Теория скиннера: содержание, основные тезисы, особенности
Содержание:
- 20 самых популярных товаров с AliExpress за последние 3 месяца
- Диагностика
- Кем был Б. Ф. Скиннер?
- Типы поведения
- Психологические опыты Скиннера.
- Критика
- Программы подкрепления Скиннера
- Создание условий
- Теория социального научения бандуры. Бандура Альберт
- Солнечные батареи
- Другие практические применения и критическая оценка
- Биография
- Представители бихевиоризма
- Библиография
- Фредерик Скиннер — отец необихевиоризма.
20 самых популярных товаров с AliExpress за последние 3 месяца
Диагностика
На начальном этапе расспроса важно выяснить, насколько за последнее время пациенту стало тяжелее справляться со своими обычными делами и обязанностями. А также выяснить какие ещё заболевания имеются (особенно те, которые вызывают нарушения кровообращения)
Затем проводятся тесты для проверки психических функций — ассоциативного мышления, памяти, внимания. Очень распространенный тест, когда пациента просят нарисовать часовой циферблат с цифрами или назвать месяцы года. При деменции такие простые задания уже вызывают затруднения.
Чтобы увидеть атрофию головного мозга при болезни Альцгеймера, нужно провести рентгенографию или компьютерную томографию головного мозга. Магнитно-резонансное исследование поможет выявить зоны сниженной активности мозга.
Для проверки электрической активности головного мозга применяется электроэнцефалография, а для исследования кровотока в разных областях — реоэнцефалография.
Кем был Б. Ф. Скиннер?
Психолог, философ, изобретатель и автор. Это лишь некоторые из профессий, приписываемых известному психологу американского происхождения Буррусу Фредерику Скиннеру. Он считается одним из главных авторов и исследователей в поведенческом потоке Северной Америки.
Одним из его основных объектов изучения было поведение человека. В частности, он пытался объяснить, как это работает в ответ на различные стимулы, которые могут повлиять на него.
Через экспериментальные манипуляции и наблюдение за поведением животных, Скиннер изложил свои первые теории о роли, которую подкрепление играет в поведении, создав из них принципы теории оперантного обусловливания.
Для Скиннера использование так называемых положительных и отрицательных подкреплений жизненно важно изменить поведение людей и животных; хорошо, чтобы увеличить или усилить определенное поведение или подавить или устранить их. Точно так же Скиннер интересовался практическим применением его теорий; создание «запрограммированного образования» В этом типе учебного процесса студентам объясняют серию небольших информационных центров, которые они должны изучать последовательно, чтобы перейти к следующему информационному центру.
Точно так же Скиннер интересовался практическим применением его теорий; создание «запрограммированного образования» В этом типе учебного процесса студентам объясняют серию небольших информационных центров, которые они должны изучать последовательно, чтобы перейти к следующему информационному центру..
Наконец, Скиннер также породил серию очерков, окруженных определенной полемикой, в которой он предложил использовать психологические приемы модификации поведения с целью повысить качество общества и тем самым укрепить счастье людей, как вид социальной инженерии для счастья и благополучия мужчин и женщин.
Типы поведения
Для развития подходов к пониманию поведения человекаФредерик Скиннер вводит в свою теорию два типа поведения организма: респондентное и оперантное поведение.
Респондентное поведение
Респондентное действие – реакция, которая вызвана стимулом. Организм автоматически реагирует на некоторые стимулы, например, сужение зрачка при ярком освещении, повышение температуры при борьбе с возбудителем болезни и проч.
Респондентное поведение полностью совпадает с исследованиями Павлова. Известно, что слюноотделение собаки усиливалось при звуковом сигнале. Человек может реагировать сходным образом на звон посуды, на открытие бутылки шампанского и др.
Рефлексы используются в рекламном бизнесе. Создание ассоциации картинки с товаром помогает увеличить лояльность покупателя к продукту.
Респондентное поведение делится на два вида:
- Условно рефлекторное, привитое извне.
- Безусловно рефлекторное, формы поведения, заложенные в организм.
В «Поведении организмов» ученый выводит положение о двух формах поведения, которые возникают в процессе обучения. Первая форма – респондентная, совпавшая с опытами Ивана Павлова, или рефлекторная, вызывается условным или безусловным стимулом. Можно сказать, что респондентное поведение – невольное, автоматически совершаемое. Вторая форма – оперантная, которая, в противоположность респондентной, является формой добровольного действия.
Оперантное поведение
По Скиннеру, оперантное поведение отличается от рефлекторной реакции и является целенаправленным и произвольным.
Важно заметить, что вкладывает Фредерик Скиннер в понятие целенаправленности. В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения
По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека
В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения. По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека.
Именно влияние внешних факторов на поведение формирует целенаправленность. Организм реагирует на что-то, затем формируется подкрепление.
Оперантное поведение может формироваться в ходе работы нескольких людей. Например, при выступлении оратор, улыбаясь, заставляет слушателей отреагировать улыбкой, затем формируется доверительное отношение к услышанной информации. Реакция опережает подкрепление.
В самостоятельном формировании привычек также используется оперантная форма поведения. Самодисциплина подразумевает манипулирование внешними событиями вокруг индивида. Оперантный самоконтроль состоит из двух взаимосвязанных событий:
- Изменение окружающей среды и вероятности повторения реакции, например, контроль гнева через уход.
- Формирование среды, где есть стимулы, которые помогают увеличить вероятность повторения определенного действия. Примером такой среды может быть удобная мебель на рабочем месте для увеличения работоспособности.
Данные, полученные в ходе экспериментов над животными и изложенные в труде «Поведение организмов», позволили Берресу Скиннеру сформировать особый вариант программированного обучения. Научение должно быть ограничено набором внешних факторов среды и подкрепления поведения.
Скиннер создает крайне автоматизированное объяснение поведению человека, которое сводится к комбинации реакций и подкреплений различных уровней сложности. Внутренний мир человека, его сознание осознанно игнорируются исследователеми происходят из реакций личности на внешнюю среду.
Скиннер стираетгрань между человеком и животным, делая реакцию и научение этой реакции главной причиной любого действия человека.
Список использованных источников:
- 1. Schacter, Daniel Psychology Second Edition. USA: Worth Publishers ISBN 978-1-4292-3719-2 2011, p. 17.
- 2. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, pp.18-20.
- 3. Slater, Lauren. Opening Skinner’sBox: Great Psychological Experiments of the Twentieth Century. NewYork: W.W. Norton, 2004, p.6.
- 4. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, р. 225.
- 5. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, p. 69.
Редактор: Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Психологические опыты Скиннера.
Ученый со своими птицами
В одном из опытов голодные птицы помещались в ящик, куда через определенные промежутки времени вбрасывалась порция еды. Хотя выдача корма не была связана с поведением птиц, тем не менее они запоминали, какие движения они выполняли в этот момент. Через некоторое время они начинали пытаться выполнять похожие действия, поскольку надеялись, что определенное поведение вызовет появление корма. Эти действия для каждой птицы были разными и в некоторых случаях напоминали настоящий ритуальный танец.Так было показано, что живое существо вовсе не является неким абстрактным поведенческим «черным ящиком» — автоматом, но принимает непосредственное участие в выработке собственного и довольно сложного поведения.
Несколько позднее этот способ получил название оперантного научения, и с его помощью студенты Скиннера выделывали настоящие фокусы, обучая свинью пользоваться пылесосом, а кроликов складывать деньги в ящик.
В 1948 году Скиннер пишет роман «Уолден Два», являющийся поведенческой утопией, в котором мировое правительство в лице ученых-бихевиористов довольно успешно управляет всем миром, пользуясь методами социального программирования населения. При этом эта книга вовсе не является романом ужасов о зомбировании людей, в ней утверждается, по мнению автора, довольно прогрессивная идея о всеобщем счастье под управлением ученых — психологов. Вопреки возможным ожиданиям автора, его идеи вовсе не были приняты с распростертыми объятиями. Особенно негативной была общественная реакция после публикации книги «За пределы свободы и достоинства», когда один из журналистов заметил, что в ней фактически говорится о приручении человечества по законам собачьего воспитания.
Несмотря на такие отклики, Скиннер полон радужных надежд на будущее. Он мечтает получить инструмент для программирования поведения любого живого существа, включая и человека, для этого он пытается преобразовывать простые условные рефлексы в нечто более сложное, и эксперимент с птицами был только началом.
Работая с экспериментальной популяцией крыс, Скиннер открывает новые, ранее неизвестные законы поведения. Так, выработав у животных условный рефлекс, когда, нажимая на рычаг, они каждый раз получали еду, он несколько меняет правила игры, с некоторого момента крысы начинают получать корм не так регулярно — иногда рычаг срабатывает, а иногда и нет. При этом корм мог появляться как после 2-3 нажатий, так и после 10. И тем не менее крысы продолжали все время нажимать на рычаг, надеясь получить питание, ведь рано или поздно, но еда появлялась. Так он доказывает, что более редкое подкрепление вовсе не вызывает угасание рефлекса, но, напротив, активирует его с новой силой.
Некоторые психологи этим законом объясняют стойкость деструктивных браков, когда люди стойко переносят негативное и даже унизительное отношение, в надежде время от времени получать позитивное подкрепление от партнера.
Критика
Американский психолог Стивен Пинкер отмечает, что в книге Скиннера «Поведение организмов» единственными организмами были крысы и голуби, а единственным поведением — нажатие рычагов и клевание клавиш. В статье «Ненормальное поведение организмов» ученики Скиннера Келлер и Мариан Бреланд сообщали о своих попытках использовать его приемы, чтобы научить животных засовывать покерные фишки в торговые автоматы. Однако куры клевали фишки, еноты мыли их, а свиньи пытались закопать. Как отмечает Пинкер, бихевиористы не придавали должного значения изучению работы мозга и генетике. Так, в 1974 году Скиннер писал, что изучение мозга — это еще один ошибочный путь в поисках причин поведения внутри организма, а не во внешнем мире. Такую позицию С. Пинкер считает ошибочной.
Программы подкрепления Скиннера
Как обсуждалось в начале статьи, помимо теоретизирования о поведении человека, Скиннер стремился воплотить эти теории в жизнь. С этой целью она разработала серию программ армирования бетона, наиболее выдающимися из которых являются программы непрерывного и прерывистого усиления (интервальное и разумное усиление)..
1. Непрерывное усиление
В непрерывном усилении человек постоянно вознагражден за действие или поведение. Основным преимуществом является то, что партнерство формируется быстро и эффективно; однако, как только подкрепление устранено, поведение также быстро исчезает.
2. Прерывистое усиление
В этих случаях в определенных случаях усиливается только поведение человека. Эта программа в свою очередь подразделяется на две категории: интервальное усиление (фиксированное или переменное) или разумное усиление (фиксированное или переменное)
При интервальном усилении поведение усиливается после ранее установленного периода времени (фиксированного) или случайного периода времени (переменного). В то время как в подкрепление разума человек должен выполнить определенное количество поведений, прежде чем оно будет усилено. Как и при усилении интервала, это количество ответов может быть предварительно согласовано (фиксировано) или нет (случайно).
Создание условий
Эти условия, согласно бихевиоризму Скиннера, создаются с помощью положительных или отрицательных усилений (подкреплений). Положительное подкрепление усиливает проявление того или иного поведения в дальнейшем. Отрицательное, наоборот, гасит его.
К примеру, ребенок постоянно капризничает в магазине. Мама покупает ему шоколадку или игрушку, малыш прекращает свои капризы. Шоколадка и есть положительное подкрепление в данной ситуации для маленького капризули. У него уже выработался четкий алгоритм поведения, и ребенок знает, что стоит ему начать истерику в магазине, он получит за это своеобразное усиление.
Иной пример. Ребенок закатывает истерику в магазине. Мама игнорирует. Ребенок еще сильнее кричит, пытается упасть на пол и биться в истерике. Мама сильно шлепает его и уводит из магазина, ничего не купив. Во второй раз малыш опять включает такую систему поведения, и опять получает шлепок. Вряд ли на третий раз ему захочется быть отшлепанным. Ребенок начинает вести себя спокойно в магазине, не пытаясь капризничать. А почему? Потому что шлепок — отрицательное подкрепление. И малышу не нравится этот метод, поэтому он будет стараться избежать его в дальнейшем.
Теория социального научения бандуры. Бандура Альберт
Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия
Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» — это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория, систематически излагающая его взгляды на поведение человека. Дальнейшая работа в данном направлении привела его к более общим умозаключениям, постулированным в социально-когнитивной теории, которая существенно отличается от классического обусловливания по Павлову и от оперантного научения Скиннера.
Господствовавшие ранее в психологии точки зрения сводили объяснение поведения либо к личностным факторам, либо к ситуационным, исключая из поля зрения когнитивные структуры и процессы. Но человек не является абсолютно свободным от собственной природы. Наиболее важным оставался вопрос о том, является ли связь между ситуационным побуждением и последующим поведением примой (так, например, в теории научения Скиннера, которого часто критикуют за механистичность), или опосредована разного рода когнитивными процессами: оценкой актуальной ситуации, антиципацией событий и оценкой их последствий. Конечно, сложно наблюдать когнитивное переменные, можно лишь косвенно заключить об их существовании по отдельным признакам.
Бандура создал обоснованную теорию, в противовес-точке зрения, в которой индивидуум рассматривался как пассивный ответчик на внешние стимулы или жертва неосознанных побуждений. Автор показывает, что поведение объясняется в терминах непрерывной реципрокной интерактивности, в которой личностные, ситуационные и поведенческие факторы взаимодействуют между собой как взаимозависимые детерминанты. В рамках этого подхода наиважнейшую роль играют символические, косвенные и саморегуляционные процессы.
С самого начала своей научной деятельности Альберт Бандура уделял особое внимание огромной роли символического моделирования в формировании и распространении новых форм поведения и социальных отношений. С развитием коммуникационных технологий, символическое окружение играет все возрастающую роль в распространении идей, ценностей и стилей поведения
С позиций социального научения моделирование влияет на научение главным образом через информативную функцию\Если бы люди руководствовались в повседневной жизни только методом проб и ошибок, то научение было бы очень трудоемким, не говоря уж рискованным процессом. Но, в большинстве случаев, наблюдая за другими, мы обучаемся на примерах пусть даже приблизительных, и поэтому избегаем многих ошибок. V Наиболее спорным вопросом в научении через наблюдение является вопрос о роли подкрепления. Предполагается, что последствия автоматически подкрепляют поведение, без участия когнитивных структур. Однако в процессе изучения ученые пришли к заключению, что когда научение происходит неосознанно, то оно крайне замедленно во времени и малоэффективно. Чаще всего подкрепление переживается непосредственно или опосредовано. Однако, кроме прямого и косвенного подкрепления, люди свое собственное поведение регулируют посредством самоподкрепления. Самоподкрепление осуществляется в том случае, если люди придерживаются высокого уровня исполнения и вознаграждают или наказывают себя за достижения и неудачи. Люди способны осуществлять некоторый когнитивный контроль над своим собственным поведением, мотивацией и окружающей их средой. В контексте самоподкрепления Альберт Бандура вводит термин саморегуляция и показывает, как человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и самооценочными реакциями.
Самоэффективность занимает центральное место в размышлениях Бандуры. Когда люди осознают собственную эффективность в специфической ситуации, они начинают прилагать больше усилий, дольше могут противостоять препятствиям, выдерживают враждебные обстоятельства и неприятные переживания. Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к хорошему результату и повышает таким образом самоуважение. И, напротив, низкая самоэффективность приводит к неудаче и снижению самоуважения. Человек постоянно пытается контролировать непредсказуемые ситуации и таким образом пытается осуществлять контроль над разнообразными аспектами бытия.
Бандура считает поведение достаточно целенаправленной активностью, а эффективность намерений в регулируемом поведении определяется частично тем, насколько далеко цели устремлены в будущее.
Солнечные батареи
Каркасный солнечный модуль обычно выполнен в виде панели, которая заключена в каркас из анодированного алюминия. Лучевоспринимающая поверхность защищена закаленным стеклом. В качестве фотопреобразователей используется монокристаллический кремний.
Солнечная батарея (модуль) состоит из нескольких секций солнечных элементов, преобразующих световую энергию в электричество. Каждая секция защищена от воздействия окружающей среды полимерными пленками и снабжена жесткой подложкой, которая обеспечивает устойчивость к механическим воздействиям. Все секции соединены между собой гибкими элементами, образуя полотнище, которое может складываться для удобства транспортировки и хранения.
Рис. 4. Солнечные батареи
Рис. 5. Солнечные батареи на крыше дома
Существуют также и малогабаритные устройства, позволяющие экономить энергию, получаемую из сети. Например портативное зарядное устройство на солнечных элементах. Предназначено для подзарядки мобильных телефонов, GPS, КПК, МР-3, и CD плейеров, радиостанций, спутниковых телефонов и других электронных устройств с номинальным напряжением аккумуляторных батарей 4,5-19 вольт. В качестве фотопреобразователей используется аморфный кремний. Данное устройство освобождает от использования стационарных иил громоздких источников энергии альпинистов, охотников, рыболовов, для туристов, служб спасения и другим пользователям. Изготавливается в виде складной панели и работает как маленькая электростанция, превращая солнечную энергию в электрическую. Солнечные элементы покрыты прочным и долговечным полимерным материалом, просты и безопасны в эксплуатации. Не содержат хрупких компонентов: стекла или кристаллического кремния и могут эксплуатироваться при температуре окружающей среды от -30 до +50 С.
Рис. 6. Внешний аккумулятор Xtreme 12000 мА*ч на солнечных элементах
Использование энергии Солнца не ограничивается производством электрической энергии. Система на базе солнечных вакуумных коллекторов позволяет получать тепловую энергию, а именно производить нагрев воды до заданной температуры, путем поглощения солнечного излучения, преобразования его в тепло, аккумуляции и передачи потребителю.
Система состоит из двух основных элементов:
— наружного блока – солнечных вакуумных коллекторов;
— внутреннего блока – резервуара-теплообменника.
Рис. 7. Плоский солнечный коллектор MFK 001 фирмы Meibes
Солнечный вакуумный коллектор обеспечивает сбор солнечного излучения в любую погоду, вне зависимости от внешней температуры. Коэффициент поглощения энергии таких коллекторов, при степени вакуума 10-5¸ 10-6, составляет 98 %. Солнечные батареи устанавливаются непосредственно на крыше зданий таким образом, чтобы наиболее эффективно использовать площадь крыши для сбора энергии. Коллектора монтируются под любым углом, от 0 до 90 градусов. Срок службы вакуумных коллекторов – не менее 15 лет.
Резервуар-теплообменник представляет собой автоматизированную систему преобразования, поддержания исохранения тепла, полученного от энергии солнца, а также и от других источников энергии (например, традиционный отопитель, работающий на электричестве, газе или дизтопливе), которые страхуют систему при недостаточном количестве солнечной радиации. Нагретая таким образом вода, поступает из теплообменника внутреннего блока в радиаторы системы отопления, а вода из резервуара используется для горячего водоснабжения.
Рис. 8. Резервуар теплообменник
Микропроцессорный блок управления предназначен для контроля температуры в солнечном коллекторе и резервуаре- теплообменнике, а также для выбора, в зависимости от величины этих температур, оптимального режима работы системы в течение суток. При этом контроллер регулирует поток теплоносителя через теплообменник, определяет направление подачи тепла (на ГВС или на отопление), управляет работой базового отопителя.
В ночное время автоматика системы обеспечивает минимально необходимое привлечение дополнительной энергии для поддержания заданной температуры внутри помещения. Система обладает малой инерционностью, быстрым выходом на рабочий режим и позволяет обеспечить среднегодовую экономию энергоносителей до 50 %.
Другие практические применения и критическая оценка
Оперантная обусловленность может быть использована для объяснения большого количества видов поведения, от процесса обучения до зависимости и овладения языком. Он также имеет практическое применение, например, образовательные, которые мы описали ранее, и в тюрьмах, психиатрических больницах и в экономике..
В экономике известным применением оперантной обусловленности является экономия токенов, система, посредством которой человек получает токены сразу после выполнения желаемого поведения. Чипсы собираются и затем обмениваются на какой-то значимый объект для индивидуума.
Использование исследований животных на оперантной обусловленности также ставит вопрос об экстраполяции результатов.
Некоторые психологи утверждают, что мы не можем обобщить на поведение человека заключенные результаты исследований с животными, поскольку их анатомия и физиология различны и не могут отражать их опыт или ссылаться на разум, терпение и память как людей..
Биография
Квентин Скиннер родился в 1940 году, недалеко от Манчестера. Он был вторым сыном Александра Скиннера и Винифред Роуз Маргарет. Его отец-колониальный администратор-сделал карьеру в Западной Африке, мать до свадьбы работала учителем в школе. Семья имела шотландские корни, однако Квентин родился и получил образование в Англии.
После окончания школы в Бэдфорде, перед поступлением в Кембриджский университет, Скиннер несколько месяцев работал учителем в средней школе близ Мэйдстона в Кенте. Преподавание в переполненных классах требовало большой ответственности: Скиннеру было всего восемнадцать, и он был ненамного старше своих учеников. Полученный опыт придал уверенности в правильном выборе профессии.
Историей идей Скиннер заинтересовался ещё в школе. Большое влияние на него оказала «История западной философии» Бертран Расселл, книга, которую Скиннер до сих пор считает образцом научной прозы, и работы философа Р. Г. Коллингвуда.
Среди тех, кто оказал влияние на выбор его профессии, Скиннер называет школьного учителя Джона Айра(John Eyre), который преподавал английскую литературу и историю.
В университете Скиннер начинает изучать историю философии, особенно его увлекала интеллектуальная история и он понимает, что это именно то, чем он хотел заниматься. Поэтому, когда Скиннеру предложили заняться научной работой, он посчитал это естественным развитием своих жизненных целей, так как уже не представлял себя в другой профессии.
В 1962 году Скиннер был приглашен преподавать историю в Christs колледж Кембриджского университета, хотя не имел в то время ученой степени и опыта работы. Он вспоминает, что в те годы, когда только 4 % молодых людей получали университетское образование, успешно сданных выпускных экзаменов оказалось достаточно, чтобы его приняли в штат колледжа, где он преподавал вплоть до 2008 года.
В середине 1970-х Скиннер стажировался в институте перспективных исследований в Принстоне.
В 2008 году профессор Скиннер был приглашен в колледж Queen Mary Лондонского университета.
Представители бихевиоризма
Виднейшие представители бихевиоризма и создатели этого учения – Джон Уотсон и Беррес Фредерик Скиннер. Уотсон – пионер в области бихевиоризма; в студенческие годы он со своим научным руководителем изучал мозг собак, затем переключился на других животных, понял закономерности их поведения, основанные на связи стимулов и реакций. Он заявил, что эту же систему можно применять и к человеку. Таким образом, сложное человеческое сознание, которое вроде бы и «отличает человека от животных», Уотсон полностью игнорировал. Примечательно, что после ухода из университета Уотсон работал в области рекламы.
Скиннер более основательно развил идеи бихевиоризма. Он считается одним из величайших психологов двадцатого века. Однако его критики тоже говорят, что в своих экспериментах он ограничивался крысами и голубями, а единственным видом экспериментов было нажатие рычагов и клевание клавиш. Когда ученики Скиннера попробовали применить его приёмы на других животных и ввести новые виды поведения в эксперименты, то разные животные реагировали по-разному: так, когда они попытались научить животных бросать покерные фишки в прорези торговых автоматов, то куры клевали эти фишки, еноты их мыли, а свиньи закапывали. Так мощное здание бихевиористской теории пошатнулось: учёным стало понятно, что работа мозга и сознания и генетика тоже оказывают определённое влияние на поведение.
Эдвард Бернейс – ещё один представитель бихевиоризма, который соединил это направление с учением своего дяди – Зигмунда Фрейда. Бернейса по праву считают «отцом пиара» и видным специалистом по рекламе. Поначалу фрейдисты и бихевиористы стояли на противоположных позициях – первые придавали значение лишь внутренней жизни организма, а вторые – внешней. Бернейс, выполняя заказы своих клиентов – предпринимателей и задумываясь над стимуляцией продаж различных товаров, разработал способы «проникновения в подсознание» и стимулирования с помощью этого определённого поведения больших масс людей. А всё потому, что помимо Фрейда Бернейс изучал труды И. П. Павлова – ещё одного родоначальника бихевиоризма. Таким образом, он пришёл к выводу, что поведением человека управляют мысли, чувства, личное мировоззрение, мотивы, менталитет, но эти внутренние процессы сами по себе являются реакцией на внешние раздражители, а значит – ими можно управлять. У миллионов покупателей можно создать спрос на продукцию, которая до этого им вообще не была нужна.
В наше время методы, разработанные Бернейсом, активно используются маркетологами, специалистами по пиару, политтехнологами. Это те самые «кукловоды», которые заставляют нас не просто делать то, чего мы не хотим, — они заставляют нас хотеть то, о чём без их вмешательства мы бы даже не задумывались.
Библиография
Основные публикации
- 1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427—458.
- 1948 Walden Two. New York: Macmillan,.
- 1953 Наука и поведение человека (Science and Human Behavior). New York: Macmillan.
- 1957 Schedules of Reinforcement. New York: Appleton-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
- 1957 Вербальное поведение (Verbal Behavior). New York: Appleton-Century-Crofts.
- 1959 Cumulative Record. New York: Appleton-Century-Crofts (Enlarged edition, 1961. Third edition, 1972).
- 1968 The Technology of Teaching. New York: Appleton-Century-Crofts.
- 1969 The Contingencies of Reinforcement: A theoretical analysis. New York: Appleton-Century-Crofts.
- 1974 О бихевиоризме (About Behaviorism). New York: Knopf.
- 1976 Particulars of my Life. New York: Knopf.
- 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
- 1979 The shaping of a behaviorist: Part two of an autobiography. New York: Knopf.
- 1980 Notebooks. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall (edited by R. Epstein).
- 1983 Enjoy old age: A program of self management. New York: W. W. Norton (with M. E. Vaughan).
- 1983 A matter of consequences. New York: Knopf.
- 1987 Upon further reflection. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
- 1989 Recent issues in the analysis of behavior. Columbus, OH: Merrill.
Фредерик Скиннер — отец необихевиоризма.
Так или иначе, но однажды Скиннер произвел маленькую революцию в психологии поведения, введя в схему стимул-реакция, за долгие десятилетия ставшей в бихевиоризме классической, еще одно промежуточное звено, которое учитывало наконец, и то, что происходит в человеческом сознании. С тех пор объектом изучения в бихевиоризме становится не только поведение личности, но и сама личность.
Долгие годы последователи поведенческого направления в психологии свято верили, что их священная корова, цепочка стимул-реакция (поведение), избавит науку от любых претензий со стороны научного мира. Тех претензий, которые не раз высказывались в адрес психоанализа и гуманистической психологии, считавшимися многими учеными направлениями ненаучными, ведь их идеи были умозрительны и не подлежали экспериментальной проверке.
Бихевиористы считали, что любое живое создание обязательно отреагирует на стимул (воздействие), будь то слово или удар электрическим током, и эту реакцию всегда можно будет наблюдать и измерить опытным путем. Субъективные переживания личности, конечно же, не отрицались, но всякий раз выносились за скобки, а по причине того, что не могли быть объективно оценены, всегда относились на счет побочных факторов.
Но такое пренебрежение звеном, являвшимся, фактически, ключевым, не могло продолжаться долго. И Скиннер стал первым ученым, который, не отказываясь от базовых идеи и наработок классического бихевиоризма, ввел «промежуточный фактор» — человеческое сознание, которое было важнейшим ключевым звеном в изучении человеческого поведения.
Так появилось учение, которое впоследствии назвали необихевиоризм, или новая поведенческая психология.