Струйный оргазм
Содержание:
Анатомия символическая и реальная
В индийской мифологии единение лингама и йони — это сама основа мира
И несмотря на то, что как раз индусы, в отличие от европейцев, с вниманием относились к женскому наслаждению, на этом примере видно, насколько значима и всеобъемлюща генитальная символика. Сознание достаточно сильно определило наше сексуальное бытие, отношение к частям тел и то, как они долгое время рассматривались в науке
Например, анатом Андреас Везалий полагал, что матка — это противоположность мошонки, а влагалище — полая трубка, которая является «пенисом наоборот». Хотя он изложил свои взгляды 500 лет назад, такое представление доминировало вплоть до конца прошлого века.
Мнение о том, что гениталии мужчин и женщин прямо противоположны друг другу и вагина представляет собой «пенис наоборот», — не вполне верно, хотя максима «у мальчиков пенисы, а у девочек — вагины» остается альфой и омегой сексуального образования.
Хотя медиа продолжают писать о клиторальных и вагинальных оргазмах, уместнее говорить о способах стимуляции. Эти способы могут быть очень разнообразными, но за цикл сексуальных реакций (то есть весь путь от возбуждения до разрядки) всегда отвечает клитор, который и является главным половым органом у людей с биологическим и генитальным женским полом.
Поведение клитора очень схоже с поведением мужского полового члена. Собственно, они братья, хотя и не близнецы — такие органы в сравнительной анатомии называют гомологичными. Они сформированы из одной и той же ткани, которая на определенном эмбриональном этапе начинает развиваться по-разному у мужчин и женщин. Оба органа состоят из пещеристых тел, обладают головкой и крайней плотью, а также способны на эрекцию, имея одинаково устроенный приток и отток крови. Правда, мочеиспускательный канал у женщин не проходит в теле клитора, а располагается под ним.
Клитор — выпуклый, способный на эрекцию орган — не укладывается в символические представления о единении противоположностей, создавая почти гомосексуальные аллюзии, которых фаллоцентричная культура боится как огня.
Хотя, конечно, если рассматривать весь клитор, это вовсе не маленький орган. Его наружная часть — только верхушка айсберга. Целиком он напоминает перевернутую букву Y, разделяясь внутри тела на две «ножки», обхватывающие уретру и вагинальный канал. И возбуждается он тоже целиком. Именно эрекция клитора приводит к повышенному выделению вагинальной смазки (за это отвечают бартолиновы железы, вырабатывающие муциносодержащую вязкую жидкость, напоминающую улиточную слизь).
Если мужской член выполняет вполне конкретную репродуктивную задачу, клитор, кажется, не нужен ни для чего, кроме приятных ощущений. Вероятно, если бы не он, эволюции не удалось бы склонить человеческих самок к сексу, потому что бонусы этого занятия были бы не очевидны. Влагалище само по себе не слишком чувствительный орган, большая часть его нервных окончаний расположены на входе. И это совершенно логично, учитывая, что с вагиной происходят не только приятные вещи — от менструации до родов.
Несмотря на то как живучи и символически нагружены истории о ножнах для ножа и яшмовой вазе для нефритового стержня, вагина без клитора была бы только скучным трубчатым каналом для доставки спермы в матку: никакого удовольствия, одни репродуктивные задачи.
Миотонический оргазм
В фильме «Нимфоманка» Ларса фон Триера главная героиня, рассказывая о начале своей сексуальной жизни, вспоминает, как в детстве забиралась по канату и долго висела на нем, зажимая канат между ногами. Между собой девочки называли получаемый эффект sensation (ощущение). Впоследствии это никак не помешало ей мастурбировать руками и заниматься разными видами секса. Российские сексологи относятся к вопросу каната серьезно и не без строгости. По мнению некоторых специалистов, такие упражнения формируют и закрепляют миотонический оргазм — «дезадаптивную» мастурбацию со сжатием бедер, «мешающую жить нормальной половой жизнью».
Часто требуется скрестить ноги или сжать между ними какой-то предмет (руку, подушку, край одеяла), также иногда процесс сочетается с давлением или трением вульвой о предметы.
В литературе этот вид оргазма отражен крайне мало — наверное, из-за его неочевидности иногда даже для самих женщин, не говоря уже об авторах-мужчинах. Тем не менее мастурбацию через сжатие ног описал в своем труде Хэвлок Эллис, который назвал ее «относительно приличной», потому что она «может быть произведена в присутствии других».
По словам Эллиса, эта девушка была «приличной на вид» и, закончив, спокойно отправилась по своим делам. Как и замужняя дама, которая жила в счастливом неведении, пока не прочитала брошюру, она, судя по всему, не понимала, что именно делает. В Эллис описывает швей мастерской военного обмундирования, которые получали неожиданные ощущения, сидя на кончике стула за швейной машинкой и ритмично нажимая на педали, причем одной из задач надзирательницы было следить, чтобы девушки сидели правильно и не отвлекались от шитья панталон на оргазмы.
Как правило, такое происходит непреднамеренно и . Для тех, кто хочет целенаправленно добавить воркауту интереса, есть даже специальные руководства. Главный вопрос, должна ли генитальная разрядка вне сексуального контекста приравниваться к явлениям из области эротического или к этому можно относиться просто как к физиологическому спазму.
Основное сомнение, которое есть у сексологии старой школы по поводу миотонического оргазма, заключается в том, что такой вид сексуального переживания трудно воспроизвести с партнером, поэтому нужно «переучиваться»
Кроме вездесущего фаллоцентризма (не все женщины в принципе занимаются проникающим сексом или сексом с мужчинами), в такой обеспокоенности здоровьем женщин с миотоническим оргазмом прослеживается винтажное избыточное внимание клиники к тому, чем именно субъект занимается со своим телом. В западной литературе о миотонии в основном в контексте изучения мышечного напряжения во время оргазма, однако о том, чтобы «лечить» такой тип мастурбации, речи не идет
***
Кроме способов, о которых шла речь выше, оргазм может быть результатом стимуляции самых разных эрогенных зон, которые для каждого человека и в каждой ситуации могут различаться, или произойти и вовсе без прикосновений — например, при сильных сексуальных переживаниях или во сне. Ко всему прочему, оргазм — женский или мужской — это не только состояние органов тела, а процесс, который включает множество психологических факторов.
Многообразие способов и взаимодействий приводит к не такому простому, как оказывается, вопросу — а что вообще такое половой акт? Пытаясь ответить, мы обнаружим, что определения могут быть очень разными как с физиологической точки зрения, так и с культурной. В вопросах сексуальности наука долго была очень далека от жизни, и сегодня только подбирается к исследованию темы.
Клитор: потеря, поиск и обретение
Несмотря на то что идеи о мифологичности вагинального оргазма не выдерживают критики, он действительно не самый популярный. По статистике, вагинальный оргазм испытывают только 25 % женщин, тогда как клиторальный дается абсолютному большинству. Методы клиторальной стимуляции могут быть очень многообразными (мануальная, оральная, с помощью вибратора, струи воды, трения о какой-либо предмет). Казалось бы, это причина, чтобы добавить во взаимодействия партнеров внимания к клитору, но нет: на протяжении долгих лет отношение науки и общества к такому способу получения удовлетворения было скептическим, а то и агрессивным.
В XVII веке устройство клитора описывали, в частности, лекарь Пьер Дионис, физиолог Линден, анатом Даймербрек. Они указывают на сходство этого органа с мужским членом, а Даймербрек отмечает, что для достижения эффекта коитус не обязателен:
Альбрехт фон Галлер и вовсе оставил описание, выдержанное в духе современной трансинклюзивной лексики:
Потом в его записях начинается форменное фэнтези.
Такие преувеличенные представления о том, как выглядит клитор, и нарочитая гиперболизация его сходств с пенисом — характерная черта медицинских сочинений XVII–XVIII веков. Впоследствии немецкий анатом Джордж Людвиг Кобельт создал подробное описание этого органа, указав, что «самка человека обладает структурой, которая во всех своих отдельных частях полностью аналогична самцу». Существенно, что в ходе своих анатомических исследований он зафиксировал строение не только внешней, но и внутренней части клитора. Правда, никаких выводов тогда из этого сделано не было.
Если прежде женская анатомия и физиология рассматривалась, скорее, через призму изучения природы, то в ХIX веке во многих работах, касающихся клитора, звучат неприязнь или пренебрежение, а любые попытки женщин его стимулировать трактуются как болезненные. В середине столетия французский медик и исследователь проблемы онанизма Л. Десладе решил, что от женской чувственности нужно избавляться хирургическим способом:
Он же описывает успешно проведенную операцию по удалению клитора с последующим его прижиганием у юной девушки, семья которой была обеспокоена ее склонностью к самоудовлетворению. После операции та в самом деле перестала мастурбировать. Десланде рекомендовал свое «лечение» так: «операция не столь болезненная, легко выполнимая и в худшем случае не имеет больше никаких иных недостатков, кроме бесполезности». Затем такие процедуры проводились и другими европейскими врачами, а в некоторых странах калечащие операции на половых органах практикуются и сегодня.
Согласно Фрейду, «клиторальная сексуальность» должна быть преодолена в ходе нормальной половой жизни, так как у женщины во взрослой сексуальной деятельности главной зоной становится вход во влагалище. По мнению отца психоанализа, интерес к клиторальному оргазму, который он называл «незрелым и мужским по своей природе», свидетельствует об инфантильной, недоразвитой чувственности.
Заметный прорыв в понимании работы женской сексуальности сделал Альфред Кинси — тот же самый, что создал «шкалу Кинси» для измерения сексуальной ориентации человека. В работе «Сексуальное поведение самки человека» он сделал вывод, что большая часть женщин испытывает оргазм как раз от клиторальной стимуляции, раскрыв миру глаза на этот вопиющий факт
Он же обратил внимание на то, что женщины в принципе реже, чем мужчины, достигают оргазма во время секса
Впрочем, даже в середине ХХ века случались конфузы — например, во время работы над переизданием классического медицинского труда «Анатомия Грея» редактор Чарльз Госс удалил клитор — к счастью, уже не из человеческого тела, а только из книги, целомудренно подправив анатомические иллюстрации. Так что затруднения американских мужчин, которые готовились ко взрослой жизни по 25-му изданию учебника и в результате не могли отыскать этот орган, можно понять.
«Золотой стандарт» полового акта
На протяжении долгого времени нормой женского удовольствия, окончательно установившийся в XIX веке, считался оргазм, полученный в результате пенисовагинального полового акта. Ничего дурного в классическом раскладе нет, но возведение его в ранг единственно одобряемого до сих пор вызывает чувство неполноценности у женщин, не способных по щелчку предоставить именно такой финал, а прежде приводило к курьезам и серьезным драмам.
Основатель психопатологии сексуальности Рихард фон Крафт-Эбинг уверенно писал:
При таком раскладе под определение извращения попадали не только влечение к своему полу и безобидные сексуальные фетиши, но и трудности с достижением оргазма без клиторальной стимуляции.
В художественной литературе одна из самых ярких апологий так называемого естественного полового акта — роман Дэвида Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей», рассказывающий о женщине, которая, не познав радости в браке, крутит роман с лесником. Какое-то время произведение было запрещено из-за обилия сексуальных сцен, однако при всей своей откровенности оно дает очень однобокий взгляд на женскую сексуальность.
Оливер ругает женщин, которые не любят секс и «вынуждены мириться с сексом как с одним из непременных условий любви», но еще больше негодования у него вызывают те, у которых «чувственность разлита по всему телу» вместо того, чтобы фокусироваться там, где положено.
Его крайне оскорбляют «женщины-лесбиянки», которые «выбрасывают мужчину перед самым концом и начинают елозить бедрами до завершения».
Вместо того чтобы изучать возможности женского тела, мужчина чувствует себя обиженным и страшится потери значимости. Всё это можно было бы списать на половые причуды конкретного мрачного лесника, однако его откровенность выражает распространенные опасения и притязания.
В послесловии к роману Дэвид Лоуренс пишет:
Невозможность получить оргазм во время пенисовагинального полового акта называли фригидностью или «женской холодностью». При таких диагнозах не учитывалось, что оргазм может иметь место — только не в результате проникающего секса. В начале ХХ века психоаналитик и ученица Фрейда Мари Бонапарт, которая не испытывала этого переживания с мужчинами, хотя при мастурбации всё получалось отлично, провела исследование с участием других женщин.
Правда, Мари Бонапарт решила, что исправлять «дефект» нужно с помощью операций, которые не привели ее к успеху.
Парадоксально, но переоценка значимости пенисовагинального секса привела к частичной деэротизации других видов стимуляции. Проще говоря, особые ощущения от потирания наружных частей или сжатия бедер иногда вообще не ассоциировалось с половой сферой: ведь секс — это то, что бывает между мужчиной и женщиной и связано с проникновением. В книге «Автоэротизм: Для врачей и юристов» Хэвлок Эллис описывал замужнюю даму, которая, прочтя брошюру о «тайном пороке», узнала, что много лет мастурбировала, не подозревая об этом. Дама испытала крайнее смущение и «безграничную скорбь».
Учитывая, что некоторые ученые ставили под сомнение даже возможность женщины получить удовольствие от члена собственного супруга, не говоря уже о собственных руках, сексуальное чувство легко было не распознать.
В ситуации, когда общественная мораль предписывала женщине, делящей постель с мужем, терпеть и вести себя прилично, а информации о том, что именно должно происходить, для дам из общества почти не было, супружеский долг имел мало общего с тем ощущением, которое она могла испытывать наедине с собой.
Неудивительно, что фаллоцентричные представления и постоянная девальвация женского сексуального удовольствия привели к радикальным феминистским идеям в ХХ веке. Исходя из верной посылки (критики пенисовагинального секса как единственно «нормального» и возможного), радикальные феминистки пришли к обратной крайности: всякий проникающий секс по своей природе является изнасилованием, актом власти, а значит, пенетрация должна осуждаться. По мнению Анны Коэдт, оргазма от вагинальной стимуляции вовсе не существует, а женщины, которые его якобы испытывают, не способны определить его центр из-за патриархальных стереотипов, либо просто симулируют.