Вербальное общение
Содержание:
- Продукты Банки.ру
- Язык и его функции
- Виды вербального общения
- Невербальные и вербальные средства общения
- Следите за лицом
- Невербальное общение — это мы унаследовали
- Взаимодействие вербального и невербального общения
- Как можно по-другому сказать спокойной ночи?
- Важность невербальной коммуникации
- Виды речевой деятельности
- Невербальные средства общения
- Как развить?
- Как развить навыки невербального общения?
Продукты Банки.ру
Показать еще
Скрыть
Язык и его функции
Язык не просто выражает мысли и чувства людей. Невозможно представить ни один жизненный аспект, где бы ни применялась речь.
Функции языка
Наименование | Определение |
---|---|
Коммуникативная | Обеспечивает взаимодействие людей, позволяя полноценно общаться с себе подобными |
Аккумулятивная | Возможность накапливать и хранить знания, передавая их потомкам (записные книжки, конспекты, художественная и научная литература) |
Познавательная | Язык помогает получать знания из книг, фильмов, научных трактатов, лекций и т.п. |
Конструктивная | Дает возможность облечь мысль в доступную, понятную другим осознанную форму в виде письменного или словесного выражения |
Этническая | Объединяет людей не только в группы одной национальности. Посредством языка возможно общение между народами всего мира |
Эмоциональная | С помощью слов можно донести до собеседника свои чувства и эмоции |
Чтобы успешно использовать функции языка в собственной жизни, человек должен научиться общаться и выстраивать отношения. На умение разговаривать оказывают влияние знание собственного и иностранного языков, правила постановки речи, а также психический аспект. Некоторым людям в общении мешает боязнь контакта с другими индивидуумами. Бездействие только усугубляет ситуацию.
Виды вербального общения
Вербальные средства общения это речь, которая в действии делится на 2 типа: «говорю-слушаю», «пишу-читаю». Иными словами, речь разделяют на устную и письменную. Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на составляющие.
Виды речи
Наименование | Определение |
---|---|
Устная | |
Диалог | Характерна последовательная смена ролей общающихся индивидуумов, в речи которых присутствует определенный смысл. Обмениваясь фразами, собеседники дают понять друг другу, что понимают суть сказанного реципиентом |
Монолог | Длительное высказывание одного человека, не прерываемого другими (пример – лекция, доклад, агитационное выступление, презентация товара и т.п.) |
Письменная | |
Непосредственная | Переписка в реальном времени осуществляется посредством смс-сообщений, обменом записок на уроке и т.п. |
Отсроченная | Общение с помощью бумажных или электронных писем |
Письменная форма коммуникаций
Есть еще один вид речи – дактильная, которой пользуются слепые и глухонемые люди. Применяемые в ней знаки представляют собой ручную азбуку, заменяющую привычные буквы.
Устную и письменную речь относят к разряду внешней, существование которой нереально без внутренней речи. Она формируется в голове человека перед тем, как индивид озвучит ее или напишет.
Невербальные и вербальные средства общения
Коммуникативным взаимодействием или общением именуют довольно сложный многогранный процесс вначале установления, а затем развития между индивидами контактов, вызываемый необходимостью совместной деятельности и охватывающий обмен сообщениями, выработку общего направления или стратегии взаимодействия и восприятие с последующим пониманием другого субъекта. Коммуникативное взаимодействие состоит из трех компонентов:
- Коммуникативный, представляющий непосредственно обмен информацией между общающимися людьми;
- Интерактивный, заключающийся в организации между субъектами взаимодействия;
- Перцептивный, состоящий в процессе восприятия индивидуумами друг друга и в установлении взаимопонимания.
Коммуникативное взаимодействие может быть речевым и невербальным. В процессе повседневной жизнедеятельности индивиды разговаривают с множеством людей, употребляя при этом и вербалику, и невербалику. Людям речь помогает делиться знаниями, мировоззрениями, заводить знакомства, налаживать социальные контакты и др. Однако без использования невербальных и вербальных средств общения речь будет сложна для восприятия.
Особенности невербального общения и вербального взаимодействия состоят в использовании различных инструментов принятия и анализа поступающих данных в ходе коммуникаций. Так, для восприятия информации, передаваемой словами, люди применяют интеллект и логику, а для понимания невербального общения они используют интуицию.
Вербальное общение подразумевает под собой понимание того, как именно воспринимается речь партнером по коммуникации и какое воздействие на него оказывает. Ведь речь является одним из основополагающих средств межличностных коммуникаций.
Для человеческого индивида явление начинает существовать в полном смысле тогда, когда оно наименовано. Язык – это универсальное средство людского взаимодействия. Он является базисной системой, с помощью которой люди шифруют информацию и важнейшим коммуникационным инструментом. Язык считается «могучей» системой шифрования, однако наряду с этим он оставляет возможности для разрушения и создания барьеров.
Слова делают понятным значение явлений и обстоятельств, они помогают выражать индивидам мысли, мировоззрение и эмоции. Личность, ее сознание и язык неразрывны. Зачастую язык опережает течение мыслей, а нередко вообще им не подчиняется. Индивид может что-то «ляпнуть» или систематически «трепать языком» при этом, практически не думая о том, что формирует своими высказываниями определенные установки у социума, направляет их к конкретному реагированию и поведению. Здесь можно применить поговорку – «как аукнется, так и откликнется». При верном употреблении слов можно управлять таким откликом, прогнозировать его и даже формировать. Искусством грамотного употребления слов владеют многие политики.
На каждой ступени коммуникационного взаимодействия возникают преграды, мешающие его эффективности. В ходе взаимодействия нередко возникает иллюзорность взаимопонимания партнеров. Такая иллюзия обусловлена тем, что индивиды пользуются одинаковыми словами с целью обозначения абсолютно разных вещей.
Потери данных и искажение информации происходит на каждой стадии коммуникации. Уровень таких потерь обуславливается общим несовершенством человеческой языковой системы, невозможностью точно и полностью трансформировать мысли в словесные структуры, личными установками и стремлениями (желаемое воспринимается за действительное), грамотностью собеседников, словарным запасом и прочим.
Межличностные коммуникационные взаимодействия, преимущественно, осуществляются посредством использования невербальных орудий. Невербальный язык считается более богатым в сравнении с вербаликой. Ведь его элементами являются не словесные формы, а мимика, положения тела и жестикуляция, интонационные характеристики речи, пространственные рамки и временные границы, символическая коммуникативная знаковая система.
Зачастую, невербальный язык общения – это результат не преднамеренной поведенческой стратегии, а следствие подсознательных посылов. Именно поэтому его весьма сложно подделать. Индивид воспринимает неосознанно мелкие невербальные детали, считая такое восприятие «шестым чувством». Часто люди бессознательно отмечают несовпадения между произнесенными фразами и несловесными сигналами, вследствие чего начинают не доверять собеседнику.
Следите за лицом
Невербальное общение — это мы унаследовали
Невербальное общение – это язык тела (как у остального животного мира). Мимика, жесты, позы, прикосновения. А также визуальное и акустическое восприятие, запахи, расстояние и перемещение общающихся объектов — все в точности, как у животных.
Всё это может нести очень много информации, поэтому не стоит пренебрегать этим форматом, чтобы производить на людей нужное впечатление (приятным парфюмом и внешним видом, поставленным голосом и манерой двигаться).
Важно не только правильно интерпретировать эти сигналы, но и правильно их посылать собеседнику. Служит невербальное общение не только дополнением к разговору с помощью слов, но и в некоторых ситуациях может полностью его заменить
Акценты – это то, что можно удачно расставить с помощью невербальных средств, если не удаётся это сделать в полной мере интонацией
Ведь часто нужно обозначить для собеседника, что действительно считаете важным, на чём остановить своё внимание. Чтобы второстепенная информация не занимала много времени для анализа и принятия решения
Грусть, злость, радость, печаль, удовлетворение – это то, что лучшим образом можно подчеркнуть именно вербальными средствами (можно даже полностью показать эти чувства своими жестами и мимикой). Поэтому, если быть внимательным к собеседнику, можно прочитать его состояние и без слов (славятся этим эмпаты, о которых мы уже говорили).
Не стоит забывать о позах и осанке. Это та форма и поведение тела, которая предоставляет не меньше информации. Может быть доминирующей или покорной, спокойной или напряжённой, скованной или совсем открытой.
Расстояние между собеседниками тоже можно проанализировать. Чем ближе они расположены, тем больше доверяют друг другу. Если уж совсем далеко, стоит ли говорить о хотя бы небольшом его наличии?
Взаимодействие вербального и невербального общения
Общение для каждого из нас имеет огромное значение. Независимо от того, является человек интровертом или экстравертом, ему необходимы близкие люди, с которыми он может делиться мыслями, идеями и переживаниями. Взаимодействуя с социумом и нашими близкими, мы используем как вербальные, так и невербальные методы коммуникации.
Для однозначного понимания того, что такое вербальное общение, достаточно знать что это всегда общение посредством слов
И неважно, каким образом эти слова закодированы. Это может быть обычный текст, иероглифы, шрифт Брайля или даже язык жестов
Если информация передаётся в виде предложений, построенных из слов, речь идёт о вербальном общении.
Устная или письменная речь представляет собой основной и наиболее универсальный инструмент взаимодействия, позволяющий передать любое количество информации. Словами можно выразить чувства и описать любые явления, при этом их совершенно не обязательно приукрашивать эмоциональными жестами и мимикой.
В то же время обойтись без невербальной коммуникации в общении довольно сложно
Неважно, речь идёт о личном разговоре или о деловом, существенная часть информации всегда передаётся по дополнительным каналам. Вербальные и невербальные средства при любом общении работают одновременно, и полностью разделить их практически невозможно
Важнейшее отличие вербального и невербального общения заключается в том, что первый вид коммуникации мы контролируем полностью, тщательно подбирая слова и грамотно выстраивая фразы. В то же время невербальный канал общения часто выдаёт мысли, которые мы не хотели бы озвучивать. И даже если речь идёт о сознательных жестах, они всё равно подчиняются эмоциям и сильно зависят от настроения.
Как можно по-другому сказать спокойной ночи?
Пожелания в рифму: спокойной ночи, мой хороший. Спи крепко, моя детка. Желаю крепких снов, поцелуев — больше, чем слов. Спокойной ночи, люблю тебя и очень. Спать иди ложись, хорошее тебе приснись. Спать и не хворать. Будешь во сне, приснись, любимая, и мне. Баю-баюшки-баю, спать ложись, тебя люблю. Споки-чмоки.
Без рифмы: желаю поспать тебе без кошмаров и выспаться. Спокойной ночи, подушки пушистой, одеяла мягкого. Желаю самых сладких снов, и не приторных. Тебя подушки уже заждались, и одеялко тоже. Ну что, все твои ночные монстры заперты, можно ложиться спать без боязни. Я буду сторожить твой сон, не сомневайся.
Я всегда думала над этим вопросом, кстати как с языка сорвали. Дочери говорю «доброго сна», «сладких сновидений». Мужу желаю приятных сновидений. Можно по разному трактовать это пожелание.
Все мы знаем, что вежливые слова всем приятно услышать в свой адрес, поэтому нужно элементарно не забывать использовать такие слова в своем лексиконе.
Можно по-разному пожелать «Спокойной ночи».
Я предложу такие варианты:
«Сладких снов», «Приятных сновидений», «Доброй ночи», «Пускай тебе приснятся ангелочки», «Крепкого сна», «Спи сладко, мой малыш», «Хороших снов», «Чудесных снов», «Хорошо тебе выспаться», «Сказочных снов», «Пусть тебе приснится что-то приятное».
Главное, говорить это очень ласково, чтобы человек почувствовал, что вы о нем заботитесь, любите его, особенно это важно для маленьких деток
Доброй ночи, спокойного сна, мирных снов вам, утро вечера мудренее.
Пожелать спокойствие и тишины, отоспаться всласть и с утра с новыми силами браться за дела, решать проблемы, появятся новые заботы и хлопоты на это будет весь день, а ночь именно для отдыха и спокойствия. Порой в жизни для многих спокойный сон это роскошь, когда на плечи давит груз личных проблем, уже не до сна.
Крепкий снов, приятных сновидений, пусть тебе приснится сказка, отдыхай родной, спи спокойно пусть сон будет крепкий именно в этом по желании и есть вся суть и смысл. Восстановить душевное равновесие и за ночь немного успокоиться, проблемы отходят на второй план.
Для многих ночь — это единственное время, когда можно побыть в тишине и переключить свое внимание, не думать о боли, обязанностях
Поэтому желайте спокойной, мирной и нежной ночи, это так важно и понимаешь это с годами. В босоногом детстве не придёшь значение таким словам, они бездумно вылетают автоматически
В босоногом детстве не придёшь значение таким словам, они бездумно вылетают автоматически.
Можно пожелать сладких снов, приятных снов, доброй ночи, сладких снов и мягкой подушки. А еще хороших сновидений, крепкого сна.
Источник статьи: http://vamber.ru/question/kak-mozhno-po-drugomu-skazat-spokojnoj-nochi/
Важность невербальной коммуникации
Невербальное общение – это важное дополнение к основному общению, позволяющее передать собеседнику гораздо больше информации, повысить уровень взаимопонимания и сделать более конструктивным любой разговор. Психологи называют 5 основных функций невербальных сигналов:
- Дублирование. Жестом, мимикой или интонацией человек может повторять основное сообщение, подтверждая его, делая более понятным и однозначным.
- Противоречие. Осознанно или неосознанно человек может показать, что имел в виду нечто противоположное. Например, говоря о своих намерениях он может заговорчески подмигнуть.
- Подмена смысла. Глазами и мимикой можно не только дополнить смысл, но и полностью поменять его или продемонстрировать, что фраза сказана в переносном значении.
- Дополнение к сказанному. Определенные жесты могут передавать дополнительные сообщения. К примеру, человек может сказать, что не хочет чего-то делать, а выражением лица показать, что ему это надоело.
- Усиление смысла. Добрые слова можно подчеркнуть доброжелательной улыбкой, а эмоциональное высказывание – ударом кулаком по столу.
Виды речевой деятельности
Совокупность знаков и методов их построения, которой выражаются мысли и чувства, называют языком. Язык предназначен для установления контакта и дальнейшего общения между людьми, это характеристика речевой деятельности.
Она подразделяется на следующие виды:
- говорение – основная форма, образующая устные вербальные средства общения, как результат звучащего высказывания;
- слушание – слуховое восприятие того, что говорят: общий анализ речевых сигналов и их интерпретация;
- письмо – графическая регистрация содержания услышанного на бумаге при помощи букв;
- чтение – процесс извлечения информации из написанного текста через визуальное восприятие и последующее её понимание.
Важно! Если рассматривать общение, как модель, то выделяют устную и письменную формы. При этом общение бывает массовым (при групповых контактах) и межличностным (при индивидуальной беседе)
Говорение как вид речевой деятельности
Язык любого народа пребывает в двух видах: литературном и нелитературном. Всё зависит от культуры и социального положения.
Кстати. Литературную языковую форму отличает присутствие фундаментальных норм, она считается идеальной.
Все слова или фразы, которые не вписываются в эти рамки, образуют нелитературную форму языка. Сюда можно отнести:
- просторечие – грубоватые, упрощённые слова или словосочетания;
- диалекты – социальные или географические.
Ненормативная лексика (ругательства) также входит в этот ряд.
Невербальные средства общения
Итак, рассмотрим невербальные средства общения. Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию:
1. Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).
2. Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).
3. Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).
4. Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).
В этой статье подробно остановимся на первых двух группах средств невербального общения и постараемся охарактеризовать их смысл. Следует помнить, что интерпретировать отдельно взятый жест без совокупности других сигналов тела, значит, ввести себя в заблуждение. Поэтому, прежде чем сделать конкретные выводы, нужно учесть все нюансы поведения собеседника, а также его физическое и психологическое состояние.
Как развить?
Словесное мышление помогает людям познавать и совершенствовать себя, общаться и взаимодействовать с другими людьми. Развивать его нужно у детей с младенческого возраста. Малышам свойственно наглядно-образное мышление, то есть преобладает невербальный компонент
Маленькие дети обращают внимание на внешние и часто несущественные признаки. Неумение выразить свою мысль словами означает, что вербальный образ ещё не сформирован
Для развития словесно-логического мыслительного процесса дошкольникам нужно предлагать сочинение сказок, разгадывание загадок, пересказ мультфильмов. Они должны решать несложные логические задачки, объяснять значение поговорок и пословиц. Со временем ребёнок приобретает способность пересказывать смысл полученной информации. От уровня, сложившегося в младшем возрасте, зависит дальнейшее обучение. Чем раньше начинается формирование вербального мышления, тем легче даётся ребёнку усвоение учебного материала.
Развитие мыслительной деятельности у младших школьников проходит ряд этапов.
- Сначала дети свои умозаключения строят на основе наглядных предпосылок, полученных непосредственно в наблюдении.
- Затем умозаключения создаются на базе абстрактных постулатов. При этом школьники опираются на знакомые примеры и наглядный материал.
- И, наконец, ученики обучаются самостоятельному обобщению данных и извлечению соответствующих выводов.
Результативность прохождения всех этапов напрямую зависит от развития вербального мышления. Речь ребёнка складывается под влиянием общения с окружающими. Развитие речи отражается на формировании мыслительного процесса. Существует немало эффективных способов его совершенствования. Незатейливые групповые игры хорошо подходят для детей и взрослых.
- Организация мыслей с помощью кластеризации подразумевает подбор темы, которая фиксируется на листке и обрамляется. Затем записываются ассоциации и эмоции, связанные со словом. Каждую из них заключают в рамку и стрелками указывают связь между ними.
- Объяснение инопланетянину значения слова является эффективным упражнением для развития вербального мыслительного процесса. Участникам игры предлагают представить разговор с инопланетным существом. Надо доступным языком раскрыть содержание какого-нибудь явления или предмета. Начинают с объяснения смысла простых слов таких, как «пчела», «мёд», «полёт». Затем берут более сложные понятия: «успех», «удача», «счастье».
- Скороговорки знакомят с богатством русского языка, помогают ощутить красоту чистой речи, вникнуть в новые поэтические образы. Для совершенствования вербального мышления рекомендуют придумывать продолжение 3–4 скороговорок. Коллективная игра строится на передаче скороговорки по цепочке. Хорошо развивает этот вид мышления самостоятельное придумывание новой скороговорки.
- Инакомыслие предполагает переименование предмета. Например, шкаф – хранилище, радио – громкоговоритель. Допускаются несуществующие слова. Лучше всего задание выполнять в процессе соревновательной игры. Выигрывает команда, которая сочинит больше слов для предмета.
- Существует игра «Аббревиатура». Заранее на карточках записывают любые не слишком длинные слова, выполняющие роль аббревиатуры. Игроки вытягивают одну из них. Через минуту выдают расшифровку слова. Например, в итоге составленная фраза может выглядеть так: «фонтан» – фокусник оригинально напилил трубочками ароматные нарциссы.
- Внутренний диалог с самим собой в различных бытовых ситуациях хорошо тренирует вербальный мыслительный акт. Присутствие внутреннего собеседника может быть при выполнении уборки квартиры, приготовлении пищи, выборе одежды для прогулки.
- Тренировочное чтение, сопровождающееся охватом большого обзора слов, способствует развитию этого вида мышления.
- Шахматы заставляют личность размышлять и просчитывать ходы на несколько шагов вперёд.
Как развить навыки невербального общения?
Невербальное общение – это важная часть межличностного взаимодействия. Человек, способный хорошо замечать и правильно трактовать чужие невербальные сигналы, гораздо лучше понимает любого собеседника. Он видит, как люди реагируют на его слова, быстро замечает попытки манипулировать собой. Не менее полезно и умение следить за собственными невербальными сигналами. Человек, хорошо контролирующий свою мимику и жесты, всегда создаёт приятное впечатление.
Развить способность лучше замечать и контролировать невербальные сигналы совсем не сложно. Достаточно начать более внимательно смотреть на людей, с которыми приходится общаться. Старайтесь замечать каждое невольное движение, позволяющее сказать что-то о мыслях или переживаниях собеседника
Уделяйте внимание всему: выражениям лица, движениям глаз, жестам, смене позы и осанки, интонации и тембру голоса
Со временем это превратится в увлекательную игру, которая позволит почти каждый день совершать новые открытия. С каждым днём ваши навыки будут совершенствоваться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в собственном поведении. Это позволить своевременно предотвращать нежелательные и подчеркивать те, которые вы посчитаете правильными.