Теория мотивации альдерфера erg
Содержание:
- В чем суть теории мотивации Клейтона Альдерфера?
- Процессуальные теории мотивации
- Современные теории мотивации и их основные элементы
- Повседневный уход за золотом
- Содержательные теории мотивации кратко
- Теория справедливости с. Адамса
- Теория существования, связи и роста Альдерфера
- Экономическая теория
- Основа теории
- Концепция Альдерфера и индивидуальные различия
В чем суть теории мотивации Клейтона Альдерфера?
Как я уже говорила, Альдерфер всячески поддерживал идеи Маслоу. Однако в 70-хгодах прошлого века он выдвинул свою интерпретацию теории потребностей. Его детищем стала теория мотивации, которая известна как ERG-теория.
Вы спросите, почему здесь используются три заглавные английские буквы? Все просто. Для названия были взяты заглавные буквы названий категорий, которые использовал психолог:
- E — existence, существование;
- R — relatedness, что переводится как «связанность», однако подразумевает связь и отношения в обществе;
- G — growth, рост, развитие.
Хочется отметить, что за основу Альдерфер взял пирамиду потребностей своего предшественника, выявил в ней ряд недостатков и представил обществу свою концепцию. В отличие от теории Маслоу, в разработке Альдерфера человеческие потребности разделены на 3 основные группы, о которых речь шла выше.
Стоит сказать, что новое суждение имеет множество достоинств, которых не было у предшествующего. Но особо хочется отметить два из них:
- Во-первых, количество категорий сократилось с 5 до 3.
- Во-вторых, отсутствует четкая иерархия потребностей.
Как известно, у Маслоу возможно перейти к следующему уровню только после того, когда все потребности предыдущего (нижнего) уровня удовлетворены. Альдерфер же допускает движение как снизу вверх, так и в обратном направлении. Если движение происходит вверх, тогда человек удовлетворен, а если вниз, тогда оказывается в состоянии фрустрации (говоря кратко, личность потерпевает фиаско, стремясь удовлетворить свои потребности).
Обращаю ваше внимание, что в пирамиде потребностей Альдерфера отображен путь удовлетворения конкретных потребностей к более абстрактным. Движение сверху вниз (или регрессия) происходит за счет перехода от абстрактной потребности к более конкретной, если первая не была удовлетворена
Процессуальные теории мотивации
3.1.
Теория ожиданий Виктора Врума
Перед началом выполнения работы работник
строит перед собой определенные планы
или имеет ожидания по следующим аспектам:
1) Затраты –Результаты, то есть
затраченные усилия должны быть
эквивалентны полученному результату;
2) Результат
– Вознаграждение,
то есть здесь ожидание связано с
эквивалентностью между полученным
вознаграждением за определенный
результат;
3) Валентность
(удовлетворенность вознаграждением).
Цепочка ожиданий
срабатывает последовательно:
Мотивация=(З-Р)*(Р-В)*Валентность
Если в этой цепочке
какое-либо ожидание не оправдывается,
то работник, как правило, снижает
затраченные усилия, чтобы добиться
эквивалентности ожиданий.
3.2.
Теория справедливости С. Адамса
Теория справедливости
означает сравнение вознаграждения за
какую-либо работу с различными критериями
(например, оплата другого работника за
ту же работу; сравнение с прожиточным
минимумом). Если работник удовлетворен
справедливым вознаграждением, то он,
как правило, работает более интенсивно.
В случае несправедливости работник
снижает интенсивность труда.
3.3. Теория
Портера-Лоулера
Лайман Портер и
Эдвард Лоулер разработали комплексную
процессуальную теорию мотивации,
включающую элементы теории ожиданий и
теории справедливости. Базовой в модели
является теория ожиданий, теория
справедливости дополняет теорию ожиданий
на различных этапах мотивационного
процесса (рис. 2.5.).
Рис.
2.5. Модель Портера-Лоулера
Теория менеджмента
делает вывод из данной теории о том, что
результативный труд приносит удовлетворение
работнику и мотивирует его к более
производительному труду.
Современные теории мотивации и их основные элементы
Современные теории
мотивации делятся на:
-
Содержательные
теории мотивации —
идентифицируют источники внутреннего
побуждения (потребности), которые
заставляют людей действовать определенным
образом. -
Процессуальные
теории мотивации
— изучают поведение людей с учетом их
восприятия и познания конкретной
ситуации.
Существует
универсальная схема мотивационного
процесса (этапы):
-
Возникновение
потребности.
Потребность — это
то, что возникает в сознании человека
и является достаточно общим для различных
людей, но в то же время имеет определенное
индивидуальное проявление у каждого
человека. Выделяют два основных типа
потребностей:
-
Первичные потребности
– это физиологические и как правило
врожденные потребности. -
Вторичные потребности
— психологические потребности.
-
Поиск путей
устранения потребностей (побуждение
к действиям). -
Определение
направления и образа действия.
Мотив — это то, что
вызывает определенные действия человека
для устранения потребности. Выделяют
внутренние и внешние мотивы.
Мотивирование —
это процесс воздействия на человека с
целью побуждения его к определенным
действиям, путем пробуждения в нем
определенных мотивов.
Стимулы — внешние
раздражители, выполняющие роль рычагов
воздействия с целью появления определенных
мотивов поведения.
-
Осуществление
действий. -
Получение
вознаграждения за осуществление
действия. -
Устранение
потребности.
Содержательные
теории мотивации пытаются дать ответить
на вопрос: «Какие потребности побуждают
людей выполнять определенные действия?»
Основными содержательными теориями
мотивации являются:
-
Иерархия потребностей
Маслоу -
Теория потребностей
Мак-Клелланда -
Двухфакторная
теория Герцберга
1. Иерархия
потребностей Маслоу
Включает в себя
следующие группы потребностей:
-
Физиологические
потребности -
Потребность
безопасности -
Потребности
принадлежности и причастности -
Потребность
признания и самоутверждения -
Потребность
самовыражения
Группы потребностей
и формы их проявления
Группы |
Формы |
Примеры |
|
5 |
Самовыражение |
Стремление |
Предоставление |
4 |
Признание |
Желание |
Присвоение |
3 |
Принадлежность |
Стремление |
Поощрение |
2 |
Безопасность |
Стремление |
Создание |
1 |
Физиологические |
Желание |
Создание |
Рассмотрим группы
вторичных психологических потребностей
в рамках иерархии потребностей Маслоу:
Потребности
принадлежности и причастности.
Человек стремится к участию в совместных
действиях, он хочет дружбы, быть членом
каких-либо объединений людей, участвовать
в общественных мероприятиях и т.п. По
отношению к таким работникам руководство
должно соблюдать форму дружественного
партнерства, для таких людей надо
создавать условия для общения на работе.
Хороший вариант в данном случае дают
групповая форма организации труда,
групповые мероприятия, выходящие за
рамки работы, а также напоминание
работникам о том, что их ценят коллеги
по работе.
Потребность к
признанию и самоутверждению.
Данная группа потребностей отражает
желание людей быть компетентными,
сильными, уверенными в себе, а также
желание того, чтобы окружающие признавали
их таковыми и уважали их за это. При
управлении такими людьми надо использовать
различные формы признания их заслуг.
Для этого могут быть полезными присвоение
различных званий, упоминание их заслуг,
вручение различного рода наград и т.п.
Потребность
самовыражения.
Данная группа объединяет потребности,
выражающиеся в стремлении человека к
наиболее полному использованию своих
знаний, способностей и навыков. Данные
потребности в гораздо большей степени
носят индивидуальный характер. Это
потребности человека в творчестве в
широком смысле. Люди с данной потребностью
открыты к восприятию себя и окружения,
созидательны и независимы. При управлении
людьми с такого рода потребностями надо
стремиться давать им оригинальные
задания, позволяющие им претворять в
жизнь свои способности, предоставлять
большую свободу в выборе средств решения
задач и привлекать к работе, требующей
изобретательности и созидательности.
2. Теория
приобретенных потребностей Мак-Клелланда
Связана с изучением
влияния на поведение человека таких
групп потребностей, как потребности
достижения, потребности соучаствования
и потребности властвования.
В соответствии с идеями Мак-Клелланда
эти потребности, если они достаточно
развиты, оказывают заметное влияние на
поведение человека, заставляя его
принимать усилия и осуществлять
определенные действия. При этом
Мак-Клелланд рассматривает эти потребности
как приобретенные под влиянием жизненных
обстоятельств, опыта и обучения.
Потребности
достижения
проявляются в стремлении человека
достигать стоящие перед ним цели более
эффективно, чем он делал ранее. Люди с
высоким уровнем потребностей достижения
предпочитают сами ставить свои цели.
Людям с потребностями достижения
нравится принимать решения и отвечать
за решение задач, они одержимы решением
интересных для них задач, легко берут
на себя персональную ответственность.
Однако им очень трудно заниматься
работой, у которой нет ясного и ощутимого
результата. Люди с данной потребностью
много и охотно работают, но при этом не
очень любят делиться работой с другими.
Совместно полученный результат устраивает
их гораздо меньше, чем если этот результат
получен в одиночку.
Считается, что
наличие у работников высокой потребности
достижения оказывает влияние на их
активность и результативность
В целях
регулирования уровня данной потребности
важно проводить обучение членов
организации и соответствующим образом
организовывать работу. В частности,
желательно включать в работу регулярную
обратную связь, разбирать примеры
успешного достижения целей
Так как
люди с высокой потребностью достижения
целей часто слишком высоко ценят себя
и поэтому не склонны ставить слишком
трудные задачи, нужно пытаться
корректировать их самооценку.
Потребности
соучастия
проявляются в виде стремления к дружеским
отношениям к окружающим. Люди с высокой
потребностью соучастия стараются
установить и поддерживать хорошие
отношения с окружающими, прислушиваться
к их мнению, стремятся получать поддержку
и одобрение со стороны. Для них важен
тот факт, что они кому-то нужны, что их
коллеги и друзья не безразличны к ним.
Для успешной работы таких членов
коллектива необходимо создавать условия
активного взаимодействия с другими и
регулярного получения информации о
реакции окружающих на их действия.
Потребности
властвования
развивается на основе полученного
образования и опыта; состоят в том, что
человек стремится контролировать
ресурсы и процессы, протекающие в его
окружении. Лица с высокой мотивацией
властвования могут быть подразделены
на две взаимоисключающие по характеристикам
группы. Первую группу составляют те,
кто стремится к власти ради властвования.
В первую очередь их привлекает сама
возможность командовать другими. Ко
второй группе относятся те лица, которые
стремятся к получению власти ради того,
чтобы добиваться решения групповых
задач. Эти люди удовлетворяют свою
потребность властвования тем, что
определяют цели, ставят задачи перед
коллективом и участвуют в процессе их
достижения.
3. Теория двух
факторов Герцберга
Выводами из теории
Герцберга, которые он обосновал
практическими результатами исследований,
являются то, что процесс получения
удовлетворенности и процесс получения
неудовлетворенности от выполняемой
работы является, с точки зрения вызывающих
их факторов, двумя разными процессами.
Т.е. если один фактор влияет на уменьшение
неудовлетворенности, совсем не
обязательно, что он будет влиять на
получение удовлетворения от работы. И
наоборот.
Процесс
«неудовлетворенность — отсутствие
удовлетворения» определяется влиянием
факторов, связанных с окружением, в
котором выполняется работа. Их отсутствие
вызывает у работников неудовлетворение.
В то же время наличие данных факторов
не обязательно вызывает удовлетворение,
т.е. данные факторы не играют мотивирующей
роли. Обычно эти факторы называют
факторами «здоровья». К ним относятся:
-
общая политика и
управление фирмой -
техническое
руководство трудом работника -
система и размер
оплаты труда -
взаимоотношения
с руководителем -
условия работы.
Процесс
«удовлетворенность — отсутствие
удовлетворенности» в основном находится
под влиянием факторов, связанных с
содержанием работы. Данные факторы
оказывают сильное влияние на поведение
человека, которое может привести к
хорошему выполнению работы. Если эти
факторы отсутствуют, то их отсутствие
не приводит к усилению неудовлетворенности.
Данные факторы называют мотивирующими
факторами, если они удовлетворяются,
то человек испытывает удовлетворение.
А так как они могут приводить к
удовлетворению, то они играют мотивирующую
роль. К таким факторам относятся:
-
достижение
результатов -
признание со
стороны окружающих -
процесс работы
-
ответственность
-
продвижение по
службе.
На основании
разработанной им концепции двух факторов
Герцберг сделал вывод о том, что при
наличии у работников чувства
неудовлетворенности менеджер должен
обращать первоочередное внимание на
те факторы, которые вызывают
неудовлетворенность. После того как
достигнуто состояние отсутствия
неудовлетворенности, пытаться мотивировать
работников с помощью факторов «здоровья»
практически бесполезно
Поэтому менеджер
должен сконцентрировать внимание на
приведении в действие мотивирующих
факторов и пытаться добиться высоких
результатов труда через механизм
достижения работниками состояния
удовлетворения.
Процессуальные
теории мотивации
В процессуальных
теориях мотивации анализируется то,
как человек распределяет усилия для
достижения целей и как выбирает конкретный
вид поведения. Наиболее известными
процессуальными теориями мотивации
являются теория ожиданий и теория
справедливости.
1. Теория ожиданий
Разработчиком
теории является Виктор Врум.
Человек должен
надеяться на то, что выбранный им путь
удовлетворения потребности через
осуществление определенных действий
приведет к получению желаемого результата.
Ожидание в рамках теории понимается
как оценка личностью вероятности
наступления определенного события.
Теорию ожиданий
можно выразить следующей формулой:
Мотивация = (З-Р) *
(Р-В) * Валентность,
где (З-Р) — ожидания
сотрудника в отношении взаимосвязи
затрат труда – результатов,
(Р-В) — ожидания
сотрудника в отношении взаимосвязи
результаты труда — вознаграждение,
валентность —
предполагаемая ценность получаемого
вознаграждения для сотрудника
2. Теория
справедливости
Сотрудники определяют
отношение полученного вознаграждения
к затраченным усилиям и затем соотносят
его с вознаграждением других людей,
выполняющих аналогичную работу. Если
баланс не справедлив, сотрудники пытаются
изменить его за счет изменения количества
затрачиваемых усилий или уровня
вознаграждения.
Повседневный уход за золотом
Потемнению золота способствуют такие факторы, как:
- солнечные лучи;
- контакты с агрессивной бытовой химией;
- длительные контакты с влагой, в особенности потом;
- йод — крайне опасное для золота вещество, поэтому всячески избегайте любых контактов ювелирного изделия с ним. После попадания йода на поверхность украшения золото темнеет, и избавиться от этого пятна крайне сложно;
- механические повреждения (удары, царапины).
Золотые украшения прослужат намного дольше, если не забывать о правилах их ношения
Чтобы вам не приходилось регулярно и тщательно чистить свои украшения, необходимо уделять внимание их хранению, ношению и защите от вредного воздействия. Не стоит:
- носить украшения в бане, сауне, спортзале;
- оставлять их на подоконнике в ясный солнечный день;
- надевать украшения во время уборки по дому, работы в саду;
- брать золотые изделия на пляж, а также в бассейн;
- оставлять украшения на себе во время процедур по уходу за кожей (нанесения крема, умывания, пилинга и тому подобных);
- носить золото во время тяжёлой физической работы (например, на заводе, где есть риск ударить или поцарапать изделие).
Хранение золотых украшений
Чтобы уберечь любимые украшения от порчи, загрязнений и поломок, нужно правильно хранить их:
колье, цепочки и ожерелья стоит держать в индивидуальных плоских коробочках, чтобы предотвратить поломку;
все украшения нужно хранить в сухом месте вдали от солнечных лучей
Исключения составляют жемчуг и бирюза, которые лучше сохраняются в умеренной влажности, однако так же нуждаются в защите от солнца;
при хранении важно не допускать контакта украшений друг с другом, чтобы избежать царапин. В идеале необходимо приобрести специальную вставку в ящик или шкатулку с разделителями.
Правильное хранение убережёт украшения от преждевременного потускнения, потемнения и царапин
Правильный уход за золотыми украшениями продлит жизнь любимых изделий. Не подвергайте их опасному воздействию и вовремя очищайте — и ваше золото будет долго радовать вас своим благородным блеском и ясным цветом.
Содержательные теории мотивации кратко
Содержательные теории мотивации фокусируются на изучении человеческих потребностей, так как они считаются факторами, лежащими в основе мотивации.
I. Теория иерархии потребностей Маслоу – удовлетворение потребностей происходит в строгой последовательности: сначала потребности низших уровней, потом более высших; снизу вверх. Только удовлетворив потребности 1-ого уровня, человек может перейти ко 2-му и т.д.
В пирамиде Маслоу пять укрупненных уровней:
1. Физиологические потребности (сон, воздух, голод, жажда);
2. Потребности в безопасности (защищенность, стабильность);
3. Социальные потребности (общение, дружба, любовь);
4. Престижные потребности (карьера, успех, авторитет);
5. Духовные потребности (знания, искусство, самореализация).
II. Теория Альдерфера говорит о том, что людьми движут три основные потребности:
1. Потребность существования (физиологические потребности, безопасность);
2. Потребность связи (принадлежность, причастность, общение);
3. Потребность роста (самореализация, творчество).
Движение по уровням потребностей здесь уже может происходить в обе стороны: и снизу вверх, и сверху вниз.
III. Теория МакКлелланда делает упор на три потребности высших уровней:
1. Потребность в причастности;
2. Потребность во власти;
3. Потребность в успехе.
IV. Теория двух факторов Герцберга предполагает наличие 2 групп факторов влияющих на мотивацию работников:
1. Гигиенические факторы (удерживающие на работе) – условия труда, размер зарплаты, взаимоотношения с коллегами и начальником;
2. Факторы-мотиваторы (побуждающие к работе) – карьерный рост, возможность самореализации, признание заслуг.
Скачать памятку шпаргалку по содержательным теориям мотивации:
Галяутдинов Р.Р.
ИсточникиПоказать
- Галяутдинов Р.Р. Личный архив лекций и практических заданий. 2012-2020 гг.
Теория справедливости с. Адамса
Сущность:
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________Теория
использует следующие термины:
______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Теория существования, связи и роста Альдерфера
Что находится на каждом уровне пирамиды Альдерфера?
- Физиологические потребности. Речь идет о сне, еде, сексуальном влечении, воздухе. Также сюда относят факторы, которые отвечают за безопасность человека и комфортные условия работы.
- Социальные. Как сказано выше, это потребность в самоутверждении, реализации себя как специалиста в той или иной сфере, признание достижений окружающими людьми.
- На вершине находится стремление к самосовершенствованию, самореализации, чувство собственного достоинства. Здесь же потребность выразить себя либо в профессиональной сфере, либо в творчестве.
Перечисленные потребности тесно связаны между собой.
Экономическая теория
Экономические нужды человека удовлетворяются сложной товарно-денежной системой, в которую входит документооборот, производственные манипуляции, обмен и спектр услуг на разных уровнях. Именно на этих факторах и базируется экономическая теория потребностей. На данном этапе развития человечества во всех цивилизованных странах совокупность экономических нужд индивида ограничена имеющимися у него денежными средствами.
Если собрать и суммировать все реализуемые потребности отдельно взятого общества, то можно получить данные о платежеспособном спросе его населения. Это означает, что мотивирующим ключом приобретения населением товаров и услуг являются его потребности.
Экономические нужды общества влияют на производственный процесс стимулирующим образом:
- исходя из теории мотивации потребностей ясно, что конкретные нужды человека служат целью для создания условий и факторов, удовлетворяющих их в той мере, в какой это необходимо;
- человеку свойственно менять запросы, увеличивая или уменьшая количество требуемого продукта, усиливая или ослабляя претензии к его качеству, что также влияет на производственные процессы;
- экономические потребности человека удовлетворяются по схеме «от первичных к второстепенным», то есть товары и услуги, отвечающие на запросы низшего порядка, всегда будут пользоваться повышенным спросом у населения.
Итак, население мотивирует производство спросом, отражающим реальные потребности общества, однако не все нужды человека формируются в запрашиваемую единицу. Происходит это по нескольким причинам:
- низкая платежеспособность населения не позволяет ему приобретать все товары и услуги, в которых испытывается нужда;
- имеют место моральный фактор или особенности правовых ограничений.
Получается, что потребность в удовлетворении конкретного запроса у человека имеется, а вот спроса, мотивирующего производство этого товара или услуги, нет. Из этого следует, что производство отвечает не на прямые нужды населения, а на спрос на обозначенные продукты и услуги, который может быть значительно ниже, чем необходимо для полного удовлетворения потребностей.
Основа теории
Взаимосвязь потребностей общения (R), существования (E) и личностного роста (G) по Альдерферу
Альдерфер соглашается с теорией Маслоу, но выделяет только три потребности, которые заботят людей:
- потребность существовать (Еxistence),
- потребность общаться с другими (Relatedness)
- и потребность своего роста и развития (Growth).
Альдерфер утверждал, что эти три потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу. Потребность существовать аналогична физиологической потребности. Потребность общаться с другими — потребность социального типа. Потребность роста — потребность в самореализации, в уважении.
Клейтон Альдерфер утверждал, что сегодняшние потребности могут остаться неудовлетворенными и через пять лет, и тогда можно поменять ориентиры. Будучи молодым человеком, человек может стремиться стать президентом компании. В зрелом возрасте он может уже не хотеть стать президентом, так как это отнимает слишком большую часть жизни. Это уже другой взгляд на потребности человека.
Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате определил следующие семь принципов:
1) Чем менее удовлетворены потребности существования (E), тем сильнее они проявляются.
2) Чем слабее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее действие потребностей существования (E).
3) Чем полнее удовлетворены потребности существования (E), тем активнее заявляют о себе социальные потребности (R).
4) Чем менее удовлетворены социальные потребности (R), тем более усиливается их действие.
5) Чем менее удовлетворены потребности личностного роста и самореализации (G), тем сильнее становятся социальные потребности (R).
6) Чем полнее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее актуализируются потребности личностного роста (G).
7) Чем меньше удовлетворены потребности личностного роста (G), тем активнее они проявляют себя. Чем больше удовлетворяется потребность в личностном росте, тем сильнее она становится.
Таким образом Альдерфер показал, что порядок актуализации потребностей может быть иным, чем указывал Маслоу, и зависеть не только от её места в иерархии, но от степени удовлетворения как этой потребности, так и некоторых других потребностей.
Концепция Альдерфера и индивидуальные различия
Следуя этой логике, если индивид не может реализовать потребность в самореализации, то он начинает удовлетворять нужды низшего ранга. Если тот, кто по призванию является, к примеру, инженером или нянькой, не имеет возможности удовлетворить потребность в самоактуализации, то он компенсирует эту нехватку другим путем. То есть его действия должны сообразовываться с восполнением нужд низших порядков: он будет уходить с головой в общение с друзьями, социальные мероприятия, ублажать себя при помощи сна, пищи, большего числа половых партнеров.
Нужно согласиться, что данный алгоритм свойственен далеко не каждому индивиду, который оторван от возможности достичь состояния самореализации. Кто-то, возможно, и будет демонстрировать подобное поведение, однако в большей степени оно будет обусловлено также биографическими факторами, уровнем духовной зрелости, наличием или отсутствием проблемных областей в других жизненных сферах.
Для нормального здорового человека, к примеру, секс или еда (потребность первого порядка) никогда не заменит эмоциональной привязанности (потребность второго порядка). И, в свою очередь, состояние самоактуализации едва ли сможет представлять собой полноценную замену (а не суррогат) удовлетворения потребностей базовых блоков. При этом оно будет невозможным при их отсутствии – вряд ли уважение со стороны общества или достижения в карьере должным образом компенсируют голод и жажду.
Данная теория официально принята научным сообществом и обладает некоторыми преимуществами. Но она не применяется достаточно широко, в сравнении с концепцией Маслоу. Теория Альдерфера также не доказана – для ее обоснования не проводилось достаточного количества обширных статистических исследований. Таким образом, она имеет как достоинства, так и недостатки. Использовать ее в работе или нет – каждый специалист должен решить для себя сам.