Для психологов: личная терапия и супервизия в психологическом консультировании
Содержание:
- Похожие презентации
- Супервизорская система
- Супервизорская система
- Функции супервизии
- Формы супервизий
- Модели супервизии
- Литература
- Область деятельности супервайзера
- Супервизия как лечение
- Особенности обучения специалистов
- II «Индивидуальная профессиональная супервизия»
- Справочная информация
- Бизнес и финансы
- Какие используются техники
- Должностные обязанности, прописанные в договоре – основные положения
- Кухня
- Возникновение супервизии
- Применение для переквалификации в психологии
- Сертификационная программа подготовки по полимодальной супервизии «Супервизор»
- Мир
Похожие презентации
Супервизорская система
2.1
Состояние супервизируемого: этот
фокус супервизии уже принадлежит «второй стороне» супервизорского
процесса, где внимание эксперта концентрируется на состоянии терапевта во
времясессии, в том числе на
переживаемых им «блоках» и дистрессе.
«Переименование» терапевта в супервизируемого имеет
целью подчеркнуть переход от первой группы фокусов, связанных с пациентом, ко
второй, где главные отношения – это отношения с супервизором. Супервизируемый
как бы «несет в себе» пациента, и его состояниеговорит о том, что происходит в терапии
Второе преимущество этой
фокусировки связано с процессом развития самоготерапевта – с его постепенным прогрессом в понимании связей своих
личностных проблем с проблемами пациентов. С целью исследования терапевтических
отношений могут быть заданы следующие вопросы.
Какие чувства вызывает у супервизируемого
пациент (заинтересованность, скуку, сосредоточенность, рассеянность и т.д.); и
какие возникают телесные ощущения (расслабление, напряжение,головная боль и т.д.)?
Как
ведет себя пациент (язык тела, мимика,
жесты, голос и т.д.)?
Насколько
осознанны у пациента и у психотерапевта эти реакции (возможность назвать
чувства, наличие воспоминаний или ассоциаций по поводу переживаний, желательно
уточнить, каких именно)? Какую роль они играют в психотерапии?
Почему
он представляет именно этого пациента?
В чем
он наталкивается на трудности?
Какие
терапевтические ситуации особенно тяготят его?
2.2. Супервизорский процесс: исследование отношений между
супервизором и обучаемым, а также вероятности «клонирования» системы
(параллельного процесса).
2.3. Впечатления супервизора: «подозрения», странные чувства или
идеи супервизора, связанные с супервизируемым или
пациентом, трансформируются в соображения на тему не нашедших выражения
аспектов рассказа или состояния терапевта.
Опросы, проведенные среди
российских психотерапевтов, показали, что предпочтительнее сосуществование
интегративной и специфической моделей. Интегративная модель реализуется в
таком случае через вариант групповой супервизии с целью расширения концепций,
стратегического и тактического арсенала практиков, обнаружения «слепых
пятен» и ошибок контакта с пациентом, распознавания и отреагирования
эмоций («вентиляция чувств»). В этом случаезначение придается умению обосновать
психотерапевтический диагноз.
Внимание!
Выбрав
услугу ПОИСК
на главной странице сайта «Медицинская психология» и введя интересующее Вас
понятие, Вы сможете получить дополнительные справки по теме с использованием ВСЕХ собранных на настоящий день
информационных ресурсов сайта.
Супервизорская система
2.1
Состояние супервизируемого: этот
фокус супервизии уже принадлежит «второй стороне» супервизорского
процесса, где внимание эксперта концентрируется на состоянии терапевта во
времясессии, в том числе на
переживаемых им «блоках» и дистрессе.
«Переименование» терапевта в супервизируемого имеет
целью подчеркнуть переход от первой группы фокусов, связанных с пациентом, ко
второй, где главные отношения – это отношения с супервизором. Супервизируемый
как бы «несет в себе» пациента, и его состояниеговорит о том, что происходит в терапии
Второе преимущество этой
фокусировки связано с процессом развития самоготерапевта – с его постепенным прогрессом в понимании связей своих
личностных проблем с проблемами пациентов. С целью исследования терапевтических
отношений могут быть заданы следующие вопросы.
Какие чувства вызывает у супервизируемого
пациент (заинтересованность, скуку, сосредоточенность, рассеянность и т.д.); и
какие возникают телесные ощущения (расслабление, напряжение,головная боль и т.д.)?
Как
ведет себя пациент (язык тела, мимика,
жесты, голос и т.д.)?
Насколько
осознанны у пациента и у психотерапевта эти реакции (возможность назвать
чувства, наличие воспоминаний или ассоциаций по поводу переживаний, желательно
уточнить, каких именно)? Какую роль они играют в психотерапии?
Почему
он представляет именно этого пациента?
В чем
он наталкивается на трудности?
Какие
терапевтические ситуации особенно тяготят его?
2.2. Супервизорский процесс: исследование отношений между
супервизором и обучаемым, а также вероятности «клонирования» системы
(параллельного процесса).
2.3. Впечатления супервизора: «подозрения», странные чувства или
идеи супервизора, связанные с супервизируемым или
пациентом, трансформируются в соображения на тему не нашедших выражения
аспектов рассказа или состояния терапевта.
Опросы, проведенные среди
российских психотерапевтов, показали, что предпочтительнее сосуществование
интегративной и специфической моделей. Интегративная модель реализуется в
таком случае через вариант групповой супервизии с целью расширения концепций,
стратегического и тактического арсенала практиков, обнаружения «слепых
пятен» и ошибок контакта с пациентом, распознавания и отреагирования
эмоций («вентиляция чувств»). В этом случаезначение придается умению обосновать
психотерапевтический диагноз.
Внимание!
Выбрав
услугу ПОИСК
на главной странице сайта «Медицинская психология» и введя интересующее Вас
понятие, Вы сможете получить дополнительные справки по теме с использованием ВСЕХ собранных на настоящий день
информационных ресурсов сайта.
Функции супервизии
Супервизия — это не только наблюдение и работа над ошибками, но и обучение специалиста. В этом контексте супервизия направлена на то, чтобы научить супервизируемого различным тонкостям профессии.
Супервизии:
- развивают умение лучше понимать пациентов;
- позволяют лучше разобраться в нюансах и оттенках терапевтических взаимоотношений, путём анализа сеансов с клиентом и супервизором;
- дают возможность оценить, насколько удачно подбираются техники и методы терапии, применяются ли они своевременно и уместно, оказывают ли должное влияние на пациента;
- учат правильно структурировать консультационные взаимодействия и во время сессий, и во всей работе в целом;
- помогают обнаружить и использовать потенциальные возможности супервизируемого наилучшим образом.
В психологии выделяют три основные функции супервизий:
- Образовательная или формирующая. Она отвечает за выработку навыков, умений, способностей супервизируемого.
- Поддерживающая или тонизирующая. Супервизии помогают противостоять негативному влиянию проблем пациента.
- Направляющая или нормативная. С помощью супервизий психолог учится контролировать и отслеживать свою личность, устраняя недостатки, мешающие в работе (слепые пятна, предрассудки, уязвимости).
Основное внимание в супервизии фокусируется на нескольких главных моментах:
- состоянии супервизируемого как эмоциональном, так и общем, и его влиянии на работу. Состояния могут касаться конкретного случая в работе терапевта, так и проявляться в процессе прохождения супервизии;
- отношениях терапевта с пациентом и супервизором. Они анализируются на выявлении динамики проявлений характерных для терапевта аспектов деятельности;
- впечатлениях супервизора, возникающие в процессе проведения супервизий. Они могут быть простыми ощущениями, предположениями и относиться как к самому терапевту, так и к особенностям его работы во время сессий с пациентом.
Основная задача супервизора — оказание поддержки и профессиональное консультирование менее опытного специалиста (психолога, психотерапевта, коуча, тренера), помощь в оценке и анализе его профессиональной деятельности. Он не контролёр и учитель, а консультант и помощник
Супервизору важно соблюдать дистанцию с супервизируемым, определяемую задачами супервизии
Встречаясь во время работы с пациентом с разнообразными конфликтами и сложностями, малоопытный терапевт сталкивается с внутренними конфликтами и защитными реакциями собственной психики. Помощь опытного супервизора не только помогает изучить новые тонкости профессии, но и даёт возможность терапевту развиваться, как специалисту.
Формы супервизий
Супервизия может проводиться в нескольких формах, в зависимости от необходимости и поставленных перед ней задач. Каждая форма обладает своими особенностями и преимуществами. В психологии разделяют две формы супервизий:
Индивидуальная
Индивидуальная супервизия, как понятно из её названия, предполагает личную работу супервизора с супервизируемым. При такой форме работы супервизор непосредственно включается в работу подопечного, однако, существует опасность того, что супервизируемый попадёт в зависимость от своего супервизора. Для избегания этой опасности супервизору необходимо строго следовать поставленным задачам супервизии, не забывая, что её цель — консультирование для обучения, а не контроль
Особенно важно это становится при работе с личными проблемами супервизируемого
Групповая
При групповой супервизии работа ведётся одновременно с несколькими супервизируемыми. Как правило, размер группы не превышает количества 4–7 человек. Работа в группе позволяет использовать более широкий опыт практики. Её преимуществом также является наличие обратной связи от других участников, которая стимулирует развитие профессиональной идентичности супервизируемых.
Понимание, что такое супервизия и как она помогает в работе — очень важно для правильной постановки целей и эффективной работы супервизора и супервизируемого. Супервизия необходима не только начинающим терапевтам, но и профессионалам
Это позволяет им продолжать развиваться в течение всей профессиональной практики.
Модели супервизии
Модель – методика, которую избирает провизор для обучения подопечного/подопечных. Она показывает, в каком направлении мыслит психотерапевт, какую концепцию и методологию он берет за основу.
Выделяют:
- Эволюционные. В их основе – теория о том, что для всех нас свойственен рост – это касается умений, навыков, желаний и потребностей. Сочетание собственного опыта и наследственных склонностей дает понимание, какие сферы для роста следует затронуть и какие сильные стороны нужно развить. На основе исследований был сделан вывод о том, что рост супервизируемого оказывает влияние на его отношения с супервизором.
- Интегративные. Они опираются на видении психотерапии как стратегии и тактики терапевтического контакта. При этом такая модель становится универсальной, концентрация происходит на коммуникации, структуре, соответствии целей и выбираемых средств.
- Модели специфичной ориентации. В рамках этого варианта считается необходимым, чтобы консультацию проводил специалист, придерживающейся аналогичного с консультируемым вида терапии. Притом он должен активно практиковаться в данном направлении.
Литература
1. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика. // Московский психотерапевтический журнал. 1993, №1. С.63-77.
2. Василюк Ф.Е. На подступах к синергийной психотерапии: история упований. // Московский психотерапевтический журнал. 1997, №2. С. 5-24.
3. Васко А., Гарсиа-Маркес Л., Драйден У. “Психотерапевт, познай самого себя”: диссонанс между метатеоретическими и личностными ценностями психотерапевтов различных теоретических ориентаций. // Московский психотерапевтический журнал. 1996, №3. С. 164-180.
4. Калмыкова Е.С., Кэхеле Х. Психотерапия как объект научного исследования. // сб. Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000, С. 15-43.
5. Кейсмент П. Обучаясь у пациента. Воронеж: НПО «Модек», 1995.
6. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: «Речь», 2002.
7. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта. // Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия в 2-ух тт. Т.1. М.:1998. С. 22-51.
8. Уильямс Э. Вы – супервизор. Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии. Независимая фирма «Класс», 2001.
9. Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующего консультирования. СПб.: Б.С.К. 1997.
Авторы: Щукина Ю.В., Зайчикова О.В., Дроздов Д.С., Михайлов В.А., сотрудники сектора супервизионной работы МСППН.
Область деятельности супервайзера
Супервизия как лечение
Ряд
источников определяют супервизию как
форму терапии, или, по крайней мере, как
терапевтический процесс. Различие
состоит в том, что супервизия — это
лечение лечения (а не врача). И хотя
супервизор не должен лечить
супервизируемого, в супервизии могут
и должны решаться терапевтические
проблемы. Если консультируемый испытывает
проблемы, мешающие клиническому
функционированию, они должны стать
«зернами» для супервизорской «мельницы».
Атмосфера супервизии должна быть
надежным убежищем супервизируемому,
где он мог бы исследовать личностные
проблемы и проблемы профессионального
роста. В такой среде поведение супервизора
устойчиво соответствует модели, в какой
следовало бы проводить терапевтический
сеанс.
Супервизор
— участник супервизорского процесса,
а не посторонний наблюдатель. Так же
как фокус психотерапевта смещается от
пациента к диаде пациент-терапевт, так
в супервизию включается триада
пациент-супервизируемый-супервизор.
Супервизия не является чистой терапией,
но отношения между супервизором и
супервизируемым имеют и терапевтический
аспект. Психотерапия дает возможность
пациенту отреагировать значимые
переживания на приеме у специалиста, а
супервизия позволяет супервизируемому
предоставить на сеанс выборочный
материал психотерапии. Супервизируемый
нередко приносит фрагмент занятия,
зависящий и от его «бессознательного».
Важность
неосознаваемого процесса у супервизирумого
и супервизора было описано 50 лет назад
в литературе по социальной работе. В
1955 году Searls внедрил концепцию «отражающего
процесса», который вскоре стал известен
как «параллельный процесс»
Под ним
подразумевались отношения в супервизии,
которые повторяли поведение или
интеракцию в терапии, подчеркивая
взаимосвязь терапевтической и
супервизорской ситуации. Параллельный
процесс может начаться с конфликта в
любой из трех частей: супервизор, терапевт
или пациент — соответственно возникать
и в терапии и в супервизии. Примером
параллельного процесса может служить
следующая иллюстрация.
Особенности обучения специалистов
Супервизия в психологии — отрасль профессионального роста. Она может помочь в рабочей практике, личностном росте. Заниматься обучением должен специалист, который умеет ставить конкретные задачи, добиваться их беспристрастно. Главная задача супервизора — оказание помощи менее опытным коллегам.
В России психологическая супервизия практикуется крайне редко, поскольку нет отдельных факультетов или курсов для обучения этому направлению, но можно изучить данную специальность самостоятельно в рамках общей психологии.
Начинающим и опытным терапевтам, психологам, тренерам часто нужна помощь. Оказывать ее должен человек с большим практическим и теоретическим опытом. Психотерапевт изучает клиента, подбирает метод супервизии.
II «Индивидуальная профессиональная супервизия»
Теория — 8 час.
Практика — 2 час.
- Особенности индивидуального супервизорства. История метода.
- Теоретические аспекты супервизии в разных школах и подходах:
- Гуманистический, психодинамический, поведенческий подходы и супервизия.
- Сертификация и аккредитация в супервизии. Добровольная сертификация и супервизорская работа.
- Использование Этического кодекса в индивидуальном супервизионном процессах.
- Расширенное использование фокусов внимания в групповой и индивидуальной супервизии. Многофокусная модель.
- Сложный случай в супервизии. Сложности у супервизора в рассмотрении случая.
- Фасилитация, универсальные механизмы супервизирования.
- Особенности многократного рассмотрения супервизионного случая.
- Перенос — контрперенос в индивидуальной супервизии.
- Методология формирования супервизионных отношений. Контроль эффективности работы специалиста в супервизионном процессе.
- Роли супервизора в индивидуальном супервизионном процессе.
- Профилактика профессионального выгорания в супервизионном процессе.
- Особенности работы этических комиссий в случае индивидуального супервизорства.
- Деньги в индивидуальной супервизии.
- Экспертные функции супервизора.
- Контроль эффективности работы супервизора.
- Контрольные функции супервизора.
- Отработка навыка проведения индивидуальной супервизии.
Ведущие:
Лях Игорь Вячеславович Действительный член ППЛ, член ЦС ППЛ, психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы (ЕАП), преподаватель ОППЛ международного уровня, председатель комитета по супервизии ППЛ, Действительный супервизор ППЛ, официальный представитель ЦС ППЛ в Западной Сибири, руководитель Новосибирского регионального отделения ППЛ. Новосибирск, Россия. |
Жуков Александр Сергеевич Действительный член ППЛ, сертифицированный супервизор ППЛ, психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы (ЕАП), преподаватель ОППЛ международного уровня, обучающий терапевт по методу символдрама, доцент МОКПО Новосибирск, Россия. |
В процессе прохождения супервизий вы имеете возможность научиться:
- лучше понимать своих клиентов, посредством исследования групповой динамики в безопасном пространстве;
- осознавать собственные чувства по отношению к клиентам и свои реакции на них. Супервизия дает возможности эмоционального выражения чувств по отношению к клиенту, что способствует снятию напряжения и повышает уровень осознанности;
- путем анализа, происходящего между терапевтом и клиентом в процессе терапии и происходящего между супервизором и супервизируемым разбираться в тонких оттенках терапевтических отношений;
- оценить степень эффективности использования собственных терапевтических интервенций, насколько они применяются своевременно, в подходящем месте и подходящим образом, какое влияние оказывают на терапевтические отношения и продвижение клиента к намеченным целям. Самое главное, Супервизия дает возможность понять, чьи проблемы я решаю: моего реального клиента или свои собственные.
Супервизия предоставляет шанс подняться и оглядеться; шанс отказаться от легкого пути обвинения других — клиентов, коллег, «общества» и даже самого себя; она может дать нам шанс начать поиск новых возможностей, открыть знания, рождающиеся из самых трудных ситуаций, и получить поддержку. Именно поэтому, супервизия необходима специалисту помогающей профессии как «воздух».
Благодаря супервизии, специалист может ощутить поддержку со стороны профессионального сообщества, которое сталкивается с теми же трудностями. А понимание того, что «Я не один», способствует профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Таким образом, тревога и переживания перед супервизией трансформируются в колоссальный ресурс для участника супервизируемого процесса. А это, в свою очередь, способствует снижению напряжения в работе, и как следствие, делает терапевтический процесс глубже, интереснее, эффективнее.
Сейчас вы имеет возможность получить профессиональное образование в области супервизирования у ведущих специалистов в этой области.
По всем вопросам можно обращаться к Ответственному секретарю Центрального Совета ЛигиПриходченко Ольге Анатольевне,
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Какие используются техники
Супервизор — это в первую очередь контролёр. Человек, который должен координировать работу своих подчинённых и делать так, чтобы она была выполнена безукоризненно. Если супервизор будет относиться к работе холодно, подчинённые это почувствуют в миг и, возможно, начнут халтурить. Чаще всего в странах СНГ супервизоры использует технику кнута и пряника, то есть за хорошо сделанную работу хвалят, если же были какие-то нарушения, провинившиеся получают выговор или штраф. Также супервизоры часто проводят тренинги. Это небольшие выступления, во время которых супервизор напоминает цели и задачи работы, рассказывает о плане рабочего дня, о каких-либо нововведениях в работе, перечисляет замеченные им ошибки в заданиях и подчеркивает, чтобы их не делали вновь.
Должностные обязанности, прописанные в договоре – основные положения
Кухня
Возникновение супервизии
С тех пор как возникло такое явление, как психоанализ, стала ощущаться необходимость в супервизорской помощи. Оставаясь один на один с собой, без помощи более опытных коллег, терапевт рисковал оказаться в замкнутом круге мыслей, которые могли стать причиной нервного расстройства и срывов, а также существенно помешать нормальной и продуктивной работе. Первым явлением супервизии в литературе принято считать книгу Зигмунда Фрейда «Анализ случая пятилетнего мальчика».
На практике роль супервизоров исполняли психоаналитики терапевтов. В начале ХХ века в некоторых странах были созданы институты, которые на профессиональном уровне обучали будущих психоаналитиков. С развитием теории и практики психоанализа супервизирование было выделено в самостоятельную отрасль психоанализа, так как стала очевидна необходимость отделять личные переживания от историй пациентов. В настоящее время в некоторых странах уже существуют специальные школы, готовящие супервизоров первого и второго порядка (супервизоры для супервизоров).
В середине ХХ века процесс супервизии заключался в изучении записей психоаналитических сессий. С развитием психологии совершенствовалось также явление супервизии. Сегодня для неё используются все достижения техники — аудиозаписи сеансов, общение по скайпу, видеосъемка. Такой подход позволяет супервизору проводить анализ деятельности супервизируемого, не присутствуя на сеансе. Это значительно облегчает работу, ведь редко какой пациент согласиться рассказывать о своих сокровенных переживаниях перед большой аудиторией.
Так как супервизия является сотрудничеством профессионалов, в ней всегда есть место творческому началу. Её больше не связывают с каким-нибудь определённым направлением или теорией в психоанализе, предпочитая гармонично объединять техники из разных школ. Такой подход получил название «эклектической» модели.
Что такое супервизия?
В психологии супервизию понимают как один из методов преддипломной подготовки будущих специалистов, а также профессиональное наблюдение и помощь малоопытным терапевтам: психиатрам, психологам, тренерам.
Супервизия направлена на развитие и улучшение теоретических и практических знаний терапевта в различных областях его деятельности (например, клинической психологии, психотерапии). Супервизоры проводят консультации и анализ поведения супервизируемых, оценивают эффективность и уместность выбранных ими методов.
При этом супервизию нельзя считать полноценным учебным процессом или формой обучения, при которой опытный специалист делится знаниями о тонкостях профессии, используемых методиках и практиках. При обучении, между учителем и обучающимися устанавливаются особые отношения, в которых существенное значение придаётся прямым указаниям опытного специалиста и его вмешательство в деятельность ученика. При супервизии между супервизором и супервизируемым устанавливаются отношения иного рода, направленные на сотрудничество и развитие. Супервизор не контролирует деятельность супервизируемого, а обучает его при помощи консультаций.
Также супервизия не может считаться психотерапией для супервизируемого. Его личные переживания и проблемы в частной жизни не входят в сферу интересов и задач супервизии и могут использоваться только в тех случаях, когда существенно влияют на профессиональную деятельность супервизируемого. Смешение супервизии и психотерапии может свести на нет все усилия супервизора и серьёзно повредить процессу. В том случае, если супервизируемому необходима помощь психотерапевта, ему нужно обратиться к другому специалисту, а не своему супервизору.
Применение для переквалификации в психологии
Ранее рассматриваемая метода была одним из способов обучения и консультирования начинающих психологов. Они разбирали психологические особенности и аспекты клинических случаев совместно с опытным специалистом. Последний брал на себя роль наставника. Подобный разбор помогал осознать проблему клиента, собственные проблемные ситуации.
Сегодня методика применяется не только для начинающих, но и для практикующих психологов со стажем. Она позволяет совершенствоваться в профессии, получать ответы на вопросы касаемо своего места в психологической практике, находить собственный стиль взаимодействия с обратившимися и разделять ситуацию клиента и свои установки.
Сертификационная программа подготовки по полимодальной супервизии «Супервизор»
Значение супервизии велико на всех этапах профессионального развития специалиста и всего профессионального сообщества.
12 съездом ППЛ было принято «Положение о супервизоре ППЛ», институализирующее супервизию в Профессиональной психотерапевтической лиге. Этим положением вводятся новые критерии для присвоения специалисту статуса супервизора.
Профессиональная психотерапевтическая лига продолжает программу подготовки профессиональных супервизоров и развития профессиональной супервизии в сообществе психологов и психотерапевтов.
К участию в сертификационной программе приглашаются практикующие специалисты: психологи, психотерапевты, врачи, социальные педагоги, бизнес — тренеры, заинтересованные в повышении своего профессионального уровня и личной эффективности.
Супервизия — одна из неотъемлемых основ развития любого профессионала психолога, она необходима специалисту как «воздух».
Основная цель супервизии — помочь консультанту осознать свои затруднения в работе с клиентом, получив компетентную обратную связь от профессионального сообщества психотерапевтов и психологов.
Мир
АзияАмерикаАфрикаЕвропаПрибалтикаЕвропейская политикаОкеанияГорода мираРоссияМоскваКавказРегионы РоссииПрограммы регионовЭкономика