Таксономия блума — bloom’s taxonomy
Аффективная область
Понятие таксономии Блума включает также аффективную область, связанную с эмоциональным состоянием и чувствами, вызванными у учащегося в период образовательного процесса. К данному уровню можно отнести следующие типы:
восприятие – готовность учащегося услышать то, что ему говорят, и уделить внимание чужим словам; реагирование – наличие мотивации для участия в образовательном процессе, проявление активности; усвоение ценностей – принятие положительной или отрицательной оценки для какого-либо предмета или явления; организация ценностей – умение расставлять приоритеты и противопоставлять маловажные более значительным; интернализация ценностей – введение ценностных установок в свое поведение в процессе обучения
Таким образом можно отметить, что таксономия целей – это методика, которая затрагивает не только ментальную сторону обучения, но и эмоциональную. Это положительно влияет на получение и усвоение новых знаний и информации.
Психомоторная область
О том, что такое таксономия в психомоторной области, на данный момент имеется наименьшее количество сведений в сравнении с другими уровнями образовательного процесса. Известно то, что рассматриваемая область охватывает цели, которые имеют отношение к различной двигательной координации. К ним можно отнести: приобретение навыков письма, речи, трудового обучения и т. д.
Навыки, рассматриваемые на психомоторном уровне, имеют один и тот же алгоритм отработки: получение информации о навыке из приведенного примера, его осмысление, самостоятельное применение в практической деятельности и оценка полученного результата. Многократное повторение действий в виде положительного опыта, как правило, со временем улучшает результат.
Психомоторная сфера охватывает сразу два отдела человеческой деятельности: мозговой и мышечный. Исследование литературы в данной области показывает, что рассматриваемая сфера образовательного процесса тесно связана с двумя другими. Но проявление этой связи, как и весь психомоторный уровень, изучено наиболее слабо.
Психомоторная сфера широко распространена в таких областях получения образования, как медицинские дисциплины, искусство и музыка, физическое воспитание, инженерные науки.
Когнитивная область
Когнитивная область в теории Блума включает в себя получение знаний и информации, а также развитие ментальных способностей. Например: изучение и воспроизведение по памяти определенных фактов, построение моделей или схем, которые способствуют развитию умственных способностей, и т. д.
В качестве примера таксономии на когнитивном уровне Блум выделяет шесть типов когнитивного процесса:
знание – изучение и воспроизведение информации; понимание – пересказ смысла текста со своей интерпретацией; применение – умение использовать полученными теоретическими знаниями на практике; анализ – распределение целого материала на составляющие элементы, нахождение различий между ними; оценка – определение важности материала по отношению к другой информации; создание – умение открывать новые идеи на основе других, несвязанных между собой частей информации. Каждый из шести типов можно рассматривать как один из переходящих уровней сложности когнитивного уровня обучения
Поэтому образовательный процесс желательно начинать с первого из них – со знания, и постепенно переходить к следующим
Каждый из шести типов можно рассматривать как один из переходящих уровней сложности когнитивного уровня обучения. Поэтому образовательный процесс желательно начинать с первого из них – со знания, и постепенно переходить к следующим.