Как развить волевые качества личности
Содержание:
- После развода
- Решительность
- Мотивация и цель
- Шаг за шагом
- Воля и привычки
- Хочу, могу, творю
- Развитие воли у человека
- Как развить настойчивость?
- Упрямство
- Сила воли — что это?
- Волевые действия, их виды и структура
- Для чего нужно развивать силу воли и самодисциплину
- Типы характера
- Воля в психологии
- Понятие воли и волевых качеств
- Виды волевых качеств
- Развитие волевых качеств
После развода
Одна из самых сложных проблем в данной категории — как не сойти с ума от одиночества после развода. Часто этот процесс сопровождается ссорами, негативными эмоциями, внутренней опустошенностью. Распространенной ошибкой в данной ситуации является переключение на новые отношения. Обычно этот метод дарит облегчение лишь на короткое время. Развод эмоционально не пережит, и его отголоски будут тянуться в новые отношения, не давая им гармонично развиться.
Дабы не стать жертвой депрессивных настроений, психологи советуют сменить обстановку. Если позволяют финансовые и физические возможности, можно отправиться в путешествие. Новые места, новые знакомства (но без обязательств), новые впечатления не дадут скучать и подарят душевное спокойствие и уверенность в себе. В крайнем случае можно ограничиться речным круизом, поездкой в санаторий или к знакомым в другой город или страну.
Решительность
Кроме объективной пользы решительность имеет огромное субъективное значение. Действуя решительно, человек — можно сказать — предметно, наглядно ощущает свои возможности, свою готовность к оперативным, эффективным действиям. В дальнейшем он сможет планировать свои действия, подстраивая под ситуацию, будучи при этом уверенным, что в нужный момент он не отступит назад, не смутится. Решительность, таким образом, является очень важным компонентом предприимчивости — в самом широком смысле этого слова.
Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.
Слишком выраженная решительность, однако, имеет возможность выродиться в импульсивность, проявляющуюся в торопливости, нерациональном принятии решений, необдуманности поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил.
Решительность и импульсивность различаются следующим. В первом случае человек склонен действовать рационально в любой ситуации, даже в самой бурной. Он не просто быстро принимает решения, он к этим решениям долго готовится, загодя тщательно анализируя возможное развитие событий. Можно сказать, что он руководствуется принципом Суворова «Тяжело в учении — легко в бою». В самом «бою» (в переносном или буквальном смысле) решительный человек руководствуется строгой логикой, четкими алгоритмами. Импульсивный же человек всей этой рациональности лишен. Он надеется на «авось» или свою интуицию.
Мотивация и цель
Мотив и результат волевого действия не всегда соответствуют желаемому результату.
Выделяется 4 итоговых типа воли в психологии:
положительный мотив выражается после аналогичного действия (поступка);
отрицательный мотив вызывает такой же итог;
добрые намерения при неблагоприятном стечении обстоятельств или неосторожности приводят к отрицательному результату;
отрицательная мотивировка имитируется под положительную характеристику по типу цель оправдывает средства.
При сложном решении промежуточным мероприятием служит планирование. Например, учеба в ВУЗе, подготовка к походу, спортивные состязания.
Прежде, чем что-то сделать, необходимо поставить цель — задуманный результат будущего проявления воли. Достижением удовлетворяется какая-либо человеческая потребность (мотив). Если цель и мотив полностью или частично совпадают, затрачивается меньшее волевое усилие. Пример: человек захотел освежиться в речке (цель), так как на улице слишком жарко (мотив). Волевого напряжения не требуется, цель и мотивация совпали.
Часто мотив не совпадает с назначенной целью: мальчик записывается в спортивную секцию. В этой ситуации мотивом может послужить не волевое усилие, а другие причины.
Мальчик может записаться в секцию, потому что у него появилось желание:
- стать сильным и ловким;
- повысить авторитет среди сверстников;
- уступить воле родителей;
- просто заняться чем-нибудь интересным.
В соответствие с мотивом и целью происходит волевое напряжение для достижения результата.
Конфликт мотивов получается, если одновременно хочется сделать сразу несколько дел:
- подготовиться к сдаче экзаменов;
- пойти в гости;
- отдохнуть на речке;
- посмотреть интересный фильм.
Конфликт мотивов
Выбор человек в жизни делает сознательно, сопоставляя, что сейчас важнее. Также значительным волевым усилием характеризуется этап планирования мероприятия. При этом человек ищет наиболее благоприятные пути совершения задуманного.
Заключительная фаза — исполнение действия, по которому рассматривают значимость целого мероприятия. Человеку бывает трудно довести дело до конечного итога и получить более высокий результат, если у нет определенной волевой подготовки.
При этом отмечаются:
- бесконечное откладывание процесса начала деятельности;
- трудности с доведением до конца начатого дела;
- невозможность отступить от выполнения плана, даже при изменившихся обстоятельствах, побуждает прекратить работу, не полностью ее закончив, потому что это выгоднее.
Отказ от продолжения работы в отдельных случаях требует значительно большего волевого усилия, чем продолжение напрасного труда.
Шаг за шагом
Поскольку воля человека и желания персоны тесно связаны, формирование волевого личностного аспекта во многом обусловлено способностью противостоять внешнему, наносному, излишнему. Появление личностного характера сопровождается волевым зарождением персоны, обусловленным ее способностью отстаивать выбранную позицию и интересы, а также определенную точку зрения. Если воля представляет собой позитивный аспект такого поведения, то его негативная сторона называется упрямством.
Волевое формирование продолжается за счет противостояния лишнему, чуждому, зародившемуся во внутреннем мире человека. Когда персона осваивает сопротивление внешним факторам, она получает достаточные ресурсы для борьбы с внутренними эмоциями, стремлениями и желаниями, противоречащими текущей цели и времени, ситуации. Воля превращается в наработанный индивидуумом навык действовать сообразно обозначенной цели наперекор сиюминутному желанию. Для многих этот формат появления воли настолько сложен, что они в принципе не могут его освоить и ситуация становится тупиковой. Это связано со сложностью наработки воли в детском возрасте, а с годами становится сложнее формировать что-то новое, связанное с любыми аспектами характера, не только таким сложным и конфликтным.
Воля и привычки
Во многом формированию воли помогает упражнение, связанное с отказом от вредных привычек и наработкой полезных. Вредоносные есть у любой персоны, даже если человек о них не говорит; в глубине сознания есть желание оставить их в прошлом. Кто-то желает отказаться от табачной продукции или спиртного, кто-то стремится скорректировать рацион. Кстати, некоторые считают, что от курения можно отказаться, держа при себе всегда пачку с сигаретами. Такое мнение ошибочно. Ограничение провоцирует еще более сильное желание, а вот в отсутствии ограничения деятельность полностью определяется волевыми усилиями.
Формирование новых привычек также сопряжено с приложением усилий: привычка представляет собой неосознанно совершаемое действие. Однажды сформировав ее для себя, нужно ввести ее в повседневность и настолько часто прибегать к действию, что оно станет неотъемлемой частью личности. Должно пройти некоторое время – лишь тогда совершаемое войдет в повседневность органичной частью, не требующей дополнительных усилий. Если получится этого добиться, можно с уверенностью говорить об успешной тренировке силы воли.
Хочу, могу, творю
Воля – это психическая особенность, явление, благодаря которому персона преодолевает встречающиеся на ее жизненном пути сложности, реализуя запланированные действия. Когда человек сталкивается с проблемами, он может отказаться от своей линии. Альтернатива – приложить больше усилий, дабы барьер остался в прошлом. Психологи расценивают преодолением барьера совершение некоторого исключительного действия, не вписывающегося в изначальные рамки: цели, которые персона поначалу для себя определяла, не включали таких методов. Особенное действие сопровождается сменой побуждения для его совершения. Персона осознанно пользуется дополнительной мотивацией, в построении которой во многом участвует творческая сущность, способность воображать, предсказывать развитие ситуации. Создание нового мотива во многих случаях обусловлено способностью представить, какими последствиями будет обладать действие.
Воля в жизни человека – это непроизвольный формат активности. Ее необходимо инициировать, для стабилизации нужно прикладывать усилия, а также тормозить определенные стремления. Воля возможна лишь в случае, если персона готова работать с побуждениями и стремлениями, мотивацией. Она требует от индивида организации системы активности, дабы таковая позволила добиться желаемого. При детальном исследовании ситуации можно видеть селективный волевой функционал. Речь идет о повседневных конфликтах мотивов, между которыми персона должна выбирать.
Развитие воли у человека
Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
2) приобретение человеком контроля над своим поведением;
3) выработка волевых качеств личности;
4) а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человека» контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.
Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.
Как развить настойчивость?
Чтобы развить качество, нужно постоянно заставлять себя выполнять одни и те же действия до результата. Если цель развития настойчивости – освоение иностранного языка, заставьте себя ежедневно учить по 30 новых слов, повторять тридцатку из вчерашнего дня. Учите новые, повторяйте старые – пока иностранные слова не будут отскакивать от зубов.
Ещё 1 хороший способ для развития общей настойчивости достигается изнурительным спортом. Вид спорта может быть любой, но в общих чертах рассмотрим на беге.
Поставьте цель: марафон на 10 км. Попробуйте прибежать к конечной точке за 1 день. Через пот, слабость, усталость бегите 10 км без остановки. Ежедневно увеличивайте километраж, доходите до финиша. Если вы научитесь настойчиво доводить дела от начала до конца за короткий срок, удача всегда будет на вашей стороне. Она любит настойчивых людей!
Упрямство
Часто наблюдается упрямство у детей. Ребенок, например, решил выкопать яму размером с дом. Окружающие объясняют ему, что этого сделать у него не получится, уговаривают его прекратить бесполезные действия. Ребенок уже понимает, что у него ничего не выйдет, но все равно продолжает копать, руководствуясь теми или иными соображениями. У него могут быть демонстративные мотивы (показать другим, что он упорный или трудолюбивый), экспериментальные (проверить все же, сколько может уйти времени на копку такой большой ямы), какие-то иные (например, он решил для себя, что закончит копать яму только после того, как от него все отстанут). В любом случае при упрямстве цель не носит какого-то знакового смысла, человек одержим не целью, а самим процессом. Цель выступает как нечто несерьезное, игровое, условное.
Сила воли — что это?
Будь у нас больше самоконтроля, стали бы мы все правильно питаться, регулярно заниматься спортом, избегать наркотиков и алкоголя, откладывать деньги на пенсию, перестали бы откладывать дела и достигли бы всевозможных высоких целей?
Согласно всем опросам, недостаток силы воли — причина № 1 для того, чтобы не доводить до конца такие изменения.
Многие люди верят, что они могли бы улучшить свою жизнь, если бы только у них было больше этой таинственной вещи, называемой силой воли.
В 2011 году 27% респондентов опроса сообщили, что отсутствие силы воли было самым значительным препятствием для перемен. Тем не менее, хотя многие люди обвиняют недостаточную силу воли в своих несовершенных решениях, они не потеряли надежду.
Большинство респондентов считают, что сила воли — это то, чему можно научиться. Эти респонденты что-то замышляют. Недавние исследования показывают, что сила воли действительно может быть улучшена тренировкой.
С другой стороны, многие участники опроса сообщили, что наличие большего количества времени для себя поможет им преодолеть недостаток силы воли. Однако сила воли не растет автоматически, когда у вас появляется дополнительное время.
Так как же люди могут устоять перед искушением? В последние годы ученые сделали несколько убедительных открытий о том, как работает сила воли. В настоящей статье мы рассмотрим наше нынешнее понимание самоконтроля.
Недостаток силы воли — не единственная причина, по которой вы можете не достичь своих целей. Американский исследователь силы воли Рой Баумейстер, доктор философии, психолог из Университета штата Флорида, описывает три необходимых компонента для достижения целей:
- во-первых, он говорит, что вам нужно установить мотивацию к изменениям и установить четкую цель;
- во-вторых, вы должны контролировать свое поведение по отношению к этой цели;
- третий компонент – это сила воли.
Независимо от того, хотите ли вы похудеть, бросить курить, больше учиться или проводить меньше времени в интернете, сила воли — это важный шаг к достижению этого результата.
По своей сути, сила воли — это способность противостоять краткосрочным искушениям ради достижения долгосрочных целей. И для этого есть веские причины.
Психологи одного из университетов в США исследовали самоконтроль у восьмиклассников в течение учебного года. Исследователи сначала оценили самодисциплину учеников (их термин для самоконтроля), попросив учителей, родителей и самих студентов заполнить анкеты.
Они обнаружили, что учащиеся, которые высоко оценивали самодисциплину, имели лучшие оценки, лучшую посещаемость школы и более высокие результаты стандартизированных тестов, а также были более склонны к участию в конкурсной программе средней школы.
Самодисциплина оказалась более важна, чем IQ, для предсказания академических успехов. Другие исследования выявили сходные закономерности.
Преимущества силы воли, похоже, простираются далеко за пределы студенческих лет. Терри Моффитт, доктор философии из Университета Дьюка, и его коллеги изучали самоконтроль в группе из 1000 человек, которые наблюдались от рождения до 32 лет в рамках долгосрочного исследования здоровья в Данидине, Новая Зеландия.
Моффит и ее коллеги обнаружили, что люди с высоким самоконтролем в детстве (как сообщают учителя, родители и сами дети) выросли во взрослых с большим физическим и психическим здоровьем, меньшим количеством проблем, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами и уголовными приговорами, а также лучшим поведением в области сбережений и финансовой безопасностью.
Эти закономерности сохранялись даже после того, как исследователи контролировали социально-экономический статус детей, их семейную жизнь и общий интеллект
Подобные открытия подчеркивают важность силы воли почти во всех сферах жизни
Определение силы воли
У нас есть много общих названий для силы воли: решительность, драйв, решимость, самодисциплина, самоконтроль. Но психологи характеризуют силу воли, или самоконтроль, более специфическими способами.
По мнению большинства психологов, силу воли можно определить как:
- способность откладывать удовлетворение, сопротивляясь кратковременным искушениям, для достижения долгосрочных целей;
- способность подавлять нежелательные мысли, чувства или импульсы;
- способность использовать “холодную” когнитивную систему поведения, а не “горячую” эмоциональную;
- сознательная, требующая усилий регуляция себя ограниченным ресурсом «я», способным быть истощенным.
Волевые действия, их виды и структура
Воля связана с потребностями личности. По сути, именно потребности побуждают человека прилагать усилия для их удовлетворения, то есть совершать волевые действия. В данном случае в понятие «действие» включается и отказ от совершения поступка, так как он требует подчас даже более значительных волевых усилий, чем его совершение.
Виды волевых действий
Все волевые действия делятся:
- на простые;
- сложные.
Простые волевые действия предполагают целенаправленную активность человека, четко понимающего и свою цель, и способ ее достижения. Главное отличие простого волевого действие – отсутствие сомнений, раздумий, отсутствие противоречивых желаний и борьбы мотивов. С точки зрения волевых усилий, совершение подобного действия может быть совсем непростым, но колебания и нерешительность в нем все равно отсутствуют. Например, когда человек, не раздумывая, бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка.
В сложном волевом действии мы видим некий конфликт человека с самим собой, для разрешения которого тоже требуются усилия. Основной причиной этого внутреннего конфликта является столкновение понимания необходимости достижения цели и нежелания прилагать усилия для этого.
Возникает одна из самых тяжелых психологических ситуаций – ситуация борьбы мотивов, когда одни желания толкают индивида к достижению цели, а другие препятствуют этому. Например, человека не устраивает его работа: платят мало, спрашивают много, начальник придирается. То есть логично поменять сферу деятельности, но человек не решается это сделать, так как нужно прилагать усилия и искать новую работу, расставаться с нелюбимым, но привычным делом и т. д.
А еще сложные волевые действия возникают в ситуации выбора путей достижения цели. Например, когда есть легкий, но не слишком честный путь и вполне честный, но значительно более трудный.
Структура волевого действия
Сложные волевые действия имеют свою структуру и состоят из нескольких этапов:
Принятие цели и осознание необходимости ее достижения. У человека одновременно имеется множество различных желаний и потребностей
Удовлетворить их все нереально, вот выбор одного, наиболее важного в данный момент желания и есть принятие цели. И даже на первом этапе может возникнуть борьба мотивов, не только связанная с проблемой выбора, но и с оценкой значимости цели
В этом случае мы часто задаем себе вопрос: «А мне это точно нужно?»
Размышление над возможностью достижения цели и осознание различных путей и способов. На этом этапе происходит оценка собственных ресурсов и возможностей, а также анализ соответствия выбранных средств убеждениям и ценностям.
Совершение окончательного выбора в ситуации борьбы мотивов. Это ключевой этап сложного волевого действия, требующий максимального напряжения. На этом этапе отчетливо проявляется сила воли человека, ведь легкий путь не всегда бывает нравственным. И на данном этапе еще не поздно отказаться от поступка вообще.
Принятие решения. Человек, сделав окончательный выбор, испытывает облегчение, напряжение спадает. Ощущение освобождения от тяжкого груза принятия непростого решения дает личности возможность заняться планированием достижения цели.
Выполнение решения. Последний этап волевого действия тоже требует нередко весьма значительных усилий. Бывает, что человек, столкнувшись с трудностями, начинает сожалеть о принятом решении. И в этом случае тоже спасает только воля, которая поддерживает активность.
Особенностью волевых действий является то, что они имеют двойной результат. Во-первых, собственно, достижение цели, успеха. Во-вторых, осознание человеком своих сил, возможностей, извлечение уроков на будущее. Успешные волевые действия, особенно требующие серьезных усилий, повышают самооценку человека и придают ему сил для будущих свершений.
Для чего нужно развивать силу воли и самодисциплину
Представьте, что вы поставили перед собой определенные цели: правильно питаться, делать утреннюю зарядку, регулярно посещать стоматолога, заняться разработкой проекта, сменить работу или распрощаться с вредной привычкой.
Любая такая цель основана на достаточно разумных основаниях: быть здоровым, улучшить свое тело, стать совершеннее, экономить средства и т.п.
Если вы, к примеру, решили сбросить несколько килограмм, то вам мешает привычка потакать своему организму – баловать себя вкусненьким или есть на ночь, а что еще хуже – «заедать» стресс.
Вот как раз от вашей силы воли и самодисциплины будет зависеть конечная цель – красивое и здоровое тело. Развитие силы воли препятствует вашим импульсам мешать идти к заветной мечте.
Такая ситуация для многих является настоящей внутренней борьбой тела и разума. Разум контролирует действия, помогает достичь цели, а сиюминутные слабости и импульсивные порывы отдаляют эту цель от человека.
Такие деструктивные порывы всегда исходят из низших человеческих инстинктов – лени, внутренних страхов.
Чем больше развивать силу воли, тем проще бороться с низшими телесными желаниями. Когда воля, сила намерения и самодисциплина на нуле – сопротивляться даже минутным слабостям и привычкам крайне сложно.
Но, как развить силу воли и дисциплину!? Любой человек может научиться контролировать любые свои желания.
Сила воли как результат адаптации
Древние люди могли противостоять жестоким природным условиям, только если объединялись в сообщества. Отдельный индивидуум выжить в те времена не мог. Считается, что сила воли как качество, присущее, человеку, зародилась именно тогда – ведь, чтобы ладить с остальными, внутренние импульсы нашим пращурам приходилось постоянно сдерживать. И способность теперешнего человека управлять своим состоянием является результатом адаптации к постоянно меняющимся и подчас довольно жестким условиям окружающей среды.
Типы характера
-
- Гармонически целостный тип, хорошо адаптируемый в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.
- Внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением. Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако эти действия постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, коммуникативные свойства достаточно развиты.
- Конфликтный тип с пониженной адаптацией. Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.
- Вариативный тип, адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения.
Итак, характер — это общая регулятивная особенность личности, которая формируется в соответствующих условиях жизни. Основой воспитания характера является система воздействий на направленность личности и соответствующая организация способов жизнедеятельности человека.
Характер человека формируется постепенно, в процессе активной систематической деятельности. Однако значительные изменения в характере иногда происходят скачкообразно, в результате психических потрясений, в сложной конфликтной ситуации. Характер особенно четко проявляется в критических обстоятельствах.
Воля в психологии
Вера в собственные силы, самодисциплина, проявление решительности, мужества, терпения – оказывается у воли так много названий. Но в зависимости от сложившихся обстоятельств, ситуации она приобретает иной облик. Воля – это одно из наиболее сложных явлений в современной психологии. Это некая внутренняя сила, способная управлять вашими решениями, поступками, а, вследствие этого, и результатами действий. Именно благодаря волевому характеру личность способна не только ставить перед собой, невыполнимые на первый взгляд, цели, но и достигать их, преодолевая какие-либо препятствия на пути к этому.
Виды воли в психологии
Различают три наиболее распространенных вида этого важного компонента человеческой психики:
- Свободная воля именуется иными словами как духовная свобода. Именно эта свобода решений и поступков свойственна глубоко верующим личностям. Для примера стоит вспомнить, как живут монахи. Они с легкостью отказываются от материальных благ и живут «не по плоти, а по духу».
- Воля, называемая естественной, проявляется в свободе выбора, мышления, взглядов, суждений, поведения человека.
- И последний вид – это вынужденная воля, характеризующаяся навязанным решением. В данном случае вы вынуждены осуществлять свой выбор по необходимости в связи с определенными сложившимися обстоятельствами.
В психологии развитие воли у человека относят, в первую очередь, к основным отличительным от поведения других живых существ, признакам. Принято считать, что это сознательное качество (то есть человеку свойственно контролировать проявление воли в своем поведении) возникло вместе с появлением социума, общественного труда. Воля связана с эмоциональными и познавательными процессами в человеческой психике.
Важно отметить, что она проявляет две функции:
- побудительную
- тормозную.
Именно своей активностью мы обеспечиваем функционирование первой, а тормозная выступает в единстве с предыдущей и проявляется в виде сдерживания тех проявлений активности, то есть поступков, что противоречат нормам морали, общества. Благодаря взаимодействию двух функций, человеку удается развивать в себе волевые качества, преодолевать препятствия на пути к достижению желаемого.
Если жизненные условия личности с самого детства были неблагоприятными, мала вероятность, что в ней будут развиты заветные волевые качества. Но решительность, настойчивость, дисциплинированность, мужество и т.п. можно всегда развить. Для этого главное, занимаясь различными видами деятельности, преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия.
Но не будет лишним указать перечень тех факторов, что затормаживают волевое развитие:
- избалованность малыша;
- подавление любых решений ребенка посредством жесткой родительской воли.
Свойства воли в психологии
- Волевые свойства проявляются в способности не только правильно ставить, но и достигать цели. Иными словами, если вы целеустремленный человек, это говорит о том, что ваша личность наделена развитыми волевыми качествами.
- Решительность. Следующее свойство воли – это умение быстро и продуманно выбирать свою цель, при этом, не забывая о способах ее достижения.
- Настойчивость. Правильно определенная мотивация способна не только помочь вам добиться желаемого, но и укрепить свою волю, а в психологии настойчивых людей характеризуют, как тех, которые способны правильно оценить обстановку, найдя в ней то, что поможет им достичь цели.
- Выдержка. Именно в этом свойстве ярко выражена тормозная функция, о которой говорилось ранее.
- Самостоятельность. Если вам не чуждо по собственной инициативе задаться целью и выполнять принятое решение, в вас развито это волевое свойство.
WomanAdvice.ru
Понятие воли и волевых качеств
Определения
Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.
Волевые качества – специфические особенности волевой регуляции, которые являются свойствами личности и проявляются в ситуациях различной трудности.
Виды волевых качеств
- Сила воли. Сила воли представляет собой общую способности индивида преодолевать различные трудности на пути к достижению собственной цели. Трудность препятствия определяет развитость силы воли. Сила воли проявляется в процессе всего волевого акта (рис. 1).
Рисунок 1. «Этапы волевого акта»
Выдержка и самообладание. Данные волевые качества характеризуют способность сдерживать эмоции.
Целеустремленность и настойчивость. Это активность в направленности индивида на определенный результат деятельности. Виды целеустремленности:
- Стратегическая (достижение долгосрочных целей);
- актическая (достижение краткосрочных целей).
Упрямство. Отрицательный полюс целеустремленности.
Инициативность и самостоятельность. Инициативность – это внутренняя готовность к реализации поставленных целей. Самостоятельность может проявляться в:
- принятии решений,
- умении не поддаваться влиянию,
- критическом подходе в целом.
Решительность. Проявляется в своевременном принятии решений.
Самоконтроль. Соподчинение мотивов.
Закрепим данный материал с помощью рисунка 2.
Рисунок 2. «Волевые качества»
Развитие волевых качеств
Воля, как психический процесс, формируется в ходе онтогенеза человека.
Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью.
Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер. В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы.
Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.
Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку.
Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее.
Формирование воли в подростковом возрасте (по Л. И. Божович) показано на рисунке 3.
Рисунок 3. «Воля в подростковом возрасте»