Пошаговое решение судоку: как разгадывать, заполнять, играть
Содержание:
- 2Начало игры
- Способы и методы решения судоку
- Небольшие лайфхаки для судоку от опытных игроков
- Как играть в Судоку
- Пошаговое решение судоку с объяснением
- Как решать простые судоку
- 3Уровни головоломки
- Скидка 30% на все курсы в Englex
- Электронные варианты судоку
- Как решить Судоку
- Методы решения судоку для продвинутых игроков
- Терминология
- 4Методы решения судоку
- Что такое судоку
- Как играть в судоку
- Как решать сложные судоку?
- Что такое судоку
- Методы разгадывания судоку
- Разновидности судоку
2Начало игры
- Решаются судоку в основном дедуктивным методом. Суть игры найти нужное значение для каждого квадратика.
- Начинается разгадка головоломки с левой стороны, с самого верхнего квадрата. Но можно использовать и нижний, лучше ориентироваться, где больше чисел (так будет легче), вверху или в нижнем квадрате.
- Теперь числа в каждом блоке большого квадрата, нужно расставить так, чтобы они не повторялись.
- Например, дан квадрат из 81-й клетки, состоящий из девяти блоков.
- В первой строке, с левой стороны, в каждой клеточке указаны цифры: “3” и “7”, во второй: “1”, “2”, “5”. И третья строка: “6”, “9”. Всего в блоке две пустых клеточки. Значит, можно сказать, что не хватает таких цифр, как: “4”, “8”. Расставляем не хватающие цифры удобным способом и переходим к следующему квадрату.
- Главная задача для игры – это расставить числа от 1 до 9, чтобы они не повторялись.
- Для удобства можно сверху записывать числа, которые возможно подойдут для определенной клеточки.
Способы и методы решения судоку
Опытным и логическим путем установлены определенные методы разгадывания головоломки. Ниже представлены наиболее популярные.
Единственно возможные варианты (одиночка, последний герой)
Они определяются после исключения цифр, которые внесены в игровое поле. На таком принципе построены простые судоку. Данная отгадка предполагает 2 вида синглов – скрытые и очевидные.
Очевидные варианты рассмотрены на примере ниже.
В данном примере цифра «4» — единственно верный вариант, так как на перекрестии везде содержатся все остальные цифры
Если ответ на разгадку однозначен и не вызывает никаких сомнений, то сингл является очевидным. Чтобы понять, что написать в желтой клетке, нужно посмотреть на сопряженные с ней строку, столбец и квадрат:
- В строке уже имеются цифры 9, 1, 6 и 5. Следовательно, эти цифры никак не могут быть в искомой клетке.
- В столбце есть цифры 2, 3, 8. Они также уже не подходят.
- В квадрате имеются цифры 7 и уже знакомые нам 8 и 6.
- Следовательно, единственной отсутствующей цифрой на данном перекрестии является 4.
Скрытые варианты
На примере в выделенной желтым клетке имеется единственная не повторяющаяся во всем блоке цифра — 8. Следовательно, именно она должна быть вписана в клетку.
Данная отгадка предполагает, что число можно вписать в ячейку, если другое расположение недопустимо. Установить, в какой клетке должен стоять сингл, можно после расстановки предполагаемых вариантов и выявлений числа, которое больше нигде не дублируется. Руководство по разгадке судоку:
- в 7 и 9 строчках изначально стоит «8»;
- также 8 присутствует в столбце А;
- в нижний правый квадрат можно вписать 8 только в единственную ячейку – В8, потому другие варианты исключены.
Указывающие пары
Если в одном блоке (столбце, квадрате или строке) в «вероятных» вариантах присутствуют одинаковые цифры, то их можно вычеркнуть из сопряженного блока (столбца, квадрата или строки соответственно).
Иногда такой способ бывает полезным, в особенности, когда игрок находит несколько таких совпадений, как на картинке ниже:
Здесь мы смотрим на квадрат номер три (выделен бледно-желтым). В нем точно ДОЛЖНА быть цифра 3, так как в других клетках квадрата, помимо строки B, ее нет даже в вероятных. Следовательно, можно убрать все остальные тройки на данной строке, то есть B1, B2 и B3.
То же самое с квадратом 8 (выделен светло-голубым). В нем обязательно должна быть цифра 2, и как раз есть два варианта в одной строке G (G4, G5). Значит можно убрать все остальные двойки на данной строке вне этого квадрата (то есть можно убрать G2).
Группы кандидатов
Скрытые пары, тройки и четверки — если 2 цифры находятся только в двух ячейках в одной вертикали, горизонтали или блоке, то другие числа в этих двух клетках исключаются.
В белено-желтых и оранжевых клетках — возможные цифры. Например, 13 — значит либо 1, либо 3; 169 — либо 1, либо 6, либо 9 и т.д.
В 9 строку можно ввести только одну 2. Это объясняется тем, что в ячейке 8 столбика могут находиться только 6 и 9. Аналогично вычисляются цифры, когда 3 кандидата стоят только в трех ячейках строки, столбца или блока.
Открытые двойки, тройки, четверки
Правило следующее – если в двух ячейках по горизонтали, вертикали или в маленьком квадрате используются лишь 2 одинаковые цифры и больше ничего, то эти же кандидаты из других клеток строки, столбца или блока можно смело исключать. Изначально в примере было так.
Потом приобрело вид:
В третью строчку можно вписать одну четверку, поскольку в 8 столбике ее не может быть.
Запертая цифра в квадрате
Теперь рассмотрим следующий пример.
На игровом поле синим фоном выделен квадратик. Кандидаты на место четверки обозначены зеленым цветом. Эти клетки находятся по одной вертикальной линии. Если на отрезке, выделенном оранжевым фоном, будет стоять четверка, значит, в синем блоке ее некуда вписать. Поэтому исключают 4 из оранжевых клеток.
Далее рассмотрен пример для цифры 2.
В третьем блоке сверху зеленым цветом выделены кандидаты, в которых будет подбираться двойка.
Запертая цифра в строчке
Эта головоломка похожа на вышеописанную, но имеется различие. В синей строке кандидаты на 7 расположены в пределах одного квадрата. Из всех остальных ячеек фигуры, обозначенных оранжевым тоном, семерки исключаются.
Закрытый сингл в столбике
Как и на прошлом игровом поле, в столбике кандидаты на восьмерку находятся на территории одного квадратика. Аналогичным образом цифра 8 удаляется из остальных ячеек.
Небольшие лайфхаки для судоку от опытных игроков
Сначала рекомендуется проверить, присутствуют ли на игровом полотне квадратики с одной пустующей клеткой. Если таковые существуют, то нужно их заполнить. К примеру, в квадрате указаны цифры 1,3,5,8,9,4,7,6. Не хватает одной двойки, ее вписывают в пустое место квадрата.
Далее зрительно проверяют каждую колонку и ряд на предмет отсутствия в них всего одного числа. При наличии выясняют, какое значение должно встать в клетку. Пример – в столбике расположены цифры – 2,9,4,3,1,8,6,7. Сразу становится понятно, что в данном случае нужно написать пятерку.
Если в двух больших квадратах ряда располагается, например, шестерка, то ее также нужно проверить в третьем квадрате. С помощью указательного пальца проводят по строкам с располагающимися на них шестерками, поскольку в третьей фигуре на их месте она не может находиться.
В красных ячейках третьего квадрата точно не может быть цифры 6.
Эксперты рекомендуют рассматривать сразу группу ячеек. Если игрок увидит большое скопление одинаковых цифр на полотне, то это поможет заполнить квадратики, в которых не хватает этих позиций.
К примеру, на поле присутствует много семерок. Используют вышеописанную методику просмотра полотна, чтобы внести цифру 7 в недостающие клетки.
Постоянно нужно перепроверять клетки. По ходу разгадывания чисел нужно просматривать поле и возвращаться к тем элементам, которые были раньше незаполненными.
Как играть в Судоку
Вносить новые цифры, а также корректировать введенные ранее числа, можно только в пустых полях Судоку, которые изначально были не заполнены. Для того чтобы внести новое число Вам необходимо «щелкнуть» мышкой на нужную Вам цифру в меню чисел под Судоку, выбранная цифра изменит цвет. Чтобы потом внести выбранную цифру в Судоку необходимо «кликнуть» мышкой по соответствующему полю.
Для удаления введенной Вами ранее цифры, выберите кнопку «C» в меню цифр и щелкнете по клетке цифру в которой хотите удалить, а для корректирования числа Вам необходимо, соответственно, выбрать новую цифру и внести ее вместо старой.
При нажатой кнопке «N» цифры будут записываться в подсказки. Некорректно введенные цифры подсвечиваются красным.
Т.к. игра доступна только онлайн, то есть возможность сохранения игры с последующим её восстановлением.
Уровень сложности зависит от числа изначально заполненных клеток:
- легкий уровень — 36 клетки
- средний уровень — 30 клеток
- сложный уровень — 24 клетки
Все введенные ранее цифры и подсказки можно убрать, нажав кнопку «Очистить».
Кнопка «Новая игра» генерирует следующее игровое поле с заданным уровнем сложности.
Кнопка «Поделиться» формирует постоянную ссылку на данное игровое поле. Данная функция будет полезна, если Вы захотите открыть данное судоку на другом устройстве или решить его вместе с друзьями.
Пошаговое решение судоку с объяснением
Далее представлен полный пример, как нужно играть в головоломку, от начала до конца. В судоку не обозначены строки и столбцы, но здесь они необходимы для более понятной картинки решения задачи.
Сначала в ячейки вписывают всех кандидатов, цифры ставят маленькими и в уголках клетки.
Следующий шаг – обозначить единственных кандидатов. На картинке они выделены серым фоном. А также их вычеркивают из других клеток в столбце, строке и блоке. Их выделили желтым цветом.
Проведя процедуру, заметно, что снова образовались открытые и единственные кандидаты. В первой строчке двойка присутствует только в ячейке В1. Ее так же вычеркивают из клеток-кандидатов.
В итоге получается такое поле.
Следующий этап – отыскать скрытых кандидатов. Они обозначены серыми клетками. Их удаляют из кандидатов в другие ячейки столбца, строки и блока. Они выделяются желтым фоном.
В определенных местах снова появились скрытые кандидаты. В первом ряду цифра 5 присутствует только в ячейке С1. Их опять вычеркивают из кандидатов в другие места строк, столбцов и квадратов.
Далее рассматривают строчку Н5. В пятой строке двойка встречается только в одной ячейке. Затем продолжают анализировать судоку относительно клетки.
После этого в некоторых местах остались единственные допустимые цифры. Их нужно удалить из других вертикальных, горизонтальных линий и квадратиков.
Остается заключительный этап – вписать открытые цифры и закончить решение головоломки.
Это традиционный способ решения судоку. Игрок может начать заполнение с других ячеек и цифр, как ему удобнее. Данный пример наглядно продемонстрировал, что головоломка имеет единственно правильную разгадку и отыскать ее нужно логическим мышлением, а не перебиранием и гаданием.
Полезные видео-ролики о судоку:
Как решать простые судоку
Начинать разгадывать числовые головоломки следует с решения простых вариантов.
Очевидные одиночки
Самый простой способ — метод исключения. Если для определения числового значения, которое следует вписать в какую-либо клетку, требуется лишь вычеркнуть всех невозможных кандидатов, сингл считается очевидным.
Скрытые одиночки
Скрытые одиночки или синглы искать труднее. В каждую клетку вносят список возможных кандидатов до обнаружения неповторяющейся цифры. Когда такая будет найдена, с помощью метода исключения можно отгадать головоломку по шагам.
3Уровни головоломки
- Эта увлекательная головоломка имеет несколько уровней сложности. Начинать лучше с самого простого. Например, у самого простого уровня, в блоке нужно расставить всего 1-3 недостающей цифры, а в уровнях посложнее 5-7 цифр.
- Кроме всего, у игры могут быть совершенно разные игровые квадраты, как маленькие, так и большие. Также головоломка может содержать дополнительные условия, например решение головоломки по диагонали.
- Игра судоку, которая пришла к нам из солнечной Японии уже на протяжении долгого времени остается популярной головоломкой, которую можно найти везде. В специальном приложении на телефоне, на компьютере, в газете. В книжных киосках можно приобрести целые сборники этой головоломки.
Скидка 30% на все курсы в Englex
Онлайн-школа «Инглекс» — современный сервис персонального обучения английскому языку. За 8 лет мы выпустили уже более 14000 учеников.
Получите скидку 30% при первой оплате.
Электронные варианты судоку
Игра судоку в электронном исполнении предоставляет игроку возможность самому выбрать уровень сложности в зависимости от своего опыта и мастерства. Также ему предложено разгадать другие варианты судоку.
Игру скачивают на телефон, планшет или ноутбук, играют в режиме онлайн. Загрузив головоломку, пользователь увидит игровое поле, в клетках которого уже обозначены некоторые цифры. Их нельзя менять, удалять или переносить. Синглы заложены программой.
Взглянув на полотно, игрок должен решить, с чего начать отгадывание судоку. Обычно определяют строчку, колонку или блок, которые заполнены цифрами по максимуму.
Часто электронные вариации предлагают воспользоваться подсказками. Их количество достигает нескольких штук за одну игру.
Как решить Судоку
Лучший метод решения — записывать числа-кандидаты в вершине левого угла ячейки, а затем вычёркивать невозможные по правилам игры числа из данной ячейки. После этого можно увидеть именно те числа, которые могут занимать данную ячейку.
Имеются две стратегии, используемые для увеличения скорости решения головоломки.
Выбрать число, которое было найдено для большинства строк, столбцов или блоков 3×3 в судоку. Для каждого блока 3×3, который не содержит это число, ищутся другие блоки 3×3 в том же самом ряду и столбце блоков 3×3, которые содержат это «наиболее решённое число» и в решаемом блоке, исключаются места, где это число, не может быть вписано в ячейку. Таким образом найдётся единственная ячейка для этого числа.
Наиболее сложные судоку можно решать методом исключения («нить Ариадны»), для этого на отдельном листе в клеточку записывается текущее положение дел, выбирается поле, в котором могут стоять только два числа, при подстановке которых определяется как можно большее число пар в других клетках. Выбирается одно из чисел пары и подставляется в черновик. С вероятностью 50 % решение заведёт в тупик — что означает, что выбранное число было неправильным. В таком случае нужно «смотать нить» — вернуться к «развилке» и выбрать и подставить другое число. Если не было допущено ошибок в решении, подставленное число будет единственным верным.
Методы решения судоку для продвинутых игроков
В данном разделе описаны сложные технологии, которые пригодятся опытным и отъявленным любителям судоку:
Анализируют блоки из трех больших квадратов в строке или столбце. Выбирают одну цифру и выясняют, можно ли ее разместить во все 3 квадрата. К примеру, игрок рассматривает восьмерку. Нужно узнать, в каких колонках и рядах она уже находится, и применить эту информацию для анализа трех квадратов. В процессе заполнения клеток другие пустые ячейки постепенно находят свое решение.
Проверяя пустые клетки, стоит использовать ту же технологию, что и при внесении цифр.
Некоторые эксперты начинают разгадывать с цифры 1 и направляются по линиям, потом – по блокам. Так человек не запутается и предостережет себя от многих ошибок.
Всегда проверяют, какой цифры недостает там, где осталось много пустот.
Если зашли в тупик, и появилось много пустого пространства, нужно мысленно поделить квадрат на отрезки
Важно поразмыслить, какие цифры могут туда встать, потом станет понятно, какие значения будут располагаться в других квадратиках на соседних линиях.
Метод «сокращение» предполагает, что с каждым шагом и разгадыванием количество предполагаемых цифр сокращается, а решение базируется на методике «одиночка». Способ «сокращение» выделяется в самостоятельное звено, поскольку пользователь должен провести тщательный анализ всех колонок, рядов и квадратов с постепенным исключением синглов. Как итог – единственно правильное решение.
Усложненный метод «сокращения». Согласно столбцу 8, четверки могут находиться лишь в квадрате 3. Убираем лишние четверки в квадрате, и находим, что в C7 остается только 2
Цветовой метод – стратегия, которая незначительно отличается от вышеописанной. Ее смысл заключается в том, что клетки или числа окрашены в разные оттенки. Такое решение позволит игроку визуализировать весь ход разгадывания, но не каждый человек сможет ее использовать. Некоторые люди сбиваются, и у них снижается сосредоточенность.
Для правильного использования цветового окрашивания рекомендуется взять 3-4 оттенка и заполнять ими одинаковые варианты в разных колонках, рядах и квадратиках. Также другим тоном выделяют спорные клетки.
Чтобы быстрее освоиться и понять технологию разгадывания, стоит взять ручку и бумагу. Это поможет потренироваться, задействовать свой мозг в отличие от электронных вариантов, содержащих подсказки.
Еще один любопытный, но, в целом, бесполезный способ решения судоку – метод проб и ошибок. Пользователь выбирает пробное число из 2 или 3 вероятных. Далее проверяет все блоки. Недостаток технологии состоит в том, что человек должен использовать компьютер. На бумажном листке не получится вернуться к исходным данным.
Методология «рыба меч» основана на следующем правиле: если кандидат располагается в первой, второй и третьей колонке или только в трех рядах, то в других строчках этот сингл можно вычеркивать. Подробное описание шагов:
- Отыскивают строки, чтобы кандидат в них присутствовал не выше 3 раз. Но в то же время он включается в три столбика.
- Теперь выбрасывают кандидата из других строк и столбцов, в которых его не будет.
- Такая же цепочка размышления применяется в трех колонках, когда сингл присутствует в трех рядах.
Наглядно рассмотрим задачку. В трех рядах – в 3,5 и 7 кандидат пятерка обнаружена не более трех раз. Эти клетки заполнены желтым фоном. Кроме того, ячейки входят в три столбца – 3,4 и 7.
Техника решения «рыба меч» предполагает, что из других вертикальных клеток кандидата пятерку можно смело вычеркивать. Они обозначены зеленой заливкой.
В другой задачке, указанной ниже, аналогичным образом используется методы «рыба меч», но уже в отношении трех колонок. В поле понятно, что кандидата единицу нужно удалить из клеток зеленого оттенка.
Не нужно форсировать события и торопиться решить задачку. Игра предполагает усердное размышление, отбор и анализ выполнения. Сложные комбинации необходимо разгадывать обдуманно и не спеша. Суть игры – не слепое угадывание, а долгая, интересная цепочка умозаключений, приводящая к развитию логики. С опытом придет глубокое понимание такой, казалось бы, незамысловатой игры.
Терминология
Прежде чем говорить подробно о том, как правильно разгадывать судоку, следует посвятить некоторое время изучению терминологии этой игры, чтобы в дальнейшем быть уверенным в верном понимании происходящего. Итак, основным элементом головоломки является клетка (всего в игре их 81 штука). Каждая из них входит в один ряд (состоит из 9 клеток по горизонтали), одну колонку (9 клеток по вертикали) и одну область (квадратик из 9 клеток). Ряд иначе может называться строкой, колонка – столбцом, а область – блоком. Другое наименование клетки – ячейка.
Сегмент – это три горизонтальные или вертикальные клетки, находящиеся в одной и той же области. Соответственно, всего их в одной области шесть (три по горизонтали и три по вертикали). Все те цифры, которые могут находиться в конкретной ячейке, называются кандидатами (потому что они претендуют на то, чтобы попасть в данную клетку). Кандидатов в ячейке может быть несколько – от одного до пяти. Если их два, они называются парой, если три – трио, если четыре – квартетом.
4Методы решения судоку
Существует много методов решения головоломки. Рассмотрим одни из самых простых решений. Метод называется «Последний герой».
- Рассматриваем последний, нижний левый квадрат.
- Перед нами всего четыре свободные клетки.
- Рассмотрим, можно ли цифру 8 поставить в клетку H
- Смотрим, на четыре окружающие клетки: клетка G5 закрывает G1 и G2, значит смело можно ставить цифру 8.
Следующий, также очень простой метод, называется «Выбора нет». Для использования данного метода необходимо:
- Осмотреть левый квадрат сверху вниз. Просмотреть все имеющиеся числа.
- Начинаем решение с верхнего левого угла. На примере стоит цифра 2.
- Цифра «4» в поле G3, закрывает третью клетку блока А, и еще цифра «4» запрещена для повтора на клетках A4 и А6. Значит, цифру необходимо ставить в клетке A2.
Судоку часто называют магическим квадратом, и действительно, иногда невозможно угадать, чем же закончится эта увлекательная и популярная игра.
Что такое судоку
Судоку — это популярная числовая головоломка, которая берет свои корни с 18 века. Латинский квадрат (правильное название), или как его еще называют «магический квадрат», получил массовое распространение в 80–90-х годах прошлого века
Считается, что судоку развивает внимание, логическое и аналитическое мышление, а также является полезной формой досуга
В классическом виде судоку представляет собой квадрат 9×9, разделенный внутри равными квадратами со стороной в 3 клетки. Таким образом логическая игра проходит на поле в 81 клетку. Уровень сложности головоломки зависит от количества вписанных цифр на начало игры и метода решения задачи. Цель игры заключается в том, чтобы расположить цифры в клетках таким образом, чтобы в каждой строке, столбце и малом квадрате они не повторялись.
Несмотря на кажущуюся однообразность игры существует масса разновидностей судоку. Помимо уровней сложностей, головоломка может иметь большее или меньшее количество клеток, разнообразные геометрические формы, дополнительные области и условия.
Как играть в судоку
Существуют некоторые рекомендации и советы, как быстро и находчиво отгадывать головоломки:
Первый совет — никогда не дублировать цифры.
Вверху в левом блоке, который обведен в синий квадрат, заполнены семь цифр из 9. В нем отсутствуют числа 5 и 6. Понимая, каких значений не хватает, игрок может воспользоваться методикой исключения и включить дедуктивное мышление. Такие способы помогут определить, какие конкретно синглы должны содержаться в пустых ячейках.
К примеру, в квадратике четко установлено, что недостает 5 и 6, но посмотрев на соседние столбцы, строчки и блоки, наверняка сказать нельзя, где и какая цифра должна стоять. Ввиду этого игрок пропускает квадратик и приступает к заполнению следующего, и так далее по цепочке.
Еще один совет гласит – не стоит гадать. Судоку – логическая головоломка, и не нужно выдвигать предположения, где поставить цифры. Если точно неизвестно о расположении значения, то переходят на другую область – строку, столбик или квадрат. Сканируют до тех пор, пока не обнаружится очевидность постановки той или иной цифры.
Приступая к разгадыванию судоку, специалисты рекомендуют вооружиться простым карандашом. Цифру в любой момент можно стереть простым ластиком. Если использовать ручку, то при ошибке игра будет испорчена. Но ее можно самостоятельно переписать на тетрадный лист. С опытом и большим количеством разгаданных головоломок придут навыки и новые варианты решения задачи.
Чтобы не запутаться, рекомендуется карандашиком подписывать в пустых клетках цифры-кандидаты, которые теоретически могут быть в них. Для примера возьмем одну ячейку и посмотрим, как мы получили вероятные цифры для нее:
Нам надо узнать вероятные цифры для фиолетовой ячейки. Для этого мы смотри на ее столбец, строку и квадрат.
- В столбце у нас имеются цифры 6, 8, 3, 7 и 2. Следовательно, их уже нельзя вписать в нашу ячейку.
- В строке есть цифры 8, 2 и 3. Они тоже нам не подходят.
- В квадрате есть еще цифры: 8, 6 и 3.
Далее мы смотрим, какие цифры остались, и вписываем их в ячейку: 1, 4, 5 и 9. Их не было ни в одном их смежных блоков. Таким образом, мы знаем, что одна из этих цифр точно будет находиться в данной ячейке. Остается только различными методами исключить оставшиеся три неверные цифры.
Для этого имеются различные способы решения судоку. О них мы поговорим ниже.
Как решать сложные судоку?
Многие задаются вопросом, как решать судоку, есть ли стандартные методы и стратегия. Как и в любой логической головоломке есть. Самый простой из них мы рассмотрели. Чтобы перейти на более высокий уровень, необходимо иметь больший запас времени, усидчивость, терпение. Для решения головоломки придется делать предположения и, возможно, получать неверный результат, возвращающий к месту выбора. По сути судоку сложные – это как решать задачу с помощью алгоритма. Рассмотрим несколько популярных методик, применяемых профессиональными «судокуведами» на следующем примере.
В первую очередь необходимо заполнить пустые ячейки возможными вариантами, чтобы максимально облегчить решение и иметь перед глазами полную картину.
Ответ, как решить судоку сложные для каждого свой. Кому то удобнее использовать разные цвета для окрашивания ечеек или цифр, кто то предпочитает черно-белый вариант. На рисунке видно, что нет ни одной ячейки, в которой бы стояла единственная цифра, однако, это не говорит о том, что в данном задании нет одиночек. Вооружившись правилами судоку и внимательным взглядом, можно увидеть, что в верхней строке среднего малого блока стоит цифра 5, которая встречается единожды в своей линии. В связи с этим можно смело проставить ее и исключить из ячеек, окрашенных в зеленый цвет. Данное действие повлечет за собой возможность проставить цифру 3 в оранжевой клетке и смело вычеркнуть ее из соответствующик фиолетовых по вертикали и малом блоке 3*3.
Таким же образом проверяем остальные клеточки и проставляем единицы в обведенных клетках, так как они также являются единственными в своих строках.
Чтобы разобраться, как решать судоку сложные, необходимо вооружиться несколькими простыми методами.
Что такое судоку
Судоку иначе называют латинским (или магическим) квадратом. Он представляет собой квадраты 9×9, в каждый из которых должна быть вписана цифра от 1 до 9. Большой квадрат разбит на 9 маленьких размером 3×3. Клеточки головоломки заполнены выборочно. Задача решающего заключается в заполнении оставшихся.
Классические судоку могут иметь разный уровень сложности. Самые трудные удается решить лишь мастерам, экспертам. Минимальное количество изначально заполненных ячеек равняется 17. При меньшем количестве подсказок решение невозможно.
Изначально должно быть заполнено 17 ячеек, или судоку не решить.
Существует несколько разновидностей головоломки с цифрами:
- Всудоку-пазлах области представляют собой фигуры произвольной формы, а не только квадраты.
- В диагональных числа не должны повторяться также на диагоналях.
- В суммах или произведениях игровое поле делится на блоки, для каждого из которых указывается сумма либо произведение всех вписанных в данный сегмент цифр.
- Кроме того, возможны головоломки размера 12×12 или 25×25.
- Существуют варианты «больше-меньше», где соответствующий знак указывает на соседнюю ячейку.
Но самый распространенный вариант — стандартный квадрат 9×9. Именно о нем и пойдет речь в статье.
История возникновения головоломки
Первый прототип судоку придумал математик из Швейцарии Леонард Эйлер. Он назвал игру «латинским квадратом».
В 70-х годах прошлого века в Соединенных Штатах Америки на его основе были разработаны новые головоломки. Оттуда они и попали в Японию, где быстро стали популярны. После этого магические квадраты распространились по всему миру. Появились они и на территории Российской Федерации. Британские газеты стали публиковать числовые головоломки с 2004 года.
Позже появилась и электронная версия игры.
Терминология судоку
Клетка либо ячейка является основным элементом головоломки. Каждая входит одновременно в 1 столбец, 1 строку и 1 квадрат размером 3×3. В клеточки следует вписывать цифры. Всего их в классическом варианте игры 81.
В классическом судоку 81 ячеек.
Вписанные изначально числовые значения называются условиями задачи или подсказками. В зависимости от их количества определяют уровень сложности головоломки.
Группой может называться строка, столбец либо маленький квадрат размера 3×3. 9 горизонтальных клеток называют рядом, 9 вертикальных — колонкой. Маленькие квадраты иначе называют областями.
Сегмент представляет собой часть области. Он включает в себя 3 горизонтальных и 3 вертикальных клетки. В каждой из областей по 6 сегментов.
Кандидатами называют числа, которые могут быть записаны в клетку. Когда остается лишь 1 подходящий, цифру можно заносить в клетку. Комбинации из двух кандидатов называются парами, из трех — трио, из четырех — квартетом.
Методы разгадывания судоку
Существуют несколько способов решения головоломок с числами:
- сокращение;
- перекрестное исключение;
- тактика «открытые пары»;
- тактика «скрытые пары, тройки и четверки»;
- цветовой метод.
Научиться отгадывать быстрее можно с помощью нескольких хитростей. Сначала проще расставить по местам те числа, которые чаще других вписаны в головоломке. Нередко место для оставшихся удается обнаружить с помощью исключения неподходящих.
Секретом многих мастеров является использование математических способов для отгадывания. В каждом ряду, колонке или области сумма чисел должна равняться 45. Если в какой-либо группе отсутствуют 3 цифры, очевидно, что в 2 ячейках находится некоторая пара. Подходящее для оставшейся клетки значение можно найти с помощью формулы 45 — (a + b + S), где a и b — обнаруженная пара, а S — сумма чисел в заполненных клетках группы.
Метод «открытые пары»
Если в группе кандидатов имеются 2 клетки с одинаковыми парами, в другие ячейки ряда, области или колонки эти цифры вписывать нельзя. Числа можно исключить из тех клеток, в которые они были занесены в качестве кандидатов. Аналогично можно действовать с квартетом либо трио.
Часто после вычеркивания неподходящих чисел остается клетка, в которую можно занести лишь 1 значение.
Метод «скрытые пары, тройки, четверки»
Если 2, 3 или 4 клетки содержат общие пару, тройку или квартет, остальные цифры из данных ячеек можно вычеркивать. Скрытые тройки и четверки новичкам рассматривать непросто. Тем не менее задания, в которых они содержатся, встречаются нечасто.
Перекрестное исключение
Для использования данной стратегии потребуются развитые аналитические способности, умение сопоставлять. Если какое-либо число присутствует в 2 пересекающихся столбцах либо строках, варианты можно вычеркивать. Можно использовать такой способ и для 3-й, и 4-й строк. В такой ситуации, однако, труднее обнаруживать связи.
Решайте судоку с карандашом и ластиком, чтобы не черкать в ячейках.
Метод «сокращение»
Каждое совершаемое действие позволяет исключить часть кандидатов. Решение постепенно сводится к методу очевидных одиночек, применяемому для простых головоломок. Такой процесс потребует анализа всех строк, столбцов и областей. Последовательное исключение вариантов позволяет постепенно прийти к единственно верному.
Цветовой метод
Эта стратегия мало отличается от предыдущей. Ячейки идентифицируют с помощью закрашивания в разные цвета. Это упрощает визуализацию. Методика подойдет не каждому, поскольку яркие краски могут мешать сосредоточению, отвлекать. Лучше использовать 2-3 цвета, с помощью которых можно закрашивать одинаковые варианты, располагающиеся в разных областях, рядах либо колонках. Окрасить можно и спорные ячейки.
Начинайте решать судоку с простых вариантов для новичков. Пробуйте разные методики и постепенно повышайте сложность. Через время вы освитесь в игре и сможете разгадывать сложные судоку правильно с первого раза. Просто заучите правила, методики и секреты, которые мы озвучили выше.
Разновидности судоку
Существует множество различных типов судоку, которые появились за последние несколько лет. Некоторые из них -просто разновидности оригинальной идеи судоку, а другие еще более странные.
Размер сетки
Оказывается, классическая головоломка 9×9 — это только начало. Нет ограничений на размер судоку. Вы можете сделать головоломку меньше и проще, или больше и сложнее, просто изменив размер сетки. Блоки судоку, в отличие от классического варианта 3×3, могут быть разных размеров, например: 2×3; 2×7; 4×5. Нет теоретического предела для размера сетки. Все те же стратегии используются для решения судоку разного размера.
Цвета, буквы, картинки и символы
Хотя в судоку нужно расставлять числа в нужные клетки, это не имеет никакого отношения к арифметике. Цифры от 1 до 9 могут быть заменены чем-либо, так, чтобы одно отличалось от другого. Для головоломки нужен набор из девяти различных объектов любого типа: цвета; буквы или фрагмента изображения.
Буквенные судоку
Если буквы используются вместо чисел, то в сетке могут быть скрыты слова, часто это слово из девяти букв в строке или столбце. Вот пример головоломки и ее решения, в которой скрытое слово находится в центральной строке.
Мозаичные судоку
В обычной судоку все блоки головоломки имеют одинаковую форму — квадрата или прямоугольника. В мозаичной судоку блоки имеют разные формы, но каждая форма должна быть непрерывной и иметь такое же количество клеток, как и все остальные блоки. Стратегии для их решения нужно немного изменить. Например, стратегия «две из трех», которая так полезна для обычных головоломок, в этом случае нуждается в корректировке.
В следующем примере мозаичной головоломки блоки имеют разные цвета и симметричную структуру (180 °).
X-судоку
Возвращаясь к Эйлеру и истории судоку с магическими числами и латинскими квадратами, в его головоломках было правило для диагоналей, также, как для строк и столбцов. В X-судоку цифры от 1 до 9 должны также находиться в строках, столбцах и диагоналях сетки. Это правило дает дополнительное преимущество в решении головоломки.