Структура конфликта

Сколько лет сыну Лукашенко Николаю

Структура

Как проходит любой конфликт? Он делится на три стадии. Понять их помогает понятие конфликта и его структура. Виды конфликтов могут быть разные, но развиваться они будут по одному и тому же сценарию.

  • Накопление противоречий. Люди не будут конфликтовать без причины. Первая стадия любого конфликта – это возникновение камня преткновений. У двух персон или у группы людей возникают недопонимание относительно решения какого-либо вопроса.
  • На второй стадии люди активно идут на конфликт. Как говорится в народе, чаша переполняется, и терпение заканчивается. Люди высказывают друг другу все, что они думают. Часто один конфликт может перейти в другой. Чем больше между людьми возникло недомолвок, тем сильнее будет ссора.
  • Ликвидация конфликта – это последняя стадия. Люди или группа находят решения проблемы или компромисс. Иногда вторая стадия с обвинениями может пропускаться, если отношения между членами группы или же двумя индивидами хорошие.

Понятие

Что вы знаете о конфликтных ситуациях? Понятие, виды и причины конфликтов нужно разбирать по порядку. Начнем с понятия. Конфликт – это отношения между двумя людьми или двумя группами людей, имеющих противоположенное мнение, мотивы или суждение. Для того чтобы конфликт состоялся, всегда нужна причина. Разногласие и спор – это следствия, они возникают при столкновении или недопонимании людей. Но их нельзя считать причиной. Прежде чем люди найдут спорную тему, должна произойти кульминация. Два уважающих друг друга человека будут решать проблему мирно. Конфликт же предполагает активные словоизлияния с повышением голоса обоих сторон. И это в лучшем случае. Конфликт может перерасти во что-то большее. Например, порчу имущества, причинение морального или физического вреда.

Орехи

Правильно.
С грецкими орехами все очень просто. Ешьте их на ночь. Тут главное, не переборщить, потому что орехи достаточно калорийны. Все дело в том, что в них содержатся полиненасыщенные жирные кислоты омега-3, а усваиваются они лучше всего в состоянии покоя.

Неправильно.
В принципе вы можете есть грецкие орехи в любое время и использовать их в качестве перекуса. Но максимум пользы из этого продукта можно получить лишь во второй половине дня.

Лучшее время для того, чтобы полакомиться горстью орехов — это перекус между завтраком и обедом. Так вы быстро восполните запасы энергии, что позволит вам не переедать во второй половине дня, но при этом будет время для того, чтобы израсходовать полученные калории. Если есть орехи после обеда, то со временем вы рискуете набрать несколько лишних килограммов.

Чем отличается организационный конфликт?

Отличие этих разногласий от прочих заключается в том, что ситуация бывает вызвана спецификой деятельности организаций и ее особенностями.

Среди таких конфликтов выделяются:

  • внутренние или же дисфункциональные;
  • внешние, межорганизационные;
  • позиционные, связанные с расколами в коллективах.

Основные структурные элементы организационного конфликта не имеют отличия от прочих. Особенностью же является то, что в качестве субъектов неизменно выступают руководители как высшего, так и среднего звена и ведущие специалисты.

Как правило, все организационные конфликтные ситуации возникают в рамках одной из следующих систем:

  • организационно-технологическая;
  • экономическая;
  • микро-социальная.

Эти системы оказывают влияние на причины зарождения конфликтных ситуаций в организациях, но не на их структурную решетку и закономерности развития. Иными словами, конфликт, возникший между различными организациями или же развивающийся внутри одной из них, будет подчиняться тем же закономерностям, что и все прочие.

К примеру, возникший в рамках экономической системы конфликт может заключаться в недовольстве сотрудников оплатой труда. В этом случае люди могут устроить забастовку, саботировать рабочий процесс или же как-то иначе проявить свое недовольство. Эти действия являются не чем иным, как структурным проявлением активности. Разумеется, завершением или же исходом ситуации в рассматриваемом примере станет повышение заработной платы или же увольнение недовольных.

То есть организационные конфликты развиваются в соответствии с общими закономерностями, отличаясь от прочих только причинами зарождения.

Проекты и идеи

Начать работу над постройкой конюшни следует с выбора проекта. Можно купить его, заказать специалистам, скачать готовый из интернета или разработать самостоятельно

Неважно, какой из вариантов вы выберете – в проекте должно быть отражено следующее:

  1. В конюшне должно быть удобно не только лошадям, но и конюхам.
  2. Обязательно должно быть 1-2 помещения для кормов, инвентаря, амуниции и прочих технических нужд.
  3. Минимальные размеры денника – 4 кв. м на животное, но его оптимальные размеры – 3 м длины и ширина от полутора метров и больше. Лошадь должна свободно поворачиваться в нем.
  4. Ширина прохода должна быть достаточной для того, чтобы можно было развернуть лошадь или поставить ее на развязки, то есть минимум 1,5 м.

  5. Чем выше потолки – тем лучше вентиляция. Оптимальной высотой считают 5м, при условии дополнительных приспособлений для вентилирования допустима высота в 3м.
  6. При прочих равных условиях конюшню ориентируют по длине в местности с холодным климатом с севера на юг, с мягким – с востока на запад.
  7. Лошади – стадные животные. Все денники должны находиться рядом, так, чтобы их обитатели могли видеть друг друга.
  8. Если лошадей несколько, но меньше 10, общепринятой является схема расположения денников в ряд вдоль прохода, если 10 и больше – денники располагают в 2 ряда.

Функции конфликта

Они достаточно важны, иначе это явление не занимало бы так много места в нашей жизни. В зависимости от участников и окружающей действительности функции делятся на конструктивные и деструктивные. Сейчас мы рассмотрим их по отдельности. Это позволит вам получить лучшее представление о том, какова структура и функции конфликта. Именно они во многом помогут понять протекающий процесс. Итак, выделяют:

  1. Конструктивные функции. Конфликт может служить средством снятия напряжения. То, что накопилось внутри участников, можно обсудить и разрешить. То есть конфликт выступает средством релаксации и разрядки. Источники разногласий переводятся в разряд объекта. Кроме того, это один из способов развития личности. Старые недовольства и отрицание каких-либо проблем (которые в действительности существуют) сильно тормозят этот процесс. Конфликт является средством развития отношений, предотвращает застой и их медленное умирание. Кроме того, он может быть способом самоутверждения личности и поддержания статуса.
  2. Деструктивные функции – это, в первую очередь, стресс. Мобилизующая функция стресса проявляется, если подобные ситуации повторяются нечасто. В противном случае наблюдается дистресс, который является разрушительным для личности, ведет к депрессиям, фрустрации и снижению жизненной активности.

Причины

Как управлять конфликтом

Если вы хотите стать третьим лицом, посредником в решении конфликта, то вот вам 16 простых шагов для управления конфликтом:

  1. Исходя из имеющейся у вас информации, представьте общую картину конфликта и определите суть, оцените потребности и интересы обеих сторон.
  2. Проведите беседу с тем участником, чья позиция вам кажется более оправданной. Узнайте его видение причин, опасения и желания. Составьте с его слов его видение интересов, желаний и опасений оппонента.
  3. Побеседуйте так же со вторым оппонентом.
  4. Проведите беседу с друзьями первого оппонента. Они помогут составить более точную картину интересов, страхов и стремлений.
  5. То же проведите с друзьями второго оппонента.
  6. Обсудите видение конфликта (причины, способы регулирования и возможные последствия) с неформальными лидерами группы.
  7. Обсудите с формальными лидерами.
  8. Выявите истинную причину и абстрагируйтесь от участников.
  9. Определите их подсознательные мотивы.
  10. Обозначьте, в чем каждый оппонент прав, а в чем нет.
  11. Опишите возможный наилучший и наихудший исход ситуации при каждой позиции. Выясните, возможен ли компромисс.
  12. Оцените все возможные, в том числе скрытые последствия вашего вмешательства.
  13. Подготовьте и предложите примерно четыре варианта совместных усилий оппонентов для решения проблемы. Притом программу-максимум и программу-минимум.
  14. Обсудите программы с друзьями и лидерами, внесите изменения при необходимости.
  15. Придерживайтесь выбранного плана, старайтесь задействовать друзей оппонентов.
  16. Оцените положительные и отрицательные стороны вашего опыта.

Как вы могли заметить, это общий план решения конфликта, универсальный для разных видов. Конечно, нужно его корректировать с учетом конкретной ситуации и типа конфликта. В чистом виде он больше пригоден для решения организационных конфликтов.

Причины возникновения конфликтов

Возникновению конфликтной ситуации всегда предшествует какой-то толчок. Он может спровоцировать столкновение интересов, которое в дальнейшем будет развиваться по определенному сценарию. Наиболее распространенная классификация причин конфликта выглядит следующим образом:

  • Объективные причины: распределение материальных или иных ресурсов (каждая из сторон стремится получить наибольшую выгоду, вследствие чего возникает противоречивая ситуация);
  • пересечение задач (когда люди выполняют те или иные функции, которые могут соприкасаться или противоречить друг другу);
  • противоречие целей (люди, коллективы или подразделения, которые взаимодействуют друг с другом, могут ставить перед собой ориентиры, которые могут противоречить друг другу);
  • способы достижения целей (индивиды, взаимодействующие в рамках одного коллектива, могут иметь разные взгляды на достижение результата);
  • нарушение коммуникаций (в результате неправильно организованных связей могут возникнуть противоречия и неточности).

Социально-психологические причины:

  • неблагоприятная психологическая обстановка (в коллективах с недружелюбной атмосферой и плохой организацией достаточно часто возникают конфликтные ситуации);

адаптация новых членов коллектива (споры могут возникнуть из-за неприятия индивида или же из-за его неподобающего поведения);
социальные нормы (соблюдение или несоблюдение их личностями, взаимодействующими в одной команде, а также разное их понимание);
разница поколений (конфликт возникает из-за несовпадения или противопоставления ценностей, присущих людям разных возрастов);
территориальность (разногласия между обитателями различных территорий ввиду несовпадения устоев и порядков);
деструктивный лидер (преследуя свои личные цели, вносит разлад в работу коллектива);
респондентная агрессия (индивид, столкнувшись с неприятностями или трудностями, вымещает свое недовольство и агрессию на окружающих).
Личностные причины:

  • когнитивные процессы (в ходе жизнедеятельности и восприятия информации у людей может формироваться различная оценка тех или иных ситуаций);

особенности характера (в силу своего воспитания и мировосприятия, а также психологического состояния индивид может вступать в противоречия с окружающими).

Зная основные причины, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций, можно своевременно принять целесообразные меры по их недопущению или устранению.

1.1 Объективные элементы конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Например, в социальной структуре общества обычно выделяют различные классы и другие социальные слои. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.

Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой,
конфликт представляет собой и процесс.
Поэтому структура конфликта
понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Основные компоненты структуры конфликта могут быть представлены так, как на рис. 1.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» — частное понятие по отношению к конфликту
.

Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

Рисунок 1. Структура конфликта

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.

В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основные действующие лица — люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений или организаций). Кроме того, они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства. Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта.

Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.

Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы
.

В межгрупповом или межгосударственном конфликте уход или появление нового участника не влияют на конфликт. В таком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе или государству.

Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта.
В литературе можно встретить такой термин, как «зачинщик». По-видимому, это не очень удачное понятие, так как априори несет определенную негативную смысловую нагрузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она неправа. Например, если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной.

Классификация по сфере протекания

Конфликтные ситуации могут сложиться в любой из сфер жизнедеятельности человека. Обобщенно по данному признаку их разделяют на следующие виды:

  • производственные или же экономические;
  • политические;
  • этнические;
  • семейные или же бытовые;
  • религиозные.

Характеристика структурных элементов конфликта в соответствии с данным классификационным параметром дополняется психологическими и юридическими аспектами.

1.1 Структурные характеристики конфликта

Без
структурных компонентов существование
конфликта невозможно – «изъятие» любого
такого компонента сводит конфликт на
нет, либо существенно меняет его характер.
К структурным компонентам конфликта
относятся:

  1. Стороны
    (участники) конфликта.

    Их называют также противостоящими
    сторонами, конкурентами, соперниками
    или противниками – в зависимости от
    формы конфликта. Участники конфликта
    обычно обозначаются в терминах ролевых
    позиций («муж» — «жена», «начальник» —
    «подчиненный» и т.д.). Важными – с точки
    зрения возникновения и развития
    конфликта – считаются интересы
    участников конфликта, преследуемые
    ими цели, их социокультурные и
    индивидуально-психологические
    особенности. Переход участников к
    конфликту начинается с действий одного
    из них – инициатора.
    Если и на других стадиях конфликта
    инициатива действий чаще остается за
    одной стороной, то она может рассматриваться
    как активная сторона, а другая – как
    пассивная. Для разрешения конфликта
    нужно учитывать интересы не только
    непосредственных его участников, но и
    тех, чьи интересы могут быть затронуты
    косвенно, и чья позиция может иметь
    влияние на исход конфликта – они могут
    рассматриваться как пассивные
    участники

    данной конфликтной ситуации.

  2. Условия
    конфликта.

    Условия конфликта включают в себя его
    условия его возникновения и условия
    его протекания.

Условия
возникновения

– объективные особенности внешней
ситуации, которые считаются существенными
для возникновения конфликта.

Р.Дарендорф,
описывая причины социальных
конфликтов
,
пишет о «технических» (появление
руководящих лиц в подгруппах),
«политических» (возможность организации
противоположных интересов) и «социальных»
(возможности общения и увеличение числа
членов подгрупп) условиях.

В
межличностных
конфликтах

это может быть общий характер отношений
партнеров — кооперативность/конкурентность,
равенство/неравенство, ориентация на
задачу и взаимоотношения и т.д.

К
условиям
протекания

конфликта относят факторы, оказывающие
влияние на его развитие. Обычно говорят
о факторах ситуации – социокультурном
контексте конфликта (культурные нормы
протекания и разрешения конфликтов),
непосредственном ситуационном фоне
развития данной конфликтной ситуации
(который может выступать как фактор
ужесточения конфликта), наличии третьих
сил, заинтересованных в смягчении или
обострении конфликта и др.

  1. Предмет
    конфликта.

    Предмет конфликта – это то, что становится
    объектом противоречащих друг-другу
    или несовместимых притязаний сторон.
    Это может быть конкретный объект,
    конкретная возможность, или некоторое
    ценностное утверждение, исключающее
    мнение другого человека, или
    соблюдение/несоблюдение каких-то правил
    и т.д. Предмет конфликта становится
    предметом переговоров или борьбы
    участников, но не все их цели в конфликте
    связаны с этим объектом.

  2. Действия
    участников конфликта.

    В совокупности они образуют то, что
    называется конфликтным взаимодействием.
    Конфликтное взаимодействие, в сущности,
    и является основным содержанием процесса
    конфликта.

  3. Исход
    (результат) конфликта.

    Этот элемент представляет собой не
    столько результат, завершающую стадию
    развития конфликта, сколько идеальный
    образ этого результата, имеющийся у
    участников конфликтного взаимодействия
    и определяющий его направленность,
    регулирующий конкретные действия.

СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА

Всякий реальный конфликт развивается и протекает во времени. Динамика конфликтов – это последовательная смена определенных стадий от начала до завершения. Выделяют четыре стадии протекания конфликта:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Две стороны имеют одну цель и стремятся к ней, но достигнуть ее может только один человек (группа). Какое –то время объективнаяконфликтностьситуации не осознается сторонами. Потенциальный конфликт (например социальное соревнование,конкурс).

2. Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников. Последствия:

– переход к конфликтному поведению;

– стремление предотвратить конфликт то есть поиск решения до возникновения конфликта. Оптимальноеявление именно 2-ой путь. Успех его зависит от многих причин от личности руководителя, его принципов руководителя, опыта, психолого-педагогической подготовки. Степень значимости, которая придается предмету конфликт (разногласие) оказывает решительное влияние как на само решение вступить в конфликт, так и на степень жестокости конфликта взаимодействия.

Здесь важно, признают ли сторонызаконность требований друг другу. В тех случаях, когда правомерные требования и притязания изначально отвергается, конфликт будет иметь более деструктированный характер

3. Переходк конфликтному поведению, то есть к реальным действиям сторон, направленные на то, чтобы прямо или косвенноблокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт действительно обостряется эмоциональным поведением, а эмоции в свою очередь стимулируют конфликтное поведение. Приэтом возможны следующие варианты поведения:

— открытая борьба, столкновение сторон;

— отказ от конфликтного взаимодействия, уход из конфликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменения отношения к предмету разногласий, цена победы слишком высока, временное отступление для дальнейшего решения конфликта, когда он может быть решен);

— компромиссноенаправление, торговая сделка, переговоры: получить максимально невозможно поэтому, чтобы не потерять все — идут на взаимные уступки, снижая свои притязания.

Здесь возможно выявить факторы и условия, способствующие успеху переговоров, выработать протокол соглашения, приемлемый для обеих сторон.

При этом на динамику протекания переговоров наиболее существенное влияние оказывает статус его участников; присутствие и тип поведения 3-х лиц, способствующих подготовке переговоров. Чем больше прав у стороны выше статус, тем легче проводить переговоры, меньше статус – больше ограничений могут быть эффективны угрозы обещания; угрозы больше срабатывают, если их высказывает сторона с более высоким статусом; при равных статусах – более эффективны обещания.

4. Разрешение конфликта связано с предметом конфликта, наличие объективных возможностей для его разрешения, участие и условия протекания конфликта, деловых и личностных качественных лиц, участие в конфликте.

Возможности разрешения конфликтов:

— полное прекращение конфронтации путем взаимного примирения сторон;

— компромисс — частичное удовлетворение притязаний обеих сторон; необходимы взаимные уступки типа сделки;

— разрешение конфликта на принципиально деловой основе;

— конструктивно – путем удовлетворения объективных требований, претензий конфликтнойстороны;

— организационно прекращение конфликта- или другим способом невозможно.

Разрешение конфликта возможно на двух уровнях:

-частичное — когда исключается только конфликтное поведение, нот не устраняется причина конфликта.

— полное, когда конфликт разрешается и на поведения ина уровне причины.

Пути предупреждения конфликтов:

— правильный подбор и расстановка кадров (особенно руководителей); воспитание работы в коллективе;

— хорошие традиции всегда разбирать конфликты;

— использовать методы убеждения, административной в крайнем случае;

— в случае необходимости привлекать других, третьих лиц;

— повышать общий уровень оплаты труда, что снижает условия конфликтов.

Вооруженные конфликты

Вооруженный конфликт, как понятно из его названия, представляет собой противостояние с использованием оружия тех или иных видов. Они могут быть разной направленности, локализации, а также иметь прочие отличия. Классификация вооруженных конфликтов может быть представлена следующим образом:

  • В соответствии с целями: справедливый (когда целесообразность применения вооружения признана международными организациями);
  • несправедливый (когда оружие является лишней и неоправданной мерой).

По территории:

  • локальные (проходят строго в границах определенной территории);

региональные (затрагивают значительную территорию и нередко могут стать следствием локальных столкновений);
глобальные (в них, как правило, бывают вовлечены несколько государств, решающих таким образом свои территориальные или же ресурсные и политические споры).

Вооруженные конфликты нуждаются в первую очередь в прогнозировании, что позволит своевременно принять те или иные решения по их недопущению или устранению.

Формы завершения конфликта

Конфликт может быть разрешен, урегулирован, затушен, устранен или трансформирован в другой конфликт.

Разрешение

Возникает при условии, что участники настроены на полное решение проблемы и устранение противодействия. Проходит в несколько этапов:

Определение конфликтующих сторон.
Выявление личностных особенностей, мотивов, целей и интересов каждой из них.
Выявление истиной причины.
Определение намерений сторон и их понимания ситуации.
Сбор мнений лиц, не задействованных непосредственно в конфликте, но заинтересованных в его благополучном разрешении.
Выбор оптимальной стратегии для решения конфликта

При выборе важно учитывать характер причины, особенности участников, нацеленность на улучшение взаимоотношений.

Урегулирование

Предполагает включенность в процесс завершения конфликта независимого третьего лица

При этом ему важно быть максимально беспристрастным. В результате урегулирования удается повысить доверие сторон, наладит между ними прямой контакт, организовать совместное спокойное обсуждение, действовать в интересах урегулирования конфликта

Процесс также протекает в несколько этапов:

  1. Выяснение причин, а не поводов конфликта.
  2. Определение полномочий третьей стороны.
  3. Выяснение мотивов конфликтующих сторон (зачем они конфликтуют).

Затухание

Предполагает переход открытого конфликта в скрытый, то есть это прекращение противодействия, но сохранение напряжения. Конфликт может затухнуть из-за:

  • истощения сторон;
  • потери мотива, значимости объекта;
  • отвлеченность сторон (возникли другие проблемы, конфликт отошел на второй план).

Устранение

Предполагает устранение конфликтной ситуации (условий, социальной ситуации, предрасполагающей к конфликту) и инцидента (действий оппонентов). Например, работника могут перевести в другой цех.

Трансформация

В процессе взаимодействия меняются мотивы и интересы сторон, от чего возникает новый объект конфликта. Иногда трансформация появляется на фоне не полностью решенного конфликта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector