Биологические особенности адаптации, типы, примеры

Зачем нужна физиологическая адаптация?

Условия жизни в некоторых уголках планеты не совсем комфортные, тем не менее там существуют различные представители живой природы. Есть несколько причин, почему эти животные не покинули неблагоприятную среду.

Прежде всего, климатические условия могли измениться, когда определенный вид уже существовал на данной территории. Некоторые животные не приспособлены к миграциям. Возможен также вариант того, что территориальные особенности не позволяют мигрировать (острова, горные плато и т. д.). Для определенного вида изменившиеся условия обитания все равно остаются более подходящими, чем в любом другом месте. И физиологическая адаптация является лучшим вариантом решения проблемы.

Литература

  • Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. — М.: изд-во «Сирин», — 2002. — 156 с.
  • Ader Robert, Cohen Nicolas, Felten David, Psychoneuroimmunology: interactions between the nervous system and the immune system, Lancet 1995; 345:99-103
  • Акофф Р., Эмерли Ф. О целеустремленных системах. — М.: Советское радио, 1974. — 272 с.
  • Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, −1975.- 477 с.
  • Анохин П. К.Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, −1980. — 197 с.
  • Аршавский И. А.Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, — 1982. 270 с.
  • Аршавский И. А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов//Вопросы философии. — № 11. — 1986. — С. 95-104.
  • Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., «Наука», 1988. — 270 с.
  • Березин Ф.Б., Барлас T.B. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах. // Журн. Невропат. и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1994, т. 94, N 6, с. 38–43.
  • Бернар Кл. Лекции по экспериментальной патологии // Пер. Д. Е. Жуковского. М.; Л., 1937, с. 312—374.
  • Бородюк Н. Р. Адаптация. Новое в приспособлении к окружающей среде. М.: «Глобус», 1998. — 88 с.
  • Воробьёв Р. И. Медицина по Дарвину// Химия и жизнь. — № 2. — 2001. — с.44-48.
  • Гартман Франц Жизнь Парацельса и сущность его учения/Пер. с англ. — М.: Алетейа, 2002. — 272с
  • Дербенёва Л. М. Интимная жизнь стресса// Химия и жизнь. — № 7. — 1999 г. — С.54-57.
  • Калайков И. Цивилизация и адаптация, М.: «Прогресс», 1984.
  • Кассиль Г. Н. Внутренняя среда организма М.: Наука, 1983. — 227 с.
  • Козинец Г. И., Погорелов В. М. Консерватизм биологических процессов — стабильность кроветворения Клиническая лабораторная диагностика № 12, 1988.-С.21-32.
  • Малов Ю. С. Адаптация и здоровье. Клиническая медицина № 12. — 2001.- С. 61-63.
  • Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. — М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  • Монтень Мишель, Опыты. Книга третья. Изд-во «Наука». — Москва. — 1981. — 535 с.
  • Сапов И. А., Новиков В. С. Неспецифические механизмы адаптации человека. — Л.: Наука, 1984. — 146 с.
  • Светуньков С. Г. Количественные методы прогнозирования эволюционных составляющих экономической динамики. — Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 1999. —177 с.
  • Северцов А. С. Теория эволюции. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 380с
  • Скулачев В. П. Эволюция биологических механизмов запасания энергии // Соросовский Образовательный Журнал. 1997. № 5. С. 11-19.
  • Урманцев Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация)//«Вопросы философии». — 1998. — № 12.
  • Философские проблемы адаптации Под ред. Г. И. Царегородцева. М., «Мысль», 1975 277 с.
  • Hensel H. Grundbegriffe und neuere Aspekte der physiologischen Adaptation,

Виды адаптации персонала

По состоянию на сегодняшний день выделяют такие виды адаптации персонала в организации:

  • первичная – обучение новых сотрудников без трудового стажа (речь идет о молодых специалистах, только что окончивших обучение в ВУЗах);
  • вторичная – обучение опытных специалистов (речь идет о переквалификации или повышении должности).

Кроме этого, выделяют еще и другие формы приспособления персонала, которые разделяются в зависимости от направленности обучения. Так, благодаря такому разделению руководители имеют возможность выбирать, какие сотрудники нуждаются в том или ином варианте обучения. А чтобы вы понимали, о чем конкретно идет речь, рассмотрим подробнее каждый из методов.

Социально-психологическая адаптация персонала

Методы социальной адаптации характеризуются вхождением вновь пришедшего специалиста в коллектив, его быстрым принятием ближайшего социального окружения. Кроме этого, за счет подобной практики осуществляется вовлечение новичка в традиции и непрописанные нормы коллектива, в стиль работы руководящего аппарата и особенности межличностных взаимоотношений, который складываются в коллективе. Она обуславливает включение новичка в команду как имеющего равные права на высказывание своей точки зрения.

Критерии оценивания социально-психологической способности к привыканию заключаются в удовлетворенности работой и взаимоотношениями с коллегами. И если специалист в полном объеме отвечает этим требованиям, то это означает только одно – руководство на должном уровне организовало его вхождение в трудовой коллектив. В том случае, если новичок по приходу в компанию уже обладает определенными навыками и способностями находить общие точки соприкосновения с сотрудниками, то наверняка он уже успел постичь азы адаптационной техники.

Трудовая адаптация персонала

Являет собой процесс ознакомления работника с новым видом деятельности, организацией и изменение личностных поведенческих навыков в соответствии с требованиями рабочей среды. Проще говоря, это не что иное, как процедура приспособления к новой среде. Причиной необходимости в проведении подобного обучения может стать переход на новое место работы, смена профессиональной деятельности или внедрение усовершенствованных форм организации.

Виды трудовой адаптации персонала характеризуются ориентацией в следующих вопросах:

  • познание общих знаний и понятий о компании;
  • политический аспект предприятия;
  • вопросы, которые касаются оплаты трудовой деятельности;
  • охрана трудовой деятельности и соблюдение правил ТБ;
  • экономические факторы.

Профессиональная адаптация персонала

Профессиональная адаптация персонала в организации являет собой взаимовыгодное приспособление сотрудника и коллектива компании, благодаря чему вновь прибывший работник имеет возможность максимально быстрого осваивания на предприятии. Если говорить более понятным языком, то это означает, что специалист учится жить в совершенно непривычных для него профессиональных условиях, совершает попытки поиска своего места в структуре компании как квалифицированного работника, способного оперативно находить способы решения сложных рабочих задач.

Психофизиологическая адаптация персонала

Сущность адаптации персонала в психофизиологическом контексте характеризуется приспособлением к новым физически-психологическим нагрузкам. Кроме этого, эта форма рабочего становления помогает человеку привыкнуть к санитарно-гигиеническим условиям, рабочему графику, содержанию и характеру трудовой деятельности. Психофизиологическая способность привыкать к новым условиям в большинстве своем зависит от иммунитета человека, его естественных реакций, характера самих этих условий. Хотелось бы отметить важный факт: львиная доля несчастных случаев происходит на первых рабочих этапах именно из-за ее отсутствия.

Типы приспособительных реакций

Выделяют два типа адаптивных реакций организма. Первый тип носит название «пассивные адаптации». Эти реакции проходят на клеточном уровне. Они характеризуют формирование степени устойчивости организма к воздействию негативного фактора окружающей среды. Например, изменение атмосферного давления. Пассивная адаптация позволяет сохранить нормальную функциональность организма при небольших колебаниях атмосферного давления.

Наиболее известные физиологические адаптации у животных пассивного типа — это защитные реакции живого организма на воздействие холода. Зимняя спячка, при которой замедляются жизненные процессы, присуща некоторым видам растений и животных.

Второй тип приспособительных реакций называется активным и подразумевает защитные меры организма при воздействии патогенных факторов. В этом случае внутренняя среда организма остается постоянной. Такой тип адаптации присущ высокоразвитым млекопитающим и человеку.

Сонник Дома Солнца

АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

См. также

  • Физиологическая адаптация
  • Онтогенетическая адаптация
  • Естественный отбор
  • Адаптивная радиация
  • Стресс
  • Коэволюция
  • Преадаптация

Признаки адаптации

Каждый вид адаптации имеет свои специфические особенности и признаки, по которым можно проследить процесс привыкания организма к новой среде.

Признаки физиологической адаптации:

  • процессы эволюционного приспособления;
  • сохранение способности к воспроизводству потомства;
  • приобретение новых физиологических особенностей, необходимых для выживания;
  • способность к акклиматизации и приспособленность к смене часовых поясов.

Признаки социальной адаптации:

  • установление активной коммуникации человека с другими членами социума:
  • повышение работоспособности и творческого потенциала;
  • оптимистичный настрой;
  • готовность помочь и поддержать другого человека.

Признаки психологической адаптации:

  • внутренний психологический комфорт личности;
  • баланс положительных и негативных эмоций;
  • гармоничное существование в условиях новой среды.

Способы адаптации персонала

Процедура адаптации может проходить через:

  • руководителя;
  • коллег;
  • координатора;
  • систему приятелей “buddy”;
  • наставничество.

Сотрудник компании в роли приятеля “buddy” может быть любого возраста и статуса. Как правило, такая деятельность не оплачивается дополнительно. Основная мотивация “buddy” — это положительные отзывы о его деятельности и возможность помочь другому человеку. Решение стать “buddy” сотрудник должен принимать добровольно и без принуждения со стороны начальника. В противном случае формальное отношение к этой роли сведет на нет всю плюсы такого способа адаптации.

По влиянию половозрастных особенностей

половые
– характерны для определенного пола,
приводят к возникновению полового
диморфизма; например, яркая привлекающая
(распознавательная) окраска самцов и
покровительственная окраска самок у
многих птиц;

возрастные
– характерны только для определенных
стадий онтогенеза; например, наружные
и внутренние жабры головастиков, которые
утрачиваются при метаморфозе.

5.
У животных различают активные
и пассивные адаптации
.
Активные адаптации связаны с поведенческими
реакциями. Пассивные адаптации связаны
с появлением разнообразных защитных
структур (раковины, панцири, шипы,
колючки, чешуя, роговые щитки, перья,
шерсть).

Изменение
формы тела может служить для маскировки
– подражанию формы несъедобного
предмета.

6.
В отдельную группу адаптаций выделяются
различные
типы окраски
.
Эффект действия окраски обычно связан
с некоторыми морфологическими адаптациями
(форма тела) и поведенческими реакциями,
например, с принятием определенной
позы: или миметической (подражательной),
или отпугивающей.

а).
Покровительственная
(криптическая)
окраска; совокупность признаков,
обеспечивающих маскировку
(особенности окраски, формы тела и
особенности позы), называются миметизмом.
В маскировке нуждаются как виды-жертвы,
так и виды-хищники (богомолы, хамелеоны).

– сплошная
– соответствует цвету фона в местообитании;

– расчленяющая
– появление пятен, полос, ложных
(отвлекающих) глаз.

б).
Привлекающая,
или распознавательная
– служит для распознавания особей
определенного вида. Обычно служит для
узнавания представителей противоположного
пола данного вида в период размножения.
Иногда обеспечивает распознавание
комменсалов, например, хищные рыбы
должны отличать безобидных чистильщиков
от возможных имитаторов.

в).
Отпугивающая

– наличие ярких пятен, ложных (отпугивающих)
глаз; отпугивающая окраска обычно
сочетается с покровительственной,
например, у многих ночных бабочек
передние крылья имеют покровительственную
окраску, а задние – отпугивающую; в 1957
г. зоолог Блест экспериментально доказал,
что именно круги обладают максимальным
отпугивающим эффектом.

г).
Предостерегающая

– миметическая,
или лжепредостерегающая – незащищенные
виды-имитаторы подражают защищенным
видам-моделям (бэтсовская мимикрия);

В
1862 г. английский натуралист Генри Уолтер
Бэтс (Бейтс) одиннадцать лет изучавший
животных в бассейне р. Амазонки, установил,
что несъедобным для птиц бабочкам из
семейств геликонид и итомид подражают
обликом и манерой полета съедобные
бабочки – белянки и другие; гусеницам
данаид, питающимся ядовитыми растениями
семейства ластовневые, подражают
гусеницы махаонов и нимфалид. Бэтс
первым пришел к выводу, что вид-имитатор,
благодаря отклонению от облика родственных
ему форм, приобретает лучшие возможности
для выживания. Часто мимикрия присуща
только женским особям, например, самкам
парусников, нимфалид и белянок; при этом
самки одного и того же вида парусников
подражают разным видам данаид (женский
полиморфизм). При скрещивании парусников
были получены самые разнообразные морфы
этих бабочек, что указывает на полигенный
контроль подражательной окраски,
следовательно, высокая степень сходства
имитатора с моделью достигается путем
накопления мелких изменений.

– собственно
предостерегающая – у защищенных видов
(несъедобных, жалящих…); эффект
предостерегающей окраски усиливается
при мюллеровской мимикрии – внешнем
сходстве защищенных видов.

Примечание.
Кроме перечисленных типов мимикрии,
существуют и некоторые другие. Мимикрия
Мертенса
.
Исключительным сходством в окраске
обладают разные виды южноамериканских
змей: неядовитые ужи, умеренно ядовитые
агрессивные ложные ужи и крайне ядовитые
неагрессивные коралловые аспиды. В этом
случае роль модели играют умеренно
ядовитые агрессивные ложные ужи. Мимикрия
Пекэма
,
или агрессивная мимикрия. Мимикрия
этого типа описывается поговоркой «волк
в овечьей шкуре». Примером служат
«приманки» рыб-удильщиков. Гнездовой
паразитизм
.
Яйца гнездовых паразитов (например,
кукушек) сходны с яйцами вида-хозяина.

Похожие термины:

перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. А.п. может происходить с разной степенью быстроты и успешности (наприм

процесс приспособления молодых людей к условиям производства.

психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

приспособление к условиям обучения в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального образования.

процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. Адаптация педагога может происходить с разной степенью быстроты и усп

повышение порога ощущений, то есть снижение интенсивности ощущений при длительном действии стимула.

процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. )

постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса.

процесс и результат успешного приспособления выпускника образовательного учреждения (начального или среднего) профессионального образования к изменившимся социальным условиям: профессиональн

совокупность морфофизиологических и поведенческих особенностей организма (вида), обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природногеографическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереоти

процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также пр

Упрощение, приспособление, облегчение или усложнение текста в соответствии с уровнем языковой компетенции учащихся

При оценке сложности текста принимается во внимание количество незнакомых ле

социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психиеской

явление, характеризующее наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности, частным условиям

Система приемов обучения, которая служит для преодоления психологических, языковых барьеров общения в иноязычной среде, способствует активизации речевых умений. Включает обучение слухопроизнос

приспособление ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения в результате преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Процесс приспособления человека к условиям жизни, нормам поведения, нормам общения в новой социальной среде. См. социальная адаптация, адаптация.

способ организации и управления развитием воспитания, основанный на свободном выборе ценностей и целей, определении адекватного им содержания, педагогических технологий и критериев оценки резу

Литература

  • Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. — М.: изд-во «Сирин», — 2002. — 156 с.
  • Ader Robert, Cohen Nicolas, Felten David, Psychoneuroimmunology: interactions between the nervous system and the immune system, Lancet 1995; 345:99-103
  • Акофф Р., Эмерли Ф. О целеустремленных системах. — М.: Советское радио, 1974. — 272 с.
  • Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, −1975.- 477 с.
  • Анохин П. К.Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, −1980. — 197 с.
  • Аршавский И. А.Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, — 1982. 270 с.
  • Аршавский И. А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов//Вопросы философии. — № 11. — 1986. — С. 95-104.
  • Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., «Наука», 1988. — 270 с.
  • Березин Ф.Б., Барлас T.B. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах. // Журн. Невропат. и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1994, т. 94, N 6, с. 38–43.
  • Бернар Кл. Лекции по экспериментальной патологии // Пер. Д. Е. Жуковского. М.; Л., 1937, с. 312—374.
  • Бородюк Н. Р. Адаптация. Новое в приспособлении к окружающей среде. М.: «Глобус», 1998. — 88 с.
  • Воробьёв Р. И. Медицина по Дарвину// Химия и жизнь. — № 2. — 2001. — с.44-48.
  • Гартман Франц Жизнь Парацельса и сущность его учения/Пер. с англ. — М.: Алетейа, 2002. — 272с
  • Дербенёва Л. М. Интимная жизнь стресса// Химия и жизнь. — № 7. — 1999 г. — С.54-57.
  • Калайков И. Цивилизация и адаптация, М.: «Прогресс», 1984.
  • Кассиль Г. Н. Внутренняя среда организма М.: Наука, 1983. — 227 с.
  • Козинец Г. И., Погорелов В. М. Консерватизм биологических процессов — стабильность кроветворения Клиническая лабораторная диагностика № 12, 1988.-С.21-32.
  • Малов Ю. С. Адаптация и здоровье. Клиническая медицина № 12. — 2001.- С. 61-63.
  • Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. — М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  • Монтень Мишель, Опыты. Книга третья. Изд-во «Наука». — Москва. — 1981. — 535 с.
  • Сапов И. А., Новиков В. С. Неспецифические механизмы адаптации человека. — Л.: Наука, 1984. — 146 с.
  • Светуньков С. Г. Количественные методы прогнозирования эволюционных составляющих экономической динамики. — Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 1999. —177 с.
  • Северцов А. С. Теория эволюции. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 380с
  • Скулачев В. П. Эволюция биологических механизмов запасания энергии // Соросовский Образовательный Журнал. 1997. № 5. С. 11-19.
  • Урманцев Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация)//«Вопросы философии». — 1998. — № 12.
  • Философские проблемы адаптации Под ред. Г. И. Царегородцева. М., «Мысль», 1975 277 с.
  • Hensel H. Grundbegriffe und neuere Aspekte der physiologischen Adaptation,

Значение преадаптаций в процессе формирования адаптаций

Адаптации часто формируются на базе преадаптаций — свойств или приспособлений организмов определенного вида, которые могут иметь адаптивную ценность. Концепция преадаптации заключается в том, что многие органы и адаптации сформировались, первично выполняя другие функции, чем на конечной стадии своего развития. В определенный момент орган начинает выполнять дополнительную функцию, которая оказывается важнее для организма, чем начальная. Например, переход позвоночных животных из водоемов к существованию на суше был связан с определенными преадаптациями. В частности, скелет грудных плавников у рыб усилился появлением скелета их поясов. Благодаря этому впоследствии сформировались парные конечности наземных животных.

Эволюционный момент, когда орган приобретает новую функцию и начинает выполнять новую адаптивную роль, называют преадаптационным порогом. Орган, который изменился в процессе эволюции в новом направлении, может потерять прежнюю функцию

Например, новая функция передней жаберной дуги рыб — функция челюстей — оказалась такой важной, что предыдущая функция (участие в дыхательных движениях) впоследствии была утрачена

Термин «преадаптация» предложил в 1911 г. французский ученый Люсьен Кено (1866-1951). Под преадаптацией он понимал такие особенности организмов, которые возникают случайно (то есть в результате мутаций), но в дальнейшем приобретают приспособительную ценность. Но преадаптивное состояние организма (или отдельного органа) возникает не как непосредственный результат случайных мутаций, а на основе предварительной приспособительной эволюции.

Примечания

  1. (Ю. А. Урманцев — 1998 г.)
  2. Акофф Р., Эмерли Ф. — 1974 г.
  3. (Hensel H. — 1974 г.)
  4. (Пилат Т. Л., Иванов А. А. — 2002 г.)
  5. (Малов Ю. С.- 2001 г.)
  6. (цит. по С. 621. — Монтень М. —  г.)
  7. (цит. по С.57. — Ярошевский М. Г. — 1995 г.)
  8. (цит. по С.57.Ярошевский М. Г. — 1995 г.)
  9. (цит. по С.22. — «Химия и жизнь». — № 3. — 1990г)
  10. (цит. по С.13 Залманов А. С. — 1991 г.)
  11. (цит. по С. 8. — Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. — 2002 г.)
  12. (цит. по С.68. — Селье Г. — 1987 г.)
  13. (Дербенёва Л. М. — 1999 г.)
  14. (цит. по С.71-72 Селье Г. — 1987 г.)
  15. (Никонов В. В. — 2002 г.)
  16. цит. по С.15. Аршавский И. А. −1982., С. 95 Аршавский И. А.- 1986 г.

Приспособления к среде обитания

  • Освещенность
    . У растений — это отдельные группы, которые отличаются потребностью в солнечном освещении. На открытых пространствах хорошо живут светолюбивые гелиофиты. В противоположность им — сциофиты: растения лесных чащ, хорошо себя чувствуют в затененных местах. Среди животных также есть особи, чья рассчитана на активный образ жизни в ночное время или под землей.
  • Температура воздуха.
    В среднем для всего живого, в том числе и человека, оптимальной температурной средой считается диапазон от 0 до 50 о С. Однако жизнь есть практически во всех климатических регионах Земли.

Противоположные примеры адаптации к аномальным температурам описаны ниже.

Арктические рыбы не замерзают благодаря выработке в крови уникального антифризного белка, который не дает крови заледенеть.

Простейшие микроорганизмы обнаружены в гидротермальных источниках, температура воды в которых превышает градус кипения.

Растения-гидрофиты, то есть те, что живут в воде или около нее, погибают даже при незначительной потере влаги. Ксерофиты, наоборот, приспособлены жить в засушливых регионах, и погибают при большой влажности. Среди животных природа также поработала над адаптацией к водному и безводному окружению.

Основные ступени адаптации

Вначале работник демонстрирует коллективу свой профессионализм. В это время изучается досье специалиста, опыт работы, анализируются навыки и умения. На втором этапе проводятся инструктирование человека, его обучение и стажировка, применяются программы для полноценной адаптации.

На следующем этапе новый сотрудник выполняет свои обязанности, используя полученные инструкции, методом проб и ошибок. В этот сложный момент специалист определяется, подходит ему новая должность или нет, и, возможно, покидает компанию. Решение зависит и от того, смог ли работник влиться в коллектив.

Разновидности адаптированных сотрудников

  1. Личности, которые не смогли стать частью коллектива и не в состоянии выполнять возложенные на них обязанности.
  2. Целеустремленные и трудолюбивые профессионалы, отрицающие необходимость выстраивания межличностных взаимоотношений с коллегами.
  3. Работники, ставшие ядром коллектива, но не выполняющие работу эффективно.
  4. Полностью адаптированные сотрудники.

Факторы адаптации

Фактор — это сила, побуждающая человека действовать. Причем эти действия не обязательно могут быть осознанными. Факторы вызывают ответную реакцию не только на уровне разумного или бессознательного поведения, но и на уровне физиологических процессов.

Адаптированность как конечный продукт процесса приспособления возникает только в том случае, если факторы действуют длительно. В противном случае речь необходимо вести только о кратковременной реакции без приспособления.

По отношению к человеку как социобиологической системе факторы делятся на 2 части — внутренние и внешние. К внутренним относятся:

  • генетически обусловленные особенности;
  • наличие патологий внутренних органов;
  • гендерные характеристики.

К внешним факторам относятся;

  • климат (погода как кратковременное явление к адаптивным факторам не относится);
  • природные условия проживания (рельеф, почвы, дефицит или избыток микроэлементов, водоемы);
  • уровень антропогенной трансформации среды;
  • размеры населенного пункта постоянного проживания (мегаполис, небольшой город, село);
  • этнические и культурные особенности социальной среды;
  • психологическая обстановка в семье и ближайшем окружении человека.

Каждый из этих факторов имеет свою степень воздействия на человека. Однако при формировании адаптивных возможностей большое значение имеют лимитирующие факторы. Это те условия среды, которые оказывают на человека наиболее сильное воздействие, определяя степень его приспособленности.

Измерение адаптированности

Силиконовый герметик Dow Corning 7091

Dow Corning 7091 – однокомпонентный силиконовый герметик, отлично подходит для склейки стекла с пластиком или металлом. Герметик Dow Corning 7091 эластичный и прочный, удобен в применении и быстро затвердевает. Также этот герметик выдерживает температуры от -55 до +185 °C.

Производится этот герметик в 3-х цветах: белый, серый и черный. Фасовка также бывает разной: по 310 мл, 20 л и 250 кг. Для самостоятельного использования лучше покупать упаковку в 310 мл, который стоит примерно 800 рублей.

Виды адаптации

Изменение всей формы существования организма представляет собой функциональную адаптацию. Пример адаптации, когда изменение условий приводит к обоюдному приспосабливанию живых организмов друг к другу, представляет собой коррелятивное приспособление или коадаптацию.

Приспособление может быть пассивным, когда функции или строение субъекта происходят без его участия, или активным, когда он сознательно изменяет свои привычки под стать окружающей среде (примеры адаптации людей к природным условиям или социуму). Бывают случаи, когда субъект приспосабливает окружающую среду под свои потребности — это объективная адаптация.

Биологи разделяют виды адаптации по трем признакам:

  • Морфологические.
  • Физиологические.
  • Поведенческие или психологические.

Примеры адаптации животных или растения в чистом виде редки, большинство случаев привыкания к новым условиям происходит в смешанных видах.

Приспособления к экстремальным условиям обитания

Растения и животные, обитающие в пустынях и полярных областях Земли, также приобретают ряд специфических адаптаций. У кактусов листья преобразовались в колючки (уменьшение испарения и защита от выедания животными), а стебель превратился в фотосинтезирующий орган и резервуар воды. Пустынные растения имеют длинную корневую систему, позволяющие добывать воду с большой глубины. Пустынные ящерицы могут обходиться без воды, поедая насекомых и получая воду путем гидролиза их жиров. У северных животных кроме густого меха имеется также большой запас подкожных жиров, уменьшающий охлаждение тела.

Диагностика

Диагностика расстройств адаптации основана на выявлении основных жизненных стрессоров, симптомов и того, как они влияют на способность функционировать. Доктор спросит о вашем медицинском, психическом здоровье и социальной истории. Он может использовать критерии в диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5), опубликованном Американской психиатрической ассоциацией.

Для диагностики нарушений адаптации DSM-5 перечисляет следующие критерии:

  • Наличие эмоциональных или поведенческих симптомов в течение трех месяцев от специфического стрессора, возникающего в жизни.
  • Испытывание сильного стресса, чем обычно можно ожидать в ответ на стрессовое жизненное событие и/или ситуацию, который вызывает серьезные проблемы в отношениях, на работе или в школе.
  • Симптомы не являются результатом другого психического расстройства или частью нормальной скорби.

Типы расстройств адаптации

DSM-5 перечисляет 6 различных типов расстройств адаптации. Хотя все они связаны, у каждого типа есть уникальные признаки и симптомы. Нарушения адаптации могут быть с:

  • Подавленным настроением. Симптомы в основном включают чувство грусти, плача и безнадежности, а также отсутствие удовольствия от того, чем привыкли наслаждаться.
  • Тревогой. Признаки в основном включают нервозность, беспокойство, трудности с концентрацией внимания или запоминанием вещей и чувством подавленности. Дети, имеющие расстройство адаптации с тревожностью, могут сильно бояться разлучения со своими родителями и близкими.
  • Смешанной тревогой и подавленным настроением. Симптомы включают сочетание депрессии и тревоги.
  • Нарушением поведения. Признаки в основном связаны с поведенческими проблемами, такими как драка или безрассудное вождение. Молодежь может пропускать школу или вредить собственности.
  • Смешанным нарушением эмоций и поведения. Симптомы включают сочетание депрессии и тревоги, а также поведенческих проблем.
  • Неопределенной. Симптомы не соответствуют другим типам расстройств адаптации, но часто включают в себя физические проблемы, проблемы с семьей или друзьями, проблемы на работе или в школе.

Длина симптомов

Как долго будут длится признаки и симптомы расстройства адаптации, также варьируются. Нарушение адаптации может быть:

  • Острым. Признаки длятся 6 месяцев или меньше. Они должны ослабнуть после снятия стресс-факторов.
  • Постоянным (хроническое). Признаки длятся более 6 месяцев. Они продолжают беспокоить и разрушают жизнь.

Причины нарушения адаптации

Расстройство приспособительных реакций — это результат эмоционального расстройства, связанного с чрезмерно сильным влиянием на человека негативных событий, которые происходят в жизни. Нарушение адаптации приводит к социальной дисфункции, снижению трудоспособности и коммуникационных навыков под влиянием стрессовой ситуации. Чаще всего расстройство проходит самостоятельно с прекращением влияния на индивида раздражающих факторов.

Нарушение адаптации может произойти под влиянием многих событий и личных переживаний, основные из которых:

  • насилие;
  • сложная жизненная ситуация;
  • нервное расстройство;
  • длительная психическая нагрузка.

Насилие и в физической, и в эмоциональной форме очень негативно отражается на самоценности и мировоззрении человека, создавая сложности в процессах социальной и психологической адаптации. Если индивид с самого детства подвержен насилию, ему будет непросто приспособиться к требованиям и нормам социальной среды. Часто дезадаптация приводит к депрессивному расстройству, которое требует лечения.

Сложная жизненная ситуация обусловлена неожиданными и незапланированными изменениями привычного уклада жизни и неспособностью человека решить возникшую ситуацию путем привычных методов. Трудности в жизни приводят к возникновению стресса, эмоционального напряжения, которые не дают индивиду развиваться. Нередко такое состояние человека приводит к разрушению социальных связей, что усугубляет его положение. К сложным ситуациям в жизни можно отнести утрату близкого человека, потерю работы, развод, материальные неурядицы, наличие серьезного заболевания и другие.

Нервное расстройство — одно из самых распространенных нарушений адаптации, которое характеризуется высоким уровнем тревоги. Причиной расстройства может стать как влияние внешних факторов, так и внутренние причины. Человек обычно начинает вести себя настороженно и нервно, проявляет признаки рассеянности и несобранности, будущее для него перестает иметь значение. Продолжительное нахождение человека в таком состоянии может вызвать физиологические проблемы, которые могут проявляться в виде головных болей, расстройством пищеварения, одышкой и другими.

Длительная психическая нагрузка — это особое состояние психики, которое отражает чрезмерную нагрузку на нервную систему и органы чувств человека. Она возникает под влиянием сложных стрессовых условий, к которым организму необходимо адаптироваться. В особенности такой нагрузке подвергаются люди, в профессиональную деятельность которых входит напряженный интеллектуальный труд, нерациональный режим работы, монотонность и чрезмерная стрессовость нагрузок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector