Деятельность
Содержание:
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
-
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
-
логическое и аналитическое мышление;
-
потребность в социальном взаимодействии;
-
культурное и духовное развитие;
-
умение строить и создавать инструменты для труда;
-
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Формы деятельности
Существует две основные формы деятельности субъекта, различные по характеру выполняемых функций:
- Физический труд — осуществляется при активизации опорно-двигательного аппарата, мышц и всех функциональных систем организма. При такой форме деятельности очень большие энергетические затраты и утомляемость организма.
- Умственный труд — подразумевает под собой интеллектуальную деятельность для выполнения работы, связанной с обработкой информации. При такой форме активности возрастает напряжение всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Как правило, действия человека включают в себя обе формы активности. Примеров деятельности человека, в которой сочетаются физический и умственный труд, много: действия с целью видоизменения окружающего пространства, выполнение работы по созданию креативных предметов и другие. Рассмотрим более детально: чтобы посадить дерево, необходимо сначала продумать ход действий, достать все необходимые материалы для этого, а потом уже при помощи физических усилий выполнить данное действие.
Виды деятельности
Количество видов деятельности примерно будет соответствовать числу имеющихся у человека потребностей, а их великое множество.
Система потребностей человека характеризуется тремя параметрами, пользуясь которыми можно дать характеристику видов деятельности для каждого конкретного человека – это сила, количество, качество потребностей.
Под силой потребности понимается её актуальность для человека, чем сильнее потребность, тем она будет значимей, и человек будет стремиться удовлетворить её в первую очередь.
Количество означает число имеющихся у человека потребностей, которые в определенное время могут стать для него значащими. Чтобы удовлетворить многочисленные потребности человек должен включиться в различные виды деятельности, в результате чего могут возникнуть конфликты между потребностями и дефицитом времени для их удовлетворения.
Классифицировать деятельность каждого человека – это долгий путь, но есть и более рациональный – обобщить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Эти виды будут соответствовать потребностям всех людей, которые есть у каждого. К ним относятся:
- игра,
- общение,
- учение,
- труд.
Рассматриваются эти виды деятельности в качестве основных.
Первый вид деятельности, возникший в процессе развития человека – это общение. Этот вид деятельности направлен на обмен информацией между общающимися людьми.
Общение может быть:
- вербальным и невербальным,
- непосредственным и опосредованным.
Игровая деятельность преследует цель получения отдыха, снятия напряженности, возникающей под влиянием актуальных потребностей. Игры могут быть индивидуальные, групповые, ролевые, сюжетные, предметные и др. Игра в жизни человека имеет большое значение – у взрослого человека это средство общения, а у ребенка она носит развивающий характер.
Определенным видом деятельности выступает учение, его цель – приобретение человеком знаний, умений, навыков, учебная деятельность является средством психологического развития индивида.
В системе деятельности человека особое место занимает труд, благодаря которому человек создает материальные и культурные ценности.
Каждый вид деятельности первоначально усваивается в самом простом виде, а потом усложняется и совершенствуется.
Леонтьев считал, что фрагмент деятельности, её действие сначала может иметь неосознаваемую цель. В свою очередь она может являться средством достижения другой цели, чтобы удовлетворить потребность человека.
И действие и соответствующая ему цель привлекательна для индивида. Дальше цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность и стать мотивом или потребностью.
Замечание 1
Таким образом, в ходе развития деятельности мотив сдвигается на цель и рождается новая деятельность.
Разновидности мотивации и её характеристики
Мотивационный порыв можно описать через следующие характеристики: вектор направленности; последовательность продуманных и организованных действий; следование конкретным целям (их неизменность); активность, напористость, стремление достичь желаемого.
Это основные параметры, по которым принято изучать мотивацию индивида. Особенно часто к их помощи прибегают в школе, ведь они имеют большое значение при выборе, например, профессии.
Также мотивацию принято разделять на несколько основных и второстепенных видов. От вида мотивация зависит сила и глубина её воздействия, так же “фишки” её формирования.
6 ключевых видов мотивации:
-
Внешняя мотивация. Это явление обусловлено деятельностью индивида, которая зависит от определённых обстоятельств.
Например, ученику нужно принять участие в олимпиаде, чтобы получить автоматический зачёт по предмету или какую-либо другую награду.
Особенно часто методами внешней мотивации пользуются работодатели, желая повысить работоспособность сотрудников и замотивировав их денежным поощрением;
-
Внутренняя мотивация. Под внутренней мотивацией понимается желание личности работать на определённый результат вне зависимости от внешних обстоятельств.
В данном случае индивид действует только благодаря своим каким-то внутренним убеждениям, упорно двигаясь к цели.
Простой пример: стремление к улучшению жизненного уровня путём продвижения по карьерной лестнице;
- Положительная мотивация. Действия человека направлены на удовлетворение собственных желаний (или желаний других);
-
Отрицательная мотивация. Действия индивида направлены на то, чтобы избежать проблем или неприятностей. При этом человек не хочет их выполнять.
Простой пример: для того чтобы не получить нагоняй от родителей, ребёнок убирается в доме;
- Устойчивая мотивация. Деятельность человека направлена на удовлетворение таких потребностей, как голод, жажда, желание поспать или просто отдохнуть и т.д.;
-
Неустойчивая мотивация. Такая мотивация должно постоянно подпитываться от внешней поддержки.
Например, стремление человека бросить курить, похудеть, накачать пресс и т.д.
Устойчивую и неустойчивую мотивации можно разделить ещё на несколько подвидов:
Мотивация ДЛЯ чего-то. Желание что-то сделать на перспективу, например: начальник пообещал работникам высокооплачиваемую должность в том случае, если они овладеют в должной мере иностранным языком, обучение в данном случае будет работать на перспективу;
Мотивация ОТ чего-то. Желание что-либо делать для того, чтобы избежать сложностей, например, внимательность на дороге и уважение к другим автолюбителям поможет избежать аварий на пути.
❂ Второстепенные разновидности ❂
Помимо основных разновидностей мотивации, существуют ещё и второстепенные:
- Индивидуальная. Работает на саморегуляцию, достижение желаемого. Утоление голода, жажды, защита от переохлаждения или перегревания;
- Групповая. Это стремление к продолжению рода, определению себя в обществе, желание занять определённую позицию в социуме;
- Познавательная. Стремление к получению новых знаний, к познанию чего-то нового;
- Самоутверждение. Мотивация, действия которой направлены на получение определённого статуса в социуме, на получение уважения окружающих. “Занять портфель”
- Идентификация. Это стремление стать похожим на человека, являющегося кумиром или идеалом индивида;
- Желание власти. Мотивация, направленная на изменение отношения окружающих. Стремление объединить их под своим началом, руководить ими;
- Саморазвитие. Мотивация, позволяющая осуществлять действия, направленные на личностное развитие. Напрямую связана с реализацией возможностей в дальнейшем;
- Социальные мотивы. Набор обязанностей, которые связаны с общественными устоями. Включает в себя ответственность перед социумом;
- Мотив присоединения. Стремление наладить с окружающими связь, чтобы продолжить общение в дальнейшем.
Какие бывают особенности человека и как они влияют на нашу жизнь
Поделиться Твитнуть Pin Отпр. по эл. почте SMS
Еще из школьной программы всем нам известно, что любой человек – это индивидуальность, которая, по своей сути, является определенным набором особенностей, уникальных и неповторимых.
Но задумывался ли кто-нибудь когда-либо, какую роль играют эти особенности человека в нашей жизни?
Помимо того, что люди отличаются внешними особенностями, природа наделила нас уникальным багажом психологических «изюминок». Именно последние из особенностей наиболее часто влияют определенным образом на жизненный цикл человека.
Ни для кого не секрет, что в нашем мире есть особые ценности, к которым стремятся многие. Это – счастье, успех, богатство, любовь и т.д. И некоторым удается достичь одних или даже нескольких элементов этого желанного каждому набора.
А другие за всю свою жизнь не могут получить даже крупинки этого благоденствия. Какова же причина такой несправедливости? Может быть, все дело в том, что люди, получившие у судьбы определенные блага, просто обладают каким-то особым набором личностных качеств?
Как это ни странно, но во вселенной существует закон притяжения однородных элементов. Так, успех неизбежно порождает успех, деньги притягивают деньги, а благополучие – соответственно еще большее благополучие.
Кроме того, для получения особого дара судьбы необходимо обладать не только большим желанием, но и уверенностью в собственном успехе. Многие люди, несмотря на их, мягко сказать, не блистательное материальное состояние, подсознательно боятся больших денег.
Даже когда судьба сама преподносит им прекрасные возможности на блюдечке, например, выгодные капиталовложения, люди, из страха потерять сегодня имеющийся рубль, теряют в итоге миллионы, вместе с тем, что имеют.
Следовательно, для достижения успеха и богатства, а значит, и благополучия, человек должен не бояться все это получить, а также должен быть готовым что-либо кардинально изменить в своей жизни.
Следующим правилом Вселенской конструкции является материализация мыслей. Из чего следует, что человеческое мышление, вернее его направленность, а также наше мировосприятие могут повлиять на все процессы в нашей жизни.
Здесь, так же как и в предыдущем случае, действует закон притяжения. Злые помыслы порождают зло, а добрые – добро. Поэтому, чтобы получить что-либо хорошее в этой жизни человек должен мыслить позитивно и программировать себя на достижение всех намеченных целей.
Еще одной непреложной истиной человеческого бытия является утверждение, что манна с небес просто так не сыплется. Для получения чего-либо в этой жизни необходимо прикладывать собственные усилия и четко двигаться к поставленной цели. Иначе можно сидеть в ожидании чуда до скончания веков.
Не менее важным полезным качеством человека, способного достичь определенных высших благ, является его умение делать выводы не только из чужих, но и собственных ошибок. Только здоровая самокритика позволяет пересматривать свои жизненные позиции и, соответственно, что-то корректировать в них.
Ну и конечно, не стоит забывать, что богатство внутреннего мира не будет полноценным, если человек не пытается поддерживать собственное физическое и умственное здоровье.
Жизненная сила заключается в движении. И речь не только о физическом перемещении, двигательной активности, весь смысл заключается в двигательном процессе всего человеческого существа, то есть в его развитии (эволюционном движении). Поэтому человек постоянно должен стремиться к самосовершенствованию.
Из всего перечисленного следует, что для получения доступа к успеху, богатству, благополучию, человек должен позитивно мыслить, реально осознавать, чего он хочет, не бояться получить больше, чем он имеет, стремится к самосовершенствованию во всем, обладать способностью к самокритике и активно прилагать собственные усилия.
Получается, что человек, предрасположенный к приобретению определенных благ, должен обладать целеустремленностью, смелостью, настойчивостью, здоровой самокритикой, активностью, позитивным настроем и здравым рассудком.
Если же эти особенности человека Вам не присущи, значит, на поиски своего счастья Вы можете потратить несколько больше времени, чем счастливые обладатели такого психологического «багажа».
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
Как выбросить мусор из головы и больше его не накапливать
Мини-производство, как его организовать
Уровень реализации товара и его влияние на прибыль
Бизнес в Швейцарии — трезвая оценка
Знания, умения, навыки, привычки
Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.
Знания
Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.
Умения
Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.
Навыки
Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий). В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает. Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.
Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:
- ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
- подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
- стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
- ситуативный (овладение произвольностью действия).
На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:
- система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
- один навык является средством лучшего усвоения другого;
- конец одного навыка является началом другого и наоборот.
Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.
Привычки
Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают положительными и отрицательными. В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:
- подражания;
- многократного случайного повторения;
- сознательного целенаправленного научения.
Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.
Структура деятельности по А. П. Леонтьеву
Ученый считает, что любая деятельность состоит из нескольких уровней, т.е. имеет иерархическое строение. Одна деятельность от другой отличается предметами, т.е. мотивами.
Первый уровень представляет особая деятельность, её предметом (мотивом) может быть что-то вещественное и что-то идеальное. Процесс встречи потребности с предметом он называет опредмечиванием потребности, т.е. происходит рождение мотива.
Схематически это можно представить так: потребность –> предмет –> мотив.
Мотивы разбиваются на два класса – осознаваемые и неосознаваемые. Осознание мотивов является внутренней работой, а неосознаваемые мотивы в сознании проявляются в форме эмоций и личностных смыслов.
Успешная деятельность с точки зрения мотива вызывает положительные эмоции, неуспешная деятельность – эмоции отрицательные. Мотивы образуют иерархическую систему и не осознаются в полной мере, а проявляются в ситуациях конфликта мотивов.
В структуре деятельности второй уровень представлен действиями, которые направлены на реализацию цели. Ставя перед собой цель, человек становится активным и не просто реагирует на действие стимула, а активно организует свое поведение.
Как необходимый компонент действие включает акт создания – это постановка и удержание цели. Акт поведения одновременно есть действие, потому что в процессе деятельности человек совершает внешние движения.
Самым низким уровнем в деятельности является уровень психофизиологических функций – это физиологическое обеспечение психических процессов, т.е. способность к ощущениям, двигательная способность, фиксация следов прошлых воздействий и др.
Выделяется два вида деятельности – внешняя и внутренняя. К внешней деятельности относятся различные формы, выражающиеся в предметно-практической активности. В результате происходит взаимодействие субъекта и объекта, например, игра детей, уборка помещения, строительство здания, закручивание болтов и др.
Отличительной особенностью внутренней деятельности является то, что взаимодействие субъекта и объекта от прямого наблюдения скрыто, например, решение задачи, создание писателем произведения, работа актера над ролью, эмоции после просмотра фильма и др. Внутренние действия экономизируют усилия человека, дают возможность быстро выбрать действие нужное, чтобы избежать ошибок.
Особенность концепции Леонтьева заключается в том, что структура деятельности и структура сознания связаны друг с другом в рамках целостной системы.
Анализу структуры сознания предшествует обычно анализ структуры деятельности и это связано с генетическим подходом, но сознание генетически понимается как продукт деятельности.
Деятельность управляется сознанием и в то же время сама им управляет – это главный тезис теории деятельности А.Н. Леонтьева.
Сознание, как и деятельность, имеет свое строение, свою внутреннюю целостность, свою логику.
Если представить жизнь человека как систему сменяющих друг друга, сосуществующих или конфликтующих деятельностей, то сознание их объединяет и обеспечивает варьирование, развитие, их иерархию.
Теория деятельности Леонтьева привлекает к себе большое внимание со стороны представителей культурной психологии и социокультурного подхода, а также может сыграть свою роль в этнопсихологии
Слайды и текст этой презентации
Самостоятельная работа
1. Самооценка2. Престижные потребности3. Общество в узком смысле
1. Потребности2. Потребности в безопасности3. Общество в широком смысле
1 вопрос
Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в 1) самопознании 2) самореализации 3) самосохранении 4) самообразовании
2 вопрос
Что характеризует человека как личность? 1) тип темперамента 2) черты внешнего облика 3) принадлежность к определённой расе 4) качества, проявляющиеся в общении
3 вопрос
В. 45 лет. Она высокая стройная брюнетка. Эти качества характеризуют её прежде всего как 1) индивида 2) работника 3) личность 4) потребителя
4 вопрос
Какая потребность присуща как человеку, так и животным? 1) в самореализации 2) в самосохранении 3) в познании мира 4) в успехе
5 вопрос
Человек, в отличие от животного, может 1) действовать сообща с себе подобными 2) осознавать цель своих действий 3) обучать потомство 4) поддерживать нормальный теплообмен
Человек и его деятельность
Обществознание 6 класс.
1. «Птицу узнают по полету, а человека по работе.»
Деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на достижение цели, получение результата с помощью определенных средств
Деятельность
— это то, что присуще только людям Деятельность отличает человека от животных.
Только человек способен к осознанной деятельности
Животные руководствуются инстинктами
Отличительные черты деятельности человека:
Определение целиСпособность к сознательным действиям
Что из перечисленного можно отнести к деятельности?
Заполните табличку
1.Собака сторожит дом, 2. мальчик катается на велосипеде, 3. композитор сочиняет оперу, 4. мама готовит обед
5. Белка делает запасы 6. Бобер строит платину7. Строитель строит дом
Структура деятельности
ЦельСредстваРезультат
«Пчела мала, да и та работает»
Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого –то результата.Чтобы добиться цели нужно учиться.
Цель определяет действия человека.
-Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?- спросила Алиса-А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.-Мне все равно… — сказала Алиса.-Тогда все равно, куда и идти,- заметил Кот. Л. Кэрролл
1. Игра
— помогает детям узнать много нового, подготовиться к взрослой жизни. (стр 29 история о Петре I )
2. Учение
— первый шаг в достижении любой цели.
3. Труд
— основная деятельность человека.
4. Общение.
— важный вид деятельности. Без, которого сложно представить другие виды деятельности.
Определяем виды деятельности
У меня сестренок семь.
Помогать я буду всем:
С Пашей сеять,
С Дашей жать,
С Леной куклу наряжать,
С Нюрой стряпать,
С Шурой шить,
С Верой сено ворошить,
Песни петь с Марусенькой,
Самою малюсенькой.
Решите кроссворд.
1
2
3
4
Если все слова разгаданны верно, по вертикали получится слово, которое характерезует один из видов деятельности.
1. Устное народное …2. Труд иначе …3. Бывает в школе…4. То, чему время, когда потехи час.