Самопознание и саморазвитие личности: взаимозаменяемые качества

Содержание:

Ненависть к себе — самое настоящее саморазрушение

Чаще всего в основе саморазрушения лежат такие чувства, как гнев и ненависть к себе. В недовольстве собой нет ничего плохого. Для здорового человека это повод для саморазвития, стремление к переменам . Но для нездорового человека недовольство собой очень опасно. Он входит в состояние вины за то, что не может быть лучше, что-то не получается. И начинает жестоко самоуничтожать себя за любую оплошность. К примеру, человек решил сесть на диету и не выдержал и съел одно печенье. Для здорового человека – это не проблема (съел так съел). Для саморазрушающейся личности – это показатель того, что он ни на что в этой жизни не способен. Что у него нет силы воли и он самый жирный на земле. Сделав такие умозаключения, он доест все печенье в наказание себя.

В психиатрии такое поведение называют аутоагрессией – агрессия, направленная вовнутрь (на себя). В детстве ее сложно выявить. К примеру, ребенок может специально постоянно падать или ударяться, чтобы мама пожалела. Подросток может заняться экстремальными видами спорта

Очень важно не упустить и вовремя заметить, где заканчивается норма и начинается патология. Если своевременно обратиться к психологу, многих проблем в будущем можно избежать

В принципе, этот диагноз – защитная реакция человека, когда он по каким бы то ни было причинам не может направить свой гнев или агрессию на других людей. А ведь она должна как-то выходить.

3 основные причины, когда гнев рушит личность

  • Одна из причин – это страх, что люди перестанут любить вас, если вы будете выражать свой гнев. Страх, что общество будет осуждать вас, считать вас не адекватным.
  • Также причиной может послужить ситуация, если вы не смогли проявить гнев к человеку по причине его недоступности. Например, отец ушел из семьи, обидчик умер или уехал в другой город.
  • Конечно же самой страшной причиной саморазрушительного поведения является травма в детстве – это сексуальное или физическое насилие. Ребенок склонен думать, что если с ним такое произошло, значит, он плохой и заслуживает на такое отношение к себе. Очень часто родители, даже не задумываясь, произносят такие фразы, которые в будущем приведут уже взрослого человека на путь самоуничтожения. Например «лучше бы тебя вообще не было», «все дети как дети, а ты такой-сякой», «вот Женечка из соседнего двора может то и се, а что ты?». Прямой призыв к саморазрушению, это родительская фраза «Ты плохо себя ведешь – придумай себе наказание сам».

Более склонны к саморазрушению женщины, чем мужчины. Может потому, что им с детства запрещают выражать гнев и агрессию, объясняя это «ну ты же девочка». По типу темперамента, более подвержены самопознанию через саморазрушение меланхолики. В принципе люди, которые очень чувствительные, мнительные, принимающие все близко к сердцу. Если говорить о возрасте, то более всего подвержены саморазрушению подростки, так как это самый опасный возраст. Когда происходит становление взрослой личности, а родители всячески контролируют и подавляют.

Можно ли считать спортсменов, которые слишком много тренируются, людьми с аутоагрессией? С одной стороны они молодцы, достигают невероятных результатов, все восхищаются их достижениями, благодаря упорному труду. Но если занятия спортом вытесняют все остальное из жизни спортсмена, если он перестает общаться с друзьями, встречаться с противоположным полом или осуждать людей, что они не занимаются спортом – то такое поведение уже тяжело назвать нормальным.

Что такое самопознание? 5 интересных фактов:

Самопознание влияет на вашу самооценку. Крепкая связь между самопознанием и самооценкой складывается с раннего детства, когда малыша ругают за проступки или, наоборот, хвалят за успехи. Такой же принцип работает во взрослой жизни. Адекватная оценка своих качеств и характеристик способствует поднятию самоуверенности и осознания ценности своей индивидуальности. Если персона обладает завышенной или заниженной самооценкой, то её личностное восприятие нарушено.

Изучение своего “Я” может проявляться и через негативные поступки. Самопознание проявляется не только через поиск талантов и черт характера. Существует и обратная сторона процесса. Иногда люди начинают проверять себя на прочность с помощью саморазрушения. Да, действительно, это неотъемлемая часть прогресса в личностном росте. Всё “хорошее” и “плохое” познаётся в сравнении, так же, как и наши предрасположенности.

Не существует людей, не способных познавать себя. Противиться программе самостоятельного исследования своей личности бесполезно. Порой это случается на бессознательном уровне. Даже если мы не особо хотим разбираться в своих особенностях, то рано или поздно мы с ними столкнёмся лицом к лицу.

Процессом самопознания можно манипулировать. Действительно, любое вмешательство со стороны тут же отразится на самоактуализации персоны

Например, если сказать кому-то, что он хороший юморист (пусть даже это и не так), он наверняка поверит и начнёт постоянно шутить рядом с вами, акцентируя внимание на своём таланте.

Первое знакомство с собой происходит ещё в младенчестве. Хотим мы этого или нет, но узнавать себя придётся

Первые симпатии, поведенческие особенности, всё это вскрывается с раннего детства.

Симптомы аутоагрессии

Аутоагрессия проявляется пассивно и активно. Пассивное аутоагрессивное поведение – это, например, отказ от еды или от воды. Наркомания также может быть примером аутоагрессивного поведения. Также индивидуум может подталкивать себя к ситуациям, в которых возможно попадание в опасную обстановку. Аутоагрессивное поведение в активном проявлении может приводить к нанесению урона самому себе, желанию покончить с собой. Иногда это заканчивается синяками, порезами, некоторые попадают в автокатастрофы, намеренно гуляя по опасным трассам.

Некоторые даже доходят до мелких самоповреждений: начинают грызть ногти, сдирать корочки с ран, принимать какие-то вредные вещества, не спать и не ходить к доктору. Курение также приписывается к аутоагрессивным тенденциям.

Иногда клиника может быть демонстративна, особенно если этот симптом в структуре истерии. Иногда аутоагрессия в принципе находится в структуре личности, при этом индивидуум совершенно легко обвиняет себя во всем. Иногда индивид стремится драть себе кожу, сдирать прыщи и портить себе внешность. При этом все эти желания бессознательны, их индивидуум не осознает и не ощущает. Но аутоагрессивные импульсы обычно очень разрушительны и приводят к бесконечному страданию.

Структура аутоагрессивной личности состоит из мини частей. Характерологической блок имеет некоторые особенности, они заложены в самой личностной структуре. Особенная склонность у таких индивидуумов к педантичности, то есть излишне тщательной проверке всего вокруг и желании привести все вокруг к определенным своим идеальным представлениям. Очень часто в такой структуре также имеется интравертированность и демонстративность, хотя редко в пропорциональном сочетании. Как глубинная структура, она скорее депрессивная, но не психотическая, а невротическая.

Самооценочные характеристики очень важны в структуре формирования аутоагрессивных тенденций. Аутоагрессия формируется при сниженной самооценке, которая распространяется даже на личностные когнитивные способности. А также влияет на самооценку тела, способностей, самостоятельности, автономности поведения и деятельности. Связь социализации также учитывается при аутоагрессии, поскольку неуспешная интеграция и нарушение межличностного взаимодействия сильно влияет на структуру поведения. Аутоагрессия обычно сопровождается застенчивостью и невозможностью внедрятся в какие бы то не было компании.

Социальные качества также страдают при высоком уровне аутоагрессии. Другие индивиды для аутоагрессора воспринимаются более враждебными. Но при этом значимость других для такой персоны гораздо выше. Саморазрушительное поведение не коррелирует с агрессивностью.

Аутоагрессия разделяется на разные типы:

• Психологическая вызывает у индивида саморазрушительные мысли.

• Физическая проявляется в явных агрессивных тенденциях к самому себе.

• Социальная аутоагрессия проявляется в полном затворничестве.

• Духовная аутоагрессия проявляется в самообвинении.

По структуре аутоагрессия также бывает разной и отличается уровнями проявления, от идеаторного, на уровне мыслей, до аффективного, который проявляется эмоциональными расстройствами.

Темп формирования аутоагрессивного поведения может быть разным, иногда это острое течение, при котором происходит резкий всплеск аутоагрессии после некой психотравмы. Также может быть подострое, которое относительно более постепенное. При хроническом течении персона постепенно приходит к аутоагрессивным тенденциям, длительное время занимаясь самоедством.

Как избавиться от саморазрушения

Научитесь смотреть на мир позитивно. Начните любить и уважать себя. У каждого человека есть свои достоинства, которые необходимо культивировать. Прекратите испытывать недовольство собой, подходите к зеркалу и улыбайтесь собственному отражению. Проговаривайте вслух все достоинства и то, чего вы хотите добиться от жизни. Таким образом вы дадите мозгу сигнал к действию.

Никогда не останавливайтесь. Запишите на листке бумаги план на ближайшее время и начните по пунктам выполнять все то, что приведет вас к счастью и благополучию. Это может быть список дел, отказ от вредных привычек, новый курс упражнений, который поможет вам исправить недостатки и несовершенства фигуры.

Опишите то, что с вами произойдет, если вы не прекратите заниматься самобичеванием. Помните, что негатив способствует преждевременному старению организма и разрушению внутренних органов.

Используйте проверенный способ избавиться от саморазрушения. Для этого опишите все свои недостатки в одной колонке, а в другой противопоставьте им ваши достоинства. Таким образом вы сможете проанализировать сложившуюся ситуацию, и найдете способ бороться за собственное счастливое будущее, в котором вас ожидают счастье, любовь и уважение окружающих вас людей.

Начните курс упражнений, которые помогут вам восстановить жизненный тонус. К примеру, тибетская гормональная гимнастика поможет вам вернуть утраченное здоровье, а бег по утрам или походы в бассейн поднимут настроение, помогут воспитать силу воли и настроиться на успех.

Любая программа самоуничтожения начинается с негатива, который вы испытываете по отношению к себе. Не забывайте и о том, что вы можете попросту сглазить самого себя, зацикливаясь на неудачах. Начинайте каждый день с улыбки и четкого плана дел, которые вам необходимо выполнить. Чаще бывайте на свежем воздухе, путешествуйте, проводите время с близкими, которые вас поддержат.

Внутренняя структура

Возможные причины

Как правило, истоки саморазрушения закладываются еще в детском возрасте. Ребенок, который вырастает, испытав на себе травмирующее воспитание, становится зависимым от других, подчиненным, он пытается всем угодить, у него возникают трудности с установлением личных границ, зачастую жертвует собственными интересами во благо другим. Давайте же рассмотрим, что именно может влиять на развитие личности, которая будет заниматься саморазрушением.

Нехватка заботы и любви. Это может быть и неприкрытое сексуальное, физическое или вербальное насилие. Также не исключено и пассивное или скрытое насилие, в частности, эмоциональная холодность матери или отца, отвержение ребенка, насилие над членами семьи, которое создает губительную обстановку для психики малыша, например, когда отец избивает мать, психологическое давление, частое применение угроз и манипуляций. Ребенок растет с пониманием того, что его не могут любить, он уверен, что является плохим, недостойным, неприметным и неважным, постоянно ощущает угрозу, которая над ним нависает. Во взрослой жизни эти факторы будут постоянно его преследовать.
Ложное представление. Ситуация, когда взрослые, в частности родители, навешивают малышу ложные убеждения

Например, могут звучать такие фразы, как «я лучше знаю как нужно», «родители правы всегда», «самое главное в жизни , это твоя семья», «ты маленький».
Нарушение чувства собственной важности, самооценки. Ситуация, при которой малыш растет с неправильными понятиями, из-за чего происходят проблемы с самовосприятием
Если ребенка часто ругали, указывая на его никчемность, концентрируя внимание на том, что он виноват во всех проблемах, то малыш будет расти с ощущением своей беспомощности, с мыслями о том, что никому нельзя доверять

Такой человек вырастет зависимым от мнения других людей, для него будет крайне важно нравиться окружающим.
Необоснованные ожидания
Случаи, когда родители ставят слишком завышенные требования к своему малышу, идеализируют ребенка, ставят перед ним слишком высокую планку. Ситуация усугубляется, если за каждым правовым следует наказание. Ребенок растет, не понимая, что все мы люди и можем совершать ошибки, и учиться на них. Такой малыш вырастет невротическим, тревожным, нередко из них вырастают перфекционисты.
Запрет настоящих эмоций и мыслей. Если родители запрещают ребенку реагировать так, как он хочет, осуждают его смех или улыбку на лице, то он начинает замыкаться в себе, подавляет то, что ощущает.

Что стоит за стремлением к саморазвитию

1. Нам так сказали

«Развивайся — или умри!» — говорит TONY ROBBINS: Your happiness depends on mastering these 2 skills всемирно известный мотивационный спикер Тони Роббинс. Да, это за билет на его выступление люди отдавали до 500 000 рублей. И он далеко не первый и, разумеется, не последний в цепочке бизнес‑тренеров, коучей, экспертов и спикеров, которые пытаются продать нам идею о саморазвитии ради саморазвития.

Корни всех этих концепций, видимо, уходят в идею об американской мечте: США — страна возможностей, и любой американец сможет стать успешным, если будет много работать и приложит достаточно усилий. В начале XX века там вышли две книги, которые и стали фундаментом для последующего культа успеха и саморазвития. Это «Наука стать богатым» Уоллеса Уоттлза и «Думай и богатей» Наполеона Хилла. И автор нашумевшей в нулевых книги «Тайна» Ронда Берн вдохновлялась History of the secret первой из них, вышедшей Science of getting rich ещё в 1910 году.

Они валятся на наши головы из сотни, если не тысячи, книг, статей и блогов. Мы смотрим на успешных людей из интернета — они занимаются йогой, пьют по восемь стаканов воды в день, развивают осознанность, ходят на лекции — и чувствуем себя неправильными, раз не делаем всего этого.

2. Мы недовольны собой

И страдаем от перфекционизма, невротического стремления к идеалу — в определённых областях или во всей своей жизни. В эту ловушку попадает не меньше 30% How perfectionism affects your (mental) health людей, и их число всё время растёт Perfectionism Is Increasing, and That’s Not Good News .

Из‑за перфекционизма мы чувствуем себя неполноценными, недостаточно хорошими. И всячески стараемся это исправить. Кто‑то работает без выходных, кто‑то спускает все деньги на пластические операции и бьюти‑процедуры (хотя тут замешана ещё дисморфофобия — неприятие собственной внешности), а кто‑то ударяется в саморазвитие.

3. Мы хотим получить социальное одобрение

Конформизм буквально вшит в нашу биологическую программу. Изначально он был нужен, чтобы люди объединялись, взаимодействовали и таким образом повышали свои шансы выжить. Но желание быть как все часто нам мешает.

И если все вокруг постоянно совершенствуются, а у вас после работы получается только разогреть полуфабрикаты и тупить на диване с телефоном, вы как бы отбиваетесь от социума и, конечно, чувствуете себя неуютно.

А ещё боитесь оказаться не в теме и упустить что‑то важное. Иными словами, становитесь жертвой страха упущенной выгоды

И чтобы избавиться от него, повторяете за другими. В английском языке даже есть очень удачная идиома для такого случая: jump on the bandwagon — «запрыгнуть в фургон с оркестром».

4. Мы хотим почувствовать себя успешными

Мы нуждаемся в том, чтобы нас уважали, считали успешными и авторитетными. Согласно теории Абрахам Гарольд Маслоу, «Мотивация и личность» Абрахама Маслоу, это одна из наших фундаментальных потребностей — следующая после потребностей в любви и принятии. Но часто мы не соответствуем собственным представлениям об успешном человеке: должность не та, заработок слишком низкий, мало регалий и премий. И это расстраивает нас и лишает мотивации.

Там, где результат получить проще, где он будет более простым и предсказуемым.

Прочёл книгу о саморазвитии — не зря потратил время. Прошёл курс карандашной графики из 10 уроков и научился худо‑бедно рисовать простые натюрморты — можно поставить галочку и считать себя молодцом. То же касается спортивных достижений: если сегодня вы смогли пробежать всего 1 километр, через пару недель регулярных занятий сможете осилить два — это ли не повод для гордости?

Саморазвитие до… саморазрушения

Стремление к развитию, самосовершенствованию, безусловно, похвально. Нет ничего печальнее, чем оглядываться на собственную жизнь и понимать, что провел ее всю в состоянии неуправляемого сна. В случайных отношениях, на случайных работах, бессмысленно и бесцельно. Но не менее печальную картину можно наблюдать и на другом полюсе, когда человек уходит в своем стремлении к саморазвитию в фанатизм. Сейчас очень модны различные системы развития человека. Их много – древнейших и новейших (в большинстве своем переупакованных и модифицированных старых).

Не нравится только одно: зацикленность и слепой фанатизм, когда человек отрывается от реальности и полностью уходит в свои представления о ней. Это пугает и отталкивает, как будто рядом с тобой не живой человек, а запрограммированный робот. Он тебя не видит и не слышит, он занят воспроизведением заложенной программы…

Причем не только в общении с другими, но и в собственной жизни. Недавно мне встретился человек, который в своем стремлении к развитию незаметно для себя самого дошел до абсурда.

Первые шаги в этом направлении были вполне разумными и практичными: была реальная цель, было осознание своих «нехваток» и желание выйти на новый уровень в реальной жизни. Но потом его настолько увлек сам процесс, что он ушел в эту «программу саморазвития», как в виртуальную игру. Из реальной жизни он переместился в контекст этой игры с ее правилами, ценностями и целями. Они уже не имели ничего общего с тем миром, откуда он пришел со своими, вполне конкретными задачами

Но это уже было неважно

Возможно, в этой виртуальной игре он чувствует себя реализованным. У него там свои «уровни» и свои «бонусы», которые стали альтернативой современной социальной жизни. Но именно их иллюзорность, отдельность, отрезанность от мира, невозможность реализовать эти бонусы в нормальной человеческой жизни – и разрушает в итоге связь с «миром людей».

Я думаю, ослепленность идеей (любой) – это тревожный симптом. Когда уходит здоровая критичность, теряется трезвость взгляда. И тогда на месте одной разрушенной иллюзии воздвигается другая. Иногда еще более опасная. Если она поглощает человека настолько, что он становится ее ходячим воплощением, его разум уже «не главный». И тогда возникает вопрос, куда на самом деле ведет этот путь: к развитию или саморазрушению?..

Оксана Токарева

Возможные причины

Саморазрушение — результат неправильного воспитания

Как правило, истоки саморазрушения закладываются еще в детском возрасте. Ребенок, который вырастает, испытав на себе травмирующее воспитание, становится зависимым от других, подчиненным, он пытается всем угодить, у него возникают трудности с установлением личных границ, зачастую жертвует собственными интересами во благо другим. Давайте же рассмотрим, что именно может влиять на развитие личности, которая будет заниматься саморазрушением.

Нехватка заботы и любви. Это может быть и неприкрытое сексуальное, физическое или вербальное насилие. Также не исключено и пассивное или скрытое насилие, в частности, эмоциональная холодность матери или отца, отвержение ребенка, насилие над членами семьи, которое создает губительную обстановку для психики малыша, например, когда отец избивает мать, психологическое давление, частое применение угроз и манипуляций. Ребенок растет с пониманием того, что его не могут любить, он уверен, что является плохим, недостойным, неприметным и неважным, постоянно ощущает угрозу, которая над ним нависает. Во взрослой жизни эти факторы будут постоянно его преследовать.
Ложное представление. Ситуация, когда взрослые, в частности родители, навешивают малышу ложные убеждения

Например, могут звучать такие фразы, как «я лучше знаю как нужно», «родители правы всегда», «самое главное в жизни — это твоя семья», «ты маленький».
Нарушение чувства собственной важности, самооценки. Ситуация, при которой малыш растет с неправильными понятиями, из-за чего происходят проблемы с самовосприятием
Если ребенка часто ругали, указывая на его никчемность, концентрируя внимание на том, что он виноват во всех проблемах, то малыш будет расти с ощущением своей беспомощности, с мыслями о том, что никому нельзя доверять

Такой человек вырастет зависимым от мнения других людей, для него будет крайне важно нравиться окружающим.
Необоснованные ожидания
Случаи, когда родители ставят слишком завышенные требования к своему малышу, идеализируют ребенка, ставят перед ним слишком высокую планку. Ситуация усугубляется, если за каждым правовым следует наказание. Ребенок растет, не понимая, что все мы люди и можем совершать ошибки, и учиться на них. Такой малыш вырастет невротическим, тревожным, нередко из них вырастают перфекционисты.
Запрет настоящих эмоций и мыслей. Если родители запрещают ребенку реагировать так, как он хочет, осуждают его смех или улыбку на лице, то он начинает замыкаться в себе, подавляет то, что ощущает.

Возможные причины

В психологии говорится, что причины саморазрушения идут из детства. Психика ребенка — это трепетный и нежный инструмент, на котором нужно играть умеючи. Хотя может случиться так, что проблема саморазрушения появляется в зрелом возрасте. Причиной этому может быть потеря близкого человека или любой пережитый стресс. Итак, разбираемся в причинах саморазрушения:

Отсутствие родительской любви и ласки. Малыш остро воспринимает критику, наказания, особенно без объяснения причин. Физическое и сексуальное насилие влечет за собой ряд последствий, которые накладывают негативный отпечаток на всю оставшуюся жизнь.
Ложные утверждения. Например, родители твердят, что знают лучше, что не время еще принимать решения. Во взрослой жизни сложно перестроиться и понять, что время пришло и пора самому решать, чего ты хочешь.
Неправильная оценка себя. Если ребенка постоянно ругать и говорить о его никчемности, самооценка никогда не будет адекватной.
Неоправданные ожидания. Для каждого родителя его ребенок самый лучший

Важно понимать, что все дети разные с разными талантами и способностями. Если от малыша требуют слишком много и он не оправдывает ожиданий, его психика ломается.
Запрет на чувства, эмоции

Ребенок не может реагировать на ситуацию так, как считает нужным. В итоге замыкается в себе.

Родители, будьте бдительны, не допускайте подобных ошибок. А если вы обнаружили проблемы в зрелом возрасте, не отчаивайтесь, есть способы, как остановить саморазрушение.

Коллективная аутоагрессия[править]

Характерна для стигматизированных групп, коллективов и т.п.

Крайней степенью аутоагрессии страдают современные русские.

Манифест упоротого оптимиста

Определение понятия и виды

Что такое саморазрушение? Это состояние, когда мысли-деструкторы негативно влияют на восприятие мира. В ходе саморазрушения негативные мысли, эмоции либо действия могут угрожать жизни и психическому здоровью человека.

Агрессия — не всегда зло. В природе заложена агрессия. Служит она для того, чтобы выплескивать негатив наружу. В животном мире агрессия всегда направлена на кого-то, а вот в мире людей самая страшная агрессия направлена внутрь собственного сознания. Вот откуда берется тяга к саморазрушению

Выделяют 5 основных видов саморазрушения:

  1. Контроль над всеми. Люди, которые убеждены, что знают единственно верное решение и выход из любой ситуации. Стремятся контролировать всех, хотя на самом деле зависимы от других.
  2. Угождать всем вокруг. Только так человек чувствует свою значимость в обществе, только так понимает, что может быть полезен. Ему сложно понять, чего хочет он сам.
  3. Бесконечное мучение. «Идеальная» программа саморазрушения у человека. Он убежден в том, что жизнь — боль. Если нет проблем, их срочно нужно создать, а потом искать выход. Только эта модель поведения приемлема, в полном спокойствии наступает дискомфорт.
  4. Трудоголики. Работа — прежде всего, а много работы — еще лучше. Эти люди испытывают раздражение по отношению к людям, которые весело проводят время, а не заняты решением рабочих моментов с утра до поздней ночи.
  5. Перфекционисты. Берутся лишь за те задачи, в которых уверены. Не прощают себе промахов и ошибок, поэтому могут показаться лентяями, ибо только мелкие задачи им по зубам. Раздражаются, если кто-то не такой перфекционист, как они.

Существуют еще и чечеточники. Люди с большим кругом знакомств, но малым спектром ответственности. Боятся серьезных отношений.

Ориентация на личность в работах К. Роджерса

Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал психологию гуманизма. В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:

  1. «Реальное Я» — включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.
  2. «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.
  3. «Социальное окружение» — включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.

При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.

Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.

Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.

Ключевые правила в работе учителя

  1. педагогика должна способствовать формированию личности здоровой и адекватной, способствовать росту личности;
  2. источник развития и роста заложен в самом человеке, только путём осмысления и собственного опыта, ответственного выбора возможно обучение и самосовершенствование личности;
  3. личностный рост и развитие невозможно без понимания и принятия своей сущности. Уважение к себе и своему внутреннему миру позволяет рисковать, раскрывать новые грани личности.

Основные качества педагога

  • Доверительные отношения;
  • Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников;
  • Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях;
  • Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка;
  • Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания;
  • Понимать и знать самого себя.

Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться

Каждый человек в процессе своей жизни задаётся вопросами поиска себя, своего предназначения, что важно для дальнейшего развития и самосовершенствования. «Познай себя и ты познаешь мир» — говорили мудрецы

Чем опасен перфекционизм? В чем он проявляется?

В постоянном стремлении довести все до идеала. В случае неудачи – самобичевание, потеря веры в себя и уверенности. И как результат – депрессия, апатия, отсутствие желания жить;
Скурпулезности, повышенном внимании к каждой мелочи. Таким образом, потеря огромного количества времени, замедлении на пути цели, усталость и истощение;
Агрессивность к окружающим и жизни в целом. Постоянное недовольство ведет к накоплению негативных эмоций, отсутствию радости в жизни. Ведь все вокруг не соответствует стандартам перфекциониста;
Постоянное сравнивание себя с другими людьми, недовольство собой

Перфекционист сам загоняет себя в придуманные рамки и стандарты.
Слишком большая восприимчивость к критике, к завышенным ожиданиям;
Такой человек концентрирует все свое внимание лишь на ошибках и отрицательных качествах своих и других людей;
Постоянные сомнения и дисбаланс в оценке окружающего мира.

Человек с комплексом самоуничтожения: признаки

Найти в обществе людей с комплексом саморазрушения, к сожалению, не так уж и сложно. Обычно они предпочитают прятаться от всех в тени, но тем самым, становятся только заметнее для остальных.

Человек, который не может принять себя, всегда будет во всём виноватым, создавать проблемы и даже наказывать себя за них!

Не редкостью для таких людей становятся зависимости от алкоголя, табака и прочих наркотических веществ. Даже внешний вид и одежда у них совсем другие: более грязные, не аккуратные. А когда спросишь об их образе жизни, они наверняка вам ответят: “я не стою большего”, “это то, чего я заслуживаю”, “я не достоин большего”.

Такое отношение к себе не нормально для психически здорового человека! Поэтому в момент самопознания через самоуничтожение важно знать меру и границы, чтобы не сломить себя, как личность, а наоборот – закалить характер

Ключи к самопознанию через самоуничтожение

Загнать себя в критическую ситуацию самостоятельно довольно просто. Причинами такого опыта может стать: чувство глубокой вины, депрессия, жалость. Все эти чувства и мысли оказывают влияние на психику личности, тем самым, постепенно разрушая её. И только самому человеку решать, кем он выйдет из такой ситуации: победителем или проигравшим.

Помимо самостоятельного давления на собственную личность, также сильное воздействие могут оказать и близкие люди. Например, родители. Наверняка многие помнят, как в детстве родители требовали от своих детей соответствия их желаниям.

То есть желание воспитать достойного члена общества, который бы соответствовал их представлениям об идеале, и породили эту заведомо неправильную установку для дальнейшего воспитания. К примеру, часто употребляли в обращении к ребёнку такие фразы, как: “ты должен”, “ты не достоин” и так далее. Конечно, подобные манипуляции запросто могут сломать неокрепшую психику любого дитя.

Самопознание и самовоспитание характера

К счастью, довольно часто критические ситуации только помогают в раскрытии внутреннего потенциала. Очень часто люди, прошедшие путь саморазрушения становились намного сильнее, находя в себе способность к глобальным жизненным изменениям.
Существует множество примеров, как та или иная ситуация делала людей либо слабыми и неспособными к действиям, либо наоборот давала им мотивацию и силы для перемен. К примеру, если у ребёнка в детстве была неблагополучная семья, то впоследствии взросления, он либо делает адекватные выводы и самостоятельно себя воспитывает, добивается успеха в жизни, либо жалеет себя и равняется на родителей, превращаясь в таких же людей, как и они.

Ещё одним примером можно считать личную мотивацию для роста. То есть человек хочет добиться чего-то, но на данный момент ему недостаточно сил. В такой ситуации он либо начнёт действовать, перешагивая через своё “не могу”, либо жалеть и останавливаться на пути достижения цели.

Запомните, бывает так, что проблемы, даже которые мы сами себе придумали, давят на психику и физическое состояние. Но выход есть всегда, не стоит отчаиваться!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector