Стадии конфликта

Примечания

Компоненты структуры конфликта

К структурным компонентам конфликта относятся:

  • Стороны (участники) конфликта;
  • Условия конфликта;
  • Предмет конфликта;
  • Действия участников конфликта;
  • Исход (результат) конфликта.

Стороны конфликта

Главные участники конфликта — противодействующие стороны, которых в конфликте минимум две. Зачастую в литературе именуются «противостоящими сторонами», изредка «конкурентами», «соперниками» или «противниками». Последнее относится к конфликтам, которые протекают в острой форме: взаимодействие сторон напоминает борьбу. Сторонами конфликта могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы, организации, в том числе более масштабные социальные общности (государства, коалиции государств).

Для возникновения конфликта важными являются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их индивидуальные особенности. Конфликтное взаимодействие берет свое начало с действия одного из участников, он на начальном этапе считается инициатором. Сторона, которая проявляет инициативу на всех этапах конфликта, называется активной, а другая пассивной. Для успешного разрешения конфликта необходим учет интересов всех участников конфликта, в том числе и тех, кто не принимал участие в конфликте, но чьи интересы так же могут быть затронуты. Они могут рассматриваться как косвенные участники данной конфликтной ситуации.

Условия конфликта

Условиями конфликта считаются факторы или обстоятельства, которые определяют его характеристики и возможность возникновения, иными словами, они состоят из условий возникновения и протекания конфликта.

Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. К условиям возникновения социальных конфликтов относятся, как правило, субъективные факторы, связанные с людьми. В ситуации межличностного конфликта необходимо рассматривать в общем характере отношений, который можно оценить в рамках кооперативного/конкурентного поведения, равенства/неравенства партнеров, их ориентации в решении задачи и во взаимоотношениях. Понимание того, что в словах или действиях сторон послужило причиной перехода взаимодействия в конфликтную форму — итог процесса выявления причины конфликта.

Причины, оказывающие влияние на развитие конфликта, относят к условиям его протекания.

Эти причины можно разделить на следующие группы:

  • Социокультурный контекст конфликта (включающий культурные нормы протекания и разрешения конфликтов),
  • Непосредственный ситуационный фон развития данной конфликтной ситуации (который может выступать как фактор ужесточения конфликта),
  • Наличие третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта.

Предмет конфликта

Предметом конфликта называют то, что становится объектом противоречащих друг другу или разнонаправленных интересов сторон. Являться предметом может как конкретный объект (материальный), конкретная возможность, так и нечто абстрактное, например, ценностное утверждение, которое несовместимо с мнением оппонента. Предмет конфликта — это именно то, из-за чего спорят, что становится объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия. Предмет конфликта зачастую связан с целями противоборствующих сторон, но не все их цели в конфликте связаны с предметом конфликта.

Иногда выделяют отдельно объект конфликта. В таком случае предмет раскрывает характеристики объекта, которые стали причиной конфликта.

Действия участников конфликта

Действия участников образуют конфликтное взаимодействие, это основное содержание конфликта. Взаимосвязанность и взаимозависимость действий участников побуждают называть это взаимодействием. Рассмотрим классическое описание развития противоречия, принадлежащее Гегелю: «Действие начинается, собственно говоря, лишь тогда, когда выступила наружу противоположность, содержавшаяся в ситуации. Но так как сталкивающееся действие нарушает некоторую противостоящую сторону, то этим разладом оно вызывает против себя противоположную силу, на которую оно нападает, и вследствие этого с акцией непосредственно связана реакция»

Исход конфликта

Исход конфликта рассматривается как идеальный образ результата, на который направлены участники конфликта, который определяет направленность взаимодействия, регулирует итог. В конфликтном взаимодействии участники преследуют разные цели: связанные с воздействием друг на друга, предметом конфликта, «сохранением лица» и так далее. Зачастую они не полностью осознаются участниками, а тем более не формулируются словесно.

Г) Основные фазы постконфликтного этапа:

1.
Частичное разрешение (нормализация)
конфликта.
 Сохраняется
эмоциональная напряженность в форме
обоюдных обид, подозрительности и
недоверия, переживаний, обусловленных
понесенными потерями и неудачами.
Осуществляется коррекция самооценок
и притязаний, отношения к оппоненту.
Обострение чувства вины, горечи. Отношения
восстановлены, но обусловлены в большей
степени функциональной зависимостью.
При этом необходимо учитывать, что
частичное разрешение конфликта, как
правило, приводит к возникновению
постконфликтного синдрома, выражающегося
в напряженных взаимоотношениях бывших
оппонентов конфликта. При обострении
противоречий постконфликтный синдром
может стать источником нового конфликта,
с другим объектом, на новом уровне и с
новым составом участников.

2.
Полное разрешение (нормализация)
конфликта. Наступает при
осознании сторонами важности дальнейшего
конструктивного взаимодействия. Полное
преодоление негативных установок.
Продуктивное участие в совместной деятельности,
полное восстановление предконфликтных
отношений, выход на новый уровень
конструктивного взаимодействия

На
этом этапе осуществляется реабилитация
участников конфликта. Опыт мировых войн
и локальных военных конфликтов
свидетельствует о том, что в ней нуждается
не только проигравшая сторона, но и
победившая, и не в меньшей степени.

Рассматривая
варианты развития конфликта, следует
подчеркнуть, что конфликты, развивающиеся
по второму варианту (минующие фазу
эскалации), как правило, менее длительны,
более конструктивны, противоборство
не выходит за пределы этических норм,
что значительно облегчает и ускоряет
его конструктивное разрешение.

Рассматривая
конфликт как сложное, системное,
динамичное социально-психологическое
явление, следует отметить, что он имеет
определенные границы.

Границы
конфликта:

— Временные;

Пространственные;
— Внутрисистемные.

Пространственные
границы определяются границами
территории, на которой протекает
конфликтное взаимодействие.

Временные
— продолжительность (длительность)
конфликта с момента начала до его полного
разрешения. На длительность конфликта
оказывают влияние его причины, особенности
субъектов конфликта, особенности условий
его протекания (в экстремальных условиях
конфликты развиваются в ускоренном
темпе) и др.

Внутрисистемные
границы — это выделение субъектов
конфликта из общего числа их участников.

Таким
образом, конфликт — сложное, разноплановое
явление, имеющее свою структуру и
динамику. Динамика конфликта зависит
от многих факторов и включает в себя
ряд соответствующих периодов, этапов
и фаз.

Социальные взаимодействия

В обществе всегда протекают некие процессы, затрагивающие некоторое количество людей. Происходят социальные взаимодействия, связанные друг с другом. Их всегда можно узнать по ряду признаков:

  • они предметны, то есть имеют цели и причины;
  • они выражены внешне, то есть их можно наблюдать со стороны;
  • они ситуативны и меняются в зависимости от обстановки;
  • наконец, они выражают субъективные интересы или намерения участников.

Процесс взаимодействия не всегда происходит с помощью вербальных способов общения, и это стоит учесть. Кроме того, ему присуща обратная связь в том или ином виде, хотя она не всегда может быть заметна. Кстати, здесь законы физики не действуют, и не каждое действие провоцирует какой-то ответ — такова уж человеческая природа.

Социологи выделяют три базовые формы социальных взаимодействий: кооперация, или сотрудничество, конкуренция и конфликт. Все они имеют одинаковое право на существование и возникают постоянно, даже если это незаметно. Последняя форма может наблюдаться в разном виде и среди различного количества людей. И ею даже занимается в какой-то степени отдельная наука — конфликтология. Ведь эта форма взаимодействия может выглядеть по-разному и иметь самую разную природу.

Какие привычки полезны для здоровья

Мозайка Жизни

Примечания

Инцидент

На основании вышесказанного, конфликтная ситуация постепенным образом трансформируется в конфликт открытого типа. Но сама по себе она не может долго существовать, не выливаться в конфликт.

Для перехода в собственно конфликт необходимым является инцидент – формальный повод для начала столкновения сторон.

После наступления инцидента возможным является мирное решение образовавшегося спора, стороны противоборства могут выбрать один из следующих вариантов поведения:

  1. Стороны устремлены к тому, чтобы уладить образовавшиеся противоречия, найти компромиссное решение.
  2. Одна из сторон может делать вид, что «ничего особого не произошло» (уход от конфликтной ситуации).
  3. Инцидент может стать сигналом к началу открытого противоборства.

Общественная деятельность

В мае 1982 года президент США Рональд Рейган предложил Ли Якокке возглавить совет директоров фонда по реставрации статуи Свободы. Ремонт был проведён в 1984—1986 годах.

Стадии разрешения конфликта

Социальное противостояние будет наблюдаться, пока не возникнут очевидные и ясные условия для его завершения. Внешним признаком прекращения конфликта может являться окончание инцидента, что означает прекращение конфликтного взаимодействия между субъектами противостояния. Завершение конфликтного взаимодействия считается необходимым, но при этом недостаточным условием для угасания противоборства. Поскольку в определенных обстоятельствах угасший конфликт может воспламениться вновь. Другими словами, ситуация не до конца разрешенного конфликта провоцирует его возобновление на том же фундаменте либо вследствие новой причины.

Однако неполное разрешение конфронтации все же нельзя рассматривать в качестве ущербного действия. Зачастую оно обусловлено объективно, так как не всякое столкновение разрешается с первой попытки и навсегда. Напротив, человеческое бытие наполнено конфликтами, которые разрешаются либо временно, либо частично.

Понятия стадии конфликтов дают возможность субъектам противостояния наметить наиболее адекватную поведенческую модель.

Стадия разрешения конфронтации предполагает следующие вариации развития ситуации:

— явное превосходство одного субъекта взаимодействия позволяет ему навязать оппоненту собственные условия завершения столкновения;

— борьба может тянуться до капитуляции одного из участников;

— вследствие дефицита ресурсов борьба приобретает длительный, вялотекущий характер;

— использовав все ресурсы, не выявив бесспорного победителя, субъекты идут на уступки;

— конфронтация может быть прекращена под давлением третьей стороны.

Стадия разрешение конфликтного взаимодействия при умении регулировать противостояние может и даже должна начинаться до возникновения непосредственно конфликта. С этой целью рекомендуется применять следующие формы конструктивного разрешения: коллективное обсуждение, переговоры и т.п.

Существует множество способов конструктивного завершения противостояния. В большинстве своем эти способы направлены на видоизменение самой ситуации конфронтации, также применяется воздействие на субъектов конфликта или изменение характеристики конфликтного объекта.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Стратегии выхода из конфликта и их сущность.

Кардинальным
(принципиальным) значением в вопросе
разрешения конфликта является выбор
стратегии выхода из него, что зависит
от различных факторов: личностные
особенности оппонента, уровень нанесенного
ущерба, статус оппонента, возможные
последствия и т.п.

Можно
выделить пять основных стратегий выхода
из конфликтной ситуации:

·
конкуренция;

·
компромисс;

·
сотрудничество;

·
избегание;

·
приспособление.

Конкуренция,
т. е. соперничество, заключается в
навязывании противоположной стороне
предпочтительного решения для себя.
Такой стиль поведения может использовать
человек, обладающий сильной волей,
авторитетом, властью.

Компромисс
как стратегию выхода из конфликта
необходимо применять в случае, когда
стороны хотят достичь согласия,
урегулировать отношения.

Стратегия
избегания обычно реализуется, если
конфликт не затрагивает прямых интересов
сторон и нет необходимости отстаивать
свои права.

Стратегия
приспособления заключается в том, что
стороны действуют совместно, отстаивая
при этом собственные интересы, в целях
сглаживания конфликтной ситуации и
восстановления стабильной рабочей
обстановки.

Отцовский пример

Разрешение конфликта

Этапы разрешения конфликта характеризуются прекращением активного противоборства, осознанием необходимости сесть за стол переговоров и переходом к активному взаимодействию.

  1. Завершение активной фазы столкновения может быть спровоцировано несколькими факторами: коренной переменой системы ценностей конфликтующих сторон; явным ослаблением одного из оппонентов; очевидной бесперспективностью дальнейших действий; подавляющим превосходством одной из сторон; появлением в противостоянии третьей стороны, способной внести весомый вклад в решение проблемы.
  2. Собственно разрешение конфликта. Стороны начинают вести переговоры, полностью отказываются от силовых методов борьбы. Способы разрешения противоборства могут быть следующими: изменение позиций конфликтующих сторон; устранение одного или всех участников противостояния; уничтожение объекта конфликта; эффективные переговоры; обращение оппонентов к третьей стороне, играющей роль третейского судьи.

Конфликт может завершиться и другими путями: затуханием (угасанием) или перерастанием в противоборство другого уровня.

Тактики поведения в конфликтах.

Стратегии
в конфликте реализуются через различные
тактики.

Тактика
захвата и удержания объекта  конфликта.

Применяется в конфликтах, где объект
материален.

Тактика
физического насилия (ущерба
).
Применяются  такие приемы,
как  уничтожение  материальных  ценностей,  физическое
воздействие, нанесение телесных
повреждений,  блокирование чужой
деятельности, причинение боли и т.п.

Тактика
психологического насилия (ущерба
)  вызывает
у  оппонента
обиду,  задевает  самолюбие,  достоинство
и честь.  Ее проявления:
оскорбление,  грубость, оскорбительные
жесты, негативная личностная оценка,
дискриминационные меры, клевета,
дезинформация, обман, унижение, жесткий
контроль за поведением и деятельностью,
диктат в межличностных отношениях.
Часто (более 40%) применяется в межличностных
конфликтах.

Тактика
давления.
  Спектр  приемов  включает
предъявление требований, указаний,
приказов, угрозы, вплоть до ультиматума,
предъявление компромата,  шантаж.  В конфликтах  по
вертикали применяется в двух из трех
случаев.

Тактика
демонстративных  действий.

Применяется  с  целью
привлечения внимания окружающих
к  своей  персоне.  Это  могут
быть публичные  высказывания  и жалобы
на состояние здоровья, невыход на
работу,  заведомо неудавшаяся
попытка самоубийства, неотменяемые
обязательства  (бессрочные
голодовки,  перекрытие железнодорожных
путей, автомагистралей, использование
транспарантов, плакатов, лозунгов и
т.п.).

Санкционирование —  воздействие  на  оппонента  с  помощь
взыскания,
увеличения  рабочей  нагрузки,  наложение  запрета,
установление блокад,  невыполнение
распоряжений под каким-либо предлогом,
открытый отказ от выполнения.

Тактика
коалиций.

Цель — усиление своего ранга конфликте.
Выражается в  образовании
союзов,  увеличение группы поддержки
за счет руководителей, общественности,
друзей, родственников, обращении в СМИ,
различные органы власти. Используется
в более чем одной трети конфликтов.

Тактика
фиксации своей позиции
 —
наиболее часто применяемая тактика
(80%  конфликтов).  Основана на
использовании фактов, логики  для  подтверждения
своей позиции.  Это убеждение,
просьбы, критика, выдвижение предложений
и т.д.

Тактика
дружелюбия
.  Включает
корректное обращение,  подчеркивание
общего,  демонстрацию
готовности  решать  проблему,
предъявление необходимой
информации,  предложение помощи,
оказание услуги, извинение, поощрение.

Тактика
сделок
 предусматривает  взаимный  обмен
благами, обещаниями, уступками,
извинениями.

Тактики
бывают жесткими,  нейтральными и
мягкими. в конфликтах перемены тактик
идут обычно от мягких к жестким.

20.3. Причины и условия возникновения конфликта тренера со спортсменами

Основными
причинами возникновения конфликтов
тренера со спортсменами яв­ляются
невыполнение спортсменами планов
тренировок, низкий уровень разви­тия
у спортсменов волевой сферы, проявление
ими отрицательных свойств лич­ности,
завышенный уровень притязаний,
неподчиняемость спортсменов, расхож-

«-4ft.318
Глава 20. Психология конфликтов в
спортивных коллективах

дение
взглядов на методику тренировки (Бабушкин
Г. Д.
Психология
труда тре­нера по спорту. Омск, 1985).

Часто
причина конфликта тренера со спортсменами
не лежит на поверхности, поэтому остается
для тренера непонятной.

Причины
конфликтов с детьми и подростками:

1)
смысловой барьер, возникающий в связи
с тем, что ребенок иначе смотрит на
некоторые события (он, например, иначе
относится к драке), или пото­му, что
требование тренера кажется ученику
придиркой, насмешкой или выражается в
грубой форме;

2)
требование тренера кажется ребенку
непосильным или что для его выпол­нения
нет условий;

3)
неправильное мнение ученика о негативном
отношении к нему тренера, связанное с
несколькими необоснованными замечаниями
последнего; это определяет соответствующую
негативную установку на то, что говорит
тре­нер (даже справедливое замечание
воспринимается спортсменом как при­дирка;
то же требование, исходящее от другого
человека, он будет беспре­кословно
выполнять).

Наличие
у подростков завышенной самооценки при
низких оценках тренера­ми их возможностей
и личностных свойств тоже приводит к
недовольству и кон­фликтному поведению.

К
субъективным условиям возникновения
конфликтов можно отнести сле­дующие
типичные искажения восприятия партнера
по общению в конфликтной ситуации.

1.
«Иллюзия собственного благородства»,
когда мы считаем, что являемся жертвой
злобного противника и с точки зрения
морали сами ведем себя об­разцово. В
большинстве случаев обе конфликтующие
стороны уверены в своей правоте, в
готовности разрешить конфликт и убеждены,
что все дело в оппоненте, который этого
не хочет.

2.
«Поиск соломинки в глазу другого».
Тренер, конфликтующий с учеником, как
правило, в деталях рассказывает, как
тот грубо разговаривал, держал руки в
карманах, ехидно улыбался. Он замечает
малейшие нюансы в пове­дении ученика.
А на вопрос: «А как вели себя-вы?» —
нередко возмущенно отвечает: «А при чем
здесь я? Ведь мы разбираем поведение
ученика». Хо­тя своим поведением
тренер может либо успокоить спортсмена,
либо спро­воцировать его на еще более
грубые нарушения дисциплины.

3.
«Двойная этика». Человеку свойственно
приукрашивать собственное пове­дение
даже перед самим собой. Собственные
действия мы стараемся пред­ставить
как разумные, уважительные по отношению
к оппоненту, а чу­жие — как недопустимые,
нечестные.

4.
«Все ясно». Нередко обе стороны упрощают
ситуацию конфликта, пресле­дуя цель
представить собственные действия
правильными, а вот действия оппонента
непозволительными, неадекватными
ситуации.

В
качестве субъективных предпосылок
конфликта может иметь значение, на­пример,
несовпадение темпераментных особенностей
тренера и учащегося. Если20.4.
Типы конфликтных личностей

319

тренер
подвижен и решителен, то его раздражает
основательный и медлительный ученик,
и наоборот, если тренер сам основателен
и нетороплив, то его раздражает поспешность
и торопливость ученика.

Конфликтность
как черта личности тоже имеет значение
для легкости возник­новения конфликтов.
Она базируется на более частных
особенностях личности: обидчивости,
вспыльчивости бескомпромиссности,
подозрительности. Вклад ка­ждого из
этих свойств в конфликтность человека
может быть различным, в связи с чем и
выделяют типы конфликтных личностей.

***

У
тренеров могут возникать конфликты с
родителями учеников. Основными причинами
этих конфликтов являются расхождения
в понимании родителями роли и сущности
спорта и плохая успеваемость детей в
школе.

Надо ли обрезать ремонтантную малину под зиму?

В регионах с суровыми зимами рекомендуется обрезать все побеги – однолетние и двухлетние, стараясь не оставлять пеньков. Тогда осенний урожай будет максимально обильным. Если садовод желает равномерного плодоношения – в два этапа, то однолетние побеги оставляют на зиму.

Правда, в регионах с суровыми зимами их обязательно укрывают. Если не хочется возиться с укрытием, тогда лучше обрезать все – и двухлетние, и однолетние побеги. И только на юге однолетки лучше оставить на зиму, не обрезая.

В видео ниже садовод делится опытом подготовки ремонтантной малины к зиме:

Типология и виды социальных конфликтов

Виды социальных конфликтов
По сферам общественной жизни
  • экономические (производственные)
  • политические
  • этнические
  • семейно-бытовые
По характеру развития
  • преднамеренные
  • спонтанные
По влиянию на ход развития общества
  • прогрессивные
  • регрессивные
По типу отношений
  • внутри- и межсистемный
  • внутри- и межличностный
  • внутри- и межгрупповой
  • внутринациональный
  • международный
По использованным средствам
  • насильственные
  • ненасильственные
По длительности
  • долгосрочные
  • краткосрочные
  • разовые
  • затяжные
  • повторяющиеся
По объему
  • глобальные
  • национальные
  • локальные
  • региональные
  • групповые
  • личные
По источнику возникновения
  • объективные
  • субъективные
  • ложные
По форме
  • внутренние
  • внешние

Сторонами конфликтов

выступают субъекты противоречий: индивиды, социальные образования, институты, этносы, цивилизации.Этапы протекания конфликта : латентный этап, образование противоречивой ситуации, инцидент, действия субъектов, завершение конфликтной ситуации.

Межнациональные конфликты разделяют по причинам и характеру:

  • Социально-экономические причины – связано с явлениями инфляции, безработицы, кризиса, когда население государства не в состоянии обеспечить удовлетворение базовых потребностей, монополия одного этноса на другим.
  • Культурно-языковые причины – этнические культурные признаки: язык, его развитие и обеспечение сохранности, оказание защиты этнических меньшинств.
  • Этнодемографические причины – изменение численности какой-либо национальности, т.е. увеличение процента прошлого населения в связи с миграционными потоками.
  • Этнотерриториально-статусные причины – территориальное несоответствие расселения этноса, необходимость расширения территории и обретения нового статуса.
  • Исторические причины – историческое прошлое в виде войн, депортаций.
  • Межрелигиозные причины – отличия конфессионального плана.
  • Сепаратистские причины — требование независимости или автономии отдельной территории, создание нового государства.

Способы разрешения социальных конфликтов: переговоры, арбитраж, посредничество, уступки, компромисс.

Пути выхода из конфликтных ситуаций: возврат к неконфликтному состоянию общества, выжидание, отказ от старого для развития нового.

Выводы

Ремонтантная малина имеет большую популярность у садоводов.

Ремонтантные сорта малины пользуются большим спросом у садоводов, благодаря своим преимуществам. Кроме высокого и длительного плодоношения ягод, кустарники этого сорта отличаются устойчивостью к различным вредителям и болезням. Главное правило получения хорошего результата – это тщательный уход за кустами, своевременная обрезка и чистка участка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector