Что такое мутуализм в биологии
Содержание:
- Психология взаимоотношений между мужчиной и женщиной
- Взаимодействие педагога и семьи ребенка
- Виды отношений в коллективах и деловые связи
- Классификация взаимоотношений между людьми
- Основы правильного общения
- Основные типы совместной деятельности
- Культура межличностного общения
- Виды взаимоотношений
- Культура межличностного общения
- Основные характеристики нейтрализма
Психология взаимоотношений между мужчиной и женщиной
Как сказал один мудрый человек по имени Аристофан: «Обойтись без них так же трудно, как с ними жить». Надеюсь понятно кого он имел в виду. Буду честен: я с ним таки согласен. Жить с женщиной, любить женщину, делить с нею быт – это и дар и проклятье в одночасье.
Не помню точно где, но где-то я слышал фразу мол женщину нужно не понимать, а любить. Отчасти соглашусь, но больше не соглашусь. Мне кажется что если удастся понять женскую психологию в любви и отношениях, тогда и уживаться с ними станет на порядок легче. Наверное я уже надоел своими длинными предисловиями!? Постараюсь дальше только по делу.
Взаимодействие педагога и семьи ребенка
Главное
предназначение семьи и любого
образовательного учреждения — становление
личности ребенка. Родители и педагоги
— это две мощнейшие силы, роль которых
в процессе становления личности каждого
человека невозможно преувеличить. Чтобы
из маленького ребенка вырастить
полноценного человека: культурную,
высоконравственную, творческую и
социально зрелую личность, необходимо,
чтобы педагоги и родители действовали
как союзники, делились с детьми своей
добротой, опытом, знаниями. Здесь особое
значение приобретает взаимопонимание,
взаимодополнение, сотворчество педагога
и семьи в воспитании и образовании
подрастающего поколения.
Взаимодействие
представляет
собой способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется
на основании социальной перцепции и с
помощью общения.
Для
успешного развития ребенка необходимо
вовлечение родителей в деятельность
ОУ, их заинтересованное участие в
воспитательно-образовательном процессе.
Каждая из сторон воспитания – и педагоги,
и родители вносят свой вклад в становление
личности будущего гражданина своей
страны. Но самый ценный вклад – это
плодотворное сотрудничество обеих
сторон, когда родители и педагоги не по
разные стороны «баррикад» воспитания,
а на одной стороне, в согласии и
взаимодействии, едины в требованиях и
методах воспитания. Именно атмосфера
сотрудничества, единые требования со
стороны взрослых, позитивное общение
дают ребенку возможность почувствовать
свою значимость, а родителям – отойти
от всезнающего взрослого, позиции всегда
правильного и недосягаемого, побыть в
роли ребенка.
Основная
цель всех форм и видов взаимодействия
с семьей
– установление доверительных отношений
между детьми, родителями и педагогами,
воспитание потребности делиться друг
с другом своими проблемами и совместно
их решать.
Деятельность
семьи и педагогов в интересах ребёнка
может быть успешной только в том случае,
если они станут союзниками
Педагогам
важно установить партнёрские отношения
с семьёй каждого воспитанника, создать
атмосферу взаимоподдержки и общности
интересов. Именно семья с раннего детства
призвана заложить в ребёнка нравственные
ценности, ориентиры на построение
разумного образа жизни
Практика
показывает, что для установления диалога
с семьями воспитанников педагогам важно
активно использовать язык поддержки и
соучастия, давать понять родителям, что
их внимательно слушают и слышат. Это
достигается при помощи разнообразных
способов коммуникации (активное слушание,
контакт глаз, уместный комплимент,
улыбка и пр.), но не ради соответствия
ожиданиям семьи, чтобы произвести
хорошее впечатление или утвердить свою
правоту, а с целью создать
эмоционально-положительную атмосферу
заинтересованного разговора, совместного
решения проблем
Правильно
выбранный подход к взаимодействию с
семьей ребенка повышает
их ответственность за воспитание детей
в семье, развивает педагогическую
активность: мамы и папы стремятся к
общению с педагогами, их начинают
интересовать вопросы, касающиеся
формирования личности ребенка, его
внутреннего мира, отношений с окружающими;
иногда родители признают ошибочность
некоторых своих методов воспитания. В
результате создается благоприятная
эмоциональная атмосфера в отношениях
между родителями и педагогами, что
обеспечивает совместный успех в деле
воспитания, развития и социализации
детей.
Виды отношений в коллективах и деловые связи
Рассматривая, какая бывает связь между людьми, невозможно пропустить коллективные отношения, связанные с профессиональной и деловой деятельностью.
Трудовой коллектив – это группа людей, в основе объединения которых лежит профессиональный труд в рамках одной организации или структурного подразделения.
Применимо к структурному подразделению и фирмы в целом рассматривают три вида отношений:
- трудовые;
- общественные;
- отношения жизнедеятельности.
Трудовой тип, он же – профессиональный, состоит из следующих взаимодействий между сотрудниками:
- отношения субординации (по вертикали) – от руководителя к младшему сотруднику;
- отношения координации (по горизонтали) – между равными по рангу работниками, связанными общим рабочим процессом.
Общественные коммуникационные действия работников связаны с деятельностью профсоюзных или иных общественных организаций, в работу которых вовлечены сотрудники.
К жизнедеятельности коллектива и проявляемым в этой сфере отношениям можно отнести дружеское общение во время обеденного перерыва (в столовой, бытовке, курилке).
Важно! Две составляющих МО рабочих – это деловые и личные взаимосвязи. При этом просматривается тенденция: в более развитом коллективе в МО ценятся деловые качества сослуживца, в менее развитом – личностные характеристики
Классификация МО в трудовом коллективе
Классификация взаимоотношений между людьми
В психологии выделяют три основных типа отношений, в зависимости от:
- Направленности. Существует вертикальный формат отношений и горизонтальный. О вертикальных отношениях следует говорить тогда, когда люди, взаимодействующие между собой, находятся на разных уровнях в социальной иерархии (ученик и учитель, воспитатель и воспитанник, родитель и ребенок, начальство и подчиненные). Соответственно, горизонтальные отношения — те, в которые вовлечены люди, стоящие на одной ступени в социальной иерархии (коллеги, одногруппники, одноклассники).
- Целей. Начиная социальное взаимодействие, человек всегда задумывается о том, для чего ему это нужно. Если он стремится найти дружбу, товарищество, любовь, то такие взаимодействия называются личными. Если же это общение с целью заключить договор, совместно выполнить рабочее задание и так далее, то это деловые отношения.
- Эмоциональной окраски. В процессе общения и других взаимодействий человек начинает лучше понимать, как он относится к другому человеку. В зависимости от эмоций, которые испытывают люди при социальном контакте, различают положительные, отрицательные и нейтральные отношения.
Также огромное значение имеет степень близости между людьми. Различают следующие уровни:
Знакомство. На этом уровне люди практически не знают друг друга, и для того, чтобы сблизиться, им нужно общаться, находить общие интересы. При этом далеко не все знакомства переходят в следующую стадию.
Приятельство. Приятелями являются знакомые, с которыми удалось умеренно сблизиться. С такими людьми порою можно весело провести время, получить их совет и иногда помощь, но сокровенным с ними не делятся.
Товарищество. Промежуточная стадия между приятельством и дружбой. У товарищей есть совместные интересы, общие дела, они с удовольствием проводят время друг с другом, могут предлагать помощь, им можно доверить многое, хотя и не все. Значительная часть людей уже на этапе товарищества готова признать человека другом. Товарищество со временем может перерасти в дружбу.
Дружба. Крепкие, проверенные временем отношения, в которых царят гармония и доверие. Друзья чувствуют себя комфортно в обществе друг друга, любят проводить время вместе, готовы оказать поддержку, прийти на помощь. Обычно у друзей есть масса общих интересов и занятий, а многие ключевые мнения сходятся. Как правило, настоящих друзей у рядового человека сравнительно мало: едва ли наберется больше пяти человек. Также уровень дружбы делится на дополнительные подуровни. На первом подуровне люди просто дружат, на втором — считают себя лучшими друзьями. Степень взаимопонимания и доверия на этих подуровнях разнятся.
Любовь, брак. В идеальных любовных отношениях наблюдается наивысшая степень доверия, открытости, присутствует готовность создать семью. Искренне любящие люди готовы пойти практически на все ради объекта своей любви. Но на практике безусловное доверие в части пар наблюдается лишь в первые годы
Чтобы оно сохранялось десятилетиями, важно работать над собой, уметь находить компромиссы, принимать партнера.
Особняком стоит семья: человек не может выбрать, у каких родителей родиться, но между ребенком, матерью и отцом (а в особенности между матерью и ребенком) всегда формируется тесная связь, которая далеко не всегда бывает здоровой.
В первые годы жизни ребенок отчаянно нуждается в родителях, они для него — идеал, и наиболее он привязан к матери. Позднее, по мере взросления, он сепарируется и начинает собственную жизнь, а общение с родителями становится менее тесным.
Основы правильного общения
Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.
Полезные советы
Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:
- Интересуйтесь тем, что говорит собеседник. Учитесь слушать.
- Следите за мимикой. Чаще улыбайтесь.
- Чаще называйте собеседника по имени. По многочисленным психологическим исследованиям звук собственного имени – один из наиболее приятных для человеческого слуха.
- Избавьтесь от слов-паразитов. Они делают вашу речь вульгарной и некомфортной для восприятия.
- Развивайте культуру речи. Когда человек правильно и красиво говорит, его не только приятно слушать, но и гораздо понятнее. Ведь умение четко и ясно формулировать свои мысли дает гарантии того, что собеседнику они тоже будут понятны.
Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.
Ошибки при общении
Каких ошибок общения нужно стараться избежать, чтобы виды межличностных отношений не оказались под угрозой неблагоприятного развития?
- Следите за своим тоном, мимикой и жестикуляцией. Избегайте равнодушного тона, скучающего взгляда, скептических оценок – подобные проявления отбивают желания продолжать общение.
- Языковой барьер. Это не только проблема людей, говорящих на разных языках. Также языковой барьер может возникнуть между людьми, обладающими разными уровнями развития, возрастными особенностями и культурой речи. Например, с детьми не получится разговаривать так, как со взрослыми людьми, хотя бы потому, что большинство слов и терминов, которыми оперируют в разговоре взрослые люди, детям могут быть неизвестны.
- Проявления социофобии. Бывает так, что человек по необъяснимым причинам чувствует страх общения с людьми. Именно поэтому возникают неловкие ситуации и паузы при попытках наладить контакт с собеседником. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то необходимо проявить внутреннюю силу воли и стойкость, чтобы работать над улучшением своих коммуникативных функций.
Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.
Основные типы совместной деятельности
Каждый день мы взаимодействуем с огромным числом людей: дома с семьёй, на работе с коллегами, в транспорте с пассажирами, на улице с незнакомцами, в кафе с персоналом и так далее, поэтому формы сотрудничества между людьми многообразны.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Основные виды сотрудничества на сегодняшний день:
- Дружба.
- Любовь.
- Семья.
- Деловое партнёрство.
- Организационно-правовое сотрудничество.
- Солидарность.
- Союз между партиями и государствами.
- Сотрудничество между фирмами.
Список можно ещё долго продолжать, но пока мы остановимся на этом.
Настоящая взаимовыручка — это единство формы (объекта сотрудничества) и содержания (средств для обмена).
Международное сотрудничество демонстрирует нам взаимозависимость государств и организаций друг от друга. Развитие международных отношений способствовало созданию политических, экономических, природоохранных, культурных и религиозных механизмов взаимодействия.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Виды психологической совместимости
Отличительной чертой положительного содействия является общая заинтересованность её участников, выгодное взаимодействие для всех членов. Никто не должен быть ущемлён, т.е. каждая сторона получает то, что признает для себя подходящим, достойным и обоснованным.
Следует отметить, что сотрудничество любого характера соответствует четырём характеристикам:
- Всегда обусловлено общей целью и причинами, которые предстают в качестве внешних по отношению к взаимодействующим командам или людям.
- Ярко выражено, т.е. за ним можно наблюдать; сотрудничество в основном предполагает обмен вербальными символами и знаками, которые воспринимаются обратной стороной.
- Оно чаще всего привязано к какой-то определённой ситуации или к неким временным условиям, таким как встреча деловых партнёров, празднование дня рождения матери и т.п.
- Оно имеет субъективную направленность, выраженную благодаря участникам группы.
Хотелось бы отметить, что по-настоящему взаимовыгодное сотрудничество — это всегда коммуникация. Но это не обыденное общение, а создание по крупицам огромного пазла, в формировании которого участвует несколько лиц. В итоге получается прекрасная общая картина, плод этой деятельности.
Культура межличностного общения
Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.
Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.
Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость
Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Виды взаимоотношений
Есть различные виды взаимоотношений живых организмов между собой. Но ученые разделяют их на три крупные группы.
Ко второй группе относятся те виды взаимоотношений, которые называются негативными. В результате взаимодействия двух организмов выгоду извлекает только один, а второй угнетен. Порой последний может даже погибнуть в результате подобных взаимоотношений. Ко этой группе относится также и такое взаимодействие организмов, которое негативно сказывается и на первой, и на второй особи.
Третья группа считается самой малочисленной. К этой группе относятся взаимоотношения между организмами, которые не приносят ни пользы, ни вреда обеим сторонам.
Культура межличностного общения
Культурный межличностный контакт предполагает, что оба оппонента будут чувствовать себя эмоционально, интеллектуально, психически и физически комфортно от взаимодействия друг с другом. В обществе существуют нормы межличностного общения, овладение которыми позволит вывести взаимодействие на ступень культурного
Так как общение затрагивает любые сферы жизни, важно понимать, где будет уместен серьезный разговор, а где – непринужденная болтовня. Любая из этих бесед имеет свои характеристики и требования
Для того чтобы овладеть культурой межличностных отношений, их необходимо правильно развивать.
Основные характеристики нейтрализма
В связи со всем вышесказанным использование термина нейтрализм распространяется только на ситуацию несущественных или незначительных взаимоотношений между организмами.
Одним из примеров нейтрализма можно признать взаимодействие между радужной форелью и горным одуванчиком в пустыне. При нейтрализме взаимодействия скорее являются косвенными или случайными.
К основным характеристикам нейтрализма, иллюстрирующим его природу, можно отнести:
- наличие промежуточных звеньев взаимодействия: иногда одному виду может быть не безразлично существование другого из — за косвенной питательной взаимосвязи;
- виды существуют на одной и той же территории или на разных отрезках ареала, но связанные между собой только глобальными биосферными связями;
- отсутствие заметного биологического воздействия или скрытый характер контакта;
- расширение адаптационных приспособлений организмов, которые дают им возможность выйти на другой уровень существования по отношению к особям, которые ранее имели с ними максимально схожие потребности.
Еще одним примером нейтрализма может служить взаимодействие таких животных, как грызуны, белки и дятлы, которые не связаны напрямую, но их жизнь зависит от количества семян хвойных пород деревьев.
Особенностью нейтрализма также признают тот факт, что он может быть обнаружен далеко не сразу и иметь трансабиотический и трансбиотический характер.
Определение 4
Трансбиотическое взаимодействие – это тип взаимодействия организмов, при котором одни организмы влияют друг на друга посредством третьих.
Например, если скот поедает только избирательные растения, то это приводит к тому, что разрастаются травы, которые этот же скот в пищу не употребляет.
Трансбиотическое взаимодействие говорит о том, что взаимодействие организмов сильно зависит от деятельности факторов неживой природы.
Еще одним примером нейтрализма считают проживание белок и кабанов в одном лесу. Их отношения могут иметь характер нейтральных, поскольку они не влияют друг на друга напрямую.
Также нейтральными можно назвать отношения между насекомоядными птицами в еловом лесу. Несмотря на тот факт, что они используют одинаковую кормовую базу, каждый вид выбрал для себя конкретную экологическую нишу и не имеет необходимости использовать экологические ниши других форм живых организмов, даже принадлежащих к близкородственной группе.
К нейтральному существованию приводит эволюционный процесс. В Антарктике на определенных территориях пример нейтрализма демонстрируют три вида тюленей. Тюлени Ведделя питаются исключительно рыбой, морские леопарды поедают пингвинов и своих сородичей, а тюлени Росса употребляют в пищу только головоногих моллюсков.
Таким образом, реальность существования нейтрального взаимодействия можно подтвердить несколькими ключевыми факторами:
- параллельной эволюцией видов;
- расширением ареалов популяций;
- косвенный характер взаимодействия видов.
Примеров нейтрализма гораздо больше в растительном мире, нежели, чем в животном. Этот тип взаимоотношений характерен для акаций и берез в смешанных рощах, даже если эти насаждения имеют искусственный характер. Грибы и кустарники на таких территориях также имеют нейтральный тип взаимоотношений.
Возможность образования нейтральных взаимоотношений также часто зависит от устойчивости конкретного биоценоза, чем выше данный показатель, тем более вероятно, что организмы внутри него не будут конкурировать за общие ресурсы, а, следовательно, смогут сохранить нейтральные взаимоотношения.
Если подвести итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что возможность установления нейтральных взаимоотношений гораздо богаче внутри биоценозов, которые обладают разнообразным видовым составом. Но при этом биосфера нашей планеты подразумевает наличие даже косвенных взаимосвязей между каждым организмом по отношению друг к другу.
При этом влияние человека на биосферу характеризуется разнообразным характером, но очень высокой степенью негативного воздействия. Антропогенный фактор экологического влияния занимает лидирующую позицию в эволюционно образующих процессах. Именно поэтому нам, людям, необходимо очень тщательно присматриваться к существующему в природе порядку.
Зачастую именно антропогенное взаимодействие ликвидирует возможность установления нейтральных взаимоотношений между организмами.