Самообразование педагога
Содержание:
- Источники для самообразования
- Самообразование вместо образования
- Как самообразование влияет на человека?
- Как следить за своим прогрессом
- Рубрики
- Мотивация
- Самообразование
- Оценка знаний
- Цели и закономерности процесса самообразования
- Как ускорить процесс самообразования?
- ТОП-10 советов по изучению нового
- Сущность самообразования педагога
- Apple презентовала новый iPhone 12
- Как научить, если ребенок не хочет учиться?
- Организация самообразования ребенка
- Прыщ на правой и левой скуле примета
- Новости
- Развитие творческого потенциала
Источники для самообразования
Книги.
- Классический базовый учебник — скучный и тягомотный, но с хорошей структурой информации, продуманным учебным планом, корректными определениями, формулировками и правильными акцентами на базовых вещах и некоторых тонкостях. (Хотя бывают и нескучные учебники — например, прекрасные справочники Шилдта по С/С++).
- Харкорные профессиональные издания (типа Страуструпа или Таненбаума) — глубокие книги, которые нужно читать с карандашом, ручкой, тетрадью и пачкой стикеров. Те издания, в которых нужно разобраться и из которых вы получите глубокие теоретические знания и азы практики.
- Научпоп книги по теме (типа «Питон для чайников», «Как устроен мозг» и т.д.) — книги, которые интересно читать, которые отлично запоминаются и в которых на пальцах объясняется работа самых сложных систем и категорий. Будьте внимательны: в наши времена повальной инфоцыганщины можно нарваться на шарлатанов в любой сфере, поэтому внимательно читайте об авторе — лучше, если это учёный какого-то университета, практик и желательно иностранный автор, по неведомой мне причине они пишут очень круто, даже в не очень хороших переводах).
базовые нормативно-правовые актыТетрадь, ручка.Карандаш, стикеры. Английский язык. Лекции в интернетеХабр, Medium, Тостер, Stack Overflow, GitHubПериодикаупоротыхсвободное посещение вузовских занятий
Самообразование вместо образования
В отличие от образования самообразование способствует развитию свободной личности, не ограниченной рамками учебного заведения. Общение в коллективе сверстников необходимо, но иногда развитие ребенка превосходит уровень его одноклассников. И тогда школьная программа обучения только тормозит его развитие.
Домашнее обучение позволяет самостоятельно построить комфортный график своего обучения
Конечно, это под силу только взрослым детям, которые точно знают, чего хотят и что для них важно. К такому способу обучения обращаются профессиональные спортсмены или другие творческие личности, образ жизни которых не позволяет им посещать учебные заведения
Люди с ограниченными физическими возможностями также могут получить образование экстерном. Не все учебные заведения оборудованы для особенных детей, но некоторые школы и лицеи принимают экзамены у детей на домашнем обучении и выдают аттестаты по итогам завершения образования.
Как самообразование влияет на человека?
Процесс самообразования и саморазвития предусматривает увеличение багажа знаний и навыков человека, совершенствуя профессиональный уровень личности. Но для того, чтобы постоянно развиваться, необхордимо грамотно ставить цели, анализируя достижения и неудачи, как составляющие процесса обучения
Останавливать внимание стоит на значимых деаталях, которые делают вас умнее. Каждый человек чувствует потребность в регулярном получении знаний
Главное — стараться познать максимум информации, не останавливаясь на простых физических потребностях.
Такой процесс самообразования способен делать из простых людей великих ученых и теоретиков. Никогда не снижайте планку собственной подготовки, при возможности поднимая ее выше. Современный период характеризуется небывалыми переменами в жизни человека — великие революции и смена государственного строя граничит с потрясающими научными открытиями. В эпоху перемен на первое место выходят способности человека к самообразованию и адаптации к окружающему миру. Постоянный личностный рост, неудовлетворенность достигнутым и совершенствование мира делают нас умнее, опытнее и образованнее.
Как следить за своим прогрессом
Документируйте процесс
Ведите дневник, чтобы следить за своим продвижением. Недостаток дневника в том, что он быстро превращается в дополнительное обязательство, которое хочется бросить. Поэтому эссенциалист Маккеон предлагает не писать в дневнике много. Просто придумайте заголовок для прошедшего дня и опишите свои достижения одной фразой. Такой минималистский дневник не требует ментальной энергии и фиксирует главные моменты в обучении.
У дизайнеров есть свой формат документации — скетчбук. Это блокнот или небольшой альбом для записей, набросков, коллажей и экспериментов. Если вы работаете с визуальным материалом, например исследуете техники бега известных атлетов, то скетчбук подойдет идеально. Бег вообще легко документировать: существует целый рынок приложений для бегунов. Они собирают все данные о тренировках и даже делают рекомендации.
Повесьте над своим рабочим местом фото с соревнований или ваши тексты на английском — они будут напоминать о ярких прорывах или о самых интересных ошибках.
Собирайте свои идеи
Идеи возникают в любое время в любом месте. Как только мысль вспыхнула, запишите ее в телефон или блокнот — туда, куда постоянно заглядываете. Большая часть идей будет бесполезной: либо банальными, либо трудоемкими, либо фантастическими. Но изредка будут появляться оригинальные и выполнимые решения, ради них и ведите записи. Кроме того, накопленные идеи покажут, как работает ваше творческое сознание.
Изучайте свои ошибки
Ошибки говорят об учебном процессе больше, чем идеи. Идеи редко воплощаются в реальность, а ошибки всегда проявляются на практике. Чаще всего они отражают особенности вашего подхода к обучению. Мы повторяем их постоянно. Не делать одну и ту же ошибку дважды — утопия и штамп для бизнес-литературы. Поэтому коллекционируйте и изучайте свои промахи.
Опыт — это ошибки. Именно ошибки задают границу комфортной зоны, именно они определяют баланс когнитивной нагрузки. Если хотите расти над собой — делайте ошибки быстрее.
Рубрики
Мотивация
Платные курсы здорово мотивируют. Если отдашь за них всю свою зарплату, то ходить будешь любой ценой.
А еще в самообразовании нет никакого насилия. Вас не отчислят за опоздание и непосещение. Не снизят балл за неправильный ответ. Не обзовут лузером за двойку. Это хорошо с точки зрения общечеловеческих ценностей, но здорово расхолаживает.
Есть дурацкий, но эффективный способ немного поднять себе мотивацию. Каждый день задавайте себе вопросы из списка.
- Я сегодня чему-то учился? Сколько времени ушло? Что было сделано?
- Что я узнал?
- Прогресс есть?
- Можно в ближайшую пару дней эти знания применить?
- Сегодня я что-то применил на практике?
- Какие учебные планы на завтра?
Только действительно задавайте, а не думайте, что неплохо было бы об этом подумать, но можно сделать это завтра. Нельзя. Сделайте сегодня.
Вам еще может помочь статья Пара слов о мотивации, или Как побороть лень.
Самообразование
Сочинение на тему: «Самообразование»
Самообразование — это самостоятельное приобретение учащимися, школьниками, студентами знаний с учетом их интересов, склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в учебных заведениях. Это желание стать лучше, умнее, приносить пользу и себе, и людям, и своему отечеству.
Я уже занялась самовоспитанием, выбрала заветные цели и принципы и очень довольна, что моя жизнь наполнилась смыслом и стремлением. Имея опыт самовоспитания, неплохо заняться и самообразованием.
Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связан с самовоспитанием. В чем заключается эта связь? А в том, что значительная часть учащихся и студентов пытаются постоянно самосовершенствоваться, развивать в себе определенные качества личности, стараются искоренить отрицательное в поведении и чертах характера.
Что же заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Дело в том, что в наш век научно-технического прогресса, в век атомных электростанций и завоеваний космоса, наука, техника, производство не стоят на месте, а непрерывно развиваются и совершенствуются. Это и обязывает любого специалиста независимо от ранее полученного образования и профессии, заниматься самообразованием.
Дл чего человек учится? Человек, вооруженный знаниями, становится богаче, умнее сам и больше пользы принесет людям. Он сумеет определить свое место в общем строю, приложит свои силы и знания там, где больше всего нужно; научится строить правильные отношения с людьми, станет ценным специалистом.
Как же правильно приступить к самообразованию, чтобы углублять свои знания, чтобы успешно подготовиться к экзамену, к защите диплома и т. д.?
Путь, конечно, трудный – потому что требует больших усилий преодолений себя, твердости духа, умения совмещать учебу с работой или своими домашними обязанностями. Но путь надежен, потому что эти трудности преодолеваются осознанно, с верой в себя, в свои силы, в свое будущее.
Много предлагается в педагогике советов, как заниматься самообразованием, но самое главное – это наше стремление, желание, труд, терпение и цель.
Сначала надо определить цель – как движущий стимул; потом план как облегчение достижения цели; сделать выбор необходимой литературы; правильно распределить свое время; создать необходимые условия; составить режим занятий; научится правильно отдыхать, чередуя умственную работу с физической.
К условиям успешной умственной работы относятся и психологические факторы. Это целеустремленность, вдохновение, самостоятельность, настойчивость.
Успешность самообразования зависит не только от правильности его организации, но и от личных особенностей студента.
В народной пословице говорится: «Век живи — век учись». И я стараюсь правильно учиться каждый день, каждый час, отбирать только правдивую и необходимую литературу, конспектирую высказывания и советы великих людей, стараюсь определить самое главное в тексте, навожу справки, если мне что-то непонятно, обращаюсь к первоисточникам, справочникам, словарям, в интернет. Каждый день пытаюсь узнать что-то новое и полезное.
По этому поводу выписала понравившиеся слова великого педагога Станиславского: «Каждый день, в который вы не наполнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим». И я приняла этот совет для себя, ведь учиться придется всю жизнь, нельзя останавливаться в своем развитии, чтобы каждая минута жизни была полезна не только для себя, но и для других.
«Красиво жить – не просто звук пустой,
Лишь тот, кто в мире красоту умножил
Трудом, борьбой, — тот жизнь красиво прожил
Воистину увенчан красотой!» (И. Бехер)
Оценка знаний
Вот это самая большая проблема самообучения. Нет способа объективно и самостоятельно оценить свои знания. Насколько вы круты? Что получается, а что нет? Насколько вы лучше или хуже других? А вы себе не врете?
Оценивать знания обычно помогают контрольные и тесты. Причем лучше всего групповые – это когда вы видите свой результат в столбике результатов других учеников. Вы набрали 58 баллов из 100. 48 человек из 80 оказались лучше вас. Очень обидно, но честно и объективно.
Можно сколько угодно раз ругаться на экзамены и тесты, но ничего лучше пока не придумали. Относитесь к ним спокойно. Они существуют не для того, чтобы навсегда уронить вашу самооценку. Цель – спокойно оценить, что ты понял, а что нет из изученного материала.
Проще всего себя протестировать в школьных и академических дисциплинах. Найдите методичку по теме, да пройдите тест.
А вот с неакадемическими дисциплинами, вроде SMM, сложнее. Такие дисциплины можно проверить только на практике.
Единственный вариант – попробуйте найти специалиста в интернете и попросите его оценить ваши работы. Не факт, что он согласится, но это вполне возможно. Но будьте готовы к тому, что вас проигнорируют или пошлют лесом. Такова жизнь.
Цели и закономерности процесса самообразования
В соответствии с ведущими целями самообразования выделяются следующие уровни самообразовательной деятельности педагога:
- компенсаторный – направлен на устранение пробелов в знаниях
- адаптация – достижение необходимого уровня педагогической культуры
- творческий – развитие и совершенствование педагогического творчества
Определение цели во многом зависит от личности педагога, имеющихся у него профессиональных знаний, умений и навыков, уровня подготовки и желании заниматься самообразованием. Исходя из этого, приято различать три типа целей самообразования педагога:
- Ближние цели самообразования – заполнение пробелов в знаниях, пополнение знаний по ведущим предметам (психология, педагогика, возрастная физиология и т.д.).
- Средние цели самообразования – углубление и расширение знаний по конкретному предмету или проблеме в области педагогики.
- Дальние цели самообразования – овладение теорией и практикой организации педагогической деятельности с целью повышения их квалификации.
Все эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы.
Закономерности процесса самообразования:
- Стремление к самообразованию во многом зависит от уровня умственного и нравственного развития педагога, его социальной активности и жизненной позицией.
- Стремление к самообразованию растет пропорционально удовлетворению его познавательных потребностей и интересов посредством деятельности по самообразованию.
- Стремление к самообразованию опирается на наличие у педагога навыков самообразования и потребности в их совершенствовании.
- Стремление к самообразованию напрямую зависит от условий познавательной деятельности педагога.
Замечание 2
Таким образом, профессиональное самообразование педагога является одной из важнейших составляющих успешности его педагогической деятельности.
Как ускорить процесс самообразования?
Самообразование и саморазвитие напрямую зависят от процесса обучения личности — это и есть основной способ ускорения развития человека. Самообучение и познание этикета способствуют лучшему усвоению информации.
В разные периоды личностного роста характерен возраст — не стоит пытаться его увеличить, иначе произойдет сбой и неполноценность развития. Также, большая нагрузка может притупить способности человека и желание к развитию
Потому, очень важно соблюдать этапы развития личности. Ежедневно мы принимает физиологические, физические и психологические изменения, независимо от возраста
Дабы правильно воспринимать жизненные изменения, осознайте законы развития личности, значение кризисов и соединение всех процессов бытия в один вектор саморазвития.
Также, при интенсивном развитии личности учитывайте соотношения биологического и социальных факторов
Физическое развитие всегда отображает умственные показатели, потому для лучшего усвоения информации уделяйте внимание своему телу. Походы в тренажерный зал, ежедневные домашние упражнения и утренние пробежки стимулируют умственное развитие
Для лучшего самообразование старайтесь прогнозировать жизнь — кризисам и депрессиям свойственно понижать нашу активность, порой ударяя в самых неожиданных местах. Старайтесь предусмотреть негатив в вашей жизни.
Отдых — еще одна немаловажная деталь самообразования и саморазвития. Уделяйте круглосуточно не менее 10 часов отдыха, не читая книг, не смотря телевизор и не находясь в интернете. Таким образом, вы простимулируете естественное ускорение личностного роста — чем больше и лучше вы отдыхаете, тем эффективнее работаете. Старайтесь находиться в тишине, по мере возможности убирать раздражающие факторы и давать мозгу отдохнуть. Вы забудете о психических расстройствах и других заболеваниях организма — здоровое тело означает здоровый дух.
ТОП-10 советов по изучению нового
Самообразование может предполагать и изучение определенного предмета, направления, постижения определенных технологий и даже получение новой профессии.
Миллионы людей самостоятельно изучают языки, осваивают алгоритмы управления определенными сервисами. Если вы хотите изучить что-то новое – эти советы для вас.
Найдите источник бесконечной мотивации
Если у вас нет серьезной мотивации – можете даже не пытаться. Ничего не выйдет. До конца дойдут не те, у кого есть куча свободного времени, а те, кто понимает смысл работы. Если вы осваиваете новую профессию, то мотиватором может послужить любовь к новому делу, высокая зарплата, кардинальные перемены в жизни. Изучаете новый язык – вас может вдохновить перспектива иммиграции или частых поездок в другую страну.
Подберите ресурсы для самообразования
Понятно, что их перечень будет постоянно пополняться и дополняться
Но важно иметь базис – источники, в качестве которых вы будете уверены. Необходимость прыгать с сайта на сайт и с курса на курс в попытке изучить одну тему – не лучшая идея, вы потратите слишком много времени и потеряете мотивацию
Почитайте обзоры, спросите совета у знающих людей и подберите качественные образовательные ресурсы.
Впустите новое в свою жизнь
Если вы изучаете английский язык – начните слушать радиопередачи на английском, смотреть сериалы с субтитрами, смените язык в настройках смартфона, как можно больше общайтесь с англичанами и американцами в сети. Учите программирование – установите тематические мобильные приложения, подпишитесь на профессиональные группы в соцсетях, записывайтесь на все бесплатные вебинары и курсы, посещайте оффлайн-лекции.
Обеспечьте регулярные занятия
Постоянные переносы занятий «на завтра» означают не столько усталость и загруженность, сколько отсутствие мотивации. Попробуйте найти новые источники вдохновения, пересмотрите модель обучения и образовательные ресурсы, найдите единомышленников и занимайтесь вместе, откройте для себя новые блага достижения цели
Важно, чтобы желание дойти до конца не угасало несмотря на усталость и постоянную нехватку времени
Постарайтесь вынести страх за скобки
Страх перед неизвестностью из-за смены профессии, переезда в другую страну или перехода на новое место работы может усиливать внимание к неудачам. Если избавиться от него не удается, выносите опасения за скобки – продолжайте делать то, что делаете
Вам нечего терять в процессе самообразования – этот стимул станет лекарством от страха.
Применяйте знания на практике
Не пишите в стол. Если вы учитесь новой профессии – старайтесь брать проектную работу с элементарными требованиями, постепенно увеличивая возможную сложность. Если изучаете язык – ищите в сети носителей и общайтесь с ними, пишите эссе для участия в конкурсах, по возможности посещайте страны, где сможете применить свои навыки на практике.
Не давайте себе поблажек
Будьте объективны – не давайте себе послаблений в занятиях, не оправдывайте себя и не останавливайтесь. Если вы теряете мотивацию – ищите новую, если обнаруживаете проблемы с волей – найдите источники вдохновения. Одно пропущенное занятие может привести к краху вашей мечты, постарайтесь не допускать этого. Постоянно ищите возможность заниматься больше.
Равняйтесь на лучших и собирайте их истории
Успех людей, добившихся многого в выбранной вами сфере – лучший источник вдохновения. Узнавайте о них, читайте биографии, по возможности посещайте их вебинары и находите возможность общения. Чем больше прошедших тот же путь людей вам удастся узнать, тем сильнее будет мотивация, тем чаще вы будете повторять себе: «Если они смогли, то и я смогу».
Не спешите тратить деньги
Почти вся необходимая для вашего обучения информация представлена в Интернете абсолютно бесплатно. Не спешите идти на платные курсы – здесь неудачи нанесут мощный удар по мотивации, так как вы инстинктивно будете приравнивать дорогое к качественному. А раз вы не смогли научиться даже за деньги, то самостоятельно не сможете и подавно. Это не так. Тратьте деньги на самообразование рационально, всегда ищите бесплатные аналоги платным курсам.
Сущность самообразования педагога
В настоящее время непрерывное образование педагога предусматривает не только специально организованное получение знаний и умений по профессии, но и процесс самообразования, который позволяет ему овладеть необходимыми навыками педагогической деятельности и достичь в ней профессионального мастерства, тем самым совершенствуя и собственную личность.
Необходимость в самообразовании обусловлена в первую очередь целями, стоящими перед педагогической деятельностью.
Педагогическая деятельность не стоит на месте, к ней постоянно предъявляются все новые требования, внедряются инновации и обновления. Все это требует от педагога повышения уровня собственных знаний с целью овладения данными новшествами и эффективным внедрением их в педагогический процесс.
Замечание 1
Обновление и расширение знаний педагога так же необходимо для того, чтобы в полной мере удовлетворять потребности учащихся в новых знаниях, качественно расширять их кругозор, мотивировать на обучение.
Педагог, занимающийся самообразованием, осваивает новые педагогические идеи, внедряет в процесс обучения передовой опыт, апробирует и анализирует полученные по итогам внедрения результаты.
Довольно часто происходит так, что при поступлении в педагогические учебные заведения, вчерашние школьники попадают в новые для них условия, которые требуют получения новых умений и навыков для успешного обучения. В последующем тот опыт, что был им получен на первом курсе обучения по адаптации к новым условиям, положительно сказывается и в профессиональной деятельности. Педагоги быстро ориентируются в нововведениях, овладевают ими и успешно применяют в профессиональной деятельности.
Овладение навыками самообразования подразумевает:
- Сформированность культуры умственного труда (мышление, анализ, синтез и т.д.)
- Наличие устойчивого познавательного интереса, умений и навыков творческого разрешения профессиональных задач (проблем, ситуаций)
- Овладение эффективными приемами и методами самостоятельной работы по получению необходимой информации
- Гигиену умственного труда и его педагогическую целесообразность
- Умение правильно и рационально распределять собственное время, равномерно расходовать духовные и физические силы.
Apple презентовала новый iPhone 12
Как научить, если ребенок не хочет учиться?
Существует категория родителей, которые утверждают, что их ребенка ничего не интересует, и работа по самообразованию не проводится. Чаще всего такие родители просто не умеют общаться со своими детьми и не замечают их интересов. Если ребенку не уделять достаточного количества внимания, то можно пропустить важные моменты в его становлении как личности.
Если ребенку нравится сидеть за компьютером, то не обязательно он не хочет учиться. Может, ему не нравится читать книги. В таком случае можно воспользоваться помощью электронных пособий и всевозможных презентаций. Только стоит учесть, что то время, которое ребенок проводит за монитором, не должно превышать допустимых для его возраста норм. И если он учится за компьютером, то играть он должен на улице.
Проявление интереса к работе самого компьютера и компьютерных программ может также говорить о творческом потенциале. Если ребенок проявляет желание понять принцип работы, а тем более если у него это получается, то не стоит ограничивать его. Желания родителей могут не совпадать с интересами ребенка. Возможно, это будущий компьютерный гений.
Организация самообразования ребенка
Помочь ребенку реализовать свои таланты несложно, если знать, что такое самообразование, а также как его организовать. Прежде всего это касается дополнительных занятий, посещений секций, кружков. Этот вид самообразования направлен на развитие индивидуальных качеств ребенка.
Посещая различные выставки и музеи, человек получает общие знания, которые ему всегда пригодятся в жизни. Если прививать ребенку с детства любовь к искусству, то в будущем эти знания дадут о себе знать хорошим вкусом.
Этот же принцип действует для тех, кто предпочитает картинам выставки технических новинок. Увиденное однажды всегда найдет свое отражение в собственной деятельности человека.
Прыщ на правой и левой скуле примета
- Прыщ на левой скуле предвещает скорое знакомство с будущим супругом или любимым человеком
- Прыщ на правой стороне сулит деловую встречу
На какой бы скуле не выскочил прыщ, он станет предвестником внесения положительных изменений в жизни
Новости
Развитие творческого потенциала
Способы развития творческих задатков ребенка могут рассматриваться как самообразование. Воспитание детей включает в себя также направление его энергии в правильное русло.
Если ребенок подвижен и активен, то ему просто необходимы занятия спортом для выплеска лишней энергии и формирования характера.
Вовремя заметить необычные способности ребенка входит в круг обязанностей родителей и преподавателей. Если ребенок предпочитает занятия музыкой, то насильно отдавать его в спортивную секцию не лучшее решение
Физическое развитие тоже важно, но не в ущерб интересам самого ребенка. Не стоит исполнять свои несбывшиеся мечты за счет детей
Обеспечить ребенку полноценное развитие — первоочередная задача родителей.