Виды мышления в психологии, их характеристика и примеры
Содержание:
- Функции и процессы мышления
- Кредит 1000000 рублей, предоставляемый РайффайзенБанком
- Виды и их характеристики
- Развитие (упражнения для тренировки)
- Уровни мышления
- Виды и характеристики
- Антитеза в литературе
- Seofast
- Как развить мышление: пошаговая инструкция
- Проекты по теме:
- История изучения мышления
- Статьи
- Оставить комментарий Отменить ответ
- Опыты Кёлера
- Примечания
- Комментарии
Функции и процессы мышления
Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:
- Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
- Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
- Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
- Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
- Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.
При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.
По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.
Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.
Кредит 1000000 рублей, предоставляемый РайффайзенБанком
Потребительский кредит в РайффайзенБанке оформляется без поручителей и залога. Причем кредитно-финансовое учреждение не обязывает человека сообщать цели его использования. Кредит миллион рублей на 1-5 лет выдается под годовые проценты 7,99%. Максимальная сумма, подлежащая выдаче, не превышает 2000000 рублей, минимальная равна 90000 рублей.
Заемщиком предъявляются такие документы:
- паспорт;
- анкета;
- документ, свидетельствующий о платежеспособности (на выбор): 2-НДФЛ/по форме банка, 3-НДФЛ;
- справки, подтверждающие занятость (копия трудовой).
Взять миллион в долг могут особы, старше 23 лет (не более 65), являющиеся российскими гражданами, имеющие телефон мобильный, рабочий
Обратите внимание, кредит не выдается ИП, собственникам бизнеса. Важен стаж работы (не менее 3 мес.)
Решение по заявке может быть вынесено РайффайзенБанком спустя несколько часов, после ее подачи. Компания, предлагая выгодный кредит, позволяет сделать отсрочку первого платежа на 60 дней.
Виды и их характеристики
Психологи обычно разделяют мышление на три класса мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое.
Наглядно-действенное подразумевает, что человек наблюдает за реальными предметами, животными, людьми и постигает взаимоотношения между ними в конкретной сложившейся ситуации.
Наглядно-образное предполагает создание представлений о некой ситуации или образах. То есть человек использует наглядные изображения через их образные представления.
Словесно-логическое предполагает применение логических знаний о том или ином событии, предмете, существе. И таким образом человек постигает существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи реальных событий или объектов.
Кроме этого, мышление делится на наглядное и вербальное, то есть кому-то проще один раз увидеть, другому достаточно это услышать
Еще оно делится на практическое и теоретическое, то есть кому-то «закон не писан», он ищет всевозможные способы решить ту или иную задачу, другим важно исполнение норм и правил, которые сами они и разрабатывают
Следующие антиподы связаны с интуитивным и аналитическим мышлением. Первое протекает быстро, не разделено на отдельные четкие этапы, мало осознаваемо. Второе – длительно по времени, разделено на четкие этапы, конкретно представлено в голове человека.
Но к какому бы типу ни относилось ваше мышление, важно уметь запускать в своей голове процесс сравнения, он помогает найти схожие и отличные свойства предметов, ситуаций, что в последующем непременно поможет решить поставленную задачу. Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез
На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной
Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез. На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной.
Хотя с другой стороны процесс мышления сугубо личный, и нередко он зависит от характера человека. У одних мышление бодрое, у других – ленивое. Кто мыслит рассудительно, кто импульсивно. Так же его делят на женское и мужское, цивилизованное и диковатое, гибкое и прямолинейное. Да и происходит оно на разных уровнях.
Одни мысли роятся в глубине нашего сознания, другие на поверхности, третьи остаются где-то в середине, там чаще всего находятся те, что появились благодаря стереотипам, которые нас окружают. Наружу вырываются самые разные, но чаще всего – контролируемые и хорошо осознаваемые мысли. А вот в самом дальнем уголке скрывается то, что появилось у нас практически бессознательно. Это – база, на которой потом начинают основываться все наши последующие мыслительные процессы.
И при этом не любое мышление помогает жить. Иногда оно может мешать. Порой нужно действовать быстро, полагаясь на собственный опыт, выработанные годами рефлексы, а мыслительный процесс тормозит простое решение важных задач. В категорию «вредных» мыслей также относятся ненужные, негативные, и конечно, назойливые. Вот им совсем не место в нашей голове и от них следует избавляться.
Развитие (упражнения для тренировки)
Развитие мышление начинается с раннего возраста. При рождении младенец не обладает способностью мыслить, однако уже к году формируется начало мыслительных процессов. Для развития мышления необходимы знания, опыт, память. В процессе развития ребенок накапливает необходимые компоненты через познание окружающего мира и у него начинает проявляться простейшее мышление.
Скорость и качество становления мыслительных процессов зависит от того, насколько этому вопросу уделяют внимание родители. С ребенком необходимо постоянно заниматься для быстрого формирования и закрепления навыков мыслить
Способность формировать мысли побуждает к самообучению и познанию. Развитие мышления происходит непрерывно от рождения до полного угасания в процессе общения. Деятельности, освоении нового в быту формирует подсознание человека. На каждом жизненном этапе оно имеет свои особенности:
- Для детей раннего возраста мышление наглядно-действенное. Все процессы, направленные на выполнение простейших задач (взять игрушку, открыть коробочку, принести что-то или достать). Ребенок думает, действует, развивается. Этот непрерывный процесс познается в повседневности как через игру, так и через необходимость достижения определенных действий.
- При овладении речью ребенок учится обобщению и постепенно его мыслительный процесс выходит за рамки наглядно-действенного. Мышление и речь находятся в тесной связи, речь человека способствует развитию абстрактного мышления, способности обобщать предметы и явления, выявлять суть на основе полученных знаний. Речь у взрослых является главным способом передачи опыта и навыков, что значительно облегчает обучение.
- Расширение речи позволяет выражаться словами, ребенок больше уходит в сторону образного и абстрактного мышления. На этом этапе формируется фантазия. Развиваются творческие способности.
- Школьники учатся оперировать знаниями, полученными словесно (предметы общего образования). Практическое закрепление опытом отсутствует. Этот этап учит делать выводы на основании логической связи и накопленных знаний о предметах и явлениях. Различные методики школьной программы повышают эффективность и скорость оперирования понятиями и достижения умозаключения в короткие сроки при наличии недостаточных знаний о предмете или явлении.
- Старшие классы способствуют формированию абстрактного мышления. Изучение и разбор художественной литературы провоцирует развитие мышления и воображения.
Чем старше становится ребенок, тем больше методов мышления задействованы в ежедневном процессе. Основным средством развития мышления детей является обучение, включающее формирование речи, изучение предметов и явлений путем словесной передачи данных и формирование абстрактного мышления и воображения на основе художественной литературы, творчества (рисование, вязание, вышивка, резьба по дереву).
Этапы развития мышления напрямую зависят от освоенного раннее и уровня интеллекта. Обычно соответствует возрастным категориям.
В накоплении понятийной базы выделяется несколько уровней: чем выше уровень развития, тем легче человеку дается обобщение или анализ явлений (или предметов), проще находится решение вопроса:
- Первый уровень характеризуется способностью обобщить простые понятия, накопленные личным опытом или усвоенные при подаче в словесной форме.
- Вторая фаза ознаменована расширением понятийного мышления.
- Третий уровень характеризуется возможностью дать более четкие понятия условий, определить конкретные признаки и подкрепить сказанное конкретными примерами из жизни, подходящими по смыслу и условиям задачи.
- Четвёртый уровень — это наивысшая ступень понятийного мышления, при котором индивид обладает полными знаниями о предмете или явлении и с легкостью определяет его положение в окружающем мире, с указанием взаимосвязи и отличий.
Уровни мышления
Мозговая деятельность человека, направленная на решение задач и познание окружающего мира, имеет свои показатели развития. Сюда входит конкретный уровень мышления, используемый человеком, а именно:
Рассудок. Он является исходным уровнем мышления. В этом случае оперирование абстракциями производится в пределах заданного шаблона, неизменной схемы и жесткого стандарта. Рассудок является способностью ясно и последовательно рассуждать, выполнять правильное построение своих мыслей, строго систематизировать и четко классифицировать факты. Главными его функциями выступают расчленение и исчисление. Логика рассудка формальна
Она изучает структуру доказательств и высказываний, обращая при этом внимание на форму уже «готового» знания, а вовсе не на его развитие и содержание. Разум
Его также считают диалектическим мышлением. Разум представляет собой высший уровень познания рационального типа, характерными чертами которого являются творческое оперирование созданными абстракциями и исследование их природы (саморефлексия). Основной задачей этого уровня мышления выступает объединение различных компонентов, в том числе и синтез противоположностей, с выявлением движущих сил и коренных причин изучаемых явлений. Логика разума представляет собой диалектику, представленную в форме учения о развитии и формировании знаний в виде единства их формы и содержания.
Виды и характеристики
Познавательная деятельность является вершиной развития людей. Именно она отличает их от животных. Мыслительные процессы в психологии представлены в разных вариантах – все зависит от цели и вариации мировоззрения.
При критическом мышлении индивид оценивает ситуацию и выбирает наиболее верный путь решения. Он может понять, какой способ не даст ему нужного результата, а какой наиболее вероятно приведет к победе.
Абстрактное мышление позволяет рассуждать о нематериальных объектах. Например, человек может искусственно смоделировать ситуацию и ее последствия. Так же он размышляет о философских понятиях: что такое зло, добро, удача и т.п.
Позитивные размышления позволяют сохранять жизнерадостность. Это облегчает индивиду существование и поддерживает его уровень здоровья, так как постоянные стрессы и переживания приводят к проблемам.
Еще один вид мышления – логическое. С его помощью устанавливаются причинно-следственные связи. Обработка информация позволяет индивиду делать определенные выводы. Этот тип важен для следственной работы, военных действий и т.п.
Некоторые психологи отмечают, что развитие интернета позволило сформироваться новому виду мышления – клиповому. Оно может осуществляться за счет того, что человек воспринимает большой объем информации и делает на ее основе выводы, т.е. теряется способность к самостоятельному анализу.
Антитеза в литературе
Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Например, у Петрарки Ф. имеется сонет (перевод Верховского Ю. Н.), целиком построенный на антитезе:
Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически.
Например, характеристика Петра Великого в «Стансах» Пушкина А. С.:
Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики). Многие стилисты поэтому относились к антитезе отрицательно, а с другой стороны, заметно пристрастие к ней у поэтов с риторическим пафосом, как например у Гюго или Маяковского:
Симметричность и аналитический характер антитезы делают её весьма уместной в некоторых строгих формах, как, например, в александрийском стихе, с его ясным членением на две части.
Резкая ясность антитезы делает её также весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, как, например, в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п. Примерами могут служить:
Антитетическая композиция часто наблюдается в социальных романах и пьесах при контрастном сопоставлении жизни различных классов (например: «Железная пята» Дж. Лондона, «Принц и нищий» Марка Твена и т. п.); антитеза может лежать в основе произведений, рисующих нравственную трагедию (например: «Идиот» Достоевского) и т. п.
В этом социальном ключе приём антитезы весьма своеобразно использовал Некрасов Н. А. в первом стихотворении из цикла «Песни»:
Seofast
Особенности
Seofast:
- Разнообразие видов заработка: серфинг, выполнение заданий, чтение писем, прохождение тестов;
- Минимальная сумма для вывода – 3 рубля;
- На одних кликах можно заработать, как минимум 10 рублей в день;
- Наличие реферальной системы.
Seofast – прекрасный букс, позволяющий
заработать 5000 рублей в интернете. Достаточно проявить энтузиазм, быть
исполнительным и ежедневно уделять хотя бы час на работу, тогда вы имеете все
шансы получить заветную сумму.
Как развить мышление: пошаговая инструкция
Если тест на определение уровня мышления показал неудовлетворительные результаты, не стоит сразу опускать руки. Развить данную способность можно следующим образом:
записывайте свои идеи, а также ход решения проблемы (это позволяет задействовать больше отделов головного мозга);
обратите внимание на логические игры (самым ярким примером являются шахматы);
купите несколько сборников с кроссвордами или головоломками и посвящайте их решению все свободное время;
чтобы активизировать мозговую активность, необходим разрыв шаблона (это может быть неожиданное изменение режима дня, новый способ выполнения привычных действий);
физические нагрузки (лучше всего отдать предпочтение танцам, так как они заставляют постоянно думать и запоминать схему движений);
займитесь изобразительным искусством, что поможет вам найти новые формы подачи своих идей;
заставьте свой мозг усваивать новую информацию (можно начать изучать иностранный язык, посмотреть документальный фильм, прочитать раздел энциклопедии и т. д.);
подходите к решению проблем системно, а не хаотично (данный процесс включает установленную последовательность этапов — от осознания проблемы до выработки окончательного решения);
не забывайте об отдыхе, ведь чтобы мозг работал наиболее продуктивно, ему нужно давать время на восстановление.
Проекты по теме:
История изучения мышления
Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период
При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. Философ Парменид был первым, кто затронул этот вопрос
Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение. Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление — это отражение космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы «вспомнить» те знания, которые были «забыты». Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку — логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая «мыслительная машина».Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.
Статьи
Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.Л. Подходы к диагностике практического мышления (rar, 23 kb)Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К., Серкин В.П. Структура субъективного опыта: семантический слой и другие слои (zip, 16 kb)Беллман Р., Заде Л. Принятие решений в расплывчатых условиях (pdf, 1.41 Mb)Библер В.С. Творческое мышление как предмет логики (rar, 66 kb)Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством (html, 27 kb)Давыдов В.В. Особенности эмпирического мышления (фрагмент книги «Виды обобщения в обучении»)(pdf, 109 kb)Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач (rar, 25 kb)Завалишина Д.Н. О типологизирующей активности опытного специалиста (doc, 73 kb)Ильенков Э.В. К вопросу о природе мышления (rar, 15 kb)Конева Е.В. Особенности индивидуальной классификации опыта в мышлении профессионала (html)Корнилов Ю.К., Владимиров И.Ю. Инструментальный опыт как компонент опыта практического преобразования (doc, 111 kb)Корнилов Ю.К., Мехтиханова Н.Н. Мифологическое мышление как феномен современного общества и как вид мышления (zip, 14 kb)Корнилов Ю.К. Особенности практического мышления (doc, 84 kb)Корнилов Ю.К. Преобразующая направленность как отличительная черта мышления (html)Корнилов Ю.К. Молчаливое знание как «следы деятельности» субъекта (html)Корнилов Ю.К. О функциях речи в структуре трудовой деятельности (html)Леонтьев А.Н. Образ мира (rar, 18 kb)Майер Н. Процесс решения задач и особенности его осознания (pdf, 302 kb)Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении (гл. 2) (pdf, 130 kb)Мехтиханова Н.Н., Корнилов Ю.К. О содержании протокола «мышления вслух» при решении лабораторных задач (html)Нгуен-Ксуан А. Ментальные модели физических явлений, связанных с повседневной жизнью (rar, 13 kb)Панкратов А.В. Субъектность как одно из свойств обобщений практического мышления (zip, 28 kb)Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления (zip, 12 kb)Пулос С. Подростковые имплицитные теории физических явлений: гравитация (rar, 214 kb)Россолимо Г.И. Искусство, больные нервы и воспитание (pdf, 1,1 Мb)Секей Л. Знание и мышление (pdf, 228 kb)Солондаев В.К. Практическое мышление: становление субъекта (zip, 48 kb)Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже // Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей, М.: «Педагогика», 1985 (rar, 25 kb)Тихомиров О.К. Мышление, сознание, бессознательное (rar, 47 kb)Урванцев Л.П. Наглядные обобщения и интуитивные оценочные суждения в мышлении профессионала – практика (rar, 26 kb)Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку (htm, 123 kb)Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? (rar, 15 kb)
Оставить комментарий Отменить ответ
Опыты Кёлера
Понятие практического мышления тесно связано с именем Кёлера. Можно ска зать, что данное понятие впервые было введено в науку после его зоопсихоло гических опытов и, как видно, окончательно укоренилось в ней.
Основная проблема Кёлера состояла в следующем: способно ли животное, не наделенное, как известно, речью, осуществлять разумное поведение, то есть поведение, которое не может быть сочтено ни инстинктивным, ни результатом простой случайности и которое, следовательно, должно быть признано элемен тарной формой проявления мышления. Если такое поведение существует, то как оно протекает?
Для решения данного вопроса Кёлер обратился к экспериментальному изуче нию поведения человекообразных обезьян (антропоидов). Принцип его опытов со стоял в следующем: когда достижение цели возможно и прямым путем, то живот ное, естественно, руководствуется инстинктом; однако если для достижения цели необходимо применение непрямого, «обходного пути», то тогда животное будет вы нуждено вместо инстинкта обратиться к разумным актам. Таким образом, по Кёлеру критерием разумного поведения следует считать способность обращения к обходному пути. Поэтому все опыты Кёлера были построены таким образом, что для достиже ния цели животное было вынуждено выбирать обходной путь. «Экспериментатор со здает такую ситуацию, в которой прямой путь к цели совершенно непригоден; зато можно обратиться к обходному пути. Животное помещается в подобную ситуацию…
что позволяет выяснить, способно ли оно использовать непрямой, обходной путь для решения задачи».
Опираясь на этот принцип, Кёлер построил целую серию экспериментов. Он стремился выяснить, какого уровня сложности может достичь разумное поведение животного. Поэтому его опыты начинались с элементарных, простых задач, заверша ясь довольно сложными. Для того, чтобы получить представление об этих задачах, рассмотрим примеры наиболее простых и сложных задач.
Ситуация первого опыта была следующей: высоко под потолком висит кор зина с любимым лакомством обезьян — бананами, достать которую с пола живот ное не может. Корзина подвешена на веревке, и экспериментатор раскачивает ее. При этом корзина оказывается так близко от возведенного в комнате помоста, что достаточно обезьяне прыгнуть на него и подождать приближения корзины, чтобы свободно овладеть бананом. В данном случае обходной путь не нужен; необходимо только, чтобы животное заметило это место — помост, откуда можно достичь цели
ипрямым путем.
Водном из следующих опытов уже появляется необходимость обходного пути: корзина висит высоко, но в комнате находится ящик; для достижения цели нужно подтащить этот ящик поближе к корзине и встать на него.
Обезьяна заперта в клетке. Снаружи виден банан; обезьяна его видит, но до стать рукой не может. В клетке валяются две бамбуковые палки, но они настолько ко ротки, что с помощью одной достать банан невозможно, поэтому для решения зада чи нужно вставить одну палку в другую.