Проблема сознания в философии

Содержание:

Содержание

Сознание и подсознание в психологии

Что же нам говорить о сознании и подсознании наука психология? Упор делается на мозг и его активность. Так как он разделяется на серое и белое вещество. Имеет мозжечок, отделы и придатки, с определенной функцией и структурой. Поэтому психология основные выводы сделала на изучении человеческого органа. Здесь, в мозге, собрано буквально все:

  • психика;
  • бессознательное;
  • сознание и подсознание.

Каждый отдел головного мозга отвечает за определенную функцию человека и все 5 чувств. Почему же был выбран именно мозг, в качестве дома для сознания и подсознания? Все опять сводится к невозможности полностью изучить орган. Психологи сравнивают его с часовым механизмом, компьютером.

Где:

  • операционной памятью является душа или психика;
  • оперативной памятью – сознание;
  • главным процессором выступает мозг;
  • подсознание и бессознательное – долгосрочной и краткосрочностью памятью.

Распределив так понятия, психологи работают с людьми и их проблемами. При этом опять забывая, что необходимо научить управлению мыслями, поведением и эмоциями. Наладив контакт с подсознанием можно кардинально изменить свою жизнь, судьбу и модель поведения.

Сознание человека

Структура сознания включает в себя определенное отношение к окружающей среде, людям и из этого складывается индивидуальная картина мира. Складывающиеся отношения, познание и переживание – все это свойства сознания человека, развивающиеся непосредственно через социум. Если проводить качественную характеристику сознания, можно выделить базовые свойства:

  • активность – осознанное восприятие явлений мира человеком по степени значимости;
  • интенциональность – стремление или влечение к реализации осознанно намеченных целей.

Функции сознания

Структура и функции сознания направлены на взаимодействие с внешним миром, той действительностью, в которой пребывает индивидуальное сознание конкретного человека и выполняют роль регуляторов в решении жизненно важных проблем и приобретении опыта. Первостепенно-важными являются следующие функции сознания:

  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив);
  • творческая (познание природы, явлений механизмов и обретения опыта многообразия и свободы из которого можно творить что-то новое);
  • познавательная (в результате преобразования материального и идеального представлений добывать знания о действительности);
  • коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации);
  • аккумулятивная (сознание опираясь на память накапливает знания, которые конкретный человек добыл сам, или знания предшествующих поколений);
  • аксиологическая (способность сознания оценивать полученные знания, действия и поступки других людей и применять в зависимости от своих актуальных потребностей).

Уровни сознания

Центральным аспектом сознания является сознание «Я» – «Я есть!», «Я мыслю!» «Я существую!». Слои или уровни сознания человека, способствующие тому, что человек может сказать о себе «Я..!»:

  1. Бытийное сознание – содержит в себе исток рефлексивного начала, здесь рождаются образы и смыслы (опыт, свойства движения, практическая деятельность, чувственные образы), отражается и творится бытие (сложные задачи
  2. Рефлексивное сознание – мышление о мире, регуляция поведения (самосознание, самопознание, самооценка, размышление о себе или интроспекция). Этот слой сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробление целого на части и выявление причинно-следственных связей.

Развитие сознания

Сущность и структура сознания менялась на протяжении всей эволюции, как это происходило видно из этапов, следующих один за другим:

  1. Психика животных и предчеловека . Здесь отличия незаметны, индивидуального сознания еще нет, предчеловеки отличаются от умных приматов наличием общественного сознания включавшего в себя общую на всех идею, задачу, одна на всех мысль должна была стать толчком к развитию следующего этапа.
  2. Стадное сознание . Среди «стаи» людей выделяется сильная и самая умная «особь» – вожак, появляется иерархическая структура управление и сознание претерпевает изменения. Стадное сознание позволяло чувствовать каждой отдельной особи себя более защищенной, а общие цели и задачи помогали захватывать территории и увеличивать численность стада.
  3. Сознание разумного человека . Ежедневные открытия и наблюдения за природными процессами последовательно способствовали развитию сознания и нервной системы в целом у человека разумного. Появляются размышления о себе и природе вещей.
  4. Сознание человека родового общества, самосознание . Происходит совершенствование высших функций мозга: речи, мышления (в особенности абстрактного).

Формы и виды

В психологии сознания есть разные виды восприятия действительности: адекватное и неадекватные. Адекватной формой называют объективное восприятие окружающего мира. Человек в адекватном состоянии обладает способностью к осмысленной речи, быстро реагирует на изменения, легко ориентируется в пространстве.

Неадекватные виды восприятия:

Неясное — индивид отрешен от окружающего мира, не реагирует на других людей. Не отвечает на вопросы, или делает это медленно, невпопад

Внимание притупляется, движения замедленные.
Ступор — человек ведет себя так, словно его разбудили от глубокого сна. Он заторможенный, вялый, разговаривает неразборчиво, не заинтересован в общении, часто смотрит в одну точку.
Отупление — человек полностью уходит в себя, проводя большую часть времени во сне

Просыпаясь, он не может понять, где находится, не может рассказать, что он делал, прежде чем уснул.
Кома — состояние глубокого сна, из которого человека невозможно вывести. Он не реагирует на звуки, касания, не оценивает происходящее. Кома — медицинский феномен. Врачи не могут найти средство предотвращения коматозного состояния и способ выхода из него. Больной может проснуться только самостоятельно, контролировать это невозможно.
Бред — искаженное восприятие действительности. Человек теряет способность мыслить адекватно, не может объяснить свое поведение и поступки.
Галлюцинации — навязчивые зрительные и слуховые искажения. Человек видит и слышит то, чего нет на самом деле. Регулярные галлюцинации порождают недоверие к окружающим, тревожность, параноидальное состояние.

Формы сознания различаются по направленности:

  • индивидуальная — в ней содержатся личные особенности, ценности, идеи.
  • общественная — включает обычаи и традиции, характерные для конкретной культуры;
  • теоретический уровень общественного сознания — соединяет общественные идеологии с реальностью;
  • обыденная — отвечает за поведение человека в обычной жизни;
  • массовая — объединяет познание человека как индивида и составляющую толпы.

Типы сознания в психологии:

  • общественное — сформировано социумом;
  • историческое — создается фоновым воздействием общего прошлого человечества;
  • политическое — взгляд на мир, сформированный под влиянием политических настроений в стране и мире.

Развитие происходит линейно. Пропустить ступень развития нельзя.

Похожие главы из других книг:

Устранение:

Каким образом эта книга может принести вам богатства
Вы можете получать немедленные результаты, правильно используя законы вашего разума. В каждой главе этой книги приводятся простые, практические методы и легкие для выполнения программы, которые дадут вам возможность

86. Каким образом проводить разминку конечностей
Первое упражнение: «растягивание груди» (рис. 115, 116).

Стойка естественная; кисти полусжаты в кулаки, пространство между большим и указательным пальцами обращено вовнутрь, руки, согнутые в локтях, находятся на уровне груди

96. Каким образом практиковать метод «вращения глазами»
«Вращение глазами» является методом цигуна, в котором движения глазного яблока совмещаются с дыханием.Метод «вращения глазами» дает ярко выраженные лечебные эффекты для пожилых людей с ослабленным или постепенно

98. Каким образом практиковать метод вращения вокруг даньтяня
Метод вращения вокруг даньтяня заключается в том, чтобы волевым усилием заставить ци вращаться в нижней части живота. Конкретные приемы здесь таковы: одновременно со вдохом поднять анус; мысленно извлечь ци из

99. Каким образом практиковать метод «растворяться в безмятежности» (гуй и цин цзин)
Метод «растворяться в безмятежности» заключается в том, чтобы в процессе практики цигуна, достигнув высокого уровня «вхождения в покой», смотреть на солнечный свет, окружающие краски,

117. Каким образом проводить тренировки при гипертонической болезни
Под гипертонией понимают заболевание, при котором давление крови в артериальных сосудах значительно превосходит нормальное. В норме у взрослых людей артериальное давление лежит в пределах (110-120)/(70-80) мм

118. Каким образом проводить тренировки пациентам с заболеваниями сердца
Сердце является одним из важнейших органов человека, центральной опорой всей системы циркуляции крови. Если в организме возникают какие-либо болезненные изменения, то возможно их влияние и на

119. Каким образом проводить тренировки больным сахарным диабетом
Сахарный диабет является одним из часто встречающихся заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ в организме. Главными его симптомами являются «три много» – обильное мочевыделение, обильное

120. Каким образом проводить тренировки при туберкулезе легких
Туберкулез легких (в просторечье «чахотка») вызывается микобактерией, попадающей в легкие через дыхательные пути и поражающей их. В легкой стадии заболевания заметные симптомы не проявляются. Однако при

121. Каким образом проводить тренировки при воспалении почек (нефрите)
Нефрит, в просторечье называемый почечной болезнью, – это воспаление почек не нагноительного характера. При воспалении происходят патологические изменения в почечных клубочках, что ведет к

131. Каким образом практиковать цигун при артрите
Артрит – заболевание суставов, вызванное воспалением в них. Основными клиническими симптомами являются боли в суставах, которые в различной степени ограничивают их функциональные возможности. В клинике наиболее часто

168. Каким образом применяют в Китае бионико-информационный цигун
Бионико-информационный цигун разработан на основе испускания врачом-цигунотерапевтом внешнего ци, которое представляет собой информацию в виде низкочастотных амплитудно-модулированных

Каким образом мы можем сами создавать сны
Сновидение – это особое состояние, в котором мы вступаем в прямой контакт со своим подсознанием. Именно в подсознании заложены программы, по которым разворачивается наша судьба. Во сне мы получаем подсказки и намеки от

Каким образом происходят переходы?
За счет чего происходит переход? Переход происходит либо за счет поглощения энергии, то есть уменьшения количества двоек и четверок, соответственно собственного здоровья, либо за счет высвобождения большого количества двоек и

Общие представления о связи сознания и деятельности мозга человека

Определение 1

Сознание человека — это по существу бесконечная смена получаемых в процессе жизнедеятельности впечатлений, воспоминаний и мыслей.

Мозг является органом сознания, а сознание в свою очередь является одной из функций мозга.

Развитие функций сознания теснейшим образом связано с развитием мозга человека, который в свою очередь получил мощнейший толчок в развития в процессе развития трудовой деятельности человека и развитием речи и слова в процессе социального прогресса.

Глобальный характер изменений, произошедших с человеком в процессе перехода к трудовой деятельности, адаптация к все более усложняющемуся ее характеру привели к тому, что над проекционными зонами, которые были непосредственно связаны с периферическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, послужившие основой для более сложных синтезов.

В связи с тем, что у человека основным органом сознательной деятельности выступает кора головного мозга, факт о наличии взаимосвязи между сознанием и мозгом опирается на ответ на вопрос о наличии взаимоотношений между психикой человека и корой больших полушарий головного мозга.

Исследователи отмечают тот факт, что чем сложнее организация мозга, тем более высокий уровень развития сознания. Связь, существующая между мозгом и сознанием, характеризуется прежде всего тем, что уровень сложности организации мозга определяет уровень развития отражательно-конструктивной способности сознания.

Многочисленными исследованиями доказано, что мозг современного человека, который был сформирован в процессе длительной биосоциальной эволюции, является уникальным сложноорганизованным органом. Ярким подтверждением данного утверждения является процесс формирования сознания у человека в онтогенезе: развитие мозга ребенка в процессе его роста и развития обуславливает и соответствующее развитие сознания, а старение мозга пожилого человека способствует угасанию основных функций сознания.

Замечание 1

В случае нарушения или разрушения структуры организации материи мозга подвергаются разрушению и основные структуры сознания человека.

Трудная проблема

Если бы мне без анестезии вырывали зуб мудрости, скорее всего, я бы кричал и пытался двигать конечностями — но по этому описанию трудно сказать, чтó со мной происходит, если не знать, что я при этом испытываю жуткую боль

То есть когда я нахожусь в сознании и происходит что-то с моим телом, важно подчеркнуть: чтобы сказать, что я нахожусь в сознании, я добавляю в историю своего организма какие-то внутренние приватные характеристики

Это подводит нас к так называемой трудной проблеме сознания (hard problem of consciousness, термин ввел Дэвид Чалмерс). Она заключается в следующем:

Нейроученому неважно, есть ли у сознательных состояний субъективная, приватная сторона: он ищет неврологическое выражение этих процессов. Однако даже если это неврологическое выражение найдено, оно все равно каким-то образом испытывается

Таким образом, неврологическое описание или описание сознания через мозговые, поведенческие процессы и когнитивное функционирование всегда будет неполным. Мы не можем объяснить сознание, используя стандартные методы естественных наук.

davestrick / Giphy

Найдено научных статей по теме — 15

Пролегомены к теории языкового сознания

Тарасов Е.Ф.

Автор делает попытку очертить методологические основания для исследования проблем языкового сознания. В качестве такого основания он предлагает общепсихологическую теорию деятельности А.Н.

Различные подходы к описанию языкового сознания

Вовк Елена Вячеславовна

Рассматриваются различные подходы к описанию языкового сознания: традиционно лингвистическое описание и психолингвистическое описание. Оба подхода предполагают свои методы и дополняют друг друга в описании системы языка.

Критика актуальных концепций языкового сознания

Пылькин Александр Александрович

Статья посвящена критике актуальных концепций языкового сознания, представленных герменевтической моделью, а также претендующей на выражение критической позиции в отношении ее постструктуралистской концепцией сознания как текста.

Образ преподавателя в испанском языковом сознании

В статье рассматривается смешанный качественно-количественный подход для научных исследований в области социальных наук: новые информационные технологии типа Мany eyes, графически визуализирующие большие объемы информации и этим у

Особенности категоризации интеллекта в языковом сознании

Дзюба Елена Вячеславовна

В статье рассматриваются особенности научной и наивной категоризации интеллекта в русском языковом сознании.

Ценности «Богатство» и «Бедность» в языковом сознании русских

Ощепкова Е.С.

В статье дается анализ двух общечеловеческих ценностей: «богатство» и «бедность». Кроме того, рассматривается образ денег в языковом сознании русских.

События 1917 года в языковом сознании Московского студенчества

Дзялошинский Иосиф Моркович, Пильгун Мария Александровна

В статье представлены материалы исследования, посвященного анализу особенностей отношения московского студенчества к событиям 1917 года, отраженных в языковом сознании.

Проблема изучения языкового сознания в образовательном процессе

Новотрясов Н. И.

В статье предлагается анализ проблемы изучения языкового сознания в образовательном процессе с применением методов истории философии.

Репрезентация исторических событий в языковом сознаний: 1917 год

Пильгун Мария Александровна

В статье анализируется роль исторических событий, в частности 1917 г., в языковом сознании российских молодых людей при самоидентификации.

Доречевой опыт репрезентации языковых значений в сознании ребенка

Холод Марина Тагировна

В рамках настоящей статьи реализуется попытка автора проследить ретроспективу научных исследований, раскрывающих пути формирования психологической структуры значения в онтогенезе.

Формирование эстетического сознания языковой личности в школе и вузе

Муромцева Ольга Васильевна, Туранина Неонила Альфредовна

Раскрываются теоретические и практические аспекты формирования эстетического сознания языковой личности.

Концептуальные аспекты языковой картины мира в сознании младшего школьника

Дёмышева Алина Станиславовна

Статья посвящена одной из актуальных проблем формирования картины мира в языковом сознании младшего школьника. Рассматривается возможность реализации концептуального подхода языковом образовании младшего школьника.

Феномен интонирования в контексте исследования музыкально-языкового сознания

Торопова Алла

Автор рассматривает феномен интонирования в контексте исследования сущности, функций и истоков языкового сознания, вводя понятие «музыкально-языковое сознание».

СЮЖЕТ СЕРИАЛА

Всё начинается в мозге

Человеческий мозг – тонкое устройство, которое являет собой часть целого организма и одновременно автономно. Именно мозг и есть орган, рождающий сознание, утверждает философия.

Изначально врачи, позже учёные заметили и подтвердили массой примеров и экспериментов, что все реакции у людей наблюдаются если есть нормальное функционирование мозга, основного органа центральной нервной системы. Именно здоровая мозговая материя даёт нормальную работу всей психики. Удовольствие, смех, слёзы, боль и много другое недоступны тем, у кого нарушены или поражены её части.

Ранение лобной доли лишает возможности производить мыслительные действия. Нарушены мозговые структуры затылочной части, происходит потеря пространственной ориентации. Повреждены доли лобные, сложные поведенческие программы становятся недоступными. Подобных примеров множество.

Сознание ребёнка проходит все стадии взросления вместе с развитием мозга. При этом мозг старца демонстрирует уже некоторые потери функциональности разума. Чем сложнее структура мозга живого существа, тем многообразнее и тоньше реакции. Тем оригинальнее отражается действительность.

Сознание и язык

Невозможно отделить даже временно мысль от материи, которая её мылит. Мозг – материальный субстрат сознания. Всю полученную информацию он обрабатывает логическими алгоритмами, переводя её в знаки, слова составляют речь. Язык есть основание для мышления.

Средством общения между людьми является слово. Язык выступает способом сформулировать, выразить свою мысль и передать её другим в результате мыслительных операций и осознания происходящего. Мыслительная речь известна устная, письменная и внутренняя (думы о себе). Рождение её происходит всё там же, в мозгу.

Только если присутствует вторая сигнальная система мы понимаем, что сознание у человека присутствует. Без сознания нет речи, без речи нет признаков сознания. В этом их единство и взаимное существование. Язык позволяет перейти от восприятия и представлений к формированию целых понятий. Однако говорить о тождественности этих двух явлений не приходится, даже в философии. Сознание отражает мир, а язык обозначает и выражает мысль.

Понятие сознания в философии и психологии

Сознание представляет собой одну из основополагающих категорий философии и один из наиболее значимых феноменов психик. Благодаря сознанию человек способен воспринимать окружающий мир, сложные связи между его объектами, а также собственные психические процессы. Сознание выступает основанием для формирования самосознания, как высшей психической формы его развития возможной только в рамках социума. Благодаря самосознанию человек не просто воспринимает мир и себя, но становится способен осознать себя как личность, как выделенную из окружающего мира сущность, субъекта обладающего целенаправленной активностью, собственными желаниями и потребностями. Без сознания возникновение человеческого общества и всех его достижений не было бы возможным.

В философии сознание понимается прежде всего субстанционально. Оно рассматривается как самостоятельное и активное начало, олицетворяет в себе всю идеальную реальность, включающую в себя образы, понятия, идеи, знания, откровения и иные формы нематериальных объектов и сущностей. Важнейшим вопросом философии с древнейших времен и до наших дней является соотношение сознания и бытия, идеального и реального. Данный вопрос затрагивает не только метафизическое первенство духа или материи в качестве субстанции окружающего мира, но также предполагает определение места и значения человека в общей системе реальности. Через разрешение этого вопроса великие умы стремятся получить ответы и на иные «вечные» вопросы – о происхождении человека, о смысле человеческой жизни и существования человечества, о сущности и истинной природе человеческого существа.

В психологической науке представления о сознании значительно менялись по мере ее развития. Изначально под сознание понималась вся психика вообще, вне сознания душевная жизнь человека не мыслилась. Однако по мере развития экспериментальной науки подобное понимание сознания перестало отвечать и эмпирическим фактам, и целям и задачам самой науки и психологической практики.

Сознание стало пониматься не как психика вообще, а ее форма, на которую проецируются основные процессы. Наряду с сознанием стали изучаться неосознанные, бессознательные и сверхсознательные формы психики, а в некоторых направлениях психологической науки, например, в бихевиоризме, понятие сознание и вовсе оказалось исключено.

Химический состав

У лапчатки химический состав уникален. Активные компоненты курильского чая следующие:

  • витамины С и PP;
  • органические кислоты;
  • каротиноиды;
  • флавоноиды;
  • сапонины;
  • алкалоиды и полифенолы;
  • эфирные масла и смолы;
  • микроэлементы (железо, медь, марганец, магний, калий, цинк и другие);
  • дубильный вещества (кислоты, танин, катехины).

Напиток из Дазифоры содержит не более 140 ккал. В 100 граммах экстракта присутствует 5,1 г жиров, 6,9 г углеводов и 20 г белков.

«Негативное» и «позитивное» определение бессознательного

Анализируя литературу, посвященную истории проблемы бессознательного, можно выделить по крайней мере две лини ее разработки — философскую и предметно-практическую (то есть конкретные приемы использования бессознательных явлений в практике некоторых религиозных культов, медицинской практике и т.п. на протяжении всей истории развития человечества).

В рамках философии проблема бессознательного разрабатывалась в двух основных направлениях: как проблема «космических начал» и основ жизненного процесса в целом (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон) и как проблема соотношения разума и страстей, рассудка и чувств, осознанных желаний и неясных влечений отдельного человека.

Представителей последнего направления также можно разделить на две группы по принципу: «негативное» или «позитивное» определение бессознательного. Первые, признавая в психике человека наличие иррациональных побуждений и «смутно осознаваемых впечатлений», считали, что они могут быть всегда подчинены сознательному контролю, и таким образом стать более или менее ясно осознанными. То есть они давали «негативное» определение: бессознательное существует только как пока или не совсем осознаваемое. Вторая группа авторов понимала бессознательное не как «отсутствие сознания», а как особую реальность, имеющую определенные законы существования и развития.

«Негативное» определение бессознательного получает распространение с того момента, когда сознание на время становится синонимом психики вообще. Можно упомянуть Гербарта в первой половине 19 века разделившего представления по степени ясности на три группы, в зависимости от нахождения в области «ясного сознания» (позже Вундт назвал ее «полем внимания»), сознания или бессознательного, причем между областями находятся границы — пороги. Фехнер во второй половине 19 века говорит о бессознательных ощущениях и предлагает ряд методов количественного измерения порогов ощущений, то есть границы, согласно Фехнеру, разделяющей ощущения на сознательные и бессознательные.

Однако стали появляться и позитивные определения бессознательного. Уже Гельмгольц, говоря о бессознательных умозаключениях, говорит о бессознательном не как о «смутно» осознанном, но как об особом механизме, который может быть никогда не осознан, но тем не менее оказывает существенное влияние на протекание психических процессов в сознании, помогая ориентироваться в мире.

Однако ориентация на «позитивное» истолкование бессознательного как особого мира стала особенно явно проявляться в медицинской и главным образом в психиатрической практике. Эта линия разработки проблемы бессознательного уходит вглубь веков, до поры до времени пересекаясь с философской линией разработки этой же проблемы, особенно в Европе. В центре внимания европейской психотерапии 18-19 веков были три аспекта бессознательного: сновидения, состояния сомнамбулизма и роль бессознательного в возникновении болезненных симптомов. Таким образом, к моменту создания психоаналитического учения, представления о бессознательном были широко распространены как среди философов, так и медиков. Однако, естественно, дело не в новизне и оригинальности самой идеи, а в том, каким образом новое понятие, комплекс теоретических положений, способствуют возникновению нетрадиционного учения, оказавшего заметное влияние на смену парадигм мышления, изменения взглядов, характерных для западной культуры. З.Фрейд заложил основы новой «философии человека». С. Цвейг писал: «Благодаря … открытию Фрейда научная психология порывает, наконец, со своей академической и теоретической замкнутостью и вступает в прямую связь с практической жизнью».

Является источником антиоксидантов

Антиоксиданты борются в организме со свободными радикалами — частицами, связанными с возникновением рака.

Учёные вычислили показатель относительной антиоксидантной активности (Relative Antioxidant Capacity Index), выделив из шоколада антиоксиданты и проверив их воздействие на свободные радикалы. Результаты показали, что вне человеческого организма они эффективно справляются со свободными радикалами.

Роль подсознания в жизни человека.

Подсознание и его возможности – предмет жарких научных споров и дискуссий. Одни ученые относят подсознательное к разряду лженауки, другие же пытаются увидеть в нем глубинные основы психики. Как бы там ни было, подсознание определяет натуру, настоящее «Я», свободное от «масок» и условностей.

Еще на блоге: Эзотерика – учение о сути мироздания

Поскольку интуиция проявляет себя на подсознательном уровне, то уже даже одно это подтверждает большое значение, которое имеет подсознание в жизни человека. Оно необходимо для диалога с людьми, особенно при выборе партнера для жизни.

Весь предыдущий жизненный опыт, умноженный на «природное чутье» помогает не наступать на одни и те же «грабли», хотя человек способен на многое. Например, топтаться по этому «сельскохозяйственному инструменту» вопреки своей интуиции или здравому смыслу.

Кроме пользы, подсознание может играть деструктивную роль. Поскольку оно проявляется вразрез с осознанностью, то воздействуя на подсознание, можно манипулировать людьми. На этом принципе построены многие технологии, включая НЛП – нейролингвистическое программирование, набирающее популярность в сфере услуг или продаж.

Влияя на подсознание, можно принести пользу, но если делать это со злыми намерениями, то и навредить. Незащищенность людей перед манипуляторами, заставляет задуматься по поводу необходимости понимания своего подсознания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector