Какова психология эмоций, классификация, механизм появления, особенности управления
Содержание:
- Функции эмоций
- Теория эмоций Шехтера — Сингера
- К чему приводит утрата контроля над эмоциями
- Теории эмоций
- Функции и теории
- Общество
- Теория эмоций Кэннона — Барда
- Управление эмоциями — психология
- Сообщить об опечатке
- Виды эмоций.
- Причины отклонений и способы их коррекции
- Методы развития
- Внешнее проявление эмоций
- Ассоциативная теория эмоций Вильгельма Вундта
Функции эмоций
Эмоциональные состояния приносят нам много минут наслаждения, но нередко кажутся лишними. Мы бы хотели избавиться от негативных переживаний, не тревожиться за близких, не испытывать чувства гнева или страха. Но эмоции, даже самые неприятные, выполняют очень важные функции в нашей жизни.
- Управляющая или регулирующая функция. Эмоции, как негативные или позитивные переживания, управляют нашим поведением, формируют мотивы и являются сильнейшим стимулом. Ведь любое живое существо стремится к тому, что приносит наслаждение, и пытается избежать неприятных ощущений.
- Оценочная функция. Эмоции помогают разобраться в сложном мире, навести порядок в наших отношениях. Они оценивают все, что происходит с нами: как хорошее, так и плохое. Эта оценка позволяет нам делить людей на друзей и врагов, а события на приятные и неприятные.
- Защитно-мобилизующая функция. Эмоции предупреждают нас об опасности, и они же включают защитные механизмы нашего организма, мобилизуют силы на решение проблемы.
- Сигнальная или экспрессивная. Эмоции играют огромную роль в общении, передавая другим людям информацию о нашем состоянии и отношении. Экспрессивные движения, сопровождающие эмоции – важная часть невербальной коммуникации.
- Синтезирующая функция. Эмоции – это своеобразный «цементный раствор», соединяющий в памяти события, образы, явления. Именно эмоции создают в памяти единые блоки-комплексы событий, связанных переживаниями.
Но наряду с положительными и, несомненно, важными и нужными функциями, эмоциональные состояния могут играть и дезорганизующую роль, то есть мешать нормальным действиям человека. Чувство страха способно перерасти в панику, которая мешает нормально осмыслить ситуацию и принять правильное решение. Волнение не дает сосредоточиться на деятельности, например, решить задачу на контрольной. А любовь тоже, бывает, так кружит голову, что человек больше ни о чем не может думать и не оценивает свои действия здраво.
Однако выход есть. Человек вполне может научиться управлять эмоциями и подчинить их контролю разума.
Теория эмоций Шехтера — Сингера
Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Сингера была разработана в 1952 году Джеромом Сингером и Стэнли Шехтером. Она представляет собой пример когнитивного подхода к эмоциям. Согласно этой теории, на первом этапе формирования эмоции происходит физиологическая активация (возбуждение), возникающая в ответ на переживаемое событие. Человеку же необходимо найти причину этой активации, и только потом он сможет охарактеризовать пережитый опыт и «маркировать» его как эмоцию. Например, внезапно услышав за спиной шаги, женщина, идущая ночью по пустынной улице, скорее всего, почувствует дрожь в теле, напряжение мышц и учащенное сердцебиение. Отметив физиологическую реакцию своего организма, она осознает, что в случае опасности ее некому защитить, и, убедив себя в том, что ей грозит опасность, испытает страх.
К чему приводит утрата контроля над эмоциями
Что такое по своей сути эмоции? Это реакция человека на окружающую действительность, происходящие в ней события. Именно через эмоции проявляются результаты нервно-психической деятельности индивида. Любой человек в большей или меньшей степени понимает, как важен контроль выражения своих эмоций. Данная тема веками вызывала живейший интерес ученых и всегда подвергалась глубокому изучению. Например, известно, что такие проявления, как злость, обида, огорчение так же важны для человеческой психики, как и радостные переживания.
Научившись взаимодействовать со своими эмоциями, человек приобретает свободу, независимость, чувствует себя счастливым. А вот если управлять ими не получается, контроль над собственными поступками теряется. Тогда даже благие намерения могут обернуться вредом. Спонтанность и непредсказуемость – плохие попутчики на пути к достижению своих желаний.
Все люди очень разные, поэтому переживают жизненные ситуации неодинаково. Негативные события провоцируют психомотрную задержку, которая может стать причиной развития патологий. Потеря контроля над эмоциями чревата такими последствиями:
- Человек в гневе обижает своих близких грубыми и оскорбительными фразами. По своей сути чувство обиды сродни агрессии.
- Теряется доверие. Близкие отношения не возникают за один день, нередко люди годами выстраивают между собой атмосферу взаимопонимания. Но бесконтрольные эмоциональные всплески способны очень быстро все разрушить.
- Есть риск приобрести болезни сердца. Психологические стрессы нередко становятся причиной физиологических нарушений в организме, и чаще всего это затрагивает сердечнососудистую систему.
- Ухудшается работа иммунной системы. Стрессовые ситуации отнимают у организма слишком много сил, и их уже не остается на сопротивление и защиту от болезней.
- Нередки даже депрессивные состояния. Если человек продолжительное время находится под психологическим моральным прессингом, может случиться тяжелая депрессия, бороться с которой придется при помощи врачей.
Подавление собственных эмоций не приводит к решению проблем, а лишь «закапывает» их глубже в подсознание. Бытует мнение (и небезосновательное), что человеку жизненно необходимо время от времени выплеснуть накопившийся негатив. И психологи тоже не отрицают, что депрессивное состояние отступает после того, как человек разозлится или поплачет. Депрессия нередко становится результатом именно отсутствия каких либо психоэмоциональных всплесков.
Читайте нашу статью «Как полюбить себя: советы психологов + упражнения на каждый день».
С возрастом приходит опыт в регулировании и контроле эмоций, понимание, как можно выразить свои переживания, а как не следует. Чтобы негатив не накапливался, не находя выхода, приходится либо подавлять его усилием воли, либо научиться контролировать. Причем практика показывает, что подавление еще никогда ни к чему хорошему не приводило, лишь усугубляло ситуацию, задерживая психологический взрыв (который рано или поздно все же случится).
Грамотный контроль собственных эмоций дарит душе и сознанию мир и покой. В то время как подавленные переживания часто становятся причиной всевозможных болезней. Кроме того, человек может по-разному вести себя в обществе под действием эмоциональных всплесков. Психологи предлагают особые методики, которые специально созданы для того, чтобы осуществлять контроль эмоций.
Помните, что другим людям неприятно общаться с человеком, который не способен контролировать свои чувства и даже не пытается этого делать. Никому не интересно поддерживать отношения с неуравновешенным скандалистом.
Теории эмоций
Всем известны висцеральные изменения, которые сопровождают эмоциональное возбуждение, — изменения в ритме сердца, дыхания, в моторике желудка и кишечника и т.п. Уже не
меньше ста лет ученые хорошо знают, что всеми этими изменениями руководит мозг. Но каким образом мозг вызывает эти изменения и как они связаны с эмоциями, которые испытывает личность, было и остается
предметом споров.
Ранние работы Фрейда в области неврологии
Его гипотезы удивительно точно предвосхитили последующие открытия. Коротко говоря, он предполагал следующее:
1. Центральная нервная система состоит из двух главных отделов. Первый из них образуют длинные волокнистые тракты, передающие импульсы от отдаленных областей тела к высшим
мозговым центрам, и сами эти центры, где каким-то образом представлена периферия тела. Второй отдел состоит из «ядерных» систем в глубине головного мозга, которые регулируют внутреннее состояние
организма.
2. Элементы нервной системы вырабатывают вещества , которые циркулируют в организме и могут возбуждать нервные клетки мозга, делая возможными петли положительной обратной
связи.
3. Мозг функционирует благодаря электрической активности нервных элементов, которые, будучи достаточно возбуждены, могут разряжаться.
4. Нервные элементы отделены друг от друга «контактными барьерами» (представление о синапсах многими оспаривалось в то время, когда Фрейд писал свою статью), и один
элемент может передать возбуждение другому только тогда, когда этот «контактный барьер» (синапс) будет преодолен.
5. Нервные элементы могут возбуждаться до такого уровня, который недостаточно высок, чтобы последовал разряд. Фрейд пытался объединить эти представления (которые, как
оказалось, в большей своей части были вполне корректны) в теорию, объясняющую работу мозга и, в частности, роль эмоций в процессе мышления. Он полагал, что низкий уровень возбуждения нервных
элементов в глубине головного мозга вызывает (подсознательное) чувство дискомфорта. Переданное в кору, это чувство может возбуждать потребность во взаимодействии с внешним миром, как это происходит,
например, при еде или половом акте. Это взаимодействие в свою очередь ведет к уменьшению первоначального дискомфорта, поэтому вызывает чувство удовольствия. Удовольствие имеет тенденцию усиливаться,
т.е. уменьшать сопротивление «контактных барьеров» между нервными элементами при последующей передаче сигналов. Повторяющиеся разряды в одном и том же проводящем пути все больше облегчают такую
передачу — иными словами, происходит научение.
Подобное научение, или опыт, как полагал Фрейд, изменяет структуру «сердцевины» (глубинной области) головного мозга. От того, какие пути в этой области окажутся наиболее
проторенными, будет зависеть структура человеческого «я», или личности. Эффективные проводящие пути становятся «мотивами». Когда кора воспринимает эти мотивы, они становятся
«желаниями». «Эмоции», — говорил Фрейд, — это усиление или уменьшение чувства дискомфорта в глубине мозга. «Мысль» представляет собой результат сравнения «желаний» с
«восприятиями»; другими словами, мысль — это продукт несоответствия между тем, каковы вещи в действительности, и тем, какими мы хотели бы их видеть. Поскольку методы исследования мозга во
времена Фрейда были еще весьма грубыми, он отказался от попытки связать свою теорию личности с физиологией. Тем не менее в своей позднейшей теории психоанализа он выразил многое в форме
метафорического описания физиологических процессов. За несколько лет до того, как была написана статья Фрейда, Уильям Джеймс, отталкиваясь от идей датского психолога Карла Ланге, сформулировал
концепцию, которая сегодня известна как теория эмоций Джеймса-Ланге (рис. 99).
Теория Джеймса-Ланге
Рис. 99
Казалось бы, всякий, увидев перед собой раскрытую пасть льва, сначала осознает, что ему «страшно», и лишь потом ощутит вегетативное возбуждение, сопровождающее чувство страха. Но
не случалось ли вам, сидя вечером у себя дома за книгой, вдруг почувствовать, как что-то движется возле вас? И хотя вы, вероятно, не вполне уверены в том, что именно вы видели и видели ли вообще
что-нибудь, сердце ваше учащенно забьется, а во рту станет сухо. Согласно теории Джеймса-Ланге, человек, оцепеневший на мгновение после напугавшего его события, сначала замечает, что сердце его
колотится и во рту пересохло, а уже затем делает вывод: «До чего же я испугался!» В сущности, теория эта предполагает, что после восприятия, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию как
ощущение физиологических изменений в собственном организме. Иными словами, физические ощущения и есть сама эмоция. Как говорил Джеймс, «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что
наносим удар, боимся, потому что дрожим» (James, 1884).
Хотя эта теория, подобно более поздней теории Фрейда, пыталась найти физиологические основы эмоций, Джеймс не смог подкрепить ее фактическими данными. Как и Фрейд, Джеймс потерял
интерес к физиологии. Позднее он оставил также и психологию, занявшись философией. Однако впоследствии были получены экспериментальные данные, в какой-то мере подтверждавшие его теорию..
Теория Кэннона-Барда
Рис. 100
В 1929 году физиолог Уолтер Кэннон пришел к поразительному выводу, что в теории Джеймса-Ланге ошибочно само исходное предположение, согласно которому каждой эмоции соответствует
свой собственный набор физиологических изменений. Исследования Кэннона показали, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций. Например, мурашки
появляются у вас и тогда, когда вы слушаете прекрасную музыку, и тогда, когда наблюдаете вскрытие трупа. Таким образом, эмоция — это нечто большее, чем ощущение, связанное с вегетативной
реакцией. Современные данные, пожалуй, свидетельствуют в пользу точки зрения Кэннона. Состояния возбуждения при сильных эмоциональных реакциях действительно кажутся одинаковыми, и они доходят до
сознания сравнительно медленно.
Теория Кэннона, которая впоследствии была модифицирована Филиппом Бардом, в сущности утверждала, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала
проходят через таламус. 3атем возбуждение как бы расщепляется: половина идет в кору больших полушарий, где порождает субъективное переживание страха, гнева или радости; другая
половина идет в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Согласно теории Кэннона-Барда, психологическое переживание и физиологические реакции возникают
одновременно (рис. 100).
Физиологическая часть теории Кэннона-Барда не была верна в деталях. Но она вернула процесс возникновения эмоций из периферических органов, куда его относила теория Джеймса-Ланге,
обратно в мозг.
Рис. 101. Многое из того, что ныне объединяют под названием лимбической системы, входило в «круг Папеса»
Круг Папеса
Теория Кэннона-Барда подчеркивала роль таламуса, как «центра» эмоций. Благодаря работам анатома Джеймса У. Папеса (1937) и его продолжателей мы сегодня знаем, что эмоции — это не
функция специфических «центров» мозга, а результат активности сложной сети — «круга Папеса» (рис. 101), структуры, объединенные в круг Папеса, составляют большую часть того, что сегодня называют
лимбической системой. Папес называл свою схему «потоком эмоций». Он также говорил о «потоке движения», который передает ощущения (т. е. сенсорные сигналы) через тала-мус к полосатому телу, и о
«потоке мысли», который передает ощущения через таламус к главным отделам коры мозга. Папес утверждал, что при объединении этих потоков «сенсорные возбуждения… получают свою эмоциональную окраску».
Вклад Папеса даже сегодня составляет основу того, что ученые знают о нейроанатомии эмоций.
Функции и теории
В человеческой жизни способность отвечает за выполнение нескольких функций:
- Определение значимости ситуации благодаря оценке силы раздражителя.
- Оценка действий как успешных или неудачных.
- Определение вероятного исхода событий, используя в качестве основы ощущения, предвосхищение.
- Выражение чувств при помощи телодвижений, мимики, жестикуляции, воспроизведения звуков.
- Побуждение для начала действия, которое призвано удовлетворить желания.
Чтобы выбрать количество информации, которое индивид может обработать из постоянного потока данных, мозг использует инструмент, называемый «нарушением структуры». Любое отклонение от привычных сенсорных моделей вызывает биологическую реакцию, которая и является эмоцией.
Резкие изменения в привычных состояниях (боль, удовольствие, голод, жажда, температура тела, частота дыхания) вызывают эмоциональные проявления. Люди более чувствительны к изменениям звука и аромата, чем к визуальным образам. Более интенсивно индивид реагирует на звуки.
Эмоции вызывают серьезные изменения во всем теле, особенно, в мышечном тонусе, энергетическом уровне, гормональном фоне, тоне голоса, выражении лица. Они обладают огромной способностью усиливать, искажать или полностью нарушать другие психические процессы. Например, сильный интерес может привести к обильному потоку мыслей и идей, а стыд делает невозможным сосредоточение.
По мнению ученых, изучающих анатомию, эмоции берут свое начало в примитивной лимбической системе. Дискретные (ситуативные) эмоциональные проявления эволюционно возникли раньше.
Хотя мозг меняется на протяжении жизни, лимбическая система почти полностью развивается на структурном уровне к 3 годам. По мере взросления эмоциональная реакция на изменения расширяется, появляется мышление.
Советский психолог Л. В. Выготский писал, что по мере взросления ребенка эмоции не подавляются, а, наоборот, расширяют свой спектр. Изменения в мышлении, воображении вызывают эмоциональный отклик. Медленно развивающиеся мыслительные паттерны позволяют детям выстраивать представление о мире, религии и отношение к нему.
Общество
БезопасностьГражданские права и свободыИскусство(Музыка)Культура(Этика)Мировые именаПолитика(Геополитика)(Идеологические конфликты)ВластьЗаговоры и переворотыГражданская позицияМиграцияРелигии и верования(Конфессии)ХристианствоМифологияРазвлеченияМасс МедиаСпорт(Боевые искусства)ТранспортТуризмВойны и конфликтыАрмияВоенная техникаЗвания и награды
Теория эмоций Кэннона — Барда
В 1930-х годах Уолтер Кэннон и Филипп Бард разработали в качестве аргумента против описанной выше теории Джеймса — Ланге свою теорию. По утверждению психологов, физиологические реакции и эмоции происходят одновременно. Эмоция возникает, когда таламус — область головного мозга, контролирующая моторные функции, состояния сна и бодрствования и обработку сенсорных сигналов, — реагируя на конкретный раздражитель, посылает мозгу определенное сообщение, в результате чего происходит физиологическая реакция.
Механизм возникновения эмоции изображен на рисунке ниже.
На органы чувств воздействует некий первоначальный раздражитель. Далее он передается в кору головного мозга, где происходит анализ, как будет направлена эта реакция, что, в свою очередь, активирует таламус, — то есть раздражитель воспринимается и интерпретируется. После этого одновременно возникают две реакции: эмоциональная и физиологическая. Иными словами, при встрече со львом вы почувствуете сильное сердцебиение и дрожь одновременно с сильным испугом.
Управление эмоциями — психология
Навык управления над эмоциями нужен абсолютно всем людям. Эмоциональные реакции необходимы, чтобы мы приспособились к окружающему миру, и когда мы умеем управлять эмоциями — адаптация происходит лучше, мы становимся счастливее и успешнее. Система эмоциональных реакций — сложный механизм, и как в каждом сложном механизме в нем могут происходить сбои. Сознание и бессознательные установки вмешиваются в эмоциональную реальность и порождают конфликты внутри личности и с окружающими людьми.
Эмоции несут в себе информацию, ими наполнена жизнь любого коллектива, и управление эмоциями в конфликте — это умение разобраться в этой информации
И да, эмоции можно игнорировать, но они не исчезнут от этого, посему важно научиться разумно управлять ими. Различные эмоциональные реакции дают возможность нам переживать полноту жизни
Вспомните насыщенный день, в который вы имели возможность испытать всю гамму переживаний. Наверняка в этот день вы были активны, имели сильную мотивацию, участвовали во многих событиях. И напротив, безэмоциональный день перед телевизором, когда в скуке вы переключали каналы, и ничто не находило отклика в душе — делал восприятие жизни серым и бессмысленным, к вечеру наступала апатия, ничего не хотелось делать.
Чем больше эмоций — тем жизнь ярче, и поэтому постоянно люди находятся в поиске положительных переживаний, стараются насытить ими жизнь: с помощью общения, фильмов, музыки, поездок, иногда даже экстремальных поступков, а в крайних случаях и через алкоголь или наркотики. Также эмоции позволяют реагировать не в момент происшествий, а задолго до них, и реагировать более сложно. Предположим, мы нарушили правила движения, работник ДПС отнял права. Через месяц их вернули, однако теперь каждый раз, выезжая на дорогу, мы боимся ДПС
Иногда такая осторожность уместна, иногда нет — и тогда систему эмоций нужно корректировать. Каждый имеет личный набор состояний, который обеспечивает и поддерживает соответствующий образ жизни, становится незаменимым помощником в движении к успеху или, напротив, регулярно ведет к поражениям
Для контроля над эмоциональными реакциями нужно быть открытым к своим эмоциям и состояниям других людей, быть готовыми принять их. А также уметь воздействовать на себя и на других, чтобы задействовать эмоциональный потенциал. Когда у человека появляется эмоция — мышцы начинают работать
Например, ожидая что-то важное или страшное — индивид буквально не может сидеть на месте, ходит, постоянно что-то трогает и крутит в руках. Также эмоции химически обеспечиваются выбросами гормонов, и чем сильнее этот выброс — тем более мощна эмоция, и тем сложнее ею становится управлять
Однако эмоции, даже негативные — всегда энергия, которая при направлении в правильное русло помогает достигать высоких результатов.
Сообщить об опечатке
Виды эмоций.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.
Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.
Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.
Причины отклонений и способы их коррекции
Отсутствие контроля за эмоциональными проявлениями, стресс могут повлиять на психическое здоровье человека, сделав индивида уязвимым перед стрессом, склонным к беспокойству и депрессии. Если он не в состоянии справиться с чувствами, ему будет сложно установить прочные отношения с социумом. Это может привести к одиночеству, изоляции от внешнего мира.
Типы отклонений, связанные с эмоциональной нестабильностью:
- общее депрессивное расстройство;
- биполярное расстройство, характеризующееся чередованием периодов сильной депрессии и эйфории;
- сезонное аффективное расстройство, при котором смена сезонов вызывает депрессию из-за меньшего количества часов дневного света;
- предменструальное дисфорическое расстройство, при котором перед менструацией происходят экстремальные изменения настроения, эмоциональности;
- депрессия, вызванная физическим заболеванием.
Каждое из перечисленных отклонений имеет свои симптомы. Для коррекции назначают медицинские препараты разной направленности, игры, музыкальную и групповую терапию. Иногда люди юридически признаются недееспособными.
Эмоции больше относятся к физиологии, чем к психологии. Их психологическое значение проистекает из того смысла, которое придает индивид.
Нужно научиться разбираться в чувствах, понимать, что ощущают другие. Это позволяет эффективней общаться, устанавливать крепкие отношения на работе, в личной жизни.
Методы развития
Навыки, которые составляют эмоциональный интеллект, могут быть развиты в любое время. Способности помогают изменить поведение, чтобы выдержать, преодолеть стресс, улучшить отношения с окружающими сознанным.
Развитие эмоциональной грамотности включает несколько этапов:
- Самоменеджмент.
- Самосознание.
- Общественное признание.
- Управление отношениями.
Чтобы развивать эмоциональный капитал, необходимо уделить внимание успеху в социальной жизни
Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно
Неконтролируемый стресс:
Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно. Неконтролируемый стресс:
Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно
Неконтролируемый стресс:
- повышает кровяное давление;
- подавляет иммунную систему;
- увеличивает риск развития сердечного приступа и инсульта;
- провоцирует бесплодие;
- ускоряет старение.
Внешнее проявление эмоций
Внешнее проявление внутреннего психического состояния происходит за счет жестов, мимики, а также изменения работы разных систем организма (дыхательная, кровообращения и т. д.)
Поэтому берется во внимание психология вербальных и невербальных эмоций
Настроение можно определить по мимике
Вербальное выражение эмоций
Вербальное, как известно, означает речевое общение. Речь бывает эмоциональной, меняется интонация, повышается голос. Например, при удовольствии скорость и амплитуда дыхания увеличиваются; при неудовольствии они уменьшаются; возбуждение сопровождается глубоким и частым дыханием, при страхе оно сильно замедляется. По тому, как человек дышит, можно определить его эмоции, направив беседу в то или иное русло.
Невербальное выражение эмоций
Невербальные эмоции проявляются в жестах, мимике, что хорошо прослеживается у ребенка, в то время, как взрослый человек иногда способен их контролировать. Однако индивиду удается взять под контроль далеко не все, например, он не властен над кровообращением. При страхе заметно ускоряется пульс, так же, как и при напряжении, ожидании, смущении и т.д. Единственное отличие – в объекте, провоцирующем эмоции, например, при ожидании экзамена у индивида дрожат руки, но хорошо функционирует мозг.
Ассоциативная теория эмоций Вильгельма Вундта
Среди зарубежных теорий эмоций известна ассоциативная теория Вильгельма Вундта . Взгляды В. Вундта на эмоции не укладываются в рамки конкретного направления, они разнообразны. С одной стороны, он думал, что представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции – это, прежде всего, внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. Телесные реакции В. Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже . Е.П. Ильин анализирует взгляды В. Вундта с точки зрения ассоциаций, когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, она вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Приводится следующий яркий пример: мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) похожа на движение, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот. О мимических средствах выражения эмоций писали многие ученые, художники, писатели. Лицо человека способно выражать различные эмоциональные оттенки. Об этом подробно изложено в книге А.Ю. Афанасьева «Синтаксис любви» в разделе, посвященном эмоциям. Известно и то, что еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Лев Николаевич Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардоническая, радостная, искренняя и т. д.) .
Таким образом, появление психософии А.Ю. Афанасьева и его трактовки психологического феномена эмоций с точки зрения системности и целостности с применением методологического принципа « Бритвы Оккамы» позволило отчасти решить проблематику эмоций в психологии. Вызов брошен! Кто пойдет дальше?