Семиотический подход к осмыслению культуры. семиотическая концепция культуры
Содержание:
- Возникновение, развитие и основы семиотики
- Найдено научных статей по теме — 15
- Проблема семиотического подхода в режиссерском замысле
- Семиотический подход к средствам массовой информации (СМИ)
- Семиотический подход к пониманию музея как феномена культуры
- Семиотический подход к изучению звукоорганизации музыки XX века
- Человеческое движение: семиотический и феноменологический подходы
- Семиотический подход к истории: между презентизмом и антикваризмом
- Клиффорд Гирц: концепция культуры и семиотический подход к её изучению
- Применение семиотических подходов в современных исторических исследованиях
- Структурно-семиотический подход как аспект методологии гуманитарного знания
- Цикл иллюстраций к «Дон Кихоту» И. Т. Богдеско в контексте семиотических подходов
- Семиотический подход к изучению национального костюма в традиционной культуре хакасов
- Общая теория биологической и социальной памяти: семиотический и процессуальный подходы
- Язык как инструмент социального взаимодействия: прагматический и семиотический подходы
- Статьи по семиотике культуры
- Коммуникация органами чувств
- Динамичность
- Системы в культуре
- Назначения и главные функции
- Понятие и параметры коммуникативной личности
- Какие болезни лечит
- 1.4 Конвенциональные знаки
- Динамичность
- Задачи
- Логическое направление семиотики
- Конечное определение
Возникновение, развитие и основы семиотики
Данная наука объединяет усилия различных дисциплин, изучая общие для знаковых систем характеристики и особенности. Этот подход стал востребованным с развитием программирования и автоматических переводчиков. Но также семиотика изучает особенности восприятия символов зрительно или на слух, мифологию, ритуалы и многое другое. К основным знаковым системам относятся:
- разговорные языки («естественные»);
- формальные языки или «искусственные»;
- природные системы передачи сигналов;
- сигналы, выработанные в обществе;
- сигнальные устройства автоматов и приборов;
- автоматические программы, алгоритмы;
- языки искусств (кино, музыка, цирковое, живопись);
- визуальные знаки различных типов;
- организмы и составляющие их подсистемы (ЦНС, вегетативная НС и другие);
- системы знаков, принятые в социуме.
Все эти системы представлены наборами знаков, выражающих их содержание.
Корни теории семиотики прослеживаются со времен Аристотеля и Августина Блаженного, но впервые научно выражены в работах Лейбница (конец XVII века). В качестве науки отрасль сформировалось к концу XIX столетия. К ее необходимости подошли одновременно и независимо Фердинанд де Соссюр (Швейцария) и Чарльз Пирс (США).
Де Соссюр открыл миру науку о роли символов в социуме, их развитии и влиянии. Пирс изучал, как при помощи знаков объясняются научные знания, которые позволяют понять окружающую реальность. Пирс дал определения работы знаков, выделив триадическую природу – репрезентацию, интерпретацию и референцию, создал первую классификацию, изучил функционирование. В дальнейшем в развитие научных методов, принципов и разделов семиотики внесли вклад и другие исследователи.
Но на сегодня невербальная семиотика – это не единая наука, а, скорее, целостная методология, которая применяется для изучения познавательной деятельности.
Найдено научных статей по теме — 15
Проблема семиотического подхода в режиссерском замысле
Марков Олег Иванович, Маркова Светлана Валериевна
В статье рассматривается возможность семиотического осмысления текста в режиссерском замысле. Автор проводит параллели между семиотикой и действенным режиссерским анализом.
Семиотический подход к средствам массовой информации (СМИ)
Пампура Ж. В.
В статье рассматривается применение семиотического метода для изучения средств массовой информации (на примере телевидения).
Семиотический подход к пониманию музея как феномена культуры
Мишуровская Ольга Станиславовна
В статье с точки зрения семиотики исследуется зарождение музея как феномена, процесс его становления и особенности функционирования в современных условиях.
Семиотический подход к изучению звукоорганизации музыки XX века
Саввина Людмила Владимировна
Чтобы представить звукоорганизацию ХХ века в полном объеме и показать ее значение, автор статьи обращается к семиотике современной гуманитарной метанауке, рассматривающей любые явления, предметы, окружающие нас, как знаковые.
Человеческое движение: семиотический и феноменологический подходы
Сироткина Ирина Евгеньевна
В статье рассматривается природа человеческого движения в его связи с языком и вне этой связи, то есть семиотическая и несемиотическая стороны движения. Анализируются различия движения и жеста, дается определение жеста.
Семиотический подход к истории: между презентизмом и антикваризмом
Дёмин Илья Вячеславович
В статье показывается значение семиотики для исторического исследования, рассматривается семиотическая методология истории Ю.М. Лотмана и Б.А.
Клиффорд Гирц: концепция культуры и семиотический подход к её изучению
Килькеев Владимир Николаевич
В данной работе рассматривается концепция культуры, нашедшая своё отражение в трудах американского культурного антрополога Клиффорда Гирца.
Применение семиотических подходов в современных исторических исследованиях
Ларина Ольга Владимировна
Данная статья посвящена определению значимости семиотических подходов для аналитического исследования всего многообразия современных исторических текстов в целях упорядочения массива информации и воссоздания единой, наиболее точно
Структурно-семиотический подход как аспект методологии гуманитарного знания
Осипова Нина Осиповна
Рассматриваются основные принципы структурно-семиотического метода и возможности его использования в культурологических исследованиях.
Цикл иллюстраций к «Дон Кихоту» И. Т. Богдеско в контексте семиотических подходов
Кошкина Ольга Юрьевна
Семиотический анализ произведений графического искусства позволяет выявить особенности творческого языка художника. В гравюрах иллюстративного цикла к изданию «Дон Кихота» российского художника И. Т.
Семиотический подход к изучению национального костюма в традиционной культуре хакасов
Абдина Раиса Петровна, Тугужекова Валентина Николаевна
В статье рассматривается информационно-знаковая система хакасского костюма, которая соотносится с мировоззрением этноса.
Общая теория биологической и социальной памяти: семиотический и процессуальный подходы
Суховерхов Антон Владимирович
В работе исследуются общие принципы функционирования памяти в биологических и социальных системах, показана эволюция механизмов биологического и социального наследования, разрабатываются теория и методология междисциплинарных иссл
Язык как инструмент социального взаимодействия: прагматический и семиотический подходы
Фролова Елена Игоревна
Статья посвящена философскому осмыслению роли языка в социальных взаимодействиях. Понятие языка рассматривается с функциональной точки зрения.
Статьи по семиотике культуры
«Система моды» — книга, автором которой стал Ролан Барт. В своем творении он раскрывает идею, которая ранее им уже поднималась в предыдущем сборнике статей (опубликованном в 1957 году). Мода в понимании Барта — это определенная знаковая система, которая способна регулировать многие другие системы в семиотике культуры. Структура этого произведения, в отличие от своего предшественника, выстроена в формате исследования и имеет более формальную, четкую организацию текста.
Ролан Барт хотел донести мысль о том, что мода способна воздействовать на человека как условный знак, а также код, который является незаменимой частью системы. Мода — это структура знаков, которые способны воссоединятся к обозначающему и обозначаемому, причем эта система несет не только набор знаков, но и ценностных ориентировок. Одежда входит в систему моды и имеет коннотационное значение. Эта система легко проникает в мир масс-медиа и вводит свою ценностную установку.
Коммуникация органами чувств
В культуре и языке выражение глаз обладает важнейшим значением. В ходе человеческой коммуникации внушительную долю информации передают глаза. Кроме того, поведение зрительных органов имеет место в правилах этикета. К примеру, в еврейской культуре считается вежливым смотреть человеку в глаза во время разговора. Если собеседник понимает то, что слышит, он кивает. Если он отрицает услышанное, то поднимает голову, раскрыв глаза чуть сильнее.
Знаковость визуального языка проявляется и в длительности взгляда, его интенсивности, динамике либо статике. Выделяется несколько видов зрительного общения. Как правило, в большинстве культур прямой взгляд в глаза воспринимается в качестве агрессивного жеста, вызывающего. Особенно это актуально в том случае, если некто смотрит чересчур пристально. Этикет большинства культур предполагает короткий прямой взгляд.
Выделяют четыре функции окулесики: когнитивную, эмотивную, контролирующую и регулятивную. Когнитивная заключается в стремлении передать данные и увидеть отклик. Эмотивная проявляется в передаче чувств. Контролирующая обозначает проверку связи. Регулятивная обусловлена возможностью предъявить требование отреагировать на информацию.
Динамичность
Культура способна постоянно меняться. Это функция взаимодействия метаязыка и «приумножительных» тенденций, которыми она всегда обладает. Стремление к увеличению числа связей считается результатом потребности в преодолении их несовершенства. Также к ней приводит потребность в обеспечении порядка в информации, накопленной культурой.
Но когда повышение числа кодов происходит слишком интенсивно, согласованность деталей культуры утрачивается. В таком случае коммуникация уже невозможна.
Когда функции метаязыка доминирует, культура увядает, а изменения не представляются возможными. Коммуникация в данном случае больше не нужна. Перемены в культуре случаются, когда в ней оказываются компоненты антикультурной периферии, структурного резерва. Но вместе с появлением данных перемен метаязык развивается. Повторение моделей перемен осуществляется с разной скоростью в каждой второй системе.
Если культура сложна, к примеру, как современная, роль человека в обновлении кода становится наиболее значимой. С возникновением различных усложнений значение каждого человека увеличивается пропорционально. Динамизм культуры делает ее диахроническое описание гораздо более значительным.
Системы в культуре
Любая культура содержит не менее двух вторичных систем. Как правило, это искусство, которое основывается на языках, и его визуальные разновидности. К примеру, это живопись. Системы являются символическими, а также иконическими. Данную двойственность В. В. Иванов связывал с особенностями мозга человека.
При этом каждая культура выстраивает вторичные иерархии в свою особую систему. В некоторых на верхушке иерархической цепочки находится литература. К примеру, именно такая ситуация наблюдается в России 19 века. В некоторых иерархиях важнейшее место отводится визуальному искусству. Такая ситуация имеет место в современной культуре западных стран. У отдельных народов на первые позиции выводится музыкальное искусство.
Культура является положительным термином в противопоставлении ее некультуре (или антикультуре). Первая представляет собой организованную систему, в которой данные сохраняются и обновляются. Некультура является некой энтропией, стирающей память, разрушающей ценности. Для этого термина нет конкретного определения. У разных народов и групп людей внутри единой общности представления об антикультуре имеются свои.
Могут противопоставляться «они» и «мы» в самых различных вариациях данных терминов. Встречаются и понятия, характеризующиеся большей степенью утонченности. К примеру, это сознательность и бессознательность, хаос и космос. В каждом из этих случаев второе понятие содержит положительный смысл. Очень часто некультура в семиотическом подходе считается структурным резервом для развития определенных ценностей.
Назначения и главные функции
Поскольку причиной большинства аварий считается нарушение скоростного режима, инженеры автомобильных компаний задались целью искоренить данную проблему. Для этого в машину устанавливается система распознавания знаков. Основные функции которой:
- Определение и подтверждение информации о дорожных знаках.
- Поиск информации в базе данных и уведомление водителя.
- Предупреждение с помощью светового или звукового сигнала, если скорость движения не изменяется.
Возможности систем зависят от поколений разработки. Первоначальные решения могли распознавать только ограничители скорости, запреты на обгон и некоторые дополнительные знаки. Современные системы могут расшифровывать информацию о жилых зонах, начале и конце населенного пункта, конце зоны ограничений, въезд запрещен и многое другое.
Понятие и параметры коммуникативной личности
Коммуникативная личность – это содержание, центр и единство коммуникативных актов, направленных на другие коммуникативные личности. Коммуникативная личность неоднородна. Она может включать различные роли. Так, например, один человек может быть политиком, бизнесменом, спикером, отцом, мужем и т.д.
Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации или есть псевдокоммуникация как психологическая потребность в коммуникации, т.е. в данном случае имеет место не передача сообщения, информации, а присутствует видимость общения, игра в общение (например, «газетный интернет» — переписка через газетные объявления или американский small talk, осуществляемый не столько по содержанию, сколько по формальной схеме three a prinsiple: answer-add-ask). На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая определяется коммуникативной личностью в процессе коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).
Когнитивный параметр коммуникативной личности включает в себя множество характеристик, связанных с познавательным опытом индивида, который формирует его внутренний мир; это знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, т. е. самонаблюдение и самосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнёра – коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависит от когнитивных характеристик коммуникантов.
Функциональный параметр включает:
Коммуникативную
компетентность-совокупность социальных, как по форме, так и по содержанию;
умение владеть вербальными и невербальными средствами для осуществления
коммуникации.
Умение
варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с
изменением ситуации и условий общения.
Построение
дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.
Коммуникативная личность обладает коммуникационным потенциалом, включающим знания и опыт, коммуникативную компетенцию и коммуникативную потребность. Владение этим комплексом(потребности, знания и компетентность) позволяет коммуникативной личности уверенно ориентироваться в коммуникативной среде. В зависимости от степени использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к тому или иному типу.
Какие болезни лечит
Лабазник вязолистный помогает при простудах, гриппе, кашле и даже астме. Лекарственные препараты на основе лабазника оказывают эффективное воздействие при болезнях:
- Невралгических;
- Дизентерии;
- Геморрое;
- Бронхите и пневмонии;
- Воспалении горла и насморке;
- Заболевании печени;
- Диабете;
- Артрите;
- Воспалении тройничного нервного окончания;
- Приступах эпилепсии;
- Сердечных заболеваниях;
- Закупоривании вен и образовании тромбов;
- Раковых новообразованиях;
- При паразитах;
- Гнойниках и псориазе;
- Опрелостях;
- Укусах насекомых и змей.
Противопоказания и возможный вред
Таволга, как и все лекарственные растения имеет противопоказания к применению. При несоблюдении инструкции по применению, может наносить вред. Снадобья и препараты из растения противопоказаны людям с высоким давлением, его употребление возможно только в небольших дозах и только после назначения врача.
Может стать причиной запора, возникновения колик и провоцировать тошноту. Поэтому не советуется ее употреблять людям, страдающим такими проблемами.
Не желательно применение лабазника в случае индивидуальной непереносимости и возникновении аллергии.
1.4 Конвенциональные знаки
Конвенциональные
знаки — это
искусственно созданные знаки, которым
люди «договорились» приписывать
определенное значение (слово
«конвенциональный» происходит от
лат соглашение, договор). Конвенциональный
знак обозначает определенный предмет
не потому, что каким-то образом связан
с ним, подобно естественным или
функциональным знакам, и не потому, что
похож на него, как это свойственно
иконическим знакам (хотя это и не
исключено), он служит обозначением
предмета «по
условию» —
потому, что люди условились
считать
его знаком этого предмета.
Простейшие
примеры конвенциональных знаков:
школьный звонок; красный крест на машине
скорой помощи; «зебра» на пешеходном
переходе; звезды и полосы на погонах.
Существует
три основных вида конвенциональных
знаков — сигналы, индексы и символы.
1.4.1
Сигналы
Сигналы
— знаки извещения или предупреждения.
Со значением, которое придается наиболее
распространенным и общепринятым в
данной культуре сигналам, люди знакомятся
с детства (например, значение цветов
светофора). Значение многих специальных
сигналов становится известным только
в результате обучения (флажковая
сигнализация на флоте, навигационные
сигналы).
1.4.2
Индексы
Индексы
— условные обозначения каких-то предметов
или ситуаций; имеющие компактный, легко
обозримый вид и применяемые для того,
чтобы выделить эти предметы и ситуации
из ряда других. Иногда (но не обязательно)
их стараются подбирать так, чтобы внешний
вид их подсказывал, что они обозначают:
показания приборов, картографические
знаки, различного рода условные значки
в схемах, графиках.
1.4.3
Символы
Символы
— это знаки, которые не только указывают
на некоторый объект, но кроме того еще
несут в себе добавочный смысл: выражают
общие идеи и понятия, связанные с
толкованием этого объекта.
Примеры
символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена;
крест в христианской религии; голубь
мира. Символом является, например, герб
города.
2.
Вербальные знаковые системы
Вербальные
знаковые системы — естественные языки
— это важнейшие из созданных людьми
знаковых систем. Их называют «естественными»,
чтобы отличить от искусственных —
например, формализованных — языков. В
мире существует несколько тысяч
естественных языков — от 2500 до 5000 (их
точное число установить невозможно,
поскольку нет однозначных критериев
для отличия разных языков от разных
диалектов одного и того же языка). Любой
естественный язык — это исторически
сложившаяся знаковая система, образующая
основу всей культуры говорящего на нем
народа. Никакая другая знаковая система
не может сравниться с ним по своему
культурному значению.
Несомненно,
человеческий язык сложился на основе
психофизиологических возможностей,
заложенных в биологической природе
человека. Устройство мозга, органов
слуха, гортани обусловливает количество
различаемых звуков речи (фонем), способы
их сочетания, длину слов и фраз. Замечено
сходство языка с генетическим кодом.
Язык
экономичен и удобен для пользования.
Произнесение звуков членораздельной
речи не требует от человека сколько-нибудь
заметных затрат энергии, не нуждается
в предварительной подготовке каких-либо
материальных средств, оставляет
свободными руки и при всем этом позволяет
передавать за сравнительно малое время
достаточно большие объемы информации.
Важным достоинством языка является
надежность его как средства сохранения
и передачи информации. Это достигается
благодаря тому, что он, несмотря на свою
экономичность, «избыточен», то есть
кодирует информацию в большем количестве
знаков, чем это необходимо для ее
восприятия. Избыточность дает возможность
правильно установить содержание языковых
сообщений и избежать ошибок даже тогда,
когда в сообщении содержатся искажения.
Избыточность современных языков
достигает 70-80%. Это значит, что мы можем
понять сообщение, даже если до нас дойдет
всего лишь 1/5-1/6 часть его.
Динамичность
Культура способна постоянно меняться. Это функция взаимодействия метаязыка и «приумножительных» тенденций, которыми она всегда обладает. Стремление к увеличению числа связей считается результатом потребности в преодолении их несовершенства. Также к ней приводит потребность в обеспечении порядка в информации, накопленной культурой.
Но когда повышение числа кодов происходит слишком интенсивно, согласованность деталей культуры утрачивается. В таком случае коммуникация уже невозможна.
Когда функции метаязыка доминирует, культура увядает, а изменения не представляются возможными. Коммуникация в данном случае больше не нужна. Перемены в культуре случаются, когда в ней оказываются компоненты антикультурной периферии, структурного резерва. Но вместе с появлением данных перемен метаязык развивается. Повторение моделей перемен осуществляется с разной скоростью в каждой второй системе.
Если культура сложна, к примеру, как современная, роль человека в обновлении кода становится наиболее значимой. С возникновением различных усложнений значение каждого человека увеличивается пропорционально. Динамизм культуры делает ее диахроническое описание гораздо более значительным.
Задачи
Потребности людей в информации удовлетворяются посредством массовой коммуникации — деятельности, имеющей свои функции, собственную систему знаний, приемы, нормы и правила, средства.
Основными задачами массовой коммуникации являются:
- просветительская;
- регулирующая — формирование общественного сознания и связей индивида и общества;
- контрольная — надзор за различными процессами в социуме, пропаганда желательных норм поведения;
- культурфилософская, или культурологическая — ознакомление с традициями, наследием, достижениями в области искусства, развитие интереса к творчеству.
Действуя на всех уровнях коммуникации, массовая коммуникация посредством убеждения, просвещения, внушения через СМИ формирует общественное мнение, организует социальную деятельность как индивидуальную, так и различных групп населения.
Логическое направление семиотики
Логическое направление и в семиотике русской культуры, и в зарубежной появляется спустя два века после теорий Локка. Наиболее широко это понятие раскрыл Чарльз Пирс в своих трудах. Он долгое время работал, анализировал природу понятия «семиотика», поэтому смог вывести положение о знаках, названное «семиозисом», а также структурировал и предложил классификацию знаков. В семиотике культуры появились иконические, индексальные и символические знаки. Позже Чарльз Моррис на основе выводов Пирса определил три этапа, уровня измерения, которые обрисовывают характер отношений в вероятном знаковом измерении — синтактика, семантика, прагматика.
Спустя период ученый понимает, что в единстве с другими науками семиотика бы показала себя гораздо шире и ярче, именно поэтому он серьезно утверждает ее неотделимость. Наука и знаки взаимосвязаны, поэтому не могут друг без друга.
Моррис, несмотря на пылкое желание влить семиотику в круг других наук, все же признавал, что она вполне может впоследствии стать метанаукой, и помощь других ей не понадобится.
Конечное определение
Культура является сочетанием систем знаков, посредством которых люди обеспечивают поддержание сплоченности, берегут собственные ценности, выражают своеобразие своих связей с миром.
Системы знаков данного рода, как правило, называются вторичными. К ним относят различные виды искусства, общественную деятельность, модели поведения, которые имеются в социуме. Семиотический подход предполагает отнесение к данному разряду и мифов, истории.
Вам будет интересно:Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге: красота внутри и снаружи
Любой культурный продукт считается текстом, который создавался посредством одной или нескольких систем.
В основу данного подхода В. В. Иванов и его коллеги вкладывали естественный язык. Он является неким материалом для вторичных систем. А естественный язык — это единица, которая позволяет интерпретировать все остальным системы, закрепляющиеся с его помощью в памяти, вводятся в сознание людей. Его еще называют первичной системой.
Дети начинают овладевать языком с первых дней своей жизни. Разумеется, они сперва не умеют им пользоваться, только слушают, что им говорят другие. Но они запоминают интонации, звучание. Все это помогает им адаптироваться в новом для них мире.
В развитии людей используются и другие методы. Их выстраивают по образу естественных языков.
Культурная система это моделирующая система. Она является средством человеческого познания, объяснения и попыток внести изменения в окружающую действительность. Языку в данном ракурсе отведена одна из основных функций. Применяются и понятия, средства другого рода. Благодаря им человек производит, передает, упорядочивает данные.
Модерирование подразумевает под собой обработку, передачу сведений. Информация – это и знания, и ценности человека, и его верования. При этом под термином «информация» подразумевается достаточно широкий спектр понятий.