Берн эрик: трансактный анализ как метод психотерапии

Техника 8. Работа с симбиозом

Данная техника выполняется в парах. Сначала люди в паре стоят, опираясь друг на друга, например, на вытянутые ладони друг друга или просто облокачиваются спинами

Важно, чтобы равновесие поддерживалось другим человеком (обоюдно). Вторая часть упражнения — постепенный переход в самостоятельное балансирование, но без разрыва физического контакта

Третья часть — один из партнёров стоит неподвижно, а второй убирает руки или спину. На каждой стадии участник должен почувствовать свои ощущения и эмоции. В большинстве случаев при разрыве контакта может проявляться небольшой страх или неуверенность.

Теория состояний эго как часть популярной психологии

Со времен выхода самой популярной книги Э.Берна трансактный анализ приобрел в глазах общественности статус популярной психологии, причиной этого стало желание автора трансактного анализа сделать его доступным всем. Отсюда и такая упрощенная терминология

Однако со времени основания концепции трансактный анализ коммерциализировался и стал одной из отраслей популяризированной психологии. Отчасти Э.Берн достиг своей цели, но, с другой стороны, в трансактном анализе многие стали уделять внимание только простым составляющим модели, не уделяя должного интереса другим элементам концепции, имеющим гораздо более глубокую основу. Стала популярна упрощенная модель Эго-состояний, где считалось, что Эго-Ребенка означает нахождение в эмоциональных состояниях, Эго-Взрослый значило быть мыслящим, Эго-Родитель означало оценивание

Ян Стюарт в своей книге «Современный трансактный анализ» выражает критическую позицию по поводу сложившейся ситуации, так как такой подход обесценивает трансактный анализ в глазах других терапевтических школ.

Эрик Берн выделил три состояния в структурном анализе, однако для лучшего понимания необходимо рассматривать функциональный анализ, который включает пять состояний. Так как исследование структурного состояния помогает нам узнать только лишь о содержании, а функциональный анализ применяется с целью узнать, понять, как состояния используются.

Функциональный анализ и его составляющие:

  • Контролирующий Родитель
  • Воспитывающий (заботящийся) Родитель
  • Взрослый
  • Бунтующий Ребенок
  • Адаптивный Ребенок
  • Свободный Ребенок

У каждого человека были ситуации в детстве, когда, например, вы вели себя так, как того от вас ждут взрослые, сдерживая естественные эмоциональные реакции. Например, вы, будучи ребенком, недолюбливали соседского сына, но родители требовали, чтобы вы были вежливым, и вы вынуждены были подчиниться, это то, что называется адаптивный Ребенок. Или, когда родители отворачивались, вы могли пнуть спящую кошку, несмотря на запреты родителей, и это поведение было названо бунтующий Ребенок, однако в современном трансактном анализе это эго-состояние встретить можно не так часто, и поэтому многие авторы относят его к адаптивному Ребенку. Также во всех источниках упоминается о Свободном Ребенке, это то состояние, когда мы поступаем, так как нам хочется,  когда отсутствует какое-либо подавление эмоций, если нам хочется, мы плачем и т.д.

Кроме этого, каждое его состояние имеет свой негативный и позитивный формат.  Ян Стюарт приводит пример, когда мы во взрослой жизни используем те предписания, которые дали нам родители. Используем вежливость в общении, смотрим по сторонам, когда переходим дорогу — эти элементы поведения можно расценивать как позитивное влияние эго-состояния Дитя,  так как мы делаем все это автоматически, не затрачивая энергии. Однако иногда человек испытывает эмоциональные трудности перед выступлением на сцене из-за того, что в его Адаптивном Ребенке существует предписание, что он не должен «высовываться», и теперь каждый раз, когда он вынужден выступать, он теряется. 

В целом, используя ярлыки «негативный» или «позитивный», обозначая функциональные эго-состояния, авторы имеют ввиду лишь их влияние на момент «здесь и сейчас», то есть то, насколько усвоенный паттерн поведения полезен в текущей ситуации.

Анализ психологических игр по Берну

Что такое игры в психоанализе? Это неосознанный поведенческий стереотип, состоящий из нескольких частей. Речь идет о слабости, ловушке, ответе, ударе, расплате и вознаграждении. Действия провоцируют появление чувств. Причем они усиливаются к концу игры. Еще с каждым действием идет вышеописанное поглаживание. Его интенсивность также увеличивается.

В отличие от обычных развлечений и каких-либо ритуалов, игры имеют скрытые мотивы, выигрыш, конфликт. Они бывают нечестными и драматическими.

По мнению Эрика Берна, существует 6 видов психологических игр. Каждый из них имеет свои подвиды:

  1. На 2, 3, 5 игроков. Участников может быть и больше. Пример – «Фригидная женщина», «Алкоголик», «Почему бы тебе не».
  2. С использованием слов, денег, частей тела. Это «Психиатрия», «Должник», «Мне требуется операция» соответственно.
  3. С разными клиническими типами: истерический, навязчивый, параноидальный, депрессивный. Примером являются игры «Насилуют», «Растяпа», «Почему со мной всегда так», «Опять я за старое».
  4. В зависимости от зон. Бывают оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Подеритесь») игры.
  5. Психодинамические. Делятся на 3 подвида: контрфобия («если бы не ты»), проекция («Родительский комитет»), интроекция («Психиатрия»).
  6. Отличающиеся инстинктивными влечениями. Выделяют 3 подвида: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина»).

Стоит отметить, что игры имеют 3 качественные характеристики:

  1. Гибкость. В некоторых играх используется только один вид материала. В других же проявляется гибкость.
  2. Цепкость. Некоторые люди без труда прекращают игру. Но есть и те, кто не может отказаться от них.
  3. Интенсивность. Игры могут быть легкими и тяжелыми. Игроки также бывают разными: расслабленными, напряженными, агрессивными.

Независимо от вида, игры оказывают мощное влияние на жизнь каждого человека.

Характеристики игр по Э. Берну

Рассмотрим подробнее некоторые игры из трансакционного анализа Эрика Берна. В психотерапии они имеют цель, роль, динамику, социальную и психологическую парадигму, ходы, выгоду.

«Алкоголик»
«Попался»
«Посмотри, что я сделал из-за тебя»
Цель
Самокритика, самообвинение
Оправдание
Как и во втором случае, оправдание
Роль
Непосредственно Алкоголик, его Преследователь, Спаситель, Простак
Жертва и Агрессор
Динамика
Оральная депривация (лишение человека чего-то важного, влекущее за собой разрушение)
Гнев ревности
Динамика игры может быть мягкой и жесткой, сопряженной с гневом
Социальная парадигма
Один «взрослый» просит другого высказать ему всю правду или помочь побороть пагубную привычку. Второй обещает быть откровенным
Один «взрослый» указывает другому на его проступок

Второй соглашается, что был не прав
Психологическая парадигма
Человек в состоянии «ребенка» играет в догонялки, надеется, что его не поймают. «Родитель» в это время приводит веские причины, почему нужно бросить пить
«Взрослый» предупреждает «ребенка», что видит все его действия. «Ребенок» понимает, что был пойман. «Взрослый» сообщает о своем недовольстве, наказании
Участники стремятся избежать ответственности. Они считают, что обвинять их попросту не в чем
Ходы
Сначала идет провокация, потом обвинение и, наконец, прощение. Либо в другом порядке: снисходительность-гнев-разочарование
Есть 3 варианта: провокация-обвинение, защита-обвинение и защита-наказание
Выгода
Человек утешает себя, удовлетворяет сиюминутные желания. Алкоголь используется как возможность избежать различные формы близости. Часто это вызов окружающим людям: «Попробуйте меня остановить»
Это возможность оправдать свой гнев, какие-то недостатки характера. Такой стиль поведения позволяет двум людям (преимущественно одного пола) обменяться гневными тирадами. Некоторые люди после такой игры решают, что никому нельзя доверять
Угроза сексуальной близости ускоряет игру. Так называемый «оправданный» гнев помогает ее избежать

В других играх Э. Берн выделял только тезисы и антитезисы. Возьмем, к примеру, «Ударь меня». Обычно ее участники совсем этого не хотят, но намеренно провоцируют других игроков. И часто они достигают своей цели. К таким людям относятся те, кого не принимают в обществе, изгои, женщины легкого поведения, а также люди, которые никак не могут найти постоянное место работы. Когда они добиваются логичного результата своего поведения, у них возникает всего один вопрос: «Почему со мной всегда так?».

Эго-состояние Родителя

У всех людей без исключения есть опыт общения со старшим авторитетным человеком. Такие люди интегрируются в нашу психику под видом значимых других. Опыт, полученный от общения с этими людьми, формирует состояние Родителя. В зависимости от того, какие послания и в какой форме мы получали от вербального и невербального восприятия значимых других, структура Родителя может иметь вид равносильного сосуществования Контролирующего и Заботливого Родителя, либо же преобладать в виде одного или другого.

Если давать определение Родительскому эго-состоянию, то это интегрированный в личность опыт значимых других, в виде предписаний, запретов и разрешений. Человек получает эти послания в течение всей жизни, но наиболее сильно влияют на поведение те интегрированные послания, которые были получены в детском возрасте.

Образы и опыт значимых других, интегрированных психику называется интроект. Таких интроектов в нашей личности будет столько, сколько важных и авторитетных для нас людей было воспринято в течение жизни.

Если говорить о структурных частях Родительского эго-состояния, то стоит отметить их значимость и пользу. Разница между Контролирующим Родителем (КР) и Заботливым (ЗР) заключается в той форме послания, которая была подана как попытка позаботиться о безопасности.

Например, внутренний монолог Контролирующего Родителя относительно проделанной работы, мог бы звучать таким образом: «Ты всё сделал неправильно, качество работы отвратительное. Ты ничего не стоишь, нужно переделать. Так нельзя, Необходимо делать не так». В то же время, Заботливый Родитель проявился бы таким образом: «А теперь давай подумаем о том, как бы можно было улучшить эту часть работы. Вот здесь работа сделана очень хорошо, а вот тут можно ещё подумать. Ты приложил очень много усилий и можешь отдохнуть, чтобы потом взяться за работу с новыми силами». В обоих случаях речь идёт о том, чтобы улучшить сделанную работу и устранить недочеты. Однако если у человека очень развитый внутренний Контролирующий Родитель, будет активироваться внутренняя деструктивная критика. С одной стороны такие люди обычно очень хорошие сотрудники и начальники, они перфекционисты и умеют выполнять работу качественно. С другой же, у них никогда нет ощущения хорошо выполненной работы и достаточного результата, ни по отношению к себе, ни в отношении других людей. Это грозит понижением мотивации и ухудшением результатов.

Если же опыт общения со значимыми людьми заключался в получении любви и заботы, внутренняя критика будет конструктивно направлена на то, чтобы достичь лучшего результата С обязательным условием сохранение структуры личности И физического благополучия.

Психотерапия Родительского эго-состояния заключается в том, чтобы уравновесить внутренние ощущения «должен» внутреннего опыта унижения ожидание неизбежного наказания за выполненные или невыполненные задания.

Как определить, в каком состоянии вы находитесь

Достаточно немного понаблюдать за поведением. Каждое эго-состояние имеет свои характерные черты:

  1. «Ребенок» часто говорит такие фразы: «Я хочу», «Меня это сильно злит», «Мне нет до этого дела». Эмоции отображаются на его лице. Это может быть взгляд куда-то под ноги, дрожащие губы, выражение восторга.
  2. «Родители» постоянно что-то запрещают, указывают, напоминают о чувстве долга. Они качают головой, принимают грозный вид, скрещивают руки на груди.

И, наконец, «взрослые». Они во всем ищут пользу, предлагают посчитать выгоду, обсудить целесообразность того или иного действия, решения. Они постоянно о чем-то думают.

Виды трансакций

Трансакции делятся на истинные — единица общения между людьми, при осуществлении которой происходит соподстройка и псевдотрасакции (или манипуляции). Истинные трансакции могут быть комплементарными, перекрёстными или скрытыми.

Комплементарные трансакции

Такая трансакция основана на взаимодополнении сообщения и реакции на него. Реакция Ребёнка дополняет сообщение Взрослого. Реакция Родителя дополняет сообщение Ребёнка. Реакция Взрослого дополняет сообщение другого Взрослого.

Примером модели общения Родитель- Родитель являются сплетни или пустые разговоры. К модели общения Взрослый- Взрослый можно отнести разговоры во время рабочего процесса или просто обмен информацией. Сочетание эго- состояний Ребёнок- Ребёнок отвечает за такие проявления, как любовь или радость от интересного времяпрепровождения.

Перекрёстные трансакции

Возникают в ситуации, когда на коммуникативное сообщение следует неожиданная реакция. После такой трансакции процесс общения временно прекращается, так как субъекты коммуникации не получают результата, на который рассчитывали. К примеру, когда Взрослый задаёт вопрос с намерением получить ответ от эго-состояния Взрослого, а получает реакцию Ребёнка или Родителя. После чего начинается борьба, которая идёт до тех пор, пока векторы трансакций не будут уравновешены. Для решения проблемы одной из сторон необходимо изменить своё эго-состояние.

Скрытые трансакции

Характеризуются участием более чем двух эго- состояний, при этом одно из них скрыто. Это характерно для ситуаций, когда поведение человека не соответствует тому, что от него ожидает другой коммуникации. Например, когда преподаватель начинает проявлять себя в эго- состоянии Ребёнка, при этом на внешнем уровне коммуникация строится с позиции Родителя. В данном случае мы видим эго- состояние Родителя на уровне социальной коммуникации и  эго- состояние Ребёнка в психологическом пласте общения. В такой ситуации результат взаимодействия определяется именно состоянием, которое задаёт психологическая составляющая коммуникации.

Э. Бёрн при изучении трансакций сделал следующие выводы:

  • Если общение обусловлено комплементарной трансакцией, то конфликт между участниками коммуникации исключён.
  • При перекрёстной трансакции начинается позиционная борьба.

Эго состояние Ребенка

Наиболее ярким и творческим является Внутренний Ребенок. Как и предыдущие эго-состояния, Ребенок является интегрированным опытом. Разница Ребенка и Родителя заключается в том, что в структуру личности Ребенка интегрируется не чужой опыт (родительские предписания типа «Не плач, ты не девочка»), а собственный детский опыт индивида. В каждом человеке, в его Детском состоянии эго находится ребенок конкретные возраста в эмоционально значимых ситуациях. И в определенные моменты жизни, в подобных хоть в чем-то ситуациях, человек «проваливается» в то детское состояние, которое сформировалось когда-то.

В структуре Внутреннего Ребенка выделяют три эго-состояния:

  1. Свободный Ребенок.
  2. Бунтующий Ребенок.
  3. Адаптивный Ребенок.

Свободный Ребенок представляет собой творческую часть личности, способную идти вслед за своими желаниями, проявлять свои чувства, заявлять о своих потребностях и делать это снова и снова. В этом состоянии индивид является счастливым, хоть и не конструктивным человеком. Такое эго-состояние развивается у людей, чье творческое начало не подавляли и поощряли здоровый эгоизм.

Бунтующий Ребенок — это результат конфликта между реально существующим Контролирующим родителем или же его интроектом, и потребностями, желаниями эмоциями личности. Когда подавление — процесс длительный и неразрешимый, определенного типа личности могут войти в состояние бунта. Тогда поведение Внутреннего Ребенка становится противоположным тому, что диктует внешний или интроецированный Родитель.

Следующей составляющей Ребенка является Адаптивный Ребенок. Он формируется тогда, когда бунт является опасным и личность выбирает не бороться с подавлением, а подчиняться ему. Это состояние довольно пассивное, лишенное энергии. В нем человек выбирает самую безопасную для своей личности форму сосуществоания с агрессивной реальностью.

Вербальными проявлениями Ребенка являются всевозможные эмоциональные отклики, протест или выявление актуальных желаний. Невербально ребенок проявляет демонстративность и свободу эмоций.

Психотерапия детского эго-состояния позволяет сформировать Свободного ребенка и исцелить травмированных Адаптивного и Бунтующего Ребенка, позволив человеку рационально оценивать реальность, а не впадать в ступор или бунт. Также в психотерапии Детского состояния нужно сформировать здоровый диалог между Родителем и Ребенком, буфером при этом является Взрослый.

Так выглядит структура личности в транзактном анализе. Целью психотерапии в этом методе является формирование здорового баланса между всеми тремя эго-состояниями и устранение последствий того опыта, который был травматичным.

 
Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Эго-состояния

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

  • Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
  • Эго-состояние Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
  • Эго-состояние Ребёнка содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Примечания

  1. Берн, Эрик. Трансакционный анализ и психотерапия = Transactional Analysis in Psychotherapy. — М., 1992. — 224 с. — ISBN 5-87918-009-3.
  2. Берн, Эрик. Трансактный анализ = Principles of Group Treatment. — М., 2004. — 192 с. — ISBN 5-8291-0254-4.

О понятии «жизненный сценарий»

В методе трансактного анализа есть понятие «жизненный сценарий». О нем Берн пишет в своей книге «Люди, которые играют в игры». По мнению автора, программа жизни людей формируется в дошкольном возрасте. В эпоху Средневековья этого правила придерживались учителя и священники. Они даже предлагали забрать ребенка на обучение и после 6 лет отдать его обратно родителям.

Берн говорил, что сценарий — это план жизни, хранящийся глубоко в подсознании. На его формирование влияют, в первую очередь, мать и отец. По его словам, к действию человека побуждает некая внутренняя сила. И как бы он не старался ее победить, финал часто отличается от желаемого. Так, например, многие люди стремятся заработать много денег, но продолжают терять их. Другие же в это время достигают успеха.

Интересно, что первые 2 года сценарий ребенка в большей степени зависит от мамы. Заложенная ею программа в психотерапии считается его первичным протоколом, жизненной позицией.

За первый год после рождения в сознании ребенка формируется или доверие, или недоверие к окружающему миру. У него появляются некоторые убеждения относительно себя самого себя и тех, кто находится рядом. Он понимает, что он хороший, у него все в порядке или наоборот.

То же самое и в отношении других людей. Они хорошие, у них все в порядке или они плохие и у них не все в порядке. Это жизненные позиции. Обозначим их Я и Ты. «Все в порядке» — «+», «не все в порядке» — «-». Сочетание этих позиций является основой сценария жизни каждого человека. Рассмотрим подробнее:

  1. Я+, Ты+. Это безусловный успех. Признак здоровой личности, которая уверенно идет к победе. Такую позицию можно усвоить в раннем детстве или добиться, усердно работая над собой.
  2. Я+, Ты-. Осознанно или неосознанно человек играет в психологическую игру «Ты виноват». Он видит в окружающих врагов. Более того, он стремится от них избавиться. Это касается не только посторонних людей, но и родственников, друзей, даже детей. В особо серьезных ситуациях человек с такой позицией становится убийцей.
  3. Я-, Ты+. Позиция депрессивности. Человек занимается самоуничтожением. И, что самое страшное, передает этот сценарий детям. Такие люди в большинстве своем меланхолики, неудачники, которые всю жизнь проводят в одиночестве.
  4. Я-, Ты-. Полная безнадежность. Как в предыдущем случае, это сценарий неудачника.

Отказаться от жизненной позиции и изменить сценарий жизни очень сложно. Это похоже на попытки вытащить фундамент, не разрушив дом. Но такая возможность все же есть. Помощь окажет опытный психолог или психотерапевт.

Стоит сказать, что от жизненных позиций зависит то, как будут складываться взаимоотношения с окружающими людьми. Позиция собеседника бросается в глаза еще при первом знакомстве. А подобное, как известно, привлекает подобное. Если вы счастливый, жизнерадостный человек, то и круг общения у вас такой же. Вряд ли вы захотите общаться с вечными нытиками.

Теория сценариев

Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев. Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.

Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями или обществом. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребёнка. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй — психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Например, количество будущих детей.

Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Контрсценарий закладывается в другом эго-состоянии. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).

Антисценарий — «сценарий наоборот», может сформироваться при невозможности действовать согласно сценарию. Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. В данном примере поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий — его судьбу.

Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.

Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге «What Do You Say After You Say Hello?» («Что вы говорите после того, как сказали: «Здравствуйте»?»). В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним.

Структура личности

В понимании структуры личности транзактный анализ оперирует двумя базовыми моделями — структурной и функциональной.

Первая модель представляет собой сложную систему интегрированных опытов из разных возрастных опытов как самого пациента, так и его значимых других. Но дальше речь пойдет не о ней.

Функциональная — это базовая модель, которую собственно и объясняют клиенту при необходимости. Структура выглядит, как три круга, в каждом из которых располагается один из структурных элементов личности — эго-состояние

Очень важно понимать, что все три эго-состояния существуют параллельно и активируются в разные периоды времени

Взаимодействие разных эго состояний возможно как в границах одной личности (например, внутриличностные конфликты между эго-состоянием Родителя и Ребенка), так и между личностями. Например, авторитарный супруг и адаптивная супруга контактируют на уровне Родителя и Ребенка. А успешные бизнес-партнеры, на равных отношениях контактируют своими Взрослыми эго-состояниями.

Само по себе понимание структуры личности транзактного анализа позволяет успешно строить коммуникации на разных уровнях, анализировать транзакции между людьми или внутри одной личности, а также успешно строить психотерапевтические интервенции и достигать терапевтического результата.

Итак, функциональную модель личности можно свести к существованию внутри человека и его психики трёх эго-состояний:

  1. Родитель (он может быть Контролирующими и Заботливым);
  2. Взрослый (автономная эго-состояние);
  3. Ребёнок (он может быть Адаптивным, Свободным и Бунтующим).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector