Возрастные кризисы в жизни человека. что это и как их преодолеть?
Содержание:
- Популярные сообщения
- Значение кризисных периодов в развитии ребенка
- Стихи — Для любимой всё я приготовлю
- Причины возрастных кризисов
- Тимбилдинг. Фото
- Особенности кризисов
- Что делать?
- Понятие и суть
- Шпаргалка для классного руководителя с упражнениями и играми на сплочение детского коллектива
- Как вести себя родителям
- ТОП-5 книг, которые помогут пережить мужчине кризис среднего возраста
- Этапы личностного кризиса в жизни человека
- Биксипластия для волос
- Что такое переломный момент в жизни?
- Какие бывают кризисы возраста
- 2-4 года — становление личной независимости и противостояние воспитанию взрослых
- 5-8 лет — инициатива и жизнь в социуме
- 13-18 лет — самоидентичность и умение учиться
- 20-25 лет — умение строить близкие отношения
- 33-35 лет — продуктивность или застой
- 40-45 лет — принятие новой внешности и переоценка ценностей
- 50 и далее — анализ прожитой жизни
- Детские кризисы и периоды становления личности ребенка
- Личностное становление у подростков
- Понятие и тезисы кризисного периода в жизни человека
Популярные сообщения
Значение кризисных периодов в развитии ребенка
В возрастной психологии нет единого мнения по поводу места и роли кризисов в психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. По Выготскому, возрастной кризис – норма психического развития ребенка. По Леонтьеву кризис – свидетельство не совершившегося своевременно перехода. В работах 40-70х годов ХХ века кризис трактовался как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) возрастного перехода. Причиной такого поведения является возникшее у ребенка стремление к новому социальному положению. Фрустрация этого стремления – источник трудностей поведения. Психологическая трактовка кризиса свелась к педагогической коррекции. Преодоление трудновоспитуемости достигается при адекватном педагогическом ведении возрастного перехода. Позиция Д.Б. Эльконина: кризис – норма онтогенеза, условие кризиса – расхождение между операциональной и потребностной сторонами деятельности ребенка.
В настоящее время чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.
Стихи — Для любимой всё я приготовлю
Для любимой всё я приготовлю , Милый луг и шёлковые травы , О любви потом тебе обмолвлюсь И напьюсь любви дурман — отравы … Ты меня куда совсем сманила , Всё я бросил , сам себе не волен , Ох , любовь , ты колдовская сила , Неужели я любовью болен … Полыхают зори на востоке , Жду тебя наверное уж вечность , Так любовь моя к тебе глубока , Улетает к звёздам в бесконечность … Я помню твой портрет как сейчас , Что ты ушла тогда навечно , Мгновенье буду помнить…
Причины возрастных кризисов
Почему одни люди сталкиваются с кризисом в том или ином возрасте, а другие — нет? На это влияет как внутренний склад, опыт, успехи и провалы, так и среда, внешние обстоятельства.
«Взрослеют и меняются все, но одни делают это плавнее других, субъективно менее заметно. Есть, к примеру, счастливцы, которые преодолели пубертатный период гладко — без приступов неприятия своей внешности, конфликтов с родителями или острого ощущения несправедливости мира и никчёмности существования. Но практически не бывает людей, легко прошедших климактерический период, когда помимо колебаний давления, изменений внешности, снижения настроения, меняются сексуальные, физические возможности. Только очень стрессоустойчивый человек способен философски отнестись к утрате прежних способностей и интересов. Хорошо при этом, что здоровье позволяет найти себя в другом
Амплитуда психологических расстройств у каждого разная. Она также зависит от культуры, воспитания, нравственных устоев человека. Не любой способен в период тоски отвлечься классической музыкой. Гораздо легче растормозиться, поссориться со всеми, обвинить в собственной немощи близких или экономический кризис и с отчаянием уйти в запой — алкогольный, пищевой, навязчиво-тревожный (когда человек каждый день варится в переживании проблем и не стремится избавиться от собственной токсичной эмоциональной атмосферы)».
Кризисы зрелых возрастов прочно связаны с ожиданиями и амбициями. Человек, который многого ожидал от себя и от жизни, но находился в иллюзии относительно своих способностей и усилий, рано или поздно переживает столкновение с реальностью. Он понимает, что время проходит или уже прошло, а желаемые цели не достигнуты и, возможно, даже то, что имелось, теперь утрачено.
Тимбилдинг. Фото
Уссурийск. Любовь Самусева. Тренинг.
Особенности кризисов
Кризисы взрослости отличаются от предшествующих им кризисов – они не имеют четкой хронологии и в большей степени являются личностными кризисами, а не возрастными. Продолжительность, острота, момент возникновения скорее зависят от личных обстоятельств, а не от возраста.
Выраженное внутреннее стремление к росту и совершенствованию способно значительно приблизить кризисы взрослости, равно как и сам период взрослости. Именно в это время физический и психологический возраст имеют свойство максимально расходиться.
К другим факторам, приближающим и провоцирующим кризис, относят:
- ухудшение здоровья (болезни, гормональные сдвиги);
- экономические проблемы;
- политическая нестабильность в стране;
- смена привычного образа жизни;
- рост требований и ожиданий;
- социальное давление.
Высок риск наложения личностного кризиса на возрастной кризис. Тогда течение будет тяжелее, как и переосмысление жизни.
Что делать?
Во-первых, понять, что этот этап – неизбежен. Ребенок обязательно должен научиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно, проверив, насколько далеко простираются границы дозволенного.
Во-вторых, поощрять самостоятельность. Пусть он с головы до пят обмажется яблочным пюре, но дайте ему орудовать ложкой самому
Именно сейчас ему важно понять, что он – не приложение к родителям, но личность с собственным образом мышления
В-третьих, установить границы и сформировать четкий список запретов. Запрещая, придется повторять слово «нельзя» сто миллионов раз, но обязательно говорить, почему именно вы это делаете. Основные запреты должны касаться безопасности ребенка. Все, что запрещено, остается запрещенным стабильно. Все, что разрешено, должно быть разрешено всегда.
В-четвертых, обязательно используйте возможности игры. Все проявления кризиса легче переживать через игровую деятельность. Разыгрывайте с игрушками спектакли на тему безопасности, показывайте, как последовательность действий отразится на поведении плюшевых кис и мишуток. Если не знаете, как это все делается, посещайте игровые встречи для родителей, чтобы понять, как правильно играть, слушайте лекции специалистов по игре, изучайте пособия и книги о занятиях с малышом дома.
В-пятых, развивайте речь. Не в смысле – научите своего ребенка разговаривать за неделю по новомодной технологии, а просто разговаривайте с ним. Называйте предметы, чувства, эмоции, подключите весь свой скудненький актерский талант и пользуйтесь мимикой и жестами. Лучшего момента, чем кризис первого года, для обучения на собственном опыте просто нет.
Понятие и суть
Возрастной кризис — особый этап развития личности, который при неблагоприятном развитии может стать негативным переломом в жизни. Впервые этот термин ввел Выготский
Для каждого возраста в психологии есть ряд норм, на которые обращают внимание специалисты при обследовании отдельных людей. При наличии отклонений от норм разрабатывается методика их исправления
Считается, что возрастные кризисы необходимы для изменения психики человека, но многие психологи с этим не согласны. Мнение ученых по этому поводу разделилось на 2 типа:
- Эриксон, Выготский, Фрейд считали, что возрастные кризисы — неотъемлемый этап развития человека.
- Запорожец, Рубинштейн предполагали, что возрастные кризисы возникают индивидуально у каждого человека.
Большинство кризисных ситуаций случается не только на фоне взросления, но и под действием окружающих факторов.
Шпаргалка для классного руководителя с упражнениями и играми на сплочение детского коллектива
Как вести себя родителям
Детские кризисы немало влияют и на родителей, которым стоит обзавестись одной сильной чертой характера – терпением. Когда в семье появился малыш, родители учатся угадывать его желания по жестам и мимике. Замечая, что у ребенка проявляется любопытство к опасным, запретным местам, многие мамы и папы переходят на крик, считая, что это эффективный метод запугивания, что он отучит ребенка лезть, куда не надо. Но нельзя запугивать. Стоит брать в расчет, что первое время малыш еще не понимает объяснений, поэтому нужно именно терпение. Лучше обезопасить квартиру или не пускать чадо в наиболее опасные комнаты (кухня, коридор с обувью, ванная с химикатами). Напротив, можно давать ребенку безопасные взрослые вещи, например, пластиковую посуду, зубную щеточку, калькулятор. Это сыграет положительную роль в любознательности малыша, ведь собственные игрушки не такие интересные, как взрослые. Позднее, когда малыш начнет внимать, родителям стоит научиться не просто говорить «нет», а объяснять, почему «нет».
ТОП-5 книг, которые помогут пережить мужчине кризис среднего возраста
«Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу…» — эти строки «Божественной комедии» Данте как нельзя лучше характеризуют состояние мужчины в период кризиса среднего возраста. В мировой литературе найдётся немало книг, у героев которых те или иные симптомы кризиса. Посоветуйте своему любимому прочитать некоторые из них.
Мишель Уэльбек «Возможность острова»
Роман «Возможность острова» — о любви. Однако, рассказывая о шоу-бизнесе, тоталитарных сектах и жизни в далёком будущем, автор исследует темы вечной жизни, реинкарнации, клонирования, размышляет о состоянии современных умов.
В свойственной ему ироничной манере, французский писатель рассказывает увлекательные истории. В центре повествования – Даниэль, мужчина в возрасте, эстрадный артист, комик, успешно выступающий со скетчами, а затем успешно снимающий порнофильмы. Герой переживает кризис возраста у мужчин. Симптомы его кризиса– цинизм, апатия, пресыщенность. По иронии судьбы, герой романа влюблен в девушку, почти вдвое его моложе. Даниэль создаёт своих лишенных человеческих страстей клонов, которые живут послеапокалипсиса.
Джонатан Коу «Невероятная частная жизнь Максвелла Сима»
Максвелл Сим, герой романа современного английского писателя, заурядный, если не сказать скучный, человек, типичный британец и наш современник. Мужчина полгода страдает от депрессии, случившейся после развода сженой и разлуки с дочерью. Пытаясь получить новую работу (к своей нынешней он утратил интерес), Максвелл едет в промо-поездку. Встреча с незнакомкой в аэропорту запускаетцепь событий и встреч – герой навещает отца, связь с которым потеряна, подругу детства. Читателя ждёт увлекательная история о попытке преодоления кризиса и неожиданный финал.
Дуглас Коупленд «Жизнь после бога»
Автор ставшего культовым романа «Поколение Икс» про людей 1990 годов, Дуглас Коупленд снова исследует взросление, духовные поиски. Перед нами — сборник рассказов, метких зарисовок, дневник любви и разочарований.
Герой романа «Жизнь после бога» едет в небольшой город к северу от Ванкувера. А по пути – рефлексирует, размышляет о жизни. Ему кажется, что все вокруг живут настоящей жизнью, а он лишь прокрастинирует. Читателю нетрудно распознать кризис среднего возраста у героя, характерные симптомы кризиса возраста.Тем интереснее следить за рассуждениями автора, погружаясь в этот один из самых человечных современных романов.
Джозеф Хеллер «Что-то случилось»
Герою романа «Что-то случилось» Роберту Слокуму — за сорок. У него трое детей (один из них умственно отсталый), жена, злоупотребляющая спиртным. Несмотря на то, что Роберт Слокум работает в успешной компании и у него есть любовницы, он чувствует себя несчастным, испытывает апатию. Проблема в том, что не случилось ничего. Герой подводит итоги прожитой жизни и понимает, что гонялся за химерами.
Роман построен в виде монолога героя. Симптомы кризиса среднего возраста мужчины описаны настолько реалистично, настолько в герое узнаваем обычный, человек, что роман кажется современным, хотя и написан в 1974 году. Пессимистичная, по словам Курта Воннегута, книга, и в наши дни вызывает отклик у читателей.
Чак Паланик «Бойцовский клуб»
Клуб, о котором никогда нельзя говорить как лекарство от бессонницы, раздражительности, тяги к разрушению, психического расстройства.
Герой культового романа проходит путь от групповой терапии смертельных заболеваний до взрыва офисного здания, через участие в беспощадных драках в подпольном клубе. На этом саморазрушительном опасном пути герой встречает куда более смелого и отчаянного безбашенного хулигана – Тайлера Дардена. Рассказчик следует за вновь обретенным товарищем. Опасное пике, в которое войдёт герой и его безумное альтер-эго Тайлер, обнажит истинную сущность персонажа, покажет образ мыслей человека, симптомы кризиса среднего возраста мужчины.
Этапы личностного кризиса в жизни человека
Развитие личности невозможно без преодоления трудностей. Недаром ведь говорится, что «через тернии — к звездам». А «тернии» — это трудности на жизненном пути. Таких критических состояний, этапов личностного кризиса, насчитывается 5:
- Этап первый. Эмоциональная неуравновешенность. Личностный кризис, связанный, допустим, с неудовлетворенностью своим социальным положением, выводит человека из уравновешенного состояния, сильные эмоции (негодование, страх, неудовлетворенность) толкают его к решению своих проблем.
- Этап второй. Душевная борьба между «добром и злом», когда приходит понимание, что неувязки личной жизни нужно решать, для этого необходимо изменить свое поведение. Однако личность ещё не в силах на такое решиться. Фактически, находится в бездействии.
- Этап третий. Решимость действовать. Наступает прозрение, что если хочешь хорошо жить, нужно что-то предпринимать. Иначе будет совсем плохо. Желание действовать зреет, но оно еще слабое. Тут главное — сохранить уверенность в себе, не пойти на поводу у слабости, когда, опустив руки, человек плывет по течению.
- Этап четвертый. Осознание ложности прежних стереотипов. Личность отчетливо понимает, что прежние жизненные понятия оказались ложными, их нужно решительно менять. Возможно, даже с помощью психотерапевта. Он подскажет, как это легче сделать без большого ущерба психическому здоровью. В группе таких же ищущих свой смысл жизни людей. Нужно быть готовым изменить свое поведение, круг друзей, все те негативные моменты, что привели к личностному кризису.
- Этап пятый. Смена стереотипа поведения. Этот ответственный шаг далеко не каждому под силу. Необходимо проявить всю силу воли, чтобы преодолеть духовный кризис и выйти на новый уровень жизни, изменить свое поведение, как бы тяжело это ни было. Допустим, человек любил пропустить с дружками стаканчик, а «дела подождут». Друзья стали посмеиваться, но он твердо решил, что отказ от бездарного времяпрепровождения поможет ему отрешиться от жизненных неудач. Если хватит сил и энергии отказаться от прежнего образа жизни, все обязательно получится.
Важно! Любой на протяжении своей жизни последовательно проходит все 5 стадий личностного кризиса. Если же этого не случается, личность «застревает» на своих переживаниях, фрустрирует, когда желания не соответствуют возможностям
Это приводит к сложным жизненным ситуациям. Человек может опуститься, стать алкоголиком или наркоманом.
Биксипластия для волос
Что такое переломный момент в жизни?
Протекание кризиса может быть сильным, умеренным и слабым. При неблагоприятном развитии переломного этапа индивид сталкивается с негативными последствиями, значительно осложняющими жизнь:
- меланхолия;
- нервный срыв;
- депрессия;
- появление зависимостей;
- социальная дезадаптация.
Человек постоянно ощущает себя неудовлетворенным: он подавлен, раздражается без видимой причины. Многих преследуют суицидальные мысли. В некоторых случаях людям не удается справиться с кризисом без помощи психолога
Поэтому так важно обращать внимание на изменения в своем поведении и мировоззрении
Какие бывают кризисы возраста
2-4 года — становление личной независимости и противостояние воспитанию взрослых
Ребёнок начинает ходить, он понимает, что в какой-то степени стал автономен, поэтому здесь ему важно отстоять свою независимость. Он стремится использовать и совершенствовать обретённые навыки (самостоятельно одеваться, причёсываться, убирать игрушки)
5-8 лет — инициатива и жизнь в социуме
Это период активного взаимодействия с детьми, исследования своих навыков общения и самоорганизации. Дети учатся проявлять инициативу, распределять роли и действовать в социуме.
13-18 лет — самоидентичность и умение учиться
Источником самоидентичности становятся не родители, учителя или товарищи, а сам человек. Он задаёт себе вопросы: кто я? чего я хочу? И, отвечая на них, приходит к пониманию своих потребностей в рабочей и личной жизни, определению своих профессиональной и половой ролей.
20-25 лет — умение строить близкие отношения
Развивается способность любить и отдавать, умение создавать и поддерживать близкие отношения. Если человек долго избегает этих отношений или не может их устроить, есть риск привыкнуть к постоянному внутреннему одиночеству и изолироваться от внешнего мира.
33-35 лет — продуктивность или застой
Время создания семьи, принятия на себя роли родителя, построения и развития карьеры. От уровня реализации себя в этих сферах во многом зависит то, насколько успешным человек будет чувствовать себя на протяжении всей жизни. Если цели, поставленные ранее, не достигаются, человек может опустить руки и остановиться в развитии.
40-45 лет — принятие новой внешности и переоценка ценностей
На этом этапе женщины склонны беспокоиться из-за неизбежных перемен во внешности, а мужчины — из-за достатка и карьеры. Однако если женщина много занималась работой, бизнесом или политикой, у неё также может случиться кризис «мужского типа».
50 и далее — анализ прожитой жизни
В этот период человек хочет увидеть плоды своих трудов и как никогда нуждается в том, чтобы осознать себя успешным. Если человек приходит к выводу, что жизнь прожита непродуктивно, может наступить отчаяние.
Детские кризисы и периоды становления личности ребенка
На основе трудов советских психологов можно сделать вывод о периодичности развития ребенка и временных кризисах.
Новорожденность
Первый в жизни ребенка кризис который приводит от эмбрионального периода к младенческому возрасту. В этот период происходят важные физические изменения: перестройка питания, дыхания, знакомство с окружающей средой. При этом у младенца появляется множество внешних раздражителей, уязвимость иммунитета и обособленность от матери. Центральная нервная система начинает усиленно развиваться, при этом ребенок большое количество времени проводит во сне.
Первый год
Период, когда ребенок учится воспринимать окружающий мир. В этот год ребенок начинает ходить и произносит первые слова. По мнению психологов, именно ходьба становится катализатором изменения отношения к внешнему миру. Ему все интересно, поэтому новые предметы, которыми пользуются взрослые, становятся притягательными.
Помимо физических изменений ребенок начинает проявлять собственный характер в отношениях со взрослыми. Это стремление к независимости проявляется в упрямстве, агрессии и обидчивости.
Третий год
Период, когда ребенок переходит к раннему детству и начинает воспринимать себя в качестве самостоятельной личности. Именно в этот период маленький человек проявляет:
- негативизм,
- упрямство,
- строптивость,
- своеволие,
- деспотизм,
- протест,
- обесценивание.
Ребенок владеет базовыми физическими способностями. Он видит, слышит, ходит, разговаривает. Поэтому он начинает меньше зависеть от родителей и больше проявляет свое Я. В этот период может начаться кризис взаимоотношений в семье, если родители проявляют авторитарные методы воспитания, наказывают и ругают ребенка за малейшую провинность.
Кризис может протекать незаметно для ребенка и для окружающего мира.
Седьмой год
Этот кризис обусловлен переходом ребенка от детства к школьному периоду. Ребенок теряет часть своей наивности и непосредственности, при этом начинает копировать поведение взрослых. Он уверен, что теперь взрослый и может поступать так, как считает нужным. Повышается уровень противостояния и протеста ребенка.
В первом классе маленькая личность в первый раз становится объектом учебной деятельности. Все дети хотят пойти в школу, но не все хотят учиться. Находясь в социуме, где нет родителей, но появляется новый авторитет учитель, ребенок подвержен внешним социальным факторам. Проявляя протест дома, ребенок слушается учителя, желая стать взрослым.
Предподростковый кризис
В возрасте 9-11 лет у ребенка могут проявляться первые признаки переходного возраста. Они могут быть не явно выражены. При этом маленький человек начинает по-новому воспринимать окружающий мир, поступки взрослых и события вокруг.
Кризис 12-15 лет
Этот период часто называю пубертатным периодом или переходным возрастом. Кризис может затянуться на несколько лет, так как именно здесь связаны физические и психологические изменения. К физическим можно отнести гормональный рост: мальчики и девочки наблюдают у себя внешние признаки взросления. Психологические — это становление характера, попытка найти свое место в обществе, завоевать авторитет и стать независимым от родителей.
Кризис может протекать с позитивными и негативными проявлениями.
Ребенок, считая себя взрослым, участвует в делах родителей, учителей, помогает им на работе и дома, проявляет общественную активность — все это является позитивными проявлениями.
Негативные проявления — это желание показать свое Я. Оно может привести не только к активным протестам, но и асоциальному поведению: школьным дракам, принципиальным протестам, употреблению наркотиков и алкоголя. Так даже дети известных личностей в пубертатный период попадали в полицию, пробовали наркотики или вели асоциальный образ жизни.
Пубертатный период отражен не только в трудах известных психологов. Многие писатели, кинематографисты, музыканты и художники воплотили кризис переходного возраста в своих произведениях.
Личностное становление у подростков
В период взросления у девушек и юношей происходят изменения модели поведения. Они могут выражаться в желании казаться старше (с помощью внешнего вида и поступков) и в стремлении быть независимым – уметь самостоятельно принимать решения, решать проблемы, не обращаясь за помощью к другим, особенно взрослым.
Не всегда эти желания совпадают с действительностью – тогда возникает конфликт, который выражается в кризисе независимости или зависимости.
- Кризис независимости
Для него характерны симптомы, которые обычно сильно пугают родителей. Например, проявление негативизма. Это протесты ребёнка, отрицание каких-либо предложений со стороны матери или отца, обесценивание их роли в своей жизни. Для подростка с таким настроем свойственны упрямство, своеволие, неотступность. Верными признаками кризиса подросткового возраста являются:
- желание оценивать других людей, при этом не обращая внимания на собственное поведение и поступки. Часто жертвами критики становятся родители;
- необходимость иметь собственное пространство – ребёнок может ревностно реагировать, когда трогают его вещи, без спроса заходят в комнату;
- скрытность – подростки не любят, когда у них что-то спрашивают, просят поделиться мыслями, чувствами, желаниями;
- депрессивные проявления – безразличие, пустые переживания, ощущение беспокойства.
- Кризис зависимости
В данном случае ситуация противоположна предыдущей. Подросток пытается максимально приспособиться к окружающим его людям: родителям, друзьям. В этом случае он:
может казаться инфантильным – хочет, чтобы мама и папа проявляли больше внимания, воспитывали, защищали;
не проявляет самостоятельности – не может принимать решения, делать что-то важное без контроля влиятельных для него людей;
не стремится развиваться, не строит планы на жизнь.
Зависимость проявляется по-разному. Иногда заметны все перечисленные пункты, иногда – только один.
Понятие и тезисы кризисного периода в жизни человека
Понятие кризисного периода включает такие основные тезисы:
- Любой кризис — это психологически сложный период, который нужно принять и пережить.
- Этот период ни в коем случае нельзя считать тупиком. Это накопившиеся противоречия вступают в борьбу с вашим внутренним «Я».
- Из кризисного периода жизни всегда есть пути выхода, которые кроются в действии, реализации потребностей и желаний.
- Пережитый кризис способствует становлению характера, развитию сильных волевых качеств.
- После сложного этапа человек обретает уверенность, и у него появляется новая комфортная модель поведения.