяются на большие и маленькие, все зависит от степени раскрытости той или иной темы.
-
Обозрение. В XIX веке обозрение имело преимущество перед другими видами аналитической журналистики. Это был жанр, который ставил своей целью познакомить читателя с определенными мероприятиями и событиями. Довольно часто публикации в издании «Взгляд на русскую литературу 1847 года» В.Г. Белинского были написаны в форме аналитического обозрения. Современный обозреватель, работающий в журнале или газете, старается рассмотреть событие при помощи времени, довольно часто еще до его официального завершения.
Современные обозрения могут быть: международными и местными, аналитическими и информационными, месячными и годичными, газетными и телевизионными, литературными и научными. Под видом современного обозрения нередко публикуются письма, которые собираются в редакции под общей темой. Рубрики так и называются: «Поговорим», «Обзор писем» или «Переписка с читателем».
Тележурналистика
Тележурналистика – самый массовый способ распространения информации, но в последнее время конкурирует с Интернет-изданиями. В зависимости от формата, варьируются необходимые навыки и умения
К примеру, для документальных и научных проектов важно умение подавать факты, в развлекательных – эпатаж, умение заявить о себе и высокие рейтинги, для новостных – оперативность
Телевидение, конечно же, открывает перед журналистом больше возможностей:
- одновременная трансляция видеоряда, авторских комментариев, музыкального сопровождения
- использование различных графических, визуальных, аудиоэффектов.
Это также значит, что в тележурналистике большой спектр профессий: редакторы, ведущие, сценаристы, монтажеры, специалисты по рекламе и пиару.
Примеры: BBC, CNN, Первый канал, Россия-1 и так далее.
Основные черты
Мультимедийная журналистика, как и классическая, имеет характерные черты, отличающие её от других направлений:
- Цифровая форма обработки и хранения информации;
- Наличие гипертекста;
- Интерактивность;
- Содержит в себе различные виды информации;
- Различные виды и способы коммуникации работают на основе новейших технологий;
- Интернет — ведущий канал передачи информации.
Безусловно, некоторые черты можно отнести и к иным направлениям журналистики, ведь по сути классические печатные издания обрабатывают и, как следствие, хранят варианты готовых к печати изданий на том же компьютере. Однако мы не рассматриваем каждую черту по отдельности, ведь только в комплексе они составляют реальный и полноценный образ «новых медиа».
Специфику и тонкости создания мультимедийных объектов уже рассмотрели теоретики и практики.
Как отличить один от другого?
Советская школа журналистики предлагала определять жанр по функциональному критерию. В соответствии с этой точкой зрения, существовали только информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Этот подход к изучению жанровой природы журналистских материалов со временем дополнился уточняющими критериями оценки: предметом познания, способом отражения объекта, характером литературно-изобразительных средств и т.д. Использование большого количества критериев постепенно привело к усложнению и размыванию границ жанровой типологии. Чтобы самостоятельно разобраться в жанрах журналистики, предлагаем запомнить и применять содержимое данной таблицы:
На сегодняшний день популярные учебные пособия предлагают множество попыток разобраться с основными теоретическими вопросами жанровой классификации журналистики
Принимая во внимание ограниченный объём нашей работы, мы перечислили только несколько из них
Жанров в журналистике очень много, это даже не все, что есть. Чтобы в этом убедиться, прочитайте наши статьи о жанрах публичной и деловой коммуникации. Они обладают разной актуальностью и популярностью, разными возможностями, однако каждый журналист может найти свою собственную сферу. Тем более, что современная журналистика тяготеет к объединению жанров, форм, элементов. Не стоит бояться, что придется всю жизнь писать новости, если этого очень не хочется. Вы всегда сможете найти иной путь.
Общая характеристика ЧД 2 (двойка)
Оплата труда (диапазон зарплат)
Рядовой корреспондент получает от 35 до 60 тыс. рублей. Самые высокие зарплаты у главных редакторов и редакторов в финансовых изданиях — от 80 до 120 тыс. рублей.
И, что очень важно, востребованность относительно низкая. Количество вакансий «журналист» на апрель 2019 года на сайте Headhunter.ru — всего 605
Сравните с профессией SMM-менеджера — 3 641 вакансия. И оплата труда SMM-специалиста достигает 150 тыс. рублей, с учетом того, что он может одновременно вести несколько проектов.
Несмотря на это, унывать не стоит. Журналистика дает возможность работать в разных смежных специальностях с высокими зарплатами.