Эти 10 психологических феноменов управляют нашей жизнью
Содержание:
- ДОМИНИОН
- Тема 1 деловое общение: его сущность и функции
- Чем занимается СП и что изучает
- Что представляет собой закон подражания?
- Эффект Пигмалиона
- Замороженные ягоды на зиму — подготовка, правила заморозки
- Консервативное мышление
- Социально-психологические механизмы: убеждение, подражание
- Ушной червь
- Характеристика явления
- Понятие и особенности групп
- Характеристика явления
- Классификация социально-психологических явлений.
- Феномен в психологии это. ФЕНОМЕН
- Видео по теме
- Эффект Зейгарник
- Образование и развитие малых групп
- Граница событий
- Синдром фантомной вибрации: ощущение, что мобильный телефон вибрирует или звонит, когда он этого не делает. Колоссальные 89% людей испытали этот синдром.
- Эффект страуса
ДОМИНИОН
хедер>
Тема 1 деловое общение: его сущность и функции
1.
Понятие и структура общения
2.
Виды общения. Специфика деловых отношений
3. Функции
делового общения
4.
Структура коммуникативного действия
Чем занимается СП и что изучает
Задачей, которую ставит перед собой социальный психолог, является изучение деятельности индивида в различных обстоятельствах и его поведенческих реакцией, в зависимости от нахождения в различных группах. Если обратиться к Г.М. Андреевой, то, по её мнению, этот подраздел науки изучает следующие объекты:
- группы людей;
- отдельные личности;
- общение между индивидами.
Если обратиться к другим советским и российским исследователям в социальной психологии, это может быть другой список.
Социальная психология
На момент рождения психика человека представляет собой «тесто», из которого в процессе онтогенеза формируется личность. С личностным формированием происходят отождествление себя с окружающим миром и понимание своего места в нём. Наблюдая за поведением окружающих его родных, ребёнок может изучить правила поведения в группе. Так начинаются этапы социальной адаптации человека.
Однако не секрет, что разные люди по-разному оценивают одну и ту же ситуацию. Мало того, общаясь, люди оказывают взаимное влияние друг на друга. Почему это происходит? Как разобраться и предсказать влияние отдельных личностей на людские массы и влияние группы людей на отдельных её членов? Как правильно общаться, чтобы не попасть под чужое влияние? Как уметь отделять свои интересы от интересов общества? Как научиться избегать ссор и конфликтов?
В своём учебнике «Социальная психология» А.Л. Свенцицкий, профессор кафедры социальной психологии СПбГУ, утверждает, что все эти вопросы возникают из-за разнообразия форм людского общения. Изучением и поиском ответов на подобное занимается СП.
Кстати! СП специализируется на исследовании людских взаимовлияний и взаимоотношений. В центре её внимания находятся последствия межличностного общения: мысли, действия и чувства отдельного человека.
Основные задачи социальной психологии
Исследователи в этой области занимаются созданием методов определения того, каким образом формируются личностные мотивы, установки, и насколько это формирование зависит от условий, в которых личность находится, какое влияние на всё это оказывает социальная группа, к которой относится индивид, и каким образом изменяется его психическое состояние.
Важно! Главная задача СП заключается в построении прогнозов социального поведения отдельных личностей и социальных групп. Например, предметом работы соц
психолога на предприятии или фирме может являться изучение человеческих отношений на рабочем месте. С помощью научного подхода может быть определён тип организации коллективных отношений, который позволит работать эффективнее. Повысятся слаженность, взаимопонимание между работниками, как по вертикали управления, так и по горизонтали. Это поспособствует развитию здорового рабочего климата и повышению производительности труда
Например, предметом работы соц. психолога на предприятии или фирме может являться изучение человеческих отношений на рабочем месте. С помощью научного подхода может быть определён тип организации коллективных отношений, который позволит работать эффективнее. Повысятся слаженность, взаимопонимание между работниками, как по вертикали управления, так и по горизонтали. Это поспособствует развитию здорового рабочего климата и повышению производительности труда.
Если поставить задачи перед российскими исследователями в области социальной психологии, то допустимо изучать следующие вопросы:
- анализировать зарубежную СП по содержанию её методов, теоретических идей и результатов, с дальнейшим рассмотрением их практического применения в отечественном социуме;
- отрабатывать прикладную составляющую исследований к проблемам общества и находить способы их решения при помощи СП;
- разрабатывать теорию политических, этнических, межгосударственных и других конфликтов социального плана;
- вести подготовку теорий диагностики социально-психологических прогнозов, оказывать помощь населению в виде консультаций для решения социальных проблем и адаптации в новой общественной реальности.
Переход от гипотез к социально-психологическим теориям в современном обществе в связи с большими переменами очень востребован.
Задачи СП
Что представляет собой закон подражания?
Ответ на этот вопрос в своё время дал французский социолог Габриэль Тард. Точнее, он его сформулировал.
Тард утверждал, что подражанием является основная движущая сила общественного развития – это подражание. И все сходства, которые только могут быть в нашем мире, обусловлены обычным повторением.
Социолог выделил логические законы подражания – те, которые основаны на средстве распространения определенной инновации или расчёте цели. В качестве отдельной категории обозначались нововведения.
Но самое главное в законе – то, что подражание идёт к внешнему от внутреннего. Иными словами говоря, разум всегда опережается чувствами. Идеи появляются раньше смысла. А цели – раньше средств. И конечно же, желание подражать у людей вызывает только всё самое престижное
Потому что иерархия имеет немаловажное значение
Эффект Пигмалиона
Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники – в том, что их нет.
Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении. Вы можете испытать это, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новый класс, школа, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д. Скажите ребёнку, что вы уже общались с теми людьми, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно, и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.
Конечно же, рассмотренные нами психологические эффекты не являются единственными в своём роде. Подобных эффектов существует масса и все они уникальны и интересны. Психология, как известно, наука очень глубокая и обладает множеством особенностей и нюансов. Но эффектов, приведённых выше, должно быть достаточно, чтобы понять, что жизнь человека наполнена удивительными феноменами, а сама его личность – это предмет глубокого и тщательного изучения. Желание разобраться в особенностях человеческой натуры – это повод не только к поиску и усвоению новых знаний, но и похвальное стремление стать лучше самим и сделать лучше свою жизнь.
Развивайтесь, открывайте для себя новые грани человеческого бытия, аспекты своей личности и неповторимость природы человека!
Замороженные ягоды на зиму — подготовка, правила заморозки
Консервативное мышление
Наш мозг склонен придерживаться старых убеждений и пренебрегать новыми и проверенными данными. Классический пример: на протяжении веков люди считали, что Земля плоская (хотя некоторые в это верят даже сегодня). Дело в том, что им было комфортно так думать.
Орехи, мед, инжир: рецепт древнеегипетского пирога с забавными пошаговыми фото
Каким было кольцо огня — фотографии затмения, которое было 21 июня
Экономная мама решила сама построить беседку в саду. Теперь ей завидуют соседи
Многие люди очень консервативны в повседневной жизни. Им трудно распрощаться с устаревшей информацией или чувствами, которые исчерпали себя.
Социально-психологические механизмы: убеждение, подражание
Явления социальной психики формируются под действием социально-психологических механизмов, порождаемых общением.
Социально-психологическая литература основательно рассматривает такие механизмы, как убеждение, подражание, заражение, внушение.
Под убеждением понимается социально-психологический механизм общения, придающий личности уверенность в своих взглядах на окружающий мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждение имеет свою цель – превратить какую-либо информацию в систему установок и принципов личности через социально-психологическое воздействие. Поскольку убеждение ориентируется на критически настроенную личность, то условием убеждающего воздействия является заинтересованность самого человека получить определенную информацию, что-либо осмыслить.
Являясь одновременно элементом культуры личности, убеждение тесно связано с эмоциональной сферой человека.
Эффективность убеждающего воздействия, как считает А.Г. Ковалев, будет достигнута, когда:
- убеждение с его формой и содержанием соответствуют уровню возрастного развития личности;
- обязательный учет индивидуальных особенностей при формулировании убеждения;
- последовательность и доказательность убеждения;
- наличие в убеждении не только каких-то принципов и правил, но и конкретных примеров и фактов;
- убеждение должно опираться на опыт, знания, разум того, кого убеждают;
- убеждающий должен быть сам абсолютно уверенным в том, в чем убеждает.
Главный ориентир убеждения – формирование сознательной деятельности масс.
Следующим социально-психологическим механизмом общения является подражание. Г. Тард выделяет следующие виды подражания: подражания логические; внелогические; внутренние подражания; внешние подражания; мода; обычай и др.
По мнению А.М. Агальцова, подражание является воспроизведением образа с учетом опыта и обстоятельств воспроизведения. Его также определяют как механизм массового поведения и как творческий механизм «психологического наследования».
Замечание 1
Особенно эффективно подражание реализуется в моде, которая представляет собой специфическую форму стандартизированного массового поведения. Возникает мода в основном стихийно под влиянием тех настроений, которые доминируют в обществе. К тому же мода, как считают специалисты, является средством социально-психологической компенсации неудовлетворенности.
Ушной червь
Так назвали явление въедливой музыки, от которой невозможно избавиться – она постоянно звучит в голове. Многие знакомы с таким раздражающим состоянием, когда не удается избавиться от надоедливой песни. Этот червь – классический пример спонтанного познания. Обычно это быстрая мелодия с запоминающимся тестом и простым ритмом. В память чаще западает то, что отличается от привычного. Нередко ушной червь обусловлен непредсказуемым опытом или неконтролируемым воспоминанием.
До 98 % людей сталкивались с этим феноменом, и женщины подвержены ему в большей степени. В 2015-м провели исследование, доказавшее, что в избавлении от ушных червей может помочь жевательная резинка. Ее использование блокирует определенные структуры мозга, ответственные за субвокальную репетицию и кратковременную память.
Характеристика явления
Общественное мнение может формироваться по-разному – либо сознательно, либо стихийно. Во втором случае суждение опирается на определённую информацию, которая передаётся из одних уст в другие. Взять, к примеру, политическую сферу. Вряд ли люди в современном обществе все поголовно являются знатоками в темах, её касающихся. Однако бóльшая их часть с удовольствием рассуждают о политике, и многим их суждения кажутся умными. Почему? Потому что мнение, выражаемое ими, опирается на ту информацию, которую предоставляют СМИ, сами политические деятели, авторитетные люди. Это в лучшем случае. Обычно ещё имеют место быть слухи, заблуждения, сплетни, идеологии, убеждения.
По сути, люди впитывают в своё сознание всё услышанное, после чего просто подкрепляют это своими догадками. И вот «их» мнение сформировано.
Понятие и особенности групп
Группа представляет собой социологическую и психологическую категорию, которую исследуют в рамках социальной психологии в качестве общности, которая связана с понятием «реальная группа».
Человек, являясь участником той или иной социальной группы, чаще всего выстраивает собственную деятельность с учетом взглядов, которые приняты в группе и в обществе. Данные взгляды характеризуются ценностями и целями групп, которые выражаются в установленных стандартах и правилах поведения. Последние представляют собой социальные нормы, способные оказывать влияние не только на действия личностей, но и на трудно распознаваемые психические явления (например, установки).
Принадлежность к определенной группе формирует соответствующие установки. Люди чаще всего не осознают, что поступая таким или иным образом, они делают это под влиянием общих групповых взглядов.
Групповые нормы можно представить в качестве важнейшего регулятора поведения личности не только в рамках определенной группы, но и при взаимодействии ее участника с представителями других социальных общностей.
Социальные нормы характеризуются наличием соответствующих правил, выступающих как своеобразное средство ориентации людей в определённых ситуациях и общественного контроля поведения человека со стороны представленной группы.
Замечание 1
Установки и убеждения, которые действуют в пределах малых групп, могут соответствовать или противоречить общественным нормам. Когда индивид включается в состав группы, у него появляется представление о её обычаях, традициях, ритуалах. Перечисленные знания используются для понимания действий участников группы и коррекции своего поведения.
Любая норма предполагает наличие позитивных санкций (поощрений, материальных вознаграждений) в отношении к тем, кто ее соблюдает. Существуют и негативные санкции для отступающих от норм (например, неодобрение, наказание).
С позиции психологии групп, можно выделить 4 типа коммуникативного поведения личности. Они обладают различным значением для выработки группового решения и включают:
- стремление к лидерству (человек может решать задачи только при подчинении других членов группы);
- поведение индивидуалистов, которые стремятся решать проблемы в одиночку;
- приспособление к группе, то есть подчинение другим ее участникам;
- поведение коллективистов, пытающихся выявить решение совместными усилиями (они готовы принять предложения других членов группы, а также сами выступают с инициативой).
Для успешного решения задач большую роль играет определённое сочетание разных типов поведения в группе. Быстрее всех с проблемами группы справляются участники, действующие коллегиально.
Характеристика явления
Общественное мнение может формироваться по-разному – либо сознательно, либо стихийно. Во втором случае суждение опирается на определённую информацию, которая передаётся из одних уст в другие. Взять, к примеру, политическую сферу. Вряд ли люди в современном обществе все поголовно являются знатоками в темах, её касающихся. Однако бóльшая их часть с удовольствием рассуждают о политике, и многим их суждения кажутся умными. Почему? Потому что мнение, выражаемое ими, опирается на ту информацию, которую предоставляют СМИ, сами политические деятели, авторитетные люди. Это в лучшем случае. Обычно ещё имеют место быть слухи, заблуждения, сплетни, идеологии, убеждения.
По сути, люди впитывают в своё сознание всё услышанное, после чего просто подкрепляют это своими догадками. И вот «их» мнение сформировано.
Классификация социально-психологических явлений.
1.
По принадлежности
к разным общностям и субъектам:
1)
Социально-психологические явления,
возникающие в организованных
общностях:
а)
в больших
группах: нациях (этносах), классах,
религиозных конфессиях, политических
и общественных институтах (организациях).
б)
в малых
группах: межличностные отношения,
групповые устремления, настроения,
мнения и традиции.
2)
Социально-психологические явления,
возникающие в неорганизованных
общностях
(слабо организованных), под которыми
принято понимать толпу и другие
разновидности скопления людей. Явления,
которые здесь возникают, называют
массовидными, а поведение людей –
стихийным. К ним относят психологию
толпы, психологию паники и страхов,
психологию слухов, психологию массовых
коммуникативных процессов (психологию
воздействия), психологию рекламы и т.д.
3)
Социальная психология изучает личность,
т.к. она в процессе взаимодействия и
общения с другими личностями представляет
собой совершенно иной феномен, нежели
индивид, не включенный в различные
общественные и межличностные отношения.
Более того, под влиянием этих отношений
личность часто трансформируется
Все
это и принимает во внимание специальная
отрасль – социальная психология
личности
2.
По отнесенности
к различным классам психологических
феноменов
социально-психологические явления
можно разделить на:
1) рационально
осмысленные – социальные взгляды,
представления, мнения, убеждения,
интересы и ценностные ориентации,
традиции людей и их групп;
2) эмоционально-упорядоченные
– социальные чувства и настроения,
психологический климат и атмосфера;
3) массовидные
(стихийные).
3.
По устойчивости
социально-психологических явлений:
1) динамичные –
например, различные виды общения;
2) динамико-статичные
– например, мнения и настроения;
3) статичные –
например, обычаи, традиции.
4.
По степени
осознанности:
1) осознанные;
2) неосознанные.
Феномен в психологии это. ФЕНОМЕН
1. Явление, постигаемое в чувственном опыте.
2. Объект чувственного созерцания — в отличие от его сущностной основы (ноумена — как предмета интеллектуального созерцания).
3. Редкое, необычное явление; выдающийся в некоем отношении индивид.
от греч. phainomenon — являющееся) явление, данное нам в опыте; в детской психологии — достоверный факт в области детского развития, носящий имя ученого, который его открыл. Например, «Феномены Пиаже».
1. В переводе с греческого означает явление, то, что появляется следовательно, любое заметное изменение, любое явление, доступное для наблюдения. Это значение является очень общим и содержит два аспекта, каждый из которых представлен в следующих более ограниченных значениях: 2. Физическое явление, факт, подтвержденное событие. Заметьте также, что этот термин часто используется в этом смысле без рассмотрения причин этого события. 3. Внутренний опыт, который сознается, данные личного опыта. Это значение отражено в позиции феноменологии. 4. В терминах Канта – проявления знаний, событий или объектов, интерпретируемые через категории; феномены здесь служат основанием для логических выводов относительно действительности.
от греч. phainomenon — являющийся) — исключительное, редкое, необычное явление. В контексте данного учебного пособия понятие «феномен» употребляется в широком смысле — как явление, изучаемое научной дисциплиной, достаточно полно описанное в рамках определенной научной парадигмы, в содержании которого и формах его проявления (проявлення) могут быть новые, еще не выявленные особенности. В понятии «феномен» допускается возможность его многообразных проявлений в зависимости от взаимодействия с другими феноменами (в понятиях теории систем — обретения феноменом тех или иных свойств в зависимости от его места и функций в более общей — метасистеме).
от греч. phainomenon — являющееся),
1) необычный, исключительный факт, явление;
2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).
любое индивидуальное целостное психическое переживание.
греч. phainomenon – являющееся) — 1. любое явление действительности, доступное наблюдению. Это может быть физическое явление, а также внутренний опыт, осознаваемый индивидом; 2. в идеалистической философии – субъективное содержание нашего знания, не отражающее объективной действительности; 3. согласно Э. Канту – любое проявление знания, события или объекта, интерпретируемое посредством врожденных ментальных стуктур, категорий пространства и времени. Феномены служат здесь основанием для логических выводов относительно происходящего в действительности. Противопоставляется ноумену –непознаваемой «вещи в себе»; 4. редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек .
Видео по теме
Эффект Зейгарник
Эффект Зейгарник – это психологический феномен, который заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путём: проводилось несколько экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. Во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни задания и прерывали выполнение других. По окончанию экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.
Эффект Зейгарник вы можете испробовать даже на себе. Возьмитесь за выполнение какого-нибудь не очень простого для вас самостоятельно выбранного задания и доведите дело до конца. Сделайте небольшую паузу. Затем возьмите листок и ручку и запишите все детали процесса выполнения. После этого выберите для себя другое задание. Доведите его готовность до половины и прекратите выполнение. После аналогичной паузы запишите все детали процесса. Вы заметите, что то, что вы закончить не успели, воссоздаётся в памяти гораздо легче и отчётливее, чем то, что вы закончили. Такой, так сказать, приём очень практично использовать для контроля выполнения каких-либо заданий и повышения эффективности. Если вы утомились, делая что-то, сделайте паузу, отдохните. После вы сможете продолжить с новыми силами, и в точности помня все детали того, что делали.
Образование и развитие малых групп
Формирование и развитие малой группы может состоять из нескольких этапов. На первом этапе появляются зачатки системы межличностных отношений. Здесь начинает создаваться и действовать групповое самосознание.
На втором этапе отношения между участниками малой группы начинают принимать устойчивый характер, идет процесс создания и закрепления групповых норм и традиций, начинает функционировать общее мнение, групповое настроение. На этой стадии атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, что проявляется в слаженных действиях её членов.
На третьем этапе группа полностью консолидируется. Теперь ее можно представить в виде общности, обладающей ярко выраженным чувством «мы». Здесь присутствуют все поддерживаемые групповые цели и интересы, которые сконцентрированы на конечном результате. Находит проявление ценностно-ориентационное единство.
Для малой группы характерно несколько процессов:
- Процесс принятия решений (принятие группового решения);
- Наличие группового давления в случае несоблюдения норм и ценностей (проявляется психологическое или иное воздействие, которое можно представить в качестве группового давления);
- Проявление конфликта, который представляет собой трудноразрешимую ситуацию (может возникнуть между членами группы по причине возникновения противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы).
Конфликты в группах возникают часто и характеризуются присутствием противоборства между различными членами группы (например, между руководителем и неформальными лидерами). Конфликтная ситуация в целом проявляется при наличии устойчивого доминирования негативных эмоций и чувств.
Граница событий
Есть один интересный феномен: мы идем куда-то, но забываем зачем, оказавшись на месте. Это называют «границей событий». Ученые потратили несколько десятилетий для выявления причин. Проводилось множество экспериментов. Видимо, феномен обусловлен повышенной вероятностью ошибочного реагирования. Мозг разделяет события, формирует связи с отдельными местами, средами.
Если человек перемещается из места в место, мозг словно бы закрывает один файл и открывает следующий. Он восстанавливает все данные из памяти о текущем помещении, о событиях, связанных с ним, закрывая воспоминания, сопряженные с прежней комнатой. Человеку сложно вспомнить, зачем он сюда шел, о чем думал всего за несколько секунд до этого. Чтобы избежать этого негативного явления, нужно переходить в новое помещение, концентрируясь на том, что предстоит сделать.
Синдром фантомной вибрации: ощущение, что мобильный телефон вибрирует или звонит, когда он этого не делает. Колоссальные 89% людей испытали этот синдром.
Вы слышали, как звонит ваш мобильный телефон, даже если он этого не делал? Это явление называется «синдромом фантомной вибрации».
Согласно исследованию Мишель Друэн, девять из 10 студентов в ее колледже испытали эти фантомные вибрации. Исследования показывают, что этот синдром возникает из-за чрезмерной зависимости от своего смартфона.
Вибрации начали проявляться уже через месяц после того, как у человека появился телефон.
Предполагается, что кора головного мозга путает или неправильно интерпретирует другие сенсорные данные, такие как мышечные сокращения, давление и другие раздражители, и списывает все на телефонный звонок.
Согласно опросу Ротберга, медицинский персонал, у которого был пейджер или мобильный телефон, успешно останавливал это явление. Они просто выключили устройство из режима вибрации и вместо этого использовали звуковую мелодию.
Кроме того, они изменили местоположение устройства, а некоторые даже изменили устройство. Эти изменения дали 75%, 63% и 50% успеха соответственно.
Эффект страуса
Когда ситуация выходит из-под контроля, люди часто не хотят знать всех деталей своих проблем. Своим поведением они напоминают пресловутого страуса, который прячет голову в песок. Человек игнорирует информацию, которая его расстраивает, предпочитая не думать о проблеме. К примеру, вы когда-либо радовались, что учитель еще не проверил экзаменационные работы, потому что не хотели знать результат? Что, если он плохой?
Искатели сокровищ: ждут отлива больше всего на свете, чтобы мчаться на пляж
Женщина подала иск, требуя провести тест ДНК коз либо вернуть ей деньги
Мужчина переделал мрачный подвал в уютное жилище. Фото до и после