3 уровня мышления, которые умные люди используют, чтобы превзойти других
Содержание:
- Применение в разных сферах
- Обращение по имени.
- ТРИЗ – гениальное творение нашего соотечественника Генриха Альтшуллера.
- 5 ключевых навыков человека с аналитическим типом мышления
- Справочная информация
- ТРИЗ в детском саду
- Как работает системное мышление?
- Какой клей проводит электрический ток
- Советы по развитию
- Четвёртый уровень мышления или на что мы можем ссылаться, приступая к «разбору полётов»
- Способы развития
- Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию
- Подводя итоги
Применение в разных сферах
Понятийное мышление больше свойственно тем, кто изучает точные или естественные науки. Однако не нужно думать, что оно может применяться только в определенных сферах жизни. Такой образ мышления может пригодиться как дома, так и на работе.
В бытовой
Отсутствие понятийного мышления может привести к путанице. Нехватка знаний в конкретной области не дает возможности человеку стать полноценным членом общества. Некоторые люди настолько упрямы, что не хотят развиваться. Поэтому разговор с ними чаще всего сводится к известному: «я всегда прав, если я не прав, смотри пункт первый». Их эмоции и выводы идут скорее от сердца, чем от головы. В результате, даже во время просмотра футбольного матча с друзьями у них возникает недопонимание. Лишенный понятийного мышления не владеет конкретными терминами в данной области. А из телевизора постоянно звучат такие слова, как победитель, призер, фаворит и соискатель. Человеку без понятийного мышления не хочется вдумываться. Он хочет все понимать на интуитивном уровне.
Его оппонент готов уйти с головой в решение любого вопроса. Справедливости ради, нужно отметить, что делает он это даже тогда, когда это не особо нужно. Поэтому общение с такими людьми нельзя назвать легким. Например, прежде, чем ответить на вопрос, как добраться до библиотеки, они проведут целое исследование. На такси – быстро, но дорого, на общественном транспорте дольше, но дешевле, причем анализ, каким именно автобусом или троллейбусом воспользоваться, тоже будет присутствовать, пешком еще дольше, но бесплатно.
В деловой
Здесь понятийное мышление является залогом успеха
Чем бы вы ни занимались – экономикой, программированием, юриспруденцией, сельским хозяйством или промышленным производством, везде важно точно определять понятия. Разночтения в условиях задачи, договора, контракта неминуемо приведут к краху
Поэтому действовать в бизнесе исключительно по зову сердца противопоказано. Необходимо включать понятийное мышление, в котором нет места ошибке.
В научной
Развитие этой отрасли также невозможно без применения понятийного мышления. Любая ошибка при изучении исходных данных может привести к провалу. Возьмем для примера экономическую отрасль и часто употребляемое в ней слово «рынок». Его значение можно трактовать самыми разными способами. Мировой рынок с его правилами и центральный в отдельно взятом городе, существующий по своим законам – это абсолютно разные вещи
Поэтому при решении вопросов на эту тему важно точно определиться со значением термина. Понятийное мышление здесь пригодится как никогда
Обращение по имени.
Узнав имя человека, сразу же используйте его в каком-либо из предложений
Людям нравится слышать свое имя, это придает им чувство важности. Взамен они скорее с вами сблизятся
ТРИЗ – гениальное творение нашего соотечественника Генриха Альтшуллера.
Хотя ТРИЗ разрабатывалась в 70 — 80-х годах прошлого века, споры об ее эффективности и пригодности в других сферах деятельности, кроме техники, не утихают до сих пор. Поэтому сразу хочу оговориться, что все написанное ниже, является моим личным взглядом на эту методу. У меня к ТРИЗ особое отношение, о чем я написал в статье «Об авторе».
Даже по объему; описание всего ТРИЗ занимает более сотни страниц.
ТРИЗ рассчитана на инженеров и изобретателей, и если вы относитесь к этой группе людей, то обязательно изучите ее в первоисточниках или на специальных сайтах.
Если же вы дизайнер, художник, креативщик, в общем, гуманитарий, то всё равно должны обязательно ознакомится.
Знание ТРИЗ пригодится и предпринимателям, я в этом уверен.
В чем же основное отличие ТРИЗ от других креативных техник:
Во-первых – ТРИЗ стройная поэтапная схема действий, направленная на достижения идеального конечного результата, т.е. не допускает принятия слабого, компромиссного решения.
Во-вторых – ТРИЗ не метод проб и ошибок.
В-третьих – ТРИЗ почти не использует перебор вариантов.
В-четвертых – ТРИЗ не является методом активации творческого мышления, а скорей, его организацией.
Еще несколько важных сведений о Теории решения изобретательских задач:
ТРИЗ разработана благодаря изучению огромного количества изобретений, выявления общих закономерностей и приемов, использованных при их создании. Г. Альтшуллер назвал это как Законы развития технических систем.
ТРИЗ ориентирована на минимальное участие и воздействие на техническую систему личности человека. Креативщиками это воспринимается с трудом.
Эта система в большей степени ориентирована на решение уже существующей проблемы. Для создания чего-то нового, с нуля, нужно это новое сначала придумать, а потом с помощью ТРИЗ довести до ума.
Любые работы в ТРИЗ начинаются с анализа задачи
Именно благодаря этой теории я понял важность этого этапа решения любых креативных заданий.
Техническая система – в общем представление, совокупность объектов, взаимодействующих между собой и окружающей средой, для выполнения возложенной на нее функции.
Важное понятие в Теории решения изобретательских задач – Техническое противоречие: конфликт между частями технической системы, мешающих этой системе выполнять ее работу.
В основе ТРИЗ лежит АРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач: программа последовательных действий, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач.
Для справки: осуществляются попытки создания Теории развития художественных систем. Но к этой теме я обязательно вернусь позже.
5 ключевых навыков человека с аналитическим типом мышления
Есть ряд способов, которые помогут развить логическое мышление.
- Проблему следует делить на части. Большая задача, как правило, кажется невыполнимой. Благодаря аналитике крупную задачу можно разделить на небольшие составные части, что позволит решать вопросы поочередно.
- Поиск и анализ данных. Фактически, это отбор и обработка данных, анализ информационных источников для формирования логичных выводов.
- Использовать информацию нужно эффективно. Этот навык полезен для целесообразной работы с информацией, умения обобщать сведения.
- Навык находить альтернативные решения сложных задач. Развитие аналитического мышления поможет искать альтернативные способы достичь благополучия, эффективно решать проблемы.
- Чтение серьезной литературы. Необходимо периодически изучать документацию по применению различных приложений, просматривать технические материалы. Если в статьях описаны факты,с которыми вы не согласны, просто примите их к сведению. Классическая литература — это кладезь знаний. Из книг можно почерпнуть огромное количество полезной информации.
Стиль речи аналитика
Аналитики довольно сдержанные, осторожные в словах, но речь их довольно твердая. Такой человек не стремится со всеми поделиться новостями и знаниями. Но если попросить у аналитика совет, он может предоставить много полезных сведений и информации. Дискутирует аналитик спокойно, твердо отстаивает свою точку зрения, аргументирует ее. Не повышает голос и не стремится доказать всем и каждому, что он прав. С уважением относится к своему оппоненту.
Мышление
Особенностью аналитического склада ума является умение разбивать проблему на части и решать, учитывая все особенности и нюансы. В ходе исследования частей, аналитик находит несколько альтернативных путей решения проблемы, которые разбивает на две группы: полезные и вредоносные по отношению к конечному результату. Он изучает всевозможные исходы развития событий.
Примеры
Нам предстоит решить несложную задачку
- Какую форму имел пирог? Ведь его могли испечь квадратным, круглым либо треугольным.
- Какой конфигурации кусок, отрезанный от пирога? При желании можно вырезать любую фигуру, даже с множеством углов.
- Каким образом разрезали пирог? Кто-то может посчитать куском и половину мучного изделия.
Дано предложение: «Солнца яркие лучи освещают изумрудные кроны берез». Какие можно сделать выводы, исходя из информации, содержащейся в предложении? Аналитик подумает следующее:
- в предложении описано утро, так как ночью солнце не светит;
- солнечные лучи описаны как довольно яркие, значит, погода хорошая;
- скорее всего, описано лето, нежели осень или весна, поскольку цвет листвы, изумрудный, довольно яркий;
- в предложении говорится о поляне, где выросли несколько деревьев («березы» — это множественное число);
- в предложении речь идет об умеренной или холодной климатической зоне, вероятно, это Евразия или Северная Америка, поскольку в других широтах березы не растут;
- это предложение – вырезка из художественного текста, так как в нем присутствует сумбурное соседство слов и обороты, которые не встретишь в деловом или профессиональном стиле написания. Как итог, можно отметить, что аналитик легко может сделать такие выводы, основываясь лишь на одном небольшом предложении.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
ТРИЗ в детском саду
Хотя технология ТРИЗ эффективно применяется практически во всех сферах человеческой деятельности, начинать формировать системное мышление лучше всего с самого раннего детства. Именно поэтому во многих детских садах и воспитательных системах для дошкольников все чаще используются элементы ТРИЗ, а в отечественной педагогической науке все чаще приходится слышать о появлении нового направления — ТРИЗ-педагогике.
Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:
- Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
- Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
- Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
- Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
- Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.
Эти задачи последовательно реализуются в ходе взаимодействия педагога и ребенка, постепенно приучая его к системному мышлению и нестандартному подходу в поиске решений любой ситуации.
Мы не будем сейчас подробно посвящать вас в тонкости разнообразных вариантов воспитательных программ для дошкольного возраста, созданных на основе ТРИЗ, это не сложно сделать самостоятельно изучив любую из предложенных в конце данной статьи книг по теории изобретательских задач. Отметим лишь, что их немало, и каждая предполагает подробные методические рекомендации для воспитателей по конкретному воплощению теории. В основе ТРИЗ-взаимодействия с детьми – коллективные игры и занятия, на которых детей учат выделять противоречивые свойства предметов и явлений и эффективно разрешать эти противоречия исходя из поставленной воспитателем задачи. При этом ТРИЗ-ориентированные воспитательные программы вовсе не заменяю основную педагогическую программу, а только подкрепляют ее, позволяя сделать процесс воспитания интересным, занимательным и перевести его на качественно новый уровень.
Основное средство, используемое в ТРИЗ не только для дошкольников, но и для более старших детей, — педагогический поиск
Когда ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно, акцентируя внимание не столько на успешном результате решения задачи, сколько на эффективном применении алгоритма его поиска
Как работает системное мышление?
Системное мышление помогает увидеть процесс развития реальности. Любая система предполагает существование во времени – в настоящем, прошлом и будущем, поэтому такой тип мышления дает возможность проследить развитие того или иного объекта.
Противоположностью СМ является предметное мышление. Оно предполагает рассматривание каждого объекта в отдельности без учета связей, существующих между ними. В качестве иллюстрации к такому типу мышления хорошо подходит известная притча про трех слепых и слона.
Трое слепых встретили слона и стали его ощупывать, чтобы понять, как он выглядит. Первый слепой нащупал хобот и решил, что слон похож на змею. Второй слепой потрогал бивень и решил, что он похож на палку. Третий слепой, исследовав ногу животного, пришел к выводу, что слон похож на колонну. Таким образом, они долго спорили и каждый пытался доказать свою правоту, хотя все трое были и правы и неправы одновременно.
Причиной этого стало то, что они исследовали слона по частям, а не полностью, как единую систему. Поэтому каждый из них, не имея возможности увидеть всю систему в целом, приписал ей свойства отдельных ее частей.
Автор многих, получивших известность во всем мире книг по нейролингвистическому программированию Джозеф О’Коннор написал превосходную книгу: «Искусство системного мышления». В ней он описывает особенности этого типа мышления и дает немало полезных рекомендаций по его развитию.
Какой клей проводит электрический ток
Среди специалистов, связанных с электричеством, сегодня популярны токопроводящий лак, клей и прочие составы. Они применяются радиолюбителями при монтировании микросхем, в компьютерной промышленности, в производстве высокоточного оборудования, кораблестроении и в других отраслях.
Советы по развитию
Многие специалисты, причем весьма обоснованно считают, что уровень понятийного мышления в последнее время резко упал. Причем особенно это заметно в молодежных кругах. Виной всему нынешние стандарты образования. В частности, введение ЕГЭ. Такой метод аттестации выпускников привел к тому, что они копят лишь поверхностные знания и только по тем предметам, которые собираются сдавать. Их не интересуют причинно-следственные связи. И в этом не их вина. Такой образ мысли им навязан существующей действительностью.
В большинстве своем подростки разучились размышлять. Мало того, что эта способность не востребована системой образования, так ее еще губят многочисленные гаджеты. Для того, чтобы узнать ответ на любой интересующий вопрос, не нужно копаться в собственной голове. Интернет в помощь. Дети не считают в уме, у каждого под рукой калькулятор, установленный в телефоне. Они стали разговаривать на непонятном старшему поколению языке.
Многочисленные соцсети и мессенджеры ввели в их обиход краткость, которая в данном случае далеко не всегда родственница таланта. Вместо спасибо у них «спб», вместо дня рождения – «ДР», всеми любимый новый год теперь не что иное, как «НГ».
В результате некоторые из них в обычной жизни не могут связать и двух слов, четко сформулировать свои идеи. Как уже отмечалось ранее, первые зачатки понятийного мышления появляются в достаточно раннем возрасте. Развить такие способности у ребенка проще всего в игровой форме. Для этого можно использовать упражнения, похожие на эксперименты. Дети должны на собственном примере, а не посредством данных из учебника научиться определять свойства предметов или явлений.
В первую очередь дайте школьнику право на ошибку. Пусть он найдет правильный ответ методом проб и ошибок. Ему кажется, если разлить 2 стакана воды по трем маленьким, то жидкости станет больше. Хорошо. Дайте ему возможность убедиться в обратном. Лейте вместе с ним воду по разным емкостям, пока он не поймет, что ее объем не меняется.
Еще одно популярное занятие больше напоминает исследовательскую работу. Возьмите несколько разных предметов. Первая задача – найти в них нечто общее: цвет, запах, размер, вес, материал, из которого они сделаны и так далее. Далее следует вычленить отличия. После чего начинается самая интересная и познавательная часть, в ходе которой предстоит поместить предметы в различные условия. Например опустить в воду, положить в морозильную камеру, обдать огнем, скинуть с высоты. Пусть ребенок попытается предугадать последствия событий. Не беда, если сначала ваши ожидания о высоком уровне понятийного мышления чада не оправдаются, с каждым новым экспериментом он будет все лучше узнавать мир и самостоятельно делать выводы о событиях.
Еще одна рекомендация. Чаще задавайте вопросы ребенку о том, почему он думает именно так, а не иначе. Заставляйте его размышлять. Только делайте это ненавязчиво. Например, спросите, как он понял, что был дождь. В идеале нужно получить несколько ответов: бабушка пришла в мокром плаще, деревья за окном мокрые, кругом лужи. Ищите разные варианты вместе с ним. И, конечно, много читайте. Хорошая книга – не только лучший подарок, но и толчок к развитию мышления, причем не только понятийного.
Четвёртый уровень мышления или на что мы можем ссылаться, приступая к «разбору полётов»
Четвёртый уровень мышления, на нём обычно работают священники и очень краснобаистые говоруны — талантливые психотерапевты, прирождённые политики и великие продавцы. Четвёртый уровень — взрывает мозг. Он стоит вне шкалы «экологично-неэкологично», и его можно использовать как во зло, так и во благо.
Это уровень — ценностей.
Это уровень — переоценки ценностей.
На этом уровне, разбирая случившийся инцидент, разбирающий акцентируется только на одном: ценен этот опыт или не ценен? Он либо:
- снимает всякую ценность с того, что мы потеряли,
- либо придаёт ценность тому, что мы получили,
- либо делает ценной саму ситуацию целиком.
В нашем примере фразы могут быть следующими:
Да ты просто не представляешь, как тебе повезло, что ты избавился от такой жены! Когда б ещё ты так прояснил ситуацию? (снимаем ценность с потери)
Да, тебе хорошо — тебя сейчас все обсуждают, все тебе помогают, все девушки — твои. Надо же как повезло! (придаём ценность ситуации)
Ой да подумаешь — поссорились! Помиритесь! Тоже мне -трагедия
(снимаем ценность, то есть — важность всей ситуации по принципу: «Пустяки, дело житейское!»)
Способы развития
Мышление начинает формироваться в раннем детстве. Примерно к году появляются зачатки мыслительных процессов. Младенец познаёт окружающий мир, тем самым накапливает необходимые компоненты, нужные для умственной деятельности. Скорость и качество формирования мышления зависят от вложенных родительских усилий
Очень важно регулярно заниматься с ребёнком
Начальный этап связан с наглядно-действенным мышлением. Для развития мыслительной деятельности крохе надо выполнять простейшие задачи: достать игрушку, открыть баночку, принести какую-нибудь вещь. Следующий этап тесно связан с обобщением. Передача опыта через речь взрослых облегчает обучение.
Когда ребёнок начинает пользоваться собственной речью, он начинает фантазировать. В это время формируется образное мышление, способствующее развитию творческих способностей. Основным средством развития мыслительных процессов является обучение, в том числе формирование речи и получение сведений путём словесной передачи данных.
В школьные годы ребёнок может делать выводы на основании логических цепочек и накопленных ранее знаний. Он оперирует понятиями. Если ему недостаточно знаний о предмете или явлении, использует умозаключения. Чтение книг способствует развитию воображения.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию
Мышление и интеллект
Интеллект связан с мышлением, которое обрабатывает информацию из внешнего мира. Интеллект связан с мышлением в области решения задач, это совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания.
Мышление формирует понятия, понимание их взаимосвязей, анализирует их, а это, в свою очередь — основа поведения, а значит — адаптации. При этом выбор поведения зависит от критичности мышления
Важно заметить, что поведение и мышление связаны только при решении определённой задачи, если её нет, поведение связано с другими механизмами. Например, поведение зависит от моральных ценностей.
Мышление связано с деятельностью, так как в её процессе сначала решается ряд задач, а потом умственный проект осуществляется на практике. Кроме того, существует творческое мышление.
Можно сделать умозаключение, что поведение и деятельность человека связаны с мышлением, поэтому под понятием «ум» мы определяем процесс мышления и его особенности.
Объективными методами с помощью эксперимента можно выделить компоненты, связанные с решением умственных задач, на основе чего его считают отдельным психическим процессом. Другие компоненты, участвующие в регуляции поведения, самостоятельно выделить нельзя. А понятие «интеллект» связано с попыткой психологическими тестами оценить умственные и творческие способности.
Теории о происхождении и наличии мышления у человека делятся на 2 группы. Представители первой считают, что интеллектуальные способности врождённые и неизменные. Одной из наиболее известных теорий первой группы является теория мышления гештальтпсихологии. Согласно второй группе, умственные способности развиваются в процессе жизни человека. Мышление зависит либо от внешних воздействий среды, либо от внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.
Экспериментальные исследования
А. Бине — французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии, создатель тестологии
В начале XX века А. Бине и Т. Симон создали шкалу умственного развития Бине—Симона на основе умственного возраста.
Сейчас тесты исследуют мышление у людей от 2 до 65 лет. Их можно классифицировать, разделив на 3 группы.
Первая группа — тесты достижения, показывающие объём знаний, необходимый в определённой научно-практической области (контрольные тесты в школе). Вторая — интеллектуальные тесты, оценивающие соответствие интеллекта биологическому возрасту. Среди них можно назвать тест Стэнфорд-Бине (англ.)русск. и тест Векслера. Третья — критериально-ориентированные тесты, оценивающие возможность решать интеллектуальные задачи (тест МИОМ и модификация интеллектуальной батареи тестов Р. Амтхауэра Б. М. Кулагина и М. М. Решетникова (тест «КР—3—85»)).
Тесты можно рассматривать как экспериментальную модель, которая лежит в основании концептуально-экспериментальных моделей интеллекта. Одну из наиболее известных из них предложил Дж. П. Гилфорд. Согласно его концепции, интеллект можно оценивать по 3 направлениям: содержанию, продукту и характеру. Модель интеллекта Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов, сводящихся к 15 факторам: пять операций, четыре вида содержания, шесть типов продуктов мыслительной деятельности.
Подводя итоги
Вышеупомянутому Виктору, погрязающему в трясину мыслительных ограничений всё глубже, следует осознать наличие проблемы не извне, а изнутри, оценить её масштабы трезвым взглядом в прямом и переносном смысле и приложить максимум усилий для решения
Идея – победа над туннельным мышлением понятна, а путь важно найти свой, преодолевая преграды, идя навстречу трудностям, желающим обессилить. Иначе на чём будут крепнуть силы?
Помните, что развитие мышления – не лёгкий процесс, а длительный путь развития логики, аналитики и творческого подхода к практическим ситуациям, приводящий к объективной оценке событий и указанию способов решения. Помните, что это не аксиома, а теорема, которую нужно доказать прежде всего самому себе!
Читайте далее:
Образ мышления, как способ изменить жизнь
Как развить тактическое мышление: 9 способов
Как развить бизнес мышление: 10 взрывных актуальных способов
Стереотипное мышление и его влияние на человеческую жизнь
Групповое мышление: особенности и последствия для человека