Интерактивное обучение: современные технологии на уроках

Эффективность методов обучения в педагогике

Эффективность методов обучения — показатель, который отвечает за качество усвоения материала и достижения образовательных целей.

Особенности работы человеческого мозга определяют, насколько хорошо мы усваиваем разного рода материал. Например, в большинстве случаев человеку легче запомнить увиденное, чем услышанное. Ряд проведенных экспериментов привели к конкретным цифрам, которые показывают, какие методы обучения способствуют лучшему запоминанию.

Спустя 2 недели после получения информации в голове человека остается:

  • 90% того, что мы делаем и говорим (ролевая игра, имитация реального опыта и реальная работа);
  • 70% того, что мы говорим (беседы и дискуссии);
  • 50% того, что мы видим и слышим (презентации, кинофильмы, наблюдение за демонстрационным и реальным процессами);
  • 30% того, что мы видим (просмотр иллюстраций);
  • 20% того, что мы слышим (прослушивание выступлений);
  • 10% того, что мы читаем.

Это подтверждает более эффективное влияние активных методов (50% и выше)

Пассивные форматы позволяют запомнить не больше половины полученного, но позволяют предоставить большое количество материала в кратчайшие сроки, поэтому в учебном процессе важно компоновать методы из разных групп

? Основные примеры

Внедрение информационных технологий в школах может вестись по следующим направлениям:

  1. Замена учебников электронными книгами и планшетами.
  2. Обучение школьников программированию.
  3. Проведение психолого-педагогического тестирования.
  4. Внедрение интерактивного тестирования.
  5. Использование дополнительных программ образования для получения углубленных знаний или расширения кругозора.
  6. Дистанционное обучение.
  7. Создание цифровых естественно-научных лабораторий.
  8. Внедрение новых систем управления и надзора: в области кадрового, классного учета, бухгалтерии.

Использовать информационные технологии школьники могут не только на уроках, но и в рамках внеурочной работы. Например, школы могут создавать кружки робототехники, позволяющие приучить детей к практическому применению технологий.

В регионах процесс внедрения информационных технологий идет разными темпами. Так, в Москве в 2017 году были введены электронные дневник и журнал, а в 2018 годах практически все школы оснащены интерактивными панелями, ноутбуками для учителей.

Взаимосвязь методов и приемов обучения в педагогике

Приемы обучения — структурный компонент, представляющий собой кратковременное взаимодействие с целью передачи конкретного умения. Отдельные приемы могут входить в несколько методов одновременно. Кроме того, некоторые приемы могут считаться самостоятельным методом.

Отдельные приемы отвечают за различные функции того или иного метода. Отсутствие какого-то приема может привести, например, к плохому усвоению знаний или неумению применять навыки на практике.

Приемами словесного метода обучения могут быть анализ, классификация, сравнение. Они выполняют функцию изложения передачи информации. Воспроизвести ее помогут, например, пересказ и описание,  которые выполнят функции продуктивных методов.

Приемы обучения разнообразны и не приводятся к какой-то конкретной классификации. Они могут применяться в разных методах обучения, преподаватель сам подбирает приемы, основываясь на потребностях учеников и собственных возможностях.

Характерные черты

Что представляет собой догматическое обучение? Характеристика способа обучения и воспитания, созданная в Средневековье, считается вариантом церковно-религиозного обучения. Оно предполагает механическое запоминание услышанного текста, его дословное воспроизводство.

Догматическое обучение — это усвоение знаний без их осознания и понимания, оно не предполагает использования полученных знаний на практике. Данный тип обучения в определенной степени способствует развитию механической памяти, но он не предполагает развития интеллектуального потенциала отдельной личности, не готовит ребенка к жизни в обществе.

Подобная образовательная система не способствовала выявлению талантливых и творческих детей, поэтому нуждалась в переработке и модернизации. Такой тип обучения позволяет в некоторой степени развивать механическую память, но он не способствует созданию условий для интеллектуального развития потенциала личности, не гарантирует подготовки ребенка к практической жизни на базе приобретенных им навыков и знаний.

Традиционное обучение

Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным
(особенно — в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и
навыкам по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. Этот вид
обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в
сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное
обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие
требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя
образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный
для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя
исчерпала.

Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу,
проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя
ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику
знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний. В-третьих,
попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения
учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и
усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников. Отсюда
можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от
информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность
традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее
и дистанционное (соответственно) обучение.

Методы обучения

Методы обучения отображают взаимосвязь между способами обучающей деятельности учителя и способами учебной деятельности учеников. Методы обучения — это способы совместной работы учителя и учащихся, которые направлены на решение дидактических задач. Они реализуются в педагогической деятельности в разных формах: в определенных, конкретных приемах, действиях, организационных формах и т.д. При этом одни и те же виды обучающей деятельности могут относится к различным дидактическим категориям.

Методы обучения в педагогической действительности осуществляются разными средствами обучения (учебная, трудовая, игровая деятельность, предметы, речь, произведения духовной и материальной культуры и т.д.), включающими материальные и идеальные объекты, находящиеся между преподавателем и учеником и применяемые для эффективной организации учебно-воспитательной деятельности.

Каждый метод имеет строго определенную логическую структуру, зависящую от построения содержания учебного материала.

На данном этапе развития образовательной системы не существует единственно признанной классификации методов обучения. Одна из первых классификаций основана на подразделении методов обучения на: методы работы преподавателя (беседа, объяснение, рассказ) и методы работы обучающихся (упражнения, самостоятельная работа).

Классификация методов обучения в зависимости от источника получения знаний:

  1. Словесные методы, источник знаний — печатное или устное слово. Подразделяются на виды: объяснение, рассказ, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой.
  2. Наглядные методы, источник знаний — наблюдаемые явления, предметы, наглядные пособия.
  3. Практические методы, при которых учащиеся получают знания, вырабатывают умения, оттачивают навыки, выполняя практические действия. Включают лабораторные и практические работы, различного рода упражнения.

Со второй половины XX века широкое распространение получили методы дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой активную коллективную учебную деятельность, включающую имитационное моделирование изучаемых явлений, систем, процессов. Команда и каждый участник в отдельности объединены решением основной задачи и ориентированы на выигрыш.

Основываясь на методологии целостного подхода к учебно-воспитательному процессу можно выделить следующие группы методов: методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (словесные, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые и репродуктивные, методы работы под руководством учителя, самостоятельной работы); методы стимулирования и мотивации (интереса к учению, ответственности и долга в учении); методы контроля и самоконтроля в обучении (письменный, устный, лабораторно-практический).

Алгоритм технологии программного обеспечения

Все программы данной технологии имеют пошаговую систему, таким образом эти программы подразумевают алгоритмизацию обучения, то есть составление учебных алгоритмов.

Замечание 1

В дидактике под алгоритмом понимают предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм может быть, как самостоятельным обучающим инструментом, так и являться частью программы.

В технологии программированного обучения представлены два вида обучения:

  • блочное
  • модульное

Замечание 2

Основа блочного обучения – это гибкая программа, которая позволяет ученикам эффективно пользоваться своими интеллектуальным способностями для решения задач.

Существуют следующие блоки:

  • блок информации;
  • блок теста (осуществляется проверка усвоенного материала);
  • блок коррекции (в случае неверного ответа программа предлагает пройти дополнительное обучение);
  • проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);
  • блок проверки и коррекции.

Другой вид программированного обучения – это модульное обучение. Оно является продолжением блочного обучения. В данном случае учащиеся работают с учебной программой, которая состоит из модулей.

Содержание курса в может быть представлено в полном, сокращенном и углубленном виде. Информация в свою очередь преподносится на всевозможных носителях: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Обучающий модуль – это самостоятельная часть учебного курса. Представленный в курсе материал состоит из следующих элементов:

  • точно поставленная цель обучения (т.е. целевая программа);
  • информационный банк (т.е. необходимая для усвоения учебная информация в виде обучающих программ);
  • методическое руководство, которое способствует достижению поставленных целей;
  • практика, которая позволят сформировать необходимые умения;
  • тест, который строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Так же существует еще одна разновидность программированного обучения – это технология полного усвоения знаний. Эта технология включает следующие шаги:

  • выявление с помощью диагностики соответствующих целей
  • учебный материал разбивается на фрагменты, эти фрагменты необходимо усвоить
  • разрабатываются проверочные работы по разделам
  • организация обучения
  • проверка – текущий контроль
  • корректировка
  • повторная, измененная проработка – обучение

Алгоритм повторяется до полного усвоения необходимого учебного материала.

Понятие и функции принципов обучения в современной школе

Замечание 1

Принципы обучения в современной школе содержат основные дидактические положения, которые определяют средства и методы учебного процесса, а также его содержание в соответствии с целями обучения.

Принципы обучения направляют деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Принципы обучения в современной школе выполняют следующие функции:

  • Путем реализации принципов обучения раскрываются цели обучения.
  • Использование принципов обучения допустимо в качестве критериев эффективности процесса обучения.
  • Опора на принципы обучения способствует построению эффективного педагогического процесса, путем отбора оптимальных методов, средств и форм обучения.
  • Принципы обучения выступают как закономерности реализации педагогического процесса.

Таким образом, принципы обучения в современной школе выполняют ряд функций, которые оказывают влияние на эффективность педагогического процесса и достижение педагогических целей.

На сегодняшний день в современной школе опираются на традиционные принципы обучения, которые прошли историческую проверку. К таким принципам относятся: принцип научности, принцип наглядности, принцип прочности знаний, принцип систематичности и последовательности и т.д. Однако помимо указанных данных современное школьное обучение опирается и на ряд принципов, которые были выделены и описаны относительно недавно. Потребность в современных принципах обучения обусловлена изменениями требований к процессу обучения, а также развитием современной педагогики и дидактики.

Задачи и функции процесса обучения

Основными задачами, стоящими перед процессом обучения являются:

  1. Осуществление стимулирования учебно-познавательной активности детей.
  2. Формирование у учащихся познавательных потребностей.
  3. Организация познавательной деятельности учащихся, направленная на овладение научными знаниями, умениями и навыками, а также овладение приемами их использование в последующей творческой деятельности и самообразовании.
  4. Организация деятельности по развитию творческих и познавательных способностей детей.
  5. Воспитание нравственно-эстетической культуры и формирование научного мировоззрения культуры у учащихся.

Решение поставленных задач обучения достигается посредством реализации следующих функций:

  1. Воспитательная функция:

    • усвоение учащимися системы научных знаний, умений и навыков, в соответствии с образовательными стандартами;
    • обучение творческому использованию полученных знаний, умений и навыков, в повседневной практической деятельности;
    • формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию, заниматься самообразованием;
    • расширение кругозора учащихся, для последующего получения образования и самоопределения в жизни.
  2. Развивающая функция:

    развитие логического мышления, представленного процессами абстрагирования, сравнения, анализа, сопоставления и т.п.
    развитие воображения;
    развитие памяти: слуховой, логической, зрительной, эмоциональной и т.п.;
    умственное и интеллектуальное развитие: гибкость ума, креативность, широта мышления, самостоятельность и т.п.;
    развитие всех видов речи: расширение словарного запаса, точность и ясность выражения мыслей;
    развитие познавательного интереса и удовлетворения познавательных потребностей;
    развитие сенсорной и двигательной сфер.

  3. Воспитывающая функция:

    • осознание учащимся значимости собственной учебной деятельности и получение новых знаний;
    • формирование у детей нравственных и ценностных ориентиров во время овладения им знаний, умений и навыков;
    • воспитание у каждого ребенка нравственных качеств его личности;
    • формирование положительной мотивации на обучение;
    • формирование опыта общения в коллективе (со сверстниками, педагогами и т.п.);
    • оказание воспитательного воздействия на личность учащегося положительного личного примера педагога.

Замечание 2

Таким образом, в процессе реализации функций обучения, осуществляется решение стоящих перед ним задач и соответственно достижение основной цели процесса обучения.

Понятие формы организации процесса обучения

Определение 1

Форма организации образовательного процесса – это способ рационального преподнесения учащимся образовательной информации, посредством применения различных приемов и методик ее подачи.

Форма организации образовательного процесса является структурной единицей построения процесса воспитания. От организации обучения и воспитания, его эффективности и творческого подхода зависит успех развития учащихся и, соответственно, достижение целевого назначения учебно-воспитательной работы.

Форма обучения предполагает цикличную организацию учебного процесса, которая находит практическое выражение в комплексе с управляющей и координирующей деятельностью педагога.

Внешним проявлением формы обучения является форма воспитания. Она отражает его содержания и сущность. Формы и содержание процессов обучения и воспитания неразрывно связаны и оказывают активное воздействие друг на друга. Если содержание воспитания подвергается изменению, то это приводит к поиску или проектировке новых форм воспитания. Содержание занимает приоритетную позицию. Первоначально процесс должен быть наполнен содержанием, чтобы затем выбрать соответствующую ему форму организации.

Содержание учебно-воспитательной деятельности базируется на основных нравственных свойствах личности, ее интеллектуальных, физических и этических качествах, гармоничном и духовном развитии. Практическое претворение содержания процесса обучения в жизнь предполагает его определенную организацию, в максимальной степени ему соответствующую и отражающую его целевое назначение.

Формы организации не должны стоять на месте. Они развиваются по мере социального развития и соответствующего ему содержания учебно-воспитательной деятельности. Применение старых форм обучения к новому содержанию не будет эффективным, а напротив, затормозит процессы развития системы образования.

В процессе применения форм организации учебного процесса происходит построение системы взаимодействия между учащимися и педагогом. Для этого применяется комплекс средств, приемов и методов обучения и воспитания, которые функционируют в определенной последовательности и по определенной логике, отражая особенности содержания этих процессов.

Замечание 1

Формы организации образовательного процесса ориентированы на приспособление учебно-воспитательной работы к существующим тенденциям и реалиям общественного развития.

Форм организации педагогического процесса существует достаточно большое количество. Все их можно подразделить на три основные группы:

  1. Индивидуальная форма обучения и воспитания.
  2. Классно-урочная форма образования.
  3. Лекционно-семинарская система обучения.

Семинар как приоритетная форма организации практического занятия в вузе

Определение 2

Семинар – это форма организации практической деятельности студентов, ориентированная на закрепление лекционного материала и самостоятельное исследование студентами отдельных вопросов темы или курса.

На семинарах студенты освещают учебный материал, изученный на лекциях, отвечая на вопросы педагога, формируя доклады или рефераты для углубленного изучения материала.

К особенностям организации семинарского занятия в вузе можно отнести следующие:

  1. Рассмотрение проблем, предложенных преподавателем при активном участии студентов.
  2. Развитие навыков выражения своего мнения, подкрепляя его научными аргументами.
  3. Работа с несколькими информационными источниками при подготовке к учебному занятию.
  4. Тезисная запись основных положений со ссылками на информационными источники.
  5. Подбор фактов, цитат и документальных данных при подготовке к учебному занятию.

Преимущества нестандартных форм

Нестандартные формы обучения имеют ряд преимуществ:

  • создание интереса у школьников к новому материалу;
  • побуждение к творчеству и развитие творческих способностей учащихся;
  • использование иллюстративного материала и технических средств для более легкого освоения информации.

Проведение таких уроков дают шанс учителям проявить свои творческие способности и профессионализм

Важно учитывать тот факт, что частое проведение нестандартных уроков в скором времени вызовет у школьников отторжение и скуку. Поэтому не следует сильно увлекаться такими мероприятиями, а вводить их в учебных процесс порционно

В этом видео вы узнаете, как уйти от традиционной формы проведения урока:

Средства обучения

Замечание 2

Средства обучения – это материальные или духовные ценности, служащие для реализации учебно-воспитательных целей. Традиционными средствами обучения являются: учебные пособия, учебники, речь, таблицы, рисунки, оборудование мастерских, лабораторий, кабинетов, компьютерные и информационно-коммуникативные средства, средства организации и управления процессом обучения.

Педагогические средства обучения являются инструментами для достижения педагогических целей.

В настоящее время существуют разные подходы к классификации средств обучения:

  1. По трем основным признакам: по отношению средств обучения к использующему их субъекту и объема охвата, выполняемых ими функций; по видам опосредуемых деятельностей; по природе объектов, которые непосредственно используются в качестве средств (Т.В. Габай).
  2. Отождествление средств обучения и средств учебной деятельности. Средства учебной деятельности необходимо рассматривать как: интеллектуальные действия, лежащие в основе исследовательской и познавательной функции учебной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.); языковые, знаковые, вербальные средства, позволяющие усваивать знание, рефлексировать и производить личный опыт; фоновые знания, позволяющие структурировать индивидуальный опыт (И.А. Зимняя).
  3. С учетом специфики предстоящей профессиональной деятельности: вещественные средства познания (машины, приборы); функциональные внешние средства, характерные для субъекта; вещественные средства воздействия, используемые в социальных, технических и природных системах; внутренние функциональные средства труда (словесно-логические и несловесные) (Е.А. Климов).
  4. Определяя средства обучения как идеальные и материальные объекты, можно выделить следующие основания: по отношению к учебной информации; по субъектам учебной деятельности; по составу объектов их функций в процессе обучения (А.Ф. Меняев).

Традиционно в процессе обучения используют такие средства обучения, как идеальные: языковые системы знаков; произведения искусства, достижения культуры (литература, музыка, живопись); средства наглядности (чертежи, схемы, диаграммы, рисунки, фото и др.), учебные компьютерные программы; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, задачи; технические средства обучения и т.д.

Дистанционное

Это совершенно новый вид обучения, который стал известен не так давно. Для организации такого вида обучения ученик и учитель должны иметь современные системы коммуникаций, посредством которых они могут держать связь, обмениваться информацией, советоваться, обсуждать условия выполнения заданий.

Формы получения образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Что такое семейное образование

Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. 

<<Блок перелинковки>>

Давайте разберём основные виды семейного образования.

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.  
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.

Семейная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Что такое самообразование

Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.

Форма самообразования подойдёт, если: 

  • подросток хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
  • молодой человек уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
  • подросток хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.

Составляющие обучения

Обучение — сложный и многогранный, специально организуемый процесс, представляющий собой процесс познания, который управляется педагогом. В этом процессе направляющая роль педагога помогает полноценному усвоению учебного материала и развивает умственные и творческие способности учащихся. Педагоги дают информации необходимое направление, формируют мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы. Именно поэтому обучение, как правило, носит и воспитательный характер.

Процесс обучения имеет два основных направления (Рис.1):

  • взаимодействие между педагогом и учеником, результатом которого является формирование у обучаемого определенных знаний, умений и навыков, основанных на личной активности;
  • организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся для получения знаний, умений и навыков, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических устоев.

Рис. 1

Обучение требует совместной деятельности преподавателя и обучаемых, их взаимодействия. При отсутствии активной деятельности учащихся по усвоению знаний, процесс обучения практически не протекает, не функционирует дидактическое взаимодействие. Поэтому в процессе обучения должно быть реализовано единство обучающихся и личного влияния педагога. Ученик должен внутренне отражать, преломлять это влияние. У ученика должны возникать самостоятельные усилия по овладению знаниями, умениями, навыками и элементами коммуникабельности.

Взаимодействие педагогов и обучаемых может быть непосредственным и опосредованным. При непосредственном взаимодействии совместно реализуются задачи обучения. При опосредованном взаимодействии ученики выполняют задания и инструкции, данные учителем. Процесс учения может протекать и без преподавателя, например при дистанционном обучении. Процесс же преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.

Целостность процесса обучения содержится в общих целях преподавания и учения, в невозможности существования преподавания без учения. В процессе обучения задействованы процессы познавательного характера и общения преподавателя с учениками. Общение в процессе обучения оказывает сильное влияние на мотивацию учения, на формирование отношения к учебному процессу, на создание морально-психологических условий для активного учения. Увлеченное отношение к своему предмету педагога, четкость и организованность в работе, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в учебе, объективность в оценке успехов — это в значительной степени влияет на процесс усвоения. Правильное общение повышает и воспитательный эффект обучения. Если педагог ставит своей целью только управление учебной деятельностью, но не уделяет внимания стилю общения, то результат влияний оказывается недостаточным. Неэффективными усилия оказываются, если при благоприятном общении не организована учебная деятельность

При раскрытии сущности обучения важно видеть единство познания и общения

Базисом обучения служат:

  • знания, отражающие в сознании человека объективную действительность в виде фактов, понятий и законов;
  • умения, дающие возможность сознательного и самостоятельного выполнения практических и теоретических действий, основываясь на усвоенных знаниях и жизненном опыте;
  • навыки, которые не контролируются сознанием действия и бывают:
    • сенсорные,
    • двигательные,
    • интеллектуальные,
    • прочие навыки.

Результатом обучения становиться образование, то есть формирование образов и целостных представлений о предметах и явлениях.

Выполняемые функции

В общем, мнение всех исследователей сводится к тому, что функции, которые выполняют организационные формы процесса обучения, содействуют профессиональному развитию педагога и личностному совершенствованию ученика.

В список основных функций входят:

  1. Обучение – конструирование и использование данной формы для получения максимально эффективных условий подачи знаний детям, а также формирования мировоззрения и совершенствования способностей.
  2. Воспитание – обеспечение поэтапного введения учеников во всяческие виды деятельности. Результат – интеллектуальное развитие, выявление нравственных и эмоциональных личностных качеств.
  3. Организация – методическая проработка и формирование инструментов для оптимизации образовательного процесса.
  4. Психология – развитие психологических процессов, которые помогают процессу обучения.
  5. Развитие – создание условий, способствующих полноценному осуществлению интеллектуальной деятельности.
  6. Систематизация и структурирование – формирование последовательности и логичности доносимого до учеников материала.
  7. Комплексирование и координация – взаимосвязывание всех форм обучения для увеличения эффективности процесса обучения.
  8. Стимулирование – порождение желания познавать новое у разных возрастных групп.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector