Ведущая деятельность в младшем, раннем школьном и юношеском возрасте

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Пройдите тест, чтобы закрепить результаты

О каком компоненте учебной деятельности идет речь? (Д.Б.Эльконин) Это система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия.

а) учебная задачаб) мотивацияв) учебные операцииг)контроль

Что является последним этапом контроля?

а) мотивб) оценкав) учебная операцияг) процесс познания

Что становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте?

а) восприятиеб) мышлениев) памятьг) познание

В каких направлениях в младшем школьном возрасте развивается память?

а) произвольностив) непроизвольностив) осмысленностиг) спонтанности

Кто считает, что мотивационная сфера – это ядро личности?

а) Д.Б.Эльконинб) Л.С.Выготскийв) Э.Эриксонг) А.Н.Леонтьев

Мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью

а) социальныеб) познавательныев)внутренниег) внешние

Какая деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте?а) игроваяб) учебнаяв) познавательнаяг) интеллектуальная

Для формирования какого вида мышления важно формирование научных понятий?

а) практическогоб) наглядно – образногов) теоретическогог) все ответы не верны

Какое восприятие характерно концу младшего школьного возраста?

а) анализирующееб) осязательноев) синтезирующеег) зрительное

Главным новообразованием младшего школьного возраста в личностной сфере можно назвать:

а) появление желания находиться в коллективеб) адаптация к коллективув) появление ориентации на группу сверстниковг) поведение произвольной регуляции поведения на основе самооценки

Новообразования младшего школьного возраста.

Основные
новообразования младшего школьного
возраста яв-ся: 1) произвольность и
осознанность психических процессов их
интеллектуализация, внутренние
опосредования; 2) осознание своих
собственных изменение в результате
развития учебной деят-ти. Ведущим
психическим процессом в младшем школьном
возрасте становится мышление. Благодаря
этому интенсивно развиваются остальные
психические функции, а завершается
переход от наглядно-образного к
словесно-логическому. К концу младшего
школьного возраста появ-ся индивидуальное
развитие: среди детей выделяются
теоретики, практики, художники. Но у
большинства детей наблюдается равновесие
между разными видами мышления. Овладение
системой научных понятий дает возможность
говорить о развитии основ теоретического
мышления

Для развития теоретического
мышления важно как и чему учить ребенка.
При применении развивающего обучения
(Эльконин, Давыдов) теоритеческое
мышление складывается на год раньше,
чем при обучении традиционными
программами. Кроме построения программы
важна форма при которой происходит
обучение

Более эффективной яв-ся
кооперация детей. При этом происходит
деловое общение детей. В области
восприятия происходит переход от
непроизвольного к произвольному
восприятию. К началу младшего школьного
возраста восприятие недостаточно
диффиренцировано, т.е. ребенок путает
схожие буквы и цифры. При рассмотрении
объектов выделяет более яркие цвета и
формы. Детального восприятия еще нет.
Учитель учит ребенка наблюдению и
тщательному восприятию ребенка. Стадии
восприятия рисунка: от 9-5 лет стадия
перечисления; 6-9 лет – стадия описания;
9-10 лет –стадия интерпритации. Память
развивается в 2-х направлениях: — развитие
произвольности; — развитие осмысленности
запоминания. Младшие школьники обладают
механической памятью и развивается
осмысленная. Совершенствовать смысловую
память можно с помощью специальных
приемов, т.е. память неразрывно связана
с мышлением. Приемы осмысленного
запоминания: 1) деление текста на смысловые
части; 2) придумывание заголовков,
составление планов;

3)
выделение опорных пунктов и слов; 4)
возвращение уже к прочитанным частям
текста их припоминание

Внимание – это
процесс без которого невозможно обучение.
По сравнению с дошкольниками, младшие
школьники гораздо более внимательны,
они способны сконцетрировать на
неинтересных действиях, но непроизвольное
внимание преобладает. Внимание отличается
малым объемом и устойчивостью 20 мин.
Затруднено переключение внимания и
распределение

В процессе учебной
деят-ти развивается произвольное
внимание.

Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У детей в связи с развитием функции мышления к концу младшего школьного возраста развивается способность к анализу (это проявляется, прежде всего, в анализе условий решаемых задач), специфическая рефлексия ( в том числе и в межличностных отношениях, способность удерживать задачу и решать ее во внутреннем плане.

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления

Важное условие для формирования теоретического мышления — формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения

Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; Л.В. Занков).

В начале младшего школьного возраста восприятие — недостаточно дифференцированно. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен

На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать:

  1. качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической;
  2. рефлексию, анализ, внутренний план действий;
  3. развитие познавательного отношения к действительности.

Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте

Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, — ядро личности.

Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Внутренние мотивы:

  1. Познавательные мотивы — те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;
  2. Социальные мотивы — мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Внешние мотивы — учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

В этом возрасте активно развивается самосознание. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Итак главным новообразованием этого возраста в личностной сфере можно назвать:

  1. Появление ориентации на группу сверстников
  2. появление произвольной регуляции поведения на основе самооценки

5.4.1. Понятие ведущей деятельности

Психическое развитие человека на всех
возрастных ступенях осуществляется в
процессе различных видов деятельности.
Именно в деятельности он овладевает
общественно историческим опытом,
накопленным человечеством — усваивает
знания, умения и навыки и приобретает
свойственные человеку психические
свойства и способности. Однако не все
виды деятельности имеют одинаковое
значение для психического развития.
Как указывает А.Н. Леонтьев, деятельность
в целом не складывается механически из
отдельных видов деятельности. Одни виды
деятельности на данном этапе играют
главную роль в развитии, другие являются
подчиненными и играют второстепенную
роль (Леонтьев А.Н., 2001; аннотация).

Главным видом человеческой деятельности,
определяющим само возникновение и
историческое развитие человека,
становление его сознания является труд;
он представляет собой деятельность,
направленную на производство определенных
общественно полезных (или, по крайней
мере, потребляемых обществом) продуктов
— материальных или идеальных. Другие
виды деятельности, такие как игра,
учение, общение возникли в ходе истории
в тесной связи с трудом, частично — как
обслуживающие труд, частично — как формы
подготовки к нему. В современном обществе,
наряду с трудом, основными видами
деятельности являются игра и учение.

Эти основные виды деятельности
не исчерпывают, однако, всего ее богатства
и не на всех возрастных ступенях имеют
одинаковое значение. Труд в его зрелых
формах недоступен ребенку, что же
касается игры и учения, то каждый из
этих видов деятельности выступает в
качестве ведущего лишь на определенной
возрастной ступени, в то время как на
других возрастных ступенях ведущей
являются другие виды деятельности.

Ведущая деятельность,по
определению А.Н. Леонтьева, — это не
просто деятельность, наиболее часто
встречающаяся на данном этапе развития,
деятельность, которой человек отдает
больше всего времени. Она характеризуется
тремя главными признаками (Леонтьев
А.Н., 2001; аннотация).

    1. Внутри ведущей деятельности появляются
      и развиваются другие, новые виды
      деятельности, которые сами могут
      приобрести ведущее значение в дальнейшем,
      на следующей возрастной ступени.
      Так,
      учение первоначально появляется в
      форме игры: ребенок начинает учиться,
      играя.

    2. В ведущей деятельности формируются
      и развиваются отдельные психические
      процессы.
      В частности, в игре
      складываются образное мышление,
      активное воображение, а в учении —
      отвлеченное логическое мышление.

    3. От ведущей деятельности зависит
      формирование личности ребенка, ее
      основные изменения в данный период.
      Например, именно в игре дошкольник,
      с одной стороны, осваивает общественные
      функции и соответствующие нормы
      поведения взрослых людей («каким
      бывает рабочий, учитель и т.п.») а, с
      другой стороны, учится устанавливать
      взаимоотношения со сверстниками,
      согласовывать с ними свои действия
      (http://flogiston.ru/arch/elkonin_game.shtml — см. работу
      Д. Б. Эльконина «Об историческом
      возникновении ролевой игры» (глава
      2 из книги «Психология игры»).

В начале своего формирования
учебная деятельность возможна только
на основе постановки учебных задач
обучающим, которые осуществляют также
функции контроля и оценки. Развитые
формы УД предполагают переход контроля
и оценки в самоконтроль и самооценку,
самостоятельную конкретизацию
поставленных извне целей.

5.4.1. Понятие ведущей деятельности

Психическое
развитие человека на всех возрастных
ступенях осуществляется в процессе
различных видов деятельности. Именно
в деятельности он овладевает общественно
историческим опытом, накопленным
человечеством — усваиваетзнания,
умения
и навыки
и приобретает свойственные человеку
психические свойства и способности.
Однако не все виды деятельности имеют
одинаковое значение для психического
развития. Как указывает А.Н.
Леонтьев,
деятельность в целом не складывается
механически из отдельных видов
деятельности. Одни виды деятельности
на данном этапе играют главную роль в
развитии, другие являются подчиненными
и играют второстепенную роль (Леонтьев
А.Н., 2001; аннотация).
          Главным
видом человеческой деятельности,
определяющим само возникновение и
историческое развитие человека,
становление его сознания является труд;
он представляет собой деятельность,
направленную на производство определенных
общественно полезных (или, по крайней
мере, потребляемых обществом) продуктов
— материальных или идеальных. Другие
виды деятельности, такие как игра,
учение, общение возникли в ходе истории
в тесной связи с трудом, частично — как
обслуживающие труд, частично — как формы
подготовки к нему. В современном обществе,
наряду с трудом, основными видами
деятельности являются игра и
учение.
          Эти
основные виды деятельности не исчерпывают,
однако, всего ее богатства и не на всех
возрастных ступенях имеют одинаковое
значение. Труд в его зрелых формах
недоступен ребенку, что же касается
игры и учения, то каждый из этих видов
деятельности выступает в качестве
ведущего лишь на определенной возрастной
ступени, в то время как на других
возрастных ступенях ведущей являются
другие виды деятельности.
          Ведущая
деятельность
,
по определению А.Н. Леонтьева, — это не
просто деятельность, наиболее часто
встречающаяся на данном этапе развития,
деятельность, которой человек отдает
больше всего времени. Она характеризуется
тремя главными признаками (Леонтьев
А.Н., 2001; аннотация).
          1.
Внутри ведущей деятельности появляются
и развиваются другие, новые виды
деятельности, которые сами могут
приобрести ведущее значение в дальнейшем,
на следующей возрастной ступени. Так,
учение первоначально появляется в форме
игры: ребенок начинает учиться,
играя.
          2.
В ведущей деятельности формируются и
развиваются отдельные психические
процессы. В частности, в игре складываются
образное мышление, активное воображение,
а в учении — отвлеченное логическое
мышление.
          3.
От ведущей деятельности зависит
формирование личности ребенка, ее
основные изменения в данный период.
Например, именно в игре дошкольник, с
одной стороны, осваивает общественные
функции и соответствующие нормы поведения
взрослых людей («каким бывает рабочий,
учитель и т.п.») а, с другой стороны,
учится устанавливать взаимоотношения
со сверстниками, согласовывать с ними
свои действия
(http://flogiston.ru/arch/elkonin_game.shtml
— см. работу Д. Б. Эльконина «Об
историческом возникновении ролевой
игры» (глава 2 из книги «Психология
игры»).
          В
начале своего формирования учебная
деятельность

возможна только на основе постановки
учебных задач обучающим, которые
осуществляют также функции контроля и
оценки. Развитые формы УД
предполагают переход контроля и оценки
в самоконтроль и самооценку, самостоятельную
конкретизацию поставленных извне
целей.

Заключение

Преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики. Специальные исследования показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно

У многих детей к концу младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, произвольной памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, перед психологом, работающим с учениками младших классов, очень часто встает задача целенаправленного развития познавательных процессов детей.

В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная, преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не  только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Ориентируя работу на развитие недостаточно сформированного психического процесса, не следует оставлять без внимания и другие стороны познавательной сферы. Составление развивающих программ для детей, имеющих различные недостатки познавательных процессов, должно быть комплексным.

Нередко развивающий эффект может оказать сам факт совместных занятий ребенка с терпеливым, заинтересованным, внимательным к его проблемам взрослым. Конкретное содержание занятий нередко отступает при этом на второй план.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector