Школьная дезадаптация — это… определение понятия, симптомы, профилактика
Содержание:
Дезадаптация у детей
На сегодняшний день присутствует критическая ситуация, которая сложилась в обществе, связанная с социальной дезадаптацией детей. Все чаще фиксируются такие проявления, как:
- нежелание обучаться,
- педагогическая запущенность,
- повышенная утомляемость,
- серьезное истощение,
- отсутствие целенаправленности,
- проблемы с концентрацией внимания,
- алкоголизация в раннем возрасте.
К причинам появления проблемы в детском возрасте относят:
- неадекватность оценивания себя в момент общения,
- отсутствие коммуникативных навыков, даже элементарных,
- завышенное требование к своему окружению, особенно, когда ребенок превосходит своих сверстников по тем или иным параметрам,
- эмоциональная нестабильность,
- тревожное состояние и боязнь общения,
- замкнутость,
- преобладание собственного Я, ощущение превосходства над другими.
Когда у ребенка отсутствуют коммуникационные навыки, это является значительной преградой для межличностных отношений.
Дезадаптация в социальной сфере может проявляться:
- излишней агрессией ребенка,
- заниженной самооценкой,
- отсутствием желания общаться,
- неуравновешенность, которая может проявляться перепадами настроения,
- замкнутость,
- демонстрация своих эмоций на людях.
Подобное состояние весьма опасно для детского возраста, так как может привести к серьезным последствиям, а именно:
- личностным деформациям,
- задержке психического и физического развития,
- дисфункции мозга,
- одиночеству,
- расстройствам нервной системы, в частности агрессивности, подавлении инстинкта самосохранения, проблем взаимоотношения с другими людьми и сверстниками, к суициду.
Подходы к пониманию причин ПШД
1. Влияние процесса обучения
Психотравмирующим фактором признается сам процесс обучения, а вызванные им нарушения называются дидактогениями; возникают при недостаточном учете индивидуальных особенностей ребенка и его социальной среды.
Наиболее дидактогенноуязвимыми являются дети с нарушениями анализаторов, физическими дефектами, неравномерностью и асинхронностью интеллектуального и психомоторного развития, с ограниченными интеллектуальными возможностями. Каган В.Е. дополняет, что дидактогенные факторы в большинстве случаев относятся к условиям, а не причинами школьной дезадаптации, причинами же чаще всего при таких условиях являются особенности психологических установок и тип личностного реагирования ребенка.
2. Влияние наследственных факторов
Причиной возникновения школьной дезадаптации, согласно данному подходу, является врожденная и конституциональная уязвимость центральной нервной системы ребенка. В данном подходе снимается ответственность со школы и семьи в качестве источников формирования ПШД.
3. Влияние отношения учителя к ученику
Психотравмирующим фактором признается отношение учителя к ученику и характер организованного им процесса взаимодействия с учащимися. Вызванные этим фактором последствия называются дидаскалогениями. В большей степени указанному соответствует авторитарный стиль педагогического руководства. Однако сензитивность детей к дидаскалогениям неодинакова, в силу разных компенсационных и защитных возможностей, а также в результате разного рода внешкольных влияний на детей (прежде всего, семейной ситуации).
4. Влияние семьи
Психотравмирующим фактором признается отношение к ребенку в семье и стиль родительского воспитания, родительская позиция. Влияние данной причины считают одной из важнейших, которая способствует формированию школьной дезадаптации.
5. Комплексное влияние причин
В рамках данного подхода предполагается учет всех ранее обозначенных четырех факторов, причин в их системном единстве в качестве источников проявления ПШД. Ценность комплексного подхода в понимании причин, источников, влияющих на возникновение ПШД подтверждает позиция Кагана Е.В. о том, что при рассмотрении их как элементов системы, без взаимоисключения, обеспечивается бо́льшая продуктивность психокоррекции нарушений.
Дубровина И.В. выделяет специфически психологические факторы школьной дезадаптаци, которые могут, как вызывать, так и усложнять ее протекание в младшем школьном возрасте. Такими факторами, по мнению автора, являются :
- Низкий уровень функциональной готовности к школе — «школьная незрелость», которая проявляется в рассогласовании степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций и задач школьного обучения (низкий уровень развития тонкой моторики, скоординированности «глаз—рука», функции следования образцу в деятельности, в том числе учебной, и поведении и др.);
- Недостаточное развитие произвольности, которое проявляется в форме трудностей при восприятии инструкции, при выполнении указаний взрослого, в действиях в соответствии с правилом и др.
- Недостаточная степень сформированности собственно школьных видов мышления.
- Недостатки в развитии речевой сферы (фонематический слух, плохое понимание многих употребляемых учителем слов).
- Низкий уровень развития познавательной потребности, познавательного интереса.
- Несформированность внутренней позиции школьника.
Уровни
Первый
Названия: начальный этап, скрытый, нижний, латентный.
Признаки: не выявляются, так как всё происходит внутри человека. Он начинает задумываться о том, что боится или не хочет строить отношения с окружающими. На этом уровне чётко обозначается причина, из-за которой впоследствии произойдёт обрыв связей с другими.
Как интерпретируют начальный этап социальной дезадаптации в психологии: его сравнивают с латентной, инкубационной стадией болезни, когда вирус уже попал в организм, но пока ещё только подготавливает почву для своей активации.
Коррекция: социальная дезадаптация ещё не диагностируется, а вот причина, которая послужила толчком, может быть выявлена и устранена (если это возможно). Если это произойдёт, человек сможет и дальше беспрепятственно налаживать контакты и строить отношения в социуме, благополучно живя по его правилам.
Второй
Название: «половинный» уровень.
Признаки: дезадаптивные пертурбации дают о себе знать, но носят временный характер вспышек. Человек может закрыться в своей комнате и не выходить оттуда несколько дней, отказываясь общаться вживую, по телефону, в соцсетях. Но потом ведёт себя, как обычно: улыбается, разговаривает, шутит, встречается с друзьями.
Как интерпретируют: как продромальный период болезни, когда себя проявляют её «предвестники». Но сам диагноз поставить ещё трудно, потому что симптомы слишком неспецифичны и типичны для многих других недугов. Ведь каждому человеку в определённый момент может стать плохо и он не захочет ни с кем общаться. Это ещё не значит, что он социально дезадаптирован.
Коррекция: если социально дезадаптированный на данном этапе посещает психолога или делится с кем-то своими переживаниями, специалист и близкие могут увидеть начало развивающейся проблемы. Надо лишь связать фактор-провокатор и эти самые «предвестники». В этом случае с помощью бесед и поддержки со стороны друзей развитие отклонения можно остановить.
Третий
Название: устойчиво входящий.
Признаки: социальная дезадаптация проявляется и становится заметной всем окружающим. Её характерные черты позволяют чётко увидеть проблему. Человек рвёт прежние контакты, не заводит новых, сторонится людей. С точки зрения психики, разрушаются все те адаптивные механизмы, которые формировались до этого момента годами.
Как интерпретируют: как период полного развития болезни, когда признаки ярко выражены и позволяют поставить правильный диагноз.
Коррекция: займёт много времени, но приведёт к успешным результатам. Без психолога и поддержки близких невозможна. Основная задача — не дать нарушениям перейти на следующий уровень развития и стать закрепившимся паттерном поведения.
Четвёртый
Название: закрепившаяся социальная дезадаптация.
Признаки: закрытость человека от других распространяется на большинство сфер его жизни. Он может отказаться от общения даже с самыми близкими людьми (родителями, детьми, супругом/-ой). Нередко перестаёт ходить на работу, в школу, в магазин — лишь бы избежать столкновения с социумом.
Как интерпретируют: как переход болезни в хроническую форму.
Коррекция: длительная (от полугода и больше), затруднена устойчивыми паттернами поведения. Данную работу в обязательном порядке должен поводить психолог. В самых запущенных случаях — психотерапевт. Чтобы докопаться до истинной причины, которая привела к этому, нередко задействуется гипноз.
Общие сведения
Различают три уровня процесса адаптации.
- Низкий. Характеризуется наличием отрицательного отношения к школе, полным отсутствием интереса к учебе, нарушением дисциплины, игнорированием заданий, отсутствием друзей.
- Средний. Хорошее отношение к учебе и школе, усвоение основного материала, дружба с одноклассниками.
- Высокий. Любовь к школе, быстрое усвоение материала, как основного, так и дополнительного, лидерские роли.
Школьная дезадаптация – процесс, который описывает образование неправильных механизмов адаптации к учебе и школе. Может иметь место нарушение поведения, проблемы по учебе, создание конфликтных ситуаций с одноклассниками.
Отсутствие адаптации к школьному процессу различными авторами именуется, как дидактогенный невроз , неспособность реагировать на определенные сложности, возникающие в школе. Проявляться он может агрессией без причины, страхом перед посещением школьного заведения, нежеланием посещать уроки, стоять у доски. Но такие крайности, как приступы агрессии и страх редко встречаются, чаще имеет место повышенная тревожность.
Рассматривают три формы данной дезадаптации.
Невозможность управлять собственным поведением. Причинами этого явления являются ошибки в воспитании, когда нет ограничений в жизни ребенка. Чтоб побороть такую форму дезадаптации необходимо провести серьезную работу со всей семьей
Также важно, как поведет себя учитель. Невроз
Форма проявляется неспособностью справиться с противоречивостью между школьным и семейным «мы». Ребенок не способен переступить через границы общности своей семьи, как правило, это результат того, что родители на бессознательном уровне использовали своего отпрыска, когда у них возникали проблемы, для их решения. В такой ситуации не обойтись без психолога, понадобятся групповые занятия или семейная психотерапия. Невозможность соответствовать школьному темпу жизни. Чаще встречается у ослабленных деток. В такой ситуации не обойтись без работы с семьей и выбора оптимальной нагрузки для ученика. Отсутствие приспособленности к предметной стороне. Развивается при нехватке развития ребенка, отсутствия родительской заботы. Тут не обойтись без специального общения с ребенком, не исключено, что понадобится психолог.
Различают три категории проблем, связанных с адаптацией в школе:
- с педагогом , ребенок не осознает его роль,
- с одноклассниками , отсутствие контактов, невозможность работать в коллективе, как результат гиперопеки родителей,
- с самим собой , наличие завышенной или заниженной самооценки из-за неправильного стиля воспитания ребенка.
Взаимодействие
Введение соматропина способствует повышению клиренса ЛС, метаболизм которых осуществляется с помощью микросомальных печеночных ферментов, в особенности это касается противосудорожных препаратов, глюкокортикоидов, половых гормонов и Циклоспорина.
Параллельное применение глюкокортикоидов подавляет стимулирующую эффективность соматропина, направленную на процессы роста.
На основное действие Растана (что касается конечного роста) может также влиять сопутствующая терапия прочими гормональными препаратами (Гонадотропин, эстрогены, анаболические стероиды, гормоны щитовидной железы).
Суть школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация – состояние личности, выражающееся в неспособности принять новые условия и приспособиться к ним. Является следствием несоответствия социопсихологического статуса ребенка и психофизиологического. Это может быть вызвано рядом причин:
- недостаточное развитие физического и функционального здоровья ребенка;
- проблемы со здоровьем и психофизическими функциями ребенка;
- недостатки семейного воспитания;
- сложность и интенсивность образовательных программ.
Признаки
Дезадаптация оценивается по следующей таблице.
Уровень адаптации | Характеристика ученика |
Низкий | Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам |
Средний | Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками |
Высокий | Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса |
Уровни школьной адаптации (А. Л. Венгер)
Первые два уровня – признаки развитой и начинающейся дезадаптации соответственно.
Формы дезадаптации
Можно выделить 2 основные возможные формы дезадаптации в школе:
- неадекватное поведение, граничащее с предневрологией, и утрата учебной мотивации;
- болезненность, нарушение эмоционального, гормонального, поведенческого фона.
Вместе с этим принято выделять специфические и неспецифические проблемы адаптации.
- К первым относится задержка моторики, речевого развития, зрительно-пространственного восприятия.
- Ко вторым – повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивость внимания, повышенная истощаемость.
Из этого следует, что первая категория проблем – естественна и распространена в период школьной адаптации; проблемы второй части могут сигнализировать о личностных проблемах ребенка.
Как правило, проблемы возникают в комплексе или одни влекут за собой другие. Проблемы с адаптацией могут возникнуть в познавательной, личностной, психической сфере ребенка или носить тотальный характер.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Уровни развития школьной дезадаптации
В процессе развития школьной дезадаптации у ребенка можно выделить и проследить 3 различных уровня.
Педагогический
Если школьник попадает в некомфортную или конфликтную ситуацию, у него возникает ряд физиологических проблем, таких как:
- невозможность длительно сосредоточиться на одной умственной или физической операции;
- раздражительность от громких звуков, вспышек света, резких запахов;
- неусидчивость;
- резкие перепады настроения;
- быстрая утомляемость;
- тяжелое пробуждение и засыпание и др.
Все перечисленные проблемы не имеют постоянного характера, их вызывает только конфликтная ситуация. При ее решении они пропадают, легко корректируются.
Психологический
Если на предыдущем уровне ребенок систематически не получает поддержки и не справляется с возникающими сложностями, то психика начинает защищаться с помощью асоциальных поступков. Ученик отказывается выходить к доске, грубо разговаривает с окружающими, не хочет идти в школу, отказывается от выполнения заданий и требований. Педагоги и родители часто усугубляют ситуацию, когда реагируют на такое поведение криками, ультиматумами, плохими оценками.
Это приводит к тому, что все проблемы, указанные выше, приобретают постоянный характер и становятся еще более выраженными. Плохой сон может перерасти в бессонницу, отказ от обеда или ужина превращается в серьезные пищевые расстройства и т.д. Попытки защититься и отгородиться ото всех ребенок делает теперь и вне школы.
Такое состояние должно корректироваться уже с помощью психолога. Если этого вовремя не происходит, то ученик превращается в «трудного ребенка с асоциальным поведением».
Физиологический
Следующий уровень школьной дезадаптации, который возникает, если ребенок все еще остается один на один с проблемами. Все окружающие теперь испытывают негатив от него: конфликт с одним из учителей перерастает в конфликты со всеми преподавателями. Не понимают школьника не только его собственные родители, но и все взрослые. Навык самоконтроля потерян, ребенок уже даже не пытается себя сдерживать.
Асоциальное поведение накладывает свой отпечаток на здоровье ученика. Он страдает от хронических неврозов, а это оказывает негативное влияние на все системы в организме, вылечить их еще сложнее.
Четких промежутков протекания каждого из уровней не существует, формы школьной дезадаптации индивидуальны для каждого ребенка. Поэтому чем раньше ему будет оказана помощь, тем проще будет справиться с нарушением и не получить осложнений здоровья.
Профилактика школьной дезадаптации
Первым шагом в профилактике школьной адаптации есть установление психологической готовности ребенка к переходу к новому, непривычному режиму. Однако, психологическая готовность это всего лишь один из компонентов комплексной подготовки ребенка к школе. Вместе с тем определяется уровень имеющихся знаний и умений, изучаются его потенциальные возможности, уровень развития мышления, внимания, памяти, при необходимости используется психологическая коррекция.
Родители должны быть очень внимательными к своим детям и понимать, что во время периода адаптации школьник особенно сильно нуждается в поддержке близких людей и в готовности вместе переживать эмоциональные трудности, тревоги и переживания.
Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией является психологическая помощь
При этом очень важно, чтобы близкие люди, в частности родители, уделяли должное внимание длительной работе с психологом. В случае негативного влияния семьи на школьника стоит заняться исправлением подобных проявлений неодобрения. Родители обязаны помнить и напоминать себе, что любая неудача ребенка в школе еще не означает его жизненный крах
Соответственно, не стоит осуждать его за каждую плохую оценку, лучше всего провести внимательный разговор о возможных причинах неудач. Благодаря сохранению дружеских отношений между ребенком и родителями можно добиться более успешного преодоления жизненных трудностей
Родители обязаны помнить и напоминать себе, что любая неудача ребенка в школе еще не означает его жизненный крах. Соответственно, не стоит осуждать его за каждую плохую оценку, лучше всего провести внимательный разговор о возможных причинах неудач. Благодаря сохранению дружеских отношений между ребенком и родителями можно добиться более успешного преодоления жизненных трудностей.
Результат будет более эффективным в том случае, если помощь психолога будет совмещаться с поддержкой родителей и сменой школьной обстановки. В том случае, когда отношения школьника с учителями и другими учениками не складываются, или эти люди негативно влияют на него, вызывая антипатию к учебному заведению, тогда желательно подумать о смене школы. Возможно, в ином школьном заведении ученику удастся заинтересоваться учебой и обрести новых друзей.
Таким образом, можно предупредить сильное развитие школьной дезадаптации или постепенно преодолеть даже самую серьезную дезадаптацию. Успех профилактики расстройства адаптации в школе зависит от своевременного участия родителей и школьного психолога в разрешении проблем ребенка.
Профилактика школьной дезадаптации включает в себя создание классов компенсирующего обучения, применение консультативной психологической помощи при первой необходимости, использование психокоррекции, социальных тренингов, тренингов учеников с родителями, усвоение учителями методики коррекционно-развивающего обучения, которая нацелена на учебную деятельность.
Школьная дезадаптация подростков отличает тех подростков, которые адаптированы к школе самим их отношением к учебе. Подростки с дезадаптацией часто указывают на то, что им тяжело учиться, что в учебе есть очень много непонятного. Адаптивные школьники в два раза чаще говорят о трудностях в недостатке свободного времени через загруженность занятиями.
Подход социальной профилактики в качестве главной цели выделяет устранение причин и условий, различных негативных явлений. С помощью этого подхода осуществляется коррекция школьной дезадаптации.
Социальная профилактика включает в себя систему правовых, социально-экологических и воспитательных мероприятий, которые проводятся обществом для нейтрализации причин девиантного поведения, которое приводит к расстройству адаптации в школе.
В профилактике школьной дезадаптации имеется психолого-педагогический подход, с его помощью восстанавливаются или корректируются качества личности с дезадаптивным поведением, особенно делая акцент на морально-волевых качествах.
Информационный подход основан на идеи того, что отклонения от норм поведения происходят, поскольку дети ничего не знают о самих нормах. Этот подход больше всего касается подростков, они информируются о правах и обязанностях, которые им предъявлены.
Коррекция школьной дезадаптации осуществляется психологом при школе, но часто родители направляют ребенка к индивидуально практикующему психологу, потому что дети боятся, что об их проблемах все узнают, поэтому ставятся к специалисту с недоверием.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Коррекция и профилактика
Если у ребёнка в школе диагностируется дезадаптация, во-первых, все силы направляются на устранение её первопричины. В процесс коррекции активно вовлекаются родители (создают благоприятную атмосферу для формирования нужных акцентуаций и мотиваций), врачи (лечат органические последствия или предпосылки), учителя (обращают на ребёнка больше внимания). В то же время психолог проводит с «пострадавшим» отдельную работу, в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей.
Способов психологической коррекции — большое количество. Чаще всего практикуются:
- регулярные беседы;
- арт-терапия;
- игровая деятельность на сплочение классного коллектива;
- упражнения на развитие психических процессов (при их нарушении);
- методика ассоциаций;
- групповые тренинги.
В младшем школьном возрасте коррекция направлена, прежде всего, на развитие ведущих психических процессов и освоение правил поведения в обществе. С подростками работа идёт в первую очередь на формирование эмпатии, рефлексии, самоорганизации и самостоятельности.
Большую роль играет профилактика школьной дезадаптации, которая должна начинаться с семьи и детского сада. Если родители и воспитатели следят за развитием ребёнка и прививают ему основы поведения в обществе, у него вряд ли возникнут в дальнейшем проблемы с обучением. На протяжении всей учёбы в школе и дома необходимо предупреждать возможные конфликты и минимизировать стрессовые ситуации. Только так можно избежать этой проблемы.
Вам также может быть интересно:
Что это такое
Школьная дезадаптация — это неприспособленность ребёнка к школьным реалиям, когда требования учителей становятся для него психотравмирующим фактором по ряду причин. Провокаторами могут стать его личностные новообразования, наследственность, семья, взаимоотношения с конкретным взрослым и многие другие обстоятельства, причём почти всегда они идут не по одиночке, а целым букетом.
К основным проявлениям относят трудности при усвоении учебного материала, игнорирование правил поведения, низкую успеваемость, недисциплинированность, сложности в общении с окружающими.
Яркий пример школьной дезадаптации — первоклассник, который привык к режиму дня детского сада. После обеда там можно было поспать, помогали завязывать шнурки, не получалось нарисовать ёжика — не беда. А дома ждали любящие родители, компьютер, игры и развлечения. Но это было раньше. Всё резко меняется, когда он приходит в первый класс. Напряжённый ритм дня, опаздывать нельзя, перемены короткие, со всеми трудностями нужно справляться самому. Что-то не получилось — плохая отметка. И даже дома приходится учить уроки, за невыполнение которых мама наказывает.
При психологической подготовленности ребенка к таким изменениям адаптация пройдёт нормально. Но некоторые оказываются настолько растерянными при переходе от детского сада к школьной жизни, что теряют ориентацию. Результат: «В школу не пойду», «Уроки делать не буду», «Мне не интересно», «Я ничего не понимаю» и пр. Негатив выливается на всех окружающих, портятся отношения с учителями, сверстниками, родителями.
Ситуация школьной дезадаптации может возникнуть в любой момент. Особенно ярко она проявляется в ключевые периоды: при переходе из детского сада в школу, из младшего звена — в среднее, а также в подростковом возрасте. Но такое может случиться и посреди учебного года, если возникают какие-то личностные конфликты.
Проблема на протяжении многих лет является актуальной в психологии и педагогике. Чаще всего на детей, у которых она диагностируется, вешают ярлык «трудный ребёнок». С ним он кое-как заканчивает 9 класс и выпускается с букетом комплексов, а порой и личностных расстройств. В этом — вина педагогов (которым некогда с ним заниматься), школьных психологов (вся функция которых сводится к диагностике, но в коррекции они оказываются некомпетентными), родителей (которые не смогли ему своевременно помочь и оказать поддержку).
Понятие школьной дезадаптации
Определение 1
Школьная дезадаптация является одним из подвидов социальной дезадаптации. Она проявляется в качестве расстройства адаптационных способностей ребенка, который находится в школьном возрасте. Основная проблема – невозможность ребенка приспособиться к условиям школьного учебного заведения.
Школьная дезадаптация может привести к достаточно серьезным последствиям. Например, при дезадаптации у школьника снижается мотивация к обучению, угасают его интеллектуальные и физические способности. К тому же, нарушения адаптационного процесса приводят к ухудшению взаимоотношений с одноклассниками и учителями. Чаще всего школьная дезадаптация встречается у учащихся младших классов, но нередко фиксируются случаи дезадаптации детей, которые обучаются в старших классах, особенно в подростковом возрасте.
Школьная дезадаптация – это серьезное нарушение. Оно выступает в качестве нарушения возможностей приспособиться к внешним требованиям, которые выдвигает учебное заведение. К тому же, это расстройство общей способности к психологической адаптации из-за определенных патологических факторов. Таким образом, школьная дезадаптация – это проблема, которая выходит за рамки медицинской, и касается еще и биологической сферы.
Замечание 1
Зачастую социальную школьную адаптация интерпретируют как вектор «болезнь/расстройство здоровья, нарушение общего развития и поведения”. В нее оказываются вовлечены не только преподаватели, но и родители учащегося и врачи, которые готовы работать с данной проблемой, и в чьи компетенции входит борьба с адаптивными расстройствами. В данном случае к школьной дезадаптации относятся не просто как к нарушению, а как к серьезному заболеванию и патологии развития, которое может повлиять на всю жизнь ребенка не только в учебном заведении, но и за его пределами.
Виды школьной дезадаптации
Виды школьной дезадаптации выделяются по нескольким критериям:
- Во-первых, это отсутствие элементарной успеваемости в соответствии с требованиями школьной программы.
- Во-вторых, расстройство эмоционально-личностного восприятия процессов обучения, а также общения с одноклассниками и учителями.
- В-третьих, периодические нарушения в поведении, которые не поддаются корректировке со стороны учителей и школьных психологов.
- В-четвертых, патогенная дезадаптация, которая возникает у ученика по причине расстройств нервной системы и нарушений головного мозга.
Социальная дезадаптация также является одним из критериев, который влияет на формирование дезадаптации школьника. Сюда входит подрыв общепринятых порядков, непринятие ценностей, деформация внутренней регуляции, отсутствия дисциплины и самоконтроля.
Исследователи выделяют пять основных видов социальной школьной дезадаптации:
- Когнитивная школьная дезадаптация. Она проявляется в отсутствии успеха ребенка в обучающем процессе, а также отставание в развитии (в соответствии с теми критериями и требованиями, которые выдвигает школа);
- Эмоционально-оценочная дезадаптация школьника. Сюда входят постоянные нарушения эмоционального состояния, несерьезное восприятия учебного процесса, отсутствие интереса к отдельным предметам по причине того, что ребенок не видит в них никакой необходимости для своего дальнейшего развития. Также сюда могут входить тревожные состояния, которые возникают из-за каких-либо проблем в школе (с учителями или одноклассниками);
- Поведенческий вид школьное дезадаптации – проявление таких качеств, как агрессия, пассивно-отказные формы поведения и реакция, намеренное нежелание идти на контакт с одноклассниками и учителями;
- Соматический вид социальной школьной адаптации – отклонения в физическом развитии ученика, недостатки в его физическом и психическом здоровье. В этом случае ребенок страдает от большого количества комплексов, что мешает ему ощутить себя полноценным участником школьного процесса;
- Коммуникативный вид социальной школьной дезадаптации – выражает затруднения в наращивании контактов, причем это касается и взрослых (учителей), и сверстников (других учащихся школы). Ребенок замыкается в себе, испытывает чувства одиночества, неполноценности.