Творческие способности и креативность

Разобраться со страхами и неуверенностью

Прежде чем думать как развить креативность, следует разобраться в себе, осознать, какие страхи, проблемы или устойчивые стереотипы мешают цельности восприятия. Многие из таких подсознательных якорей появляются еще в детстве, другие приходят с негативным жизненным опытом или благодаря настойчивым советам окружающих.

От всех этих чувств и мыслей нужно постепенно избавляться, заменяя их более позитивными идеями. Конечно, перебороть укоренившиеся страхи и неуверенность непросто, тут главное — начать.

Стоит завести дневник, куда будете записывать все негативные эмоции, страхи и переживания. Разделите лист на две части: в одной запишите волнующую проблему, а другую посвятите поиску ее решения. Вначале будет сложно, будет казаться, что это глупое, бессмысленное занятие. Но страхи, зафиксированные на бумаге, постепенно перестают беспокоить и трансформируются в более позитивные мысли. Окружающий мир будет становиться красивее и интереснее!

Navigation for Subject Tests

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Простые упражнения для развития воображения

  • Развивайте свои математические способности – старайтесь вести все подсчеты без калькулятора, когда ждете прихода трамвая, мысленно решайте уравнения и перемножайте длинные числа, суммируйте номерные знаки проезжающих автомобилей, решайте сложные задачи с большим количеством неизвестных.
  • Играйте в шахматы с противником, который намного умнее вас – запоминайте его ходы и стратегию, даже находясь, к примеру, в транспорте или ожидая своей очереди в магазине, простраивайте линию своей игры мысленно. Вообще старайтесь побольше времени уделять играм, требующим построения стратегии – ищите достойных соперников для бриджа или покера.
  • Тренируйте подвижность недоминирующей руки, так как это поможет развить активность соответствующего полушария – пишите, печатайте, набирайте сообщения на телефоне, режьте хлеб непривычной для вас рукой.
  • Наслаждаясь чтением или просмотром фильма, пытайтесь предугадать, чем закончится роман или кинокартина, придумывайте свое развитие сюжета – со временем ваша версия будет ни в чем не уступать авторской.
  • Развить творческие способности можно с помощью заучивания наизусть как можно большего количества поэтических и прозаических текстов, но только пытайтесь их пересказать с какого-нибудь неожиданного места – с середины, с конца или с пятой строки второго абзаца.
  • Совершая покупки в магазине, придумывайте для товаров рекламные лозунги – подмечайте детали уже существующих названий и слоганов, анализируйте их и пытайтесь усовершенствовать.
  • Придумывайте необычное применение для стандартных вещей – попробуйте изобрести 20 непривычных способов использования кофейной чашки или зубной щетки (двумя зубными щетками, к примеру, можно есть китайскую еду, а в кофейной чашке очень удобно хранить носки).
  • Чтобы развить творческие способности, изучайте иностранные языки – пусть их будет сразу несколько, запоминайте их грамматику в сравнении и каждый день учите по нескольку новых слов.
  • Пробуйте выражать свои мысли в разных жанрах – придумайте интересное предложение и повторите его в газетном или научном стиле, потом попробуйте сказать то же самое на языке жаргона или, наоборот, проговорите фразу так, как бы это сделала английская королева на светском рауте.
  • Придумывайте как можно больше причин для случайных ситуаций – кстати, таким способом можно развить не только творческие способности, но и отлично поработать над своим позитивным мышлением. Если ваш ребенок вовремя не пришел на обед, постарайтесь найти для этого события побольше положительных объяснений, пусть они будут из разных категорий, но только помните, что негатив запрещен.

Популярные сегодня темы

Трогательные цитаты про подругу (200 цитат)

Красивые цитаты про подруг Лучшие подруги не должны ссориться, потому что они пробуждают лучшее в друг друге

***

Не говори: зачем под лад природы Твоя подруга злится и ворчит? Слова бесплодны: мудрый в час невзгоды Пьёт с ромом чай и с важностью молчит. ***

***

Подруга детства поможет тебе переехать на новую квартиру, а хорошая подруга поможет замести следы преступления.

***

Как определить, удалась ли твоя жизнь? Если ты умираешь и вокруг тебя собрались пять настоящих, верных подруг, значит, твоя жизнь была прожита не зря.

***

***

Подруга это тот человек, который никогда не обидится на твою шутку и всегда поймет твою грусть

***

Я обращаюсь с тобой, как с подругой, прося быть снисходительной к моим недостаткам сейчас, в надежде на то, что в будущем ты будешь снисходительна и к моим достоинстВам.

***

Я очень люблю свою подругу. И знаю, что возможно она сейчас читает этот статус и улыбается.

***

Лучшие подруги не должны ссориться потому что они пробуждают лучшее в друг друге

***

***

Лучшая подруга это та, которая радуется твоим победам. Та, которая отложит все дела ради тебя.

***

Лучшая подруга это человек, который выскажет тебе в глаза все, что ее бесит в тебе, а всем скажет, что ты самый замечательный человек на Земле!

***

Настоящая подруга та, которая увидит печаль и грусть в твоих глазах, в то время как другие верят твоей улыбке.

***

Лучшая подруга это человек, с которым ты идешь по улице и смеёшься на весь район, и тебе всё равно нам нения других, Вам и вдвоем хорошо

***

Лучшая подруга бывает только раз в жизни. Хоть иногда она тебя бесит и ты хочешь её убить. Но ты понимаешь, что кроме неё, никого так не полюбишь.

***

Для женских слез нужна подушка, для женских праздников – цветы, а для меня нужна подружка, такая клевая, как ты!

***

Происходит настоящее чудо, когда ты встречаешь родственную душу, которая признает то, кем ты есть и кем можешь стать, и которая зажигает в тебе кровь для новых великих свершений.

***

Однажды, когда твоя подруга намекнёт, что ты ей больше не нужна, скажи ей спасибо за дружбу и уйди, ведь так будет лучше обоим. Сделай первый шаг, если ты её по настоящему любишь.

***

Лучшая подруга бывает только раз в жизни. Хоть иногда она тебя бесит и ты хочешь её убить. Но ты понимаешь, что кроме неё никого так не полюбишь.

***

***

Лучшая подруга – это та, гуляя с которой думаешь: как хорошо, что мы обе красотки!

***

Лучшая подруга бывает только раз в жизни.Хоть она тебя бесит и ты хочешь её убить. Но ты понимаешь, что кроме неё никого так не полюбишь.

***

Каждый раз, смотря подруге в глаза, забываю, что мы просто подруги, а не сёстры.

***

Лучшая подруга та, которая знает песню твоего сердца и подсказывает тебе её слова, если ты их вдруг позабудешь.

***

Предательство подруги пережить можно! Нужно лишь понять, что для неё ты не была подругой!

***

Друг это не тот который познается в беде, а тот который смог не позавидовать когда ты счастлив!

***

Подруга та, которая забывает про свои проблемы, потому что понимает, что твои намного серьезнее.

***

Подруга это та, которая узнает тебя издалека и при виде твоего далекого силуэта уже расплывается в улыбке.

***

Прежде чем плакать в жилeтку подруге, понюхай, не пахнeт ли эта жилетка, духами твоeго парня!

***

Подруга всегда находит свободное от работы время, чтобы встретиться с тобой, а лучшая подруга забудет, что у неё вообще есть работа.

***

Как здорово иметь настоящую подругу. Когда устаешь от предательства, от очередной боли, от целого мира можно просто придти к ней без слов, упасть на кровать и молча закрыть глаза.

***

Да, у меня есть несколько настоящих подруг, но мы друг дружку не очень то любим. Янина Ипохорская

***

Лучшая подуга это не та, кто скажет «Всё хорошо», а та кто скажет «Всё плохо, но я с тобой!»

***

Лучшие друзья могут скрасить любой день, поэтому нет сом нений, что без них мы становимся беднее.

***

Подруга будет утирать тебе слёзы, когда парень тебя бросит, но лучшая подруга подойдёт к нему и скажет: «Ты её бросил, потому что ты просто подонок, не правда ли?»

***

Самые умные люди покупают себе сапоги с гораздо большим вниманием, чем выбирают подругу жизни. ***

***

Дружба порой важнее любви. Ведь парень может бросить, а вот настоящая подруга никогда.

***

Лучшая подруга это та, к которой ты можешь прийти без звонка, забыв ключи от дома, и точно знать, что она дома.

***

Лучшая подруга-это та которая придёт среди ночи и расскажет,на сколько она похудела

***

***

Даже находясь в разных концах Земли, мы будем поддерживать друг друга. Потому что дружба – это навсегда.

***

Лучшая подруга та, которая забывает про свои проблемы, потому что понимает, что твои намного серьезнее.

***

Только лучшая подруга может сказать в лицо, что ты выглядишь, как атомная война, и тут же для всех остальных присутствующих заявить, что ты сегодня красива, как никогда.

***

Скажи всем, что ты заболела. Скажи, что ты разорена. Скажи, что ты потеряла интерес к жизни. Оглянись вокруг – те люди, которые все еще рядом с тобой, и есть твои настоящие подруги!

***

Я со своей подругой буду дружить вечно: она столько имеет на меня компромата, что иначе никак.

***

Лучшая подруга знает о тебе столько, что её либо надо убить, либо дружить с ней до смерти.

***

Никакая дружба не может считаться полноценной, пока друг не обратится к тебе за помощью в трудную минуту.

***

Я люблю свою подругу! Лишь она может вынести десятичасовые рассказы о том, какой он плохой и как я его люблю!

***

Что с тобой? Мне плохо Скорую? Или психолога? Психолога? Нет мне нужна бутылка мартини и лучшая подруга.

***

Только с настоящей подругой можно гулять целый день, прощаться пол-часа, уходя на всю улицу кричать «Пока!», а потом всю дорогу еще разговаривать с ней по мобильному.

***

Лучшая подруга это та, после переписки, с которой постоянно приходится удалять историю сообщений

***

Не оставляйте лучшую подругу наедине со своим парнем это может закончится их свадьбой

***

Лучшая подруга никогда не спросит – зачем? Она просто сходит в магазин, купит, принесёт, откроет и нальёт.

***

Как за раз потерять двоих близких тебе людей? Познакомить лучшую подругу со своим парнем.

***

Лучшая подруга это когда просишь ее помыть посуду у себя дома, а отмазка «в гостях посуду мыть нельзя» уже не прокатывает!

***

После предательства ты перестаешь верить людям, и начинаешь со всеми играть, как играли с тобой.

***

Если у вас есть человек, к которому можно бежать с грязными волосами, убранными в хвост, бешено болящим сердцем, со слезами на глазах, то цените это. Цените, как жизнь.

***

Самым прекрасным моментом в моей жизни я могу назвать тот, когда поняла, что у меня появилась подруга, единомышленница.

***

Статусы про предательство подруги Предательство подруги простить нельзяно на будущее надо учесть, что в жизни ещё найдутся такие мрази..

***

Хорошая подруга может поведать тебе всю правду матку. Правда, через минуту она уже перестанет быть лучшей

***

Женская дружба не отдыхает.Всякое в этой дружбе бывает.Но если душу выплеснуть нужно, сердце открою только подружке.

***

Имей одну-единственную подругу, только умей правильно её выбрать. Мюриель Барбери

***

Это по-моему круто. Вот когда дружите, но редко видитесь. Но при этом знаете вы друг у друга есть. И что без всяких гулянок дружба будет, никуда она не исчезнет

***

Такова участь подруги: радоваться, когда другая заканчивает незамужнюю жизнь, даже если это сулит тебе одиночество.

***

Бывшая подруга про меня распускает сплетни похабного содержания, а некоторые из них даже неправда

***

Лучшая подруга это та, с которой гуляешь и думаешь «как хорошо, что мы обе красотки»

***

Для большинства женщин пережить любовь значит обсудить ее с лучшей подругой. Лешек Кумор

***

Подруга – это не та, которую знаешь сто лет и впускаешь в свою жизнь, а та которую впускаешь в свою жизнь, чтобы узнавать сто лет.

***

Предательство-это боль, как ты её не назови, нет ни обиды, потому что обижаться глупо, ни злости, потому, что это пустая трата сил Одна щемящая боль.

***

Они так часто ссорятся. Потом мирятся. Грустят. Разочаровываются. Скучают. Но очень любят друг друга. Потому что они лучшие подруги

***

Подруга это самый лучший человек в жизни она поддержит поймёт но если она обидит то это будет самая страшная боль!

***

Подруга не обязана быть совершенством, достаточно того, что бы в трудный час она была рядом.

***

Моя лучшая подруга теперь в другом городе живет. Такое ощущение, что она часть меня с собой забрала! Цените своих друзей, они не всегда рядом будут.

***

Просто есть подруги, которые ежедневно пишут: я люблю тебя, зайка, а есть те, которые молча помогают тебе, когда ты действительно нуждаешься в этом.

Как ни редко встречается настоящая любовь, настоящая дружба встречается еще реже.

***

Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искренни и беспристрастны.

***

Дружба это такое святое, сладостное, прочное и постоянное чувство, что его можно сохранить на всю жизнь, если, конечно, не пытаться просить денег взаймы.

***

В суете этого мира дружба – единственное, что имеет важно значение в личной жизни. ***

***

Подлинная дружба созревает медленно и расцветает только там, где люди действительно доказали ее друг другу.

***

Основой дружеской привязанности являются те выгоды, которые друзья рассчитывают получить друг от друга. Лишите их этих выгод и дружба перестанет существовать

***

Дружба основывается на сходстве характеров и интересов в общем совместном деле, а не на удовольствии, которое получаешь от личности другого.

Критерии креативности

Критерии креативности:

беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
гибкость

Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Книги для развития креативного мышления

  • Владимир Петров  Думай иначе. Креативное мышление
  • Борис Лемберг Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление
  • Майкл Микалко  Взлом креатива
  • Твайла Тарп Привычка к творчеству
  • Алехандро Ходоровски Психомагия. Воображение как основа жизни
  • Чарльз Филлипс.   Креатив и образное мышление: 50+50 задач для тренировки мозга
  • Дэвид Иглмен, Энтони Брандт.   Креативный вид
  • Тина Силиг.   Креатив по правилам

Детям:

  • В. Г. Дмитриева.   Мои первые головоломки. Креативное мышление
  • Анатолий Гин, Марк Баркан.   Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить

И в заключение обсуждения, как развить креативность, рекомендую заниматься 5-10 минут в день. Можно брать любые упражнения и чередовать их. Главное, не прерываться. И тогда через 3 недели, Вы точно будете уверены в наличии у себя креативности и творческого мышления.  Это огромный шаг саморазвития (с чего начать самосовершенствование в отдельной статье).

***ответ на упражнение 10.

3 круга используются как основа для написания слова  прописными буквами»два».

С верой в Ваш успех, Светлана Васенович

Retaking the GRE General Test

  • You can take the GRE General Test once every 21 days, up to five times within any continuous rolling 12-month period (365 days). This applies even if you canceled your scores on a test taken previously.
  • The retaking a test policy will be enforced even if a violation is not immediately identified (e.g., inconsistent registration information). If the violation is identified after registration but before the test administration, the testing appointment will be canceled and test fees will be forfeited. If the violation is identified after test scores have been reported, the invalid scores will be canceled, score recipients will be notified of the cancellation and test fees will be forfeited.

Гипотезы происхождения креативности

Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.[источник не указан 2810 дней]

По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад.

Теории творчества: разные подходы, концепции восприятия

Феномен творчества рассматривали психологи разных школ. Среди них выделяют:

  1. Глубинную психологию. Фрейд рассматривал два аспекта: бессознательные компоненты и мотивацию. Творчество — сублимация сексуальной энергии, которую индивид реализует социально приемлемым образом. Юнг рассматривал его как результат влияния архетипов — проявлений коллективных образов. Творчество для аналитической психологии — средство выражения глубинных переживаний, единение с коллективным бессознательным.
  2. Гештальтпсихологию. Для гештальтпсихологии характерно рассмотрение искусства, как продукта мышления развитой личности.
  3. Когнитивную теорию. В представлении когнитивистов творчество — суть жизненного процесса. Каждый индивид в течение жизни использует накопленный опыт для создания собственной мировоззренческой модели.
  4. Гуманистическую теорию. Для гуманистов творчество — акт самовыражения. Способность создавать отличает осмысленную личность от животных и является врожденной.
  5. Развитие творческой личности. Альтушллер рассматривал процесс создания, как следствие самосовершенствования. Для развития креативных способностей человеку необходимы не только врожденные данные, но и подходящие условия.

Современная наука комбинирует разные подходы, изучая процесс развития искусства всесторонне.

7 упражнений для развития креативности

1. Бином фантазии. В книге «Грамматика фантазии» Джанни Родари предлагает инструмент «бином фантазии», который, как волшебная палочка, создает сказку из ничего. Для фантазии необходимо соединить две несоединимые вещи: шкаф и си-бемоль, собаку и табакерку. Сказка появится тогда, когда вы эти два предмета начнете соединять историей, цепочкой ассоциаций. Попробуйте придумать и записать свою первую сказку.2. Впустите новую информацию. Вы привыкли читать одни и те же статьи в интернете, получать рассылки на почту или искать в интернете новости. Попробуйте немного «перебаламутить» привычный поток информации

Сходите к газетному киоску и возьмите что-нибудь, что вы никогда не читаете: «7 дней», «Forbes» или «Авторевю», это неважно. Прочитайте и попробуйте разобраться, каких взглядов и убеждений придерживаются редакторы

Что ими руководит, когда они пишут именно это? Чем их взгляды отличаются от ваших?

3. Связывайте. Это советует один известных авторов Майкл Микалко, офицер американской армии, который занимался распространением техник креативности в НАТО. Если вы чувствуете, что наступает застой или одолевает скука, отправляйтесь в магазин, на ярмарку, выставку, в библиотеку, музей, на блошиный рынок, в городок народного творчества, игрушечный магазин, школу. «Выберите наугад любой предмет и попробуйте установить связь между ним и той проблемой, которая вас занимает

Бродите, смотрите по сторонам и ждите, когда что-нибудь привлечет ваше внимание. Это непременно случится

Ум подобен растению, расцветающему на одной почве и чахнущему на другой».4. Карта эмпатии. Карта эмпатии как отдельный инструмент включена в учебный план Стенфордской школы дизайна. Она помогает перевоплотиться в другого человека и начать думать как он. Представьте себе знакомого или, наоборот, чужого человека в ситуации, например, покупки нового телефона и начинайте отвечать на вопросы: «Что он сейчас думает?» «Чего хочет?» «Что слышит и что видит?»

Составляя карту эмпатии, вы научитесь разбираться в мотивах и эмоциональных состояниях других людей. Ее активно используют дизайнеры, и предприниматели для понимания потребностей потенциальных клиентов.5. Безумный архитектор. Попробуйте примерить на себя роль и спроектировать, к примеру, свой загородный дом или дачу. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Только заказчик попался придирчивый! Сначала запишите на листе бумаги 10 любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.
Например, “апельсин” – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, “вода” – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, “томат” – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность.

6. Кто может вылупиться из яйца? Упражнение родом из детства и отлично подходит для детей. Вы же знаете, что Сальвадор Дали считал самой идеальной природной формой яйцо. Мы будем делать все идеальным. Возьмите лист бумаги и карандаши. Нарисуйте на листе яйцо, а потом пририсуйте новые детали к яйцу так, чтобы получился новый предмет или животное. Из вашего яйца может вылупиться лягушка или космическая бесконечность.
Модификацией этой игры является «Клякса». В нее можно играть всей семьей. Один рисует на листе бумаги кляксу, а второй «оживляет» ее с помощью деталей и новых элементов, чтобы получился предмет или животное.7. Меняйте углы зрения на проблему. Взгляните на рисунок и скажите, какая из фигур самая широкая?

На самом деле все они одинаковые. Но чем больше частей в квадрате, тем шире он кажется. Этот эффект был впервые продемонстрирован в 1895 году Опелькундтом и с тех пор носит его имя. Таким же образом при делении проблемы на части суть ее нисколько не меняется, но может измениться ваше понимание проблемы, что, в свою очередь, приведет к возникновению новых идей.
Упражняйте свою креативность!Подборку составила: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи, подпишитесь на нашу рассылку.

Что такое креативность

Давайте выясним, что же такое креативность и чем это свойство может помочь в карьере и жизни. Профессиональные психологи относят креативность к общим особенностям человека, связанным с творческими возможностями. Это способность видеть необычные детали в повседневных вещах, связь между несовместимыми понятиями и найти абсолютно свежий подход к решению надоевшей старой задачи.

Считается, что дети до подросткового возраста могут быть очень креативны, ведь у них еще не сложился шаблон восприятия мира. Дети не могут, да и не хотят подавлять свое творческое начало, вокруг них все играет яркими красками. Взрослея, люди все больше теряют способность мыслить нестандартно, погружаясь в мир обязанностей и шаблонов. Однако не все потеряно, существует несколько способов развить креативность в себе, научиться чувствовать новое каждую минуту жизни. Конечно, это не позволит стать величайшим художником или изобретателем, но жизнь заиграет яркими красками, да и скачок в карьере будет не за горами.

Оформляем творческий уголок

Источник нашли — создаем условия. Проблему испачканного пластилином ковра и разрисованных обоев решит специально оборудованный творческий уголок. Пусть ребенок отвлечется от внешнего мира и погрузится в любимое хобби, не боясь быть наказанным за беспорядок или испорченные вещи.

Место детского творчества может напоминать последствия урагана, но на это стоит уметь закрыть глаза. «Нет хаоса — нет вдохновения. Это как кухня во время обеда» — говорил американский филолог и литератор Мейсон Кули.

Воспринимайте беспорядок как часть творчества.

Создать условия, атмосферу — важно. Еще важнее — развивать стремление творить, находить источники вдохновения

Особенности творческого мышления

Сегодня к этому виду мышления относятся с должным почтением, о нем написано множество книг. И мы с вами можем выделить его особенности и даже «примерить» их на себя.

Ассоциативность

Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций. Процесс творческого мышления выглядит примерно так: какая-то мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям. Эта мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация.

Творческое мышление по структуре напоминает разветвленную сеть, паутину, связывающую разные участки и отделы головного мозга. И в такую паутину не может не попасться гениальная идея, а то и не одна. Нелинейное мышление обеспечивает человеку возможность увидеть проблему с разных сторон, находить различные пути ее решения. Известный американский поэт и литературный критик Эзра Паунд писал: «Гений…это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый человек две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства».

 Нестандартность

Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.

Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции.

Образный характер

Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия. Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов. Кстати, неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами.

Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей.

Проблемность

Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами.

Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он ее придумает или найдет и будет рад ей, так как любую проблему креатив оценивает, как ступеньку к успеху, к реализации собственного «я». И иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от степени одаренности первооткрывателя.

Открытость новому

Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству.

Но ассоциации – это связи между различными блоками информации, хранящейся в нашей памяти. Поэтому интерес ко всему новому, жадное (а иногда и неразборчивое) поглощение новых знаний – это характерная особенность креатива. Ведь осмысление нового – это стимул для творческого мышления, а информация – строительный материал для творчества.

Креативность с точки зрения психологии

По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путём вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.[источник не указан 3297 дней]

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • вербальную креативность
  • образную креативность
  • отдельные креативные способности:
    • беглость — этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
    • гибкость — этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
    • оригинальность — этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
    • способность видеть суть проблемы.
    • способность сопротивляться стереотипам.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector