Стоицизм. философские школы греции

Особенности развития стоицизма в Риме

Понятно, что если речь зашла о смерти, о страхах, то это явный знак того, что философия превращается в теологию. Второго, как известно, люди боятся, потому и покоряются всем догмам, следуя безоговорочно каждому правилу. В последние годы своего существования римский стоицизм приобрел не только громадные масштабы, но и пессимистичные мотивы

Для его представителей (а это было подавляющее большинство элиты общества) важно было уже не саморазвитие и единство с природой, а полное подчинение року, вплоть до потери собственного «Я». При этом главной задачей было справиться со страхом смерти

То бишь каждый был настроен на то, что в любой момент его может не стать, и в этом нет ничего страшного. Особенно четко такие мотивы просматриваются в творчестве Эпиктета. Они укоренились после того, как стоицизм принял сам Марк Аврелий – император великой державы.

Примечания

  1. , с. 125.
  2. ↑ // Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. А. Введенский. — М.: Большая советская энциклопедия, 1955. — Т. 3: Пращур — Яя. — С. 329. — 744 с.
  3. , с. 121.
  4. .
  5. Forstater, Mark. The Spiritual Teachings of Marcus Aurelius (англ.). — Great Britain: Hodder & Stoughton (англ.)русск., 2000. — P. 37.
  6. Robertson, Donald. Stoicism and the Art of Happiness (неопр.). — Great Britain: John Murray (англ.)русск., 2018.
  7. Amos, H. These Were the Greeks (неопр.). — Chester Springs: Dufour Editions, 1982. — ISBN 978-0-8023-1275-4.
  8. Gilbert Murray, The Stoic Philosophy (1915), p. 25. In Bertrand Russell, A History of Western Philosophy (1946).
  9. , с. 126.
  10. Зима В.Н. Парменид и статическая концепция времени // Философия и культура. — 2013. — № 6. — С. 756-765.
  11. Секст Эмпирик. Против учёных, кн. VIII /Сочинения в 2-х т. Т.1. — М.: Мысль, 1975. — С.152-153.
  12. Гусев Д.А. Скептицизм как высшая форма дискурсивного реализма // Философская мысль. — 2014. — № 9. — С. 21-68.
  13. Гуревич П.С. Философское мировоззрение // Философия и культура. — 2012. — № 12. — С. 4-5.
  14. Маркин А.В. Алетейя // Философия и культура. — 2013. — № 11. — С. 1559-1563. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.11.5102.
  15. Гусев Д.А. — Социальные предпосылки зарождения античного скептицизма и специфика стоической теории познания // Философская мысль. — 2015. — № 1. — С. 148-191.
  16. Копцева Н.П. Истина в философии Платона // Философия и культура. — 2013. — № 4. — С. 429-436.
  17. Рябушкина Т.М. Саморефлексия субъекта познания // Философия и культура. — 2013. — № 7. — С. 985-995.
  18. Jacques Brunschwig, Stoic Metaphysics in The Cambridge Companion to Stoics, ed. B. Inwood, Cambridge, 2006, p.206-32
  19. Пржиленский В.И. Философия науки как исследовательская программа: между историей науки и теорией познания // Философская мысль. — 2013. — № 3. — С. 205-228.
  20. Кутырев В.А. Когнитизация мира и её философско-исторические основания // Философская мысль. — 2012. — № 1. — С. 1-45.
  21. Гусев Д.А. Античный скептицизм и современная философия науки // Преподаватель. XXI век. — 2014. — № 3. Часть 2. — С. 219-225.
  22. Грязнова Е.В. Предмет философии науки // Философская мысль. — 2013. — № 6. — С. 514-529.
  23. Шелковников А.Ю. Смыслы без семиозиса // Философские науки. — 2008. — № 12. — С. 70-87.
  24. Емельянова Н.Н. Научные коммуникации: к проблеме демаркации границ публичности // Философская мысль. — 2014. — № 11. — С. 72-85.
  25. Борисов С.В. Интродукция или рождение классической науки // Философская мысль. — 2013. — № 2. — С. 190-230.
  26. Гусев Д.А. Изостения и атараксия в философском учении старших скептиков (Пиррон и Тимон) // Преподаватель. XXI век. — 2006. — № 4. — С. 27-31.
  27. Счастливцев Р.А. Параллелизм сознания в феноменологии Э. Гуссерля // Преподаватель XXI век. — 2010. — № 1. — С. 305-310.
  28. Гусев Д.А. Античный скептицизм как ранняя форма рефлексии теоретического знания // Преподаватель. XXI век. — 2010. — № 2. Часть 2. — С. 204-211.
  29. Гуревич П.С. Философские традиции в постижении человека // Философия и культура. — 2013. — № 2. — С. 141-143.
  30. Катунин А.В. Роль логико-рационального и интуитивного в научном творчестве. // Философская мысль. – 2014. – № 10. – С. 26-47.
  31. Максимов Л.В. Редукция сознания к познанию как методологический принцип когнитивной науки и гуманитарных дисциплин // Философская мысль. — 2014. — № 11. — С. 32-71.
  32. Гегель Г.Ф.В. Лекции по истории философии. Пер. Б.Столпнера. Кн. 2 / Гегель Г.Ф.В. Сочинения. Т. 10. — М: Партийное издательство,, 1932. — С. 330-336.
  33. Прись И.Е. Иллюзии возможностей и реальные возможности // Философская мысль. — 2014. — № 5. — С. 45-70.
  34. Прохоров М.М. Истина и действительность // Философская мысль. — 2013. — № 6. — С. 293-387.

Одобрение толпы

Я часто задавался вопросом: раз уж человек любит себя больше, чем всех остальных людей, то почему собственное мнение о себе он ценит меньше, чем мнение других? – Марк Аврелий –

Большая часть того, что мы делаем, определяется необходимостью быть любимыми и принятыми. Коллектив все решает – эта доктрина родом не из советских, а куда более темных и дремучих времен. В прошлом, если твое мнение шло поперек линии партии и мнения племени, то тебя в лучшем случае изгоняли во фриланс бытия. Погибель в одиночестве в пустыне.

В некоторой степени это актуально до сих пор. Но сколько времени и усилий мы тратим, пытаясь получить одобрение других? Чего это нам стоит?

Мы тратим деньги, которых у нас нет, покупаем причудливые вещи, которые нам не нужны, чтобы произвести впечатление на кого-то, с кем даже водку пить не будем. Наш выбор карьеры или образа жизни сосредоточен вокруг того, как другие воспринимают нас, а не того, что было бы лучше для нас. Мы находимся в заложниках у чужого мнения и каждый день выплачиваем королевский выкуп без гарантии, что когда-нибудь станем свободны.

Принципы стоицизма сегодня

Сегодня, под определением стоиков понимают негативный смысл. Это люди, которые скрывают чувства. Концепция учения в строгости, но основной смысл не только в ней. Три принципа мыслителей того времени, помогут получать радость и стать счастливым:

  1. Благодарность. Суть человеческих страданий в неумении благодарить за то, что есть. Психологи советуют представлять желаемое, вжиться в роль, чтобы получить желаемое.Стоики, пользовались обратным способом. Логичность метода в том, что стоики представляли как теряют то, что есть и испытывали благодарность за то, что этого не случилось.
  2. «Черный» юмор. На оскорбления принято отвечать оскорблением. Стоики бы посмеялись над собственной личностью, показывая собеседнику отсутствие власти над собой.
  3. Сосредоточение времени и энергии на том, что ее представители в силах изменить. Ставя цели, стоик не имеет привязки к результату, он сосредотачивается на процессе.

Стоицизм в философии – наука строгости и долга, давшая начало другим наукам. Она учит, что вся Вселенная – живая и у каждой клетки есть место и предназначение.

Периоды стоицизма

В данном вопросе научные мнения расходятся. Некоторые ученные в истории развития стоицизма выделяют нулевой период. Существует мнение, что мудрецы в Стоа Пойкиле, имевшие на жизнь именно стоические взгляды, собирались еще за несколько веков до рождения основателя данной школы, но, увы, их имена были утеряны.

  1. Первый период – Древняя Стоя. Продолжался с IV по II век до н. э. Его основным действующим лицом, естественно, был основатель стоик философ – Зенон Китийский. Вместе с ним выступали Хрисипп и Клеанф из Сол. Данный этап стоицизма считается исключительно греческим, поскольку за пределы этого государства учения пока никуда не выходили. После смерти основателей его делом начали заниматься ученики, среди которых можно отметить Антипатра, Кратета Малльского, Диогена Вавилонского и т. д.
  2. Стоический Платонизм или Средняя Стоя. Просуществовал со II по I век до н. э. Основными действующими лицами этого времени являлись Панетий Родосский и Посидоний. Именно они начали перевозить в Рим свои учения и знания. Развивать течение продолжали их ученики – Афинодор, Диодот, Дардан и т. д.
  3. Поздняя Стоя. Продолжалась с I по II век н. э. Данное время также называют Римский стоицизм, поскольку именно в этой стране уже продолжалось развитие этой школы. Основными представителями третьего периода являются Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.

В чём суть учения стоицизма?

Самые главные принципы стоицизма заключаются в том, что наш мир может быть непредсказуемым, а жизнь скоротечна.

Стоицизм призывает человека к стойкости, силе и самоконтролю. И предполагает, что источник нашей неудовлетворённости кроется в нашей импульсивной зависимости от наших спонтанных чувств. Мы должны полагаться больше на логику.

Стоицизм был создан для того, чтобы действовать, а не для бесконечных разговоров о мироздании. Он пытается помочь преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать в соответствии на то, на что можно воздействовать.

Стоическая этика

Стоицизм — это не просто набор убеждений или этических утверждений. Это образ жизни с постоянной практикой и обучением, включающий постоянную практику логики.

Эта этическая доктрина учит безразличию и «пассивной» реакции на внешние события на том основании, что никакие события и ничто внешнее вообще, не может быть ни добром, ни злом. Она учит достичь хладнокровие перед лицом жизненных взлётов и падений.

Целью стоицизма является освобождение от страстей (в смысле: мучений или страданий) посредством стремления к разуму и апатии (в смысле: объективности, неэмоциональности и чёткого суждения).

Стоики считают, что когда человек станет ясным, непредвзятым и самодисциплинированным мыслителем, то сможет понять «логос».

Логос — это естественная универсальная причина всех вещей.

Для философов-стоиков, несчастье и зло являются результатом невежества. И если кто-то недобр, то это потому, что он не осознаёт своего собственного универсального разума.

Разрешение этой проблемы, этого зла и несчастья, можно достигнуть, практикуя стоическую философию и изучить собственные суждения и поведения, чтобы определить, где человек мог отклониться от универсального разума природы.

Широко известно одно изречение стоиков: «Жить в согласии с природой», которое нужно воспринимать, как в смысле законов Вселенной, так и в отношении сущностной природы человека и разума.

Стоицизм об отношении к жизни

Если эти относительные блага из второстепенных становятся первостепенными, то человек попадает во власть иллюзии, будто он может подчинить себе внешние обстоятельства жизни. Добродетельный человек ценит прежде всего свои усилия, направленные на овладение относительными ценностями, но не сами эти ценности. Отношение к жизни стоики уподобляли игре. Как в игре с мячом важен не сам мяч и не результат, а сам ее процесс, так и в жизни важна не сама жизнь, а отношение к ней. Идеалом отношения к жизни для стоиков был Сократ, который превыше всего ставил свои убеждения, и для которого жизнь сама по себе была чем-то неизмеримо более низким в сравнении с ее нравственным содержанием.

Разумное отношение к жизни тождественно апатии (греч. бесстрастие) – состоянию, свободному от страстей

Устранение страстей для стоиков не является самоцелью, они выделяют и добрые страсти, которые являются разумными (радость, осторожность и др.). Стоики не только переносят нравственность в область мотивов, они возвышают ее до мотива мотивов, она не зависит ни от природных, ни от социальных стремлений человека

Несмотря на признание неотвратимости всего, что происходит, этика стоиков преисполнена необычайной внутренней энергии, высокого оптимизма, какой-то особой гордости. Внутренняя сила и стойкость стоика объясняется его верой в благостный смысл бытия вообще.

Периодизация

Марк Аврелий

До выявления данной школы стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленников.

Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Схолархи Древней Стои:

  • Зенон Китийский (ок. 336—264 гг. до н. э.) основал школу в Афинах в 322 г. до н. э.
  • Клеанф (?- ок. 232 г. до н. э.)
  • Хрисипп из Сол (281/277 — 208/205 гг. до н. э.).
  • Зенон Тарсский
  • Диоген Вавилонский в 155 г. до н. э. во главе посольства отправился в Рим и ознакомил римлян с идеями стоицизма.
  • Антипатр из Тарса

Также к Древней Стое относились Персей Китийский, Аристон, Герилл, Сфер Боспорский, Кратет Малльский, Аполлодор из Селевкии,и др.

Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180—110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135-51 гг. до н. э.). Они развивали стоицизм в Риме, тогда как Архедем из Тарса распространил это учение в парфянский Вавилон. Другие представители: Мнесарх, Дардан, Гекатон Родосский, Диодот, Гемин, Антипатр из Тира, Афинодор и др.

Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II века н. э. Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50—138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.). Другие представители: Муссоний Руф, Секст Херонейский, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Клеомед, Юний Рустик и др.

Иногда выделяют 4-й период в развитии стоицизма, связывая его с учениями некоторых пифагорейцев и платоников I—II века н. э., Филона Александрийского.

В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем растворение его в последнем.

Также, несомненно влияние стоицизма на гностические учения аскетической направленности (валентинианская и маркионитская школы).

Что такое стоицизм?

Стоицизм — греческая философия. Основал ее Зенон Китийский, финикийский торговец, в Афинах в начале 3 века до нашей эры. Последователями стоицизма были довольно сильные и знаменитые личности древнего мира — императоры, богатые землевладельцы, философы, торговцы, полководцы и можество других. Основная идея философии стоицизма в том, что добродетель (например, мудрость) — и есть счастье, а слова без действий ничего не значат. Огромное место в учении занимает отношение к тому, что мы не можем изменить.

В стоицизме всего несколько центральных учений:

  • о непредсказуемости мира;
  • о быстротечности жизни;
  • как быть стойким, сильным и контролировать себя;
  • и о том, что источник недовольства лежит в зависимости от чувств.

В стоицизме нет сложных теорий об устройстве мира, как, например, в христианстве или буддизме. Стоики стремились в первую очередь помочь людям справиться с деструктивными эмоциями и научиться правильно поступать уже здесь, в настоящей жизни, а не говорить о том, как устроен мир богов и загробная жизнь. Стоицизм — это учение о делах здесь и сейчас, а не о словах без основательного подтверждения.

Основной вклад в развитие стоической философии внесли 3 человека.

  • Марк Аврелий, император риской империи в период расцвета, самый могущественный человек на земле своего времени, каждый день садился и писал заметки о сдержанности, сострадании и смирении.
  • Эпиктет пережил тяжести и лишения рабства, основал собственную школу и учил множество великих умов Рима.
  • Сенека переживал только о том, как утешить свою жену и друзей, когда по приказу императора Нерона должен был покончить с собой.

Но на них не закончилось развитие стоической мысли и последователи философии были во все века. Современный стоицизм по сути — работа древних философов и их достижений достаточно, чтобы в современном мире стать настоящим стоиком. Страница Википедии о стоицизме упоминает 83 философа, которые внесли вклад в развитие стоицизма. Дальше было только веселее, короли, президенты, писатели, предприниматели, множество исторических и современных личностей практиковали и практикуют стоицизм — Фридрих 2 Великий, Джордж Вашингтон, Томас Джеферсон, Адам Смит, Теодор Рузвельт, Джоуанн Роулинг, Насим Талеб и множество других.

Стоицизм отличается от прочих философий и учений в одном важном смысле: его цель — практическое применение. Стоицизм — это не только интеллектуальные упражнения, а инструмент, чтобы стать лучше в своем деле, стать лучше как человек и друг

Лично для меня, работы стоиков гораздо ближе к занятиям йогой или медитации, чем к книгам по философии, которую может написать лучший профессор. Книги стоиков — подготовка к жизни, где в большинстве говорится о том, как думать, чтобы жить «правильно».

Стоики практиковали «духовные упражнения». Предлагаю коротко рассмотреть 7 упражнений, чтобы прикоснуться к сути философии и понять, как живет стоик.

Суть стоицизма

Философское учение школы стоицизма было разделено Диогеном Лаэртским на три составляющие. Согласно Э. Целлеру, такой способ деления был заимствован стоиками у платоников. Философия сравнивалась с фруктовым садом, где логика — это ограда, физика — растущее дерево, а тика — это плоды. Еще было распространено сравнение системы классификации с животным и яйцом. В случае с животным: логика — это кости, мясо — это физика, а этика — это душа животного. в случае с яйцом: логика — скорлупа, физика — белок, этика — желток.

Логика

Логика стоиков подразделялась на риторику и диалектику. Логика постулировала идеи теории познания и утверждала на первый план доказательства, умозаключения и представления. У стоиков одной из основных концептуальных категорий теории познания является материя. Античные стоики считали материальной даже душу человека, утверждая, что восприятие оставляет на ней след словно на воске.

Физика

Философы стоики полагали, что первоначалом живого мира, находящегося в вечном движении является закон или логос. Согласно стоикам жизнь человека являет из себя проецированное бытие этого самого логоса. Препятствовала же пути возникновению гармонии со своей судьбой по мнению стоиков лишь страсть. Невозмутимость мудрого человека составляла идеал стоицизма. Древнегреческие стоики так же утверждают, что материя, обуславливающая собой все существующее в мире дает вещам в различии своем лишь степень тонкости или грубости ее. Силу стоики не принимали за что-то нематериальное либо же отвлеченное, метафизическое , наоборот говоря, что она просто тоньше, нежели все остальное, когда либо существующее из материи. За подобную силу правящую всем существующим, за тонкую материю стоики принимали Бога. Вся материя – это лишь определенный прототип вечно изменяющейся божественной силы. Теология стоиков ставит в центр логос. Материя связана с логосом. Всеобщая взаимная связь сущего с сущим принимается как «осмысленный порядок», который реализуется волей логоса. Этот порядок называется роком.

Этика

Этика стоиков очень близка по своей сути к этическому учению киников. Единственное отличие — стоики не принимали презрения киников к культуре. Этика стоиков утверждала, что все равны перед единым космосом и мировым законом. Все нравственные деяния, по стоикам, являют собой самосохранение, самоутверждение, что в свою очередь является значимым благом.

Работай над характером и твори добро

«Каждый день — возможность уменьшить количество своих пороков». Сенека

Для стоиков одним из смыслов жизни было самосовершенствование, работа над характером и обретение добродетели. Философы считали, что лишь добрый человек, который способен жить не только ради себя, но и приносить пользу другим, творить добро, достоин называться полезным человеком. Такая личность не оставит никого в беде, будет стремиться занять лидерские позиции, чтобы объединить вокруг себя массы и направить их по верному пути. У каждого из нас есть лучшая версия себя, которую мы идеализируем и думаем: «А как я должен был правильно поступить в этой ситуации?». Чтобы понять свою суть, задай себе некоторые из этих вопросов, заодно обращаясь к своей «идеальной версии»:

Моя «идеальная версия» нашла бы 40 минут в день для тренировки? Моя «идеальная версия» нашла бы 5 минут, чтобы позвонить и поговорить с родителями? Моя «идеальная версия» часто звонит старым друзьям? Моя «идеальная версия» покрыла бы матом с головы до ног парня, который нагло подрезал меня на трассе?

И так далее.

Если ты стремишься к саморазвитию, то просто стань добрее. Тебе кажется, что это просто и быть добряком очень легко, но не стоит так думать. Порядочных, светлых людей не так-то много в нашем мире. К тому же тебе придется сочетать внутреннюю доброту с железным характером, ведь люди часто путают добро и слабость. Старайся помогать другим, избавься от злости, чтобы начать жить в спокойствии и гармонии.

Сонник Дома Солнца

АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Стоицизм: Описание и зарождение

Приблизительной датой основания стоицизма считают IV век до н. э. Именно в то время в Портике Стоа Пойкиле произошло первое выступление Зенона Китийского, исполнявшего роль учителя, который рассказывал всем желающим о своих размышлениях и открытиях в сфере философии. Таким образом, он стал основателем нового течения, которое со временем быстро обросло другими стереотипами и догмами.

Если рассматривать в целом, то в философии стоицизм – это непоколебимость, мужественность, стойкость и твердость ко всем испытаниям в жизни. Можно уверенно говорить, что образ настоящего стоика, каким он должен был выглядеть в представлении античных философов, плотно укоренился в подсознании европейского общества. Этот термин всегда определяет человека несентиментального, выносливого, тех людей, которые испытывают чувство долга перед окружающими и самим собой. Также необходимо заметить, что стоицизм – это отвержение каких-либо эмоций, поскольку именно эмоции мешают человеку принимать правильные решения и здраво мыслить.

Философия Стоицизма

В расцвет эллинизма стоицизм стал одной из самых первых философских школ. Он распространился далеко за пределы Греции: его проповедовали в Древнем Риме, он оказал влияние на развитие христианства.

Основные идеи

Как и любое другое учение, стоицизм имеет специфические особенности, отвечающие, в том числе и на вопросы: каков должен быть истинный стоик, какие действия позволительны, а какие нет:

Полная свобода от влияния внешнего мира, который не способен привнести гармонию.
Путь усовершенствования, приобретения мудрости и приумножение культурных ценностей.
Осуждение человеческих пороков вместе со стремлением к возвышенным идеалам.
Принятие аскетизма и отказ от материальных благ.
Непризнание законов государства, способных деградировать полноценную от природы личность.
Применение логического подхода к жизни.
Следование голосу совести и разума.
Воспитание терпимости и любви к окружающим.
Умение довольствоваться малым и ощущать внутреннюю свободу.
Осознание и понимание каждого мгновения жизни.

Этика для стоиков занимала одно из самых важных мест во всем учении, ведь они ратовали за процветание культуры во всех ее проявлениях. Абсолютно все нравственные деяния являли собой благо. Философия школы стоиков призвана формировать сильную личность, с достоинством переносящую все удары судьбы. При этом внешне последователь стоицизма не должен показывать свои внутренние переживания, оставаться гуманным и разумным существом. Этика философии менялась под воздействием периодов, которые проходило учение.

Так, во время расцвета Римской империи любому человеку было похвально относить себя к стоикам и соответствовать нравственному облику патриота, законопослушного гражданина. В период становления «Малой стои», когда императоры уже получили неограниченную власть, на первый план вышла тема свободы каждой отдельной личности, так как царившие в то время произвол и тирания уже мало кого устраивали.

Тем не менее какой временной период не проходила бы стоя, она всегда требовала от своих последователей жестокой дисциплины, ощущение единения со всем миром, чувство долга не только перед собой, но и за слабых и обездоленных, любовь к природе и тактичность.

Периодизация учения

За столетия изучения дисциплины накопилось огромное количество информации, но среди них следует выделить как минимум 3 периода становления стоицизма:

Самый древний: 4 — середина 2 в. до н. э

Представителем и основателем является Зенон Китайский, также принято принимать во внимание его следующих представителей: Диоген Вавилонский, Антипатр; В Древнем Риме: Марк Аврелий, Сенека.
Средний период, иначе именуемый как стоический платонизм. Достиг своего расцвета во 2 — 1 вв

до н. э. Его представителями считаются: Дардан, Архедем из Тарса, Мнесарх, Диодот, Афинадор и многие другие.
Новый период: Римский стоицизм. Был популярен в 1 — 3 вв. до н. э. Его последователи: Сенека, Марк Аврелий, Юний Рустик и другие.

Литература

  • Столяров А. А. Стоя и стоицизм. — М.: А Kami Group, 1995. — 445 С. — ISBN 5-86187-023-3
  • Степанова А. С. Философия древней Стои. — СПб.: Алетейя, KN, 1995. — 272 С.
  • Степанова А. С. Физика стоиков: Доминирующие принципы онтокосмологической концепции. — СПб.: Изд-во СПб университета, 2005. — 164 С.
  • Степанова А. С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры. — СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2012. — 400 С. — ISBN 978-5-9676-0425-6
  • Этика стоицизма. Традиции и современность / Под ред. А. А. Гусейнова. — М.: ИФАН, 1991. — 116 С. — ISBN 5-201-01806-8
  • Поляков И. В. Знаковая проблематика в философии Стои // Известия Сибирского отд. АН СССР. Сер. История, филология и философия. — Новосибирск,1988. — Вып. 2. — № 10. — С. 166-170.
  • Рожанский И. Д. Естествознание в эпоху эллинизма и Римской империи. — М.: Наука, 1988. — 448 С. — ISBN 5-02-008018-7
  • Левек П. Эллинистический мир. — М., Наука, 1989. — С.114-117.
  • Степанова А. С. К вопросу о параллелизме в истории философии: стоицизм и китайская философия // Paradigma. Журнал сравнительной философии. — № 2. — 2004.
  • Столяров А. А. Раннестоический корпус текстов: Принципы формирования и основные издания // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 1997. — № 3. — С.155-162.
  • Крицкая С. Ю. Отражение языковых взглядов стоиков и атомистов в трактате Марка Теренция Варрона «О латинском языке» // Epistolai. Сборник статей к 80-летию профессора Наталии Александровны Чистяковой. / Отв. ред. Л. Б. Поплавская. — СПб.: С. -Петербургский университет, 2001. — 188 С.
  • Sambursky S. Physics of the Stoics. — Routledge & Kegan Paul Ltd., 1959. — 148 С.
  • Todd, Robert B. Alexander of Aphrodisias on stoic physics: a study of the De mixtione with preliminary essays, text, translation and commentary. — Leiden: Brill, 1976. — 272 P. — ISBN 90-04-04402-7, 978-90-04-04402-9.
  • Галерея античных философов: В 2т. / ред. В. Я. Кисиль, В. В. Рибери. — М.:ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 576 С.
  • X. S. Thani-Nayagam, «Indian Thought and Roman Stoicism, » Tamil Culture 10 (1963):1-36.
  • Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М.: Высшая школа, 1991. — 512 с.
  • Массимо Пильюччи. Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь = Massimo Pigliucci. How to Be a Stoic: Using Ancient Philosophy to Live a Modern Life. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 279 p. — ISBN 978-5-91671-489-0.

Помни, что ты тут не навсегда

«Давайте научим наши умы мыслить так, будто мы дошли до самого конца жизни. Дальше не будет ничего. Давайте каждый день жить ярко. Тот, кто живет, будто сегодня последний его день на Земле, не бывает несчастлив и не тратит времени даром». Сенека

Представь, будто сегодня твой последний день на Земле. Как ты его провел? Общался с друзьями, занимался тем, что так любишь, позвонил родителям, наконец-то уделил время себе? Скорее всего, нет, ведь ты, как и большинство людей, погружен в постоянные заботы, суету, где практически не остается места для радости. Мы проживаем жизнь так, будто человеческий век бесконечен, и можно пренебречь бесценными минутами, часами, днями, которые даны каждому из нас. Не совершай этой ошибки — живи так, будто твое время на исходе; цени каждый радостный момент, который можешь разделить с близкими, ведь все это может закончиться в любую секунду.

Пол Каланити написал книгу «Когда дыхание растворяется в воздухе». Примечательно то, что писал он ее в тот момент, когда умирал от рака легких. В этой книге есть одна фраза: «Даже если я умираю, пока я не умру, я все еще живу». Человек даже на пороге смерти не впадал в отчаяние и старался жить максимально насыщенной жизнью, отчасти из-за осознания скорой смерти, а отчасти из-за того, что понял тщетность большинства мирских забот. Не воспринимай каждый новый день как должное, а старайся жить яркой жизнью, ценя окружающих тебя людей.

имя

Происхождение

Первоначально стоицизм был известен как «зенонизм» в честь основателя Зенона из Citium . Однако от этого названия вскоре отказались, вероятно, потому, что стоики не считали своих основателей совершенно мудрыми и чтобы избежать риска превращения философии в культ личности .

Название «стоицизм» происходит от Stoa Poikile ( древнегреческий : ἡ ποικίλη στοά), или «расписное крыльцо», колоннада, украшенная мифическими и историческими батальными сценами, на северной стороне Агоры в Афинах , где Зенон и его последователи собрались, чтобы обсудить свои идеи.

Поэтому иногда стоицизм упоминается как «Стоа» или философия «Портика».

Современное использование

Слово «стоик» обычно относится к тому, кто безразличен к боли, удовольствиям, горе или радости. Современное употребление слова «человек, который подавляет чувства или терпеливо переносит» впервые было процитировано в 1579 году как существительное и в 1596 году как прилагательное . В отличие от термина « эпикурейец » в статье Стэнфордской философской энциклопедии о стоицизме отмечается, что «смысл английского прилагательного« стоический »не вводит в заблуждение относительно его философского происхождения».

Во Франшизе

В первой части он показан как идеальный лидер: сильный, могучий, мудрый. Однако его сын в точности наоборот. Поэтому Стоик не очень хорошо общается с Иккингом, пока тот не доказывает ему, что он умеет ладить с драконами. Он носит большую зелёную рубаху до ног, поверх которой надета кольчуга, затянутая большим поясом. Сзади у него плащ из шкуры животного.

В «Драконы: Всадники Олуха»

В первом сезоне Стоик продолжает быть вождём острова Олух, которым стало сложнее управлять из-за драконов. Поначалу он не может найти себе дракона, но всё-таки находит Громобоя и называет его Торнадо.

В «Драконы: Защитники Олуха»

В начале Стоик запрещает всадникам летать на драконах, из-за опасности нападения. Однако он сам продолжает летать на Торнадо и патрулировать Олух. Стоик всё также упрям по отношению к Иккингу, но стал с ним более добрым и внимательным.

Из-за маленьких Громобоев Стоик прощается с Торнадо и оставляет его на острове Драконов.

В «Драконы: Гонки по Краю»

В третьем сезоне Стоик появляется в 2-ух — 3-ёх сериях. В одной из них, он полетел с Иккингом на Драконий край и нашёл себе дракона, который был показан в «Как приручить дракона 2», Громорога которого он назвал Крушиголов.

«Как приручить дракона 2»

Во второй части фильма внешность Стоика не сильно изменилась. Однако он постарел. Известно, что он будет настаивать на том, чтобы Иккинг завел семью. Имел дракона Крушиголов, который потом достался Эрету. Был убит прямым попаданием удара плазмы Беззубика, который находился под гипнозом Злобного Смутьяна Драго. Спас Иккинга от Беззубика.

Соприкосновение с христианством

В ранние годы своего существования христианская религия далеко не в каждом уголке земного шара находила приверженцев. Долгое время народы не могли отказаться от древних верований, от традиций своих предков. В некоторых случаях они соединялись с христианством (дуализм), такая же тенденция прослеживалась и в Римской Империи. С первого века нашей эры в государстве в огромных масштабах начинает распространяться стоицизм. Это можно было сравнить с новыми законами, которые стали обязательными для каждого. На апатии и единстве с природой римляне буквально помешались, но очень скоро их взгляды начинают меняться под влиянием новой веры. Длительное время народ, в том числе и правящая династия, не принимали христианства. Шли годы, и основы этих теологических учений стали дополнять друг друга. Стоит учитывать, что христианство на тот момент было самой молодой религией, оно нуждалось в определенном базисе, который ему смог обеспечить стоицизм. Ныне можно отчетливо проследить эту взаимосвязь. Ведь в обоих теориях нам говорится о том, что нельзя быть пристрастным, нельзя предаваться порокам, злу, страху. И христианство, и стоицизм – это учения о доброте, о знаниях, о силе, а также о том, что пути Господни неисповедимы, и каждый из нас должен быть покорным Высшему Замыслу.

Философия в Древнем Риме. Последние годы существования стоицизма

В начале новой эпохи это течение в философии уже стало неписаным жизненным уставом и своеобразной религией для любого жителя Рима. Все выводы стоицизма, его логика, метафоры и законы уже были в прошлом. В общество воплотились все основные идеи греческих философов – подчинение року, беспристрастие и материальность всех и всего. Но здесь нужно отметить, что именно в данную эпоху в мире постепенно распространяется христианство, которое со временем покоряет практически все государства Азии и Европы. А как же дела обстояли в Риме?

Стоицизм для Рима – это все. В этой философии заключалась их вера и жизнь. Римляне считали, что человек обязан был быть приближен максимально к природе. Он должен оставаться сдержанным, предельно спокойным и холодным. Но основная идея, которую вывели непосредственно жители Рима, была основана на учениях греков, то есть «победить страх смерти». Как они считали, человек, справившийся с данным изъяном, будет самым главным звеном во Вселенной.

Особенность римского развития стоицизма

Естественно, когда речь заходит о страхах, о смерти, то это основной признак того, что философия переходит в теологию. Как известно, первого люди боятся, поэтому и подчиняются всем догмам, безоговорочно соблюдая любое правило. Стоицизм в последние годы существования приобрел в Риме не только очень большие масштабы, но и пессимистичные настроения

Для стоиков (а это была основная элита общества) было важно уже не единство с природой и саморазвитие, а абсолютное подчинение року. Причем основной задачей являлось победить страх смерти

То есть любой человек был настроен, что в любое время его может не стать, и ничего страшного в этом нет.

Средняя стоя

Средний период стоицизма начинается с первых сомнений в правдивости концепций Зенона Китийского. К примеру, Панетий Родосский отверг возможность периодически происходящего мирового пожара. Он несколько пересмотрел и вопрос об образе жизни: все, что требует от человека природа – прекрасно, следовательно, все, заложенное в человеке природой, должно выполняться в жизни. К этому он относил общение с другими людьми, познание мира и духовное совершенствование.

Посидоний– ученик Панетия, немного переосмысливший труды своего учителя. Он считал, что не каждый человек должен жить в гармонии с собственной природой, ведь человеческие души бывают разными, не все из них стремятся к самосовершенствованию. Он выделял три вида душ: стремящиеся к наслаждению (низшая душа), стремящиеся к господству, и стремящиеся к нравственной красоте (высшая душа). Только третий вид он считал разумным, способным жить гармонично и в согласии с природой. Целью жизни он считал подавление низшего начала души и воспитание разума.

Знаменитым представителем среднего стоицизма является Диодот. Он жил в доме Цицерона и обучал его основополагающим идеям философии стоиков. В дальнейшем его ученик не принял стоицизм, но уроки Диодота отразились на всей его философской деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector